"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Скрытность (Закрытость) правильная
 
  - радование Христа рассудительным сокрытием помыслов...
 

 



 
  "21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже.
  22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
  (Мк. 2)"
  "3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
  4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
  (Лк. 10)"
  "6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
  (Мф. 7)"
  "10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
  11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
   (Тит. 3)"
  "31 Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость. 
  22 Наставление для безумных - оковы на ногах и как цепи на правой руке. 
  10 Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения.
  11 Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым - о войне, с продавцом - о мене, с покупщиком - о продаже, с завистливым - о благодарности,
  12 с немилосердым - о благотворительности, с ленивым - о всяком деле, 
  13 с годовым наемником - об окончании работы, с ленивым рабом - о большой работе:
  14 не полагайся на таких ни при каком совещании, 
  15 но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, 
  16 который своею душею - по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою.
  (Сир. 20:31; 21:22; 37:10-16)"
  "7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.
   8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
  (Прит. 9)"
  "7 Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. 
  (Прит. 14)"
  "4 Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. 
  5 Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки. 
  6 Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями.
  13 Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, 
  14 и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих.
  16 Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить.
  20 Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле. 
  21 При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает.
  22 Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя.
  (Сир. 8:4-6; 13-14; 16; 20-22)"
  "20 Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасёт Господь Иерусалим от руки моей?
  21 Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано было приказание: не отвечайте ему.
  (Ис. 36)"
  "7 Он (пророчество о Христе - от авт.) истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
  (Ис. 53)"
  "1 В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, пришли мужи из старейшин Израилевых вопросить Господа и сели перед лицем моим.
  2 И было ко мне слово Господне:
  3 сын человеческий! говори со старейшинами Израилевыми и скажи им: так говорит Господь Бог: вы пришли вопросить Меня? Живу Я, не дам вам ответа, говорит Господь Бог.
  30 Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не оскверняете ли вы себя по примеру отцов ваших и не блудодействуете ли вслед мерзостей их?
  31 Принося дары ваши и проводя сыновей ваших через огонь, вы оскверняете себя всеми идолами вашими до сего дня, и хотите вопросить Меня, дом Израилев? живу Я, говорит Господь Бог, не дам вам ответа.
  (Иез. 20)"
  "6 Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие. 
  (Мих. 2)"
  "18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
  19 Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её.
  (Мф. 1)"
  "25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных (слепо/бесчувственно превозносящихся от ложного видения в себе мнимых ведения и благоразумия - от авт.) 
  (Мф. 11)"
  "22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
 23 Но Он не отвечал ей ни слова.
 (Мф. 15)"
  "62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
 63 Иисус молчал.
 (Мф. 26)"
  "12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
 13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
 14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
  (Мф. 27)"
  "60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
  61 Но Он молчал и не отвечал ничего.
  (Мк. 14)"
  "21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
  22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
  23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
  24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
  (Лк. 10)"
  "8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
  9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
  (Лк. 23)"
  "32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 
  (Деян. 8)"
  "23 Тогда тысяченачальник отпустил юношу, сказав: никому не говори, что ты объявил мне это. 
  (Деян. 23)"




  








 
  "Не открывай мысли своей невеждам и воли своей - неблагоразумным. (Авва Исаия)"
  "Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы ничего не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовною. Скрывание же своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью. (Свт. Иоанн Шанхайский)"  
  "Говорить о вере следует тогда, когда вас спрашивают об этом и ваш ответ принимают. Если начинаются возражения и споры, то, значит, человек не готов воспринять дух и учение христианства. Христианство нельзя передать как науку или доказывать как философию. Христианство воспринимается сердцем; а если человек не чувствует его живительной силы, то внешние доказательства бесполезны. При земной жизни Спасителя многие очевидцы Его чудес не поверили в Него как в Мессию. Поэтому берегите мир собственного сердца. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Нельзя «лезть в душу» человека, ибо душа – это святое святых, и туда можно войти только если вам отворят и пригласят внутрь. Иногда можно стоять у двери и стучать, как Христос стучится в души людей, но тихо и ненавязчиво. Если же дверь не отворяется, лучше отойти. Любовь к ближнему должна быть мудрой. (Митр. Иларион (Алфеев))"
  "Когда найдёт на тебя гнев - крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз - станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях. (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Мало ли какое зло бывает у тебя на душе, но "не все, что есть в печи, на стол мечи". Да будет оно одному Богу известно, ведущему все тайное и сокровенное, а людям не показывай всех своих нечистот, не заражай их дыханием сокрытого в тебе зла, затвори печь: пусть дым зла замрет в тебе. Богу поведай печаль свою, что душа твоя полна зла и жизнь твоя близка к аду, а людям являй лицо светлое, ласковое. Что им до твоего безумия? Или же объяви свою болезнь духовнику или другу своему, чтобы они тебя вразумили, наставили, удержали. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя о всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть. (Еп. Пётр)"
  "Прежде, чем идти на сияющие высоты христианских добродетелей, учись самому простому — и тебе откроется неизвестное. Например, простая вещь — а научись не перебивать, сидеть и слушать. Научись не выбалтывать чужие тайны и не радоваться чужим грехам. (Протоиер. Андрей Ткачёв)" 
  "Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». Когда человек делает что-то неправильно, а мы видим это, то нам хочется ему подсказать. Надо попробовать делать это постепенно. Знаете, как лед ногой пробуют - крепок ли, выдержит ли, не провалится ли? Мы все заражены гордыней, самолюбием. Нас ведь трогать нельзя. Если Нас за больное место заденут, то может трупный яд пойти. Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя. (Архим. Амвросий (Юрасов))"
  "Надо избегать споров и бесед, которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят чаще к головной боли. Не надо ждать духовного понимания от людей, которые не веруют в Бога. Лучше молиться за таких людей, чтобы Бог простил их. С каждым надо говорить на том языке, который он понимает, и верующему человеку не надо открывать перед другими те великие истины, в которые он сам верит и некоторые переживает, потому что другие его не поймут, поскольку он говорит на другой частоте, находится на духовной волне иной длины. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно. (Св. прав. страстотерпица, императрица Александра Фёдоровна Романова)"
  "Действенны только молитва, молчание и любовь. Лучше через тайную молитву обращаться к сердцу других людей, чем к их ушам. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
  "Беги от всех, но люби всех, не входи в чужие дела и не суди никого — тогда и будет мир в сердце. А поведешься со многими — всё вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают. Кто-то должен быть, с кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбирать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке — не поймут того, что для тебя ценно. Более молчи, учись молчанию. (Иеросхимон. Михаил (Питкевич))"
  "Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу. (Прп. Силуан Афонский)"
  "Не входите в суждение происходящих порядков или беспорядков, а себя уклоняйте сколько можно, дабы не входить в советы, — что знаете? Пожалуй, увлечься недолго, а после не развяжешься. (Прп. Макарий Оптинский)"
 
  "Когда мы из любви сокроем согрешение брата своего, тогда и Бог сокроет наши грехи; а когда мы обнаружим перед другими грех брата, тогда и Бог сделает известными людям наши грехи. (Древний патерик)"
  "Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим. С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных . Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию. 
  Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита: "Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение."
  Надобно содержать в памяти слово Господне: Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут выА потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина, "лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел". Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: "Аз прославляющих Мя прославлю", потому что путь уже открылся. (Прп. Серафим Саровский)"
  "Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе сие дарование. Подобно сему разумей и о прочем. Когда Бог, по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его. Когда видишь, что представляется случай выказать свое знание - молчи. Бог да сохранит тебя, и да подаст тебе силу во всяком случае молчать благоразумно и благодать, чтобы познавать тебе, когда должно говорить без страсти. Ибо сердце твоё ещё не знает совершенно, что многоглаголания оскверняют человека, иначе оно не попускало бы тебе услаждаться ими.
  Отцы сказали, что хорошо говорить Бога ради и молчать Бога ради. Слова же их значат следующее: говорить, как я сказал, не по страсти хорошо, ибо говорящий таким образом Бога ради говорит, а когда кто видит, что хочет что-нибудь сказать по страсти, то если промолчит, хорошо сделает, ибо он умолчит Бога ради. Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди; но предоставь это дело Богу, и Он вложит во уста твои, что сказать для пользы. Бог силен препоясати нас, немощных, силою. Он да укрепит тебя, брат. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "Наставники не все говорят, как хотели бы сами, но как этого требует состояние немощных. Намеренному говорить о предметах духовной мудрости особенно нужны слушатели сокрушенные и смиренные, чуждые гордости и тщеславию. Не смущайтесь, нет ничего странного и неожиданного в том, что безумные смеются над великими предметами. Таких людей невозможно убедить человеческой мудростью; если станешь убеждать их таким образом, то сделаешь противное. Для того, что превышает разум, нужна одна вера. Мы должны больше денег беречь слова и не доверяться всем без разбора. Язык, если обуздаешь его и выучишь ходить ровно, то будет как царский конь, на который садится царь, а если оставишь необузданным, то будет колесницей диавола и демонов. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Одиночество на земле ведёт в общество небесное. (Свт. Филарет Московский)"
  "Мало ли какое зло бывает у тебя на душе, но "не все, что есть в печи, на стол мечи". Да будет оно одному Богу известно, ведущему все тайное и сокровенное, а людям не показывай всех своих нечистот, не заражай их дыханием сокрытого в тебе зла, затвори печь: пусть дым зла замрет в тебе. Богу поведай печаль свою, что душа твоя полна зла и жизнь твоя близка к аду, а людям являй лицо светлое, ласковое. Что им до твоего безумия? Или же объяви свою болезнь духовнику или другу своему, чтобы они тебя вразумили, наставили, удержали. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 
  "Кто вкусил сладость молитвы, тот всегда желает быть один. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Надо избегать споров и бесед, которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят, чаще, к головной боли. Не надо ждать духовного понимания от людей, которые не веруют в Бога. Лучше молиться за таких людей, чтобы Бог простил и просветил их. С каждым надо говорить на том языке, который он понимает, и верующему человеку не надо открывать перед другими те великие истины, в которые он сам верит и которые переживает, потому что другие его не поймут, поскольку он говорит на иной частоте, находится на духовной волне иной длины. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "В ком сердце твоё не вполне уверено, к тому не прилепляйся сердцем твоим. 
Не открывай совести твоей тому, к кому не расположено сердце твоё. (Прп. Пимен Великий)"
  "С теми, кто делает вид, что исповедует звук Православной веры, но находится в союзе с теми, кто держится других мнений, и не внемлет предостережениям, продолжая упорствовать, вы не только не должны иметь общения, но даже не должны называть их братьями. Открывать перед всяким без разбора тайны спасения то же самое, что в нечистый сосуд вливать многоценное миро. (Свт. Василий Великий)"
  "Пока еще зелены мы и не приобрели зрелого грозда, не пожелаем подавать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкой демонов. Щади язык, ибо он часто произносит то, что лучше было бы утаить. (Прп. Нил Синайский)"
  "Не советуйся о помыслах твоих со всеми; советуйся только с отцами твоими. Иначе навлечешь себе скорбь и смущение. Кто живет с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всём - с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание. (Авва Исаия)"
  "А ведь так и быть должно. Весь мир ощетинится на того, кто дерзнет увидеть его истинное лицо, на того, кто начнет смотреть на все вокруг сквозь призму Закона Божия. Я бы только предостерег Вас от показного проявления появившихся в Вас христианских взглядов - это будет расхищение того, чего ещё Вы не приобрели в свою собственность. И другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо. Вы спровоцируете их на богохульство. А Вы не спешите, молитесь о том, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу. У Него сила и власть - реальные, а наши - кажущиеся. Умудри Вас Бог. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 


 
"Не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о коих знаешь, что они духовны. Ибо много сетей у диавола. От людей духовных ничего не скрывай, чтобы враг, нашедши себе угол, не возгнездился в тебе. Но с людьми плотскими не входи в совет. Надобно приобрести любовь от чистого сердца ко всем человекам, особенно же к своим по вере, а к противникам и к людям сластолюбивым холодность (сдержанность общения - от авт.), и при холодности сей иметь ведение, целомудрие и мир, потому что Апостол говорит: рабу же Господню не подобает сваритися (ссориться - от авт.), но тиху быти ко всем, учительну и незлобиву... 
(Прп. Ефрем Сирин)"
 
 

 
  "Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками. Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою. Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нём, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей. Не всякому открывай мысли свои, иначе ты можешь быть соблазном для брата своего. Никого не беспокой просьбою об исполнении воли твоей. Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы, — смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих.
  Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому. Ничего не предлагай кому–либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом.
  Всеми силами удаляйся от людей, чуждых разума и совета. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как–бы тебя там не было. Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода (и Пилата - от авт.). Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности; то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.
   Не видящие, что для них полезно, и не знающие, что добро, слепотствуют душою, и рассудок их ослеп. Не должно смотреть на них, чтоб тому же по необходимости не подвергнуться и нам непредвиденно, как слепым. Не со всяким веди беседы о благочестии и добром житии. Не по зависти говорю так, но потому, что пред неразумнейшим покажешься ты, думается мне, смешным. Подобное подобному сочувствует, а для таких бесед немного слушателей, или вернее, они очень редки. Лучше потому не говорить, ибо не этого хочет Бог для спасения человека. Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их.
  Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою. Также не открывай своих помышлений всем, чтобы не ввести брата твоего в соблазн.
(Прп. Антоний Великий)"
 



"Если хочешь, чтобы Господь покрыл грехи твои, то не выказывай людям добродетель, какую имеешь. Ибо как мы поступаем в отношении наших добродетелей, так Бог делает с нашими грехами.  Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. Не дозволь себе обличить в согрешении того, кто не находится в повиновении у тебя: такое обличение — принадлежность власти.
(Прп. Марк Подвижник)"

 
skudelnica.ru/wp-content/uploads/2014/05/Подвижник.jpg

 

"Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти.
(Прп. Антоний Оптинский)"
 

 
 
"Если хочешь быть верным, ревностным сыном православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего. Не дерзни обличать его! Не дерзни учить его! Не дерзни осуждать и укорять его! Это - деяние не веры, а безрассудной ревности, самомнения и гордыни. Уединение всегда было полезно, когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; а ныне, при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомых и знакомств есть необходимое условие к спасению.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
Святитель Игнатий Брянчанинов
 


"Я ни с кем не говорю о Христе, если этого не хотят и меня об этом не просят. Я молюсь о людях, но ничего им не говорю. Мне хочется, чтобы их душа открылась и чтобы они сами попросили меня рассказать им о Христе. 
(Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
 


  
"Твоей души келья - единственное помещение, в которое никто не может войти без твоего позволения. Между тем, многие люди охраняют клети и сараи свои лучше, чем потаенную келью души своей. Войди в келью свою и затвори дверь свою, - говорит Спаситель. Не дай мыслям своим, чтобы блуждали по миру. Собери их в сердце своем. Здесь встреча с Богом Твоим. Победи рассеянность - и ты станешь настоящим победителем, и примешь венец славы. Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу.
(Свт. Николай Сербский)"
 

 
 
"Господь молчал, когда его обвиняли, и не ссорился, а для пользы слушателей иногда объяснял дело, а если не принимали Его слов, то отходил. Надо учиться больше молчать - и языком, и умом.
(Игум. Никон (Воробьёв))"
 
 
 

"Не показывай сокровищ твоих вавилонянам (завистливым людям - от авт.). Бесы, видя сие, будут раздражатся на тебя и бороть тщеславием, а простых слушателей соблазнять, и ты понесёшь осуждение и за то, и за другое. Все, что ни делаешь доброго, старайся скрывать.
(Авва Дорофей)"
 

 









  
  Скрытность/закрытость/замкнутость/обособленность/изолированность/отделённость правильная противостоит скрытности неправильной и является следствием смирения и неотделимых от него добролюбия, послушания и мученичества, рождающихся в свою очередь, из любви...
  Полезность доброй скрытности как раз и состоит в том, что она усиливает человека и в добролюбии, и в смирении, и в послушании, и в мученичестве, и в их матери - системообразующей добродетели любви...
  Благая скрытность является проявлением милости по отношению к ближнему и неотделимой от нее благости, их же и увеличивая...
  Добрая скрытность может быть проявлением и скромности, также рождающейся из смирения, и их же также и увеличивая...
  Скрытность правильная неотделима от рассудительности...
  Правильная скрытность проявляется в благоразумных (смиренных) молчании и в воздержании как от грехов, так и от доброделий...
  Если с воздержанием от злых слов и грехов все понятно, то воздержание от слов добрых и от доброделий, наверное, требует некоторых пояснений...
  Причины такого доброго воздержания могут быть как внутренними, так и внешними...
  Внутренние причины - это безрассудство человека, неуместно, неумеренно и несвоевременно открывающего добрые помыслы...
  Внешние причины - либо же неготовность еще ближнего к добру, либо же его свободная и сознательная порочность, которая только усугубляется от исповедуемых ему добрых помыслов... 
  Отсюда становится понятным необходимость соединения доброй закрытости и рассудительности...
  Необходимо отметить и сокрытие/замкнутость/защиту/дистанцирование/уклонение от злых внешних предметов/факторов/воздействий...  
  Такая скрытность является исполнением заповеди Христовой, образно/аллегорически оглашённая Им в притче об удалении членов, соблазняющих человека...
  Кроме личных/внутренних предметов (напр., страстей), человек должен избавляться и от внешних обстоятельств, которые мешают ему исполнять те или иные заповеди Иисусовы (проявление поста/воздержания)...
  И самый простой способ для этого - не слушать, не смотреть, не нюхать, не есть, не пить, не трогать и пр. - т. е. "закрыть" все двери комнаты (души) своей прекратить контакт с соблазняющим предметом - напр., общение с нечестивым человеком и пр. (подробнее мы пишем об этом в ответе на вопр. № 120):

  "11 Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!
  12 ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас.
  (Ис. 52)"
  "1 Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
  2 Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды;
  3 и бедному не потворствуй в тяжбе его. 
  (Исх. 23)"
  "15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
  16 и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. 
  (Исх. 34)"
  "1
 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
  2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
  3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
  4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, 
  (Втор. 7)" 
  "14 Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. 
  (Прит. 17)"

 "19 ... кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. 
  (Прит. 20)"
 
 "5 Тёрны и сети на пути коварного; кто бережёт душу свою, удались от них. 
 
 10 Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. 
  
24 Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,
  
25 чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.
  (Прит. 22)"
 
 "6 Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;
  7 потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою.
  8 Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.
  9 В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.
  (Прит. 23)"
  "1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
  2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
  21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
  22 потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
  (Прит. 24)"  
  "5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.

  9 Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
  10 дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.
  (Прит. 25)"
 "4 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
  5 но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
  6 Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.
  (Прит. 26)"
  "2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. 
  (Иер. 9)"
  "2 Так говорит Господь: не учитесь путям язычников ... 
  (Иер. 10)"
  "8 Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить; 
  (Иер. 16)"
  "
23 Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
  (Ам. 5)"
  "11 ... ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. 
  (Сф. 3)"
   
  "10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
  11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
  (2 Ин. 1)"
  "9 Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками;
  10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
  11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
  12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
  13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
  (1 Кор. 5)"
 
  "Много вредит нам, когда мы слушаем людские пересуды, сплетни, мнения. Показывая это ученикам, Господь спросил: "За кого Меня принимают?" и те начали перечислять все мнения людские: "Иные за Крестителя, иные за Илию, иные за Иеремию". Один Пётр никому не внимал и сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", за что и назвал его Иисус блаженным, "ибо не плоть и кровь (т. е. не люди плотские) открыли тебе то, но Отец Мой Небесный, иже на Небесех". Будем лучше и мы внимать глаголам Отца Небесного, реченным нам через Сына, и мы приидем в состояние блаженства душевного. (Записки православного монаха)"
 
"Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




  "Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было.
  Умный человек борим бывает страстьми душевными чрез чувства (телесные), которые есть у разумных тварей. Телесных чувств пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чрез сии пять чувств, подпадая четырем своим собственным страстям, бедная душа берется в плен. Эти четыре страсти душевные суть: тщеславие, жажда утех, гнев и страх. Но когда человек с мудростью и рассуждением, хорошо повоевав, одолеет и победит страсти, тогда уже не бывает борим, но мирствует душою и увенчивается от Бога, как победитель.
  Точнее всех наших членов выковано ухо. Но и оно украшает голову, окаймляя ее. И оно, являясь творением Божиим, причастно к тайнам Его. Оно округлое, все изборожденное, чтобы не скоро проникало слово, но много времени покружившись, погружалось бы в глубину, при этом становился бы ясен проникновенный смысл слова, а грубость лжи и злые речи остались бы на берегу. Кто разговаривает о добром деле, не должен говорить лжи, а кто слушает, должен испытывать и проверять сказанное. Если примешена страсть любви или ненависти, то первая весьма скоро не видит, а вторая вообще не видит.
  Если каким–то повреждением слово растлевает наше суждение, то мы должны овладеть им и отвести от злобы, как владеющие истиной. В согласии с этим сказал и божественный песнопевец Давид: «Того, кто тайно клевещет на ближнего своего, изгоняю».
  Если кто заговорит о неполезном для души — будь подобен глухому, который не слышит и немому, который не говорит. Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь.  
  Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым — дружба с дьяволом. 
   Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кои приносят пользу, кои ведут к познанию воли Божией; ибо она есть путь, коим люди опять возвращаются к жизни и свету вечному.
  Всякий желающий быть истинно духовным подвижником должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтоб быть и телом, и сердцем, и умом вне смятения и круговращения людского; ибо где люди, там и смятение.
  Итак, братия мои возлюбленные, удаляйтесь двуязычного и не входите с ним в дружество, потому что дружество с ним есть дружество со смертью. Опасайтесь даже и говорить с ним, чтобы не быть участниками его грехов и чтобы он не заразил вас своим ядом.
  Итак, дети мои возлюбленные, удаляйтесь клеветника. Убегайте его, кто бы он ни был: отец ли или брат кого–нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником.

(Прп. Антоний Великий)"


 
 
"Поскольку час от часу умножаются соблазны, и оскудевает благочестие, и нечестие усиливается, то душа, любящая благочестие, не должна смотреть, что люди делают, какие бы они ни были, а должна внимать, чему слово Божие учит.
(Свт. Тихон Задонский)"



"Не води дружбы и не имей союза с врагами Христовой Церкви, с еретиками, с раскольниками, с теми, которые постов святых не соблюдают. Должно бегать от тех людей, которые не боятся и не почитают Бога. 
(Прп. Серафим Саровский)




"Имеющий общение с еретиками, хотя бы в жизни своей следовал житию бесплотных, чуждым себя творит Владыке Христу!
(Свт. Иоанн Златоуст)"



"Не дозволь себе вступать в беседу с еретиками, под предлогом защищения веры, чтоб не уязвил тебя яд, которым пропитаны слова их.
(Авва Исаия)"




"Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов. Не дозволяй глазам своим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. Как губка, поднесённая к чему-нибудь мокрому, раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек, не твердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по-плотскому, вбирает в себя вред. Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов. 
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Надлежит тебе блюсти уши твои. И, во-первых, не слушай срамных и сладострастных речей, песен, музыки, от которых блажью наполняется душа и разнеживается, сердце разгорается плотскою похотью. Во-вторых, не слушай шумных и смехотворных речей, пустых и баснословных рассказов и выдумок, а если невольно услышишь, не услаждайся ими и не одобряй их. Непристойно христианам находить удовольствие в таких речах. В-третьих, не слушай с услаждением пересудов, наговоров и клеветы, какие иные распространяют о ближних своих, — или пресекай их, если можешь, или удаляйся, чтобы не слышать их. В-четвертых, не слушай пустых и суетных речей, в которых проводит время большая часть любящих сей мир, и не услаждайся ими. В-пятых, наконец, блюдись вообще от слушания всяких слов и речей, которые могут повредить твоей душе, в том числе лесть и похвалы льстецов. 
(Прп. Никодим Святогорец)"




"Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют - иначе не будешь иметь успеха. Удаляйся от спорливого.
(Прп. Пимен Великий)"




"Уединение всегда было полезно, когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; а ныне, при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомых и знакомств есть необходимое условие к спасению".
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




"Соборная Восточная Церковь пресекла общение с частной Римской церковью, как отпавшей от истины и от правил Соборной Православной Церкви.
(Прп. Амвросий Оптинский)"




"Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом.
(Прп. Геннадий Костромской)"




"Если ты не в состоянии заградить уста клевещущему на друга своего, то, по крайней мере, остерегись от общения с ним. Не сближайся с любящими спорить.
(Прп. Исаак Сирин)"











   Добрая скрытность возрастает покаянием в скрытности злой, в безрассудстве, через изучение христианских догматов, умеренное светское образование и усердную жизнь по всем остальным заповедям Христовым, смиряющую человека...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (15 Апр 13)
Просмотров: 633

Поиск