"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Прощение

  - радование Христа видением/чувством/ощущением реальной справедливости, пребывающим в христианине при реально же несправедливых действиях в отношении него... 
 

 


 
  "3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
  4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
  (Лк. 17)"
  "41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
  42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
  43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
  44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
  45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
  46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
  47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
  48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
  (Лк. 7)"
  "12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
  (Мф. 6)"
  "21 Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
  22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
  23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
  24 когда начал он считаться, привёден был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
  25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
  26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
  27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
  28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
  29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
  30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
  31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
  32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
  33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
  34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
  35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
  (Мф. 18)"
  "37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
  (Лк. 6)"  
  "25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
  26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
  (Мк. 11)"
  "1 Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его.
  2 Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.
  3 Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения;
  4 к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих;
  5 сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?
  6 Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди;
  7 помни заповеди и не злобствуй на ближнего;
  (Сир. 28)"
  "1 В седьмой год (образ христианских/евангельских времён - от авт.) делай прощение.
  2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец (гонимый христианин - от авт.), который дал взаймы (любовь - от авт.) ближнему своему, простил (каялся и молился за него как за самого себя - от авт.) долг (грех гонения/ненависти - от авт.) и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего (не отвечал им взаимной ненавистью - от авт.), ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего] (по примеру прощающего Христа, чтобы Иисус радовался - от авт.);
  3 с иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости. 
  (Втор. 15)"
  "29 Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». 
  (Прит. 24)"
  "20 В те дни и в то время, говорит Господь, будут искать неправды Израилевой, и не будет её, и грехов Иуды, и не найдётся их; ибо прощу тех, которых оставлю в живых. 
  (Иер. 50)"



  


 

  "Помните историю из Патерика о монахе, который отдавал Богу душу, и вокруг него собрались другие? Был среди собравшихся и тот, кто при жизни глумился нам ним: выливал помои возле его келии, оставлял его одежду по несколько дней жариться под палящим солнцем, обижал, клеветал и пр. И когда умирающий монах увидел обидчика, того, кто делал его жизнь очень трудной, он воскликнул: «Отче, дай мне твою руку!» Он протянул ему руку, умирающий поцеловал её и говорит: «Я хочу поблагодарить тебя, потому что если сейчас у меня есть надежда увидеть Бога, этим я обязан тебе».
  Тот был шокирован: «Я сделал твою жизнь такой трудной! Я очень мучил тебя, прости!» – «Нет, отче, не переживай! Все, что ты делал, это позволил Бог. Это было ради моего блага. Помнишь тот день, когда ты высыпал мусорное ведро возле моей двери? В тот день я вошел внутрь и чуть не лопнул от своего эгоизма, но потом я заплакал перед Господом – так ты научил меня плакать. Я благодарю тебе за это. А помнишь, в другой раз ты оклеветал меня? И научил меня прощать. Ты научил меня молиться. Без тебя я не знал бы, что такое настоящая молитва! Трудности твоего характера послужили мне на благо. Ты – мой благодетель!» (Архим. Андрей (Конанос))"

  "Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою. (Прп. Силуан Афонский)"

  "Всем нам, любезные братия мои, предстоит умереть, и тяжко нам будет, если друг друга, живя на этом свете, не любим, если не примиримся с нашими противниками, на которых имеем обиду, и если, один другого оскорбляя, не простим, - то не будем иметь в том мире вечного покоя и блаженства, и не простит нам Отец Небесный наши согрешения. (Свт. Пётр (Цетинский))" 
  "Всякий связывается узами своих грехов. Вяжет нас узами обольщение плоти; есть узы сребролюбия, пьянства, похоти, гордости. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий: таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда отвергаются Христа, узы неверности, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают подобного себе. Связанный этими узами склоняется так, что не может возвысить своей души, не может поднять взоры ума к небу, если Господь не простит ему грехи и не воздвигнет его даром Своего благословения. (Свт. Амвросий Медиоланский)"
  "Из всех слов самое трудное – прости. Но именно оно открывает райские врата. Смиренному сердцу невозможно причинить вред,ибо оно научилось прощать всех. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью. (Мон. Симеон, Афон)"
  "Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи; лучшего он сделать не мог, но меня он научил евангельскому слову, молитве, может быть, жизни, а, главным образом, он меня научил состраданию, научил жалеть его в его греховности, жалеть каждого человека, который рядом со мной стоит, и, несмотря на его грехи, а именно потому что он грешен и потому что ему нужно, чтобы каждый из нас друг друга тяготы носил, потому что в этом мы исполним закон Христов. (Митр. Антоний Сурожский)"
  "Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесёшь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою. (Св. прав. Алексий Мечёв)"
  "Кто желает одержать блистательную победу, тому нужно не только мужественно переносить оскорбления и обиды, но даже уступать обижающему больше, чем он хочет взять, и избытком собственной щедрости простираться за пределы его лукавого пожелания. А если это кажется тебе странным, то решение примем с Небес, и там прочитаем этот закон. Спаситель не сказал: «кто ударит тебя в правую щеку твою», переноси это мужественно и успокойся, но повелел: «обрати к нему и другую» с готовностью принять удар. Вот блистательная победа! Первое мудро, а второе сверхъестественно и небесно.
  Царь всего премирного и земного сошел с Небес и принес нам знамение небесного жития, которое и предложил нам в противоположность олимпийской борьбе. Ибо там увенчивается тот, кто наносит удары и одолевает, а здесь – кто приемлет их и терпит. Там торжествует воздающий за удар ударом, а здесь восхваляется на ангельском зрелище подставляющий другую щеку, потому что победа – не в отмщении, а в мудрости.
  Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том – почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков,— однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Все мы - люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого. Поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату. Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноангельным: малым чем от Ангелов отличил. (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Вспомните: когда нас кто-то сильно обижает, а мы милостью Божией находим в себе силы простить обидчика, то у нас точно камень с души падает. Что это значит? А дело вот в чём: как только мы простили ближнего, так сразу и Господь простил нам какой-то наш грех. (Свящ. Григорий Григорьев)"
  "Прощение и исцеление - это также взаимосвязанные понятия как являются взаимосвязанными понятиями прощение и любовь. Мне кажется нам это критически важно понять, потому что в жизни каждого из нас мы в какой-то момент сталкиваемся с ситуациями, когда, пытаясь простить нанесенную нам рану, мы сокрушаемся, если не видим подлинной перемены в нашем обидчике.
  Нам кажется, что соберись мы с силами простить, наше прощение в данной ситуации будет равнозначно ПООЩРЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НЕПРАВОТЫ. По большому счету, часто, осознанно или нет, мы рассматриваем прощение как форму юридического договора, когда наша готовность терпеть и смиряться перед нанесенной нам обидой нести ее груз выступает нашей стороной обязательств, а необходимость перемены- обязательством противоположной стороны.
  И когда наш обидчик не выполняет своих обязательств, мы расторгаем этот договор и вновь начинаем обижаться и осуждать, не осознавая, что возможность изменения нашего обидчика зависит от того, было ли прощение проявлением нашей непрекращающейся любви.... Простить человека означает полюбить его, означает принять его в свою жизнь, осознав и его, и его немощь как неотделимую часть твоей жизни, не отстраняясь от человека, не чураясь его, не брезгуя им.
  Не боясь, что недостоинство этого человека очернит или иным путем нанесет удар по твоему собственному облику в глазах окружающих людей, потому, что любовь твоя к нему столь велика, что вопрос твоего собственного достоинства, твоих собственных жизни и смерти - перестают существовать.
  И если мы постараемся так друг друга любить, постараемся бескорыстно и жертвенно друг друга миловать и прощать, тогда все евангельские чудеса, о которых повествуют Евангелия и жития святых и о которых мы, бывает сожалеем, что в наше время они якобы не случаются, случатся и сегодня, потому что Бог и вчера, и сегодня, и завтра -тот же. Аминь. (Игум. Иосиф (Крюков))"
  "Простим – и прощены будем, простим еще – и еще прощены будем и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божия милосердия и любви. (Свщмч. Кронид (Любимов))"
  "Тебя обидели? Замечательно: тебе дали шанс простить. Яви Богу тайно свое прощение, потому что, только если ты будешь тайно делать, Господь, «видящий тайное, воздаст тебе явно». В глубине сердца прости, не криви губы, не плачь, не рыдай. Прости, докажи, что тебе совершенно не важны ни деньги, ни мнение людей, ни твоя гордыня, что тебе важно только принять слово Божие, тебе важно только любовь иметь, что ты от Его любви не хочешь отвратиться, что ты действительно принял слово, что ты действительно христианин. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
   "Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков - есть кратчайший путь ко спасению. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "Норма отношений к нашим близким — прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. (Свящ. Александр Ельчанинов)"
  "Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним. (Свт. Василий Великий)" 
  "Кто ради Бога для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе. Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ. (Авва Исаия)"
  "Представьте себе, что какой-то человек нанес вам физическую травму – сломал руку, потом попросил прощения, и вы его простили. Но разве рука сразу срастется после этого? Нет, вам еще долго придется ходить в гипсе. И душа точно так же – если вам кто-то оставил вмятину на душе, и вы его простили, но душа как болела, так и продолжает болеть. И очень часто эту душевную боль мы принимаем за отсутствие прощения.
  Надо подождать, пока душа заживет. Все наши внутренние движения должны сопровождаться молитвой. Как только поймали себя на том, что опять вскипает обида, мы должны молиться и говорить так: «Господи, не прими эту мою внутреннюю боль как непрощение, я простил его, но пока душа моя еще болит, а ты, Господи, врачуй эту рану, потому что я знаю – ты можешь её врачевать». И Он уврачует рану, пусть и не сразу. (Протоиер. Игорь Гагарин)"
  "Бывает, мы получаем какую-нибудь рану, царапину. Вначале боль бывает резкой. Потом она проходит. Остается малозаметный шрам. Он есть, но он не болит уже. Мы помним событие, ставшее его причиной, но не чувствуем боли. А истинное прощение — это когда ты забываешь, где у тебя шрамы. (Игум. Агафангел (Белых))"
  "Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека – простите его, а то будет два нехороших человека. (Блж. Августин)"
  "Прощать мешают два порока - сластолюбие и тщеславие. Прощение обид - знак истинной любви, свободной от лицемерия. Ибо так и Господь возлюбил сей мир. Мы должны прощать тем, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель. А если мы не можем этого делать по своей греховности, то должны при бдении и в страдании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам всякую силу.
  При этом во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, чтобы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему против нас и получить (таким образом) прощение собственных грехов.
  Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними. Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслью не ссорится с презирающим его, тот приобрёл истинное знание и показывает твёрдое доверие Богу.  
  Ибо в этом заключается истинное боговедение, которое необъятнее всякого ведения и с помощью которого мы можем умолять Бога и быть услышаны. В этом — плодоносность веры, этим доказывается наша вера во Христа, так мы можем взять свой крест и следовать за Христом. Это основание первых и великих заповедей, ибо посредством этого мы можем возлюбить Бога от всего сердца и ближнего, как самого себя.
  Для этого мы должны поститься, пребывать в бдении и удручать свое тело, чтобы сердце наше и внутреннее расположение раскрылись, приняли это в себя и уже не извергали. Тогда за то, что мы прощаем ближнему согрешения, благодать, сокровенно данная нам при святом Крещении, начнет действовать в нас уже явно, ощутимо для нашего сознания и чувства. 
  Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие - а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели. (Прп. Марк Подвижник)"
  "Как от злобы (коварной) укрыться возможно? Злобу злобой никак одолеть не удастся! Сотвори же обидчику некое благо, дабы сердце его разгорелось, оттаяло. Нельзя дом созидать на руинах соседа, всегда третий здесь будет в прибытке! Третий - диавол, завистник спасения нашего. Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, – то он этим положит душу свою за ближнего. (Прп. Пимен Великий)"
  "Если согрешивший верный и живет по Богу, то, хотя бы кто-нибудь и по вражде сказал на него Авве, он должен подумать: брат сказал сие, желая доставить мне пользу; и так исполнится на нём слово Писания:благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая; помышляя сие, он скорее должен возлюбить того брата, нежели ненавидеть. Кто всегда таким образом поступает, тот преуспевает о Боге.
  Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысл твой успокоится, и тогда скажешь мирно. И если брат послушается тебя, - хорошо; если же нет, скажи ему: "Не хочешь ли, я открою это Авве, и как он рассудит, так и сделаем, и ты будешь спокоен". Но ежели разгневанный уйдёт, то скажи Авве, и он вразумит его, а ты не делай ему поклонения (т.е. не проси прощения), ибо через то дашь ему повод думать, что ты действительно виноват пред ним, и он ещё более на тебя вооружится.
  У других же людей тщательно проси прощения, соображаясь с согрешением: как скоро видишь, что согрешение твоё велико, - поклонись; а когда оно не велико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: "прости меня, брат". Берегись гордости и самооправдания, ибо они препятствуют покаянию; впрочем, бывает и то, что человек по тщеславию делает поклон. Презирая три сии страсти, где нужно, делай поклонение со смирением, страхом Божиим и рассуждением. По силе твоей старайся пребывать в сих добродетелях, и Бог поможет тебе молитвами святых. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нём всё человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве.
  Господи! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их и в этом и в будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ Обильные награды.
  Господи! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их и в этом и в будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ Обильные награды". (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Прекрасно сказал Господь: "Бремя Мое легко есть." Какая тяжесть, какой труд, прощать брату легкие и ничтожные прегрешения, получить же прощение в собственных своих грехах, и вдруг стать оправданным? Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.
  Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя. Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойного раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня грешного! Освяти их милостью Своей и осени благостью Своей Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь. (Прп. Ефрем Сирин)" 
 "Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услыхав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Жизнь так хрупка, что любое расставание может стать вечным. Мы никогда не можем быть уверены,что у нас еще будет время попросить прощение за злое слово и быть прощенным. (Св. прав. царственная страстотерпица  Александра Фёдоровна Романова)"
  "Прощение - высшее проявление милосердия. Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего. Слава Богу за всё!!! (Митр. Тихон (Шевкунов))"



 

"Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь». Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, - все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь. Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло — насильно мил не будешь... Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе — среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.
(Протоиер. Николай Гурьянов)"

 

 

  "Ничем не озлобляйся, побеждай все любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. — Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей. Говори: я виноват, я грешен. Помни, что как ты немощен, так и ближний, а немощь за немощь уничтожается, и винить нечего немощных и грешных, если они признаются в своей немощи. Диавола, сильного во зле, надо винить.
  Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других. Люби ближнего как себя, прощай ему много. Коль краты аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмъ крат? не глаголю тебе, до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею, говорит Господь. В этом и познается любовь. Даже мало еще этого для любви: любовь любит врагов своих, добро творит ненавидящим, благословляет проклинающих ее и молится за творящих ей обиду. 
  Сотни немощей прощай всякому человеку, тысячу – отцу своему и матери своей.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 
 
 
"Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и всё прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь.
(Прп. Сергий Радонежский)"
 
 
 
  "И так должно подвизаться, чтобы очистить совершенно и внутренний гной, дабы больное место совсем заросло, и чтобы не осталось никакого безобразия, и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была рана. Как же можно сего достигнуть? Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его.
  Таким образом, человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?
  Веруй, что бесчестия и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души твоей, и молись об укоряющих тебя как об истинных врачах души твоей, будучи уверен, что тот, кто ненавидит бесчестие, ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости. 
(Авва Дорофей)"
 
 

  "Не гневайся ни на кого и прощай всем обиды, которые делают тебе.
  Приучи язык твой к тому, чтобы он всегда, во всякое мгновение и при всех делах говорил всем братиям и Богу: «Прости мне». Если ты часто и от сéрдца будешь произносить сии словá, то будешь иметь смирение.
  Приучи язык свой говорить: прости мне, — и придет к тебе смирение.
  Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: прости мне. Ибо если будешь всегда говорить: прости мне, — то скоро достигнешь смирения.
  Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: прости мне; — потому что такое смирение разстроивает все козни врага.
  Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я достоин того, чтоб все братия презирали меня.
  Кто подставляет другую ланиту ударившему его в одну, тот обрадован в поношении своем. Господь наш Иисус Христос никогда не оставит его, ибо Он благ и помогает душам, которыя терпят ради Его, и ищут Его, подавая им сиу и крепость, пока они не утвердятся в покое (от страстей). Итак, радуйся, — когда встречаются скорби и смущения; ибо за ними следуют сладкие плоды.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
 

"Благослови врагов моих, Господи.
И я их благословляю и не кляну. 
Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, а враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
Они мучили меня, когда я от мук бегал.
Они поносили меня, когда я льстил себе.
Они плевали в меня, когда я был горд собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
Да истают надежды мои на земное, как паутина.
Да воцарится смирение в душе моей.
Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.
Да соберу на небесах все сокровища свои.
Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.
Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.
Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.
Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.
Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
(Свт. Николай Сербский)"

 


  "Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив к тебе, когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя? Чем больше кто согрешил против нас, тем более мы должны спешить к примирению, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов. Господь желает, чтобы мы были кротки к виновным, незлопамятны к согрешающим против нас, прощением их приобретали прощение себе и сами приготовляли себе меру человеколюбия. Будучи виновны перед Господом в бесчисленных прегрешениях, мы, однако, по Его неизреченному человеколюбию получаем от Него прощение. Если же сами будем жестоки и бесчеловечны к нашим ближним и братьям, имеющим одну с нами природу, и не простим согрешений их против нас... то навлечем на себя гнев Господа, и за то, в чем прежде уже получили прощение, опять должны будем заплатить муками.
  Если мы не простим ближних, то этим не причиним им никакого вреда, а себе приготовим невыносимую гееннскую муку. Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, оказываем ему благодеяние или великую милость; нет, мы сами получаем благодеяние, извлекаем для себя великую пользу. Если пренебрежем этой заповедью (о прощении), то какому подвергнемся осуждению, поступая вопреки словам своим, дерзая произносить слова молитвы: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», произнося их безрассудно и легкомысленно, накапливая для себя все больше (огня) гееннского и возбуждая против себя гнев Господа?
  Если нужно, будем и извиняться, и просить у враждующих прощения, не откажемся от этого, хотя бы мы сами были обижены. Таким способом мы приготовим себе великую награду и твердое упование. Ничто так не уподобляет нас Богу, как прощение людей злых, которые обижают нас. Бог для того только и требует от нас снисхождения к ближним, чтобы Самому иметь случай прощать нам великие согрешения. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних. Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении.
  Если (обидчик) сделал что-нибудь оскорбительное и враждебное, то оставим это и изгладим из памяти, так чтобы не осталось и следов. Если же и вообще не было нам от него ничего доброго, то тем больше нам награды, больше хвалы, если мы прощаем. Случается, что беснующиеся бьют нас, однако мы не только не гневаемся на них, но и жалеем их. Поступай и ты так – пожалей обижающего: он ведь одержим лютым зверем – яростью, неистовым демоном — гневом. Недостаточно не мстить (это было в Ветхом Завете) – будем делать все для обидевших нас, как для искренних друзей, как для самих себя. Мы подражатели Того, Который после распятия употреблял все меры для (спасения) распявших.
  Кто простил грехи, принес пользу и своей душе, и душе того, кто получил прощение, потому что... сделал кротким не только себя, но и его. Преследуя обидевших нас, мы не так уязвляем их души, как прощая их, ибо приводим их этим в смущение и стыд. Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение. еловек, простивший ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас. В подражание Богу будем и мы благотворить врагам; не отвергнем тех, кто ненавидит нас.
  Любовь к врагам есть любовь к Богу, даровавшему заповеди и законы, есть подражание Ему. Знай же, что, оказывая благодеяния врагам, ты благотворишь не им, а себе, не их любишь, а повинуешься Богу. Когда человек, которому нанесена обида, молится за обидевшего, он получает великое дерзновение. Почему ты сделался чадом Божиим? Потому, что ты прощен. На том же основании, на каком удостоен ты столь великой чести, ты и сам прощай ближнему. Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя. Кто молится за врага, тот молится за себя.
  Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он скорее смилостивился над ним: он брат твой, член твой. Но, скажешь, он чересчур оскорбляет меня. Тем больше будет тебе награда за это. Потому особенно надо оставлять гнев на обидчика, что его ранил диавол. Не укоряй же его еще и ты, и не повергай вместе с ним и самого себя. В самом деле, пока ты стоишь, ты можешь спасти и его; если же ты и себя повергаешь через ответное оскорбление, то кто после этого поднимет вас? Тот ли, раненый? Но он не в состоянии будет сделать этого. Или ты, упавший вместе с ним? Но как же ты, оказавшись не в силах помочь себе, протягиваешь руку другому? Того ранил диавол, не наноси раны еще и ты, а, напротив, извлеки и прежнюю стрелу. Если мы будем так обращаться друг с другом, то вскоре все будем здоровы, а если мы станем вооружаться друг против друга, то не нужно и диавола для нашей гибели.
  Когда кто-нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает, и ты не только не будешь иметь гнева против него, но и прольёшь слёзы. 
  Если мы сами виновны в столь многих грехах, то должны со всею готовностью прощать оскорбляющим и обманывающим нас и не помнить зла.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

 
  
"Простить – отпустить провинность,примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость.Прощай от всего сердца того, кто тебе причинил зло; блаженны прощающие, ибо и они будут прощены.
(Прп. Никодим Святогорец)"



 











  Добродетель прощения противостоит пороку обидчивости...
  Прощение - следствие/проявление смирения, кротости и неотделимых от них мученичества, послушания, добролюбия, мужества, рассудительности и рождающей их любви...
  Здесь очень важно уяснить, что истинное прощение не видит несправедливости по отношению к прощающему...

 

  Прощающий искренне считает, что и все действия ближних, относящиеся к нему, и все внешние обстоятельства объективного характера (как правило - скорбные/неприятные, касающиеся его лично, противные его собственной воле, препятствующие исполнению его планов и пр.), являются реально справедливыми...
  Поэтому истинно прощающий, искренне не видит причин для печали, уныния, обиды, осуждения, злопамятства, ропота, раздражительности, гнева и пр. проявлений гордости и рождающих их всех ненависти... 
  Истинно прощающий видит во всём только любовь и её Источник, Саму абсолютную Любовь - Христа...
  Истинно прощающий видит во всём только промысел Божий...
  Истинное прощение видит во всём только желание бесконечной радости всем - Спасения...
  Истинно прощающий - всегда в мире и вне мiра сего...
  Прощающий всегда пребывает в мире с самим собою, в мире с ближними, в мире/соединении с Подателем мира - Христом (в спасении)...
  Прощение - это мiроотречённость...
  Прощение - это премудрость...
  Прощение - это мир, радость и благодарность...
  Прощение - это любовь...
  Прощение - это тайна...
  Прощение - это Таинство (ибо все истинные христиане - суть "царственное священство" по причастности к Царю царей и Первосвященнику в "чине Мелхиседека")...
  Прощение - суть явное действие благодати Христовой...
  Блажен всякий, стяжавший способность к прощению...
  Счастлив он уже и в этой - временной земной жизни...

"Некий брат приходил в келью великого старца и крал у него жизненные припасы. Старец видел это. Он не обличил брата, но усерднее занялся рукоделием, говоря: думаю, этот брат нуждается. И нес старец тяжкую скорбь, терпя большой недостаток в хлебе. Когда старец уже был при смерти, братия пришли к нему и стали вокруг него. Он, увидев между ними брата, который постоянно крал у него хлеб, сказал ему: подойди ко мне, брат! Брат исполнил это. Тогда старец схватил руки его, начал целовать их, говоря: благодарю эти руки! При посредстве их я надеюсь войти в Царство Небесное. От этих слов брат умилился, принес покаяние, стал строгим монахом по примеру старца, деяний которого он был очевидцем. (Отечник)"

 
  Истинное прощение видит во всех внешних обстоятельствах и во всех действиях людей по отношению к прощающему только средства ко спасению (бесконечному блаженству) как самого прощающего, так и всех окружающих его людей ("ближних")... 
  Естественно, что истинное прощение рождает несказанную радость и благодарность ко всем и вся, и особенно ко Христу - Промыслителю всего и вся... 
  Будучи порождением любви, прощение ее же и взращивает в прощающем... 
  Прощение имеет разные степени в человеке...
  Начальная степень прощения заключается в том, что человек хотя и не обижается (например, на клеветника), борясь с обидой покаянием и рассуждением (трезвением), но все же понимает, что с ним обошлись несправедливо...
  Совершенное же прощение, основанное на совершенном же смирении, не видит даже и оснований для прощения, т. к. не видит и никакой несправедливости по отношению к себе... 
  Совершенное прощение - это и тайна, и Таинство...
  Совершенное прощение продемонстрировал всем христианам в полной мере на Своем личном примере Господь Иисус Христос...
  Вы только попытайтесь хотя бы чуть-чуть понять, к Кому(!) несправедиво и как(!) несправедливо отнеслись...
  И кто(!) попытался...
 
  "11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
  12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
  13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».
  14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
  15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
  16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».
  (Откр. 19)"
 
  А Христос простил...
  Простил истинно, будучи Самой Любовью...
  Будучи оклеветан, оплеван, осмеян и распят - даже и на Кресте...
  Теми, кого Он спасал...
  Тайна...
  Таинство...
  В значительной степени в прощении приближались к Иисусу (по причастности к Нему) во времена проповеди Евангелия и св. мученики за веру Христову...
  Ярким примером тому является подвиг первомученика Стефана, зрящего во время своего избиения на Небесах Господа, воспринимающего от Него прощение и молящегося за своих убийц...
  Культивируя прощение, христианин тем самым умаляется в обидчивости, гордости, сластолюбии, неотделимых от них своеволии, злолюбии, безрассудстве и рождающей их ненависти...
  Умаляясь же в ненависти, своеволии, гордости, сластолюбии, злолюбии и безрассудстве, христианин возрастает в любви и рождающихся из нее послушании, смирении, мученичестве, добролюбии и рассудительности...
  Хочется отметить один нередко ускользающий от внимания читателей Евангелия аспект из приведенной нами в самом верху притчи Христовой...
  Кто больше любит Христа?...
  Тот, кому Господь больше простил грехов...
  Чтобы человеку полюбить Иисуса, ему необходимо увидеть в себе грех, зло, немощь и попросить (помолиться) о прощении (уничтожении) их... 
  Ибо не может любить Христа тот, кому не прощены грехи...
  Поэтому только покаяние (как минимум) во всей его полноте способно привести человека к любви и благодарности (как к ее проявлению) ко Господу Иисусу...
  В заключение хотим привести потрясающий пример прощения из современной жизни...
  Примерно год назад на греч. остр. Крит голландский гражданин многократными ножевыми ранениями (из-за любостяжания) парализовал российского мальчика Никиту... 
  После длительных и безнадежных судебных разбирательств (и после безутешных заключений врачей о невосстановлении здоровья) Никита во всеуслышание заявил о прощении "обидчика"!...
  Несмотря ни на что, Русь святая пока не оскудела своими преподобными - они невидимо (по скромности) и доныне находятся среди нас...
  Не напрасно мы пишем внизу каждой нашей статьи - ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
  Возрастает человек в прощении покаянием в обидчивости, посильными упражнениями в прощении и усердной жизнью по заповедям Христовым, смиряющей его...

  "Оклеветали Вас, хотя Вы и не виноваты. Надо благодушно потерпеть. И пойдёт это вместо епитимьи за то, в чём сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для Вас - милость Божия. Надо непременно умиротвориться с оклеветавшими - как это и ни трудно. Ведь с неприязненными чувствами спастись нельзя. Надо встать твёрдою ногою в самоотвержении и противлении своим недобрым чувствам. Тогда и скорби не будет.
  Я немного знаю, как тяжело терпеть клевету. А ведь она - хотя и грязь, но грязь целебная. И Господа поносили. Быть причастною поношений Господних - великая честь. Делайте своё, а как другие на Вас смотрят - того не считайте важным. Ибо только Божий суд является верным. Люди и себя самих-то плохо знают, тем паче других.
(Из письма свт. Феофана Затворника своей духовной дочери)"




 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи иер. Павла Гумерова, архим. Тихона (Шевкунова), митр. Антония (Гулиашвили), Александра Ткаченко, Марии Городовой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Логослово и Серафимов...



 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (03 Май 14)
Просмотров: 2294

Поиск