"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Радостность


- радование Христа радостью от обстоятельств (как внешних, так и внутренних), не соответствующих своей/собственной/порочной воле (соответствующих воле Божией)...
 




 

  "12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
  (Мф. 5)"
  "9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказалрадуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
  (Мф. 28)"
  " 20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
  (Лк. 10)"
 "16 Всегда радуйтесь.
  (1 Фесс. 5)"
  "4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
  (Фил.4)"
  "1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе.
  (Фил. 3)"
  "17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
  18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
  (Фил. 2)"
  "11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами.
  (2 Кор. 13)"
  "13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
  (1 Петр. 4)"
  "18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
  19 И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем;
  (Ис. 65)"
  "11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 
  (Ин. 15)"
  "22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;   
  (Ин. 16)"
  "13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. 
  (Ин. 17)"
  "52 А ученики исполнялись радости и Духа Святаго. 
  (Деян. 13)"
  "4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 
  (1 Ин. 1)"
  "12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 
  (2 Ин. 1)"
  "9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, 
  (1 Фесс. 3)"


 


  "Слово «радуйся» встречается в Евангелии 365 раз, - это значит, что каждый день Господь посылает нам повод для радости. (Митр. Омский и Тарский Феодосий)"
  "Настоящая радость – это не психологическое, а духовное состояние. Святитель Нектарий, великий современный святой, в одном письме очень хорошо говорит: тот, кто ищет источников радости не внутри себя, тот заблуждается, находится в прелести. К примеру, какой-то человек, которого мы любим, приезжает из-за границы в нашу обитель. И естественно, мы радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его присутствию, столько огорчимся, когда он уедет.
  Можно развить эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь по его смерти превратится в боль. Поэтому человек не должен абсолютизировать те радости, что находятся вне его самого. Источник радости – у него в сердце, это непрестанное присутствие благодати. И поэтому человек Божий и при радостных, и при печальных событиях всегда остается мирным и спокойным. (Архим. Ефрем, Ватопед)"
  "Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили,то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тог да имели бы радость. Молись и радуйся. Бог всё устроит. Духовная радость не приходит к тому, кто исполняет мирские похотения своего сердца. Такого человека посещает беспокойство. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему.
 (Прп. Паисий Святогорец)" 
  "Изо всех сил надо хранить душевный мир. Человек должен трудиться, чтобы всегда пребывать в радости духа. А бесы хотят, чтобы мы все время были печальны. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Радуйтесь! Истинная религия всегда радостна! "Начало "ложной религии" - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней - правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости - они легко становятся "демоническими", извращением на глубине самого религиозного опыта. (Протоиер. Александр Шмеман)"
  "Сжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста - радуйся, ибо ты живёшь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять насмерть. А когда ничего не осталось, радуйся высшей радостью за ближних своих. Радуйся чужой любви и звонкому смеху не своих детей. Даже когда свинцовые тучи, радуйся. В дождь и слякоть, радуйся. Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе - Человек! (Архим. Лонгин (Жар) - батюшка, усыновивший 253 ребёнка)"
  "Жизнь Церкви необычайно радостна. Если мы теряем эту радость и это счастье пребывания с Богом - значит, что-то в нас сломалось, подтухло, испортилось, и надо принимать какие-то меры.(Еп. Тихон (Шевкунов))"
  "Любите ближних своих!.. Когда я вижу доброго человека, я радуюсь больше всего, и нет мне другой радости! (Блж. Ксения Петербургская)"
  "Радоваться чужой радости могут только дети — и те, кто невинны, как дети... Ибо для младенца радость не может быть чужой. Он разделяет улыбку любых уст, даже и насмешку он воспринимает как улыбку. Никто на земле так не подобен Богу, как невинное дитя. (Свт. Николай Сербский)"
  "Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается. (Протоиер. Николай Гурьянов)"
  "Смерть кто побеждает? Кто может даровать нам вечность? Кто может гарантировать мне мою вечность? Избавить меня от страха смерти, которая безжалостно заявится, чтобы перечеркнуть все вокруг меня, а в какой-то момент и меня самого? На самом деле один только Бог дает сердцу человека это, только Бог побеждает смерть и дарует нам жизнь вечную. Отличительная черта вечной жизни – вечная радость. Такой человек действительно радостен, абсолютно радостен и счастлив. (Митр. Лимассольский Афанасий)"
  "Слово Божие настаивает на том, чтобы радость преобладала в жизни христианина. Христос желал, чтобы «радость наша была совершенна». Апостол Павел убеждает верующих всегда радоваться и причисляет радость к плодам Духа Святаго. Духовная радость христианина не шумное веселие; можно и среди горя быть радостным. Это внутренняя, возвышенная радость, истекающая из духовного источника, недоступного внешнему миру. Но не всякий обладает этим источником. Большею частью расположение людей меняется, смотря по обстоятельствам, подымаясь и опускаясь, как ртуть под влиянием атмосферы. Мы должны стремиться к достижению внутренней радости, независимой от внешних обстоятельств. Один из способов этого – безусловная покорность воле Божией, другой – служение ближнему. Только научившись полному самозабвению, научившись служению, можем мы иметь в себе истинную радость. Каждый подвиг любви и самоотвержения усиливает эту радость и дает нам понять настоящую цель жизни. (Автор неизвестен)"
  "Истинному хранителю закона и неослабному любителю того, что угодно Богу, по справедливости даруется упоение обилием небесных благ. Духовное и свыше ниспосылаемое утешение, орошая, подобно дождю, душу праведного, как бы тучную и плодородную землю, весьма радует её, потому что делает её способною производить неиссякающий и разнообразный плод благочестия пред Богом; а мир её венчает, доставляя постоянство благополучия. (Свт. Кирилл Александрийский)"
  "Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль. (Свт. Димитрий Ростовский)"


 
  Записки православного монаха
  "Иногда может показаться, что состояние душевной тоски, сухости, телесной тяжести – наказание нам от Бога за совершенные грехи. Это и так и не так одновременно. Скорее всего, это последствия от совершённого греха, от усвоения себе тленного. Именно грех томит и мучает наше естество. А Господь хочет только, чтобы мы это поняли и не приобщались тьме и пороку. 
  Так же лёгкость душевная и радость по совершении какой-либо добродетели бывает не от самой добродетели, а от Бога. Только она направляет нас и приводит к Нему. А если украшаться самой только добродетелью и утешаться ею, то можно дойти до самомнения и самолюбования. Тогда добродетель становится причиною порока и гордости. 
  Во всём нужно видеть Бога. И воспринимать все как средства или приводящие к Богу (заповеди и добродетели), или удаляющие от Него (грехи и пороки). Добродетель имеет свою красоту, но только в силу того, что исходит от Бога - Красоты истинной. Хорошо нам украшаться ею и умом созерцать её Источник и Причину."



"Всегда радуйтесь. От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости - что угодно можно совершить. Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизречённою радостью, ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии своём: "Жена, егда рожает, скорбь имат, яко прииде год ея; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родился в мир. В мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше и радости вашея никтоже не возьмёт от вас". Но как бы ни была утешительна радость эта, всё-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами своего апостола сказал, что "радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его". Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душе, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?
(Прп. Серафим Саровский)"


"Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. Те, которые совершенно удалены от Бога и не взыскали Его, не соединились с Ним и не избавились от рабства страстям и смерти, никогда не будут обладать той совершенной неизреченной и неизъяснимой радостью, которую имеют рабы Христовы, свободные от всех неуместных пожеланий удовольствий и славы.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"


"Вот мы совершаем Пасхальные торжества, но нам надобно жить так, чтобы заслужить принятия на Вечные Праздники. Все, что временно со славой совершается на Праздниках, проходит. Старайтесь участвующие в этих торжествах о том, дабы не быть вам отлученными от Вечного Торжества. Что за польза быть участником в праздниках человеческих, если случится быть отлученным от Праздников Ангельских? Настоящее торжество есть тень Будущего Торжества. Мы каждогодно совершаем настоящее для того, чтобы сподобиться перейти к тому, которое не годичное, но непрерываемое. Когда в установленное время совершается настоящее, тогда возобновляется наше памятование о желаемом будущем. Итак, учащением радости временной душа возгорается и воспламеняется к Радостям Вечным, чтобы в Отечестве насладиться истинной радостью за то, что на пути размышляет о тени радости.
(Свт. Григорий Двоеслов)"


 

  "Когда после долгого времени уединения в келлии твоей, среди дел, и труда, и хранения того, что сокровенно, и при воздержании от всякого повода для чувств осенит тебя сила безмолвия, ты встретишь сперва радость, по временам без причины овладевающую душою твоею, и потом отверзутся очи твои, чтобы по мере чистоты твоей видеть крепость твари Божией и красоту создания. И когда ум путеводится чудом этого видения, тогда и ночь и день будут для него едино в славных чудесах созданий Божиих. И с этого времени страстные чувства в самой душе похищаются приятностью этого видения; и в нем-то, в следующем за ним порядке, начиная с чистоты и выше, восходит ум еще на две ступени мысленных откровений. 
  Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык? Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие, увлекая всецело ум? По временам неощутимо во все тело входит какое-то услаждение и радость, и плотский язык не может выразить этого, пока все земное не будет при этом памятовании почитаться прахом и тщетою. Ибо это истекающее из сердца услаждение иногда в час молитвы, иногда во время чтения, а иногда также вследствие непрестанного занятия и продолжительности мысли согревает ум. А эта радость чаще всего бывает без этих поводов, и очень часто во время простой работы, и так же часто по ночам, когда находишься между сном и пробуждением, как бы во сне и не во сне, бодрствуя и не бодрствуя. Но когда найдет на человека это услаждение, бьющееся во всем теле его, в этот час думает он, что и Царство Небесное не что иное есть, а это же самое. 
  Когда по действию благодати внезапно бывают в нас великие помыслы и, как сказал святой Марк, бываем в изумлении при мысленном созерцании высшего естества, когда приближаются к нам Ангелы, исполняют нас созерцания, тогда все противное удаляется, и во все то время, в которое человек бывает в подобном состоянии, продолжаются мир и несказанная тишина.
  Но когда приосенит тебя благодать и приблизятся к тебе святые Ангелы, ограждающие тебя, и при этом приближении отступят все искушающие, ты не превозносись и не помышляй в душе, что достиг тихой пристани и неизменяемого воздуха, и совершенно вышел из этого недра противных дуновений, и нет уже более врага, и злой встречи, потому что многие возмечтали это и подверглись опасности, как сказал блаженный Нил.   Или не думай также, что ты выше других, и ты достоин такого состояния, а другие нисколько не достойны по житию их; или, поскольку не имеют они достаточного знания, то и лишаются подобных дарований, а ты имеешь на это право, потому что достиг совершенства святости, и духовной степени, и неизменяемой радости.
  Напротив, рассмотри лучше в себе нечистые помыслы и те неблагоприличные образы, какие утвердились в уме твоем во время обуревания, в час смятения и беспорядочности помыслов, незадолго до этого восстававших против тебя в слепом омрачении. Подумай, как быстро и уклонился ты в страсти, и беседовал с ними в омрачении ума, не устыдился и не ужаснулся Божественного видения, дарований и даров, какие ты принял. И знай, что все это к смирению нашему навел на нас Божий Промысл, который о каждом из нас промышляет и устраивает, что кому полезно. А если превознесешься дарованиями его, оставит тебя и совершенно падешь в том, в чем будешь искушаем одними помыслами. 
  Наконец, знай, что устоять – не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя в ладонях своих, чтобы ты не приходил в боязнь. Это вложи себе в мысль во время радости, чтобы не превознесся помысел, как сказал наш святой отец. И плачь, и проливай слезы, и припадай при воспоминании о своих грехопадениях во время попущения, чтобы избавиться этим и так приобрести смирение. Впрочем, не отчаивайся, и помыслами смирения умилостивив Бога, сделай простительными грехи свои. 
  Смотри, какие блага порождаются от подвигов. Нередко бывает, что человек преклонил колени к молитве, и руки его воздеты к небесам, лицо устремлено на крест Христов, и все помышления свои собирает он воедино в молитве к Богу. И пока человек молится к Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно вскипает в сердце его источник, изливающий услаждение, тело его расслабляется, закрываются глаза, лицо поникает к земле, и помышления его изменяются, так что не может он сделать поклона от радости, возбуждающейся во всем теле его. Обрати внимание, человек, на то, что читаешь. Ибо если ты не будешь подвизаться, то не обретешь, и если не будешь с горячностью стучать в двери и непрестанно пребывать при них в бдении, то не будешь услышан 
  Когда приблизится время воскреснуть в тебе духовному человеку, тогда возбуждается в тебе омертвение для всего, возгорается радость в душе твоей, не уподобляющейся тварям, и помыслы твои заключаются внутри тебя тою сладостью, какая в сердце твоем. Бывает смирение по страху Божию, и бывает смирение из любви к Богу. Иной смирен по страху Божию, другой смирен по радости, а смиренного по радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое.
  Радость о Боге сильнее здешней жизни. И кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не оглянется на жизнь свою, и не будет там других чувств, если действительно была эта радость. Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу, от которого рождается любовь, сладостнее меда и сота. Любовь не пожалеет принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение познания.
(Прп. Исаак Сирин)" 

 

 

  "Истинная радость христиан состоит в Боге. Это их сокровище, утешение, радость и увеселение. Они тому радоваться должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и есть боги языческие, бездушные, глухие, немые, слепые, «серебро и золото, дело рук человеческих», но работают Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, все в руке Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. Об этом радоваться велит им Дух Святой: «Радуйтесь, праведные, о Господе» и через апостола повелевает всегда радоваться: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». 
  Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а «Бог есть любовь»; и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость. А поскольку это сокровище, радость духовную, имеют внутри себя и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может: ни счастье и несчастье мира сего, ни честь, ни бесчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темницы, ни сама смерть. Истинно же любящему Бога и страдать ради Любимого радостно... Так святые мученики с радостью себя предавали на мучение и на смерть за имя сладчайшего Господа Иисуса, как на сладкий духовный пир. И чем большую кто имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее подвизается за имя Христа. 
  Вера порождает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта не о пище и питии, не о чести, не о богатстве, золоте, серебре, не о прочем, чему сыны века сего радуются, ибо эта радость плотская. Но есть радость духовная, радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как учит апостол: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Ибо святое Евангелие есть радостная весть, и вера есть сердечное принятие Евангелия, поэтому приемлющие его непременно приемлют и духовную радость в сердцах, как написано о страже темничном, упоминаемом в Деяниях апостольских: «и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». Потому эта радость во многих местах святого Писания предлагается верным, как сладостная духовная пища, что и в Псалмах, Евангелии и апостольских посланиях заметить можно. 
  Эта радость есть предвкушение вечной радости, некоторую часть которой истинные христиане чувствуют уже теперь. Тогда же совершенно насытятся «от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих»... когда «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» и прочими патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми благословенными «в Царстве Небесном». Этого сладчайшего и совершеннейшего пира желают с Давидом: «когда приду и явлюсь пред лице Божие». 
  Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге. Ибо любовь, как сладчайшая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как благ Господь!». Такая радость о Боге изображается во многих местах святого Писания, и особенно в святых псалмах. Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости Вечной Жизни.  
   Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его: все это — предвкушение Вечной Жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое. Радость эта станет совершенной в Будущем Веке, где откроется прекрасное и вечное Солнце и неизреченно увеселит любящих и видящих Его, когда увидят Его не «как бы сквозь тусклое стекло», но «лицем к лицу» и будут насыщаться этим сладким лицезрением без конца и сытости, и наследуют все блага, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
   Христианам посылаются многие скорби, как говорит пророк: «Много скорбей у праведного». Правда, но эти скорби извне им посылаются и не отнимают душевной радости. Тело и плоть их оскорбляется, но душа в них веселится, поскольку скорби эти им посланы не как злодеям, но как христианам. И потому этими скорбями не погружаются, но еще более возносятся и хвалятся «скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает». К тому же и скорбь терпеть ради Любимого радостно, как читаем о святых апостолах, которые «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». То же читаем и о святых мучениках. И хотя случается и христианам в духовном искушении печалиться, но они эту печаль побеждают надеждой на Благость Божию, и эта скорбь им обращается в большее утешение, когда проходит то непогодное и бурное время.  
  Радость эту духовную христиане должны иметь в благополучии и неблагополучии, ибо радость эта проистекает от любви Божией, которую они всегда должны иметь. Бог, как неизменная Благость и Любовь, всегда достоин любви. Он и тогда благ и милостив и нам благодетельствует, когда отнимает у нас благополучие временное; и тогда нас милует, когда бьет нас; тогда нас щадит, когда наказывает; тогда нас любит, когда опечаливает; тогда нам благотворит, когда блага Свои отнимает у нас. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Поэтому как любовь к Богу, так и последующая ей духовная радость не только в благополучии, но и в злополучии должна быть у христиан. Ибо как по радости о Боге познается истинная любовь к Богу, так та же любовь познается и в неблагополучии. 
  В благополучии и лицемеры, и злые люди радуются, любят Бога и благодарят Бога. Но когда отнимется благополучие, тогда ропщут, негодуют, печалятся, а часто и хулят и тем показывают, что они устами, а не сердцем любят Бога, как написано об израильтянах: «льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним», и тем свидетельствуют о себе, что они любят блага Божии, а не Самого Бога. Не так правое и боголюбивое сердце, которое Богу во всем покоряется и следует, не так поступает: оно и в благоденствии Бога, как благодетеля своего, благодарит и поет; и в злополучии, как благодетеля своего, признает и хвалит, и исповедуется с Давидом: «Благо мне, что я пострадал»; и во всякое время, веселое и печальное, с тем же псалмопевцем благословляет Его: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».
(Свт. Тихон Задонский)"

 

 

  "Мы молимся всеблагой всенепорочной Матери Божией - и Она молится о нас. Мы прославляем Ее - Высшую всякой славы,и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: "Радуйся!" и Она у Сына Своего и Бога просит:"Сын Мой возлюбленный, дай им вечную радость за приветствие Меня радостию".
  Господи! Возвесели мя в служении Тебе. «Возвесели мя радостию с лицем Твоим!» 
  Благость Божия, обильно открывающаяся в мире и радости после причастия, сделала меня как бы корыстолюбивым наёмником. Я непременно жду как дара, как воздаяния после каждого причащения животворящих Тайн - мира и святой, возвышенной радости в душе моей. Я почитаю себя несчастливым, если всё существо моё не проникнуто этою радостию. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




"Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия". Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: "Вспомнил я Бога и возвеселился".
(Прп. Амвросий Оптинский)"




  "Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою, и смирились, и за смирение свое приняли Духа Святого, а с Духом Святым - все хорошо, все радостно, все прекрасно.
  Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смиряется, тот всякою судьбою будет доволен, потому, что Господь - его богатство и радость и все люди будут удивляться красоте души его. Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает.
  Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения.
  Причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств,сколько в разуме людей. Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течёт, всегда цветёт и никогда не иссякает.
  Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение утружденных.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Не тот добродетелен, кто делает добро у всех на виду, а тот, кто с радостию встречает любую беду.
(Прп. Никодим Святогорец)"




"Сколько зла, бывает причиняют нам люди, да и мы небезгрешны, но только святые с радостью подъемлют презрение, гонения, поношения, уничижения, потери в имуществе, веруя, что все это служит для усовершенствования души. А мы скорбим, огорчаемся, плачем, когда нас поносят, уничижают, презорствуют, вредят нам, отвергают нашу заботу и любовь. Но род человеческий разве весь проникся благодарностью к Богу за Его безмерное уничижение: плевки, терновый венец, за гвозди, копие, за смерть и Воскресение? Прости нас, Господи! Святые говорят, что в последние времена люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Почему так? Оттого, что добродетель умалится в людях и вместо любви будут господствовать страсти, в первую очередь гордость. И кого захочет помиловать Господь, тот будет бедствовать, чтобы он смирился. А где смирение, хотя бы невольное, там и спасение.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"

 
  
"Чудным делается лице монаха в молитве, и следы бывшего у него от сего веселия духовного приводят в веселие всё множество монахов. Нет плача (печали человеческой - от авт.) в чертоге праведных; там нет воздыхания, там непрестанно песнопения, хвалы и вечное радование.
(Прп. Ефрем Сирин)"



  "Радость жизни!.. Как отрадно встретить тебя в ком-нибудь! Это - небесная гостья на земле скорбной. И однако ж апостол предписал в роде заповеди: присно радуйтеся. Правда, заповедь эта обязательна только для тех, кои приняли залог радости в Духе Святом; но кто же из сынов и дщерей Церкви чужд благодати Духа Святого? Следовательно, у всех есть источник радости.
  Отчего же не все радуются? Верно, оттого, что не слушают другой заповеди апостола: Духа не угашайте. Погашен Дух - заключился и источник радости, и пошла туга тяготящая. Три бремени ложатся на такого человека и давят его: дума о том, что будет, скорбная память совести о том, что было, и забота о том, что есть, - и ходит человек, повесив голову. Что ж тут делать? Покайся, восприими труд доброделания, возверзи печаль на Господа - и опять приподнимешь голову и повеселее взглянешь на жизнь. Тогда возвратится к тебе и источник радости - благодать Божия.
  Отчего у всех нас тяжелые думы? Оттого, что мы всю опеку о себе берем на себя. А тут все рвется, нет ни в чем прочности благонадежной. Вот и гадает человек, как бы все укрепить да упрочить. Сколько тысяч лет гадает и все-таки ничего не выгадал! Сказать бы ему: "Материал твой непрочен, перемени", - но что может одно слово, когда тысячелетние опыты не вразумляют? Что ж, так все и будет? Да, так и будет, пока человек останется таким. Еще в раю показалось ему, что Бог не как следует устрояет быт человека и что он поумнее и получше все устроит. Первый неудачный опыт был очень вразумителен, но и первая лесть увлекательна. Она и влечет, несмотря на вразумление. Бог прописал в раю, как чему следует быть; человек на это сказал: "Нет, не так, а вот как!" Это "не так, а вот как" стало девизом мнительных дум человека. Дал Бог Откровение, чтоб указать, как на все смотреть; человек говорит: "Нет, не так, а вот как", - и строит свои мировоззрения.
  Спаситель пришел и устроил спасение; слушает благовестие об этом человек и говорит: "Не так, а вот как", - и строит свои планы. Господь основал на земле Церковь, как столп облачный, в указание пути к непрестающему благобытию, и на это говорит человек: "Не так, а вот как", - и пролагает свои дорожки и тропинки. Таким образом, пока будет качествовать в человеке эта жажда поправлять Божий распоряжения, до тех пор все он будет думать тяжкие думы, и все-таки ничего не придумает. Это кончится лишь тогда, когда, утомившись, человек сложит все свои думы у подножия промыслительного престола Божия и воззовет: Ими же веси судьбами, спаси! Но это только для человека в частности; общность же человечества все будет толочься по-старому, - и вот где разгадка всем известного выражения: суета суетствий, всяческая суета! 
(Свт. Феофан затворник)"




"Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль.
(Свт. Димитрий Ростовский)"




"Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод. Истинная радость исходит от Бога и подаётся только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтоб свою волю отвергать, а волю Божию во всём исполнять.
(Прп. Антоний Великий)"




"Не против воли, но добровольно Он восшел на крест, с великим радованием. Если после великой радости постигла нас горесть, то ожидай, что Бог, призванный в помощь, великую печаль преложит, без сомнения, на веселие еще более прежнего.
(Прп. Нил Синайский)"




"О возлюбленная душа! Во всяком времени, месте и деле будем твердо держаться одной цели, чтоб нам, подвергаясь различным обидам от человеков, радоваться, а не скорбеть; радоваться не просто, не бессмысленно; радоваться на том основании, что обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему. В этом заключается разум истины. Он обильнее всякого иного ведения.
(Прп. Марк Подвижник)"



  
"Ра­дость бы­ва­ет в нас от час­то­го па­мя­то­ва­ния о Бо­ге, по пи­сан­но­му: по­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся.
(Прп. Антоний Оптинский)"




"Чем дальше от страстей, тем больше радости в сердце. Чистота сердца неразрывно связана с веселием. Блаженство в истине христианской не есть внешняя награда, но внутреннее следствие самой добродетели.
(Свщмч. Иларион (Троицкий))"




"Кто незлобив, тот совершенен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия.
(Авва Исайя)"




"Как живущий во грехе, и прежде геенны, наказывается угрызением совести; так богатеющий добрыми делами, и прежде царствия, наслаждается величайшею радостью, питаясь благими надеждами.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Радуйтесь тому, что Вы Богу дороги. И, в пределах Ваших сил, делайте что можете - чтобы и Бог за Вас радовался. Всё в жизни – Его милость, и всё в жизни может быть радостью, если радостным сердцем равно воспринимать и то, что даётся, и то, что отнимается.
(Митр. Сурожский Антоний)"


















  Добродетель радостности противостоит пороку печали...
  Радостность является проявлением/следствием послушания и неотделимых от него смирения, мученичества, добролюбия и рождающей их всех любви... 
  Радостность (так же как и печаль с унынием) является на первый взгляд парадоксальным (противоречивым) предметом...
  В самом деле - ну как человек может не стремиться к радости (отвращаться от неё)?...
  Или как можно стремиться к скорби (к печали, унынию и пр.)?...
  Точно так же, как душа нечестивого человека отвращается в земной жизни от Христа и от Царства Небесного после своего исхода из телесной своей храмины (после смерти тела)...
  Точно так же, как душа человека бесчинного стремится в геенну, когда приходит на свой Частный Суд...
  Радость вышеестественная - результат воздействия благодати Божией на человека, который исполняет ту или иную заповедь Христову...

  "28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим
  (Деян. 2)"


  Радость естественная - следствие поступков, соответствующих голосу совести (если человек не является христианином)...  
  Радостность важна для человека, ибо упражняясь в ней, человек (по причинно-следственной взаимосвязанности) либо возрастает тем самым в любви и к ближнему как к самому себе, и к Богу - Подателю радости (если он - христианин), либо возрастает в совестливости (если он - не христианин)...
  Чтобы стяжать радость нижеестественную (от зла) или естественную (от твари) человеку почти не нужно затрачивать усилий...
  Радость же вышеестественная (благодатная) требует от человека усилий, неотделимых от скорби на стадиях его очищения и освящения...
  Ибо Царство Божие вообще и радость вышеестественная, в частности - "силою" берутся, и только употребляющие усилия достигают ("восхищают") Его...
  Только совершенные христиане (или и любой человек по особому промыслу Божию) могут пребывать в радости без соответствующих ей усилий/скорби... 
  Поэтому человек охотнее употребляет для себя как наименее трудное, более легкое (самое "эффективное") именно естественное (через употребление твари) или нижеестественное удовольствие (т. е. через совершение греха, чрез уклонение/стремление ко злу)...
  Постепенно такой человек-грешник привыкает и к такому нечестивому образу жизни, и к такому же удовольствию - как к следствию его...
  Этот страшный навык дает о себе знать и по исходу души бесчинного человека из его тела...
  Необходимо различать благодатное состояние радости человека как таковое, от самой добродетели радостности (т. е. от стремления человека к радости как к средству спасения во Христе - Подателе радости, от устремлённости человека радовать Христа своею радостью как средством своего спасения/Спасения)...
  Христианин должен стремиться к радости Христовой (спасаясь через это стремление), а не к своей собственной (погибая через уклонение от Христа - отвергая Спасителя, безрассудно предпочитая глоток воды её Неиссякаемому Источнику - Иисусу и впадая в духовную прелесть и фанатизм)...
  И радость христианина, и его стремление к ней (как и любая др. добродетель/заповедь, любой предмет и этого мира, и мира горнего/духовного) не должны являться конечной целью, но - лишь средством радования Христа, средством возрастания в любви к Нему и к ближнему как к самому себе - т. е. всего лишь средством спасения/Спасения (и не более того)...
  Степень/качество/величина радости человека хотя и зависит от степени/качества/усердия исполнения им тех или иных заповедей Христовых (от его ревности, послушания, добролюбия и пр.), но, тем не менее, целиком и полностью определяется промыслом Божиим и поэтому трудно/тяжело прогнозируется/предсказывается (практически это невозможно)... 
  Добродетель радостности нельзя путать и с пороком смеха:

  "25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
 
 (Лк. 6)"


  Смех неправильный - суть проявляющиеся внешне радость/удовольствие от зла (от обстоятельств, соответствующих своей собственной/порочной воле) - внешнее злорадство...
  "Пресыщенность" - суть свободное и осознанное стремление человека ко злу, его стремление к исполнению своей собственной/порочной воли, его стремление к выбору зла вместо добра (и как следствие - пребывание в состоянии избыточного/пресыщенного/полного/насыщенного нижеестественного удовольствия)... 
  Насколько злолюбие/злорадство вообще и смех в частности, усиливают человека нечестивого во зле (губят его), настолько же и добролюбие/радостность усиливают человека праведного в добре (спасают его)...
  Если радостность проявляется внутри человека в виде помыслов (напр., соответствующих эмоций), то снаружи/внешне она может проявляться/выражаться в веселье - в песнях, смехе, улыбках, рукоплесканиях, игре на муз. инструментах, криках, плясках (вспомним напр., публичные/дерзновенные "скакания" раздевшегося(!) богоотца/царя/пророка(!) Давида, певшего, игравшего и плясавшего во время возвращения Ковчега Завета в Иерусалим) и пр. ...

  "10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  12 Радуйтесь (внутренне духом и душой - от авт.) и веселитесь (внешне телом - от авт.), ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. 
  (Мф. 5)"
  "12 и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших. 
  (Втор. 12)"
  "15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. 
  (Екк. 8)"
  "7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.
  (Екк. 9)"
  "26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
  (Деян. 2)"

  Можно сказать, что радость - суть внутренняя весёлость, а весёлость - суть внешняя радость...
  И в заключение можно ещё раз отметить отличие естественных состояний человека от неестественных...
  Как радостность может быть и благодатной, и естественной (напр., от употребления алкоголя, наркотиков или повышения уровня соответствующих гормонов - эндорфина, адреналина и пр.), так и печаль/уныние/депрессия могут быть как от бесовского воздействия, так и по природным причинам, напр.:

  "Хроническая депрессия связана с резким сокращением числа астроцитов в мозге, выяснили канадские специалисты из Института психического здоровья Университета Дугласа. Об этом они рассказали в статье в журнале Frontiers in Psychiatry.
  Исследователи сравнили ткани мозга мужчин, покончивших с собой и имевших диагностированную депрессию, с образцами, полученными от психически здоровых людей. Оказалось, у первых значительно снижено количество астроцитов — клеток, имеющих множество функций в мозге, от участия в росте нервной ткани и защиты нейронов от вредных веществ до регуляции нейронной активности.
  Авторы работы допускают, что такие изменения могут привести к нарушению работы мозга и появлению депрессивных симптомов, однако пока неясно, с какими именно функциями астроцитов это связано и как увеличить количество этих клеток. Впрочем, ученые настроены оптимистично: в отличие от нейронов, астроциты в большом количестве формируются даже у взрослых людей. Поэтому, если выяснить причину уменьшения их числа и найти способ это исправить, удастся помочь множеству людей с хронической депрессией."

  Радостность культивируется/взращивается покаянием в печали, злолюбии, своеволии и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в послушании и добролюбии... 

  

Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья протоиер. Андрея Ткачёва о возможности спасения вне Церкви с сайта Православие и мир и соответствующая же статья с сайта Православие. Ру...




 


 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

 

Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (09 Июл 14)
Просмотров: 1555

Поиск