"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Смешливость добрая


  - радование Христа внешней/телесной/устной радостью (весельем) от добра...





 

  "1 Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа и из старейшин священнических,
  2 и выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе,
  3 и скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, – о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах,
  4 за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных
  5 и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне;
  6 за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения.
  7 И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечом пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным.
  8 И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его.
  9 И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги их и ищущие души их.
  (Иер. 19)"
  "1 И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
  2 Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог;
  3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;
  4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог.
  5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
  6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся.
  7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.
  8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак сын его отнят был от груди.
 (Быт. 21)"
















  "Юмор святых людей.

  А что если человек не только существо прямоходящее, ну или даже разумное. Что если человек в первую очередь существо способное иронизировать. Ведь мы каждый день смеемся. Даже когда нам очень тяжело или грустно – мы не теряем этой способности – смеяться. Смеемся над шутками хорошими и не очень. Смеемся над собой, смеемся над другими.
  Улыбка человека – самое удивительное, что случается с человеческим лицом. Она может принести покой на сердце. Она может сгладить острые углы, может унять боль. Но самое главное человек понял еще очень давно. Он понял, что юмор это прекрасное оружие против унылого и обреченного восприятия смерти.
  Святые люди поняли это лучше всех. Они часто улыбались и шутили но, только очень по-особенному, по-святому. Вот старец Паисий Святогорец. Однажды, к нему пришел мальчик и спросил как ему найти старца Паисия. Старец ответил: «Он за сигаретами пошел». Мальчик робко предположил, что наверное кто-то из его гостей курит, а старец говорит: «Да этот Паисий вообще никудышный старикашка, пьет, курит». Но мальчик решил дождаться этого «никудышного курильщика». Потом Паисий рассказывал своим посетителям эту историю как пример доброго сердца, которое не может осуждать.
  Патриарх Тихон. Годы тяжелые, мрачные, а у него над дверью в кабинет висела табличка с надписью: «По вопросам контрреволюции не беспокоить». Один архимандрит после личной встречи с патриархом остался даже недоволен его такой «несерьезности». «Все хи-хи да ха-ха и гладит кота», – сказал «серьезный» архимандрит. А святитель шутил, улыбался и так успокаивал тревожные сердца, унимал боль эпохи.
  И мученики в древние времена, претерпевая страшные страдания, не теряли способности шутить. Они смеялись над самой смертью, потому что знали, что она не имеет над ними власти. Мученик Конон, например, говорил, что костер, дескать, плохо разожгли, и он не может согреться. А мученик Лаврентий, когда его тело повесили над огнем, сквозь страдания произнес: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».
  Но бывает, что святые люди шутят c горечью. Когда 22 мая 1922 года арестованного митрополита петроградского Вениамина, выводили из Александро-Невской Лавры, навстречу ему вышел протоиерей Александр Введенский, чьими хлопотами было сфабриковано дело против митрополита. Введенский подошел к нему, сложив руки под благословение. «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду», – ответил ему на это митрополит, вспоминая известный евангельский сюжет предательства Иуды. Участь владыки Вениамина была очевидной – расстрел.
  Чем же шутки святых людей отличаются от наших? Они никогда не направлены против человека, в них нет презрения. Их шутки укрепляют, унимают боль, учат добру. А иногда святые люди иронизируют над смертью. И думаю, глядя на улыбки святых, смерть всегда остается в недоумении. (Тихон Сысоев, журнал "Фома", 2016)"


 

- Женщина, а женщина!
- Здрав буди, милок, слушаю тебя...
- А у вас тут иконы есть?
- Знамо дело, имеются...
- Тогда дайте мне для козерога, самую дорогую!
- Дык это тебе надобно к ветеринару, болезный ты мой...







"Едет многодетный батюшка с семьей на машине и буквально в метрах 300 до заправки кончается бензин. Матушка говорит: "Пойди, возьми канистру, сходи на заправку." Но в машине не оказывается ничего, кроме детского горшка. Пришлось идти за бензином с ним. Возвращаясь и вливая долгожданную жидкость из указанной емкости в автомобиль, отец ловит на себе взгляд из остановившейся рядом машины, в которой сидит атеист и возбужденно говорит: "Я, конечно, никогда не разделял ваших убеждений, но всегда удивлялся вашей вере."
(Случай из жизни)"







  "Был у нас один брат, такой колючий, жёсткий, резкий. Все от него натерпелись. Одному молодому монаху я сказал так:
  - Ты просто пойми, ему трудно. Когда тебе с ним уж совсем плохо, просто повернись к нему и скажи: "Я люблю тебя".
  - Что? Да как так? - изумился он.
  - А ты попытайся! Попробуй!
  И вот как-то раз они вместе мыли посуду. Молодой монах поворачивается к этому брату и говорит ему:
  - Отец! Я люблю тебя!
  А тот ему в ответ:
  - Если ты меня поцелуешь, я тебе в лоб дам!
  Это было так смешно, что оба расхохотались. После этого они начали дружить, и именно смех положил начало их дружбе. Они переступили через ту напряженность, которая так отравляла их отношения. Что ж, может быть ради этого нам стоит даже кого-то поцеловать и получить от него в лоб - вот и все, конец вражде. Иногда это и есть именно то, что нам надо.
(Схиархим. Иоаким (Парр))"







  "Я помню одну историю, это не моя история, но она рождественская, старинная и совершенно правдивая, которую мне рассказала одна моя знакомая много лет назад, кстати, на Рождество. Она помогала в одной семье многодетной православной.
  Понятно, что многодетным родителям трудно пойти на службу, они с детьми все время в храме, а так хочется помолиться самим, особенно, когда такие великие дни идут. И они упросили крестную остаться с детьми. Они пошли на рождественскую службу, а она осталась с детьми.
  Младших уложила, а старший, лет шести, никак не угомонится. Она почитала ему сказки, потом они решили помолиться перед сном. Ну за кого мы будем молиться? Конечно, помолились за родителей, бабушек-дедушек, младших братьев и сестер, за всех помолились.
  И вот он говорит: "Крестная, вот мы помолились за тех, кого мы любим. А теперь давай помолимся за тех, кого мы не любим." Хоть она и очень удивилась (мол, как это у шестилетнего ребенка может быть кто-то, кого он не любит, но всё-таки согласилась: "Ну, давай, помолимся".
  И тогда он говорит: "Господи, спаси Бармалея!"
(Протоиер. Алексей Уминский))"



















 
  Смешливость добрая противостоит смешливости злой и происходит от добролюбия вообще и от добровесёлости (внешней/телесной/устной/артикуляронй/гласной радостности), в частности...
  Причина/мотивация смешливости доброй - смирение, дерзновение, благодать Божия, особый промысел Божий и бесстрастие, позволяющее совершенному христианину (видящему как Христос через него и в нём властвует над бесами и злом, которое они продуцируют) уверенно/демонстративно противостоять злу...
  Смех правильный промыслителен для окружающих - это тот, при помощи которого высмеивается зло или его изобретатель/сатана и иже с ним...


                                                              Митр. Антоний Сурожский





 
  При подаваемом Богом соответствующем дерзновении (как правило, совершенным/бесстрастным христианам), в определённом Им благодатном состоянии, человек может при помощи смеха выказывать своё внешнее презрение/пренебрежение ко злу, как к ничтожному предмету в промысле Божием...
  Это очень полезно для отчаивающихся, унывающих или печальных...
  Напр., в Утрене Великой Субботы есть великие же по своему дерзновению слова (перекликающиеся по смыслу со словами св. ап. Павла об аде и смерти), характеризующие ад как "всесмешливый", - т. е. достойный всяческого уничижения...
  Св. Писание ясно свидетельствует о добром смехе (о внешнем/телесном выражении/проявлении радостности/утешения - весёлости) Сарры и Авраама, когда Бог обетовал им рождение Исаака (в соответствии с заповедями Христовыми "Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех"):

  "15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
  16 Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
  17 И пал Авраам на лице своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
  (Быт. 17)"
  "5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
  6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся.
  7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.
  (Быт. 21)"

"Отчего, скажи мне, богач смеётся, когда слышит, что его называют нищим? Не оттого ли, что не сознаёт за собою нищеты? Так и мы, если на бранные, укоряющие слова будем отвечать более смехом - то через него представим величайшее доказательство в обратном.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





 
  Св. Писание свидетельствует нам о редких исключениях (лишь подтверждающих правило), в которых смех человеческий сам по себе может являть собою и добрые движения души (как проявление внешней/телесной радости - веселья)...
  Ибо это естественно: ведь смех, как и все творение Божие (вне всякого исключения) суть добро/талант, предназначенный для утешения человека (для усиления его радостности как лекарство/средство от печали и усталости) и только от самого человека зависит, как он его использует в своей жизни - во вред или для пользы (в погибель или во спасение)...
  Смех злой как и все другие пороки (испорченные первородным грехом добродетели) имеет свою добрую причину/мать - смех до грехопадения, который являлся внешним/телесным проявлением радости от добра/любви...
  И сам смех (как проявление/состояние смешливости), и сама смешливость (как процесс), как и любое проявление доброй/злой внутренней/внешней деятельности человека могут иметь свои разные степени/величины...
  Смех, напр., может начинаться от улыбки одними лишь глазами (характерного/весёлого выражения взгляда, прищуривания или наоборот - раскрытия, подмигивания и пр.) или от едва уловимой мимики лица, от едва приметных движений губ или рук (хлопки, удары по телу, окружающим предметам, всплески и пр.), или головы, от изменения тембра голоса, вздохов и пр., и пр., а заканчиваться - оглушительным хохотом...

  "3 Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.
  4 Царь чтил его и ходил каждый день поклоняться ему; Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь: почему ты не поклоняешься Вилу?
  5 Он отвечал: потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но поклоняюсь живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью.
  6 Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьёт каждый день?
  7 Даниил, улыбнувшись, сказал: не обманывайся, царь; ибо он внутри глина, а снаружи медь, и никогда ни ел, ни пил.
  15 Жрецы же, по обычаю своему, пришли ночью с женами и детьми своими, и все съели и выпили.
  16 На другой день царь встал рано и Даниил с ним,
  17 и сказал: целы ли печати, Даниил? Он сказал: целы, царь.
  18 И как скоро отворены были двери, царь, взглянув на стол, воскликнул громким голосом: велик ты, Вил, и нет никакого обмана в тебе!
  19 Даниил, улыбнувшись, удержал царя, чтобы он не входил внутрь, и сказал: посмотри на пол и заметь, чьи это следы.
  20 Царь сказал: вижу следы мужчин, женщин и детей.
  21 И, разгневавшись, царь приказал схватить жрецов, жен их и детей и они показали потаенные двери, которыми они входили и съедали, что было на столе.
  22 Тогда царь повелел умертвить их и отдал Вила Даниилу, и он разрушил его и храм его.
  (Дан. 14)"

"Ведь весёлость-то (внешняя/телесная радостность - от авт.) не грех, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет.
(Прп. Серафим Саровский)"



 


"Однажды Патриарх Сербский Павел летел на самолете над океаном, возникли сильные вибрации, казалось, что может произойти катастрофа. Архиерей, сопровождавший Патриарха Павла, спросил его, что он думает по поводу того, что самолет может упасть в воду. Патриарх ответил: 
«В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости, в жизни я съел стольких рыбок, что не удивительно, если они теперь съедят меня».

 



"Лучше улыбкой пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо.
(Прп. Ефрем Сирин)"







  Радость от добра (в противовес радости от зла) - естественна реакция добролюбивой души, которая естественным же образом (т. к. душа и тело едины) проявляется и в телесных поступках (смех, улыбка, пение, танцы, прыжки, рукоплескания и пр.)... 
  Так и Сарра, услышав от Ангелов долгожданную весть о скором зачатии и последующем благополучном рождении сына (Исаака) - от радости (от добра) и неожиданности (смирившись) рассмеялась:

  "10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
  11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
  12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
  13 И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
  (Быт. 18)"

  То же самое можно отнести и к мужу Сарры - патриарху Аврааму:

  "15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
  16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
  17 И пал Авраам на лице своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
  (Быт. 17)"

 
  А великий ревнитель по Бозе прор. Илия откровенно смеялся над языческими жрецами, когда они пытались при помощи своих языческих божков вызвать огонь для жертвенника...
  Илия смеялся от видения всемогущества и премудрости Божиих, от того непостижимого Его промысла, участником которого являлся на тот момент и он сам...
  Илия откровенно издевался над "молящимися" жрецами, спрашивая их о причинах молчания идолов и остроумно "предполагая", что языческие "боги" в это время могут быть заняты какими-нибудь важными делами или спят, или в пути, и пр., и что надо погромче им кричать, чтобы они услышали или проснулись...
  Т. е. смех может быть и обличающе/вразумляющим, предназначенным для покаяния нечестивых/бесчинных людей (как сильный/жёсткий призыв к покаянию для закосневших во зле людей): 

  "25
 И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте.
  26 И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.
  27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
  28 И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.
  29 Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. [И сказал Илия Фесвитянин пророкам Вааловым: теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение. Они отошли и умолкли.]
  (3 Цар. 18)"
  "6 Но не все ли они будут произносить о нём притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, – надолго ли? – и обременяет себя залогами!» 
  (Ав. 2)"

  И даже о Боге пророки писали (хотя и понятно, что антропоморфность в описании свойств/качеств Божиих нисходит к немощи человеческой в восприятии/познании Вседержителя - от авт.) очень похоже:

 "4 Живущий на небесах посмеётся (нечестивым/бесчинным - от авт.), Господь поругается им.
 (Пс. 2)"
  "12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
  13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
  (Пс. 36)"
  "22 вот слово, которое Господь изрек о нём (об Ассирийском царе Сеннахириме, возгордившемся в своём безумии/самонадеянности и хулящем Бога - от авт.): презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима. 
  (Ис. 37)" 
  "15 А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного,
  16 чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею.
  (Иер. 18)"
  "26 Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием. 
  39 «Как сокрушён он!» будут говорить рыдая; «как Моав покрылся стыдом, обратив тыл!». И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, 

  (Иер. 48)"
  "13 Ибо Мною клянусь, говорит Господь, что ужасом, посмеянием, пустынею и проклятием будет Восор, и все города его сделаются вечными пустынями. 
  (Иер. 49)"
  "37 И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей. 
  (Иер. 51)"
  "4 Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям.
  5 Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою, осквернившим имя твоё, прославившимся буйством (безумием - от авт.).
  (Иез. 22)"
  "16 Они обращались, но не к Всевышнему, стали – как неверный лук; падут от меча князья их за дерзость языка своего; это будет посмеянием над ними в земле Египетской. 
  (Ос. 7)"
  "16 Сохранились у вас обычаи Амврия и все дела дома Ахавова, и вы поступаете по советам их; и предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию, и вы понесете поругание народа Моего. 
  (Мих. 6)"

  О рассудительном использовании/применении юмора/шутки/смеха писал и один из столпов церкви свт. Григорий Богослов
  
  "Пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к победе над гневом. Того, кто оскорбляет человека, не сердящегося на его нападения, но смеющегося над ним, это всего более огорчает и обессиливает. Напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен."




 

  А вот что говорил о смехе, как о проявлении весёлости (внешней радостности) Иов многострадальный:

  "21 Он ещё наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.
  (Иов. 8)"

 
  Подтверждает вышесказанное и свт. Григорий Богослов (см. разд. "Пороки", Гневливость), советуя смеяться в ответ на гнев ближнего, как бы обезоруживая его такой неожиданной для него (гневающегося) реакцией...
  То есть:

"Не смех  (сам по себе - от авт.) - зло, но зло - то, когда он бывает без меры, когда он неуместен (безрассуден - от авт.).
(Свт. Иоанн Златоуст)"



 


  Надо отдать должное украинским неонацистам - когда граждане ДНР и ЛНР стали называть их по национальному признаку (что является неправильным) уничижительно УКРОПами, то те не обиделись, но посмеялись и даже стали изготавливать себе (и носитить) нарукавные шевроны с изображением этого растения... 
  Добрый смех есть одно из многочисленных проявлений весёлости - внешней/телесной радостности, заповеданной Самим Христом:


 "10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  12 Радуйтесь (внутренне/духовно/душевно - от авт.) и веселитесь (внешне/телесно - от авт.), ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
  (Мф. 5)"

  Можно вполне обоснованно сказать, что радость - суть внутренняя весёлость, а весёлость же - суть внешняя радость...

  Возрастает христианин в смешливости доброй покаянием в смешливости злой и через усерднейшую жизнь по заповедям Христовым, увеличивающую его в добролюбии, смирении, беспристрастности/бесстрастии и в надежде на однозначную/стратегическую победу добра над злом...  


 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:  
  http://www.alexey-osipov.ru/  

 

 




 

 
                                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (18 Янв 17)
Просмотров: 858

Поиск