"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Стыдливость правильная


  - радование Христа ощущением/чувством/видением своего/реального/собственного позора/уничижения/оскорбления при согрешении (приятии/выборе зла)...








  "15 Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи,
  18 Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются;
  19 смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские,
  20 но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют.
  22 Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет. 
  (Иов. 6;8)"
  "11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно (пожелание покаяния - от авт.)
  (Пс. 6)"

 "4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
  26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною. 
  (Пс. 34)"
  "2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
  3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.
  (Иер. 3)"
  "15 Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. 
  (Иер. 6)"
  "18 Пусть постыдятся (правильным стыдом - от авт.) гонители мои, а я не буду постыжен (ханжеством - от авт.); пусть они вострепещут (от страха Божия - от авт.), а я буду бестрепетен (от страха человеческого - от авт.); 
  (Иер. 17)"
  "22 Всех пастырей твоих унесёт ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжён и посрамлён за все злодеяния твои.
  23 Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки, как боли женщины в родах!
  (Иер. 22)"
  "12 В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас; вот будущность тех народов – пустыня, сухая земля и степь. 
  (Иер. 50)"
  "47 Посему вот, приходят дни, когда Я посещу идолов Вавилона, и вся земля его будет посрамлена, и все поражённые его падут среди него. 
  51 Стыдно нам было, когда мы слышали ругательство: бесчестие покрывало лица наши, когда чужеземцы пришли во святилище дома Господня. 

  (Иер. 51)"
  "18 Тогда они препояшутся вретищем (ветошью/тряпьём/дерюгою - от авт.), и обоймёт их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах плешь. 
  (Иез. 7)"
  "27 И вот, Я простёр на тебя руку Мою, и уменьшил назначенное тебе, и отдал тебя на произвол ненавидящим тебя дочерям Филистимским, которые устыдились срамного поведения твоего. 
  52 Неси же посрамление твое и ты, которая осуждала сестер твоих; по грехам твоим, какими ты опозорила себя более их, они правее тебя. Красней же от стыда и ты, и неси посрамление твоё, так оправдав сестёр твоих. 
  60 Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз.
  61 И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза.
  62 Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь,
  63 для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог.

  (Иез. 16)"
  "10 Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.
  11 И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.
  12 Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг – Святое Святых; вот закон храма!
  (Иез. 43)"
  "44 и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится,
  45 и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной».
  (Дан. 3)" 
  "7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.
 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
  (Дан. 9)"

  "15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. 
  (Прит. 29)"
  "18 Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья  (бесстыжие - от авт.) их любят постыдное (зло/грех, вызывающее стыд у людей стыдливых - от авт.).
  19 Охватит их ветер (покаяние в бесстыдстве - от авт.) своими крыльями (благодатью Божией - от авт.), и устыдятся они жертв (грехов - от авт.) своих.
  (Ос. 4)"
  "8 И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они (в стыде - от авт.) горам (страху Божию - от авт.): «покройте нас», и холмам (покаянию - от авт.): «падите на нас». 
  (Ос. 10)"
  "11 Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари (обращение к обмирщённым людям - от авт.), о пшенице и ячмене (об утраченных, не приобретённых добродетелях - от авт.), потому что погибла жатва в поле (в жизни по заповедям человеческим/бесовским - от авт.), 
  (Иоил. 1)"
  "10 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблён будешь навсегда. 
  (Авд. 1)"
  "15 Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела.
  16 Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своём;
  (Мих. 7)"
  "11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня,
  (Сф. 3)"
  "4 И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. 
  (Зах. 13)"
  "20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
  "21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. 
  (2 Кор. 11)"

  "1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
  2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
  (Лк. 18)"
  "6 Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. 
  (Мк. 12)"
  "15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
  16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
  17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились;
  (Лк.13)"
  "16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
  (1 Петр. 3)"
  "20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
  21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.
  (Рим. 6)"
  "25 Мы лежим в стыде своём, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. 
  (Иер. 3)"
  "8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
  (Дан. 9)"
  "4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
  5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
  6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
  (1 Кор. 6)"
  "10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
  11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
  12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
  (Еф. 5)"
  "14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. 
  (2 Фесс. 3)"

 



 
 


  "Стыдение сделать грех есть истинный и спасительный стыд; стыд же, из которого рождается грех, есть стыдение, препятствующее приводить в исполнение заповеди Божии. Ничего не стыдись делать, что согласно с волей Божией, и в деле истины не таись; не бойся возвещать учение Господне или словеса премудрости, и не стыдись грехи свои открывать духовному отцу своему. 
  К ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить, и даже содержать в мыслях что-либо худое.
  Ибо кто, когда грешит, желает, чтобы это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так если будем записывать свои помыслы, с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. (Прп. Антоний Великий)"
  "Что стыдишься делать пред людьми, того стыдись и помышлять тайно в сердце. (Авва Исаия)"
  "Жена для того покрывает свою голову, чтобы и на публике целомудрие её сохранено было: лицо её да не встречается с очами юноши, да будет покрыта покрывалом брачным, чтобы и по случайной встрече не уязвить себя или другого, но и то, и другое есть язва её. Когда же покрывает голову, да не является без разбору и да не смотрит без рассуждения; тем более должна покрывать себя покрывалом стыдливости. (Свт. Амвросий Медиоланский)"



"Стыдно для нас благодарить Бога при добром и молчать при горестном положении дел.
(Прп. Нил Синайский)" 







"Не столько страшен сам грех, сколько бесстыдство после греха.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 














  Стыдливость добрая является одним из основных проявлений совестливости в человеке (противостоящей бессовестности) - естественной/старшей сестрой/напарницей плача (природной разновидностью/формой скорби от зла)...
  Мы бы и не стали выделять стыдливость правильную в отдельную добродетель (по причине всеобщей доступности/понятности/очевидности/естественности её смысла), если бы ей особо не уделялось отдельное же внимание и в Св. Писании, и в творениях св. отцов...
  Стыд (как негативное/неприятное/скорбное чувство/ощущение) от греха/зла/лжи (от соединения/согласия с ним, от принятия его) заложена в каждом человеке от его рождения - в той или иной степени (в зависимости от той или иной - доброй или злой наследственности)...
  Степень/острота чувства собственного позора/"срама" в человеке может быть различной - в зависимости от того, насколько он следует голосу своей совести...
  Чем чаще/постояннее человек поступает в соответствии с голосом своей совести (начиная с самых простых/понятных ситуаций, когда голос совести звучит отчётливо и громко - ясно), чем внимательнее он даже к самой слабой/тихой её громкости/отчётливости, тем сильнее/быстрее развивается в человеке и совестливость вообще и стыдливость добрая, в частности...   
  Стыдливость добрая в своей высокоразвитой степени соединяется с ненавистью доброй (переходит/трансформируется/эволюционирует в неё), вызывая в стыдливом человеке чувство отвращения (сильнейшего неприятия/аллергии) ко злу...
  Справедливо персонаж П. Мамонова из к/ф "Остров" говорил, что его грехи жгут ему душу - непрестанно культивируя покаяние (неотделимое от восстановления всех человеческих духовных/душевных сил/способностей, утраченных приобретённым злом, совершёнными грехами) в течение всей своей монашеской жизни, о. Анатолий взрастил стыдливость добрую до её максимальной степени... 
  О. Анатолий - персонаж хоть и вымышленный, но основанный на огромном количестве реальных прототипов (на сонме св. Божиих подвижников)...
  Человеку крайне важно замечать в себе свой врождённый/природный стыд как чувство/ощущение (даже если оно проявляется и едва заметно) и непрестанно культивировать его в себе, а не подавлять его, не противиться ему, не делать ничего такого, за что он испытывает чувство стыда (хотя бы и ничтожное по своей силе)...
  Чувство стыда является и одним из важнейших маркеров/индикаторов, при помощи которых человек может осуществлять одну из самых главных задач/смыслов/целей своей земной/временной жизни - правильно реализовывать свою свободу...
  Человек, переступающий через свою собственную стыдливость не просто заглушает свою собственную совесть - он как бы ослепляет и оглушает самого себя на духовном уровне, утрачивая способность преодолевать те или иные искушения (правильный выбор истинного добра перед злом, нередко имитирующим добро)...
  В связи со всеобщей духовной деградацией человечества (результатом грехопадения прародителей, передающимся всем людям по наследству - т. н. последствия первородного греха), развивающейся по экспоненте, люди нередко уже и рождаются как с очень низким уровнем совестливости вообще, так и стыдливости доброй, в частности...
  Даже и некоторые Книги Ветхого Завета свидетельствуют об этом, напр.:

  "
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
  11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек (имеющих врождённое бесстыдство и следующие из него невежество/заблуждение - от авт.), не умеющих отличить правой руки (образ добра - от авт.) от левой (образ зла - от авт.), и множество скота?  
  (Ион. 4)"

  Искушение (выбор личного отношения к добру и злу в конкретной той или иной жизненной ситуации) подобен всем известному эпизоду из русских народных сказок, когда былинный богатырь выходит на распутье с камнем, на котором указываются вместе с направлениями те или иные ценности (богатство, слава, власть, жена, смерть/подвиг/самопожертвование и пр.)...
  И только богатырь решает, в каком ему направлении ехать - тем самым и определяя свои жизненные приоритеты (а вместе с ними и тактические/стратегические цели, и средства достижения этих целей - смыслы жизни)...
  Человек с малым чувством стыда подобен подслеповатому богатырю, неспособному прочитать надписи на дорожном камне...
  Бесстыжий же "богатырь" вообще не заметит ни самого камня, ни распутья, но просто поедет туда, где дорога получше/покомфортнее - поровнее/попрямее/пошире/посветлее/посуше и пр. ... 
  Русская культура вообще и её литературный эпос (напр., сказки с распутьями) в частности, во многом основаны как на православных традициях, церковном предании, так и на Св. Писании, напр.:

  "18 И было ко мне слово Господне:
  19 и ты, сын человеческий, представь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, – обе они должны выходить из одной земли; и начертай руку, начертай при начале дорог в города.
  20 Представь дорогу, по которой меч шел бы в Равву сынов Аммоновых и в Иудею, в укрепленный Иерусалим;
  21 потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень.
  22 В правой руке у него гаданье: «в Иерусалим», где должно поставить тараны, открыть для побоища уста, возвысить голос для военного крика, подвести тараны к воротам, насыпать вал, построить осадные башни.
  23 Это гаданье показалось в глазах их лживым; но так как они клялись клятвою, то он, вспомнив о таком их вероломстве, положил взять его.
  24 Посему так говорит Господь Бог: так как вы сами приводите на память беззаконие ваше, делая явными преступления ваши, выставляя на вид грехи ваши во всех делах ваших, и сами приводите это на память, то вы будете взяты руками.
  25 И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец!
  26 так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет; униженное возвысится и высокое унизится.
  27 Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему.
  (Иез. 21)"
  "10 Многие очистятся (от зла - от авт.), убелятся (правильной реализацией своей свободы - от авт.) и переплавлены (выбором добра вместо зла - от авт.) будут в искушении; нечестивые же (сознательно/вольно бесстыжие - от авт.) будут поступать нечестиво (выбирая зло вместо добра - от авт.), и не уразумеет (не почувствует стыда - от авт.) сего (от выбора зла/соединения со злом - от авт.) никто из нечестивых, а мудрые (не впадающие в искушение, но преодолевающие его - от авт.) уразумеют (будут чувствовать стыд, стыдиться выбирать зло - от авт.).
  (Дан. 12)"
  "19 И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и (бесстыже - от авт.) сказали:
  20 Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами.
  21 Если же не так, то мы будем свидетельствовать (клеветать - от авт.) против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих.
  22 Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это (будучи стыдливой - от авт.), смерть мне (душе от прелюбодеяния - от авт.), а если не сделаю (смертного греха -от авт.), то не избегну (клеветы - от авт.) от рук ваших.
  23 Лучше для меня не сделать (прелюбодеяния - от авт.) этого и впасть в руки ваши (претерпеть клевету - от авт.), нежели согрешить пред Господом.
  27 И когда старейшины (бесстыже - от авт.) сказали (клеветнические - от авт.) слова свои, слуги её чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было.
  28 И было на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу её, (бесстыже - от авт.) пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать её смерти.
  29 И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали.
  30 И пришла она, и родители её, и дети её, и все родственники её.
  31 Сусанна была очень нежна и красива лицем,
  32 и эти беззаконники (бесстыже - от авт.) приказали открыть лице её, так как оно было закрыто, чтобы насытиться (бесстыже - от авт.) красотою её.
  63 Хелкия же и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну с Иоакимом, мужем её, и со всеми родственниками, потому что не найдено было в ней постыдного дела. 

  (Дан. 13)"

  "По вере твоей буди тебе, любезный брат! Нам всегда две дороги лежат вечные: первая — в страну райских жителей, царствующих в Господе; вторая — в страну непроницаемого мрака, где бесконечные муки и нестерпимое жжение от геенского огня. 
  Первый путь тесен и многоскорбен; по нему идут люди, благоугождающие Богу, гонимые от мира, возненавидевшие себя, подражающие в страданиях Иисусу Христу и претерпевающие до самого конца всякие напасти от диавола и от злобных людей. 
  По второму пути идут люди, любящие мир и все то, что почитает и любит мир: таковые терпеть ничего не хотят, живут по своим мыслям, по своим желаниям и ищут пространствовать во всех удовольствиях; заповедей Христовых не исполняют и следуют во всем своему умышлению в надменных парениях и гордости. Сии противники кротости и смирения подлежат своим произволениям сатанинской области и, обладаемые диавольским духом, не чувствуют своих грехов и не думают, что вечно будут мучимы; ибо не внимают слову Божию, которое есть непреложно и как сказано, так и будет. Сказано: воздам комуждо по делом его — и воздастся непременно. (Мон. Затворник Георгий Задонский, Письма )"


  Человек приходит в этот мир существом свободным в своём определении/отношении к добру и злу...
  Совесть показывает человеку что есть зло, а что добро и стыдливость стимулирует человека отрицать зло, принимая тем самым добро (как ещё на моральном/понятийном уровне, так и на уровне нравственном/событийном)...

  "26 Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижён у них. 
  (Иез. 22)"
  "23 Они (священники - от авт.) должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто. 
  (Иез. 44)"

  Человеку крайне важно созреть/определиться в своём негативном отношении ко злу во всех его проявлениях (как на внутреннем, так и на внешнем уровне), чтобы покидая этот мир соединиться с Источником добра, Самим Добром Абсолютным - со Святою Троицей во Христе (одновременно отвергая зло в её гееннской квинтэссенции)... 

  "Существуют такие, которые, внимая находящим на них хульным помышлениям, безмерно смущаются и так сильно мучаются печалями, как будто они Богом оставлены, и из-за хульных помыслов считают себя худшими всех язычников. Но блуждают невежды, как слепые, ибо нет греха в тех мыслях, которых не хочешь и не соизволяешь. И зачем скорбишь о них? Разве не слышишь Господа своего, говорящего в псалмах: «С ним Я в скорби»? Какими бы образами враг ни искушал тебя, но если ты не соизволяешь наущению его, шепчущего в твоем уме, и отвращаешься от него, то Господь посреди сердца твоего. 
  Несоизволение же твое познавай из того, что ты не любишь нападающих на тебя в уме хульных мыслей, не желаешь их, не усердствуешь в них, но всеми силами души ненавидишь их. Из этого ты и убеждайся, что нисколько не соизволяешь им. Когда же найдут на тебя хульные мысли, ты отнесись к ним, как к малым псам, которые лают, но вредить не могут. Блаженный Августин говорит, что дьявол может лаять, но не может кусать, и только того кусает, кто соизволяет его лаянию. 
  Как человек, идущий по пути против праха, возметаемого ветром, смежив очи свои, сохраняет их без вреда, так пребывает неповрежденным и тот, кто свои внутренние очи смежает, защищаясь от хульных помыслов, и не печалится о них (но даже и радуется, поскольку использует их правильно/рассудительно, как средство/тренажёр, при помощи которого он может упражняться в правильном/отвергающем отношении ко злу, т. е. спасаться - от авт.). (Свт. Димитрий Ростовский)" 


  В доброй стыдливости доброй (как в процессе) и в стыде правильном (как в ощущении/чувстве) следует особо отметить/выделить стыдливость естественную (внешнюю) - стыд как от демонстрации и видения/наблюдения: как самого телесного естества человека, так и от всех его естественных отправлений (результатов/итогов пищеварения/экскрементации, коитуса и пр. пошлых/скабрезных предметов)...
  Естественный стыд должен возникать в человеке даже от видения им (наедине с самим собою) своего собственного обнажённого тела и пр. вышеуказанных предметов...

  "22 И если скажешь в сердце твоём: «за что постигло меня это?» – За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои.
  23 Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?
  24 Поэтому развею их, как прах, разносимый ветром пустынным.
  25 Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты забыла Меня и надеялась на ложь.
  26 За то будет поднят подол твой на лице твоё (предложено искушение - от авт.), чтобы открылся срам (гениталии как символ естественного стыда - от авт.) твой (чтобы сделать наконец-то правильный выбор между добром и злом - от авт.).
  (Иер. 13)"
  "21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьёшься допьяна и обнажишься.
  22 Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твоё беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.
  (Пч. 4)"
  "11 Переселяйтесь (обратитесь/изменитесь/огласитесь/покайтесь - от авт.), жительницы Шафира, срамно обнаженные; 
  (Мих. 1)"


  Естественный стыд (как образ/символ стыда от выбора зла, от соединения со злом, от согрешения) внедрён Творцом в прародителей вместе с либидо и призван сдерживать избыточную сексуальность (предназначенную лишь для размножения), приводящую к блуду (к использованию секса лишь для удовольствия)... 
  Западная/либеральная мораль, граничащая с цинизмом, нередко призывает к естественному бесстыдству (приводящему к т. н. свободной любви), отвергая естественную стыдливость как нелепый/глупый/ханжеский пережиток прошлого (как некий культурный анахронизм/атавизм):

  "15 Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!
  16 Ты пресытился стыдом (ханжеством - от авт.) вместо славы (стыдливости доброй - от авт.); пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.
  (Ав. 2)"


  Всем известны популярные либеральные лозунги/тезисы/кредо морально-нравственной вседозволенности/распущенности/бесстыдства/цинизма: "Всё, что естественно - то не постыдно", "Неудобно спать на потолке, а всё остальное - очень даже удобно", "Жалко у пчёлки в попке..." и пр., и пр. ... 
  Православные народы (увы) постепенно и уверенно (вслед за протестантскими, католическими и пр. псевдохристианами) также следуют в русле/"тренде" этого гнусного фарватера/пути...
  Наиболее же консервативным/устойчивым в этом плане остаётся пока культура мусульманских народов (во многом позаимствовавшая Библейские ценности) - но она также понемногу движется в сторону либерализации/уступок/мимикрии/глобализации...
  Естественное/врождённое бесстыдство издавна распространено в традициях африканских, южноамериканских туземцев, у аборигенов Австралии, островов Океании и пр. регионах с естественными же для этого причинами/основаниями (жаркий или и влажный/тропический климат, и пр.)...
  И природная/естественная стыдливость как процесс/действие, и стыд как ощущение, и совестливость (как их мать/причина) самым серьёзным образом способствуют/стимулируют человека в его устремлённости жить: сначала по справедливости, а потом и по любви - т. е. от уклонения от зла (которое приносит стыд/страдание/уничижение) стремиться к добру (которое приносит мир/покой/радость/блаженство)... 
  Природная/естественная/добрая стыдливость вкладывается в человека от его рождения как одна из функций совести и продвигает человека от добра естественного/природного/преходящего/земного/временного же к добру бесконечному и к его Источнику/Причине - ко Господу Иисусу Христу...
  Отвергающий природу (стыдливость естественную/добрую), отвергает тем самым и Творца природы/естества/правды/истины - Бога, отвергая и своё покаяние/оглашение/спасение - определяя тем самым для себя самого свою же собственную посмертную участь в геенне огненной...
  Библия неоднократно свидетельствует о попечении Божием относительно бесстыжих/нечестивых людей посредством крайнего их уничижения, которое призвано возбудить в окамененном/бессовестном/бесчувственном сердце хотя бы стыд естественный, за которым предполагается и оживление/восстановление стыдливости и доброй, напр.:

  "5 Вот, Я – на тебя (угроза/обещание/"прещение" Божие о неизбежном промыслительном искушении теми или иными скорбями душе нечестивой - от авт.)! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твоё (речь здесь об обличении - от авт.) края одежды твоей (речь здесь не только о буквальном, но и о предметах, которые скрывают в человеке его собственное зло, не позволяя его увидеть: духовная слепота вообще и бессовестность/бесстыдство, в частности - от авт.) и покажу народам (не только ближним/окружающим людям, но и всем душевным органам чувств - от авт.) наготу (отсутствие добра - от авт.) твою и царствам (духовным органам чувств - от авт.) срамоту (наличие зла - от авт.) твою.
  6 И забросаю тебя мерзостями (покажу тебе всё твоё собственное зло - от авт.), сделаю тебя (ранее превозносившуюся мнимым добром - от авт.) презренною (в своих собственных глазах прежде всего - от авт.) и выставлю тебя на позор (введу в состояние стыда доброго ради покаяния/спасения/Спасения - от авт.).
  (Нм. 3)"

  Можно отметить ещё и такой предмет, как бесстыдство доброе (не путать с атрофированной совестливостью/стыдливостью нудистов и пр.), которым обладали наши прародители до своего грехопадения, пребывая обнажёнными и не только не испытывая при этом никакой похоти друг к другу, но и не чувствуя никакого стыда/неловкости/дискомфорта, воспринимая всё творение/создание Божие (во всём его многообразии) как образ Красоты Абсолютной - Святой Троицы, Творца и Создателя вселенной...  
  До грехопадения прародители имели только стыдливость правильную (стыд от зла), но не имели стыдливости естественной (относясь, напр., к гениталиям с детской простотой как и к любому др. творению/созданию Божию), ведь и Адам, и Ева до своего грехопадения на просто/только знали, но - ясно чувствовали/видели/ощущали, что Ева создана из естества Адама (что стыдиться друг друга так же абсурдно, как и стыдиться самого себя)...
  Отсутствовало у прародителей также и либидо (половое влечение) и сексуальное возбуждение)...
  Прародители имели способность/возможность к детозачатию/деторождению (напр., управлять эрекцией/эякуляцией, овуляцией, оплодотворением яйцеклетки, образованием/формированием плаценты, характеристиками/свойствами плодовыводящих путей при родах и пр., и пр.) в бесстрастном состоянии...
  Духовные тела Адама и Евы в сочетании с их святыми душами обладали способностями к полному контролю собственным естеством во всей его полноте (напр., к управлению метаболизмом и всеми остальными внешними и внутренними функциями тела, души и духа), с последующей бесконечной/стратегической перспективой контроля над всею тварью (как результата бесконечного же обожения)... 
  Такие способности как прародителей, так и их потомков были возможны в связи с их соединённостью с божеством Творца и идентичностью естества человека и всего остального творения...
  После же грехопадения (разъединённости с Богом и утраты благодати) людям понадобились либидо и сексуальное возбуждение для продолжения/размножения рода в связи с утратой контроля над всеми способностями своего естества (которые Господь им и предоставил, удалив из Рая)...
  Понадобилась людям и естественная стыдливость, т. к. они утратили вместе со святостью бесстыдство доброе (которую Господь также предоставил) - чтобы не провоцировать/не склонять к чрезмерной сексуальности (к блуду) своею обнажённостью...
  Не случайно ведь сразу после грехопадения, прародители увидели (как бы вдруг), что - они наги (первые симптомы ханжества, заменившей стыдливость добрую, которую они отвергли) и прикрыли свой "срам" опоясаниями из веток/листьев...

  "8 Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад.
  9 На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. «Воззри, Господи, на бедствие моё, ибо враг возвеличился!»
  10 Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твоё.
  11 Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!»

  (Пч. 1)"

  Естественный же стыд в человеке, возникающий от видения своего собственного обнажённого тела или от вида тел своего пола (вспомним современные общественные бани, где нередко можно встретить проявления крайнего бесстыдства и половой/генитальной демонстративной бравады), призван сдерживать его от мастурбирования, гомосексуализма и лесбиянства...
  Стыд же от видения гениталий животных или детей, призван сдерживать человека от зоофилии, педофилии, нимфомании и пр. (не говоря уж о трупах с некрофилией)...
  В человеке с хорошо развитой естественной стыдливостью, видение обнажённой фактуры во всех её проявлениях вызывает чувство стыда такой большой степени/силы, что его можно назвать отвращением, граничащим с брезгливостью/гнушением...
  В старину напр., на Руси многие супруги никогда не видели друг друга обнажёнными, переодеваясь только уединившись, пребывая всегда одетыми в исподнее бельё (ложась спать) и никогда не пользуясь освещением при близости...
  А некоторые (кому позволяли жилищные условия) практиковали и отдельные кровати, и отдельные спальные помещения...
  Наши предки никогда не позволяли себе на людях (даже и в кругу семьи, и при несмышлёных ещё младенцах) какие-либо проявления сексуальности - объятия, оглаживания, пошлёпывания и пр., и пр. (и вспомним нынешние длительные поцелуи взасос у молодожёнов под восторженный счёт многочисленных зевак/гостей/зрителей на свадьбах или пресловутое фото Леонида Ильича и Эрика Хоннекера)...    
  Целомудрие и стыдливость естественная у наших предков были в цене - в крови, в культуре, в традициях (в семье, в быту, в работе, в городе, в деревне, в лесу, в поле, в храме - во всём/везде/всегда)...
  Понятно, что рассудительность должна всем руководить...
  Нельзя смешивать в одну кучу поцелуи/объятия эротические/скабрезные/блудливые и братские/сестринские/христианские (вспомним послания св. апостолов, творения св. отцов, Пасхальные приветствия христиан друг другу, прикладывания/лобзания церковных святынь и пр.)... 

  Доброе же бесстыдство (которое было у людей до грехопадения) - суть отсутствие стыдливости злой/ложной/лицемерной (ханжества):

  "Сокрушение происходит от грехопадения. Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния. (Прп. Иоанн Лествичник)"


  По особому промыслу Божию некоторым Христа ради юродивым Господь даровал естественное бесстыдство в сочетании с дерзновением (демонстрацией его) и со стыдливостью доброй...
  А некоторым святым подвижникам Господь такового дерзновения не даровал, но, в сочетании с крайними степенями целомудрия и страха Божия, таковые праведники избегали приоткрывать даже щиколотки своих ног, пребывая в пустынях и отшельничестве...
  Каков же широк промысел Божий!...
  В одних и тех же пустынях (в одно и то же время) пребывали и полностью обнажённые отшельники (как мужчины, так и женщины - лишь прикрытые естеством волос своих), и полностью одетые/обутые...
  В одних и тех же городах и весях (в одно и то же время) подвизались и обнажённые/дерзновенные юродивые, и скрывающиеся за завесой одежды/безвестности скромники Господни...
  Евангелие нам свидетельствует напр., об обнажённости Петра во время его рыбной ловли с др. учениками (т. е. о наличии у него доброго естественного бесстыдства) которое он скрыл одеждой перед тем, как броситься к появившемуся Христу (т. е. об отсутствии у него соответствующего дерзновения и наличии высоких степеней целомудрия и страха Божия)...

  "1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
  2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
  3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
  4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус (всю полноту даров Божиих вообще и ведения, в частности, апостолы получили в День Пятидесятницы - когда произошло их Крещение Духом Святым - от авт.).
  5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища (образ добродетелей - от авт.)? Они отвечали Ему: нет.
  6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки (образ и жизни по заповедям Христовым вообще, и проповеди Евангелия/апостольства, в частности, где лодка является образом и естества христианина, и Церкви - от авт.), и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы (образ добродетелей и обращённых в христианство язычников - от авт.).
  7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою (образ христианских добродетелей - от авт.), – ибо он был наг (от них до своего обращения в христианство и последующее за ним апостольство - от авт.), – и бросился в море (образ мира сего - от авт.).
  (Ин. 21)"
  "50 Тогда, оставив Его, все бежали.
  51 Один юноша (церковное предание предполагает, что это был сам св. евангелист и апостол Марк - от авт.), завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
  52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
  (Мк. 14)"


  Полное же бесстыдство (отсутствие стыда и естественного, и правильного, и злого) свидетельствует либо об идиотизме, либо о полном равнодушии человека к добру и злу - о полном искоренении у него совестливости...  
  Наряду же с бесстыдством правильным существует и бесстыдство злое - суть отсутствие стыдливости доброй:

  "5 Господь ... не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. 
  (Сф. 3)"

  Представители же нудистского сообщества, как правило, сочетают в себе и естественное бесстыдство (отсутствие стыда от наготы и пошлости, бучи страстными/порочными), и бесстыдство злое (отсутствие стыда доброго, отклоняющего, напр., от блуда - бесконтактного/визуального/страстного/внутреннего/"сердечного", о котором и говорил Христос как о "вожделенном" взгляде с порочными сочетанием/сосложением/намерением)...
  Иногда же ханжество (как следствие отсутствия доброго стыда) напр., препятствует нудизму (внешней пошлости/скабрезности/цинизму), создавая напоказ (будучи реально/скрытно на уровне страстей/морали внутри развращённым/порочным/блудливым) иллюзию доброй внешней нравственности (как и леность или равнодушие, или страх человеческий, или комплекс неполноценности и пр. нередко препятствуют тому или иному согрешению, поскольку и среди демонов отсутствует зачастую единая тактика, но имеются вражда и соперничество)...
  Св. отцы свидетельствуют, что сети дьявольские/порочные/злые весьма широки/хаотичны/сложны/запутаны, коварны/лукавы, взаимосвязаны/взаимоподменяемы и не всегда легко истинно читаются/видятся/определяются/диагностируются неискушёнными в них (напр., новоначальному христианину бесы могут внушать, что его реальное/нераскаянное/незамечаемое им естественное бесстыдство/цинизм на самом деле является бесстыдством добрым/благодатным, стимулируя/соблазняя/провоцируя его тем самым и к гордости/тщеславию, и к блуду внутреннему/страстному, и к последующему затем разврату/падению телесному, и пр., и пр.)...

  Возрастает же человек в стыдливости доброй покаянием в бесстыдстве злом (отсутствии стыдливости доброй) и в ханжестве (в лицемерной/ложной стыдливости), а также через жизнь по заповедям Христовым, которая благодатью Божией восстанавливает как всё природное/начальное/доброе естество человека вообще, так и совестливость (как неотъемлемую его составную часть)...  

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
 
 




 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 




 

Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (18 Янв 17)
Просмотров: 66

Поиск