"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Дерзость
 
  – огорчение Христа стремлением к бесстрашию перед возможной скорбью/стыдом/позором (независимо от тех или иных внешних или внутренних опасных/трудных/тяжёлых обстоятельств)… 




 
 
  "19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
  20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
  21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
  22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
  23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
  24 Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.
  (Ин. 18)"
  "48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
  49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
  50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
  51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
  52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе
  (Ин. 8)"
  "9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
  10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
  11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
  (2 Петр. 2)"
  "17 Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему, и в не признающих Тебя обличаешь дерзость;
  (Прем. 12)"
  "25 Кто любит опасность, тот впадет в нее;
  26 упорное сердце напоследок потерпит зло:
  27 упорное сердце будет обременено скорбями, и грешник приложит грехи ко грехам.
  28 Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нем.
  3 и не говори: "кто властен в делах моих?", ибо Господь непременно отмстит за дерзость твою.
  (Сир. 3:25-28; 5:3)"
  "30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
  31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
  (Чис. 15)"
  "Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. 
  (1 Цар. 2)"
  "12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля;
  13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.
  (Втор. 17)"
  "22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, 
  (Втор. 18)"
  "40 И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.
  41 Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно;
  42 не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши;
  43 ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа.
  44 Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана.
  45 И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы, [и возвратились в стан.]
  (Чис. 14)"
  "3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших;
  (1 Цар. 2)"
  "28 И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]:
  29 если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня;
  30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
  31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
  32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
  33 сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
  34 И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
  35 И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.
  36 И сказал Господь Моисею, говоря:
  37 скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились
  38 кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых.
  39 И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника,
  40 в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея.
   (Чис. 16)"
  "1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. 

  2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душою каждого из них.
  (3 Цар. 19)"
  "27 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
  28 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
  (4 Цар. 19)"

  "25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
  26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
  27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
  34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? 

  (Пс. 9)"
  "29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. 
  (Прит. 21)"

  "11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. 
  (Екк. 8)"
  "2 тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: «не ходите в Египет, чтобы жить там»; 
  (Иер. 43)"
  "29 Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его.
  30 Знаю Я дерзость его, говорит Господь, но это ненадежно; пустые слова его: не так сделают.
  (Иер. 48)"
  "20 Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, 
  (Дан. 5)"
  "3 Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, – что он нам сделает?» 
  (Ос. 10)"
  "35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
  36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
  37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
  39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 

  (Лк. 23)"
  "18 Нет страха Божия перед глазами их.
  (Рим. 3)"



 
 


"Вы прежде жаловались мне, что страх смерти напал было на вас. Но наиболее должно бояться тем, кто не имеет сего страха.
(Прп. Антоний Оптинский)"




"Вы недовольны своим священником. Действительно прискорбно, что тот, кто должен утешать, огорчает вас. Но вы из-за одного восстали на все священство. Этим вы свидетельствуете о том, как трудно излечить людей от обобщений. Приведу вам в пример великих людей, как они были праведны и осторожны. Знаменитый русский писатель Николай Гоголь имел великий талант, но величие души и ума его превосходили его талант. Однажды он подвергся нападкам со стороны другого русского писателя Белинского, за то, что благоговейно говорил о священстве. Отвечая на критику Белинского, Гоголь писал: "Отчего Вы решили, что пою гимн нашему духовенству? Откуда в Вас дух такой ненависти? И я знаю немало дурных священников и мог бы рассказать Вам о них немало смешных историй. Но я встречал и таких, перед святостью жизни которых преклоняюсь и знаю, что они чада нашей, восточной, а не западной Церкви.
(Свт. Николай Сербский)"

 



  "Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их состоят в прелести от диавола, - и этот хулит Духа Святого, действующего в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском изгоняет бесов. 
  Что же делает Бог, скорый и готовый на милость и косный на наказание? Он провидел, что они (прародители  - от авт.) наконец смирятся и раскаются, потому предопределил и особый способ к отменению своего на них праведного приговора, но не тотчас привел в исполнение сие предопределение, а свои назначил для сего и время, и место, и образ, чтоб научить нас любомудрствоватъ и не восставать против Творца своего и Бога. Как предопределил, так потом и сделал, и тем, которых изгнал из рая за продерзость пред Ним и нераскаянное сердце, поелику смирились и оплакивали себя, устроил путь к возвращению потерянного. Итак, Христос столько, как каждодневно слышишь, пострадавший за них, чтоб возвратить их из такого далекого изгнания, ужели бы не сжалился над ними, если б они покаялись тогда в раю? Как можно, чтобы не сжалился над ними Тот, Кто по существу человеколюбив и благоутробен и Кто создал их для того, чтоб они наслаждались благами рая и прославляли Благодетеля своего? 
  Всего, сказанного нами (речь здесь идёт о важности/главенстве духовного/умного/внутреннего/терзвения/добродетелей относительно внешнего/телесного/доброделия - от авт.), если не знает добре тот, кто убезмолвился, или тот, кто стал настоятелем над другими, или кто взялся быть учителем других, - в таком случае, ни убезмолвившийся не есть безмолвник, хотя думает, что безмолвствует, но сидит только в келлии один, запертый телом, не зная цели безмолвия; ни тот, кто взял на себя настоятельство, не есть воистину настоятель, но идёт путем, сам не зная каким, или, лучше сказать, блуждает вне пути настоящего и находится в опасности ввергнуть в бездну вечного мучения и себя, и тех, которые последуют ему; ни тот, кто взялся учить других, не есть истинный учитель, но лживый и заблудный, потому что не имеет в себе истинной премудрости - Господа нашего Иисуса Христа. 
  Но что сказать о власти вязать и решить, какою пользуются и таковые, когда даже те, которые имеют в себе Духа Святого, разрешающего грехи, или суть духоносны, страшатся и трепещут, как бы не сделать чего-либо несообразного с волею Святого Духа, Который обитает в них и изрекает чрез них волю Свою? И как можно доходить до такого умоисступления и такой дерзости, чтоб, не получив благодати Святого Духа, говорить или делать дела Святого Духа, - делать дела Божии без воли на то Божией? Увы и горе тем, которые дерзают поступать так, потому что они будут осуждены на вечное мучение в день суда, в который Господь наш Иисус Христос, непогрешимый и нелицеприятный Судия, воздаст каждому по делам его, по его помышлениям и словам. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"


 
"Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто захочет с нею бороться, тот неизбежно погибнет, это все равно что ополчиться войной против Неба. Не столько страшен сам грех, сколько бесстыдство после греха.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 


 
  "Ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. Она подобна сильному жгучему ветру, от которого, когда он подует, все бегут, и который портит всякий плод на деревьях. Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей. Она есть мать всех страстей, потому что отгоняет страх Божий от души. Ибо если страхом же Господним уклоняется всяк от зла, то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти - дерзости.
  Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: всё это делает дерзость, всё это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение.
  Посему-то, когда Бог давал заповеди закона, Он сказал: благоговейны сотворите сыны Израилевы, ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим, и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из нас увидит что неполезное, он отходит и осуждает это, и влагает то в сердце другому брату своему и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд; и часто случается, что ум того брата был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит в искушение: а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему.
  Потому хорошо нам, братия, иметь благоговение, бояться вредить себе и другим, почитать друг друга и остерегаться даже смотреть друг другу в лицо, ибо и это, как сказал некто из старцев, есть вид дерзости. И если случится кому видеть, что брат его согрешает, не должно презреть его и умолчать о сём, попуская ему погибнуть, не должно также ни укорять, ни злословить его, но с чувством сострадания и страхом Божиим должно сказать тому, кто может исправить его, или сам видевший пусть скажет ему с любовию и смирением, говоря так: "Прости, брат мой, если не ошибаюсь, мы не хорошо это делаем". И если он не послушает, скажи другому, о котором знаешь, что он имеет к нему доверие, или скажи старцу его, или авве, смотря по важности согрешения, чтобы они его исправили, и потом будь спокоен. Но говори, как мы сказали, с целию исправить брата своего, а не ради празднословия или злословия, и не для укорения его, не из желания обличить его, не для осуждения, и не притворяясь, что исправляешь его, а внутри имея что-либо из упомянутого. Ибо, поистине, если кто скажет и самому авве его, но говорит не для исправления ближнего или не для избежания собственного вреда, то это грех, ибо это злословие; но пусть он испытает сердце своё, не имеет ли оно какого-либо пристрастного движения, и если так, то пусть не говорит.
  Если же он, рассмотрев себя внимательно, увидит, что хочет сказать из сострадания и для пользы, а внутренно смущается некоторым страстным помыслом, то пусть он скажет авве со смирением и о себе, и о ближнем, говоря так: совесть моя свидетельствует мне, что я хочу сказать для исправления брата, но чувствую, что имею внутри какой-то смешанный помысл, не знаю, оттого ли, что имел некогда неприятность с этим братом, или это искушение, препятствующее мне сказать о брате для того, чтобы не последовало его исправления - и тогда авва скажет ему, должен ли он сказать или нет. Бывает же, что иной говорит не для пользы брата своего, но по опасению собственного вреда, и не потому, что помнит какое-либо зло, но рассказывая просто так, из празднословия. Но к чему такое злословие? Часто и брат узнаёт, что о нём говорили, смущается, от чего приходит скорбь и ещё больший вред. А когда кто говорит, как мы сказали, единственно ради пользы брата, то Бог не попустит, чтобы произошло смущение, чтобы последовала скорбь или вред.
  Итак, постарайтесь, как мы сказали, удерживать язык свой, чтобы не сказать чего-либо худого ближнему и никого не соблазнять ни словом, ни делом, ни взглядом, ни другим каким-либо образом, и не будьте удобораздражительны, чтобы, когда кто-нибудь из вас услышит от брата своего неприятное слово, не возмущаться тотчас гневом, не отвечать ему дерзко и не оставаться в оскорблении на него: это неприлично хотящим спастись, неприлично подвизающимся. Приобретите страх Божий и с благоговением встречайте друг друга, каждый преклоняя главу свою пред братом своим, как мы сказали. Каждый смиряйся перед Богом и перед братом своим и отсекай свою волю. Поистине хорошо, если кто, делая какое-либо и доброе дело, предпочтёт в нём брата своего и уступит ему: таковой получит большую пользу перед тем, кому он уступит. Не знаю, сделал ли я когда что-либо доброе, но если Бог покрыл меня, то знаю, что покрывал потому, что я никогда не считал себя лучшим брата своего, но всегда ставил брата своего выше себя.
(Авва Дорофей)"
 
 
 
"Тот, Кто укрепил отцов наших, да укрепит и твою любовь, брат, и да даст тебе разум духовный, чтобы ты мог во всех делах своих поступать разумно. Воздерживай язык свой от празднословия, чрево - от сластолюбия, и не раздражай ближнего. Не будь дерзок, почитай себя за ничто, храни любовь ко всем и имей всегда Бога в уме своем, поминая: когда явлюся лицу Божию. Сохраняй сие, и земля твоя принесёт сторичный плод Богу, Которому слава во веки. Аминь.
(Прп. Варсонофий Великий)"
 
 
 
"На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали... 
(Прп. Никон Оптинский)"

 

  
  "Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды,— и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия. Ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. 
  Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разжжены прельщенные. Подтверждается это и сказаниями истории и свидетельством Отцов. «Видящий духа прелести в явлениях, представляемых им, — сказал преподобный Максим Капсокаливит, — очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно.  
  Ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
 



"Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским.
(Прп. Ефрем Сирин)"


 


"Если Христос, хотя и всемогущий, телесно бежал в Египет от Ирода, то пусть дерзкие научатся не вдаваться безрассудно в искушения. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 


"Сатана извратил нравственный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Не поступайте ни в каком случае дерзко. Самый наружный образ ваш да служит назиданием. В особенности же да служит назиданием ваше молчание — и явное, и в духе. Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не боимся поступать нечестиво и грешить пред очами Бога, Который зрит сокровенное.
(Прп. авва Исайя)"




"Не станем требовать у Бога отчета в том, что делается, но будем прославлять Его за все.
(Прп. Нил Синайский)"




"Владычице Богородице! Утешение скорбящих, слава Тебе, благодарение Тебе! Ты муки сердца нашего претворяешь в сладостное спокойствие, бурю страстей — в тишину благодати Божией! Сердце лукавое непостоянное! Да не дерзаешь ты когда-либо отрицать явных милостей Царицы Небесной! 
  Смотри на странствования евреев по пустыне в землю обетованную и поучайся. Несмотря на величайшие, непрерывные благодеяния Божии, они роптали на Бога при малейшей неудаче, при малейшем несчастии, как будто всё должно было быть по их воле, а Бог Свою волю должен был подчинить их воле (дерзость)! Такова слепота страстей! Таково самолюбие человека! Но что с ними, неблагодарными, стало? Не вошедши в землю обетованную, они перемерли все жалким образом в пустыне. Этот мир, эта земля есть пустыня, а небо — земля обетованная! Ты, как самолюбивый еврей, при каждой неудаче в своём путешествии в землю обетования ропщешь на Бога, несмотря на то, что на каждом шагу пользуешься Его величайшими благодеяниями. Как бы и нам бедственно не погибнуть вне земли обетованной!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 













  Дерзость противостоит страху Божию и почтительности...  
  Дерзость является обратной стороной другой порочной крайности - страха человеческого (боязливости/трусости):

  "9 И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, 
  (Ис. 31)"


"Искушений устрашаться не должно и не надо наскакивать на них, а какие пошлёт Господь — принимать с благодарением; в Кресте познаётся любовь Божия, а не в сладости утешения. 
(Прп. Макарий Оптинский)"






 "13. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
  14. Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
  15. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
  16. Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
  17. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
  18. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
  (Мал. 3)"

  Если начало премудрости - суть страх Божий, то дерзость по определению - суть начало безумия... 
  Причина дерзости сугуба – она не в том, что дерзкий любит скорбь, или равнодушен к ней, а в том, что он уверен, что все внешние и внутренние обстоятельства, встречающиеся ему по жизни – плод его собственных желаний и действий…
  Дерзкий уверен (в своей самонадеянности), что он полностью способен самостоятельно контролировать как все внешние, так и все внутренние жизненные обстоятельства - т. е. дерзкий одновременно/нераздельно ещё и презирает/уничижает/недооценивает их (не исключая и Самого Бога)...
  Дерзость как превозносит/преувеличивает способности/возможности своего носителя, так и уничижает/приуменьшает их во всём остальном...
  Иногда дерзость в народе называют отчаянностью, путая её с храбростью...
  Хотя это вовсе не одно и то же...
  Отчаянность равнодушна как к скорби, так и к радости - ей все равно ("индифферентно, параллельно, по барабану" и пр.) что произойдет и в ближайшем, и в дальнем будущем... 
  Дерзкий же убежден, что ему удастся избежать скорби...
  Дерзкий не собирается переносить скорбь...
  В этом ее отличие от храбрости, мученичества или мужества...
  И в этом же ее опасность, т. к. она нередко вводит дерзкого в иллюзию собственных мнимых храбрости же, решительности и мужества... 
  Причина дерзости – вера в себя, в свою самодостаточность, вера в свои силы (самоуверенность и самонадеянность), т. е. гордость и неотделимые от нее своеволие, сластолюбие и злолюбие… 
  Дерзость всегда идет рука об руку с маловерием или с атеизмом… 
  В жизни дерзкого человека Богу места либо очень мало, либо же и вовсе нету… 
  Дерзость – родная дочка гордости, усиливающая дерзкого в ней же...
  Поэтому она так чрезвычайно вредна…
  
  "16 Но когда он (Озия- от авт.) сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
  17 И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных,
 18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
  19 И разгневался Озия, – а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
  20 И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
  21 И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня.
  (2 Пар. 26)"
  "13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
  14 Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
  15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
  16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
  17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
  18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
  (Мал. 3)"

  Нередко дерзость откровенно (свободно и осознанно) соединяется с ненавистью (жестокосердием, жестокостью, наглостью, хамством и пр.)...
  Тогда она развивает в дерзком ненависть...
  Иногда дерзость соединяется с ненавистью/безрассудством к церкви, к верующим и даже к Богу...
  Тогда такая дерзость называется кощунством (нередко соединённым с презрением, с глумлением, издевательством, насмешками и пр.): 

  "16 И сказал Господь Моисею, говоря:
  17 скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле (образ души/духа - от авт.) будет недостаток (образ зла/порочности/безрассудства/дерзости/кощунства - от авт.), не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;
  18 никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой (образ духовной слепоты/бесчувственности/сердечной окамененности - от авт.), ни хромой, ни уродливый,
  19 ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука (образ неспособности/нежелания жить по заповедям Божиим),
  20 ни горбатый (образ обмирщённости/приверженности долу/земному/временному - от авт.), ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами (образ неспособности быть духовным отцом/наставником/учителем - от авт.);
  21 ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток (недостаток ревности по Бозе/добра/благоговения - от авт.), не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;
  22 хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть;
  23 но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их.
  24 И объявил это Моисей Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым.
  (Лев. 21)"
  "2 скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь.
  3 Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту (образ порочности/зла - от авт.), приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь [Бог ваш].
  (Лев. 22)"
  "10 Никто посторонний (неоглашенный/некрещёный - от авт.) не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник (живущий внешней/ритуальной жизнью обмирщённый "христианин"/фарисей - от авт.) не должен есть святыни; 
  (Лев. 22)"
  "4 Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. 
  (Иов. 15)"
  "12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его;
  13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
  (Екк. 8)"
  "33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
  34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
  (Прит. 3)"
  "29 Готовы для кощунствующих суды, 
  (Прит. 19)"
  "24 Надменный злодей – кощунник имя ему – действует в пылу гордости. 
  (Прит. 21)"
  "22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; 
  (Ис. 28)"
  "28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю всё, знаю и дерзость твою против Меня.
  29 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришёл.
  (Ис. 37)"
  "11 ... не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? 

  (Ис. 57)" 
  "5 Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены. 
  (Ис. 66)"
  "29 Для чего вам состязаться со Мною? – все вы нечестиво поступали и согрешали против Меня, говорит Господь.
  30 Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев, и вы не убоялись.
  (Иер. 2)"
  "34 и в доме, над которым наречено имя Моё, поставили мерзости свои, оскверняя его. 
  (Иер. 32)"
  "5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
  6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
  (Откр. 13)"
  
  Вредность кощунства в том и заключается, что в своей осознанной и свободной форме оно практически полностью отсекает кощунника от Бога (от спасения его бесценной души)...
  Опасность же кощунства (как и святотатства) состоит в том, что оно является грехом общественным - т. е. наносит вред и церкви (как человеческой организации), и ее членам, соблазняя их к осуждению, тщеславию, ропоту, маловерию в промыслительность Божию и пр., и пр. ... 
  Ярким примером тому является т. н. панкмолебен в Храме Христа Спасителя...
  Пользуясь случаем, хочется несколько дополнить наш материал на эту тему, размещенный в разделе "О главном"...
  Там мы призывали всех к покаянию...
  А здесь выразим свое мнение по поводу наказания тех кощунственных женщин... 
  Нам кажется, что самым эффективным наказанием для них было бы не уголовное преследование (суд и колония), принесшее им деньги, славу и честь человеческие (именно то, чего они и ждали)...
  Нам кажется, что самым правильным наказанием для них была бы публичная (с трансляцией по телевидению) порка крапивой по голым задам...
  Нам кажется, что было бы правильным, если бы эту экзекуцию произвели бы наши доблестные кубанские казаки...
  После подобного наказания, нам кажется, ни у кого бы уже больше не появилось желания покощунствовать... 
  Очень важно понять, почему Господь позволяет кощунникам глумиться над святынями...
  После октябрьского переворота в 1917 году огромное количество храмов, монастырей и др. святынь было разграблено и разрушено...
  В наше время участились случаи, когда храмы грабят и жгут, пилят и рубят Поклонные Кресты, когда совершается множество других наглых поступков и явных презрительных действий, цель которых - уничижение не только православных святынь, но и Самого Господа Иисуса Христа...
  Все эти явные проявления кощунства и ствятотатства осуществляются Богом ради покаяния в скрытом (неосознанном) кощунстве великого множества людей, называющих себя (и искренне считающих себя) православными христианами, но на деле не являющихся таковыми...
  Самым распространенным примером (среди множества других) кощунства являются, например, разговоры (якобы ради пользы ближнего) во время богослужений или посещения храмов (и др. святынь) не ради духовной пользы (из-за покаяния во зле), а из-за желания улучшить свою земную жизнь в житейском, мирском, телесном, материальном плане (т. н. обмирщение церкви)... 
  В святоотеческой литературе есть один яркий пример благоговения...
  Некто из монахов шел по пустыне(!), творя молитву...
  Слева и справа от него появились ангелы(!) и пошли с ним рука об руку...
  Монах тот продолжал идти и молиться, не обращая на ангелов(!) никакого(!) внимания - хотя и прекрасно видел их (ясно осознавая, кем именно являются его спутники)...
  Вовсе не потому, что монах тот постоянно имел дело с ангелами (напротив - никогда ранее), а потому, что находясь в молитве с Богом, он отдавал именно Господу исключительный приоритет/первенство/значимость...
  А современные христиане, находясь в храме(!), на богослужении(!), даже и во время совершения Таинств(!), ничтоже сумняшеся(!) отдают пальму первенства человекам(!), здороваясь/раскланиваясь/расшаркиваясь/обнимаясь/целуясь/разговаривая налево и направо, и пр. - на самом же деле, отдавая приоритет не ближним своим, а своим собственным страстям/порокам... 
  Дерзость и кощунство...
  Нередко кощунство идет вместе с безрассудством...
  Церковные правила запрещают во время богослужений разговаривать и ходить по храму без крайней необходимости...
  Сейчас же люди не только не видят в разговорах и шатаниях по храму греха, но и наоборот - уверены, что совершают благое дело на пользу ближнему (видя храм не местом спасения, а местом общения или и развлечения)...
  Точно так же и внешние кощунники (Суси-Пуси и иже с ними) искренне уверены, что борются с зажравшимися попами и сумасшедшими религиозными фанатиками...
  Зеркала...
  Внешнее отражает внутреннее...
  Незамечаемые внутренние проблемы (болезни) церкви обличаются (отражаются) снаружи...
  Обличаются вовсе не людьми...
  Внешние кощунники - лишь орудия...
  И орудия вовсе не бесовские (хотя их воля и совпадает иногда с бесовской), хотя они и действуют нередко с ненавистью, как и бесы...
  Все люди (как и все бесы) во внешних действиях (не путать с действиями внутренними) являются орудиями Божиими, предназначенными для спасения всех людей (прежде всего для приведения их к покаянию)...
  Внешние кощунники - суть внешние же орудия Божии...
  Господь при помощи внешних кощунников обличает кощунников внутренних (церковных), призывая их к соответствующим покаянию и исправлению...
  Зачем вообще многие люди приходят в храмы?...
  Зачем они вообще принимают Святое Крещение, называют себя православными христианами, причисляя себя к Церкви Христовой и пр.?...
  Не маммона ли (любостяжание, сребролюбие и пр. стремление к земному) движет ими?...
  Маммона в храме Божием неотделима от кощунства...
  Господь создал Церковь не для того, чтобы решать временные человеческие земные проблемы...
  Христос принял Крестную смерть ради спасения ниспадшего во зло человечества...
  Иисус призывал не искать в церкви что есть, что пить или во что обуться и одеться...
  Господь указывал на необходимость христиан искать прежде всего Царствия Божия (спасения)...
  Он истинно обещал всем людям, что все остальное (мирское, материальное) приложится (дастся им)...
  Всем понятно, что без материального человек жить не может...
  Но христианин не должен ставить материальное выше духовного - он не должен стремиться к земному (временному) благополучию больше, чем к бесконечному блаженству в Царстве Небесном...
  Когда Христос произносил Свою молитву "Отче наш...", в которой есть слова о хлебе насущном, Он не имел ввиду его приоритетность (заботу о материальных предметах)...
  Иисус хотел донести до людей простую истину о том, что без воли (помощи) Божией (не смотря ни на какие усилия людей) ничто материальное человек получить не в состоянии...
  Доказательством тому являются многочисленные засухи, затопления, ураганы и пр. природные катаклизмы, сводящие на нет все усилия самонадеянных и материально ориентированных людей к нулю...
  Эти слова Христа о хлебе насущном всего лишь должны приводить людей к смирению, к осознанию ими своей немощности, к непрестанному покаянию в гордости (самонадеянности) и любостяжании, к постоянной молитве во время любой хозяйственной деятельности...
  Маммона...
  Человек, приходящий в храм (напр., на богослужение, Исповедь или Причастие и пр.) и обращающийся к Богу с одним только намерением и просьбой улучшить свое житейское благополучие, подобен человеку, пришедшему во дворец к царю, предлагающему все свое царство просящему у него гноя... 
  Христианин должен просить у Христа прежде всего оставления грехов, умаления во зле (покаяния) и обретения соответствующих противоположных добродетелей...
  И только потом (по немощности и с раскаянием) всего остального...
  В таком случае (при покаянии) человеку в храме будет уже не до разговоров, приветствий, хождений, смотрений и прислушиваний по сторонам и пр. ...
  Когда человек ищет в Церкви вообще и в храме, в частности, прежде всего оставления грехов (Царствия божия) - ему не до праздной мирской суеты и пр. кощунства (хотя бы и неосознанного)... 
  Неосознанное (скрытное, внутреннее) и поэтому нераскаянное кощунство православных христиан проявляет себя в явном, свободном и осознанном (внешнем) кощунстве противников Божиих...
  Ибо есть противники Божии (кощунники) скрытые, внутренние, невольные и бессознательные, а есть их зеркала - тоже противники Божии, но открытые, внешние, свободные и сознательные...
  Иногда их всех может соединять невежество или заблуждение, иногда - нет...
  Но их всех всегда соединяет кощунство...
  В той или иной степени как дерзость, так и ее разновидность - кощунство, проявляются в каждом христианине (не говоря уж о наших ближних - людях мирских, неверующих, атеистах, инославных, язычниках, мусульманах, и пр. заблуждающихся)...  
  Христианину крайне важно не только замечать их в себе, но и каяться в них - хотя бы для того, что бы предотвратить в будущем другие акты внешних кощунств над православными святынями (не говоря уж о радости Христовой и о спасении собственных душ)...     
  Одно из неосознанных проявлений кощунства (весьма распространённое и в наше время) замечательно обличали более полутора тысяч лет назад нелицеприятные Златые Уста Божии: 

"Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей - за это может быть и двойное наказание.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





 
  Врачуется дерзость покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 64-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), Третья Книга Маккавейская, статьи В. Немыченкова с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайта Логослово...

 




 
 
    
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (28 Дек 13)
Просмотров: 597

Поиск