"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Рассудительность
 
  - радование Христа ведением (знанием абсолютных истин, относящимся непосредственно к Божеству) и благоразумием (знанием относительных истин, относящимся к творению Божию)...
 



 
 
 
  "28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её,
  29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
  30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
  31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
  32 Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире.
  (Лк. 14)"
  "4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
  (Откр. 22)"
  "1 мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
  2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
  3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
  (1 Кор. 8)"
  "12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
  (1 Кор. 6)"
  "5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
  6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
  7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
  (2 Петр. 1)"
  "26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
  (Ин. 14)"
  "45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
  (Ин. 6)"
  "37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. 
  (Ин. 18)"
  "15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
  (Лк. 22)"
  "54 Ты оставил дела твои и упражнялся в законе Моем, и взыскал его,
  55 ибо жизнь твою ты устроил в мудрости и рассудительность назвал твоею матерью.
  
(3 Езд. 13)"
  18 Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость.
  19 Приступай к ней как пашущий и сеющий и ожидай добрых плодов ее:
  20 ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее.
  35 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя.
  36 Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его.
  37 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.
  9 Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней.
  (Сир. 6; 25)"
  "1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
  2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
  3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
  4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
  5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
  6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
  7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
  8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
  9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
  10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
  11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
  12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
  (Мф. 25)"
  "1
 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
  2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
  3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
  4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
  5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
  6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;
  7 Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;
  8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
  9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
  10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
  11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
  (Прит. 2)"
  "6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
   8 Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
  (Прит. 14)"
  "14 Сердце разумного ищет знания, 
  (Прит. 15)"
  "12 Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам. 
  23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. 

  (Прит. 23)"
  "26 Ибо (только - от авт.) человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; 
  (Екк. 2)"
  "7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
  8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
  9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
  (Прит. 30)"
  "1 Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
  2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
  (2 Ин. 1)"
  "3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
  4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
  (3 Ин. 1)"
  "3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
  4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
  (1 Тим. 2)"

 


 

  "Лучше правило лёгкое, но постоянно совершаемое, чем правило трудное вначале, но скоро оставляемое. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Какое дело ни начинаешь, рассуждай, согласно ли оно совести и закону Божию и истинно ли тебе полезно. Если с законом Божиим сходно, начинай и делай; если ему противно, отвратись от него, чтобы не впасть в сети врага, который всегда ищет, как уловить человека. (Свт. Тихон Задонский)"
  "В деле совершенствования, в деле приобретения добродетелей более, кажется, чем где-либо, должна быть постепенность, ровная и внимательная "неотдышная" борьба. Новоначалъный, часто ревностный вначале, скоро ослабевает от чрезмерного трудничества или его недостаточности. Сегодня он побеждает страсти, а завтра, по слабости или нерадению, он допускает страстям пленить его ум и подчиняется им; сегодня он умеренно побуждает природу свою к добродетели, а завтра он переходит даже пределы умеренного делания; но и в ослаблении подвига, и в чрезмерном подвиге - зло: добродетель не в излишестве, а в умеренности заключается. Только умеренному деланию цены нет. Такую жизнь подвижников прп. Амвросий Оптинский уподоблял течению малого, но постоянно текущего ручейка, никогда не иссыхающего. (Мон. Евпраксия (Шевелёва))"
   "Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный. Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что может спасти от беспощадности смерти. (Свт. Николай Сербский)"
  "«Пустыню» должны пройти все, и поэтому главный акцент духовной жизни мы делаем не на чувства, не на состояния, а на разум и верность Богу. Не важно, что я не чувствую умиления и просветления. Причастился – и слава Богу! Неправильно испытывать Господа Бога, спрашивая Его, за что и почему, но всё необходимо принимать с благодарностью. «Нужно благодарно принимать» перемены духовной погоды. Те, кто этого правила не усваивают, то есть ставят духовную жизнь в зависимость от своего внутреннего состояния, всегда пребывают в более или менее безотрадном состоянии, потому что гоняются за призраками, за ушедшей тенью, ищут не Самого Христа, а того, что принадлежит Христу: мира, покоя. А если мы будем искать Христа – мир и покой придут. (Протоиер. Артемий Владимиров)"
  "Всякий подвиг должен быть своевременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение короткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение короткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно. (Авва Евагрий)" 
  "Подвижнику надо быть свободным от всякого надмения и, идя путем истинно средним и царским, нимало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тело в бессилие излишеством воздержания. Подвижник должен и низкие работы брать на себя с великим старанием и усердием, зная, что все, делаемое ради Бога, не маловажно, но велико, духовно, достойно Небес и привлекает небесные награды... (Свт. Василий Великий)" 
  "Каждому из нас надлежит знать Бога, самого себя и демонов. Бога знать, что Он есть Господь и Властитель всяческих и что един Он может спасти. Себя знать, что бессилен в мысленной брани. Демонов — что они суть тайные враги наши и что они воюют против нас посредством нас же самих. (Прп. Симеон Новый Богослов)"
  "Бдение совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимом покое; разумно и со смирением совершай благочестивый подвиг, чтобы от излишнего бдения не помрачилась душа и не оставила вовсе поприща. Достаточно употреблять половину ночи для бдения и половину для успокоения тела. (Авва Исаия)" 
  "Охотник пришел в горы, где обитал авва Антоний. Увидев, что авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: «Вложи стрелу в лук твой и натяни его». Охотник сделал это. Старец сказал: «Еще натяни». Охотник натянул лук туже. Старец опять сказал: «Натяни еще». Охотник ответил: «Если сверх меры натянуть лук, то он переломится». На это авва Антоний сказал: «Так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия: необходимо по временам давать им послабление». Охотник, услышав это, выразил согласие и пошел от старца с большой пользой, а братия, утвердившись в правильном воззрении на подвиг, разошлись по келлиям. (Отечник)"
 
 "Тем более разум и рассуждение должно предпочесть всем добродетелям, потому что в разуме и рассуждении заключается начало и причина всякому добру; так что и добродетель не может быть, как должно, добродетелию, если сему делу (доброделанию) не будут помогать и руководить им разум и рассуждение. (Свт. Димитрий Ростовский)" 
  "Помни, что спокойствие и рассудительность в духовной жизни – есть самое важное дело. Рассудительность эта необходима как в делах добродетели, так, особенно, при находе страстей. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Вещь немалая и требующая рассуждений – постигать последствия. Постигать причины еще сложнее, потому что в них всегда сокрыты и Промысел и Суд Божий.
  Видел я однажды, как один подвижник жестокими словами выговаривал брату, который не разбудил его вовремя на молитву. Как тут не удивиться близорукости духовной сего отца? Ведь мы и молитву совершаем, чтобы прийти в любовь к Богу и ближнему. Он же, оставив в стороне цель, устремился к средству, почитая его выше цели. Потому-то и сказано, что Лия, супруга Иакова, слаба глазами. Святые отцы Лией называют деятельную жизнь (слабую глазами духовными), не различающую ценность и смысл вещей. Потому тот действует разумно, кто во всех делах, словах и намерениях видит смысл, к чему они приводят: что к благому, а что - к худому. И первых держится, а от вторых отвращается.
  Прп. Нил Сорский в скитском уставе пишет: "Живёшь ли отшельнически или в общежитии - внимай Святому Писанию и следуй по стопам отцов или повинуйся тому, кто известен тебе как муж духовный в слове, в жизни (в деле) и в рассуждении".
  А сегодня вопрос духовного руководства - один из самых запутанных. Сегодня - или послушание без разницы кому или непослушание никому. А вот по совету и с рассуждением - днём с огнем не найдёшь. А почему вопрос запутанный - поясню. Сегодня если видят брата осторожного и внимающего себе, то говорят: "Самочинник!" Но почему? - "А потому, что не хочет у меня быть в послушании, вот почему!"
  Вы знаете, если бы у меня спросили, что бы ты выбрал - держать в руках лимонку или быть в послушании у того, кто считает себя достойным и способным руководить другими, я бы, наверное - выбрал первое. Лимонку по крайней мере можно попытаться выбросить, а если и убьёт - то только тело, а вот душу отдать в подчинение такому деятелю - увольте! И по прп. Нилу Сорскому это нисколько не самочиние. А вот тратящих свою жизнь непонятно на что - хоть пруд пруди...
  Трудно восстанавливать дом душевный, разорённый и пленённый страстями и бесами. Как во время пророка Неемии, когда начали сыны Израилевы восстанавливать стены и врата Иерусалима, а враги, окрест живущие - вооружились и противились им, не давая строить. Так что Неемия всех израильтян вооружил. И строили они, в одной руке держа меч, а другой работая. День и ночь ожидали они нападения врагов.
  Так и мы - когда начинаем с помощью Божией восстанавливать разрушенный дом душевный, то - ополчаются на нас бесы, вооружаясь страстями и не давая нам созидать душу. Но мы так же, вооружившись вниманием и молитвою в терпении и скорбях, подобно Неемии - сможем восстановить Иерусалим душевный. Но враг наш хитрый весьма - когда видит, что не может нас, укрепляемых Богом, одолеть силою - меняет свою тактику. Подобно тому, как в иное время к пророку Ездре и Зоровавелю пришли враги иудейские и под видом благожелателей сказали: "Давайте и мы вам поможем восстанавливать храм Иерусалимский". Но Зоровавель, поняв их лукавство - отверг их предложение.
  Так когда и мы восстанавливаем храм сердечный Богу, то враг силится "помогать" нам, внушая неправые понятия и ложные цели - всё то, что нам либо вредно, либо несвойственно, либо несвоевременно (и неуместно, и неумеренно - от авт.). Так что и мы многую имеем нужду в оном Зоровавеле - т. е. в рассуждении духовном, которое бы всех врагов обличило (определило/увидело - от авт.) и отвергло. А храм сердечный строился бы чистыми мыслями, освящёнными чувствами и молитвами. При многой Божией помощи да построим его. (Записки православного монаха)"
 
"Всё нужно делать с рассуждением, и определять меру свою, чтобы не смущаться впоследствии. Делать же сверх силы милостыню, пост или что-либо другое — безрассудно, потому что приводит впоследствии делающего к смущению, унынию и ропоту. Да и Бог требует того, что по силе человеку.
(Прп. Варсонофий Великий)"



 
  "С великою разборчивостью разумения да оцениваются делание, труд и все естественные подвиги, чрез веру и упование производимые в достойных Духом Святым. Прекрасное дело - пост, бдение, странническая жизнь; даже это - цвет доброго жития.
  Впрочем, есть более внутренний чин христиан, и никто не должен возлагать упование на сии одни дела. Случается же, что некоторые бывают причастниками благодати, и живущий еще в них порок хитрит, добровольно уступает место и не действует, но заставляет человека думать, что ум его стал чист и вводит уже его в самомнение, и говорит он: "совершенный я христианин".
  А потом, когда человек подумает о себе: "я уже свободен" и предастся нерадению; тогда кроющийся порок наступает на человека разбойнически, искушает его и низводит до преисподних земли.
  Если и люди, не раз занимавшиеся разбоем, или бывшие воинами, умеют хитрить над неприятелями, делают засады, скрываются, заходят в тыл врагам, и внезапно их окружают и убивают; то кольми паче злоба, которая столько тысячелетий занимается сим делом и губит столько душ, умеет укрыться в сердце, не действовать до времени, чтобы ввести душу в самомнение о своем совершенстве. 
  Когда душа сподобилась благодати, тогда наипаче полезны ей ведение, разумение и рассудительность; а и сие самое дает ей Бог, по прошению ее, чтобы благоугодно служила она Духу, Которого сподобилась приять, не была окрадываема злобою, и не подвергалась преткновениям по неведению, не совращалась по нерадению и небогобоязненной жизни, и ничего не делала против Владычней воли.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 
 
  "Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть дверь в чертог добродетелей. Доколе действует вера, доколе человек руководствуется евангельскими заповедями, дотоле сияет в нем духовный разум.
  Духовный человек хотя бы и был немощен по телу, выдерживает несравненно больший подвиг, нежели тот, к какому способен человек плотский и душевный. Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, чем полезен, он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей. Благоразумный и умеренный телесный подвиг освобождает тело от тяжести и косности, изощряет его силу, содержит его постоянно легким и способным к деятельности. Телесный подвиг, еще не озаренный духовным разумом, всегда имеет в себе много суетного и излишнего. Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела ваша душа, поможет вам. Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежность, омрачение, ожесточение.
  Тщетны, бесплодны, часто вредны для души и самые возвышенные подвиги, когда они не растворены чувством покаяния. Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению... угодников Божиих, но самый подвиг их остается неподражаем. В наше время, при совершенном оскудении боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собой. Они нужны при всех иноческих подвигах, наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из всех подвигов — самый возвышенный. 
  Мир высоко ценит телесные подвиги и лишения, не разбирая того, правильно ли, полезно ли употребляются они или погрешительно и в тяжкий душевный вред; мир особенно уважает то, что действует удачно на телесные чувства, что соответствует понятиям мира о добродетели и о монашестве; мир любит то, что льстит и угождает ему; мир любит свое, сказал Спаситель. Скорее ненависть мира, злоречие мира, гонение им могут быть признаками истинного раба Божия: и это засвидетельствовано Спасителем.
  Святые Отцы завещавают избирать наставника непрелестного, непрелестность которого должна познаваться по согласию учения и жительства его с Священным Писанием и с учением духоносных Отцов. Они предостерегают от учителей неискусных, чтоб не заразиться их лжеучением. Они повелевают сличать учение учителей с учением Священного Писания и святых Отцов; согласное принимать, несогласное отвергать. Они утверждают, что не имеющие очищенного душевного ока и не могущие познавать древа по плоду признают учительными и духовными тщеславных, пустых и лицемеров, а на истинных святых не обращают никакого внимания, находя их не знающими ничего, когда они молчат, — гордыми и жестокими, когда говорят.
  Господь, заповедавши нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповедание Его. Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнять его немедленно усматривает необходимость его. Учение, представлявшееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде из плотского мудрования, является самым разумным, преисполненным благости: оно воззывает погибших к спасению, убитых — к жизни, погребенных во аде — на небо.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 
 

  "Многие добродетели прекрасны, но иногда от неумения или чрезмерного увлечения ими может произойти вред. Разумный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно души его и спасительно, и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей. Рассуждение учит и настраивает человека идти прямым путём, не уклоняясь ни вправо чрезмерным воздержание, ни влево - нерадением, беспечностью и ленью. Рассуждением человек различает свои желания, слова и дела, отступая от тех, которые удаляют его от Бога. 
  А ум боголюбивый есть казнитель зла, которое бывает в людях от произвольной их беспечности. Только самым делом качествующая в нас умность делает нас достойными называться людьми; не имея же такой умности, мы разнимся от бессловесных одним расположением членов и даром слова. Итак, да познает разумный человек, что он бессмертен; и да возненавидит всякую срамную похоть, которая бывает для людей причиною смерти.
 Как кормчие осмотрительно направляют корабль вперед, чтобы не наткнуться на подводный камень или скалу какую, так и ревнующие о добродетельной жизни пусть тщательно рассматривают, что им должно делать и чего убегать, полезным для себя почитая (и принимая) только то, что внушают истинные и Божественные законы, и отсекая от души лукавые помышления.
  Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что, подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное. — Борющийся со страстъми и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе; но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.
  Добро невидимо, как невидимо сущее на небе; а зло видимо, как видимо сущее на земле. Добро есть нечто сравнения не имеющее; человек же, имеющий ум, избирает добрейшее. Один человек способен познавать Бога и творения Его. Некоторые измождали тела свои постом и прочими телесными подвигами, но оставались отчужденными от Бога, потому что не имели духовного разума.
(Прп. Антоний Великий)"

 



"Мало помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.
(Авва Дорофей)"

 

 

  "Будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов - постов, бдений, трудовых работ и подобного. Они существенно необходимы и без них не мечтай преуспевать в духовной жизни, но и в них знай и держи мудрую меру. Мера сия - средина между самоугодливою поблажкой плоти и безжалостным измождением ее до изнеможения без крайней к тому нужды. Средину сию ищи опытом и делом, а не теорией и в правило при сем возьми постепенность, идя снизу кверху.
  Что же касается внутренних добродетелей: любви к Богу, презрения мира, самоуничижения, отвращения от страстей и греха, терпения и кротости, мира со всеми, даже ненавидящими и обижающими, и подобного, то тут не требуется никакая определенная мера, и постепенность их совершенствования сама собой определяется там внутри. Твое дело - непрестанно и всесильно нудь себя на всякое требуемое ими дело и совершай его всегда без отлагания и медлительности. В этом вся твоя мудрость и сила.
  Хотя истинный воин Христов, всем сердцем возжелавший достигнуть полноты совершенства, не должен никаких полагать пределов своему стремлению к преуспеянию во всем, однако ж ему необходимо рассуждением умерять и добре направлять чрезмерные порывы рвения духовного. Такие порывы, особенно вначале, обыкновенно вдруг возгораются с великою силой и влекут неудержимо, а потом слабеют-слабеют и совсем угасают, оставляя нас беспомощными среди пути.
  Ибо не только внешние - телесные добродетели следует стяжевать мало-помалу, восходя в них как бы по ступеням, но и в стяжании внутренних - душевных добродетелей надлежит соблюдать свой чин и порядок, так как только при этом малое наше скоро делается большим и устанавливается на всегдашнее в нас пребывание.
  Так, например, в стяжании внутренней добродетели терпения нельзя тебе вдруг вожделевать напраслин, обид и всяких других неприятностей, порываться на них и радоваться им, хотя можешь терпеливо переносить их, когда встречаются; потому что такое вожделение и такая радость суть высшие степени терпения, до вступления на которые тебе надлежит пройти низшие, кои суть: смиренное самоуничижение, считающее себя заслужившим всякие оскорбления, подавление позывов к отмщению, возненавидение всякой мысли об отмщении и подобные.
  Советую тебе также: не берись вдруг за все добродетели и даже за несколько их, но установись прежде в одной, а потом переходи и к другой. При таком образе действования всякий добродетельный навык удобнее и прочнее укоренится в душе. Ибо когда станешь упражняться непрестанно преимущественно в одной добродетели, то и память твоя все будет занята почти одною ею, и ум твой, будучи чрез то прикован к помышлению об ней, скорее утончится в изыскании случаев и способов к совершению ее, и воля твоя охотнее прилепится к ней с большим расположением; а все это в деле стяжания добродетельных навыков суть сильные споспешествования, которых тщетно будешь ты ожидать, если зараз прострешься ко многим добродетелям.
  С другой стороны, и сами деяния одной и той же добродетели, будучи одновидны и сходны между собой, по причине сей одинаковости образа действования становятся все менее и менее притрудными и скорее препровождают к другой. 
  Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог - предела и ограничения. Но любовь к ближним должна иметь свой предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих ограничениях, то она может удалить тебя от любви к Богу, причинить тебе большой вред, ввергнуть тебя в пагубу. Воистину, должен ты любить ближнего, но так, чтоб чрез то не причинить вреда душе своей. Делай все дела свои просто и свято, не имея в виду ничего другого, кроме одного благоугождения Богу, и это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.
  В делах сих самое важное есть способствование спасению ближних. Но тут нередко вторгается ревность не по разуму, которая ничего не приносит, кроме вреда и ближним, и себе. Показывай пример искренней веры и богоугодной жизни, и будешь подобно апостолам благоуханием Христовым, всех привлекающим к последованию Ему.
  Но не докучай всем словом своим без разбора: этим только мир расстроишь и с другими, и сам в себе. Имей ревность горячую и желание сильное, чтобы все познали истину в таком совершенстве, как ты ее содержишь, до опьянения вином сим, которое Бог обетовал и всем ныне подает без цены,- такую жажду спасения ближнего имей всегда; но надлежит, чтоб она исходила от любви к Богу, а не от неразумной ревности. Бог Сам насадит такую любовь к братьям в душе твоей по отрешении ее от всего и в свое время придет собрать плод от сего. Сам ты по себе не сей ничего, но предноси Богу землю сердца твоего, чистую от всяких терниев и волчцов, и Он посеет на ней семя, как и какое хочет. Сие-то семя и принесет плод в свое время.
  Помни всегда, что Бог хочет видеть душу твою отрешённою от всего, чтоб соединить её с Собой. Оставь Его действовать в тебе и не препятствуй Ему вмешательством твоей воли. Сиди без всякого о себе замысла, кроме одного - всегда благоугождать Богу покорностью Его воле. Отложи всякое попечение и всякий помысл, обнажись от всякой о себе заботы и от всякого пристрастия к чему-либо временному. 
  При этом надлежит тебе осмотрительно умерять горячность ревности о других, да сохранит тебя Господь в мире и покое душевном. Смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своем главном благе: в мире сердца - от неразумных забот о пользе других. То, откуда можешь ты почерпать обогащение сим благом, есть полная покорность души твоей Богу, с отрешением от всего. И это делай не по чаянию воздаяния тебе: и совсем не держи никогда в мысли, что ты делаешь что, достойное того. Бог действует во всем, и от тебя не желает Он ничего, кроме того, чтоб ты смирялся пред ним и Ему предавал душу свою свободною от всего земного, держа во глубине сердца одно желание: да исполняется на тебе во всем и чрез все воля Божия.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 

  "Спрашивали Господа: почему ученики Твои не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом в притче Господь показал, что вообще строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае в тебе есть внутренняя новая сила, способная с пользой выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возьмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показным подвижничеством, то не на пользу это будет.
  Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа-то же, что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде или новое вино в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра сделается еще больше; а вино прорывает мех, и само пропадает, и мех делается негодным. Это, впрочем, не значит, что строгости не нужны, а внушается только, что надо начинать их по порядку. Надо сделать, чтобы потребность в них шла изнутри, чтобы они удовлетворяли сердце, а не теснили только извне, как гнет. 
​(Свт. Феофан Затворник)"  

 

 
 
"Нет ничего светлее и сильнее Истины. Истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту. Она не любит скрываться, не боится опасности и клеветы, не домогается народной славы, не подвержена ничему другому человеческому. Она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримой. Прибегающих к ней она охраняет, как крепкой стеной, величием своей силы.
(Свт. Иоанн Златоуст)"









  


  
  Добродетель рассудительности (в Библии она нередко называется судом) противостоит пороку безрассудства и является соборной функцией как духа/ума человека, так и разумной силы/способности души человека (подчинённой духу/уму)...

  "7 Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны, 
  (Пс. 110)"

 
  Св. отцы (напр., прп. Антоний Великий) вполне обоснованно считали рассудительность наиважнейшей добродетелью... 
  Она даёт возможность человеку понимать смысл всех православных догматов, всех заповедей Христовых, с уяснением умеренности, своевременности и уместности применения не только их самих, но и всех тварных предметов, применяемых при этом... 
  Отсюда становится очевидным, что без рассудительности невозможно правильно (с пользой) исполнить ни одну заповедь Иисусову (напр., молиться):
 
  "11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
  12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их. 
  (Иер. 14)"

 
  Рассудительность формирует в человеке истинное/правильное мировоззрение, соответствующее учению Христову - ум Христов (по словам свт. Игнатия)...
  Рассудительность является той самой печатью Христовой на челе человеков  Божиих, противостоящей безрассудству - печати сатанинской ("числу имени зверя"): 
 
  "2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
  3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
  (Откр. 7)"
  "1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
  2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
  3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
  4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу,
  5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. 
  
(Откр. 14)"
 
  Как "печать" антихриста 666 (число человеческое) - образ сребролюбия/любостяжания/стужевания/безрассудства, так же и печать Божия является образом нестяжания/трезвения/рассудительности...
  Рассудительность является необходимым условием и причиной обретения премудрости, позволяя христианину совершать только правильные (как внутренние, так и внешние) действия...
  Рассудительность позволяет человеку определять правильность (полезность) и неправильность (вредность) того или иного предмета (обстоятельства, поступка, действия и пр.)...
  Рассудительность позволяет человеку проникнуть в суть (смысл, содержание) того или иного предмета - познать его...
  А познав тот или иной предмет, рассудительность позволяет правильно (своевременно, умеренно, уместно) им пользоваться (либо же и вовсе воздерживаться от его употребления)...
  Именно рассудительность позволяет человеку всегда радоваться и за все благодарить (исполнять основные заповеди Христовы)...
  Ибо только рассудительность дает возможность человеку понять, что все предметы в этом мире (кроме греха в общепринятом понимании этого термина) являются либо прямо, либо опосредованно проявлением милости Божией (Его творением/созданием) и предназначены для спасения каждого человека...
  Именно рассудительность позволяет человеку усвоить простую истину, что все кроме греха является творением Божиим, а не чьим-либо иным... 
  Именно рассудительность позволяет человеку понять, что творение от создания в принципе не отличаются...
  Творение создано из ничего, а создание сотворено из ранее созданного (сотворенного)...
  Творение и создание - суть синонимы...
  Разница между ними только во времени и в технологии начала своего бытия (несущественная)...
  Животные, птицы, насекомые - Божии ли создания (творения)?...
  А их норы, гнезда, соты, муравейники, потомство?...
  Рассудительность отвечает утвердительно...
  И уж тем большим творением (созданием) являются произведения рук человека (высшего творения Божия) - паспорта, ИННы, чипы, прописки, цифры, средства связи (информации), телевизоры, телефоны, телевизоры и пр., и пр. предметы, требующие благодарения их Создателю (Творцу), а не проклятия... 
 
  "13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, 
  14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. 
  
(Прем. 1)"
  "25 Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. 
  26 И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? 
  27 Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи. 
  (Прем. 11)"
  "1 Нетленный Твой дух пребывает во всём. 
  2 Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 
  (Прем. 12)"
  "25 Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. 
  26 Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним. 
  27 Нельзя сказать: " что это? для чего это?", ибо все создано для своего употребления. 
  23 Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! 
  24 Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему. 
  25 Все они - вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: 
  26 одно поддерживает благо другого 
  
(Сир. 39; 42)"
 
  Любую заповедь Христову (молитва, милостыня, покаяние  и пр.) человек может исполнить как правильно (с пользой для себя и ближних), так и неправильно (с вредом для себя и ближних)…
  Не является исключением в этом смысле даже Святое Крещение…
  Правильно/полезно Крещается лишь тот человек, который правильно/полезно огласившийся, т. е. воспринявший всю истину о себе, о твари и Боге, поэтому всецело покаявшийся, смирившийся и поставивший для себя целью/смыслом жизни исполнение заповедей Христовых…
  Только правильное Крещение производит в повреждённом первородным грехом человеке (в любом и всяком от самого его зачатия) некое

"... иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека Духом Святым, опять воссоединяет его с Божеским естеством, как было тогда, когда создали его руки Божии, восстановляет все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были они до преступления первозданного Адама, и таким образом вводит его в Царство Божие, в которое не может войти некрещёный (или неправильно Крестившийся, т. е. не истинно/неправильно оглашенный или сделавший это невольно/неосознанно – от авт.), просвещает светом его и даёт вкусить радостей его. Так каждый (правильно – от авт.) крещаемый опять соделовается таким, как был Адам до преступления, и, введён бывая в мысленный рай, приемлет заповедь делати его и хранити: делати исполнением заповедей Иисуса Христа, и хранити хранением благодати Святого Духа, дарованной ему через Святое Крещение, исповедуя, что сила сей благодати, живущей в нём, вместе с ним исполняет заповеди Христовы.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 
 


 

  Ну а о том, что неправильно причащающийся Святых Христовых тайн ест и пьёт осуждение себе, приобретает смерть свою - стяжает погибель своей бесценной души, писал ещё св. ап. Павел…
  Именно рассудительность позволяет человеку правильно использовать свой исключительный дар разумного существа - свободу выбирать (делать) добро и его Источник - Господа Иисуса Христа...
  Именно рассудительность позволяет человеку отвергать зло (уклоняться от него)...
  Именно рассудительность позволяет человеку приобрести на земле правильный навык доброго использования своей свободы и после исхода своей души из тела выбрать соответственно ему Господа, а не геенну (бесконечное блаженство, а не вечные мучения)...  
  Одной из особенностей рассудительности является особенная же промыслительность Божия в даровании ее не только человеку, но даже и ангелам...
  Например, существует святоотеческое мнение о том, что не все ангелы на Небесах (даже и охраняющие Их) знали о воплощении, вочеловечении, крестной смерти, сошествии во ад и Воскресении Сына Божия - Господа Иисуса Христа...
  Хотя Евангелие свидетельствует о том, что и бесы, и люди (апостолы, исцеленные Христом больные, оживленные Иисусом мертвецы, фарисеи и пр.) на земле знали об этом...
  Толкование св. отцами 23-го псалма со всей очевидностью свидетельствует о том, что от некоторых (а может быть и от многих) ангелов Тайна Домостроительства (по крайней мере до Вознесения Господня) была сокрыта Богом по особому Его промыслу...
  Ниже мы приводим соответствующие строки из 23-го псалма и из 1-го Послания св. ап. Петра, свидетельствующие о некотором неведении ангелов (напр., охраняющих Царство Небесное и не знающих о том, Кто восходит/Возносится к ним на Небеса после Своего Воскресения):
 
  "8 Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. 
  9 Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
  10 Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - Царь славы.
  (Пс. 23)"
  "10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
  11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
  12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 
  (1 Петр. 1)"

 
  Эти примеры убедительнейшим образом свидетельствует о том, насколько важной является воля Божия (промысел Христов) в деле стяжания человеком рассудительности, призывающая его к максимально возможному смирению...  
  Крайне необходимо помнить о том, что любое добро вообще и рассудительность, в частности является даром Божиим: 

  "23 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
  24 И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. 
  (3 Цар. 10)"

  Рассудительность крайне необходима в практической жизни христианина, поскольку то, что полезно для человека на доцерковном (атеистическом, инославном, языческом и пр.) этапе, может быть вредным (несвоевременным, неуместным, неумеренным) на этапе оглашения…
  То, что полезно на этапе оглашения, может быть вредным на этапе новоначальном (очищения)…
  То, что полезно на этапе очищения от главных пороков (новоначальном), может быть вредным на этапе освящения…
  И наоборот…
  Даже и на одних и тех же этапах, которые также имеют свои подэтапы/стадии/интервалы (в которых христианин продвигается по лествице добродетелей), также необходима рассудительность, поскольку и на них также возможны как вредность, так и полезность одних и тех же предметов (в первую очередь тех или иных заповедей и способов их исполнения)…
  Господь в Евангелии многократно призывает к рассудительности – напр., в притче о бревне и сучке/соломинке в глазу человека…
  Глаз – суть естество человека, бревна – главные пороки, соломинки – равнозначноуменьшенные пороки…
  Соответственно, глаз с бревном – суть человек до стадии освящения (доцерковный этап или этапы оглашения и очищения от главных пороков/новоначальный)…
  Христос призывает начинать с начала, а не с середины или с конца – Он призывает сначала к очищению от главных пороков и только потом уже – к этапу освящения…
  Мало того, Иисус ещё и показывает, что прежде чем спасать других, спаси сначала себя сам…
  Господь вразумляет неразумных, что не может человек даже и на стадии очищения/новоначалия (не говоря уж о более ранних стадиях) пытаться спасать людей, находящихся уже на этапе освящения (подобно яйцу, поучающему курицу)…
  Воистину правы святые, писавшие о том, что необходимо сначала спастись самому, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи…
  Во всём необходима рассудительность – и в спасении самого себя, и в спасении ближних (в учительстве/руководстве духовном)…
 
 Возрастает человек в рассудительности через покаяние в безрассудстве, православным и умеренным светским образованием, а также усердной жизнью по всем заповедям Христовым... 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, главы о рассудительности свт. Игнатия Брянчанинова, прп. Исаака Сирина с сайта Святоотеческое наследие, статьи митр. Лимассольского Афанасия, протоиер. Александра Шаргунова, митр. Лимассольского Афанасия и иер. Сергия Бегияна с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры и Тихая пристань...

 





 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !     
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 2086

Поиск