"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Трезвение (Бодрствование)
 
  – радование Христа культивированием благостей (добрых помыслов) и отсечением страстей (помыслов злых)…

 
 
 
  "6 Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
  7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
  8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
  (Фил. 4)"
  "12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
  (1 Кор. 10)"
  "34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими
  36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
  (Лк. 21)"
  "42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
  43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
  44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.  
  (Мф. 24)"
  "1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
  2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
  3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
  4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
  5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
  6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
  7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
  8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
  9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
  10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
  11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
  12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
  13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
  (Мф. 25)"
  "35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.   
  (Лк. 12)"
  "36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам:посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
  37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
  38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
  39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
  40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
  41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
  42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
  43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
  44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
  45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
  46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
  (Мф. 26)"   
  "17 Как деревянная связь в доме, крепко устроенная, не дает ему распадаться при сотрясении, так сердце, утвержденное на обдуманном совете, не поколеблется во время страха.
  18 Сердце, утвержденное на разумном размышлении,- как лепное украшение на вытесанной стене.
  4 При трясении решета остается сор: так нечистота человека - при рассуждении его.
  20 Начало всякого дела - размышление, а прежде всякого действия - совет.
  30 Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того;
  31 ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена.
  1 Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах:
  2 он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей;
  3 будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей.
  4 Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем;
  5 будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми.
  6 Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих.
  7 Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума,
  8 будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа;
  9 благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа;
  10 он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня.
  11 Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек;
  12 память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов.
  13 Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его;
  14 доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит ее.
   (Сир. 6:37; 14:21-27; 22:17-18; 27:4, 37:20, 30-31; 39:1-14)"
  "14 и отпусти от себя смертные помышления, отбрось тягости людские, сними с себя немощи естества и отложи в сторону тягостные для тебя помыслы, и готовься переселиться от времен сих.
  (3 Езд. 14)"
  "1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
  2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
  3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
  4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
  5 Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы.
  6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
  7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
  8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
  9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
  10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
  11 Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
  12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
  13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
  14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
  15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
  16 Всегда радуйтесь.
  17 Непрестанно молитесь.
  18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
  19 Духа не угашайте.
  (1 Фесс. 5)"
  "4 не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, 
  (Пс. 131)"
  "8
 Дочь Вавилона (порочная/нечестивая/бесчинная/бесовская душа - от авт.), опустошительница (добра - от авт.)! блажен, кто воздаст (жизнью по заповедям Христовым - от авт.) тебе (добродетелями - от авт.) за то (зло - от авт.), что ты сделала нам!
  9 Блажен, кто возьмет и разобьет (отсечёт вниманием/несогласием/ненавистью - от авт.) младенцев (порочные прилоги - от авт.) твоих о камень (трезвения/покаяния/молитвы/Христа - от авт.)!
  (Пс. 136)"
  "27 Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума. 
  (Прит. 19)"
  "5 Помыслы (страсти - от авт.) в сердце человека – глубокие воды (большое внутреннее зло - от авт.), но человек разумный вычерпывает (отсекает их ещё на уровне прилогов - от авт.) их. 
  "13 Не люби спать (рассеянность/невнимательность за помыслами - от авт.), чтобы тебе не обеднеть (благостями - от авт.); держи открытыми глаза твои (призыв к внутреннему вниманию/бодрствованию - от авт.), и будешь досыта (возрастёшь до максимума - от авт.) есть хлеб (в благостях - от авт.). 
  18 Предприятия (внешние/телесные и внутренние/духовные/душевные действия/поступки, особенно исполнение тех или иных заповедей Божиих - от авт.) получают твёрдость (постоянные успех, достижение цели, получение/приобретение пользы - от авт.) чрез совещание (размышление и молитву - от авт.), и по (после - от авт.) совещании веди войну (со злом в себе - от авт.). 

  (Прит. 20)"
  "3 Благоразумный видит беду (напр., порочные прилоги - от авт.), и укрывается (через трезвение: в покаянии и молитве во Христе - от авт.); а неопытные идут вперёд (через стужевание сочетаются и сослагаются со страстями до намерений, грехов, порочных привычек и злых навыков - от авт.) и наказываются (погибают - от авт.).
 
  (Прит. 22)"
  "1 Когда сядешь вкушать пищу (окажешься под воздействием/атакой/бранью - от авт.) с властелином (с бесом или с порочным навыком/привычкой - от авт.), то тщательно наблюдай, что (какая именно страсть действует - от авт.) перед тобою (в душе/теле/духе/естестве - от авт.),
  2 и поставь преграду (равнодушие/несогласие/противоречие/отрицание страсти, покаяние/молитву - от авт.) в гортани (в душе - от авт.) твоей, если ты алчен (подвержен этому пороку - от авт.).
  3 Не прельщайся (не сочетайся/не сослагайся - от авт.) лакомыми (мнимо/иллюзорно - от авт.) яствами (соответствующими страстями - от авт.) его (беса - от авт.); это – обманчивая (кажущаяся полезной/привлекательной/красивой, но реально ядовитая/злая/мерзкая - от авт.) пища (помысел - от авт.).
  (Прит. 23)"
  "4 Отдели (отсеки - от авт.) примесь (страсти - от авт.) от серебра (благостей - от авт.), и выйдет у серебряника (христианина - от авт.) сосуд (душа/естество человека праведного как дом/вместилище/жилище Духа Святого - от авт.): 

  (Прит. 25)"
  "18 Кто стережёт (наблюдает за помыслами - от авт.) смоковницу (душу - от авт.), тот будет есть (приобретать - от авт.) плоды (благости - от авт.) её; и кто бережёт (упражняется в трезвении - от авт.) господина (духа - от авт.) своего, тот будет в чести (спасён - от авт.). 
  23 Хорошо наблюдай (бодрствуй - от авт.) за скотом (за помыслами - от авт.) твоим, имей попечение о стадах (о качестве помыслов - от авт.);
  24 потому что богатство (земное - от авт.) не навек, да и власть (земная - от авт.) разве из рода в род?
  25 Прозябает трава (отсечение/отрицание прилогов несогласием с ними - от авт.), и является зелень (покаяние - от авт.), и собирают горные травы (молитву - от авт.).
  26 Овцы (внешний/телесный пост - от авт.) – на одежду (для доброделия/спасения тела - от авт.) тебе, и козлы (трезвение - от авт.) – на покупку (спасение - от авт.) поля (духа/души - от авт.).
  27 И довольно козьего молока (благодати спасения через трезвение - от авт.) в пищу тебе (духу - от авт.), в пищу домашним твоим (душе - от авт.) и на продовольствие служанкам (телу - от авт.) твоим.
  (Прит. 27)"
  "17 Наблюдай за ногою (помыслами - от авт.) твоею, когда идёшь (живёшь духовной жизнью - от авт.)...
  (Екк. 4)"
  "15 Ловите (замечайте и отсекайте - от авт.) нам лисиц, лисенят (страсти - от авт.), которые портят виноградники (духовную жизнь - от авт.), а виноградники наши в цвете (в трезвении - от авт.).
  (Песн. 2)"
  "2 Я сплю, а сердце моё бодрствует; 
  3 Я скинула (заметила и отсекла/"обрезала" несогласием - от авт.) хитон мой (страсти - от авт.); как же мне опять надевать (сочетаться/сослагаться - от авт.) его? Я вымыла (трезвением - от авт.) ноги (дух и душу - от авт.) мои; как же мне марать (стужеванием - от авт.) их? 
  7 Встретили (приступили с искушениями - от авт.) меня (к душе - от авт.) стражи (бесы - от авт.), обходящие (наблюдающие - от авт.) город (за человеком - от авт.), избили меня (сочетанием - от авт.), изранили меня (сосложением - от авт.); сняли с меня покрывало (трезвение - от авт.) стерегущие (готовые искушать бесы - от авт.) стены (естество человека - от авт.). 

  (Песн. 5)"
  "2 Мой возлюбленный (трезвение - от авт.) пошёл (объемлет/распространяется - от авт.) в сад (в духе - от авт.) свой, в цветники (в душе - от авт.) ароматные, чтобы пасти в садах (во всём естестве - от авт.) и собирать (культивировать - от авт.) лилии (благости - от авт.).
  3 Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне; он пасёт между лилиями (трезвится/бодрствует - от авт.).
  (Песн. 6)"
  "6 Ибо так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа (внимание к помыслам - от авт.); пусть он сказывает, что увидит.
  7 И увидел он едущих попарно (добрые и злые - от авт.) всадников (помыслы - от авт.) на конях (мысли - от авт.), всадников на ослах (эмоции/чувства - от авт.), всадников на верблюдах (воображение - от авт.); и вслушивался он прилежно, с большим вниманием (образ трезвения/внимания - от авт.), –
  8 и закричал (помолился от всего сердца - от авт.), как лев (сильный надеждою и верою во Господа - от авт.): господин мой (Христе Боже - от авт.)! на страже (трезвения/бдения - от авт.) стоял я весь день (при благодати Божией/ревности - от авт.), и на месте моём оставался целые ночи (при Богооставленности/унынии - от авт.):
  9 и вот, едут люди, всадники на конях попарно (практика/аскеза трезвения - от авт.). Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон (стужевание - от авт.), и все идолы богов его (страсти - от авт.) лежат на земле разбитые (вместо благостей - от авт.).
  (Ис. 21)"
  "9 Но вы видите, что много проломов (беспечности/невнимательности - от авт.) в стене (в трезвении - от авт.) города Давидова (в душе христианина - от авт.), и собираете (сочетаетесь/сослагаетесь - от авт.) воды (порочные помыслы/страсти - от авт.) в нижнем (в порочном - от авт.) пруде (в стужевании - от авт.); 
  (Ис. 22)"
  "3 Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите (культивируйте - от авт.) себе новые (добрые - от авт.) нивы (помыслы - от авт.) и не сейте (не культивируйте - от авт.) между тёрнами (страстями - от авт.).
  4 Обрежьте себя (трезвитесь - от авт.) для Господа, и снимите (отсекайте - от авт.) крайнюю плоть (порочные прилоги - от авт.) с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей (страстей - от авт.) ваших.
  (Иер. 4)"
 
 
 
  "Не обращай внимания на то, что тебе говорят, когда обижают. Ты молись Богу, чтобы Он каждому дал благого ангела, а тебе - душевный покой. И когда со всеми примиришься, всем пожелаешь добра, тебя ничего не будет мучить. А так мы сами себя поедаем и разрушаем психически и физически, и заболеваем, и все потому, что не справились с плохими мыслями. А потом намного труднее приходить в себя. Причина болезней в мысленном падении. Болезнь — от мысли. Обычно всем нам приходят и хорошие, и плохие мысли. Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями, как тело телесной пищей. Не принимай дурной пищи и будешь здрав. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где живут добродетели и добрые помыслы. (Прп. Ефрем Филофейский)"
  "Смотри куда идёшь, а не то придёшь туда, куда смотришь. (Мон. Симеон, Афон)"




 
 
 "Да подаст нам Господь разум внимательно проводить дни своей жизни.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
 

 
"Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил. Да постится ум твой от суетных помышлений, да постится воля твоя от злого хотения.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 

"Твёрдо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому, что с ним будет всегда помощь Божия; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдёт вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Вот, поэтому и надо бодрствовать и не пригревать в мыслях или в сердце какой-нибудь гадины, чтобы она не ужалила. Только бодрствованием, удерживанием своих внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и непрестанным, по возможности, призыванием имени Божия можно побороть все вражие вылазки, не допустить себя до большого греха. Нет другого пути и средств для очищения себя: бодрствуйте и молитесь, да сподобитесь избежать всех бедствий от своей греховной природы и от врагов и их орудий. 
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 

 

"Бывает крест мысленный, — смущают иногда человека греховные помыслы, но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. Говорил старец пример: «Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: «Где Ты был доселе?..» Господь ответил: «Был в твоём сердце». Она же сказала: «Как же это могло быть? Ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов». И сказал ей Господь: «По тому разумей, что Я был в твоём сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но, не имея возможности, болезновала о сём — и этим уготовила Мне место в сердце твоём».
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 
 
 
  

"Итак, будем трезвиться, бодрствовать, пребывать в молитвах и творить угодное Ему.
(Свт. Феофан Затворник)"



 

  "Как внешние очи издали видят терния и стремнины: так и прозорливый ум, будучи быстр, предусматривает козни и предуготовления сопротивной силы, и предостерегает душу, служа ей как бы оком. Много потребно борения и тайного невидимого труда, чтобы испытывать помыслы, и изнемогшие чувствия души нашей обучить долгим учением в рассуждение добра же и зла. Непрестанным возбуждением ума к Богу должно оживлять изнемогшие члены в душе; потому что ум наш призывается к тому, да будет, по изречению Павлову, всегда един дух с Господем.
  Сие же тайное борение, и размышление о Господе, и труд сей надобно нам иметь день и ночь при всяком исполнении заповеди, молимся ли мы, едим ли, служим ли, пьем ли, другое ли что делаем, чтобы всякое доброе начинание, нами совершаемое, совершалось в славу Божию. Не указывает ли это на самый ум и самую совесть, самое расположение, самый помысл, самую силу любви в душе, начаток целого нашего человека, во всякое время посвящающего себя одному и тому же памятованию и размышлению о Боге, должны мы прежде всего приносить всегда Богу, как священную жертву сердца, как драгоценнейшее и лучшее из добрых помыслов?
  Необходимо хранить душу и предостерегать её от собеседования с скверными и лукавыми помыслами. Как сквернится тело, сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев, зависть и раздор. Сие-то и значит очистить себя от всякия скверны плоти и духа.
  Ибо рассуждай так: есть растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души. И как, по слову великого Апостола, кто растлит Божий храм то есть тело, растлит сего Бог: так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на непристойное, подлежит наказанию. Посему, надлежит сохранять как тело от видимого греха, так и душу от непристойных помыслов, потому что она невеста Христова. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови. Слушай, что говорит Писание: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота. Допросив и испытав свою душу, пусть всякий потребует у нее ответа: к чему она расположена?
  И если случится увидеть, что сердце несогласно с законами Божиими; то всеми силами да постарается как тело, так и ум соблюдать нерастленными и несоизволяющими на лукавые помыслы, если хочет только, чтобы Бог, по обетованию, вселился в чистой его душе. Ибо вселиться и походить обетовал Он, без сомнения, в душах чистых и добротолюбивых.  Со всею проницательностию должно смотреть, нет ли от врага с какой-нибудь стороны обмана, хитрости, злодейства.  Видишь, до чего сей высокомерный простирает дерзость своего намерения - низринуть и тех, которые истинно познали Бога.
  Посему, со всяким хранением надлежит блюсти сердце свое, и многого разумения испрашивать себе у Бога, чтобы дал нам возможность открывать козни злобы. Надобно также непрестанно упражнять и возделывать с разумением ум и помыслы, и соглашать их с волею Божиею. Нет иного дела столько же высокого и досточестного; ибо сказано: исповедание и великолепие дело Его. 
  Ибо, со времени преступления первого человека, во всех нас вошло противление всему и в видимом и в невидимом. Посему, когда человек начнет благопокорным ухом внимать Божию слову, удалится от житейских дел, и отречется от всех плотских удовольствий: тогда, неотступно предстоя Богу, и непрестанно с Ним пребывая, приимет способность познать, что в сокровенностях сердца сокрыта иная борьба и иная брань помыслов. И пребывая в таком подвиге, испрашивая себе щедрот Христовых, когда за терпением последует в нем великая вера, и сверх того, присоединится Божие мановение, возможет он освободиться от оных внутренних уз и преград, и от тьмы духов злобы, то есть от действий сокровенных страстей.
  Сию же брань в состоянии бываем прекратить только благодатью и силою Христовою; а без Бога, и самому собой невозможно человеку избавиться от неё, даже освободиться и от борьбы с помыслами; возможно же противиться помыслам и не услаждаться ими. Если кто удерживается заботами мира сего и различными узами, и водится зловредными страстями; то он, как говорили мы и прежде, далек от познания, что есть иная борьба, и иная невидимая брань. Но желательно, чтобы человек, отрешившись от всего видимого, удалясь от плотских удовольствий, начав неотступно предстоять Господу, пришёл в состояние познать внутри происходящую борьбу страстей, и сокровенную в нас брань.
  Ибо если, как говорили мы, не будет сего, и человек не возлюбит от всей своей души и всецело предстоять Богу, то не познает он сих тайных зловредных страстей и внутренних уз, но пребывает в опасности, имея на себе язвы и питая в себе сокровенные страсти, почитать и представлять себя здравым. А презревшему похоть и славу делается возможным познать сие.
  Ибо сказано: от тайных моих очисти мя, то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдём сердце своё - всё сие.  И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые.
  Всем этим таинственно даёт разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами - с Духом Божиим и с духом мира. Не от явных только грехов надлежит быть чистою душе, но гораздо более - от грехов тайных, то есть: от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и др. .
  Ибо Господь сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Со всяким рачением, с трезвенностью, с терпением, с душевным борением и телесным утруждением надлежит мужаться попечительному о молитве, чтобы не ослабеть в духе, предавшись рассеянности помыслов, или многосонливости, или унынию, расслаблению, смущению, и занявшись шумными и непристойными речами, или обратив мысль на что-либо подобное, удовлетворяясь одним постоянным стоянием и преклонением колен, а уму позволяя блуждать где-либо вдали от совершаемого наружно.
  Ибо, если строгим трезвением не приуготовит кто себя, противясь множеству излишних помыслов, подвергая каждый из них испытанию и разбору, и всегда вожделея Господа; то ничто не воспрепятствует, чтобы или неприметно различными способами уловляла его злоба, или сам он превознёсся над теми, которые не могут еще постоянно пребывать в молитве. А в следствие таковых ухищрений злобы испортит он прекрасное делание, и предаст оное лукавому демону. 
  Преслушали мы заповедь, уступили своим хотениям, стали услаждаться нечистыми и земными помыслами; почему, на великое расстояние удалилась тогда душа наша от Бога, и уподобились мы сиротам, неимеющим у себя отца. Посему, кто заботится о душе, тому, сколько есть сил, должно стараться низлагать в себе лукавые помыслы и всяко возношение, взимающееся на разум Божий. И когда будем прилагать такие усилия, соблюсти храм Божий неоскверненным; тогда придёт Обетовавший вселиться и походить в нас. Тогда душа восприимет своё наследие и сподобится быть храмом Божиим.
  Ибо сам Он, воинством Своим изгнав лукаваго, воцарится уже в нас. Ибо много таких, в которых присутствует действующая благодать, и от которых также нимало не отступал кроющийся в них порок, напротив же того, два духа - дух света и дух тьмы действуют в одном и том же сердце. 
  Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху. И случается, что иногда, пребывая в прилежной молитве, они упокоеваются, а потом подвергаются действию нечистых помыслов и окрадываются грехом, хотя в них же пребывает и самая благодать. Почему, люди легкомысленные и не постигшие в точности, сколько действует в них Божественная благодать, думали, что вовсе истреблен в них грех; имеющие же рассудительность и ум не будут отрицать, что, когда обитает в них и Божия благодать, приводятся они в колебание скверными и неуместными помыслами. 
  Нередко видели мы, что некоторые из братии получали богатую благодать, и, в продолжение пяти или шести лет действия, похоти совершенно в них увядали и угасали, а потом, когда думали, что достигли пристани и тишины, порок, как бы явившись из засады, так неприязненно и свирепо нападал на них тогда, что приводило их сие в изумление и недоумение. Посему, никто из людей проницательного разума не осмеливался говорить о себе: "поелику пребывает со мною благодать; то свободен уже я от греха;" потому что, по сказанному выше, в одном и том же уме действуют два духа.
  Те, которые сподобились благодати Божией, но не во всей полноте очистили себя, и во глубине одержимы ещё грехом; почему, действительно нужно много рассудительности, чтобы поверить это самым совершенным опытом. Ты, предполагающий это, при бдительном надзоре над своими помыслами, войди к уму твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих помыслов, - этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей.
  Ибо сердце подлинно есть необъятная бездна. Посему, если убил ты сего змия, если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех; то похвались о Боге чистотою; а в противном случае, смирившись, как скудный еще и грешный, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих.
  Ибо все ветхое и новое Писание рассуждает, по-видимому, о чистоте; и всякому человеку, Иудею и Еллину, слово о чистоте вожделенно, хотя и не во всех действенно. Достигнуть же сего, то есть, чистоты сердца, не иначе возможно, как чрез единого Иисуса.
  Ибо Он есть ипостасная и сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение. Не удивляйтесь тому, что во время службы находят помыслы различные: когда вы принимаетесь за оружие против врагов, т. е. молитву, то и они на вас вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегайте ко Господу на них молитвою и не смущайтесь: они исчезнут, а когда будете смущаться, видя, что оные не оставляют вас, то сим больше их на себя вооружаете, а когда со смирением стоя вопиете на них к Богу, то и успокоитесь.
(Прп. Макарий Великий)"

 

 

  "Непрестанно раскаивайся о грехах своих и не будь беспечен (духовно беззаботен/невнимателен/расслаблен - от авт.) ни на одну минуту времени.
  Занимайся всегда размышлениями о Божественных заповедях и всеми силами старайся исполнять повеления Божии; не нарушай ни одной заповеди Божией, иначе душá твоя сделается вместилищем всякой нечистоты.
  Углубленное размышление о доброй жизни и попечение о душе производят добрых и боголюбивых мужей. Ищущий Бога обретает Его, побеждая всякое похотение непрестанною к Нему молитвою. Таковой не боится демонов.
   Рассудительным людям должно осматривать свою силу и держать в строю находящиеся в душе добродетели, чтоб таким образом быть всегда готовыми воспротивиться нападающим страстям существующей в душе их силою добродетелей, естественно дарованной им от Бога. Таковы суть: против красоты (обаяния - от авт.) и всякой душевредной похоти — воздержание; против нужды и бедности — терпение; против досаждения и гнева — незлобие, и подобное сим.
  Чистая душа, будучи добротна, освящается и осияется Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела. 
   Ведающие Бога исполнены бывают всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское. Но таковые не многим нравятся; так что за это они не только бывают ненавидимы, но и подвергаются поруганию многими из несмысленных. Они готовы терпеть крайнюю бедность, зная, что кажущееся для многих злом для них есть добро. Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения суть дело воли Его, а кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека.
   Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога, ибо не трезвенствуют они душею; Бог же умственен (то есть трезвенным умом только может быть познаваем). Он хотя невидим, не очень явствен в видимом, как душа в теле. Как телу нельзя жить без души, так все видимое и существующее не может стоять без Бога.
  Бог наш тем, кто на небе, даровал бессмертие, а тех, кто на земле, создал подлежащими изменению; всему (прочему) даровал жизнь и движение, — и всё для человека. Итак, да не увлекают тебя житейские прелести, когда диавол будет влагать злые помышления в душу твою; но тотчас вспомни о небесных благах и скажи себе самому: если захочу, в моей состоит власти победить и это восстание страсти, но я не побежду, если захочу удовлетворить моему желанию. Таким–то подвизайся подвигом, могущим спасти душу твою.
  Истинно говорю вам, дети мои, сосуд, в котором мы обитаем, — погибель для нас и дом, исполненный войны. По истине, дети мои, говорю вам, что всякий, кто наслаждается по собственной воле и покоряется собственным помыслам, и принимает то, что сеется в сердце его, и услаждается этим, и полагает в сердце своем, что в том есть некие необычайные избранные тайны, и оправдывает себя в том, что делает, — душа такого человека — логово злых духов, подстрекающих его к злому, и тело его — сокровище нечестивых тайн, которые оно таит в себе; и велика над ним власть бесов, потому что он не обличил их открыто перед всеми людьми.
  Неведомо ли вам, что у них не единственный способ охотиться за нами, который мы могли бы узнать и избежать? Исследуйте, и вы не обнаружите такого, чтобы грех их и беззакония открывались телесным образом, ибо телесно они невидимы; но следует вам знать, что мы-то и служим телами для них, ибо душа наша принимает их мерзость, и затем, приняв её, она обнаруживает её посредством тела, в котором мы обитаем. Итак, дети мои, не будем же предоставлять им места, иначе мы навлечём на себя гнев Божий, а они сбегут к себе домой и посмеются над нами. 
  Возлюбленные, будьте внимательны и не давайте сна очам вашим и веждам вашим дремоты. Взывайте ко Господу денно и нощно, чтобы пришла к вам помощь свыше и направила сердца ваши и мысли во Христе.
  Наша беспечность и наше унижение, и наше уклонение с пути — утрата не только для нас, но досада для Ангелов и для всех святых во Христе Иисусе. Наше унижение доставляет горе всем им; и, напротив, наше спасение и слава приносят им радость и утешение. И милость Отца не перестает с первого Своего движения даже доныне творить нам добро, чтобы мы сами себе не причинили смерти, употребив во зло свободную волю, с которой мы были сотворены. 
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
"Если нечестивые помыслы тревожат ум твой - не отчаивайся, но приводи себе на память Божии щедроты. Кому поверен корабль, того владелец корабля никогда не упрекнёт так: "Для чего ты дал волнам бить мой корабль?" Но скажет разве: "Для чего не порадел о корабле и не противился волнам?" Лукавому помыслу так же худо давать возрастать в душе, как и траве на гряде с овощами.
(Прп. Ефрем Сирин)"







 
  





  Благостность (не путать с благостью) - суть состояние человека во время действия/проявления в нём благостей (добрых помыслов)...
  Благость является частным случаем - одним из множества проявлений (самым главным/важным) благостности...
  Благостность противостоит стужеванию (так же как благости противоположны страстям)...
  Трезвение - суть стремление к благостности (возрастание в продолжительности и величине благостей)...
  Трезвение (бодрствование, умное делание, хранение ума/сердца, бдительность, внимательность и пр.) является проявлением (следствием) добролюбия и ненависти ко злу (правильной ненависти)…   
  Трезвение противостоит пороку стужевания (которое прп. Антоний Великий называл беспечностью - в противовес внимательности) и поэтому соединено с обязательным отсечением страстей (отвержением страстности - образом Ветхозаветного обряда обрезания):
  "Кто хочет быть благочестивым, возлюбленные мои, тот не должен быть беспечным, чтобы не пропустить нужного времени к тому, иначе невозможно будет найти купца, у которого бы можно было купить мáсла.
  Так пять глупых дев опоздали прийти на брак, потому что поздно решились купить себе мáсла. Когда они пришли на брак и со слезами говорили: Господи, отверзи нам, — Жених отвечал им: аминь глаголю вам, не вем вас. Они не удостоились войти в брачную комнату единственно по беспечности своей. Жених прежде их пришел и запер дверь, и ужé не дóлжно было отворять её.
  Я вам представлю и другой подобный пример. Ной, взошедши в ковчег с детьми своими и женами детей своих и взяв с собою всё, чтó приказано было взять Богом, запер дверь ковчега, чтобы не могла войти в него вода потопа, которая должна была потопить беззаконных людей; во время потопа не отворял ее и не позволял детям своим видеть страшное зрелище суда Божия над нечестивыми людьми. Посему беззаконные люди ужé не могли войти в ковчег к людям праведным, но отделены были от них, как отделяются козлы на левую сторону от овец, стоящих на правой стороне. Они не могли перейти на правую сторону, но за беспечность свою и неповиновение погибли в водах потопа. (Прп. Антоний Великий)"
  Говоря образно, трезвение - суть внутренняя жизнь человека-христианина (неотделимая от внимания к помыслам), а стужевание - суть внутренняя смерть человека-нехристианина (в лучшем случае невнимательного к помыслам, а в худшем - культивирующего страсти)... 
  Трезвение - следствие неотделимых от добролюбия мученичества, послушания, смирения и рождающей их всех любви... 
  Трезвение многократно было заповедано Богом еще в Ветхом Завете:
 
  "14. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?
  (Иер. 4)"
  "10. ... и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.
  (Зах. 7)"
  "17. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.
  (Зах. 8)"
 
  В Новом Завете Сам Христос непосредственно и прямо заповедовал трезвение ("бодрствуйте" и пр.) Своим дремавшим (образ забвения и стужевания) ученикам (а в их лице всем христианам) в Гефсиманском саду незадолго перед Своими Крестными страданиями (23-я статья в разделе "О главном")...
  Ум трезвящегося христианина Оптинские старцы называли "фабрикой добрых помыслов"...
  Полезность и значимость трезвения невозможно переоценить, т. к. не существует ни одного порока, который бы нельзя было уменьшить с его помощью... 
  Так же как не существует и ни одной добродетели, которую бы нельзя было увеличить с его помощью... 
  Трезвение является средством, при помощи которого только и возможно исполнить Христову заповедь об очищении "внутреннего чаши" (10-я статья в разделе "О главном")… 
  Трезвение позволяет пресекать зло на самой ранней его стадии – на уровне прилогов, являясь тем самым, не только прекрасным лекарственным, но и великолепным профилактическим средством для борьбы с любым видом зла… 
  Трезвение – неотъемлемая часть поста (любого воздержания)… 
  Принадлежат к трезвению и молитва, и покаяние, в которое она входит неотъемлемо, и размышление о Правде Божией, об истине и неистине, о добре и зле, о немощи человеческой и всесилии Божием, о промыслительности и всеобъемлющей любви Христовой и пр., и пр. благости…
  Внимательность человека (наблюдение за своими помыслами) – является неотъемлемой, необходимой составной частью его трезвения…  
  Трезвение развивает и воздержание, и терпение, и внимание (наблюдательность), и чувствительность ко злу… 
  Трезвение очень удобно в практической жизни (аскетизме), т. к. не требует для себя никаких внешних, материальных пособий… 
  Покаяние и размышление о заповедях Христовых, об истинах абсолютных и относительных, тоже являются частью трезвения… 
  Поэтому трезвение развивает в христианине все составляющие и покаяния, и рассудительности, и поэтому - саму премудрость…
  Трезвение невозможно переоценить - оно является необходимой, непрестанной внутренней деятельностью истинного христианина при исполнении им любой заповеди Христовой (подобно дыханию для тела)…
  Можно не погрешив сказать, что трезвение - это добрая (рассудительная, полезная) внутренняя жизнь человека...
  Только трезвение позволяет человеку получать пользу от того или иного внешнего поступка...
  Только сопутствующее телесному действию (любому) трезвение определяет его пользу для человека (подобно тому, как стужевание определяет его вредность)...
  Любой наружный поступок человека, произведенный без трезвения, не является доброделием (добрым, полезным)...
  Трезвение (как и любая др. добродетель) может иметь разные свои степени в человеке (разные величины)... 
  Степень трезвения человека, сопутствующего тем или иным его телесным делам и определяет, соответственно, степень полезности (доброты) этих его дел...
  Св. отцы (снисходя к немощности человека), выделяют кроме страстей и благостей, еще и простые (человеческие) помыслы в людях...
  Такие помыслы (и соответствующие им телесные действия) можно отнести, соответственно, как бы к нейтральным...
  Но те же cв. отцы считали, что без усердного покаяния и воздержания человека от простых помыслов (а тем более при культивировании их), они неизбежно приводят его к страстям и закономерному стужеванию...
  Поэтому тщательный христианин относит ко греху даже и те поступки, которые он совершает только с простыми помыслами (напр., без памяти Божией, без молитвы, покаяния, размышления и пр.)... 
  И такая практика с древних христианских времен зарекомендовала себя как очень эффективная профилактика стужевания (и, соответственно, возрастания в трезвении)...
  Необходимо помнить и о том, что бесы нередко маскируют свое воздействие на человека (пример сатаны, принявшего как бы вид змея и Евы) для начала простыми помыслами, чтобы выстроив за счет них ту или иную ассоциативную или логическую цепочку, незаметно перевести христианина к страстям и стужеванию...
  Поэтому внимательность с трезвением и должны являться неотъемлемой (по возможности, всегдашней, неотходной, непрестанной) и важнейшей частью как внутренней, так и внешней жизни каждого христианина...
 
  Возрастает человек в трезвении покаянием в стужевании, посильным упражнением в нем, чтением православной литературы (особенно творений св. отцов о духовной жизни) и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей его и увеличивающей в добролюбии... 

"Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать учению Евангелия.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"   


 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "О брани с дьяволом" и о внимании прп. Ефрема Сирина, свт. Григория Богослова, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Паисия Святогорца с сайта Святоотеческое наследие, и материалы с сайтов Православие.Ру,  Богослов.Ру, Азбука веры, Логослово, Исихаст, Фома и Ни-ка...
  Ссылки прилагаются:
  http://www.alexey-osipov.ru/  
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0018
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=oprelestybesov
  http://www.pravoslavie.ru/put/69152.htm
  http://www.bogoslov.ru/text/2291906.html
  http://azbyka.ru/dictionary/21/hranenie_uma_i_serdca.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bdenie.shtml 
  http://azbyka.ru/dictionary/05/duhovnaya_borba.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/05/duhovnaya_zgizn.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/prilog.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/18/trezvenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/19/umnoe_delanie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/21/hranenie_uma_i_serdca.shtml
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_7/topic_6870/
  http://www.isihast.ru/?id=1548
  http://www.foma.ru/govorjat-cto-132.html

 

 




 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (13 Янв 12)
Просмотров: 1908

Поиск