"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Осуждение
 
– огорчение Христа стремлением к уничижению/охуждению ближнего…



 



 
  "17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
  18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
  19 проповедывать лето Господне благоприятное.
  20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
  21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
  22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?  
  24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
  25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
  26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
  27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
  28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
  29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
  (Лк. 4)"
  "1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
  2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
  3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?
  4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
  (Рим. 2)"
  "11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
  12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
  (Иак. 4)"
  "3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
  4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
  5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
  6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
  7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
  8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
  9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
  10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
  11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
  (Ин. 8)"
  "1 Не судите, да не судимы будете,
  2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
  3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
  4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
  5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
  (Мф. 7)"
  "22 кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
  (Мф. 5)"
  "12 Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.
  13 И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.
  14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.
  15 Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.
  16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.
  17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.
  18 Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа;
  19 и роздал всему народу, всему множеству Израильтян от Дана даже до Вирсавии, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой.
  20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу, и приветствовала его и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой— нибудь пустой человек!
  21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду. И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;
  22 и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.
  23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.
  (2 Цар. 6)"




 

  "Ищущий прощения грехов, любит смирение. Осуждающий же другого, закрепляет за собою злые дела свои. (Прп. Марк Подвижник)"
  "Судить грехи - дело безгрешного, но кто без греха, кроме одного Бога? Помышляющий сердцем о множестве своих грехов никогда не захочет из соблазна другого сделать предмет для своего разговора. Судить человека соблазнившегося есть знак гордости, а гордым Бог противится. Напротив, кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки. (Свт. Геннадий Константинопольский)" 
  "Если у тебя грешная привычка осуждать ближнего, то, когда осудишь кого-либо, положи в этот день три земных поклона с такой молитвой: “Спаси, Господи, и помилуй такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя грешного”. И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твоё усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение. (Свщисп. Сергий (Правдолюбов))"
   "Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. (Свт. Марк Ефесский)"
  "Чтобы приучить себя никого не осуждать – нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо вздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем, воздохнуть и о себе. (Прп. Симеон Псково-Печерский)"
  "Когда осуждаем ближнего, мы забываем о своей собственной испорченности. (Схиархим. Иоаким (Парр))"
  "Непотребства и недостатки должно знать только свои, о чужих грехах тщательно берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других. Ты много читал, а не понял главного - духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи - это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.
Ты попробуй, поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй пожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а узнав, научишься снисхождению к немощам человеческим и не будешь никого осуждать. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Несмотря на то, что все мы уязвлены, все покрыты ранами и поражены грехами, но все равно осуждаем других. В больнице все люди болеют, но ведь ни один больной не осуждает другого. Никто не пеняет соседу: "Ты - больной!" - потому что человек видит, что и сам болен. А мы, хотя все равно больны душой, - уязвляем друг друга. Это все равно что у кого-то болел бы глаз, а он стал бы осуждать того, у кого болят легкие. Вот что делаем мы, несчастные, и ведь и сами того не замечаем. (Архим. Ефрем, Филофейский)"
  "Когда человек осуждает и не смотрит на вещи духовно, то лишается духовных сил. Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться. Как только в нас поселяется помысел, что другой человек ниже нас, мы закрываем себя для помощи Божией. 
От осуждения Благодать Божия сама собой отходит, и в твоих отношениях с Богом появляется холодность. Как ты будешь потом молиться? Сердце превращается в лёд, в камень. Осуждение и злословие – самые страшные грехи, они сильнее, чем любой другой грех, удаляют Благодать Божию. «Как вода угашает огонь, – говорит святой Иоанн Лествичник, – так осуждение угашает благодать Божию. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Неоценимым подспорьем для уменьшения грехов является сознательное бегство от сплетен. Стоит перестать вникать в дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное любопытство – как костёр осуждения лишится большей части дров и начнёт погасать. (Протоиер. Андрей Ткачёв)"
  "Люди глубоко опытные в нравственной жизни во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к ближним, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним. (Свт. Антоний (Смирницкий))" 
  "Если испорчено настроение, первое, что надо сделать – это проверить себя: за что душа лишилась мира? Одна из наиболее частых причин является осуждение других и еще – возмущение чужими недостатками. Отсечь это – и вернется мир. (Протоиер. Григорий Пономарёв)"
  "Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя, не было бы столько зла на свете. (Архим.Фаддей, Витовницкий)"
  "Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он, преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший "не прелюбы сотвори", сказал также: "не суди". (Древний Патерик)"
  "Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они. (Прп. Исаак Сирин)" 
  "Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего: ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить. (Прп. Нил Синайский)"
  "Осуждать – значит губить свою душу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник – в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению. Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога, умилостивив Его чистосердечным обращением. 
  Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно впадаю в лютейшие грехи – и как могу его осуждать?» Ты сделаешь, таким образом, два добра и одним пластырем исцелишь себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам. 
  Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающим даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца. Послушайте меня злые судии чужих деяний: за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. 
  Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому имеют недуг сей страсти, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел бы свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния – и не нашел в нем и следа злословия и осуждения. 
  Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко, с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти. 
  Видел я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки. Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать – значит погублять свою душу. Как возношение и без другой страсти сильно погубить человека, так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был.
  
 Знающий человек, вкушая виноград, берёт только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие видит в ком-либо; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки… Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются. Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, и тогда не осуждай; потому что часто и они обманываются. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих. Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое. Будем помнить старинные народные поговорки: "В чем кого осудишь - в том и сам побудешь"; "Знай себя - и будет с тебя". Краткий путь ко спасению - не осуждать. Вот путь - без поста, без бдения и труда. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
  "Дьявол всячески старается закрыть от нас светлый лик людей и представить его в виде мрачном. Крайне остерегайся смотреть его глазами на людей. Беда наша часто в том, что мы своё зло приписываем другому! Не раздражайся на погрешающих, не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его, как это обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу особенно, не смотри злонамеренно на грехи старших тебя, до коих тебе нет дела ты же свои грехи, своё сердце исправляй. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Если увидишь ближнего во грехе, то не на это одно смотри, но поразмысли, что сделал или делает он хорошего, и нередко, испытав вообще, а не в частности судя, найдёшь, что он лучше тебя. (Свт. Василий Великий)"
  "Зло находи в себе, а не в других людях или вещах, с которыми ты не сумел правильно обращаться. Так и ребёнок обращается с огнём или ножом - себя же жжёт, себя же режет. (Прп. Севастиан Карагандинский)"
  "Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. (Свт. Иоанн Златоуст)"







"Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертву.
(Прп. Серафим Саровский)"

 




"Откуда же берется бес осуждения? От гордости, оттого, что многие считают себя выше и лучше других. Осуждаем мы также от злобы, от ненависти,- от того, что любви очень мало в сердцах наших.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"


 


"Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Господь назвал себя огнём, согревающим и разжигающим сердца и утробы. Если это так, дьявол напротив холоден, и от него происходит всякая холодность. Если ощущаем холодность, призовём Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовью Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра. 
(Прп.  Варсонофий Великий)"





"Христианин не не должен никого уничижать, осуждать, никем не гнушаться и
не делать различия между людьми.
(Прп. Макарий Великий)"
 


"Путь ко спасению – через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния. Ведь в больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями – грехами.
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 
 

"Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твоё.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 

  "Не укоряй брата своего, хотя бы ты и видел, что он нарушает все заповеди Божии, иначе и ты сам впадешь в рýки врагов своих. 
  Никого не осуждай, чтобы не удалился от тебя страх Божий и чтобы не впасть тебе в рýки врагов своих.
  Не укоряй никого ни в чём, иначе Бог не будет принимать молитв твоих.
  Не бойся поношения от людей. С другими порочными движениями сердца, подрывающими успех: осуждением.
  Не делай никому зла и никого не осуждай.
  Уха своего не подставляй, чтоб услышать худое (о других); но будь снисходительно жалостив к людям, и жив будешь.
  Не осуждай никого; ибо в этом твое падение.
  Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих.
  Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушался молитвами твоими.
  Никому не выставляй на вид каких–либо его недостатков, ни по какой причине.
  Никому не ставь в укор его немощей (тщеславием и самомнением).
   Боголюбивый муж не укоряет никого другого; потому что знает, что и сам согрешает, и это есть признак души спасающейся.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

"Главное, что требуется от каждого человека, - это никого не осуждать. 
Кажется, просто, а начни исполнять - окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: "Прости", а враг внушает: "Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси". Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним.
 Когда вам диавол указывает на чужие недостатки и немощи и побуждает вас к осуждению, вы говорите себе: „Я хуже всех, я достоин вечных мук. Господи, помилуй мя", и если даже будете говорить это без чувства, то все-таки нужно так говорить.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
 
 
 

  "От самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло, тяжелый причиняющее нам вред, а именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что ставим, презираем и унижаем его при случае. Каковой злой навык и порок, происходя от гордости, ею питается и возращается, и наоборот, ее питает и возращает, ибо и гордыня наша после всякого действия осуждения подвигается вперед, по причине сопутствующего сему действию самочувствия и самоуслаждения.
  Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. А тут еще и всезлобный враг наш, видя в нас такое недоброе расположение, бодренно стоит близ и, открывая очи наши, научает зорко смотреть за тем, что делают и говорят другие, делать из сего заключения, какие потому у них мысли и чувства, и по этим предположениям составлять о них свое мнение, чаще всего недоброе, с возведением сей недоброты в закоренелый нрав. Не замечают и не видят эти судьи, что самое начало осуждения, подозрение худобы в других, печатлеется в мысли действием врага, и им же оно потом раздувается в уверенность, что они и действительно таковы, хотя на деле ничего такого нет.
  Но, брате мой, как враг бодренно следит за тобою, высматривая, как бы посеять в тебе зло, смотри еще паче ты бодренно сам над собою, чтоб не попасть в расставляемые им тебе сети, и как только он представит тебе какой недостаток в ближнем твоем, спеши поскорее отклонить от себя помысел сей, не давая ему засесть в тебе и разрастись, и вытесни его из себя вон, чтоб и следа его не оставалось, заменив его помышлением о добрых свойствах, какие знаешь в ближнем сем и какие вообще уместны в людях, прилагая к сему, если еще чувствуешь позыв произнести осуждение, ту истину, что тебе не дано на то власти и что, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным Судиею всех Богом.
  Такой переворот помысла есть самое сильное средство не к отогнанию только случайно находящих помыслов осуждения, но и к тому, чтоб совсем отучить себя от сего порока. Второе же, тоже очень сильное к тому средство, есть не выпускать из ума памятования о своей худости, своих нечистых и злых страстях и делах, и соответственно тому непрестанно держать чувство своего непотребства. Того и другого - страстей и дел страстных, конечно, найдется в тебе не мало. Если ты не бросил себя и не махнул рукой, говоря: будь, что будет, то не можешь не заботиться об уврачевании этих своих нравственных немощей, губящих тебя. Но если ты делаешь это искренно, то у тебя не должно доставать времени заниматься делами других и судебные составлять о них приговоры, ибо тогда, если позволишь себе это, в ушах твоих непрестанно будет звучать: врачу, исцелися сам; изми первее бревно из очесе твоего.
  К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их. Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое. Напротив, око чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не лукаво. Чисто око еже не видети зла. Потому, когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного, и скажи в сердце своем: "Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?" Действуя так, ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные.
  И тогда, как грех брата будет не тайный, а явный, всем видный, ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему расположение, и скажи в себе: так как брат сей имеет много сокровенных добродетелей, то Бог для сохранения их от повреждения тщеславием попустил ему впасть в теперешний грех или малое время побыть под этим невзрачным покровом, чтоб он и самому себе, пред своими глазами, казался непотребным и, будучи за то презираем другими, пожал плод смиренномудрия и еще более благоугодным сделался Богу, так что в настоящем случае он получит больше пользы, чем сколько потерпел вреда.
  Пусть даже чей-нибудь грех будет не только явный, но и очень тяжкий и исходит из ожесточенного и нераскаянного сердца, ты и при этом не осуждай его, но возведи очи ума твоего к непостижимым и дивным судам Божиим, и увидишь, как многие люди, бывшие прежде пребеззаконными, потом каялись и достигали высокой степени святости, и как, с другой стороны, иные, стоявшие на высокой степени совершенства, падали в глубокую пропасть. Смотри, не подвергнуться бы и тебе такому бедствию за осуждение.
  Потому стой всегда со страхом и трепетом, боясь более за себя самого, чем за другого кого. И будь уверен, что всякое доброе слово о ближнем и радость о нем суть в тебе плод и действие Святого Духа, как, напротив, всякое о нем худое слово и презрительное его осуждение происходят от твоего злонравия и диавольского тебе внушения. Посему, когда соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришься с братом.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 
 
"Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, — себя.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 

  "Если бы мы помнили, братия, слова святых старцев, если бы мы всегда поучались в них, то мы не предавались бы так легко беспечности о себе: ибо если бы мы, как они сказали, не нерадели о малом и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое. Я всегда говорю вам, что от сих незначительных грехов, оттого, что говорим: "Какая важность в том или в другом", образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть и о великом. Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? Ибо что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения. 
  Однако и в такое великое зло человек приходит от сего же нерадения о ничтожном по-видимому. Ибо от того, что человек дозволил себе малое зазрение ближнего, от того, что говорит: "Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?" - от сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних и наконец впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и "не оплакивает, - как сказали отцы, - своего мертвеца", не может он преуспеть ни в чём добром, но всегда обращает внимание на дело ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение, или уничижение ближнего.
  Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого - а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: "он разгневался", и иное сказать: "он гневлив" и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего, и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение - бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.
  И фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осуждён; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом. За сие фарисей не был осуждён, как я сказал, что он благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, и не за то он был осуждён, что сказал: несмь якоже прочии человецы; но когда он обратился к мытарю и сказал: или якоже сей мытарь, тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышел оправдан паче онаго
  Нет ничего тяжелее, как я много раз говорил, нет ничего хуже осуждения, презрения или уничижения ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем себе суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с великим оным старцем, который, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: "О, худо он сделал!" Или вы не знаете, какое ужасное событие повествуется о нём в Отечнике? Святой Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал ему: "Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его, в царство или муку?" Есть ли что страшнее сей тяготы?
  Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смиренной душе сей? помилуешь ли ты её, или предашь мучению? Святой старец, поражённый сим, все остальное время жизни своей провёл в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы Он простил ему тот грех, - и всё это уже после того, как он, пав на лице свое к ногам святого Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: "Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех осуждение, чтобы ты более не впал в него", уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач.
  Итак, чего хотим и мы от нашего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чём заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий.
  Никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно. Действительно случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни: а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения; теперь согрешение его является пред Богом, как бы дело правды? Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слёз он пролил о сём пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел.
  Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: "Горе мне! Как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра". Видишь ли твердость? Видишь ли настроение души? Как он тотчас нашел средство избегнуть осуждения брата своего! Ибо сказав: "так и я завтра", он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: "и он (по крайней мере) покается о грехе своём, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться".
  Видишь просвещение Божественной души? Он не только успел избежать осуждения ближнего, но и себя самого повергнул под ноги его. Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим, или услышим, или только подозреваем; и что ещё хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая и другого брата, тотчас говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося в сердце его грех.
  И не боимся мы Сказавшего: горе напояющему подруга своего развращением мутным, но совершаем бесовское дело и нерадим о сем. Ибо что иное делать бесу, как не смущать и не вредить? А мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего: ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: любы покрывает множество грехов.Любы не мыслит зла, вся покрывает и пр. .
  Итак, если бы, как я сказал, мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его. Святые долготерпением и любовию привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им, они всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви Христовой.
  Что сделал святой Аммон, как однажды братия пришли к нему в смущении и сказали ему: "Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата в келлии женщина"? Какое милосердие показала, какую любовь имела святая оная душа! Понявши, что брат скрыл женщину под кадкою, он пошёл и сел на оную и велел им искать по всей келлии. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: "Бог да простит вас". И так он постыдил их, утвердил и оказал им великую пользу, научив их не легко верить обвинению на ближнего; и брата оного исправил, не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашёл удобное к тому время. Ибо, выслав всех вон, он взял его за руку и сказал ему: "Подумай о душе своей, брат". Брат сей тотчас устыдился, пришёл в умиление и тотчас подействовало на душу его человеколюбие и сострадание старца.
  Итак, приобретём и мы любовь, приобретём снисходительность к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного злословия, осуждения и уничижения, и будем помогать друг другу, как своим собственным членам. Кто, имея рану на руке своей, или на ноге, или на другом каком члене, гнушается собою или отсекает член свой, хотя бы он и гноился? Не скорее ли очищает он его, омывает, накладывает на него пластырь, обвязывает, окропляет святой водой, молится и просит святых помолиться о нём, как сказал и авва Зосима?
 Одним словом, никто не оставляет своего члена в небрежении, не отвращается от него, ни даже от зловония его, но делает всё для того, чтобы излечить его. Так должны и мы сострадать друг другу, должны помогать друг другу, сами и посредством других сильнейших, и всё придумывать и делать для того, чтобы помогать и себе, и один другому; ибо мы члены друг друга, как говорит Апостол: Такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу члены, и: аще страждет един член, с ним страждут все члены.
  Чем кажутся вам общежития (человечество - от авт.)? Не суть ли они одно тело, и все составляющие общежитие члены друг друга? Правящие и наставляющие суть глава; наблюдающие и исправляющие - очи; пользующие словом - уста; слушающие их - уши; делающие - руки, а ноги суть посылаемые и исполняющие служение. Глава ли ты? - Наставляй. Око ли? - Наблюдай, смотри. Уста ли? - Говори, пользуй. Ухо ли? - Слушай. Рука ли? - Делай. Нога ли? - Служи. Каждый да служит телу по силе своей, и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения. И, одним словом, каждый, как я сказал, по силе своей, старайтесь иметь единение друг с другом; ибо чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется он с Богом.
 Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно.
(Авва Дорофей)"
 
 
 

"Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу. 
(Схиигум. Иоанн (Алексеев))"

 

 

 







 
 
 
 
   Порок осуждения противостоит добродетели оправдания ближнего...
  Осуждение является обратной стороной (другой крайностью) превозношения ближнего:

"Когда от человека немного ожидаешь и принимаешь его таким, каким он есть на самом деле, - с ошибками и недостатками, - то разочарований становится меньше. Не надо никого идеализировать.
(Архим. Рафаил (Карелин))"




 
  Причина осуждения - ненависть c растущими из нее нераздельными жестокосердием и жестокостью, и рождающиеся из них неотделимые же друг от друга гордость, своеволие, злолюбие и сластолюбие...
  Удовольствие от осуждения настолько сильно, что редкий человек имеет мужество, достаточное для того, чтобы всегда отсекать его помыслы и с покаянием обращать свое внимание к Иисусу… 
  Христос особо предостерегал: "не судите… не осуждайте" и "не будете судимы"… 
  И немудрено: тот, кто осуждает и судит - самовольно берет на себя полномочия и прокурора, и следователя, и судьи, и исполнителя приговора… 
  Узурпация власти… 
  Власти Христовой…
  Безумная мечта… 
  Отрицание истины… 
  Очередная иллюзия… 
  Сладко чувствовать себя власть имущим – богом… 
  Сладко чувствовать себя не принадлежащим к категории осуждаемых… 
  Сладко причислять себя к категории избранных – добрых, хороших и безукоризненных… 
  Опять мечты… 
  Иллюзии, ведущие осуждающую душу прямиком после смерти тела в геенну…
  А казалось бы, как легко спастись - просто не осуждай... 
  Но совсем не легко, т. к. растёт оно из соборного порока иллюзорно сладкой гордости... 
  Осуждение - следствие/чадо гордости, её же и развивающее... 
  Осуждение идёт бок о бок с тщеславием, т. к. невозможно осуждать, не превозносясь... 
  Осуждение всегда сопровождается характерным/специфическим, свойственным только ему, чувством/эмоцией...
  Человеку очень важно вовремя замечать это чувство осуждения - сразу же по мере его появления...
  Борьба с осуждением заключается в мгновенном несогласии с его прилогом, в отсечении его, в молитве за осуждаемого и обязательном покаянии (если не удалось сделать это сразу или же не от всего сердца)... 
  Полезно упражняться и в оправдании того человека, по отношению к которому возникает осуждение... 
  Полезны и соответствующие же, аналогичные самоукорение и самоосуждение...
  Если же человек испытывает брань страстей осуждения, т. е. если осуждение является для него на данное время главным пороком, то оно подлежит и непрестанному исповеданию на Исповеди с обязательным последующим Причастием Святых Тайн как сильнейшего Лекарства от осуждения...   
  Нечестивая же душа, культивирующая осуждение, отвергающая тем самым во время своей земной жизни истину (лживая, лицемерная), тем же самым отвергает и Источник истины, и Саму Истину - Христа...
  Очевидно,что душа такого человека и после своего исхода из тела отвергнет Иисуса…
  "Связанная по рукам и ногам", осуждающая душа "будет выброшена" туда, где "червь их не усыпает, и огнь их не угасает"...
 
  Врачуется осуждение покаянием в нем, посильными оправданием осуждаемых, самоукорением, самоосуждением и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...




 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 11-е прп. Симеона Нового Богослова, поучение прп. аввы Дорофея с сайта Святоотеческое наследие, статьи Валерия Духанина, Ольги Рожневой, протоиер. Андрея Ткачева, Марины Бирюковой, прп. Анастасия Синаита, Архиепископа Иоанна Руставского, др. авторов с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Серафимов, Азбука веры, Логослово, Фома и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://serafimov.narod.ru/temmat/yazik2.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.d_05_0006
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/61633.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/58248.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/38066.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/57738.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/4205.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/43733.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/1678.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/56974.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/1495.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65298.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/64838.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/authors/756.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68905.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/72230.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/72483.htm
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/osugdenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/oblichenie.shtml
  http://mirvam.org/2014/02/26/%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%
  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2179_1/#comments
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3621/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_39/topic_2355/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_39/topic_2245/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_39/topic_2179/
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=1410
  http://www.foma.ru/xristos-umer-za-grexi-nashi.html
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/34Osuzhdenie.htm

                            

             


 

 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 
  
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 2439

Поиск