"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Просьба правильная


  - радование Христа добрым (правильным/рассудительным/полезным) побуждающим обращением об оказании/предоставлении милости...





 

  "9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, и стала пред Господом. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
  10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
  11 и дала обет, говоря: Господи Всемогущий Боже Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его.
  12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
  13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
  14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня.
  15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
  16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
  17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
  18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже печально, как прежде.
  19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.
  20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа Бога Саваофа я испросила его.
  24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца и хлебы и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, и отрок с ними; отрок же был еще дитя.
  25 И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока и закололи тельца; и привела отрока Анна мать к Илию
  26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
  27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
  28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
  (1 Цар. 1)"
  "23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам.
  24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
  (Ин. 16)"
  "13 И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
  (Ин. 14)"
  "9 даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
  10 И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
  11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, –
  12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
  13 и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои;
  (3 Цар. 3)"
  "7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
  8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
  9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
  10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
  11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
  (Мф. 7)"
  "19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
  20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
  (Мф. 18)"
  "20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
  21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
  22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
  (Мф. 21)"
  "7 В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе.
  8 И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и поставил меня царем вместо него.
  9 Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной,
  10 то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?
  11 И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя,
  12 премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя.
  (2 Пар. 1)"
  "22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
  23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами.
  24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
  25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
  26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
  27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
  28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.
  (Мф. 15)"
  "5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему.
  6 Но да просит с верою ...
  (Иак. 1)"
  "21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
  22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
  (1 Ин. 3)"
  "14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
  15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.
  (1 Ин. 5)"


 



  
 

  "Святые испрашивают нам у Бога прощение грехов.
  Все мы, братие, умоляем Господа о прощении грехов наших. Но, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную, чувствуя свое удаление от Бога по грехам нашим, мы должны прибегать и к святым, как близким к Богу, с молитвою об исходатайствовании ими отпущения неправд наших.Святые, в обителях небесных удостоенные близкого общения с Господом Иисусом Христом, единым Ходатаем Бога человеков, давшим Себе избавление за всех, имеют благодать молиться за земных своих братий, еще обремененных грехами, и испрашивают им прощение этих грехов и прелагают гнев Господень к ним на милость.
  Некоторая женщина, впадши в тяжкий грех и, не будучи в силах из-за стыда поведать оный отцу своему духовному, пришла к св. Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому, и, падши к ногам его, воскликнула: «О, преблаженный, я такой тяжкий грех сделала, что не имею сил сказать о нем; но при сем верую, что ты один можешь разрешить меня от него!» Иоанн сказал: «Если с верою пришла сюда, то исповедуй мне грех свой». Жена отвечала: «Не могу, Владыко». «Ну, так, если стыдишься, – сказал Иоанн, – поди, напиши на хартии твой грех и принеси ко мне». «И этого не могу сделать», – сказала женщина. Патриарх сказал: «Так запечатай хартию и принеси сюда». Женщина исполнила повеленное, принесла хартию к Иоанну и умоляла его, чтобы он не распечатывал ее.
  После сего жена удалилась из города, в котором жила, а св. патриарх, по взятии от нее хартии, на пятый день скончался и был погребен. Узнавши о сем, жена возвратилась в город и, думая, что грех ее уже известен, если не многим, то некоторым, в страшной скорби пришла ко гробу Иоанна и стала вопиять: «О, человек Божий! И тебето одному я не осмелилась открыть грех мой, а теперь знают о нем все. Не отступлю от гроба твоего до тех пор, пока ты не известишь меня о том, где мое рукописание. Я верую, что ты не умер, но и сейчас жив!»
  И, так вопия, женщина пребыла у гроба св. патриарха, не вкушая пищи, три дня. В третью ночь является ей патриарх с двумя епископами, которые ранее были погребены рядом с ним, и говорит: «О, женщина, когда же ты перестанешь беспокоить нас и орошать могилы наши слезами?» И, сказавши это, святой дал ей в руки хартию ее и еще сказал: «Возьми ее и, распечатав, посмотри, что в ней». Женщина взяла хартию, и видение кончилось. Распечатавши оную, женщина увидала в ней, что рукописание греха ее зачеркнуто, а ниже было написано следующее: «Иоанна ради, раба Моего, загладися твой грех». И рада бысть жена, заключает сказание, возвратитися в дом свой, приимши отпущение грехов.
  Из этого повествования ясным становится, братие, то, что святые подлинно имеют благодать молиться за нас, испрашивать нам прощение грехов и прелагать гнев Господень к нам на милость. А ввиду этого, будем молиться святым и о том, чтобы они просили Господа об утолении гнева Его, праведно на нас движимого, ходатайствовали бы пред Ним об отпущении нам грехов и, наконец, испросили бы нам и христианскую кончину живота нашего, безболезненную, непостыдную, мирную, и добрый ответ на страшном суд Христовом. Аминь. (Протоиер. Виктор Гурьев)"
  "Но разве и без того не слышит нас Бог, разве Он не знает о всех наших нуждах? Конечно же, слышит и знает! Он требует от нас молитвы, во-первых, для того, чтобы мы четко смогли осознать собственные желания, во-вторых, чтобы почувствовали свою беспомощность и потребность в Боге и, в-третьих, с тем, чтобы научились просить у Бога. Если Он станет давать нам все желаемое немедленно, еще до того, как мы осознанно попросим, то с той же легкостью, с какой мы получили от Него просимое, его и потеряем. (Архим.. Емилиан, Симонопетрит)"
  "Надо каятья с прошением: "Господи, избави меня от всего того, что мешает Твоему пребыванию во мне. Господи, научи меня всегда пребывать в покаянии. (Протоиер. Григорий Долбунов)"
  "Не просите у Бога ничего, кроме исполнения воли Его, ибо Он Сам знает, что ниспослать нам. (Прп. Серафим Вырицкий)"
  "Если кто взыщет Бога с сердечным усилием, и если будет просить о чём-нибудь с правильным разумением, заботою и усилием сердечным, не связываясь ничем от мира, но стараясь о душе своей, чтобы на суд представить её неосужденною, то Бог подаст ему. (Авва Пётр)"
  "Докучай Создателю своему, сколько сил есть, молитвами, чтоб не уклониться от предлежащей цели твоей. И бесстрастия не ищи, как недостойный такого дара, но проси притрудно спасения - и с ним получишь и бесстрастие. (Прп. Феогност)"
  "Я не знаю, молились ли вы за своих детей, когда они лежали в колыбели, когда они пошли в школу, когда начали взрослеть. Я не знаю, чего вы просили у Бога для них, когда молились. Если молились, то, конечно, просили здоровья. А вот просили ли терпения, целомудрия, трудолюбия, крепкой веры в Господа, я не знаю. Но как бы то ни было, молитесь сейчас. Просите для них у Бога верности, терпения в невзгодах, конечно, здоровья, которое так хрупко и так желательно. (Протоиер. Андрей Ткачёв)"
  "О чём молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь всё видишь, знаешь Сама: посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, всё претерпевшая, всё премогшая, - всё поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнёт горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой.

  Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила её и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика, о Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце моё, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, повергаю к Пречистым ногам Твоим, Владычице! Дай всем, кто зовёт Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Испрашивай у Бога благодати - чтобы она помогла тебе исполнить те добрые желания, которые при сем чтении родятся. (Свт. Григорий Богослов)"





 

"За всё недолжное (мысль, чувство, слово, взгляды и проч.) немедленно мысленно от всего сердца вздохните к Господу и попросите прощения – и довольно. Не копайтесь больше, не разбирайте: я такая, я сякая. Все равно, мы себя не знаем и не можем правильно судить о себе. Господь – наш Судия. Наше дело просить за все прощения, а осуждать кого-либо, даже себя чрезмерно, – запрещено. Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. Грядущего ко Мне не изжену вон. Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед — находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла. Господь да благословит тебя.
(Игум. Никон (Воробьев))"



"Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «Просите, и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией.
(Прп. Силуан Афонский)"

 



"Не всякому просящему возможно получить то, чего желает, но тому, кто делами приобрел себе право просить с дерзновением.
(Свт. Григорий Нисский)"



  "Господи, имя Тебе - Любовь: не отвержи мя, заблуждающегося. Господи, имя Тебе - сила: укрепи мя, изнемогающего и падающего. Господи, имя Тебе - Свет: просвети душу мою, омрачённую житейскими страстями. Господи, имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою. Господи, имя Тебе - Милость: не переставай миловать меня.
  Не забывай чаще воздыхать о недостатке веры и любви своей к Богу и молись как можно чаще о ниспослании тебе свыше дара веры и любви. Представляй (вспоминай) чаще, что ты ни в душе, ни в теле, ни около — ничего своего не имеешь, а имеешь только то, что дарует Бог; также представляй чаще, что ты сам по себе и окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг — и тогда  только проси себе милостей Божиих. Иисус Христос есть Упование наше - возводи же к Нему чаще с упованием очи твои и проси во всём Его всесильной помощи. Боже мой! Как легко наследовать благословение Божие и клятву (Богооставленность/благодатооставленность - от авт.), и притом гораздо легче клятву, чем благословение. Как быстр переход от состояния благодати к состоянию греха, так легок переход от благословения к клятве. Но как тяжело переносить клятву! Боже мой! 
  Когда молишься, то старайся, чтобы молитва прошла чрез твоё сердце, то есть чтобы непременно почувствовало сердце то, о чём ты говоришь в молитве, чтобы оно пожелало того блага, коего просишь.
  Когда вы просите о чём-нибудь какого-нибудь доброго, милостивого человека, который благодетельствует, вы думаете во время ещё самой просьбы: он непременно сделает, о чём я прошу его, потому что он так милостив, добр. Это же, непременно это же делайте, когда вы просите в молитве Господа Бога, если только, впрочем, молитва ваша достойна. Бог ли не исполнит наших справедливых прошений? «Просите», говорит Спаситель, «и дастся вам». Милость человеческая есть только слабая тень милости Божией: «Аще убо вы, зли суще...»
  Проси с верою несомненною, что тебе нужно — и будет тебе. Опыт.
  «Алчущия исполни благ». Чем глубже покаяние, смирение, сознание и чувство своих грехов - тем обильнее подается благодать прошения, тем более благ изливается в душу человека от всещедрого Владыки.

  Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы, от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовию и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание сердца, и ты вскоре скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: сия перемена от десницы Вышняго. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших. Радость моя! Возложи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближних своих - и тебе дастся всё, о чём попросишь. 
(Прп. Серафим Саровский)"

 



  "Чем глубже сокрушение, тем лучше. Но как бы ни было сильно сокрушение, и тени не допускай нечаяния помилования. Помилование уже совсем готово, и рукописание всех грехов разодрано на кресте. Ожидается только раскаяние и сокрушение каждого, чтоб и ему присвоить силу крестного заглаждения грехов всего мира. С сим упованием пади ниц душою и телом и вопи: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,- и не переставай вопить, пока не восчувствуешь себя виновным-милуемым, так чтоб вина и милование слились в одно чувство.
  Эта благодать нисходит наконец на всякого кающегося. Но ему сопутствовать должна решимость, обетом скрепленная, не поблажать себе потом, а строго блюсти и охранять себя от всяких падений, не только больших, но и малых, с присовокуплением усердной молитвы о благодатной к тому помощи. После столь близкого опыта неблагонадежности своих сил и усилий сами собой пойдут из сердца воздыхания: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И Дух Твой благий да наставит меня на землю праву.

  Таким образом, тебе надлежит всегда желать, просить и искать того одного, что благоугодно Богу. И если когда усомнишься, благоугодно ли Богу то или другое, ищи того и проси в той мысли, что ты желаешь то сделать или иметь, если того желает и Бог. Того же, о чём наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другой какою целью, хотя бы и духовною.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 

 

  "Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходим к Бессмертной Жизни. Господь повелел молиться не о богатстве и тому подобном, но только о хлебе, причем о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




  "Во всех благих начинаниях мы нуждаемся в помощи Божией; тем более нуждаемся в ней для свержения ига греховного, для вступления на стези правые и святые. Помощь Божия испрашивается усердной, внимательной молитвой. Святые Отцы наставляют нас молиться о том, чтоб даровано было нам узреть согрешения наши, чтоб послана нам была Свыше благая и спасительная мысль исповедания грехов наших. То и другое — дар Божий! Правильнее сказать, все действия, из которых составляется блаженное покаяние, непременно требуют содействия Божия...
  Моли Господа, чтоб Он положил вражду между тобою и семенем змея, которое есть грех; моли Его, чтоб Он воодушевил тебя мужеством в борьбе с самим собою, с поврежденным естеством твоим, с живущею в тебе смертию. Моли Господа, чтоб Он Сам поборол за тебя, и таким образом всегда доставлял тебе победу: Господь не может не быть победителем. Если же мы побеждаемся, — это значит, что сражаемся одни, — Господь не нисходит вместе с нами на сражение против иноплеменников. Он не нисходит или по причине раздвоенного произволения нашего, или потому, что мы заслуживаем оставление за небрежение наше, за хладность нашу к Нему, за привязанность к миру и к его сладостям.
  Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.
    Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая различные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Учись из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоём.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




  "Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зия­ющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? Кто откроет его, чтобы, почерпая от него с верой, мы прохладили души наши, грехами и страхом Суда Божия сокрушенные? Каждый,наверное, задавался целью отыскать его, многие, как та евангельская больная, истратили все свое имение, ища его среди людей, но не нашли, ибо нет против этих язв лекарств у людей. На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие, указывая прообраз для нашего исцеления в медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне.
  Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верой на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего диавола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо «Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира». «Той же язвен бысть за» «грехи» «нашя...» Его «язвою мы изцелёхом». Так и Он Сам учил, говоря: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный». Итак, взи­рать должно всякому согрешающему на Христа Распятого, к Нему, седящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердеч­ные очи и с верой просить греховным язвам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворя­щий!
(Прп. Гавриил Седмиезерный)"

 



  "Не переставай исследовать себя самого, точно ли ведешь ты жизнь по заповеди; но не смотри на внешнее, чтобы можно тебе было найти в ком-нибудь достойное порицания, по примеру этого жестокого и высокомерного фарисея, который стоял, оправдывая себя и уничижая мытаря. Напротив того, не преставай судить себя самого: не согрешил ли ты в чем помышлением? не поползнулся ли на что язык, предваряя мысль? не совершено ли в делах рук твоих что-нибудь необдуманное? И если найдешь много прегрешений в жизни своей (а найдешь, без сомнения, потому, что ты человек); то скажи словами мытаря: Боже, милостив буди мне грешному!
  Проси себе того, что достойно Царя Бога. А прося того, что достойно Бога, не отступай, пока не получишь. В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезное.
(Свт. Василий Великий)"

 

  

"От всего сердца вопиющие ко Господу, хотя бы и дошли до крайней опасности, несомненно, сподобятся помощи свыше.
(Прп. Нил Синайский)"





  
  "Когда мы просим чего-либо в молитве, то должны ждать с терпением. Однажды у меня опух глаз и сильно болел. Я трижды ходил к иконе Божией Матери и просил её об исцелении, чтобы я мог по ночам читать Псалтирь. Взял и масло от лампады перед иконой, помазал им глаз, но он не проходил Через несколько дней стало ещё хуже; глаз болел сильнее и опухал всё больше. Прошло пятнадцать дней. Тогда я опять со смирением пошёл к иконе Богородицы и сказал «Матерь Божия, прости меня; ещё раз Тебя побеспокою». Опять взял масло из лампадки и только помазал им глаз, как он тут же выздоровел. Не­ ужели Богородица не могла и в первый раз исцелить мне глаз? Но для моей пользы Она оставила меня пострадать. И ты проси со смирением и терпеливо жди. Молитва, которая творится с верой, болезнованием, настойчивостью и терпением, если просимое будет нам во благо, бывает услышана.
  
Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Разбойник на кресте сказал одно только "прости" и спасся . Спасение человека зависит не от минуты, а от секунды. Смиренным помыслом человек спасается, принимая же помысл гордый, он теряет все. 
(Прп. Паисий Святогорец)"
 



  "Просить надлежит не то, что нам кажется хорошим, но то, что Сам Дающий признает добрым и полезным. Ибо многие, по причине богатства, провели жизнь спокойную, но наконец, из-за различных козней, утратили и настоящую, и будущую жизнь. Добившись начальствования, доставляющего поводы к кражам (не скажу – к прибыткам), лишились и того, что имели. Постаравшись вступить в супружество с благообразною женщиною и думая, что в этом найдут для себя радости, чрез это-то самое и подверглись наиболее опасностям и войнам.
  Постаравшись приобрести наивысшую телесную силу и крепость, но проводя зверскую жизнь и не познав благородства души (потому что омрачены были в них наилучшие ее силы), наконец сделались пищею зверей, претерпев бесславную и окаянную кончину. Посему, оставив все это, будем просить у Бога того, что Сам Он признает для нас полезным.  Желающему воспользоваться Божией помощью следует просить чего-либо такого, что согласно с законом справедливости, чтобы самой сущностью прошения привлекалась всепомоществующая сила, потому что она не приходит к призывающим не по действительной нужде и по любостяжательности. 
(Прп. Исидор Пелусиот)"




  

"У Господа нашего будем просить щедрот, пока мы еще здесь, в стране кающихся, потому что там уже нет места покаянию. Мы должны пламенно молить Господа, чтобы Он дал любовь к Нему в сердца всем нам.
(Прп. Ефрем Сирин)"



 

"Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказывавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Небесного Царя — смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя.
(Прп. Исаак Сирин)"
 



"Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч.
(Блж. Августин)"



  

"На всяк час и минуту требуем помощи Божией... Молись убо всегда и воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою и в ней бы тебя сохранил: благодати Божией (мы) на всяку минуту требуем. 
(Свт. Тихон Задонский)"















  Просьба - суть побуждающее обращение к благоподателю/благодетелю от потенциально помилованного, т. е. это предложение нуждающегося (либо в каком-нибудь конкретном предмете, либо же в том или ином действии/процессе) к способному удовлетворить его нужду (т. е. с целью их получения/приобретения, реализации)...
  Прошение - совокупность (две и более) просьб...
  Просьба правильная/добрая противостоит просьбе неправильной/злой...
  Правильность просьбы сугуба - она может быть доброй как в самом своём процессе/обращении/побуждении к милости (напр., внимательной/благоговейной), так и в самом просимом предмете милости (напр., духовная нищета, плач, кротость, добролюбие, ненависть ко злу и пр. добродетели)...
  Степень правильности (доброты) просьбы определяется степенью любви и рассудительности, которую имеет просящий при своем обращении к просимому...
  Некоторые признаки/маркеры/последствия/свидетельства/доказательства правильности просьбы у просящего описал прп. Варсонофий Великий:

"Когда ... получив просимое, душа (попросившего - от авт.) не возносится, а более смиряется и удивляется великой милости Божией - как Он милует грешников (к которым он и относит сам себя - от авт.)."






  Просьба может быть разнообразной по своему содержанию...
  Она может предлагать что-то сделать или что-то не делать, что-то дать или что-то взять, от чего-то избавить или что-то восполнить, что-то изменить, или что-то стабилизировать и пр., и пр. ...
  Просьба может быть обращена просителем/просителями к Богу, Богородице, ангелам, святым на Небесах, человеку, к животному и неживому миру и даже к самому себе...
  Просимое может относиться к любому предмету - как к самому просящему, так и к другим людям, к живой и неживой природе и пр., и пр. ... 
  Просить могут одновременно и об одном и том же предмете (о спасении - напр., "о добром ответе на страшном Судище Христове"), и о разных (напр., чтобы не было "труса, потопа", а было "благорастворение воздухов"), и о многих, обращенными к одному и тому же предмету/Предмету (к человеку или к святому, или к  Божией Матери, или к Богу), или и к нескольким (напр., к бессребреникам Косме и Дамиану), или и к многим (напр., к собору новомучеников, к собору Архангела Михаила, к Пресвятой Троице и пр.) и один человек, и несколько, и множество (соборно) и пр., и пр. ...
  Просьба изменяет во зле/добре и просящего, и просимого в зависимости от того, как (напр., с каким намерением) она и предлагается, и исполняется...
  Просьбы порочные (напр., из гордости) или неблагоразумные усиливают самого просителя в этом зле и поэтому исполнять их вредно (для него же самого)...  
  Точно так же и исполнять просьбы можно безрассудно или порочно (напр., напоказ) и тоже усиливаясь в этом зле (напр., в тщеславии)...
  Любовь и рассудителность обязывают, напр., как не просить у гордого, так и не исполнять просьбы гордого просителя (для их же обоюдной пользы)...
  Просьба, исходящая из ненависти (напр., из гордости и наглости) называется требованием...
  Недаром Христос не исполнил наглую просьбу фарисеев о явлении им знамения с неба...
  Господь ясно объяснил им причину Своего отказа порочной характеристикой просящих, говоря, что "роду лукавому и прелюбодейному", "порождениям ехидниным" будет дано только знамение Ионы пророка (трехдневное пребывание Господа во аде)...
  Неполезность исполнения требования фарисеев подтвердилась в последствии на Голгофе, когда солнце померкло и всю землю на несколько часов объяла тьма ("знамение с неба")...
  Даже и тогда фарисеи лицемерно отвергали Божественное мессианство Иисуса как Сына Божия, подкупив стражу и подговорив ее оклеветать учеников Христовых перед Пилатом в дерзкой краже Тела Спасителя из гроба Господня...  
  Способность правильно просить трудно (невозможно) переоценить...
  Только правильно просящий не просто уменьшается во зле (напр., в гордости), но и возрастает в добре (напр., в смирении)...
  Только правильность просьбы позволяет христианину получить желаемое (недостающее) от Бога то или иное добро и избавиться от ненавистного (избыточного) Его же благодатью того или иного рода зла...
  Степень эфективности просьбы, обращенной к Богу (степень ее исполняемости) напрямую зависит от степени ее правильности (смирения, благоразумия и пр.)...
  Поэтому для возрастания в способности правильно просить христианину необходимо возрастать в добре (в рассудительности, любви, смирении и пр.) и, конечно же, непрестанно упражняться в прошениях о чем заповедали и Сам Христос, и его св. апостолы...
  Самая приличная форма правильной просьбы новоначального (и не только новоначального) христианина к Богу состоит в прощении его собственных грехов (в умалении во зле) и в приобретении предваряющей способности их видеть (духовная нищета) при отсутствии или недостаточности таковой...
  Очень полезно начинать с самых легких и простых упражнений в просьбах, обращаемых к самым близким и дорогим людям - членам семьи, друзьям и пр. (постепенно расширяя круг просимых), не забывая, конечно, о рассудительности и искренности, искореняя формализм и бесчувствие... 
  Правильные просьбы и правильные прошения (упражнения в просьбах) заповеданы Христом и прямо, и через притчи о настойчивых друге, вдове и пр. ... 
  Говоря о правильной просьбе же, Господь заповедал просящему давать (упражняться в милости) для возрастания в любви к ближнему и к Богу...
  Важность и полезность правильной просьбы для просящего невозможно переоценить...
  Человек может получать добро от Бога неосознанно и невольно (становиться лучше) - но такое добро не спасает его, т. к. "Царство Небесное нудится" и только "нуждницы (применяющие усилие) восхищают" (приобретают/достигают) Его"...
  Чтобы просить правильно, необходимо сначала совершить усилие покаяния (как минимум) и преодолеть с усилием гордость, которая мешает просить правильно...
  Поэтому просьба правильная всегда сопряжена с усилием просящего...
  Поэтому она не только делает человека лучше, но и спасает его через Господа и в Господе...
  Способность просить правильно (с особым просительным искренним чувством-тоном, в простоте сердца) является своеобразным индикатором (свидетельством) смирения человека... 
  Очень часто гордость в человеке настолько сильно развита, что он вообще (даже и неправильно) не в состоянии ее преодолеть, чтобы что-нибудь попросить (даже и самое необходимое для жизни)...
  Мы лично, напр., знаем людей, которые заявляют, что лучше помрут с голоду, чем попросят у кого-нибудь кусок хлеба...
  Христианину чрезвычайно важно упражняться в своей миротворческой способности через просьбы о прощении к людям, которых он обидел (даже если и невольно, или справедливо обличив и пр.):

  "23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
  24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
  25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
  26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
  (Мф. 5)"

  К сожалению, мы живём в "последние времена", когда западные мораль и нравственность перевернули все ценности с ног на голову и чёрное провозглашается белым, а белое - чёрным, добро называют злом, а зло - добром...
  Даже изобретены всевозможные "мудрые" слоганы (заповеди человеческие), типа "Не проси, не бойся, не жалей!" и пр. порочные заблуждения, возводимые в ранг добродетелей...
  В заключение же хочется добавить о парадоксальности одного термина (слова), применяемом иногда в святоотеческом наследии - наверное, связанного с недостаточностью богатства "великого и могучего" русского языка (мы и сами остро ощущаем нехватку многих слов при создании новых терминов на нашем сайте)...
  Св. отцы ревностную просьбу (прошение) иногда называли требованием (это слово можно встретить и в православных молитвословах, и в Евангелии):

  "11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
  (Лк. 9)"

  Св. Писание просьбу в ее крайне ревностной степени называет и воплем...
  "Что ты вопиешь" ко Мне? - спросил Бог Моисея, когда тот с великим страхом из-за преследующих египетских полчищ, уводил евреев из царства фараонова...
  Очень важно разделять по контексту гордую (неправильную) просьбу - требование от однозвучного, но имеющего противоположный смысл аналогичного святоотеческого слова (ибо не в буквах/звуках/формах - внешнем главное и важное, а в содержании/смыслах - внутреннем) ...
  В заключение нам хочется сделать особый акцент на такой разновидности правильной просьбы, как просьба о прощении (как к Богу, так и к ближнему)...

"Некто из старцев сказал: "Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника.
(Авва Дорофей)" 


 
 

  Просьба о прощении к Богу смиряет просящего не только естественным образом, но и благодатью (сверхъестественно), получаемой от Бога во время этой просьбы, т. к. она является молитвою (лучшей её и безопаснейшей формой) - единственным средством, которое соединяет Бога и человека...
  Просьба же о прощении, адресованная к ближнему, является не только естественным смиряющим средством для просящего, но и великой милостью (обычно неосознаваемой ни просящим, ни просимым/ближним) по отношению к ближнему, т. к. эта просьба позволяет ближнему упражняться в прощении (в милости к просящему), возрастая в любви к нему - т. е. и самому спасаться...
  Просьба о прощении является проявлением любви и к самому себе, и к ближнему, и к Богу, заповедавшему и само прощение, и просьбу правильную/добрую...
  Премудрость Божия...
  Резюмируя, можно еще раз подтвердить, что возрастает человек в своей способности просить правильно через покаяние в просьбе неправильной, в посильном упражнении в добрых просьбах и, конечно же, через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, усиливающую просящего в основах полезности просьбы - в любви (напр., в смирении как в ее проявлении) и в рассудительности (царице добродетелей)... 

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующая же статья с сайта Логослово...
  Ссылки прилагаются: 
  www.aosipov.ru
  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_745_1/#comments

 





 

                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (27 Мар 14)
Просмотров: 1419

Поиск