"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Жестокость
 
  – огорчение Христа стремлением к телесным действиям, цель которых - причинение скорби ближнему (как временной/земной, так и гееннской)… 
  Или и другими словами: жестокость - это стремление к внешним действиям, соответствующим жестокосердию...

 
 


 
 
  "1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
  2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
  (Мф. 27)"
  "22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
  23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
  24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
  25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
  26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
  27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
  28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
  29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
  30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
  31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
  (Мф. 27)"
  "18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
  19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
  20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
  21 Но они кричали: распни, распни Его!
  22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
  23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
   (Лк. 23)"
  "38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
  39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
  40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
  41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
  42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
  43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
  44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
  (Мф. 27)"

  "21 И ввел его в дом свой и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои и ели и пили.
  22 Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его.
  23 Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия;
  24 вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия.
  25 Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари.
  26 И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света.
  27 Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге.
  28 Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, [потому что она умерла].
  (Суд. 19)"
  "8 И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдём в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 
  (Быт. 4)"
  "41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отце моём, и я убью Иакова, брата моего. 
  (Быт. 27)"

  "5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;
  6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
  7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
  (Быт. 49)"
  "13 Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
  14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
  15
 Царь Египетский повелел повивальным бабкам ...
  16 и сказал им: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его ...
  18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
  22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, ...
  (Исх. 1)"
  
"13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. 
  (Лев. 19)"
 
 "39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
  40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,
  41 а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,
  42 потому что они – Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;
  43 не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего.
  44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас;
  45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью;
  46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.
  47
 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,
  48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,
  49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится.
  50 И он должен рассчитаться с купившим его, начиная от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него;
  51 и если еще много остается лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен;
  52 если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп.
  53 Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих.
  (Лев. 25)"
  "29 Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их;
  30 тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: «как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»;
  31 не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим.
  32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
  (Втор. 12)"
  "27 И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, 
  (4 Цар. 3)"
  "28 И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра».
  29 И сварили мы моего сына, и съели его.
  (4 Цар. 6)"
  16 Ещё же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех – делать неугодное в очах Господних. 
  (4 Цар. 21)"
  "10 Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. 
  (Прит. 12)"
  "
 "26 Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный. 
  (Прит. 19)"
 
 "3 Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. 
    17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. 

  (Прит. 28)"
  "30 Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его;
  31 и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
  32 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
 33 И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их.
  34 И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.
  (Иер. 7)"

 "13 Так говорит Господь: ... сынов Аммоновых ... не пощажу, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. 
  (Ам. 1)"
  "2 Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. 
  (Мих. 2)"
  "10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей. 
  17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нём. 

  (Ав. 2)"
  "16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 
  (Мф. 2)"
  "5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;
  6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
  7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
 (Быт. 49)"



 



 
  

  "О, немощной мой дух. Он тухнет, как малая свеча от слабого ветра; а дух святых горел жарко, как терновый куст и не боялся ветра. Кто даст мне жар такой, чтобы не знал я покоя ни день, ни ночь от любви Божией? Горяча любовь Божия. Ради нее святые терпели все скорби и достигали силы чудотворения. Они исцеляли больных, воскрешали мертвых, они ходили по водам, подымались во время молитвы на воздух; молитвою низводили дождь с неба, а я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя. (Прп. Силуан Афонский)"
  "Святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры). Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Следите за тем, чтобы не огорчал один другого. Когда огорчается брат, не можешь творить молитву, молитва угасает. (Прп. Ефрем Катунакский)"
  "Я вам несколько цифр приведу. Статистика по абортам. Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. Задумайтесь над этим – первое место в мире мы занимаем по количеству абортов. Только по официальной статистике в России на 100 родов приходится 60 абортов. Эта официальная статистика занижена наверняка. (Протоиер. Димитрий Климов)"
  "Знайте, что за каждого, по воле матери нерожденного младенца, те другие, которых она родит на "радость" себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово - ад. Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние Вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу. Вот и подумайте. Покайтесь, что и мысль-то появилась такая в Вашем сознании. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Крайне берегись оскорбить любого человека словом или делом, ибо это тяжкий грех. Когда оскорбляют человека, то и Бог оскорбляется. Который любит человека. Не может оскорбление человека не быть оскорблением Богу. Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит. Тяжко это, как сам видишь, поэтому как только оскорбишь ближнего, тотчас смирись перед ним, и со смирением испроси у него прощения, чтобы не подпасть праведному суду Божию. (Свт. Тихон Задонский)"


  "
Одно из них связано с числом младенцев, убитых Иродом в Вифлееме после рождения Христа. Изучая наследие святых отцов, мы находим много упоминаний об этом событии, однако отсутствует какая-либо информация о количестве этих невинных жертв.
  Цифра 14.000, по всей видимости, появилась значительно позднее и не подтверждается в полной мере ни одним синаксарем. В частности, в «Великом часослове», выпущенном издательством «Αποστολική Διακονία» эта цифра взята в скобки.
  Современные библейские исследования говорят о гораздо меньшем числе жертв, основываясь на подсчете количества детей, которые могли жить в Вифлееме и его окрестностях. Скорее всего, их число колебалось от 30 до 40. На Святой Земле паломникам показывают захоронения этих младенцев, число которых даже на первый взгляд весьма далеко от 14.000.
  Сколько, в конечном итоге, было младенцев?
  Это остается неизвестным. Опасность этих исследований заключается в том, что, сосредотачивая свое внимание на количестве жертв, на том, насколько оно велико, мы можем отойти от сути проблемы: Ирод, гонимый страхом потерять трон, принес в жертву невинных.
  Если бы количество убиенных младенцев было небольшим, разве уменьшило бы это тяжесть преступления? Разве меньше горевали бы их матери?
  Святые отцы сосредотачиваются на произошедшем как таковом, избегая его подробностей. Их интересовала, прежде всего, боль, которую принесло это страшное событие, а не то, сколько в точности младенцев Ирод «пожинал, словно пшеницу», как поется в праздничном кондаке.
  Факт убийства младенцев не зафиксирован ни в одном источнике того времени, кроме Евангелия от Матфея. Однако это абсолютно соответствует свидетельствам о характере Ирода, которые мы находим в других источниках. Он не поколебался, убивая всех своих жен, в том числе и Мариамну, единственную, кого он, по всей видимости, любил, а также большинство своих детей, чтобы избежать посягательств на трон.
  Преступление Ирода, так или иначе, оказывается непостижимым для обычного человека: оберегание трона от весьма сомнительной угрозы для Ирода оказывается важнее, чем жизнь одного, двух, трех, четырех… младенцев, даже если они – его собственные дети.
  Но помутившийся развращенный ум царя не мог вместить, что своим преступлением – убиением невинных младенцев, которые почитаются как святые, – он основал Церковь мучеников, которые питали и продолжали питать ее своей кровью.
  Таким образом, значение имеет отнюдь не число, но сам факт того, что ребенок – пусть и один – пал жертвой человеческого эгоизма. Мы не должны забывать, что Церковь придает огромную ценность отдельному человеку, каждой заблудшей овце, каждому кающемуся грешнику. Разве известно нам точное число святых? Мучеников? Новомучеников? Нам достаточно знать, что отвечая на вопрос «Христос или нет?», они выбрали Христа. (Афанасиос Мустакас, богослов)"

  Мощи святых Вифлеемских мучеников были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в 313 годуСлужба святым Вифлеемским младенцам была написана свт. Андреем Критским (8-й век) Наиболее богослоски глубокая и содержательная часть этой службы - 
  Слава стихир на стиховных Вечерни:
  Слава, младенцев, глас 8. Андрея Критскаго: Иисусу рождшуся в 
Вифлееме Иудейстем, / Иудейская держава упразднися. / Да играют 
младенцы, за Христа закалаеми, / Иудея да рыдает: / глас бо слышан 
бысть в Раме, / Рахиль, плачущи, рыдает, / якоже пишет, по чадех 
своих, / младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный / исполняше 
Писание, / Иудею насыщая неповинныя крове; / и земля убо 
червленяшеся кровьми младенцев, / от язык же Церковь таинственне 
очищается / и в красоту одеяется. / Прииде истина, / Бог явися в 
сени седящим, от Девы родивыйся, / во еже спасти нас.


 

 



  Записки православного монаха
  "Бывают люди с притупленным обонянием, так, что не чувствуют запах цветов, не слышат запаха разложения. Но нередко встречаются люди с притупленным «обонянием» душевным, не имеющие чуткости, такта, понимания.
  Знал я двух братьев-пустынников, живших по соседству. Один из них по какому-то случаю дал себе заповедь не есть яблок во всю жизнь, даже варенья из них не ел. И вот часто, когда братья возвращались откуда-либо в свои кельи, второй брат садился прямо напротив первого, вынимал из рюкзака яблоки и ел с полным чувством, чавкая. Причем, делал это не со зла, а просто, будучи нечувствителен душой к ближнему. По глазам второго брата было видно, что ему трудно это выносить, но он никогда не просил не есть пред ним, будучи стеснителен, и терпел. Оба они уже почили, и я думаю, этот брат уже вкусил яблок у Христа. 
  Гармония души в том и заключается, чтобы уметь понимать ближнего, как самого себя. Но все же как важно научиться быть чутким и поступать с другим так, как бы хотел, чтобы с тобой поступали. Ведь именно из состояния безразличия к ближнему человек сходит на следующую ступень вниз - к зависти его счастью и успеху, к желанию человеку зла и несчастий, к злобе, даже и без причины.
  Отсюда ступени уходят еще дальше вниз: к желанию видеть горе ближнего, его страдания, высмеивать его перед другими, пока не становится он на дно, то есть начинает действовать в этом направлении, любить и оправдывать зло.
  Примеров слишком много вокруг, сказано ведь в Священном Писании: «Мир во зле лежит». И вставать вряд ли собирается. Предел же зла, как известно, - отвечать злом на добро.
  Прп. Нил Синайский в Письмах описывает один случай. Некий артист выучил переодетую обезьянку плясать на сцене под музыку. Какой-то человек бросил на сцену миндалевые орехи. Обезьянка, будучи неразумна, сорвала с себя личину и под общий хохот начала есть орехи. Об артисте, который для них же старался, никто не подумал. Желание произвести эффект затмило и боль ближнего, и его труды. А ведь в этом состоянии находясь, мы часто и не замечаем и не понимаем, как от нас страдают другие. Нужно научиться быть чуткими, понимать другого человека и по ступеням нравственного восхождения подниматься вверх, а не спускаться вниз.
  Даже если один человек перестанет быть злым, зла уже станет меньше на земле. А ведь нас много, называющихся христианами, но странное дело: мы не понимаем сути, кем мы должны быть или стать.
  Часто мы, что-либо делая, не думаем и не замечаем, что этим мы доставляем кому-то душевное беспокойство. Как-то я жил вместе с интеллигентными отцами. Один из них, видно, долго мучился и терпел, но потом сказал мне кротко: «Брат не стучи, пожалуйста, ложкой по кружке, когда сахар размешиваешь". И только тут я с удивлением понял, что ему пришлось от меня претерпеть.
  Как-то я жил в одном монастыре, где во время трапезы каждый сидел на своем месте и сам накладывал себе еду из казана, даже игумен. И вот брат, сидящий рядом со мною, завел себе обычай: как только я начинал наливать себе чай, он тут же рядом с моей ставил и свою кружку. Сначала я радовался возможности послужить брату, потом начал смущаться, не понимая смысла его действий. Причем, с помыслами было бороться нетрудно. Сложно было преодолеть чувство сердечного раздражения. Еще и враг этим пользовался. Я, по немощи своей, стал до конца тянуть время, не наливая себе чай, а он сидел "в засаде". Как только я не выдерживал и протягивал руку к кипятку, тут же рядом с моей кружкой мягко становилась и его. Длилось это полгода. За все это время я ни разу не спросил у него, зачем он это делает. И только когда он уезжал жить в другой монастырь, я, прощаясь с ним, дружески сказал: "Брат, будешь жить в другом месте, не делай так". Он удивился и, по-моему, не очень даже понял суть проблемы. Как хорошо быть внимательным к окружающим, а не смотреть на других с таким помыслом: сейчас ты послужи мне, а потом каждый послужит себе. Но каждый должен видеть и понимать ближнего своего."


 

"Крайнее безумие наносить обиду другому и не видеть в этом собственную смерть. Не видите ли, что пчела, ужаливши, умирает? Чрез это насекомое Бог научает нас тому, чтобы мы не оскорбляли ближних, потому что в таком случае сами наперед подвергаемся смерти.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 


 
 
  "В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище - сердце внимательное. 
  Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься, бьешь его, когда он бывает в нетрезвом виде. Боем ничего не выбьешь, а хуже в досаду его приведешь. А ты лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы своих угодников, отвратил его от пути погибельного... и возвратил его на путь трезвой воздержанной жизни.
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 
 

 
  "Не говорил ли Я, что хотящий быть первым пусть будет последним и всем раб и слуга? А вы предпочитали председания и преждевозлежания (первые, высшие места в собраниях. - Ред.), власти и чины великие, и не хотели со смирением послужить бедному, убогому и всеми брошенному. Не говорил ли Я: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде? А вы исполняли только свои хотения и похоти, лихоимствуя, похищая, обижая, и вообще угождали только себе самим. Не ублажал ли Я нищих? А вы никогда от души не хотели сделаться нищими. Не говорил ли Я, что кроткие наследят царствие небесное? А вы были как звери дикие в отношении к тем, которые не исполняли малейших желаний ваших; когда же видели, что они не исполняли заповедей Моих, тогда сочувствовали им и были снисходительны и кротки, говоря, что Господь повелел быть снисходительными к таким и кроткими. Не говорил ли Я вам: любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть? А вы говорили, что это дело Апостолов и великих святых, ибо кто другой может так делать? Бедные и несчастные! почему же сами вы не делались святыми? Не слышали разве, как Я говорил: святи будите, якоже Аз свят есмь?
  А вы оставались в грехе и в нечистотах похотных. Не говорил ли Я: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде? А вы исполняли только свои хотения и похоти, лихоимствуя, похищая, обижая, и вообще угождали только себе самим. Не говорил ли Я: аще тя кто ударит в ланиту, обрати ему и другую? А из вас одни только смеялись, слушая это, а другие даже и слышать этого не хотели, говоря, как нехорошо и несправедливо Я предписал это. Не говорил ли Я: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два? А вы, сами никогда этого не исполняя, заставляли только так делать братий своих. Не ублажал ли Я нищих? А вы никогда от души не хотели сделаться нищими.
  Не говорил ли Я, что кроткие наследят царствие небесное? А вы были как звери дикие в отношении к тем, которые не исполняли малейших желаний ваших; когда же видели, что они не исполняли заповедей Моих, тогда сочувствовали им и были снисходительны и кротки, говоря, что Господь повелел быть снисходительными к таким и кроткими. Не говорил ли Я вам: любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть? А вы говорили, что это дело Апостолов и великих святых, ибо кто другой может так делать? Бедные и несчастные! почему же сами вы не делались святыми? Не слышали разве, как Я говорил: святи будите, якоже Аз свят есмь? А вы оставались в грехе и в нечистотах похотных.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 

 

 
  "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго."
«Слово, простираясь вперед, вошло на самый верх добродетели. Ибо словами молитвы изображает, каким по его требованию должен быть приступающий к Богу; показывает, что он уже вне пределов естества человеческого и уподобляется по добродетели Самому Богу, так что, делая то, что свойственно делать одному Богу, по-видимому, и сам делается вторым богом. Ибо оставление долгов есть Божие свойство, и свойство преимущественное, - сказано: никто же может оставляти грехи, токмо един Бог.
  Поэтому если кто в жизни своей уподобился отличительным чертам Божия естества, то сам некоторым образом делается тем же, с кем сходство показал в себе точным уподоблением. Итак, чему же учит слово это? Во-первых, с дерзновением, на какое приобретено право предшествовавшей жизнью, сознать в себе уподобление Богу, и тогда уже осмелиться называть Бога Отцом своим и просить прощения в прежних прегрешениях, потому что не всякому просящему возможно получить то, чего желает, но тому, кто делами приобрел себе право просить с дерзновением.
  Ибо это прямо внушает нам Господь в настоящем изречении, а именно, приступая к благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к доброму, будь добрым; приступая к правдивому, будь правдивым; приступая к терпимому, будь терпеливым; приступая к человеколюбивому, будь человеколюбивым, а также будь и всем иным, приступая к добросердному, к благосклонному, к общительному в благах, к милующему всякого, и, если еще что усматривается божественного, во всем этом уподобляясь произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву.
  Поэтому, как невозможно лукавому освоиться с добрым и покрытому нечистыми сквернами иметь общение с чистым и нескверным, так приступающего к Божию человеколюбию отлучает от него жестокосердие. Поэтому, кто за долги держит человека в своей власти и обходится с ним жестоко, тот нравом своим устранил себя от Божия человеколюбия. Ибо какое общение у человеколюбия со зверством, у любвеобильного расположения с свирепостью и у всего прочего, что противоположно злу, с принадлежащим противной стороне и находящимся в таком непримиримом ему сопротивлении, что преданный ему необходимо удален от противоположного?
  Как сделавшийся добычей смерти уже не жив и наслаждающийся жизнью удален от смерти, так приступающему к Божию человеколюбию совершенно необходимо быть чуждым всякой жестокости. А кто сделался чуждым всего разумеваемого под именем порока, тот некоторым образом по такому нраву делается богом, доводя до преспеяния в себе то, что разум признает и о Божественном естестве.
(Свт. Григорий Нисский)"
 
 

 
"Люди – медлительные судьи своих дел, но скорые стязатели чужих.
Лучше о себе слышать плохое, нежели говорить плохо о других.
(Свт. Григорий Богослов)"

 
 



"Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним. Человек, будучи зол и неправеден, может убивать; Бог же непрестанно дарует жизнь и недостойным. Будучи независтен (ко всем щедр) и благ по естеству, восхотел Он, чтоб был мир, и он стал быть и продолжает быть для человека и спасения его.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

"Че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо со­блю­дать три глав­ных пра­ви­ла: бо­ять­ся Бо­га, ча­сто мо­лить­ся и де­лать доб­ро лю­дям. Зло­ба ни­ко­гда не уни­что­жит зло­бы; ес­ли кто те­бе сде­лал зло, сде­лай ему доб­ро, и твоё доб­ро по­бе­дит его зло­бу.
(Прп. Пимен Великий)"

 
 

 
 
"Не делай зла даже и в шутку; ибо случается, что иной сначала шутя делает злое, а после, и нехотя, им увлекается.
(Авва Дорофей)"

 
 
 

 
"Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда (правда человеческая, истина - от авт.) его исполнена неправды (отсутствием правды Божией - от авт.).
(Прп. Ефрем Сирин)"    


 

 
 
"Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его,тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
(Прп. Серафим Саровский)"


 
 

 
"Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
(Блж. Августин)"

 
 
 


  "Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное. Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди. Тем человекам, которые не понимали значения и силы покаяния, Спаситель говорил не раз: Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы».
  Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием.
  К упомянутым словам Господь присовокупил страшные слова: не приидох, — сказал Он, — призвати праведники, но грешники на покаяние. Кто названы праведниками? — те несчастные, слепотствующие грешники, которые, будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя и потому или отвергают его, или небрегут о нем.
  О несчастие! За это отрекается от них Спаситель, утрачивается ими сокровище спасения. «Горе душе, — говорит преподобный Макарий Великий, — не чувствующей язв своих и мнящей о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда повреждения злобою. Такой души уже не посещает и не врачует благий Врач, как оставившей произвольно язвы свои без попечения о них и мнящей о себе, что она здрава и непорочна. Не требуют, говорит Он — здравии врача, но болящии».
  Из этого видна вся важность ошибки: отнять у сердца заповеданное ему Самим Богом, существенно и логически необходимое для сердца чувство покаяния и усиливаться раскрыть в сердце, в противность порядку, в противность установлению Божию, те чувствования, которые сами собою должны явиться в нем по очищении покаянием, но совершенно в ином характере.
  Об этом характере духовном плотской человек не может составить себе никакого представления, потому что представление ощущения всегда основывается на известных уже сердцу ощущениях, а духовные ощущения вполне чужды сердцу, знакомому с одними плотскими и душевными ощущениями. Такое сердце не знает даже о существовании духовных ощущений.
  Иные постятся, живут уединенно и нестяжательно, умоляют Бога о обуздании похотений естества своего; но при этом позволяют себе злоречить, укорять, осуждать ближних, насмехаться над ними — и помощь Божия отступает от них; они предоставляются сами себе и не находят сил противостать греховным побуждениям падшей природы. В некотором общежитии жил затворник по имени Тимофей. Один из братий общежития подвергся искушению.
  Настоятель, узнав об этом, спросил Тимофея, как поступить ему с падшим братом? Затворник посоветовал выгнать соблазнившегося. Когда его выгнали, искушение падшего брата перешло к Тимофею и привело его в опасность. Тимофей начал вопиять со слезами к Богу о помощи и помиловании. И был к нему глас: «Тимофей! Знай, что Я послал тебе искушение именно за то, что ты презрел брата своего во время искушения его». С членами Христовыми — христианами — должно обходиться очень осторожно и благоразумно: должно сострадать им в недугах их и отсекать только тех, которые, не подавая надежды к выздоровлению, лишь заражают недугом своим других.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





 
"Для борьбы своей с Богом и людьми падшие злые духи употребляют самих же людей, хотя и сами непосредственно пакостят много в людях неверующих, неосторожных, пристрастных к земным вещам, и причиняют множество зла в мире.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Невозможно пасти овец и волков на одном пастбище; так невозможно получить милость тому, кто делает зло ближнему.

(Прп. Марк Подвижник)"



  

"Крайне дивлюсь, почему звери, по природе дикие, воспользовавшись человеческим искусством, нередко делаются кроткими, а человек, природное их зверство прилагающий в неестественную для них кротость, свою естественную кротость изменяет в противоестественное зверство, свирепое делая кротким, а себя, кроткого, обращая в свирепого. Ибо льва укрощает и делает ручным, а свою раздражительность доводит до свирепости более, нежели львиной. Человек, усиливаясь неукротимых зверей ввести в человеческое благородство, себя самого низводит с властительного престола до звериного неистовства. 
(Прп. Исидор Пелусиот)"
















  Жестокость - системный порок, противоположный системной же добродетели милости...
  Причина/мать жестокости - ненависть (системообразующий порок, антипод любви)...
  Жестокость рождает соборные пороки своеволия и злолюбия...
  Жестокость неотделима от жестокосердия и не проявляет себя снаружи/вовне человека только из-за обстоятельств непреодолимой для него силы (напр., из-за неуместности/несвоевременности, по коварству, по прямому промыслу/вмешательству Божию и пр.)...
  Можно сказать, что жестокость является внешней/наружной ненавистью... 
  Жестокость чрезвычайно вредна, т. к. она очень эффективно и развивает, и укрепляет в человеке свою же собственную причину/мать - ненависть...
  Жестокость очень вредна еще и тем, что рождает неотделимые друг от друга злолюбие и своеволие...
  Возрастая же в злолюбии и своеволии, жестокий "автоматически" умаляется в нераздельных же добролюбии и послушании...
  Как и любой др. порок, жестокость может быть неосознанной, и чаще всего это - жестокость человека к самому себе, когда человек, отвергая заповеди Христовы и живя по заповедям человеческим/бесовским, подвергает себя тем самым вечным гееннским страданиям:

"Ужасная жестокость к себе — отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе — небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся же к себе приятием покаяния вместе делается милостивым и к ближним.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







  Как и все остальные соборные пороки, жестокость не исповедуется в Таинстве Покаяния, но - только келейно...
  В заключение отметим, что существует и правильная жестокость (исходная/неиспорченная первородным грехом причина/мать/источник жестокости злой) - как проявление/следствие ненависти доброй: 

  "16 И сказал Господь Моисею, говоря:
  17 враждуйте (образ трезвения - от авт.) с Мадианитянами (все язычники в Библии являются образом зла - от авт.) и поражайте их (образ жизни по заповедям Христовым - от авт.) 
  (Чис. 25)"
  
  Врачуется жестокость непрестанным покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей в человеке ненависть и увеличивающей его в любви...

"Прежде всего молись о получении слёз, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость и, исповедав своё "беззаконие ... Господеви", получить от Него оставление грехов.
(Прп. Нил Синайский)"





 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов  Азбука веры и Православие.Ру...

 





 

                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 527

Поиск