"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Забвение доброе

 
– радование Христа отвращением к воспоминаниям мира сего (отсечением их/уклонением от них)…







  "41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.
  42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
  43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги в Месопотамию к Лавану, брату моему, в Харран,
  44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
  45
 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?
  
(Быт. 27)"
  "14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
  15 И устроил Моисей жертвенник Господу и нарёк ему имя: Иегова Нисси.
  16 Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.
  (Исх. 17)"
  "17 И удалю имена Ваалов от уст её, и не будут более вспоминаемы имена их. 
  (Ос. 2)"






 



  "Есть еще одна тайна, — однажды заметил старец Порфирий. — Христово благородство… Христианин благороден. В чем это вываражается?! В том, что Христианин предпочитать терпеть обиды, чем обижать! А как это происходит? — Когда в нас придет добро, любовь, тогда мы забываем о причиненном нам зле. Мы этого зла уже не видим! Здесь сокрыта тайна. Когда зло приходит к нам из демонического мира, вы не можете его избежать, потому что — оно входит в нашу жизнь… Но можно научиться зло не видеть, и оно исчезнет! (Архим. Порфирий, Кавсокаливит)"
  "У одной доброй, мудрой старушки спросили:
  — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? — Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его. (История из жизни. Источник неизвестен.)"


 



"Предай забвению как можно скорее свои добрые дела и заслуги... Не записывай своих добрых дел, ибо если запишешь их, они быстро поблекнут, если же забудешь о них, они будут вписаны в вечность.  Не записывай и грехов соседа: если запишешь, половина ляжет на тебя. Забудь о них, и Господь предаст забвению твои согрешения. 
(Свт. Николай Сербский)"

 

 

"Если хочешь, чтобы Господь покрыл грехи твои, то не выказывай людям добродетель, какую имеешь. ?Ибо как мы поступаем в отношении наших добродетелей?, так Бог делает с нашими грехами. Кто имеет какое-либо духовное дарование, и сострадает не имеющим его, тот состраданием сохраняет свой дар. А гордящийся своим даром через самомнение теряет его. Прежние грехи, будучи воспоминаемы в своих образах, вредят. Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну. Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай грехов по виду их, но мужественно терпи находящие скорби за них» 
(Прп. Марк Подвижник)"
 



"Лучше всего, если совсем себя забудете, а будете только иметь в мысли, как бы Бога не прогневить чем неугодным".
(Прп. Феофан Затворник)"
 



"Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежаниями на земли и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожит свои согрешения гораздо более лёгким способом - непамятованием зла и покаянием. Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах. Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

 

  "Простительных грехов нельзя нам забывать, а только смертных не вспоминать. Впрочем, таким образом забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти.
  О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: кто у смотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня, и апостол Павел: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?. Мы подвергаемся им с такой легкостью, что, несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их. О них любимый ученик Христов так говорит: если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя.
  Поэтому желающему достигнуть высшего совершенства не много будет пользы довести покаяние до конца, т. е. удерживаться от непозволенных дел, если не будет неутомимо упражняться в тех добродетелях, которые служат доказательством удовлетворения за грехи. Ибо недостаточно воздерживаться от гнусных пороков, противных Богу, если не будет чистой, совершенной и богоугодной ревности к добродетели.
(Авва Пафнутий)"






"Отклоняй от себя все воспоминания, самые важнейшие, приходящие к тебе во время молитвы – пренебрегай ими. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 



"Утешения ищете?! Всякое утешение у Господа, чего ради и именуется Он Богом всякой утехи. Когда душа, хоть немножко вкусит Господа, по благодати Его, тогда все скорбности отпадают и память об них исчезает.
(Свт. Феофан Затворник)"



"Золото многократно очищается огнём, чтоб через сильнейшее очищение оно стало лучше. Равным образом Господь наш по благости Своей, очищает человека многими искушениями, испытывает его и делает его опытным в ведении браней сердечных так, что он не возвращается более мыслями или памятью к неправдам и унижениям, каким подвергали его люди, но смиряется пред Богом и на Него возлагает всё упование своё. 
(Прп. Антоний Великий)"





"Две способности дал нам Господь: помнить и забывать. Забывать - зло (причинённое нам ближним - борясь с обидой, напр. - от авт). Помнить - добро (сотворённое нам Христом, святыми и ближними - развивая благодарность к ним, доверчивость и пр. - от авт.) 
(Св. благоверная княгиня Феврония Муромская)"







"Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой и помнить добро, сделанное тебе Богом и другими людьми.
(Прп. Паисий Святогорец)"






"Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, - все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь».
(Протоиер. Николай Гурьянов)"















 

 
  Забвение правильное противостоит пороку памяти человеческой…  
  Доброе забвение является следствием добролюбия и неотделимых от него ненависти ко злу, мученичества, смирения, послушания их же и увеличивающая...
  Забвение правильное является неотъемлемой составной частью мироотречения (трезвения)... 
  Насколько вредно и опасно сладостное памятование о прежней, порочной жизни, настолько же полезно и забвение о ней… 
  Воспоминания о прежней, доцерковной жизни опасны тем, что начинаются они часто с безобидных, казалось бы, простых помыслов… 
  Но, как правило, вслед за простыми прилогами следуют и страсти (сладостные, порочные помыслы о прошедших, порочных поступках или обстоятельствах)… 
  Очень важно (особенно на новоначальном этапе) стараться не вспоминать о прошлой порочной жизни из-за боязни не только увлечься этими воспоминаниями, но и из-за возможности вернуться нечаянно или осознанно опять к той же прошедшей, порочной жизни…
  Второй аспект доброго забвения – забывание всех своих прошлых, добрых дел (как профилактика тщеславия и осуждения)… 
  Это и есть то самое, о чем, повелевая, говорил Христос: "Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая"… 
  Об этом же писал и ап. Павел, когда предлагал подобно ему, забывать прошлое ("задняя" - слав.) и устремляться в будущее ("в предняя" - слав.)…   
  Благодаря ненависти к удовольствию от воспоминаний (как порочных, так и добрых), христианину не только легко отвращать свое внимание от них, но и со временем реально забыть о них, как о предметах, доставляющих удовольствие… 
  Человек, забывший свое порочное (или услаждающее доброе) прошлое, приобретает большую способность к молитве, теряя значительную часть отвлекающих, сладостных предметов… 
  Христианин, стяжавший добродетель доброго забвения, приобретает и способность использовать порочные воспоминания как покаянные средства… 
  Это очень ярко показывал в своих посланиях св. ап. Павел, называя себя и извергом, и первым среди грешников (когда вспоминал о том, как он гнал Церковь Христову до своего обращения/оглашения/воЦерковления)…

  Возрастает человек в добром забвении покаянием в памяти человеческой, посильным трезвением и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, усиливающей человека в добролюбии и в ненависти ко злу...


  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
 
 http://www.alexey-osipov.ru/



 

 

 

                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 459

Поиск