"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Злорадство
 
  - огорчение Христа стремлением к радости как от зла вообще, так и от скорби ближнего, в частности...
 



 
 
  "32 Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых, и скорбь измождит их прежде смерти их.
  (Сир. 27)"
  "10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
  11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
  16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
  17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
  18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
  19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
  20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
  29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
  30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
  31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
  32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
  (Мк. 14:10-11, 15:16-20,29-32)"
  "4 Разве не знаешь ты, что от века, – с того времени, как поставлен человек на земле, –
  5 веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?
  12
 Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим,
  13 бережет и не бросает его, а держит его в устах своих,
  14 то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.
  15 Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его.
  16 Змеиный яд он сосёт; умертвит его язык ехидны.
  (Иов. 20)"
  "15
 А когда я претыкался, они радовались... 
  (Пс. 34)"
  "26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною. 
  (Пс. 34)"
  "12
 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
  13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
  14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,
  (Прит. 2)"
  "9 Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение. 
  (Прит. 14)"
  "5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. 
  (Прит. 17)"
  "17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. 
  (Прит. 24)"
  "14 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём.
  15 Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься.
  16 Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее.
  17 Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу.
  (Иер. 11)"
  "9 Ибо вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят; стрелы у них, как у искусного воина, не возвращаются даром.
  10 И Халдея сделается добычею их; и опустошители ее насытятся, говорит Господь.
  11 Ибо вы веселились, вы торжествовали, расхитители наследия Моего; прыгали от радости, как телица на траве, и ржали, как боевые кони.
  (Иер. 50)"
  "6 Ибо так говорит Господь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израилевой душевно радовался, –
  7 за то вот, Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Господь.
  (Иез. 25)"
  "15 Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, и узнают, что Я Господь. 
  (Иез. 35)"

  "1 Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах.
  (Ос. 9)"
  "5 За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нём народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нём, будут плакать о славе его, потому что она отойдёт от него. 
  (Ос. 10)"
  "12 Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. 
  (Авд. 1)"
  "8 Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. 
  (Мих. 7)"
  "15 Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. 
  (Ав. 1)"
  "14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 
  (Ав. 3)"
  "13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 
  (2 Петр. 2)"
  "9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.
  10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу ...
  (Откр. 11)"

 


 

 

  "Победа Иисуса Христа над Адом не означает исчезновения последнего. Не означает она и упразднения вечных мучений, которые ожидают грешников в Аду. Существование Ада и вечных мучений всегда признавалось сложнейшей проблемой христ. богословия. Одной из основных трудностей является встающая на пути ее разрешения антиномия: если Бог есть Любовь, то Ад, казалось бы, не должен существовать; но если существо, обладающее разумом, имеет свободу самоопределения (свободу принять Бога или отказаться от Него), то это существо должно иметь возможность находиться вне Бога, и тогда Ад, где реализуется эта возможность, должен существовать. Наиболее удачное разрешение этой антиномии предлагают некоторые из святых отцов.
  Так, преп. Исаак Сирин полагает, что «мучимые в геенне поражаются бичем любви». Это на первый взгляд странное утверждение на самом деле содержит очень глубокую мысль: любви Божией не лишаются даже грешники, пребывающие в Аду. (Там же). Но если для праведных эта любовь служит источником блаженства, то для грешных она превращается в «бич». Аналогичное явление можно наблюдать еще в земной жизни человека, которого, напр., Тело и Кровь Христовы, сравниваемые в молитвах к причащению с огнем, могут не только просвещать и очищать, но и опалять. Бог не изобретает для грешников никаких наказаний и мучений; источник страданий грешники порождают для себя сами и в себе самих.
  Это происходит в тех случаях, когда человек отказывается жить по законам любви, установленным Богом, и избирает свой, независимый от Бога, жизненный путь. Еще при жизни он ищет для себя «место» вне Бога - то «место», к-рое наилучшим образом соответствовало бы его состоянию. Желание избрать для себя Ад на первый взгляд кажется странным, но если вспомнить, что человек может привести себя в такое состояние, когда зло становится источником его радости (злорадство), то наличие такого желания странным не покажется.
  Бог же в силу Своей Любви и дарованной человеку свободы оставляет последнему возможность осуществить его желание. Именно по любви, отмечает св. Иоанн Златоуст, существует Ад, т. е. то место, куда грешники, не захотевшие жить с Богом, удалятся от Него.
  Радость, порождаемая злом, естественно, не имеет ничего общего с радостью жизни в Боге. Она, подобно червю (ср. «геенский червь»), будет вечно пожирать грешников в Аду; адские страдания будут тяжелыми и безысходными, хотя и различными по своей силе в зависимости от глубины падения того или иного грешника. Встречающиеся в христианской литературе чувственно-детализированные описания Ада носят, как правило, символический характер. И «червь», и «огонь», и «тьма кромешная», и т. п. - все это в соответствии со словами ап. Павла «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое», символы, помогающие лучше понять состояние грешника.
  Символизм, как известно - одна из главных особенностей библейского языка; имея в виду эту особенность, св. Василий Великий по поводу адских мучений писал: «Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их. Жесточайшее из всех мучений - заключает святитель - вечный позор и вечный стыд».
(Автор неизвестен)"

 


 



  "Вы должны знать также, что диавол старается иногда произвести радость и веселие в людях, преданных ему: но сия радость есть ложная, она есть истинная горесть и печаль, потому что истинная радость и веселие проистекают от Бога, а даются только тем людям, которые всеми силами трудятся для Бога, принуждают себя к терпению в добрых делах, удаляют от себя собственную свою волю и последуют только воле Божией.
   Грех, быв понят душею, ненавидим бывает ею, как зловоннейший зверь; непонятный же он бывает и любим непонимающим его и, порабощая любителя своего, держит его в плену у себя. А он несчастный и бедный не видит, что для него спасительно, даже не думает о том; но, полагая, что грех красит его, рад ему.
(Прп. Антоний Великий)" 

 
 
 

 
"В старые времена распутник или пьяница даже на базар стыдился пойти, потому что люди стали бы над ним насмехаться. А если женщина погуливала, то она и нос-то из дома боялась высунуть. И, можно сказать, это являлось некой сдерживающей грех силой. А сегодня, если человек живёт правильно, если, к примеру, девушка живёт в благоговении, то про неё говорят: "Да она что, с луны свалилась?" И вообще: в старину, если люди мирские совершали грех, то они, несчастные, переживали чувство своей греховности и становились маленько посмиренней. Они не высмеивали тех, кто жил духовно, но, напротив, любовались ими. А в наши дни те, кто грешат, не чувствуют за собой вины. Уважения к другим у них тоже нет. Всё сравняли с землёй. Если человек не живёт по-мирски, то грешники делают из него посмешище.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 
 

 
"Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение. Не смейся над огорченным, не радуйся, видя развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь и не остаться тебе без защиты в день скорби. 
(Прп. Ефрем Сирин)"






"Не смейся падению ближнего. Сам ходи, сколько можешь, но и лежащему на земле подавай руку.
(Свт. Григорий Богослов)"




 


"Удивляюсь, как дошли мы до такого нечувствия, что делаем все такие дела, которые губят души: пляшем и ликуем над собственною погибелью и радуемся, что туго-натуго вяжем души свои страшными грехами; тех же, которые стараются разрешить нас от этих уз, снедаем и, если кто станет препятствовать нам сделать что-либо во вред душе своей, на того лаем, как псы разъяренные, и поносим его, и не успокоиваемся, пока не доведем до конца задуманного худого дела и не сгубим души своей. Потом, со временем привыкши к таким худым делам, делаемся некоторым образом как бы естественно злыми и желания уже не имеем, чтобы развеян был покрывший нас мрак и мы пришли в чувство.
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 







"Ты иногда радуешься падениям твоих врагов или перемене счастливых обстоятельств на не совсем благоприятные. Это — грешно и неблагоразумно. Грешно — потому что противно любви к ближнему; неблагоразумно — потому что это может случиться и с тобою, и тогда порадуются и твоей беде. Кроме того, в то время, как ты радуешься перемене обстоятельств другого, Бог видит и тебя, и этого другого человека, видит и твоё злорадование, видит и душевные качества другого, может быть, гораздо лучшие твоих - почему Бог и наказывает его, исправляя его погрешности. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"







"Многие из христиан, видя, что враги их впали в беду какую, или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: теперь дух мой успокоился. Почему успокоился дух? Вот, мол, враг мой страждет!.. Успокоился дух, но это дух неприязни, который о погибели нашей радуется и о блаженстве сетует. Не так поступал Христос, не так - Он о погибели врагов Своих слёзы проливает. Поэтому таковые христиане не Христовы, хотя и христианами называются, потому что духа Христова не имеют. 
(Свт. Тихон Задонский)"





 
"То особенно вредит добродетели и ослабляет ревность многих к добру, когда некоторые не только не обличают грешников, но еще и сорадуются им. Это не меньше самого греха.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

















  
  Причина злорадства - злолюбие, жестокосердие, жестокость и рождающая их ненависть...
  Поэтому порок злорадства противостоит добролюбию вообще и радости от добра (доброрадостности), в частности, милосердию, милости и рождающей их добродетели любви...
  Про злорадных в народе говорят: "Сделал гадость (ближнему), в сердце - радость"...      
  Злорадство очень близко к жестокосердию...
  Но есть отличия...
  Жестокосердие хочет скорби ближнему - оно стремится к ней...
  А злорадство - радуется этой скорби...
  И есть еще один очень важный нюанс... 
  Злорадство радуется не столько самой скорби ближнего (хотя это безусловно так, если скорбь имеет порочную причину), сколько тому, что тот (ближний) творит зло...
  Ведь бывает скорбь и от добра...
  Злорадство не радуется такой доброй скорби ближнего (напр., от мученичества), если видит её истинную причину (исполнение ближним заповедей Христовых, ведущее к Спасению)...
  Потому что первопричина злорадства - ненависть...
  Злорадство - родная сестра и жестокосердия, и зависти, их же и увеличивающая...
  И если обратиться к истории Церкви, то мы увидим в ней множество примеров святого мученичества, когда родители рассудительно, из любви посылали своих детей (даже и малолетних) на жесточайшие муки ради исповедания Христа как Сына Божия...
  И они (родители!) радовались этим мукам своих детей...  
  Очень ярко повествует об этом например, история св. мучениц Софии и ее дочерей Веры, Надежды, и Любви...
  И та благодатная радость Софии была чудесным проявлением ее истинной любви и ко Христу, и к своим дочкам, а вовсе не ненависти...
  Близко злорадство и к злолюбию...
  Если злолюбие любит только само зло как таковое и удовольствие от него, то злорадство любит и радоваться злу...
  Т. е. злорадство и злолюбие тоже являются "родными сестрами" (как и многие др. пороки)...
  Здесь опять проявляется еще одна очередная неслитная и нераздельная, прескверная, мерзкая троица - злолюбие, злорадство и зависть, являющиеся одновременно и следствиями, и причинами друг друга (проявлениями ненависти)... 
  Злорадство (как и любой др. порок) может иметь разные свои степени...
  Одной из современных разновидностей злорадства является т. н. цинизм - огорчение Христа стремлением к юмористически/издевательски/дерзко/весело окрашенному исповеданию отрицания традиционных морально-нравственных человеческих ценностей... 
  "Пир во время чумы", крепко связанный с пороком смешливости/смеха... 
 
  Врачуется злорадство покаянием в нём и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей ненависть в человеке и увеличивающей в нём способность любить...  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта... 
  Ссылка прилагается:
 
 
 



 
      
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 604

Поиск