- радование Христа видением в себе реального зла несмотря на подавляющее преобладание реального добра...
"11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
(Евр. 5)"
"15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
(1 Тим. 1)"
"16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,
21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
(Деян. 20)"
"Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое мы слышим, сказать:"Прости", ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника. Совершенное смирение рождается от исполнения заповедей. Когда на деревьях бывает много плодов, то самые плоды преклоняют ветви их к низу и нагибают их; а ветвь, на которой нет плодов, стремится вверх и растет прямо. Есть же такие деревья (лимонные), которые не дают плода, пока их ветви растут вверх; но если кто возьмет камень, привесит к ветви и нагнет ее к низу, тогда она дает плод. Так и душа, когда смиряется, тогда приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется. От того Святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Так Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом; Исаия, увидев Бога превознесенна, воззвал: окаянный и нечистый есмь аз.
(Авва Дорофей)"
"Облекитесь в смиренномудрие.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
"Чувство своей глубокой греховности у святых — от их близости к источнику света — Христу.
(Свящ.. Александр Ельчанинов)"
Икона прп. Симеона Нового Богослова
"Как неповрежденный глаз все видит чисто, действительно так определяя, как что есть, так и чистая душа все видит неукоризненно и чисто.
(Прп. Ефрем Сирин)"
"Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость; то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность. И таким образом, если постоянно просит и умоляет Господа и получает просимое, возрастает и цветет в нем дарование духовное; и сие данное ему дарование, упокоеваясь в его смиренномудрии и в прочих добродетелях, научает его истинному смиренномудрию, истинной любви, истинной кротости, к чему прежде принуждал себя и чего домогался. И таким образом, когда возрастет и усовершится в Боге; тогда сподобится быть наследником небесного царствия.
Ибо смиренный никогда не падает: да и куда ему пасть, когда он ниже всех? Великая высота есть смирение, и почесть, и достоинство есть смиренномудрие. Будем же и мы, даже против желания сердца, приобучать и понуждать себя к смиренномудрию, прося и умоляя Бога с верою, надеждою и любовью, в непрерывном чаянии того, что пошлет Духа Своего в сердца наши; и будем молиться и покланяться Отцу Духом, и сам Дух будет молиться в нас, сам Дух научит нас истинной молитве, смиренномудрию, кротости, любви, и чего теперь не можем делать и с принуждением, милосердию, благости, научит нас истинно исполнять все заповеди Господни без труда и принуждения, - научит, исполняя нас, как ведает сам Дух, Своих плодов.
А таким образом, когда заповеди Господни будут в нас исполнены самим Духом, Который один ведает волю Христову, и очищает нас от греховной скверны, тогда представит Он нас Христу, как прекрасных, чистых и непорочных невест, и будем упокоеваться в Боге, и Христос почиет в нас в бесконечные веки. Кто, как предварительно объяснило слово, понудив себя к молитве, не приобучает и не принуждает себя к смиренномудрию, к любви, к кротости и ко всей этой цепи прочих добродетелей, тот достигает такого конца. Иногда, по прошению его, посещает его божественная благодать, потому что Бог, как благий, просящим Его человеколюбиво подает просимое; но не снискав навыка, и не соделав для себя привычным делом упражняться в упомянутых выше добродетелях, или лишается приятой им благодати, и падает от высокоумия, или и в самой благодати не преуспевает и не возрастает; потому что обителию, так сказать, и упокоением для благого Духа, служат смиренномудрие, любовь, кротость, и все по порядку святые Христовы заповеди.
Посему, кто намеревается во всех сих добродетелях возрастать и дойти до совершенства, тот вначале, как сказано, да принуждает себя, и да старается упорное и прекословящее сердце свое соделать уступчивым и покорным Богу. Ибо кто так принуждал себя вначале, и жестоковыйность души своей совершенно умягчил добрым нравом, и соделался послушным Богу, и с таким расположением души просит и молит; в том растет и цветет, упокоеваясь в его скромности, данное ему Духом дарование молитвы, которого взыскал он себе сверх любви и любвеобильной кротости.
И тогда Дух дарует ему сие, - и научает истинному смиренномудрию и неложной любви, и кротости, которых взыскал он, еще прежде принуждая себя к тому. А таким образом возрастая и усовершившись о Господе, оказывается он достойным царствия; потому что смиренный никогда не падает. Да и куда пасть тому, кто почитает себя ниже всех? Посему, как высокоумие есть великое унижение, так, наоборот, смиренномудрие есть великое возвышение и безопасное достоинство.
(Прп. Макарий Великий)"
" Смиренномудрый не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения. Луч солнечный, проникнувший в дом, освящает в нём все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему и когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи.
(Прп. Иоанн Лествичник)"
"Пимен Великий говорил братии своей: "Уверяю вас, куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня." Это изречение – плод духовного видения отверженных духов и того общения с ними, в которое человек вступил после падения. Открылось что видение преподобному от глубокого, правильного самовоззрения, в которое он был возведен Словом Божиим, своим умным деланием и Божественной благодатью. Авва Пимен сказал: «Если человек достигнет того состояния, котором апостол говорит: «Для чистых все чисто», то увидит себя худшим всей твари». Брат спросил его: «Как мне считать себя хуже убийц?». Старец отвечал: «Если человек достигнет душевного устроения, указанного апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно себя и других грехами."
Обновленное естество имеет благодатное знание и видение зла, даруемые Богом; знание и видение зла, не только не нарушающие целостности добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению от опытного познания зла, гибельного для человека.
Нужно очистить себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя бы в некоторой степени свободу и высоту духовного состояния, чтобы стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоянии его мертвости, причиненной отчуждением от Бога.
Душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно просвещает себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и стяжает способность различать добро от зла.
Смущение, недоумение – это верные признаки помыслов, ощущений и явлений бесовских. Но и по этим признакам может познать искусителя только обучившийся различению добра и зла.
Избавляется (подвижник) от обманчивого воззрения на земную жизнь как бесконечную. Он начинает видеть грань ее – смерть. усматривает необходимость искупителя стяжает живую веру в Евангелие и начинает жизнью исповедовать Евангелие, (в котором) как в зеркале... видит и падшее естество свое и падение человечества и лукавых духов.
Обличает лукавых духов сердце: ум недостаточен для этого; ему не отличить одними собственными силами образы истины от образов лжи...
Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами.
Убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами.
Познания, доставляемые Словом Божиим, вернее познаний, до ставляемых даже истинными и святыми видениями.
Мир, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива... От этих опытных познаний подвижник приобретает холодность к земной жизни.
Книги Святых Отцов подобны зеркалу, смотрясь в них: внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.
Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся видение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач.
Достигший познания себя посредством духовного подвига видит себя окованным страстями, видит действующих в себе отверженных духов.
Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из своего сердца соблазн на ближнего, нужно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами.
Смущение и недоумение при открывшемся действии страсти служит доказательством, что человек не познал самого себя.
Человек! Внемли себе, себя рассматривай! Из ясного, по возможности своей, понимания себя яснее и правильнее будешь смотреть на все, что подлежит твоим взорам вне тебя.
Божественное откровенное учение возвещает мне опыты жизни, доказывает мне, что я – создание Божие, я – создание Бога моего! Я — раб Бога моего, раб, вполне подчиненный власти Бога, объемлемый, хранимый Его властью..
Бесчестие и другие скорби... обнаруживают таящийся в глубине души грех. Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.
Причина попущения Божия подвижнику искушаться от духов. злобы и греха заключается в необходимости для человека точного oя подробного познания его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель.
Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова: только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать к Господу.
Первое духовное видение есть видение своих согрешений, до тех пор прикрывавшихся забвением и неведением. Увидев их при посредстве умиления, подвижник немедленно получает опытное познание о предшествующей слепоте своего духа, при которой существующее и существовавшее представлялось ему вовсе несуществующим и несуществовавшим.
Познание внутренней борьбы, обличение и обнаружение живущего внутри греха, познание его насильственной власти над благими произволениями и стремлениями — доставляют христианину правильное понятие о себе и о человечестве.
Видение себя является в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности.
Предшествует чистоте зрения — сознание своей нечистоты.
Истинное безмолвие доставляет душе состояние, подобное чистым зеркальным водам: в них человек видит и свое состояние и, по мере преуспеяния своего, состояние ближних.
Тогда открывается нам, насколько мы слабы, насколько повреждены падением, когда начнем понуждать себя к исполнению Евангельских заповедей.
Изменяемость (наша) учит нас самопознанию, смирению, учит прибегать непрестанно к помощи Божией.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
Добродетель смиренномудрия рождается из покаяния и является проявлениями как острейшего духовного зрения (духовной нищеты), так и высочайшей духовной чувствительности ко злу (плача)...
Строго говоря, зрение является частным случаем чувствительности человека, поэтому между этими понятиями можно поставить знак равенства...
Вообще - когда речь идет о духовных чувствах, то разделение их по телесному подобию (зрение, слух, обоняние и т. д.) является весьма и весьма условным...
Имеющие подобный опыт понимают, о чем мы ведем здесь свою речь...
В новоначальном христианине зло сначала преобладает над добром - он представляет из себя как бы "бочку дегтя с ложкой меда"...
При своем покаянии, новоначальный христианин имеет еще очень слабую способность видеть/чувствовать/ощущать в себе зло, но тем не менее, он его очень хорошо видит по причине огромного его количества...
То же самое относится и к чувствительности - она тоже еще очень слабо развита, но тем не менее, из-за огромной силы действующих в новоначальном христианине страстей, он их очень хорошо чувстствует, он ощущает от них сильную скорбь (резкую духовную боль)...
По мере же жизни по заповедям Христовым (особенно через покаяние, где духовное зрение/нищета является основой - началом делания), в христианине не только уменьшается зло, но и возрастает добро, среди которого не являются исключением и духовное зрение (видение зла), и чувствительность ко злу (скорбь от зла)...
Христианин постепенно приобретает способность ясно видеть в себе даже и тончайшие проявления непрестанно действующих страстей, и не только прилогов, но и сочетаний, и сосложений...
Происходит это в преуспевающем христианине на фоне явно выраженных в нем, непрестанно действующих трезвения (покаяние, размышление, молитва и пр.) и доброделия...
Преуспевающий христианин становится уже как бы "бочкой меда с ложкой дегтя"...
Но обладая уже хорошим вниманием, зрением и чувствительностью, он очень хорошо замечает и чувствует этот "деготь" (зло) даже в самых малых его дозах и пропорциях, несмотря и на прекрасно развитое (уже) в себе добро...
Недаром древние св. отцы относились к своим добродетелям очень критически и оплакивали их так же, как и грехи...
"Смиренномудрие не видит себя. Напротив того - оно видит в себе множество гордости.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
Смиренномудрие невозможно приобрести без усердной жизни по всем заповедям Христовым, потому что только благодаря ей человек может как возрасти (смиряясь) в добродетелях, так возыметь и внимание, и духовные зрение, и чувствительность, позволяющие ему непрестанно и ясно видеть/ощущать/чувствовать в себе зло даже в самых его малейших проявлениях...
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава о вере и смиренномудрии прп. Исаака Сирина, прп. Аввы Дорофея с сайта Святоотеческое наследие, статьи митр. Лимассольского Афанасия, диак. Павла Сержантова с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайта Азбука веры...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|