"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Завистливость


  – огорчение Христа стремлением к скорби из-за благополучия/радости/счастья/удачи ближнего (к зависти)…

 


 
 

  "16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
  17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
  18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
  (Деян. 5)"
  "9 Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,
  10 и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим.
  (Деян. 7)"
  "3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
  4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
  5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
  6 И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
  7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
  8 И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдём в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
  (Быт. 4)"
  "25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
  26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
  27 Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
  28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
  29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
  30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
  31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё - твоё,
  32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
  (Лк. 15)"
  "8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
  9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
  10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
  11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
  12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами,
еренесшими тягость дня и зной.
  13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
  14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
  15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
  16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
  (Мф. 20)"
  "15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
  16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
  17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
  18 ибо знал, что предали Его из зависти.
  (Мф. 27)"
  "44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
  45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
  (Деян. 13)"
  "23 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего;
  24 но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.
  (Прем. 2)"
  "8 Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души.
  10 Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость.
  13 Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей
  14 и не говори: "много же на нем!" Помни, что алчный глаз - злая вещь.
  15 Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всем, что видит.
  (Сир. 14:8, 10; 31:13-15)"

  "12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
  13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
  14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
  15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
  16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.
  (Быт. 26)"
  "41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. 
  (Быт. 27)"
  "1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
  2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал ей: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?
  (Быт. 30)"
  "1 И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
  2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
  (Быт. 31)"
  "3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду.
  4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
  (Быт. 37)"

  "1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,
  2 восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
  3 И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
  4 Моисей, услышав это, пал на лицо своё.
  (Чис. 16)"
  "7 И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!
  8 И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи;
  (1 Цар. 18)"
  "2 А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, -    3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
  (Псалт. 72)"
  "30 ...зависть - гниль для костей.
  (Прит. 14)"
  "17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; 
  (Прит. 23)"
  "19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
  20 потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.
  (Прит. 24)"
  "22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. 
  (Прит. 28)"
  "3 Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нём был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.
  4 Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством;
  (Дан. 6)"
  "16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. 
  (Иак. 3)"

  "26 Не будем ... друг другу завидовать. 
  (Гал. 5)"


 


 


  "Зависть гибельнее и труднее для излечения, чем все пороки, ибо она еще более воспламеняется теми лекарствами, от которых страсти прекращаются. Например, кто скорбит о причиняемом ему вреде, тот исцеляется щедрым вознаграждением; кто негодует о нанесенной обиде, тот умиротворяется смиренным извинением. А что сделаешь тому, кто еще более оскорбляется тем, что видит тебя более смиренным и более приветливым, которого воспламеняет гневом не корыстолюбие, но раздражает чужое счастье. Кто же для удовлетворения завистливого захочет лишиться благ, потерять счастье, подвергнуться какому-либо бедствию?
  Надобно знать, что зависть труднее вылечить, нежели другие страсти. Ибо кого она однажды повредила своим ядом, для того почти, можно сказать, нет лекарства. Ибо она есть такая зараза, о которой образно говорится чрез Пророка: «се, Аз послю на вас змий умерщвляющия, имже несть обаяния, и угрызут вас». Итак, правильно сравнивается у Пророка с ядом смертоносного василиска уязвление зависти, которою первый заразился и погиб виновник всех ядов и начальник. Ибо наперед он сам себя погубил, прежде нежели излил смертоносный яд на человека, которому позавидовал. 

  Зависть, как яд, излитый василиском-диаволом, убивает самую жизнь веры, прежде нежели почувствуется рана. Ибо не против человека, а явно против Бога возносится хулитель, который, ничего другого в брате не похищая, кроме заслуги, порицает не вину человека, а только суды Божии. Зависть есть тот «горький корень», который, поднимаясь в высоту, устремляется к поношению Самого Источника благ — Бога. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
  "Зависть – причина всякого зла, всему же доброму враг. По зависти Каин убил Авеля. Исав преследовал Иакова, Саул гнал Давида, и бесчисленное множество зол по зависти творится в мире. Зависть и ненависть затворяют Небо, ослепляют разум, помрачают душу, отягчают совесть, опечаливают Бога, веселят бесов. Тот, «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет»,— говорил апостол. Зависть не может предпочитать полезное: «где зависть и сварливость,— говорит апостол,— там неустройство».
  Зависть подобна моли, снедающей ту одежду, в которой родится. И она снедает то сердце, в котором рождается. 
  Итак, будь благодарен за свое положение, дарованное тебе от Бога; держись того, что дал тебе Бог, и не завидуй тем, кто больше тебя благополучием и честью; к чему ты призван, в чем устроен, в том и пребывай, о большем же завистливо не ревнуй. Облеченных честью от Бога и от людей и ты почитай и, отвечая им, будь любезен и смирен. Не отнимай завистью у того, кому Бог что-либо даровал, и не восхищай с гордостью себе, ибо никто не может ничего достать себе сам, если не даст ему Бог, ибо всякая власть и честь от Бога... (Свт. Димитрий Ростовский)" 
  "Жители Назарета дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо сущность ее составляет ложь и злоба. Эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, если равный, а тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу, тут мир невозможен.
  Зависть требует свержения с горы своего противника, и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не погубит самого завидующего. Доброжелатели, у которых симпатии преобладают над эгоистическими чувствами, не страдают от зависти. Это и указывает путь к Погашению зависти всякому, мучимому ею. Надо спешить возбудить доброжелательство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде – и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее — измучит, иссушит и вгонит в гроб, если не одолеешь себя и не прекратишь делать зло тому, кому завидуешь. (Свт. Феофан Затворник)"
  "Зависть - вражда против Бога. Зависть равносильна убийству: это причина первого человекоубийства, а потом и богоубийства. (Свт. Григорий Палама)" 
  "«Старший же сын его был на поле». До сих пор в притче шло рассуждение о младшем сыне, под которым должно подразумевать мытарей и грешников, призываемых Господом к покаянию; в таинственном же смысле здесь пророчествуется о будущем призвании язычников. Теперь речь переходит к сыну старшему. Многие относят ее к лицу вообще всякого святого, другие собственно к иудеям. В отношении к святым истолкование не трудно, если принять во внимание слова: «никогда не преступал приказания твоего», но не согласно со свойствами святого, что он завидует обращению брата. А что же касается иудеев, то хотя зависть о спасении брата совершенно в их духе, но не приложимо к ним то, что сказано о всегдашнем соблюдении отчей заповеди. 
  «Старший же сын его был на поле», потея от труда в земных заботах, удаленный от благодати Святого Духа и Отчего Совета. Это тот, который говорит: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Это тот, который купил пять пар волов, и под тяжестью закона наслаждается чувственными удовольствиями. Это тот, который, взяв жену, не может прийти на брак, и, став плотью, никак не может соединиться с Духом. Старшему сыну в другой притче соответствуют работники, посылаемые в виноградник в первый, третий, шестой, девятый часы, то есть в разное время, и негодующие на то, что с ними уравнены в плате работники одиннадцатого часа. 
  «И возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?» И ныне Израиль спрашивает, почему радуется Бог при принятии язычников, но, отягченный завистью, не может узнать Отеческой воли. 
  «Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Причиной радости служит провозглашаемое во славу Божию на этой земле спасение язычников, спасение грешников: радуются Ангелы, готова к радости и вся тварь; об одном только Израиле говорится: «он сердился и не хотел войти». Гневается, что в его отсутствие был принят брат; гневается, что жив тот, кого он считал погибшим. И теперь стоит за дверями Израиль, и теперь, когда ученики слушают Евангелие в церкви, мать его и братья стоят за дверями, ища его.
  «Отец же его, выйдя, звал его». Как благой и милостивый, отец просит сына принять участие в домашней радости; просит Отец через апостолов, просит через проповедников Евангелия. Павел говорит об этом: «от имени Христова просим: примиритесь с Богом». И в другом месте: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». 
  «Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе». Отец милостливо просит о согласии, а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божией. Но какая же правда более той правды Божией, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего»,— как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал опасению другого, что хвалится правдою перед Богом, когда никто перед Ним не чист. Ибо кто может самодовольно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день прожил на земле? Давид исповедует: «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
  И в другом месте: «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,— Господи! кто устоит?». А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего». Относительно этого говорит апостол Павел: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона». Таким образом, и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, без преткновения в области правды, которая от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или – как этот мытарь». 
  Спрашиваю тебя: не видишь ли ты, что то же самое, что фарисей сказал о мытаре, старший брат говорил о младшем: «этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами»? На слова сына: «Никогда не преступал приказания твоего», отец ничего не отвечает; не утверждает, истинно ли сказанное сыном, но укрощает гнев его другим способом: «Сын мой! ты всегда со мною». Он не сказал: ты говоришь правду, ты делал все, что Я повелевал, но говорит: «Ты всегда со Мною» — со Мною посредством закона, которому ты подчинен; со Мною, когда познаешь Меня в пленениях; со Мною не потому, что соблюдаешь Мои заповеди, но потому, что Я не позволил тебе отойти в далекую сторону. Со Мною, наконец, потому, что Я сказал Давиду: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него».
  По этому свидетельству оказывается ложным то, чем хвалится старший сын, поскольку в судьбах Божиих он не ходил и заповедей Его не исполнял. Каким же образом, не соблюдая заповеди, он, по словам притчи, всегда был с отцом? Потому, что после грехов он был посещаем жезлом, а посещенному не отказывалось в милосердии. Не должно также удивляться, что осмелился стать перед отцом тот, который мог завидовать брату; в день Суда некоторые солгут еще бесстыднее, сказав: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали... и не Твоим ли именем многие чудеса творили». 
  «Но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться...» Сколько, говорит Израиль, пролито крови, столько тысяч людей убито, и никто из них не стал искупителем ради нашего спасения. Сам Иосия, угодивший пред лицем Твоим, и в недавнее время маккавеи, сражавшиеся за Твое наследие, нечестиво были умерщвлены мечами врагов, и ничья кровь не возвратила нам свободы... Ни пророк, ни священник, ни какой-либо праведник не приносился в жертву за нас. А за блудного сына, то есть за язычников, за грешников, пролита Кровь, более славная, чем все сотворенное. И тогда как заслужившим Ты не дал и малого, не заслужившим дал гораздо больше. «Никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими».
  Напрасно говоришь так, Израиль, скажи лучше: чтобы я повеселился с Тобою. Разве для тебя может быть какое-нибудь иное удовольствие, если Отец не празднует с тобою на пиру? Научись, по крайней мере, из настоящего примера. Когда возвратился младший сын, радуются и отец, и слуги. «Станем есть,— говорит отец,— и веселиться!», а не ешьте и веселитесь. Но ты, по той склонности душевной, по которой завидуешь брату, по которой удаляешься от лицезрения Отца и всегда пребываешь на поле, ты и теперь хочешь пировать без Него. «Никогда не дал мне и козленка...» Никогда Отец не даст в дар худшего: заколот теленок, войди, ешь с братом. Зачем просишь козленка ты, для которого готов Агнец?
  И чтобы ты не притворялся, будто не знаешь, что Агнец готов, Иоанн указал тебе его в пустыне: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И Отец, как милостивый и принимающий раскаяние, просит тебя есть тельца, не закалывая козла, который стоит по левую сторону. Но в конце века ты сам заколешь для себя козла, антихриста, и с друзьями своими, нечистыми духами, напитаешься его плотью, во исполнение пророчества: «Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни». 
  «Когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Сознает и теперь Израиль, что был заклан телец: знают, что пришел Христос, но мучаются завистью и не хотят спасения без погибели брата. 
  «Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое». Называется сыном, хотя тот и не хочет войти. Но каким образом все Божие принадлежит иудеям? Неужели и Ангелы, Престолы, Господства и прочие Силы? Очевидно, что под всем должно разуметь закон, пророков, божественные речи. Все это Бог дал иудеям, чтобы они поучались в законе Его день и ночь... 
  «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Итак, будем надеяться, что и мы, сделавшись мертвыми через прегрешения, можем ожить в покаянии. В настоящей притче возвращается сам сын, подобно тому, как в прежних притчах приносится назад заблудшая овца и обретается потерянная драхма. Все три притчи заключаются одинаково: «пропадал и нашелся», чтобы посредством различных уподоблений мы уразумели одну и ту же мысль о принятии грешников. (Блж. Иероним)" 
  
"Желающие чужого лишаются своего и погибают. (Свт. Кирилл Александрийский)"
  "Мы прямо-таки не можем переносить достоинства и совершенства, заслуживающие возвышения, какие мы видим у других, и всячески пытаемся унизить, очернить, любым способом затушевать или перетолковать в худую сторону достоинства и заслуги других! А вот недостатки их, напротив, с любопытством и удовлетворением разузнаем, как бы через микроскоп рассматриваем и с величайшей нетерпимостью относимся к ним. Отсюда происходит тяжелейший грех, страшная проказа нашего духа - грех осуждения. Мы все погрязли, утонули в мутном тинном болоте осуждения, кого только и за что только мы не осуждаем, присваивая себе власть Твою и забывая Твое повеление: «Не судите, да не судимы будете!» (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
 
 "Святые Отцы говорят: «Сей любовь — и будешь жать любовь». Сей мир — и будешь жать мир. Невозможно нам получить мир, если мы полны зависти и злобы. Если не освободишься от этой адской особенности, как тогда в вечность? Дух связывается мыслями. Какова наша характерная черта здесь — такими мы переходим в вечность. (Архим. Фаддей Витовницкий)"
 
"Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится привиде равных себе, желая преимущества перед ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним и тем более не превзошли его. (Архиеп. Черниговский Филарет)"
  
  У некоторых людей ум останавливается на земном и они начинают мыслить в категориях земли, умом начинают выискивать в Церкви соблазны и говорят: "Не пойдем в храм, потому что там то-то и то-то". Вот мне, к примеру, вообще все равно на каких авто клирики ездят. Да хоть на бронепоезде, мне-то что от этого? Или ест и пьет кто-то лучше меня, это даже обнадеживает меня - будет меньше шансов попасть под статью о богатом, который потом Лазарю завидовал, а скорее всего и до сих пор завидует. Какая мне печаль о том, что кто-то дружит с сильными мира сего, если апостол Иаков в своем послании говорит, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4:4)? Или мы и свои души под такую опасность хотим подвести? А если это в нас и бывает, то не от завистливого ли ока на земное? Но сказано: "где сокровище ваше там и сердце ваше будет", в вечности (Мф. 6, 21). Нам бы после этого нужно поскорее спасать себя от самих себя, а не размышлять о других. А кто о других помышляет, вернее о делах их, добры они или худы, тех ум удержал на земле демон. Итак, отталкиваясь от земли, вознесемся умом и душой на небо к Богу.


 

"Четыре есть вещи, которые покрывают ум мраком: ненависть к ближнему, презрение, зависть и подозрение. Кто хочет быть славен у людей, тот не может быть свободен от зависти, а имеющий зависть не может обрести смиренномудрия. Если борет тебя зависть — вспоминай, что все мы члены Христовы, и как честь, так и бесчестие ближнего у нас с ним общие – и успокоишься. Горе завистникам, ибо они делают себя чуждыми Благости Божией. 
(Авва Исаия)"  
 
 

  "Ссоры или зависть начинаются не сами собой, но произрастают от корня самолюбия. Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу. Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу, в которой она живет. Зависть есть самый непреодолимый род вражды. 
  Других недоброжелателей более кроткими делают благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро. Этим оружием от сложения мира и до скончания века всех уязвляет и желает низложить истребитель нашей жизни – диавол. Из зависти, как из источника, проистекает для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога. 
  Диавол радуется нашей гибели; сам пал от зависти и нас низлагает с собою той же страстью. Будем остерегаться зависти, чтобы не стать сообщниками противника — диавола и впоследствии не подвергнуться одному с ним осуждению. 
(Свт. Василий Великий)"

 


 
"Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был Сам Бог.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
    "— Геронда, я завидую одной сестре, потому что вижу, что у неё есть смирение, простота, благоговение.
    — Я помолюсь, чтобы она умерла. Хочешь, чтобы она умерла?
    — Нет, геронда! Я могу завидовать добродетели другого, но даже в мыслях не имею, чтобы с ним что-то случилось плохое. Я не хочу, чтобы другой не имел добродетель, хочу, чтобы и во мне было что-то хорошее.
    — Ну тогда мы это разделим, чтобы у каждой было по половине! Не переживай. Твоя зависть — это хорошая зависть. Ревнуешь «дарований больших».
    — Значит, есть и хорошая зависть?
    — Да, когда кто-нибудь завидует добродетели другого и одновременно радуется за него, тогда эта зависть хорошая. Но если человеку плохо, если он расстраивается, когда видит успехи другого, или втайне радуется, когда у того возникают трудности, тогда эта зависть плохая. Допустим, что ты завидуешь сестре, потому что у неё хороший голос и она хорошо поёт. Если ты узнаешь, что она охрипла и не может петь, и обрадуешься, значит, в твоей зависти есть зло, есть яд. Если огорчишься — это значит, что в твоей ревности нет зла, просто и ты хотела бы хорошо петь.
    — А как мне стяжать хорошую зависть?
    — Будем звать тебя благозавистливая!... Постарайся очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью. Радуйся за сестру, которая преуспевает, и стремись ей подражать. Так ты преобразишься духовно, и в тебе будет пребывать Благодать Божия, которая дарит человеку небесную радость уже в этой жизни.
    — Геронда, а может в человеке хорошая зависть превратиться в плохую?
    — Если человек не работает над собой, то, конечно, может. Нужно внимание.
    — Геронда, я не всегда могу понять, то, что я чувствую, видя успехи сестры. Какая это зависть: хорошая или плохая?
    — Спроси себя: «Если бы сестра сотворила чудо, что бы я почувствовала?» Или: «Если бы она впала в искушение и уронила бы себя в глазах людей, я бы радовалась или переживала?» Ответив на этот вопрос, ты поймёшь, хорошая у тебя зависть или плохая. Ну-ка скажи мне, если ты услышишь, что сестра, которой ты завидуешь, обленилась и совсем перестала исполнять свои монашеские обязанности, сама не молится, а ставит в магнитофон кассету и слушает: «Господи Иисусе Христе...», ты огорчишься?
    — Да, огорчусь, но и если услышу, что она делает всё большие и большие успехи, тоже, думаю, не обрадуюсь.
    — Знаешь, если ты ходишь с трудом, радуйся за того, кто быстро бегает, а не огорчайся. Если хочешь духовно преуспеть, радуйся успехам сестёр и проси Бога, чтобы они и дальше преуспевали, а тебе, чтобы достичь своей собственной меры. Когда я был послушником в монастыре, там был ещё один послушник, того же возраста, примерно, что и я. Он достиг большой духовной меры, его лицо светилось. Он во всём был примером, большой подвижник и ревнитель. Ещё он был очень благоговейный. Старшие монахи в знак уважения вставали, когда он проходил мимо. Я больше получил пользы от этого послушника, чем от всех книг, которые до того читал, потому что он был живым примером. Однажды у меня болело сердце. Случайно в это время в келью ко мне зашёл тот брат, и я попросил его помолиться. Он ещё не успел уйти, а боль уже прошла. В другой раз в монастырь пришел бесноватый и просил у отцов, чтобы они его исцелили. Тогда игумен сказал этому послушнику: «Давай-ка помолись, пусть бес выйдет из этого несчастного». «Вашими молитвами, — сказал он, — Христос да прогонит беса». Только он отошёл, бес вышел из человека. Вот какое у него было дерзновение к Богу! В какую духовную меру он пришёл! Так вот, я просил Бога, чтобы тому брату прийти в меру того святого, имя которого он носил, а мне прийти в его меру. Так же и ты делай, и увидишь явно силу Божию.
    Когда человек научится радоваться успехам других, Христос даст ему все успехи других, и он будет радоваться так, как радуются все другие вместе взятые, и тогда его успехи и радость будут огромны. 
(Прп. Паисий Святогорец)"




"Любовь между друзьями разрушается, если завидуешь или делаешься предметом зависти, если причиняешь или терпишь урон, если бесчестишь или терпишь бесчестие, и наконец, если питаешь и держишь подозрительные на брата мысли. Никто из богомудрствующих никогда не станет завидовать другому обилующему благодатью, так как на нем самом лежит стяжать расположение, уславливающее приятие Божественных благ. Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться О том, о чем он печалится. 
(Прп. Максим Исповедник)"



 
  "Поучаться в любви ближнего — так зависть упадать будет. Ибо «любовь не завидует», — говорит апостол. И хотя в сердце и будет ударять пагубная эта стрела, но оно духом любви действию ее станет противиться и побуждать себя, и нехотящего, к благодарению Бога, что ближний в благополучии находится. Так всякое внутреннее зло исцеляется и, как говорят, клин клином вышибается. Должны мы принуждать себя ко всякому добру и делать не то, что злое сердце хочет, а чего вера и совесть христианская требует: «употребляющие усилие восхищают царствие небесное». Так противимся злобе и мщению, роптанию и хулению и прочим страстям и принуждаем себя к терпению и прочему благочестию. Что сначала не без трудности, но после с помощью Божией удобно будет.
  Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, которые мнят о себе, что они есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считают за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи». Поэтому и начал гнать неповинного.
   Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, которые мнят о себе, что они есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считают за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи». Поэтому и начал гнать неповинного.
  Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. Так, завистью низринуты наши праотцы из высокого блаженства в бедственное состояние. Зависть научила Каина восстать на брата своего Авеля и убить его. Дело зависти, что Иосиф продан в Египет. Зависти должно приписать, что иудеи вознесли на Крест Христа, Господа и Благодетеля своего. Так от гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба приводит к самому неблагополучному концу. Поэтому святой Златоуст говорит: «Корень убийства – зависть». 
(Свт. Тихон Задонский)"



 
"Кто обрел зависть, тот обрел вместе с нею дьявола.
(Прп. Исаак Сирин)"

 

 

  "Радуйся успехам брата, и Бог прославится и через тебя, и все скажут: благословен Бог, имеющий таковых рабов, свободных от всякой зависти, взаимно радующихся счастью друг друга. Хотя бы подавал милостыню, хотя бы вел трезвенную жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату твоему.
  О, зависть – корабль осмоленный, адский, гибельный! Твой владелец — диавол, кормчий – змий. Каин — главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змий, будучи кормчим, привел Адама к смертному кораблекрушению; Каин – старший гребец, потому что из-за тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою служит райское древо преслушания, снастями – ветви грехов, матросами — завистники, корабельщиками — демоны, веслами – хитрости, рулем — лицемерие. О, корабль – носитель бесчисленных зол! ...
  Там живет вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и все, что только мы ни назовем и чего ни опустим злого,— все это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из нее Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения. 
  Как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает душу, породившую ее. А тому, кому завидует, делает не то, чего желала бы, а совсем противное... Ибо злоба завидующих доставляет только большую славу тем, которые подвергаются зависти (за добродетель), потому что страдающие от зависти преклоняют Бога себе .на помощь и пользуются содействием свыше, а завидующий благодати Божией легко впадает в руки всех. 
  Тем, которые не освободились от этой болезни, невозможно совсем избежать гееннского огня, уготованного диаволу. А освобождаться от болезни мы станем тогда, когда помыслим, как возлюбил нас Христос и как повелел нам любить друг друга. 
  Будем избегать этой пагубной страсти и всеми силами исторгать ее из своей души. Это – гибельнейшая из всех страстей и вредит самому спасению нашему; это изобретение самого диавола. Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства. Хотя бы подавал милостыню, хотя бы вел трезвенную жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату твоему.
  Завистливый живет в непрестанной смерти, всех считает своими врагами, даже тех, которые ничем его не обидели. Он скорбит о том, что воздается честь Богу; радуется тому, чему радуется диавол. Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями... От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость.
  Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиной множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду. Плачь и стенай, рыдай и моли Бога; научись относиться к зависти, как к тяжкому греху, и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга. Ныне зависть не считается и пороком, почему и не заботятся об избавлении от неё. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Один царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый. Он повелел позвать к себе таковых людей и сказал им: "Просите у меня каждый из вас что ему угодно. Только знайте, что второй получит вдвое больше того, что попросил первый. Сребролюбец и завистник так долго препирались, что царь сам назначил завистнику просить первому. Завистник говорит царю: "Государь, прикажи выколоть мне один глаз." Зависть зловредна, зложелательна и поэтому - душевредна. 
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 


 
 








  Причина зависти - ненависть (жестокосердие) и рождаемые ею, неотделимые друг от друга гордость, сластолюбие, своеволие и злолюбие...
  Зависть противостоит сорадованию - проявлению любви (благости), о котором мы не пишем особо/отдельно в силу (по причине) его очевидности/понятности...
  Зависть – порок, по причине которого было совершено первое убийство в истории человечества… 
  Каин убил родного брата Авеля… 
  По зависти сатана соблазнил Еву... 
  По зависти иудеи предали Христа на пытки, глумления и крестную смерть… 
  Богочеловека… 
  Своего собственного Мессию, пришествие Которого они так долго (в течение многих и многих столетий) ожидали... 
  Зависть – один из пороков, в основе которого лежит скорбь… 
  На первый взгляд кажется очень странным – как можно любить предмет, являющийся источником скорби?... 
  Скорбь от зависти компенсируется надеждой на скорые муки ближнего...
  Любовь к скорби от порока (зависти, печали, отчаяния, уныния и пр.) – образ любви к мукам ада… 
  Нечестивая душа бесчинного человека по своему выходу из тела и не может, и не хочет быть со Христом в состоянии бесконечного блаженства…
  Не хочет такой человек и не может быть в состоянии блаженства с Христом еще и в этой, земной своей жизни…
  Если человек не хочет бороться с завистью, то он начинает ее культивировать…
  А тогда зависть сначала входит в его привычку, потом в навык и становится как бы уже второй натурой человека… 
  Зависть на стадии навыка приобретает статус уже полной властительницы человека - он не может уже без нее жить… 
  И что удивительно – человек "умудряется" даже и от скорби испытывать удовольствие… 
  Эта извращенная способность человека бесчинного является одной из причин, по которым нечестивая его душа выбирает геенну после смерти тела…
  Зависть – следствие ненависти, ее же и увеличивающее... 
  А ненависть обязательно рождает жестокосердие и жестокость, которые обязательно же рождают гордость, сластолюбие, своеволие и злолюбие... 
  Зависть - родная сестра жестокосердия, неотделимая от него и поэтому очень сильно способствующая развитию жестокости и осуждения...
  Зависть всегда соединена с эгоизмом и почти всегда идет рука об руку с его следствием - эгоцентризмом (достижением собственного благополучия за счет благополучия или и скорби ближнего)...
  Человек завистливый считает себя имеющим право судить о том, кто, что, сколько, когда и где должен иметь… 
  Себя же завистник считает имеющим право иметь все, всегда и везде…
  Ближних он считает недостойными благополучия (ни материального, ни духовного) и радости, а себя - очень даже достойным… 
  Видя вокруг себя несоответствие своему мнению, завистливый расценивает это как несправедливость… 
  Он вносит в окружающие обстоятельства соответствующие своему мнению коррективы – вплоть до убийства ближнего…
  Ближний – не достоин… 
  Я – достоин… 
  Ближний – ничто… 
  Я – все… 
  Благополучие ближнего – ничто… 
  Мое благополучие – все… 
  А заодно и Христос со Своими заповедями – ничто… 
  Это является еще одной из причин, по которой завистливый после смерти выбирает геенну (противление Христу с Его человеколюбием)... 
  Еще при земной жизни завистливый бросал вызов Богу, нарушая Его заповеди, живя по заповедям человеческим (превозносился, завидуя)…
  После смерти завистливый в последний раз нарушает заповедь Христову – отвергает свое бесконечное блаженство во Христе (в Церкви как в Теле Иисусовом)… 
  Завистливый выбирает вечные муки – адовы мучения полного одиночества с весьма сомнительным удовольствием осознания своей собственной, безумной "крутизны" противника Божия…
  Но бывает и добрая/полезная зависть (первопричина/мать испортившейся от первородного греха и ставшей худой зависти) - во славу Божию, когда она подвигает христианина (особенно новоначального) к ревности/тщательности/трудолюбию, терпению, мужеству и пр. добродетелям - не соперничая/соревнуясь (т. к. это от гордости), но соревнуя людям благочестивым, святым и Христу:  
 
  "В двадцать лет с небольшим пришел я в монастырь. Помню, как с завистью наблюдал я за одним 45-летним монахом с мирным взглядом, в котором чувствовался покой. Сказал я как-то ему: "Отец, какой ты счастливый - свою войну ты уже прошел (этап очищения от главных пороков - от авт). А у меня - брани, даже дышать не могу". Он сочувственно посмотрел на меня и сказал: "Всё пройдёт (наступит этап освящения - от авт.)". Как один день всё и проплыло. И вот уже и я в его возрасте и недавно меня посетил юный брат в двадцать с небольшим лет. Плачет на скорби и не знает как спастись. "Всё пройдет" - сказал я ему. Теперь спокойнее смотрю на старших себя, понимая, что всё пройдет. Жизнь - как тень, как сон, а "Исполняющий волю Божию пребывает вовек." - так говорит Святое Писание."
 
  Врачуется же зависть неправильная непрестанным покаянием в ней, посильными милостью и милостыней, а также усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей в человеке ненависть и гордость и увеличивающей в нем смирение и способность любить...

"Станем благодарить за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим. Таким образом мы истребим зависть, утвердим любовь и сделаем её более искренней.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Моим сердцем овладела вечером страсть зависти и сильного негодования на NN, и демон, получив повод тиранить мою душу, тяжко давил её. Но я, с верою изображая во время вечерней молитвы крестное знамение, нарочито придавил нижним концом знамения крестного чрево своё — и вся тяжесть мгновенно исчезла и радость поселилась в душе моей. Страсть также мгновенно миновалась. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Беседа" свт. Василия Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи Ольги Рожневой, иеродьякона Хризостона (Филипеску), протоиереев Владислава Кречетова, Владислава Цыпина, Марии Городовойс, святит. Илии (Минятия) сайта Православие.Ру и соответствующие статьи и видео материалы с сайта Православие и мир, Серафимов, Азбука веры и Предание.Ру...
 
  
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

 

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 1535

Поиск