"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Гордость
 
  – огорчение Христа стремлением к одновременному видению как своего собственного мнимого величия (значимости, исключительности, самодостаточности, силы, доброты), так и мнимой ничтожности/немощи/порочности как ближних, так и всего остального творения Божия - и даже Самого Бога…
 




 
 
  "6 Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
  (Иак. 4)"
  "9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
  10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
  11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
  12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
  13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
  14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
  (Лк. 18)"
  "7 Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих.
  30 Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно лукавства.
  2 Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол:
  14 Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;
  15 ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;
  16 и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
  17 Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их.
  18 Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных.
  19 Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли.
  20 Он иссушает их, и погубляет людей и истребляет от земли память их.
  21 Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от жен.
  9 Что гордится земля и пепел?
  14 Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;
  15 ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;
  16 и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
  17 Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их.
  18 Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных.
  (Сир. 10:7, 9, 14-18; 1:30; 6:2)"
  "18 Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. 
  19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 

  (Прит. 16)"
  "23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. 
  (Прит. 29)"
  "
10 Иди в скалу (в покаяние - от авт.) и сокройся в землю (в смирение - от авт.) от страха Господа и от славы величия Его.
  11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
  12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, –
  13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
  14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
  15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
  16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
  17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
  (Ис. 2)"
  "
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой.
  12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
  13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
  14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
  15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
  (Ис. 14)"
 "25 В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнётся гвоздь (самонадеянность/самоуверенность - от авт.), укрепленный (мнимо/иллюзорно - от авт.) в твёрдом ( мнимо - от авт.) месте (в гордости - от авт.) и  распадётся (уничтожится - от авт.) вся тяжесть (зло/вред - от авт.), которая на нём...
  (Ис. 22)"
  "10 ... Моав будет попран на месте своём, как попирается солома в навозе.
  11 ... Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его.
  12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
  (Ис. 25)"
  "2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путём недобрым, по своим помышлениям, –
  5 который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
  (Ис. 65)"
  "8 И было ко мне слово Господне:
  9 так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима.
  15 Слушайте и внимайте; не будьте горды, 

  (Иер. 13)"
  "31 Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришёл день твой, время посещения твоего.
  32 И споткнётся гордыня, и упадёт, и никто не поднимет...
  (Иер. 50)"


 



 
 
  "Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив, помни, что обстоятельства часто меняются, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческих. Правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Гордый, как поздний ужин, - никому не нужен. Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог. (Архим. Кирилл (Павлов)"
  "Все наши беды - от гордости. Когда она [гордыня] не получает корма, подпитки, то кажется, что все тебя обидеть норовят. Становишься придирчивым, мелочным, обидчивым. И далее по схеме: «тоска-уныние-отчаяние-гнев-неверие. (Игум. Валериан (Головченко))"
  "Говоришь, что у тебя на душе трудно и беспокойно: это ни от чего другого, как от гордого устроения твоего. Господь успокаивает и утешает смиренных и кротких, а гордые пожинают плоды своего устроения: смущение, немирство, беспокойство и прочее. (Прп. Макарий Оптинский)"
  "Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других. 

Возвышая, восхваляя себя и унижая, презирая ближних, станем ли мы со смирением служить им? Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры. (Архим. Кирилл (Павлов)"
 
 "Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня? (Игум. Иоанн Раифский)" 
  "Когда придет тебе помышление гордости или превозношения, исследуй совесть свою, сохраняешь ли ты все Божественные заповеди? Любишь ли врагов твоих? Радуешься ли когда возвышается и прославляется человек, действующий против тебя? Огорчает ли тебя унижение? Признаешь ли себя рабом неключимым? Признаешь ли себя грешнейшим всех грешников? Если же, в противоположность этому, ты находишься в таком настроении, что готов всех учить и исправлять, то знай, что это настроение духа разрушает все твои добродетели. Лучше быть побежденным в смирении, чем победить с гордостью. Гордость, если бы и приблизилась к небу, низвергается даже до ада. Так, напротив, смирение, если бы низошло до ада, оттуда возводится даже до неба. (Автор неизвестен)" 
  "Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других-одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным. 
  Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Впрочем, надо знать, что хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности. (Свт. Василий Великий)"    
  "Гордостью болен тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела. Гордость надмевает мысли до напыщенности и учит презирать всякого человека. (Прп. Нил Синайский)"    
  "Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, старается стяжать смирение. (Прп. Симеон Новый Богослов)" 
  "Самолюбие и привязанность к временному и суетному – плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти. Самолюбие есть извращенная любовь к себе. Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву, но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемой завесой. Смерть и гибель, которых требует от нас Бог, состоят не в уничтожении существования нашего, они состоят в уничтожении самолюбия, сделавшегося как бы нашей жизнью.
  Самолюбие есть искаженная любовь падшего человека к самому себе. Самолюбие боготворит свой падший лжеименный разум – старается во всем постоянно удовлетворять своей падшей ложнонаправленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним или посредством ненависти, или посредством человекоугодия. Как святая любовь есть союз совершенства и составляется из полноты всех добродетелей, так самолюбие есть та греховная страсть, которая составляется из полноты всех прочих разнообразных греховных страстей. Самолюбие есть искажение любви по отношению к. самому себе; человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Сколь великое зло есть гордость, когда для противостояния ей мало Ангелов и других противных ей сил, но для сего воздвигается Сам Бог! Заметить надобно, что Апостол не сказал о тех, которые опутаны прочими страстями, что они имеют, противящимся им Бога, т.е. не сказал: Бог чревоугодникам, блудникам, гневливым, или сребролюбцам противится, но одним гордым. Ибо те страсти, или обращаются только на каждого из погрешающих ими, или по-видимому пускаются на соучастников их, т. е. других людей; а эта собственно направляется против Бога, и потому Его особенно и заслуживает иметь противником себе.
  Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость: она, как всеобъемлющая некая зараза, не довольствуется расслаблением одного какого члена, или одной части, но все тело повреждает смертельным расстройством, и стоящих уже на высоте добродетелей покушается низвергнуть крайне тяжким падением и сгубить. Всякая другая страсть довольствуется своими пределами и своею целью, и хотя тревожит и другие добродетели, однако против одной главным образом направляется, ее преимущественно теснит и на нее нападает. Так – чревоугодие, т.е. страсть к многоядению или сладкоядению портит строгое воздержание, похоть оскверняет чистоту, гнев прогоняет терпение.
  Так что иногда преданный одной какой-либо страсти не совсем бывает чужд других добродетелей, но по сгублении той одной добродетели, которая падает от ревниво вооружившейся против ней противоположной ей страсти, прочие может хотя отчасти удерживать: а эта, коль скоро овладеет бедною душою, то как какой-нибудь свирепейший тиран, по взятии самой верхней крепости добродетелей (смирения), весь их город до основания разрушает и разоряет. Высокие некогда стены святости сравняв и смешав с землею пороков, никакому уже потом знаку свободы в душе, ему покоренной, не попускает он остаться. Чем более богатую пленит он душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает ее, обнажив от всего имущества добродетелей с жесточайшим ограблением.
 (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
  "Конец горделивого превозношения есть нисхождение в преисподнюю. И иный на сем, может быть, основании не несправедливо определяет гордость схождением долу. Многим кажется, будто бы словом гордость означается — быть выше других. Но истина повествуемого подтверждает наше определение. Ибо если превознесшиеся над другими (в Ветхом Завете) низошли долу в зиянии расседшейся земли, то никто не осудит определения, по которому гордость есть падение в самые дольние страны. Моисей взирающих на сие научает быть скромными и не превозноситься преспеяниями, но всегда хорошо распоряжаться настоящим. (Свт. Григорий Нисский)"
  "Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему вовлекать в духовную гордость сатана так стремится и всех рабов Божиих. Духовная гордость — его грех. Возгордившись, сатана удален был от Господа и низвержен в преисподнюю. То же падение ожидает и всех нас, если мы будем вовлечены, чего не дай Бог, в духовную прелесть. Жизненный опыт и писания духовных отцов указывают массу тому примеров; при этом тех, которые вовлекаются в прелесть видения духов, обыкновенно ожидает постыдное посрамление, а вторых, возмечтавших о себе, — нравственное падение и часто даже самоубийство. (Свщмч. Арсений (Жадановский))"
  "
Бывает, что человеку от злых людей подаётся яд самопревозношения, тако от древнего змия, врага нашего, диавола, влиялся яд греховный и смертоносный в естество наше. Человек хотя и здоров бывает, однакож, когда в себя приемлет каким-либо случаем этот яд, от того сильно немоществует, тако естество наше было чистое, непорочное, святое, доброе, но, когда ядом хитрого и лукавого оного змия заразился, тогда в неисцельную немощь и беду впало. Яд, имеющийся в человеке, всё тело его заражает, тако смертоносный оный яд змиин все силы душевные и телесные наши заразил.
  Отсюда бывает не только гордость, но и высокоумие, презрение ближнего, осуждение, оклеветание, злословие, ругание, делом и словом отмщение, желание и искание собственной своей чести, славы и похвалы.
Отсюда лесть, лукавство, хитрость, ложь и лицемерие. Отсюда студное дело, срамословие. Отсюда излишнее о пище и питии и о трапезах попечение.
Отсюда столько вымышляют люди перемен в одежде и платье, в строении и украшении домов, в приуготовлении карет и коней и прочей суеты.
  Смотри, что делает гордость в человеке! Како его мучит! Сколько он вымышляет способов, како бы достать честь, славу и похвалу в мире сем! Доставши, с каким трудом и попечением бережёт сокровище своё сие! Како негодует, когда от кого презирается! Како болезнует, смущается, ропщет и злобствует. Когда чести лишится, тако что многие себя умерщвляют!

  Гордость - это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, чем гордость. Святые отцы называют её "семенем сатаны". Гордость - это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не моё, источник гнева, жестокости, раздражения и злобы, отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.
  Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть. Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведёт войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.
  Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего "Я" унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: "Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобливыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!"
  Избави, Господи, от такого помрачения! С гордыми обычно так и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками. Чрез всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а чрез смертный грех люди теряют её совершенно и делаются достойными вечного наказания. Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и ещё при жизни испытывают гееннские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние. (Игум. Митрофан (Гудков))"


https://www.youtube.com/watch?v=FRMSRWkurRk



  "Вознеслись прародители наши в раю и возжелали божеской чести — но лишились и той чести, которую имели, и «скотам несмысленным уподобились», и всякому бедствию подпали. Вознеслись потомки Ноя и сотворением столпа хотели сотворить себе имя славное — и «смешал» Господь «язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Вознесся фараон, царь египетский, против Бога и людей Его хотел озлобить и погубить — и погиб сам со всем воинством в море Чермном, и погряз, как олово, в воде глубокой.
  Возвысился Олоферн, вождь войска ассирийского, — и рука женская отсекла гордую главу его. Возвысился Аман, первый советник персидского царя Артаксеркса, —и «повешен на древе», которое неповинному израильтянину Мардохею уготовил было. Возвысился Навуходоносор, царь вавилонский, — и услышал глас с небес: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола», и прочее. Вознесся до небес град Капернаум — и слышит от Христа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Вознесся фарисей — и пошел осужденным в дом свой.
  Так гордым противится Бог! Так вознесенных смиряет Господь! Нет ничего более ненавистного Богу в людях, чем гордость. «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Люди наиболее гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или крепостью, или благородством. Но все это подлежит переменам, и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше: и возноситься тем, что не наше, весьма бессмысленно. Все, что ни имеем, не наше, но Божие; мы только сосуды и хранилища Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку подобает смиряться, чтобы и то, что имеет, не было отнято из-за гордости.
(Свт. Тихон Задонский)"

 



"Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой.  Не возвышайся, перстный, ибо многие, будучи святыми и невещественными, свержены с неба. Гордый монах не имеет нужды в бесе, он сам сделался для себя бесом и супостатом. Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели. Кто пленен гордостью, тому нужна помощь уже Самого Бога. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения.
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 

nb507141
 
 
"Которые без духа пишут и говорят и церковь назидать хотят, душевны суть, как Духа не имеющие. Они подходят под клятву, которая гласит: горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни. Ибо от себя говорят, а не Дух Божий есть, в них глаголяй, как определил Господь. Которые же от своих помыслов говорят, прежде стяжания чистоты, те прельщены духом самомнения. 
(Прп. Григорий Синаит)"

 
 
 
"Адам и Ева пали потому, что вместо Бога поставили в центр себя и свое «я». Поэтому с тех пор люди зациклены на себе, думают только о собственных нуждах. И так как всё теперь вращается вокруг нас самих, любые взаимоотношения представляют трудность. Мы говорим так: «Я люблю тебя, а ТЫ любишь МЕНЯ? ТЫ обещал, но не выполнил своего обещания! ТЫ не сделал то-то и то-то!» Мы всё время ставим в центр себя и говорим о собственной персоне, даже не замечая этого! Поэтому мы должны учиться любить. 
(Схиархим. Иоаким (Парр))
 
 
 
"В основе всех зол лежит гордость - в ней смерть и тьма. Святое же бесстрастие свойственно смирению, которое низводит человека до ощущения себя «ниже всякой твари» и неизъяснимым образом возносит чрез это превыше всего тварного.
(Архим. Софроний (Сахаров))"

 
 
 
"Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой. Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен. Смиренная душа имеет великий покой, а гордая сама себя терзает.
(Прп. Силуан Афонский)"
 
 

"Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом. Горе гордым, ибо участь их с диаволом-отступником. Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом. 
(Авва Исаия)"
 
Исаия Отшельник (авва Исайя), преподобный
 

  "Случается же, что некоторые бывают причастниками благодати, и живущий еще в них порок хитрит, добровольно уступает место и не действует, но заставляет человека думать, что ум его стал чист и вводит уже его в самомнение, и говорит он: "совершенный я христианин". А потом, когда человек подумает о себе: "я уже свободен" и предастся нерадению; тогда кроющийся порок наступает на человека разбойнически, искушает его и низводит до преисподних земли. 
  Прекрасное дело - нестяжательность, псалмопение, пост, бдение; прекрасно - сподобиться Божией благодати. Но кто не начал еще рыть и полагать основание, как должно (а ум и в этом должен быть неукоризненным и причастным благодати), тот много уже мечтает о себе, и высоко ценит душу свою. Воззри на Иисуса: от какой славы и до каких страданий и распятия нисшел Он, Божий Сын и Бог! И за сие-то смиренномудрие превознесен и посажен одесную Отца. Змий вначале посеял в Адаме возношение: "будешь, как Бог". Посему, знаешь, до какого бесчестия чрез это высокомудрие дошел род Адамов.
(Прп. Макарий Великий)"

 

"Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору. Порок гордости не позволяет никакой добродетели прижиться в душе человека и оказать своё спасительное действие. Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно, — если только вообще это значит жить добродетельно, — неожиданно может впасть в полную погибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может и восстать, и вскоре восстановить свое прежнее положение, если только захочет; тот же, кто по-видимому поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже и не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло, и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего, что существует здесь. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 
  "Дух Святой не обитает в душах гордых, но — в душах смиренных...
  Итак, возлюбленные мои, не презирайте никого. Корень презрения есть гордость: она навлекла некогда гнев Божий на людей. Посему пророк Исаия сказал: день Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго.
  Смотрите, возлюбленные мои, сколь великое гóре ожидает гордых. Итак, мы должны плакать о себе в сокрушении сéрдца.
  Я видел, что многие монахи и девы впали в гибельную страсть гордости, потому что ложно имели о себе высокое мнение и говорили: «Мы велики, и никто не сравнится с нами».
  Истинно говорю вам, возлюбленные мои, что такое мнение о себе есть гордость. От нее рождаются презрение и ненависть к другим, зависть и ссоры, потому что гордые люди не хотят раскаяться и иметь о себе правильного понятия. Гордость не позволяет им различать добрó от зла и сладкое от горького. Злые духи, находящиеся в воздухе, побуждают их плакать тогда, когда нужно смеяться, и смеяться, когда нужно плакать.
  Не почитай себя мудрым и ученым, иначе труды твои будут тщетны и корабль твой будет плыть без всякой пользы для тебя.
  Не возносись делами своими, каковы бы они ни были.
  Не возносись в гордости и не хвались.
  Гордость далеко отгони от себя, ближняго же твоего и всех людей почитай лучшими себя.
  Нет больше нечестия, как причинить кому–либо скорбь и возноситься над другими.
  Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих.
  Не считай себя всезнающим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе.
  Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю. Смирение и кротость возносят человека с земли на Небо. Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и Святым Его. Имеющий в себе гордость – причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли возмутились бездны, пришли в смятение Ангелы и претворились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий: повелел Он бездне низвергнуть из себя огонь, и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и мучения. По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий. 
  Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех - гордость сердца. Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих. Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха. Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним. Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение всех тех, которые от всего сердца желают приступить к Господу, тем же самым путем, каким сам ниспал, то есть гордостью и любовью к суетной славе. 
(Прп. Антоний Великий)"
 

 
"Две особые страсти жестоко калечат нам души: похоть очей и плоти да гордость житейская наша. Похищают они всю свободу и в рабство ввергают.
Лишь душа, одолевшая их, сподобляется святости. 
(Прп. Пимен Великий)"
 
 
 
  "Не полагаться на самих себя, возлюбленный мне брате, столь необходимо в нашей брани, что без сего, будь в том уверен, не только не возможешь одержать желаемой победы, не устоишь даже в самом незначительном нападении на тебя врага. Запечатлей это поглубже в уме своем и сердце.
  Со времени преступления прародителя нашего мы, несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил, обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном самопрельщении не перестаем верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Эта, однако ж, духовная немощь наша, весьма трудно притом замечаемая и сознаваемая, паче всего в нас противна Богу, как первое исчадие нашей самости и самолюбия и источник, корень и причина всех страстей и всех наших падений и непотребств.
  Она затворяет ту дверь в уме или духе, чрез которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия, не давая благодати сей войти внутрь и возобитать в человеке. Она и отступает от него. Ибо как может благодать для просвещения и помощи войти в того человека, который думает о себе, что он есть нечто великое, что сам все знает и не нуждается ни в чьей сторонней помощи? 
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
  "Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его. Есть две гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, - таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние.
  Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих охуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т. е. в совершенную гордыню.
  Гордость же бывает мирская и монашеская: мирская гордость есть та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его. Итак, когда мы видим, что тщеславимся сими преимуществами, или тем, что монастырь наш больше или богаче других, или что в нём много братии, то мы должны знать, что находимся ещё в мирской гордости. Случается также, что тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поёт, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении.
  Сии преимущества лучше первых, однако и это мирская гордость. Монашеская же гордость есть та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живёт и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы. Всё сие относится к монашеской гордости. Можно нам вовсе не гордиться; если же кто сего совсем избежать не может, то хоть бы гордился преимуществом монашеских дел, а не чем-либо мирским.
(Авва Дорофей)"
 
 

"Признаки гордости таковы
1) высшим не покоряется; 
2) равным и низшим не уступает; 
3) гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 
4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 
5) высоко превозносит себя и дела свои; 
6) других презирает и уничижает; 
7) ищет, как бы себя показать; 
8) бесстыдно себя хвалит; 
9) какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; 
10) хвалится и тем добром, которого не имеет; 
11) весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; 
12) не терпит быть в презрении и унижении; 
13) не принимает увещания, обличения, совета; 
14) самовольно вмешивается в чужие дела; 
15) лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; 
16) следовательно, гордость гневлива, 
17) гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. 
18) гордость не склонна к любви, ненавистлива. Самолюбие же - корень всех зол. И так гордость - начало и корень всякого греха. 
(Свт. Тихон Задонский)"


 











 

  Гордость является одним из четырёх соборных и нераздельных пороков (вкупе с своеволием, сластолюбием и злолюбием)...
  Порок гордости противостоит одной из четырех соборных и нераздельных добродетелей послушания, мученичества и добролюбия - смирению… 
  Гордость вместе со сластолюбием рождается из системного порока жестокосердия - непосредственного проявления ненависти...
  Поэтому причина гордости - своеволие, злолюбие, сластолюбие и рождающая их всех ненависть...
  Гордость настолько же вредна, насколько полезно смирение… 
  В противовес смирению, гордость устремляет человека к одновременному мнимому видению своих собственных доброты, сил, способностей, возможностей, к отсутствию у себя слабостей, немощности и зла...
  Одновременно гордость толкает человека к видению в ближних противоположных себе немощей, слабостей, противостоящих себе греховности и всевозможного зла...
  Гордость не только уничижает (умаляет) доброту и способности ближних, но и даже любовь и всемогущество Божии (а при атеизме и вовсе)...
  Как следствие, гордость культивирует в человеке самонадеянность, неблагодарность, неспособность (как бессмысленную) просить и прощать:
 
  "3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, 
  (Рим. 12)"
 
  Самонадеянность же склоняет человека к клятве - к самоуверенному прогнозу будущего (тех или иных предстоящих обстоятельств/событий)...  
 
  "12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
  (Иак. 5)"
  "27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
  (Мф. 6)" 
  "6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
  7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
  8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
  9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
  10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
  11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
  (Мф. 14)"
  "31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
  32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
  33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
  34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
  35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
  (Мф. 26)"
  "12 С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла.
  13 Было же более сорока сделавших такое заклятие.
  (Деян. 23)"
  "13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
  14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
  15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», –
  (Иак. 4)"
  "3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
  4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
  (Екк. 5)"

 
  Клянущийся тем или иным будущим предметом (в том или ином будущем предмете) тем самым отрицает один из основных православных догматов о вседержительстве Божием, утверждая свое собственное мнимое вседержительство...
  Даже в неверующем народе иногда говорят, что если хочешь рассмешить Бога, расскажи всем о своих планах...
  Кроме того, пример с Иродом ясно демонстрирует, что при изменяющихся обстоятельствах клятва как бы заставляет поклявшегося (ради «сохранения своего лица») упрямо совершать безрассудные (вредные и для себя самого, и для окружающих) поступки (ранее самонадеянно прогнозируемые как полезные)…
  При невозможности же исполнить клятву, она толкает поклявшегося к печали, малодушию, нерешительности, отчаянию, комплексу неполноценности и пр. ...
  Клятва, как и все, исходящее из гордости и безрассудства, в них же клянущегося и усиливает...
  Господь (а вместе с ним и многие св. отцы - напр., Иоанн Златоуст) вполне однозначно высказывался о неприемлемости (в связи с гордостью, из которой она исходит) клятвы:
 
  "33 Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
  35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
  36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
  37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
  (Мф. 5)"
 
  Гордость изолирует человека не только от Бога, но и от ближних, все больше и больше толкая его к нераскаянности и вечной погибели...
  Гордость развивает в человеке эгоизм (само-себялюбие) и эгоцентризм, превращая весь окружающий мир лишь в средство для достижения (нередко и жестоких, и наглых, и коварных) своих собственных порочных целей...
  Ни одну заповедь Христову, по определению, невозможно исполнить из гордости, т. к. все внимание гордеца непрестанно устремлено в конечном счете к Самому Себе "дорогому" - предмету собственных и веры, и надежды, и любви… 
  У гордости также как и у смирения, существуют разные степени… 
  В минимальной степени гордость будет с человеком, наверное, до самого его смертного одра… 
  Вел. св. отцы говорили, что в любом человеке всегда присутствует нечто гордостное... 
  И только перед самым исходом человеческой души из тела, Христос, может быть, полностью и исцеляет человека от гордости… 
  Если, конечно, он в течении всей своей православной жизни непрестанно в ней каялся и боролся с нею… 
  В повседневной жизни гордость в человеке чаще всего проявляется в упомянутых выше эгоизме (приоритете собственных интересов над потребностями ближних) и эгоцентризме (удовлетворении собственных интересов, достижении собственных целей за счет потребностей, интересов, счастья ближних)... 
  Гордость (так же как и смирение) настолько фундаментальна, что хочется ее поставить рангом выше простого порока... 
  Гордость можно назвать безумным состоянием умного творения Божия, которое в крайней своей степени выражается в слоганах: "Я – все, бог – ничто…", "Все из Меня, через Меня, Мною и ко Мне"… 
  Можно даже сказать, что гордость - это совокупность "гордых" пороков: пороков, через которые гордость проявляется и через которые она же и усиливается в самой себе (гнев, обида, осуждение, тщеславие и пр.)...     
  Здесь очень важно сделать акцент на том, что исповедовать гордость на Исповеди так же неблагоразумно, как исповедовать грехи, страсти и второстепенные пороки...
  Чтобы христианину победить гордость - ему надо победить "гордые" пороки через исповедание их на Исповеди, если они являются главными...
  В заключение отметим, что причиной как католического, протестантского, так и пр. церковных расколов является именно гордость... 
 
  Врачуется гордость непрестанным покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека... 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "В низложение гордыни" прп. Ефрема Сирина, прп. Исидора Пелусиота, прп. аввы Дорофея с сайта Святоотеческое наследие и статьи иерея Павла Гумерова, архимандрита Клеопы (Илие), Ольги Рожневой и иером. Игнатия (Шестакова) с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Фома, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://serafimov.narod.ru/temmat/gordost.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/sebial.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/faris.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0003
  http://www.pravoslavie.ru/put/29970.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/04/gordost.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/14/obriadoverie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/16/racionalizm.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/20/fariseystvo.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/21/hulnye_pomysly.shtml
  http://www.pravmir.ru/logika-gordyini/
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=4564
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_13/topic_5972/
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/33Gordost.htm


 





 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 

  
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 881

Поиск