"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Коварство (Лукавство)
 
  – огорчение Христа стремлением к скрытным злым намерениям и действиям… 
 


 
 
 
  "1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
  (Мк. 14)"
  "20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
  (Лк. 20)"
  "3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
  4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
  5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
  47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
  48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
  49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
  55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
  (Мф. 26)"
  "13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
  (Мк. 12)"
  "1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
  2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
  (Мк. 14)"
  "15 В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему.
  16 Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим:1
  17 ибо на воре - стыд, и на двуязычном - злое порицание.
  12 Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга.
  29 Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного.
  30 Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение;
  31 превращая добро во зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно.
  32 От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь.
  33 Остерегайся злодея, - ибо он строит зло, - чтобы он когда-нибудь не положил на тебе пятна навек.
  34 Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих.
  15 Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью.
  16 Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его там прежде себя,
  17 и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу:
  18 будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать, и изменит лицо свое.
  4 Богач обидел, и сам же грозит; бедняк обижен, и сам же упрашивает.
  5 Если ты выгоден для него, он употребит тебя; а если обеднеешь, он оставит тебя.
  6 Если ты достаточен, он будет жить с тобою и истощит тебя, а сам не поболезнует.
  7 Возымел он в тебе нужду,- будет льстить тебе, будет улыбаться тебе и обнадеживать тебя, ласково будет говорить с тобою и скажет: "не нужно ли тебе чего?"
  8 Своими угощениями он будет пристыжать тебя, доколе, два или три раза ограбив тебя, не насмеется наконец над тобою.
  23 Есть лукавый, который ходит согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства.
  24 Он поник лицом и притворяется глухим, но он предварит тебя там, где и не думаешь.
  25 И если недостаток силы воспрепятствует ему повредить тебе, то он сделает тебе зло, когда найдет случай.
  24 Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того;
  25 пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим,
  26 а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн;
  27 многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь возненавидит его.
  28 Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову, и коварный удар разделит раны.
  29 Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею.
  30 Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему;
  31 посмеяние и поношение от гордых и мщение, как лев, подстерегут его.
  1 Всякий друг может сказать: "и я подружился с ним". Но бывает друг по имени только другом.
  2 Не есть ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага?
  3 О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством?
  4 Приятель радуется при веселии друга, а во время скорби его будет против него.
  5 Приятель помогает другу в трудах его ради чрева, а в случае войны возьмется за щит.
  (Сир. 5:15-17; 7:12; 11:29-34; 12:15-18; 13:4-9; 19:23-25; 27:24-31; 37:1-5)"
  "12 Кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти;
  13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце];
  14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
  (Исх. 21)"
  "16
 И сказал Господь Моисею, говоря:
  17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их,
  18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора.
  (
Чис. 25)"
 
 "1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
  2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», –
  3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
  4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
  5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.
  6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои»,
  7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, –
  8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
  (Втор. 13)"
  "20
 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
  21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
  22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
  (Пс. 54)"
  "6
 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло:
  7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
  (Пс. 55)"
  "27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
  28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
  29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
  30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; он – печь злобы.
  (Прит. 16)"
  "19 ... я ... и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось». 
  (Иер. 11)"


 




  "Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека... а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки. Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы. Лукавый человек наносит удар прежде всего себе и больше никому. Таким образом, он враг самому себе. Душа его всегда полна печали, мысли всегда угрюмы. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Лукавые помыслы отлучают человека от Господа. Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. (Прп. Нил Синайский)" 
  "Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый». (Прп. Феодор Студит)" 
  "Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания. Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием!
  Наступит время воздаяния, когда Господь «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения», когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия. Пусть, по крайней мере, страх удерживает нас от греха, от которого бессильны удержать нас другие, более сильные побуждения. (Еп. Виссарион, Костромской)" 
  "Авва Евагрий Понтийский учил, что сокровенные помыслы человека ведомы только Богу. Бесам помыслы человека не доступны. «Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги наши узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем. Ибо один только Бог, сотворивший нас, знает ум наш, и Он не нуждается во внешних признаках для того, чтобы ведать сокрытое в сердце наше.
  Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» «и создавый наедине сердца их». Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом расплагает в нас против них помыслы мстительные. …злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, – все любопытствуют, «весь день поучаясь на нас лъстивным», чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет".
  Св. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Серена: «Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне заключая о них по чувственным признакам, т.е. из наших расположений, или слов и занятий, к которыми видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души».
  В древнем Патерике так же сказано - Авва Матой сказал: сатана не знает, какой страстью побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти; и смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонной, ту и влагает.
  Они не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, помышлений наших сердец не видят, они открыты только Богу, - но из наших слов, действий, взглядов бесы усматривают наше внутреннее устроение и о том, склоняемся ли мы к добродетели или греху, судят лишь по нашему поведению. Ангелам и некоторым святым Бог открывает наши помыслы.
  Авва Исидор Пелусиот говорил - "Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению".
  Ну и наконец Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших помыслов: "Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления (Источник: https://vk.com/pravoslavnie_starci)"
 "Лукавое сердце – корень и источник греха. (Прп. Симеон Новый Богослов)" 
 

  "Злоба человеческая омрачает жизнь прежде всего самого человека, который имеет ее в себе. Как те иудеи, даже на празднике, не праздновали и не радовались со всеми, а искали убить Иисуса и спрашивали где Он?. Таково свойство злобы: она не только мучает того, кто ее имеет, но и другим не дает ни покоя, ни праздника. Как же хорошо никогда не иметь злобы, и ближним нашим будет легко с нами, и нам покойно, и Богу радостно о нас. Злоба же пребывает в человеке не одна, но с нею всегда сопряжено и лукавство, как сестра ее, потому что обе они исходят от лукавого и его суть порождения. Потому иудеи-законоучители говорили: «Проклят народ сей, не знающий Закона». А на Господа Иисуса говорили: «Како сей книги весть не учився?» и искали убить Его. Только лукавый человек может незнающих проклинать, а знающего ненавидеть, потому что лукавству обычно прикрывать собою гордость и самомнение. И все сии порождают в душе тоску и омрачение, и ад прежде ада. Да избегнем их кротостью и смирением с помощью Божией!"

"Поехал как-то раз русский посол А.С. Меншиков ко двору одного турецкого султана. Султан, узнав, что Меншиков высокого роста, приказал сделать низкую дверь в своем кабинете, дабы входя, русскому дипломату пришлось поклониться Его Светлости Великому Султану, а следовательно бы вышло так, будто вся Русь поклонилась ему. Меншиков, узнав о коварных намерениях турецкого владыки, ловко вышел из положения – взял да вошёл в хоромы не передом, а задом.
(Страницы истории)"





"Ленивый паук сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет, - как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит. Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой. Смотри, не будь мухой, а то так же зажужжишь.
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 
 
  "О как коварен умысел лукавого князя мира сего! Он останавливает всех на временном и тленном и заставляет забыть о вечных благах. Но никто этого не замечает. Берегись худого совета. Ибо бывает, что отпадшие от добродетели усиливаются запугнуть и других, чтоб не одним валяться в непотребной жизни. Говорят они с приятностью, чтоб послушных им, отвлекши от целомудрия, погрузить в грехи. Сами подвергшись падению, не только не хотят они встать, но и другим намеренно бывают они в соблазн, – на падение и растление. И диавол пользуется ими, как приманкою на уде. Гроб отверст гортань их, преданных в страсти безчестия. Берегись их чтоб они не сожгли тебя мягкими речами своими.
  
Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает... вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит.
  Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен.
  Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои».
(Прп. Ефрем Сирин)" 

 
 

  "Друзей прежде опробуй испытанием и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся: потому что мир полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящегося Господа, и с ним сдружись, как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу: ибо люди все вдались в лукавство, исключая немногих, земля полна суеты, бед и скорбей. 
  Злой и коварный человек подобен углю, который если не обожжет, то замарает. Возлюбленные мои, предохраняйте себя от коварства диавола, который, для искушения и привлечения к себе человека, часто является под видом истинного наставника.
  Когда он придет к вам в подобии светлого Ангела, то не верьте ему и не следуйте его советам, потому что он обманывает благочестивых людей благовидными причинами.
  Люди, еще не утвердившиеся в святости, не могут знать хитростей диавола и тех способов, которыми он уловляет преданных Богу; но люди, утвердившиеся в добродетели, знают его коварства, как говорит апостол Павел: совершенных есть твердая пища, имущих чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла. Сих людей враг не может обмануть, но верующие, которые еще не достигли совершенства и мало предохраняют себя от нападений врага, обманываются его приятною по наружности приманкою, которая сама в себе не такова. Он увлекает их к себе, как рыболов, привесив к уде приманку, увлекает обманом рыбу, которая, не зная, что на уде находится приманка, приближается к ней, берёт ее и уловляется. 
  Посему о коварствах диавола можно сказать словá Соломона: суть путие мнящиися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово. Пророк Амос написал о себе: и рече Господь: чтó ты видиши, Амосе? И рех: сосуд птицеловца.
  Вы знаете, что птица, опасаясь, чтобы не поймали ее на земле, летает более по верху и делает себе гнездо на высоких местах; там садится, отдыхает от усталости и спит спокойно без всякого страха, потому что никто не может взойти к ней и поймать ее. Несмотря на сие, птицелов употребляет хитрость, чтобы поймать ее: он расставляет сеть около гнездá ее, кладет около сети пищу и таким образом побуждает птицу слететь сверху на землю и здесь ловит ее.
  Так и диавол уловляет всех верующих, которые еще не достигли совершенства. Он побуждает их свергнуться с высоты, на которой стоят они. Так он поступил, когда, скрывшись под образом змия, сказал Еве: в оньже аще день снесте от него (древа),отверзутся очи ваши. Ева, услышав словá сии, поверила диаволу, потому что не вникла в словá его и почла их за истину. Но когда она вкусила яблока и подала оное Адаму, чтобы и он ел, то оба подверглись великому бедствию и пáли с высоты своей.
  Как поступил диавол с Адамом и Евою, так поступает и с теми верующими, которые еще не достигли совершенства, не могут различать добра от зла, следуют своим собственным склонностям, во всём довольствуются своим мнением и суждением, не хотят последовать наставлениям отцов своих, которые совершеннее их и умеют различать добрó от зла.
  Те люди, дети мои, которые исполняют желания сéрдца своего и думают, что они достигли совершенства по причине благословения отцов своих, подобны птицам, которые делают себе гнёзда на высоте, но слетают на землю и здесь уловляются в сеть птицеловами.
  То же случается и с теми людьми, которые по надеянности на самих себя живут по воле сéрдца своего, исполняют собственные свои желания и не хотят повиноваться отцам своим. Диавол представляет им различные видения и призраки, возбуждает в сердце их гордость и показывает им ночью сновидения, которые оправдывает днем, чтобы лучше таким образом обмануть; ночью является им в свете, освещает местопребывание их и производит много других подобных явлений и ложных чудес, которые здесь излагать и исчислять я не могу.
  Всё сие он делает для того, чтобы от людей, еще не усовершившихся в добродетели, удалить всякое подозрение в обмане, чтобы они почитали его Ангелом Божиим и принимали к себе. Когда же они его примут, то за гордость, которая в них господствует, он свергает их с высоты, на которой они стоят, как слетают с высоких мест те птицы, о которых мы сказали.
  Диавол старается произвести в сих людях уверенность, что они по духу своему и велики и славны, превосходят многих других людей; посему они не хотят повиноваться отцам своим, так что о них можно сказать, что они подобны горькому недозревшему винограду. Они действительно подобны ему, потому что наставления отцов для них неприятны и они думают о себе, что ужé всё знают.
  Будем возносить рýки наши и сердцá в молитве ко Всевышнему, чтобы Он дал нам силу избегать коварства, которое некогда было в Каине. Будем взывать к Богу словами Псалмопевца: человека неправедна и льстива (коварного) избави мя, Господи. Человек коварный обманывает только самогó себя, потому что коварство его обращается в погибель ему, как говорит Священное Писание: обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.
  С коварным человеком не сообщайся и даже не прикасайся к нему — но удаляйся от него, как от гниющего трупа. Язык коварного человека производит распри и ссоры. Кто входит в дружество с коварным человеком, тот входит в дружество с диаволом. Кто сообщается с коварным, тот сообщается с людьми, проливающими кровь, тот сам делается виновником своей смерти.
  Гораздо безопаснее жить в пустыне, нежели с коварным человеком. Не входи ни в какой дом вместе с коварным человеком, иначе ты сделаешься участником его грехов. Лучше быть тебе вместе со зверями, нежели с коварным человеком. Он ласково будет обходиться с тобою и дружественно разговаривать, он прибегнет к коварству своему и неожиданно погубит тебя.
  Итак, Бог, руководивший отцов наших — Авраама, Исаака и Иакова, да будет с вами, да избавит Он вас от того, которого крепость на чреслех его, то есть от диавола, который во всякое время ненавидит благочестивых людей и старается уловить и поглотить их. Но Помощник наш есть Иисус Христос, Который дал нам силу и власть попирать диавола и Который ходатайствует у Бога Отца о спасении нашем.
  Дабы сие ходатайство для нас было действительно, с нашей стороны требуется любовь к Богу и к ближним: ибо любы исполнение закона есть. Мы должны любить друг друга так, чтобы составлять одно сердце во Христе Иисусе, должны оказывать друг другу помощь и милосердие.
  Более же всего должны просить Бога, чтобы Он дал нам силу исполнять Его заповеди, дабы в последний день суда получить милость и награду от Иисуса Христа, Которому да будет слава и честь во веки веков. Как огонь, если его не погашают, истребляет большие лесá, так коварство, если открывают ему ход в сердце, погубляет душу, оскверняет тело, причиняет много зла и порождает порочные мысли. Коварный обыкновенно смеется над незлобивым, но сердце его исполнено преступными, диаволом порожденными мыслями, которые возмущают его разум и поставляют его в противоречие с самим собою, производят ненависть, зависть и другие страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезнь. Коварный предан будет вечной казни, ибо угождает диаволу и его сообщникам. Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым — дружба с дьяволом. 
   Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра и многих успевает прельщать оттого, что у них нет рассуждения и мудрости.
  
Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: «злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом. Отвергни око лукавое, стяжи око простое.
(Прп. Антоний Великий)"


  "Одно из самых сильных коварств диавольских есть расслабление леностью сердца, а с ним и всех сил духовных и телесных; в сердце иссякает вера, надежда и любовь, делаешься безвером, унылым, бесчувственным к Богу и к людям, — солью обуявшею (утратившею силу/солёность - от авт.). Слава святых есть отражение их душевных доблестей, славных, благотворных дел их, как слава Божия есть некоторое отражение Его Пресветлого Существа, а бесчестие демонов есть отражение их внутреннего безобразия, их пагубных дел. Смотрите, как слава одних и бесчестие других оправдывают себя постоянно самым делом. Святые доныне благотворят человечеству примерами святой жизни, своими писаниями, явленными доныне чудесами исцелений душевных и телесных и многоразличною помощию, а демоны — доныне также всеми мерами коварствуют над людьми, всячески вредя их душам и телам, по Божиему попущению за грехи наши, за маловерие, за невнимательность нашу к себе. Благодеяния святых и злотворения демонские доныне говорят сами за себя. — Славь же вседушевно святых Божиих, возненавидь всею душою демонов.
  Всякое древо от плода своего познаё
тся. Так точно я узнаю и моего Господа, и Его святое слово, и врага моего диавола, и его коварное, ложное слово. Когда я вкушаю Тело и Кровь Господа или слушаю Слово Его, то мне бывает весьма хорошо - я мирен и весел. Но когда позволю себе хоть на мгновение слышать лукавые или хульные внушения духа злобы - мне бывает нехорошо и тяжело. На что больше и лучше свидетельств? Не вера только, а и самый опыт удостоверяют меня в истине всего того, что я делаю по вере. Между тем лукавый силится поколебать мою веру - прочь, злодей!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 

 
 
"Сделанного оскорбления не возвратить, а месть немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся. Ибо часто бывает, что хотящие мстить не не только желаемого не получают, но и в большие беды впадают, и нечаянно падают в яму, которую роют для ближнего.
(Свт. Тихон Задонский)"


 
 

"Если человек слушается диавола, живет хитростью и лукавством, то Бог не благословляет его труды. То, что люди делают с лукавством, — не преуспевает. Может показаться, что дело лукавых людей преуспевает, но в конце концов оно все равно рухнет. Диавол искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. В такой-то, говорит он, книге о Божественной Литургии написано то-то. Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. Вот это да! скажет человек. Озарение пришло во время Божественной Литургии! понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. 
(Прп. Паисий Святогорец)"





  "Демоны подучают человеков вооружаться на делателя молитвы.., — приписывать ему намерения злые и коварные, действия порочные, — принуждать к занятиям, противоположным его жительству, сопряженным с развлечением, рассеянностию, с нарушением сердечного мира. Зная начальную причину этих искушений, будем молиться по заповеди Евангелия и по завещанию святых Отцов, о ближних наших, согрешающих в неведении и по увлечению; козни демонов разрушит Бог. 
  Искушая нас извне, демоны злодействуют и внутри нас. Когда начнем заниматься молитвой, они возбуждают в нас разнообразные греховные пожелания, каковых доселе мы не ощущали, — волнуют наше сердце бесчисленными греховными помышлениями и мечтаниями, которые до сего времени никогда не являлись уму нашему: делают они это с той целью, чтобы мы, приведенные в недоумение и уныние, как не видящие никакой пользы от молитвенного подвига и уединения, оставили их. Это действие бесов для подвижников, новых в подвиге, представляется собственным действием души: невидимые, злохитрые враги наши, совершая злодеяния, вместе хотят укрыться, чтоб исшествие из сетей, расставленных человеку, было для него невозможным, расстройство и погибель неизбежными.
  По нашему времени брани не столько жестоки, сколько тонки. Борец сделался необыкновенно опытен, как бы какой гомеопат, и, видя, что булавки и иголки смертоносны, при ловком действии ими, а шуму не делают, по неприметности их, — оставил мечи и копья, произведшие мучеников, в покое. Но хотя для большей части людей и неприметна тягость нынешних браней, однако она явна Премудрому Богу, Который и нынешним победителям, по великой благости Своей, уготовал венцы.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




"Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда. 
Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел. Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей.
  Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными – невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих. Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте. 
  Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. 

(Свт. Василий Великий)"




"Вы знаете, какая у диавола тактика? Он хитер и коварен. Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаляет степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это простит», - и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо на исповеди покаяться в грехе (далее причаститься), то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"



  "У лукавого нрава есть некие особые признаки, и кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это — зависть, ненависть, клевета, кичливость, любостяжательность, страстное пожелание, недуг славобесия; сим и подобными сему чертами отличается образ сопротивника. Посему, если подобными сквернами очернивший душу будет призывать отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призвавшим, а этот отец — не небесный, но преисподний. Признаки близости с кем носит на себе человек, тот и признает несомненно родство свое с ним.
(Свт. Григорий Нисский)" 
 
 
 
"Диавол (коварно - от авт.) уменьшает в наших глазах малые согрешения: ибо иначе он не может привести нас к большому злу. Скрытный злодей злобнее явно обижающих, поэтому он злее (сильнее - от авт.) и наказывается (либо посмертными мучениями в геенне, либо ещё прижизненными скорбями - от авт.).
(Прп. Марк Подвижник)"


  
  
  "Диавол поражениями еще более раздражается, не вступает в борьбу прямо, в которой был бы легко препобежден, но, надев личину дружбы, многократно побеждавших запинает и, обольстив мыслью, что никогда не будут побеждены, расслабив же трудом, истощив весь их запас, потом уже ввергает их в бездну непотребства.

  Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев.
  Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим...». Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: «Благотвори, Господи, добрым», и еще: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе», но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: «... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». 
(Прп. Исидор Пелусиот)"




"Бог всё для тебя и делал, и делает, а ты не хочешь угождать Ему; диавол ничего для тебя не делает и только тиранит тебя грехом, а ты охотно и неутомимо работаешь ему. Ты дружишь с ним через грех, а он злобствует к тебе через него. Манит к греху обещанием сласти от него; впадающих же в грех мучит и терзает им. Здесь внушает, что грехи - ничего, а там будет выставлять их в наше обличение как важные пункты. Он трясется от злобной радости, когда кто попадется в сети греха и остается в них.
(Свт. Феофан Затворник)"

 

 



  "Лукавство происходит от возношения и от гнева. Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа; но и удаление от первого, без удаления от второго, не принесет нам никакой пользы. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким. Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных. Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринимать труднейшее.
  Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных. Лукавство происходит от возношения и от гнева. Лукавый человек – соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым. Лукавство есть извращение простоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благими намерениями...
  Скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача... упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падений... коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение — словом, оно есть бесовское житие. Лукавство есть... бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




"Такова хитрость у лукавых бесов, - они постоянно заняты нами; как сторожа, подмечают наши наклонности и пожелания... Какую страсть замечают в нас, к тому нас и побуждают, такие и расставляют нам сети... Бесы ищут в нас повода, потому что через свою склонность и пожелание мы скорее запутаемся.
(Прп. Паисий Величковский)"




"Человек, доколе делает зло, не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. Если кто обращается с братом с хитростию - не минует печали сердечной. 
Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу. Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. 
(Авва Исайя)"
















  Коварство было одним из главных пороков иудеев, льстящих нередко Христу для того, чтобы уловить Его либо в отрицании/нарушении/неисполнении заповедей Ветхого Завета, либо в нелояльности к императору ("кесарю"), чтобы в конечном счете предать Иисуса смерти как бунтовщика...
  Коварство - проявление ненависти, скрытности/закрытости неправильной, а нередко и лживости, и лицемерия (как у фарисеев), их же и увеличивающее...
  Поэтому пороку коварства противостоят добродетель любви и рождающиеся из нее правильная открытость и искренность... 
  Опасность коварства - в его внешней незаметности, т. к. действует оно только в злых помыслах: желаниях, мыслях и намерениях, проявляя тем самым жестокосердие...
  Ибо цель коварства - либо причинение скорби ближнему, либо достижение собственной выгоды, либо же и соединение того и другого вместе...
  Поэтому коварство является родной сестрой жестокосердия, его же и увеличивающее... 
  Вредность же коварства в том, что оно толкает человека к  подлости, наглости и хамству, еще более развивая тем самым в коварном ненависть... 
  Нередко коварство сознательно и свободно прикрывается (маскируется) якобы добрыми намерениями...
  В этом случае к ненависти присоединяется и другая причина - лицемерие...
  В этом случае увеличивается и вредность коварства, развивая в коварном еще и лицемерие... 
  Причиной коварства могут быть и трусость, и малодушие, и сребролюбие, и тщеславие, и властолюбие, и человекоугодие и вообще любой из известных нам пороков (даже и блуд, и чревоугодие, например)...
  Коварство может примешиваться к любому злому помыслу человека, усиливая тем самым его в соответствующем роде зла (страстности)...
 
  Врачуется коварство покаянием в нем и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей человека в ненависти и увеличивающей его в способности любить...

"
Простота и немерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства.
(Авва Исаия)"




 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайта Азбука веры...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://azbyka.ru/dictionary/11/lukavstvo.shtml

 

     

 
  
 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 625

Поиск