"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Своеволие (Самочиние)
 
  – огорчение Христа стремлением к внутренним/духовным/душевным и к внешним/телесным качествам/действиям/поступкам, соответствующим собственной/личной/злой воле (по определению противостоящей доброй воле/промыслу/замыслу Божию)…




 
 
 
  "29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
  30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
  (Лк. 7)"
  "16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
  (Тит. 1)"
    "21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
  (Фил. 2)"
  "21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
  22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
  23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
  24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
  25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её;
  26 какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
  (Мф. 16)"
  "5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
  6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
  7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
  8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
  9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
  (Ин. 13)"
  "10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
  11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
  (Ин. 18)"
  "3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
  (2 Петр. 3)"
  "4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: иминиспровергаем замыслы
  5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
  6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
  (2 Кор. 10)"
 
 "1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. 
  (Прит. 18)"
  "18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.
  19 Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.
  (Прит. 29)"
  "
11 как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались.
   (Иер. 13)"
  "21 Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: «не послушаю». Таково было поведение твоё с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего. 
  (Иер. 22)"
  "7 и пошли в землю Египетскую, ибо не послушали гласа Господня, 
  (Иер. 43)"
  "4 Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь. 
  (Зах. 1)"
  "1 И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим,
  2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
  3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
  (Еф. 2)"
  "17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
  18 Но Лот сказал им: нет, Владыка!
  (Быт. 19)"

 






  "Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Спасение есть во мнозе совете", - пишет Авва Дорофей. А в утешение тех, кто еще не нашел духовного руководителя, он добавляет: "Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою.
   Доброе устроение Вашей души - желание занять последнее место новоначального послушника, который служит старшим отцам и братиям - не совсем правильно в Вашем положении. Вы хорошо приписали: "Но если Вы видите какую-нибудь опасность или ошибку в слишком крайнем стремлении унижаться пред ними и служить им, то пишите мне". В Вашем добром, по-видимому, намерении действительно скрывается некоторая и опасность, и ошибка. Вместо того, чтобы научиться "смирению, служению и послушанию", Вы научитесь обратному.
  И не удивляйтесь тому, что я Вам говорю. Безошибочный путь к тому, чтобы научиться вышеуказанным добродетелям вот какой: Вы сам не ищите ни славы, ни бесчестия, ни власти управлять, ни унижения в самовольном служении. Не только не ищите преимуществ пред ними, но, что у Вас уже есть, имейте в сердце своем готовность с радостию уступить во всем и подчиниться, но в том только и в той мере, в чем и в какой они захотят. Сами же не проявляйте инициативы. Какое они Вам место отведут, то и занимайте. Последнее, среднее или первое. Если что попросят или прикажут - сделайте. Сами не набивайтесь ни в чем, но и не противоречьте.
  Если же Владыка Митрополит Вас поставит начальником, то не противьтесь ему. Самое большее, что разрешается в таком случае, - это сказать приблизительно так: "Владыко Святый, Ваше благословение и воля - для меня благословение и воля Божия, и я совершенно не дерзаю противиться Вам, но, вполне сознавая свою немощь и неопытность, должен сказать Вам прежде, что послушание, которое Вы хотите возложить на меня, превышает мои силы."
  В других случаях, то есть когда Вам поручают дело по Вашим силам, - скажите только с поклоном: "Благословите", и все. Не говорите - "я недостоин" или другое что, не отказывайтесь, если и не нравится, не радуйтесь слишком, если по душе. Во всех случаях только старайтесь не высовываться, а лишь с радостию и простотою, и готовностью выполнить всякую просьбу, поручение, посильное Вам. Если так будете делать, то и Богу, и людям любезны будете и истинному смирению и кротости научитесь, которая состоит в том, чтобы не унывать в унижении и не возноситься в чести. Указанный Вам путь есть высокий, совершенный путь. Искать большего - то есть стремиться к уничижению - не Ваша мера.
  Чрезмерность же всегда приводит к дурным последствиям (простите меня за откровенность). Учиться послушанию - отсекать свою волю - это Ваш долг. Смысл здесь такой. Не прилепляясь ни к чему душою, не задумываясь ни о чем по пристрастию - Вы всегда будете блаженствовать, имея душу и ум свободными для богомыслия и молитвы. Когда Вам скажут - сделай то-то и так-то, то Вы свободны от необходимости думать, что и как сделать. А это - т. е. иметь ум свой cвoбодным от помышлений о вещах мира сего (для нас самое нужное - иметь чистый от помышлений о всем вещественном, о земном ум и сердце свободное от пристрастий) - необходимо для чистой молитвы.
  Второе, к чему необходимо стремиться в послушании, - это навык отсекать свою плотскую волю, который нам необходим для того, чтобы мы легче могли исполнять заповеди Божии, т. к. плотская наша воля (и мудрование) всегда противятся Божией воле (выраженной в заповеди). В сих двух заключен смысл послушания. Цель подвига - исполнение воли Божией. Первая и наибольшая заповедь - любить Бога. Когда мы отрываемся от памяти Божией, забываем о Боге - тогда мы погрешаем против этой заповеди.
  Впрочем, есть еще и третья сторона. Бог дважды не судит. Если Вы делаете за послушание какое-либо дело со всею добросовестностью, то Вы свободны от ответа пред Богом. Отвечает давший Вам приказание, так что совесть Ваша все время пребывает мирною.
  Если Вы теперь согласитесь принять к неуклонному руководству то, что сказано, то Вы в кратчайший срок сделаете великий успех в духовной жизни. Следуя указанным путем, Вы увидите, что в старце у Вас не будет той потребности. Вы как бы сами себе сделаете старца из Владыки и собратий своих. Старец нужен вот для чего:
  1) Отсекать в послушнике-ученике всякое проявление личной греховной/плотской воли, направляя ее согласно с волею Божией.
  2) Окормлением (то есть наставлениями) возводить ученика от низших ступеней добра на более высокие. Давать ему делания, соответствующие его духовному возрасту и силам.
  Первое заменяется для Вас через отсечение своей воли пред Владыкою и собратиями по монастырю. Второе – через чтение святоотеческих аскетических творений, уже имеющихся у Вас. Но это не может заменить вполне старца (идеального, совершенного), которого, однако, всегда и во все времена было нелегко найти. Кроме того, современные послушники (самочинные, самонадеянные, умные, нетерпеливые, несмиренные, всезнающие) не способны жить под старцем (настоящим).
  Беседа с единодушными (ищущими спасения) так же много помогает нам. Когда все же накопятся недоумения и трудности такие, что человек становится совершенно в тупике, то (если он по устроению сердца и по подготовке своей окажется способным) Господь пошлет ему такого человека (старца) или собеседника, который поможет ему и выведет его на правильную дорогу.
  Так пространно я изложил Вам то, о чем сначала кратко написал по повелению старца отца Силуана.
  Советую Вам, примите к неуклонному руководству указанный Вам путь и делание. Это освободит Вас от раздумий и изысканий у Святых Отцов. Это внесет в Вашу жизнь спокойствие, определенность, уверенность.
  Не всякий священник или монах может быть духовным отцом. В настоящее время появились пастыри, которые, не имея достаточного духовного опыта, берут на себя не подобающее им достоинство учителей и старцев. По словам Святейшего Патриарха Алексия II: "Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества.
  Подлинный старец, прежде всего благодаря высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара, он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные "старцы" (а вернее их будет назвать "младостарцами"), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена, употребляют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам (по большей части духовно еще не окрепшим) формы духовного руководства, уместные только в монашестве.
  Нередко, в доказательство преданности себе, они требуют от приходящих к ним продать их скудное имущество, в результате чего те, лишившись имущества и жилья, попадают в абсолютную зависимость от такого пастыря. Столь превратное толкование слов Спасителя: "Все, что имеешь, продай... и... следуй за Мною", больше согласуется с практикой современных тоталитарных, сект, наводнивших Россию в последние годы, чем с духом Евангельских заветов."
  "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принижать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей.

  Кто ради страха Божия отсекает свою волю, тому Бог неведомо для него, так что он и не знает, как это бывает, дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимой в сердце его, открывая при этом очи сердца его, чтобы познал волю Божию, и подавая силу исполнить ее. Творит же это благодать Святого Духа, а без нее ничего не бывает. Старающийся умертвить свою волю должен творить волю Божию: вместо своей воли вводить в себя волю Божию, насаждать и внедрять ее в сердце своем. (Из письма архим. Софрония (Сахарова) к Д. Бельфуру (осень 1932 г.))"
  "Служение Христу, рабство Ему освобождает от бремени грехов и страстей. Также и подчинение ради Его - есть подчинение лучшим требованиям своего собственного духа, а не отрицание свободной воли человека. Ведь нравственная христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении, как и политическая - не в анархии, а в управлении. О том, что только простым, смиренным и послушливым людям Господь являет Себя, часто указывал (Прп. Силуан Афонский)"    
  "Воля человека есть медная стена между ним и Богом. Если человек оставит ее, то и он говорит с Давидом: Богом моим прейду стену. Бог мой, - непорочен путь Его; когда то есть, с волею его соединится правда Божия, то человек делает. (Прп. Пимен Великий)"
  "Ты свои собственные планы поставляешь впереди планов Божиих, потому страдаешь. Доверием Богу и смирением решаются все проблемы. (Прп. Паисий Святогорец)"
   — Скажите мне, Старче, почему, несмотря на великую любовь, которую имеем ко Господу и к добродетельной жизни, все-таки сопротивляемся, восстаем против воли Его, как сказали Вы в начале своей беседы.
  — Дитя мое, жизнь здесь, на земле — это непрерывная физическая и умственная борьба. Сначала война мысленная, и когда больше не можем мыслями, тогда сводим счеты друг с другом.
  Мы на земле находимся в таком состоянии и думаем, что боремся за веру. Однако, как отдельно взятые люди, не можем ничего сделать для веры, но только если мы объединимся в одно — тогда это сила и мощь. Мы должны бороться, ибо мы дети падших родителей, и наши неприятели, мысленные силы, постоянно нас уводят с правильного пути. Неприятель учит еще совсем маленьких детей, чтобы они противились родителям. Знает хорошо неприятель, если они противятся еще как дети, то легко управлять ими целую жизнь, и будут они его.
  Недавно ко мне пришли мать и отец со своей дочкой, ей десять, самое большое двенадцать лет. Говорят они ребенку, чтобы она рассказала, что с ней происходит. И она говорит: «Я люблю своего папу и свою маму, потому что они меня очень любят. Я их очень люблю, но не знаю, почему мне в голову постоянно приходит мысль, чтобы я противилась маме и папе, чтобы не слушалась их, хотя я и не хочу этого делать. Я хочу слушаться и маму, и папу, но не имею мира» (Арихим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем. (Схиигум. Иоанн (Алексеев))"
  "Кто признает полезным то, что ему угодно, тот ненадежно судит о справедливом – он похож на слепца. Не должно собственную волю предпочитать воле Господней, но при всяком деле надо понять, какова воля Божия, и исполнять её.
 (Свт. Василий Великий)" 
  "Во всяком случае отсекай свою волю. Не надейся на свою правду, но всегда имей перед очами свои грехи. Кто надеется на свою правду и следует своей воле, тот не избежит вражеских козней, не найдет себе покоя, не познает своих недостатков. Трудно ему получить милость Божию в час исхода. Постоянно понуждай себя отсекать собственную волю, ибо собственная воля губит все добродетели. Отсечение же собственной воли связывает добродетели союзом мира. Кто отсекает свою волю перед ближним, тот доказывает этим, что его ум служит добродетели. Обнаруживает неразумие тот, кто настаивает на исполнении своей прихоти, оскорбляя ближнего. (Авва Исаия)" 
  "Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый обогатится сторицей имением или дарованиями, а второй наследует Жизнь Вечную. Собственная воля надмевает душу. (Прп. Иоанн Лествичник)" 
  "Следовать за Христом – значит отречься от своей воли. Признак самолюбия, когда, оставив волю Божию, человек исполняет свою и не делает, того, что хочет воля Божия, и делает то, что воля Божия не хочет, от этого следует разорение всего закона Божия. Самолюбием же это называется потому, что человек любит себя, а не Бога, и угождает себе, а не Богу. А любовь должна угождать любимому, а не себе. Человек, живущий по своей злой воле, мертв для Бога. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику. (Прп. Исаак Сирин)" 
  "Не так страшны все демоны, как страшно следование собственному сердцу, то есть своим помыслам, а не закону Божию. (Авва Исидор)"
   "Не стройте своих планов, а если и строите, не пытайтесь их осуществить во что бы то ни стало, своей силой. Всё равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а так, как найдет полезным для Вас Господь. (Игум. Никон (Ворбьёв))"
  "Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. (Автор неизвестен)"
  "Митрополит московский Фотий в послании к братии заповедует им блюстись, так как враг уловляет в свою волю. 
  Но желательно иметь понятие, как уловляет. Разве он кого-нибудь из нас держит насильно в клетке как попугая? Нет. А суть в том, что сатана ведет кропотливую работу, чтобы наша воля стала совпадать с его волей и чтобы нам стало нравиться то же, что и ему: гордость, тщеславие, ненависть, блуд. 
  Когда он этого достигает и мы это имеем в себе, это и есть уловка в свою волю, потому что подобное стремится к подобному. И, напротив, исполняя волю Божию, мы становимся подобными Ему по качеству своей души."




 
"Только усердно прошу вас: позаботьтесь о ваших душах. Пусть ни одна из вас не будет похожа на праматерь Еву, но все — на Богоотроковицу Мариам, на Деву Марию. Она, сказав: «Се, раба Господня!» — стала Матерью Божией и Госпожой ангелов. Ее Плод, сладкий Иисус, ради послушания взойдя на крест и сойдя во ад, исцелил великую язву преслушания. Посему познайте отсюда таинства силу. 
(Прп. Паисий Величковский)"
 

 
"Демократия в аду, а на Небе - Царство.  Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости. Мы только называем Господа Богом, а на деле-то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги - плоть наша, сласти, одежды, деньги и проч.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
 
  "Сколько велики и неисповедимы обетованные Богом блага, столько же многих требуют трудов и подвигов, с надеждою и верою совершаемых. И сие явно из следующего: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. И еще: аще кто не возненавидит отца и матерь, и братию, и жену, и чад, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. Большая же часть людей столько неразумны, что желают получить царствие, наследовать вечную жизнь, вечно царствовать со Христом (что весьма высоко и выше всякого понятия), а живут по собственным своим хотениям и им последуют, вернее же сказать, последуют тому, кто посевает в них такие суетные и явно вредные мысли.
  Преслушанием душа погружена в море забвения, в глубину заблуждения и стала обитать во вратах адовых. Разве мы не змии, когда не послушны Богу, а пребываем в преслушании, внушенном змием? 

(Прп. Макарий Великий)"
 
 

  "Знайте, возлюбленные дети мои, что вначале, когда душа человеческая уклонилась от исполнения заповедей Божиих, явилось в свете непослушание Богу, а за непослушание все дýши начали переселяться во ад, как говорит о сем апостол Павел: о Адаме вси умирают.
  Показав вам, возлюбленные мои, какими делами человек очищает душу свою от страстей, я скажу вам, что многие монахи и девы, несмотря на то, что ужé долгое время пребывают в состоянии монашества и девства, еще не приобрели духовной чистоты, потому что презирают наставления отцов своих (духовных наставников, св. отцов - от авт.) и следуют чувственным желаниям сéрдца своего.
  Посему они находятся во власти злых духов, живущих в воздухе. Духи днем и ночью скрытно бросают в них стрелы свои, не дают им нигде покоя и влагают в сердце их гордость, тщеславие, зависть, склонность к оклеветанию и осуждению других, гнев, вспыльчивость и многие другие страсти. Всё сие и подобное сему производят в нас злые духи для того, чтобы приготовить нам не жизнь, но смерть.
  Поскольку я упомянул вам о воле Божией и воле человеческой, то объясню вам еще нечто — то есть, что воля, действующая в сердце человека, бывает троякого рода.
  Только очень немногие монахи и девы умеют различать различные роды воли. Знают сие только те, которые совершили великие подвиги благочестия и приобрели навык различать истину от лжи. Они могут различать качества воли, потому что сказано, что твердая пища свойственна только совершенным.
  Одна воля проистекает от диавола, другая — от самогó человека, третья — от Бога. Первая и вторая воля, то есть воля диавола и воля самогó человека, Богу неприятны. Ему приятна только собственная Его воля.
  
Не будь непослушен, иначе будешь орудием и сосудом всех зол и неправд.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "Берегись себя самого, как злейшего своего врага, и не следуй ни своей воле, ни своему уму, ни своему вкусу и чувству, если не хочешь потеряться. Потому держи всегда наготове оружие против себя самого и, когда твое хотение склонится на что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаженное от всего постороннего, перед Богом и с глубочайшим смирением умоляй Его, да будет в этом Его, а не твоя воля. И сделай это с искренним сердечным преданием себя в волю Божию, без всякой примеси самолюбия, зная, что сам в себе ты ничего не имеешь и сам по себе ничего не можешь сделать для спасения. 
  Всякий раз, как бессловесная воля чувственная, с одной стороны, а воля Божия, совестью изрекаемая, с другой, борят свободное твое произволение и влекут его к себе, ища препобедить его, надлежит тебе, если ты искренний ревнитель о добре, с своей стороны употреблять подобающие приемы, чтоб способствовать воле Божией одержать победу. Для сего:
  Как только ощутишь движения низшей чувственной и страстной воли, тотчас всеусильно воспротивься им и отнюдь не допускай, чтоб твое произволение склонялось на них, хотя бы мало,- подави их, отжени, отрей от себя сильным напряжением воли.
  Чтоб это успешнее совершилось и принесло добрый плод, спеши возгреть вседушную неприязнь к такого рода движениям, как к врагам своим, ищущим похитить и погубить душу твою,- разгневайся на них.
  Но в то же время не забывай взывать к Подвигопомощнику нашему, Господу Иисусу Христу, о помощи, ограждении и укреплении доброй воли твоей, ибо без Него не можем мы иметь успеха ни в чем.
  Сии три внутренние действия, искренно воспроизведенные в душе, всякий раз дадут тебе победу над недобрыми движениями. Но это есть только прогнание врагов. Если хочешь их самих поразить в самое сердце, для сего теперь же, если удобно, сделай что-нибудь противоположное тому, что внушало страстное движение, а если можно, положи делать это всегда. Это последнее, наконец, совсем избавит тебя от появления испытанных тобою нападений.
  Поясним это примером. Предположим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушением отплатить. Внимай себе и спеши осознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе; потому стань в позу воюющего и защищайся:
  Пресеки эти движения, не давай им хода далее внутрь и никак не допускай своему произволению стать на сторону их, будто правую. Это будет - воспротивиться им.
  Но они все стоят в глазах, готовые опять к наступлению; восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать: неправду возненавидех и омерзих или: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми. Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут.
  Взывай к Господу: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися. И не переставай взывать, пока и следа не останется вражеских движений, и не водворится мир в душе.
  Умирившись так, сделай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою к нему мирность и благорасположение слово дружеское, одолжение подручное и т. п. Это будет исполнением того, что заповедует св. Давид: уклонися от зла и сотвори благо.
  Такого рода действия прямо ведут к навыку добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали, а навык сей есть поражение их в сердце или умерщвление. Такого рода действия потрудись предупредить или сопроводить, или заключить таким внутренним решением, которое навсегда делало бы невозможными подобные страстные движения, именно в предлагаемом примере, почетши себя достойным оскорбления всякого, произведи в себе желание оскорбления и всякого рода онеправдований, возлюби их и стань готовым с радостью встречать и принимать их, как спасительнейшие врачевства. В других же случаях другие соответственные старайся возбудить и утвердить в себе чувства и расположения. Это и будет - изгнать из сердца страсть и заменить ее противоположною ей добродетелью, что и есть цель невидимой брани.
  Предложу тебе общее на все случаи указание по руководству святых отцов. Три у нас в душе части, или силы: мысленная, желательная и раздражительная. От этих трех сил по причине повреждения их рождаются и троякого рода неправые помыслы и движения. От силы мысленной рождаются помыслы: неблагодарности к Богу и ропотливости, богозабвения, неведения божеских вещей, нерассудительности, всякого рода хульные помыслы. От силы желательной рождаются помыслы сластолюбия, славолюбия, сребролюбия со всеми их многочисленными видоизменениями, составляющими область самоугодия. От силы раздражительной рождаются помыслы гнева, ненависти, зависти, мщения, злорадства, зложелательства и все вообще злые помыслы.
  Все такие помыслы и движения следует тебе побеждать показанными приемами, стараясь всякий раз восставлять и водружать в сердце противоположные им добрые чувства и расположения: вместо неверия - несомненную в Бога веру, вместо ропотливости - искреннее благодарение Бога за все, вместо богозабвения - непрестанную углубленную память о Боге вездесущем и всесодержащем, вместо неведения - ясное созерцание или в уме перебирание всех спасительных истин христианских, вместо нерассудительности - чувства, обученные в рассуждении добра и зла, вместо всяких хульных помыслов - Богохваление и славословие; равным образом вместо сластолюбия - всякое воздержание, постничество и самоумерщвление, вместо славолюбия - смирение и жажду безвестности, вместо сребролюбия - довольство малым и нищелюбие; также вместо гнева - кротость, вместо ненависти - любовь, вместо зависти - сорадование, вместо мщения - прощение и мирность, вместо злорадства - сострадание, вместо зложелательства - доброхотство.
  Мысленную силу свою укрась непрестанным к Богу вниманием, молитвой и ведением Божеских истин, силу желательную - полным самоотвержением и отречением от всякого самоугодия, силу раздражительную - любовью; и, верное слово, свет ума твоего никогда не помрачится в тебе, и сказанные недобрые помыслы не возмогут найти места в тебе. Если ты самодеятельно будешь восставлять в себе утром, вечером и в другие часы дня исчисленные добрые чувства и расположения, то враги невидимые не приблизятся к тебе, ибо в таком случае ты будешь походить на полководца, который непрестанно осматривает ополчение свое и строит его в боевой порядок, а на такого нападать - враги это знают - неудобно.
  Останови побольше внимание свое на последнем пункте - на действиях, противоположных тем, к каким влекут страстные помыслы, и на водружение в сердце противоположных страстям чувств и расположений. Только этим способом можешь ты искоренить в себе страсти, стать в более безопасное положение. Ибо пока корни страстей остаются внутри, они всегда будут производить из себя свои порождения и ими затуманивать лик добродетелей, а иногда и совсем закрывать и вытеснять. В таких же случаях мы подлежим опасности опять впасть в прежние грехи и сгубить все труды свои.
  Ведай потому, что этот последний прием должно тебе не однажды только употребить, но надо употреблять часто, многократно, непрерывно, до тех пор пока не разобьешь, не расстроишь и не истребишь страстного навыка, против которого вооружаешься; ибо как навык сей взял силу над сердцем частым повторением известных действий в удовлетворение живущей в нем страсти, так, напротив, для ослабления и уничтожения такой власти надлежит, кроме сердечного его отражения, употребить противоположные прежним действия, противные страсти, ее бьющие и поражающие.
  Их учащение прогонит страстный навык, убьет движущуюся в нем страсть и укоренит в сердце противоположную добродетель и навык к соответственным ей делам. При этом я не стану много тебе толковать, так как это само собой видно, что для приобретения добрых навыков необходимо делать больше дел добрых, чем для навыков недобрых требовалось дел недобрых, потому что худые навыки скорее укореняются, имея помощником и споспешником себе живущий в нас грех или самоугодие. Посему, как ни будут казаться тебе трудными и неудобоисполнимыми такие противные твоей страсти действия, то по причине немощности еще твоей доброй воли, то по причине сопротивления тому твоей воли страстной, самоугодливой, ты ни за что не оставляй их, но всячески нуди себя их делать. Пусть они несовершенны вначале, но всячески они поддержат твою твердость и мужество на брань и угладят тебе путь к победе.
  Напоминаю тебе, кроме того, что тебе надобно отсекать и умерщвлять всякое пристрастие к вещам, хотя и позволительным, но не необходимым, коль скоро замечаешь, что ослабляют они напряжение доброй твоей воли, отвлекают внимание к себе и расстраивают заведенный тобою порядок благочестивой жизни, каковы: прогулки, вечера, беседы, знакомства, стол, сон и подобное. Много добра получишь ты от этого - подготовишься побеждать себя и во всем другом, сделаешься более сильным и опытным в борьбе с искушениями, избежишь многих и многих сетей диавола, который умеет расстилать их среди этих незазорных стезей, и, уверяю, будешь совершать дела, не неблагоугодные Богу. Ведай, что самопротивление и самопринуждение тут - неотложный закон, исключающий всякое самоуслаждение, даже в духовном порядке жизни.
  Если ты примешаешь сюда или исключительно будешь избирать делания лишь приятные, хотя из духовного порядка, то испортишь все свое дело, будешь трудиться, но настоящего плода не получишь, получишь только пустоцвет и ни в чем духовном подлинно и прочно не установишься. Будет казаться, что имеешь нечто духовное, но на деле того не будет. Ибо все истинно духовное производится благодатью Святого Духа; благодать же сия вселяется только в тех, кои распяли себя в злостраданиях и произвольных лишениях без всякого самосожаления и чрез то соединились с распеншимся за них Господом Спасителем нашим.
  Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все к одной цели - стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Тогда и желания твои будут правы и благочестивы и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, полагаясь на волю Божию.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

"Ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли; поистине от этого человек преуспевает более, чем от всякой другой добродетели. Отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения этого человек должен потрудиться до смерти. 
(Авва Дорофей)"
 


"Не все, живущие в монастырях - монахи. Но тот монах - кто исполняет дело монашеское. Господь сказал: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех. Ты вопрошаешь и не стараешься исполнять сказанного тебе; опять вопрошаешь, и тщеславно передаёшь это другим из человекоугодия, и сам препятствуешь себе преуспеть вскоре; а потому и подвергаешься искушениям во сне, и демон нападает на тебя и давит тебя. Бог же попускает сие для того, чтобы ты вразумился и укорял себя, как следует иноку; а ты не понимаешь сего, брат. Время нам дано для того, чтобы испытывать наши страсти, плакать и рыдать. Если же ты, пребывая в келлии, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всём и повергни немощь твою пред Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нём.
(Прп. Варсонофий Великий)"

 

 
"Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого? Тем, что не хотим ради Господа оставить собственную волю, мы сами вредим своей душе. В какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к преуспеянию. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более наносит себе вреда. Поэтому не желай раболепствовать собственной воле, но лучше будь послушен воле Божией. Знай, что пока ты легко предаешься своей воле, ты далек от совершенства. Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога, потому что от Него Единого крепость и сила.
(Прп. Ефрем Сирин)" 

 
 
"Диавол никаким другим пороком столько не возносит христианина на стремнины и не приводит к смерти, как тем, что убеждает его пренебрегать советами отцов и последовать своему мнению и своей воле. Наша воля - медная стена между человеком и Богом. И когда только человек оставит свою волю, он может сказать: "О Бозе моем прейду стену, Бог мой, непорочен путь Его." Разрушить эту медную стену, оставить свою волю при помощи старца и хочет ученик. Ибо многими опытами доказано, что монахи никогда не могут потушить в себе пламень гнева, печали, нечистоты, не могут приобрести истинного смирения, если не научатся прежде подчинять свою волю воле наставника.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"
 
 
 
  "Руководящийся отеческими писаниями монах во всяком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение. Утратит его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне.
  Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов. Напротив, оно, окруженное соблазнами, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается. Позволившие себе следовать своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились ими, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли навеки. Нет возможности исполнять одновременно волю свою и Волю Божию. От исполнения первой оскверняется исполнение второй.
  От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву. Руководящийся отеческими писаниями монах во всяком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение. Утратит его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне. Покушающиеся самовольно вторгнуться в то, что скрыто Богом от нас, признаются искусителями Бога и изгоняются от лица Его во тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий.
  Кто не научился побеждать своей воли, никак не сможет погасить ни гнева, ни печали, ни духа любодеяния, не сможет стяжать ни истинного сердечного смирения, ни всегдашнего единения с братиями, ни даже пребыть долго в общежитии. Не должно самому подвижнику своевольно и дерзко ввергаться в скорби и искушать Господа: в этом безумие, гордыня и падение.
  Сочетавшийся с греховными помышлениями и мечтаниями, сочетавается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий: почему необходимо бороться с помыслами.  
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



  
"Не говорил ли Я: "Елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде?" А вы исполняли только свои хотения и похоти, лихоимствуя, похищая, обижая, и вообще угождали только себе самим.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 

 
"Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, часто претыкается, и впадает во многие рвы и сети лукавого, часто заблуждается и подвергается великим бедам, и не знает, куда наконец придет. Многие проходили большие подвиги самоумерщвления и большие понесли Бога ради труды и поты; но самочиние, нерассудительность и то, что не считали нужным обращаться за спасительным советом к ближнему, сделали такие труды их небогоприятными и тщетными. Делающий добро и ищущий награды не Богу работает, а своему желанию.
(Прп. Марк Подвижник)"














  Своеволие является одним из четырёх соборных неслитных/нераздельных/неразлучных пороков (вместе с гордостью, злолюбием и сластолюбием)…  
  Своеволие рождается из системного порока жестокости (в свою очередь исходящей из системообразующего порока ненависти)…
  Поскольку жестокость является непосредственным проявлением ненависти, то (по причине причинно-следственно взаимосвязанности) своеволием же она и увеличивается...
  Своеволие противостоит соборной добродетели послушания... 
  Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что у христианина существуют две основные духовные задачи - отказавшись от своих (человеческих, порочных) воли и ума, обрести волю и ум Христовы... 
  Любить собственные желания - казалось бы, чего уж здесь такого плохого?... 
  Разница-то небольшая… 
  Человек хочет получать удовольствие, а Христос хочет для него бесконечного блаженства… 
  Кажется, что цели у человека и у Христа одни и те же… 
  На самом же деле разница между человеческими желаниями и волею Христовой колоссальная… 
  Воля человека – получение удовольствия… 
  А должна быть только любовь к Христу и к ближнему - т. е. желание бесконечного блаженства как Иисусу, так и ближнему, а также и все необходимые для этого действия (которые оглашены в заповедях Христовых)... 
  Человек стремится к удовольствию либо сознательно, либо неосознанно…
  А должен стремиться к Христу... 
  Получение удовольствия - единственный мотив всех действий человека бесчинного… 
  А должен быть - радость Господа Иисуса... 
  Удовольствие – цель жизни человека нечестивого… 
  А должна быть - исполнение заповедей Христовых (спасение)... 
  Пребывание в удовольствии – смысл жизни человека своевольного… 
  А должен быть - исполнение заповедей Христовых (первая из которых - покаяние)...
  Истина заключается в том, что результатом воли человеческой и соответствующей ей жизни являются его вечные гееннские муки… 
  Чтобы результатом человеческой жизни стало его бесконечное блаженство, человеку необходимо отказаться от своей воли (как смертельно опасной для него же самого)… 
  Человеку крайне необходимо усвоить волю Христову (желания Иисусовы, регламентирующие правильную жизнь человека и сформулированные Им в Евангелии)…
  Воля Христова относительно любого человека сформулирована в Его заповедях… 
  В них просто и обстоятельно объясняется, как надо жить человеку, чтобы обрести свое бесконечное блаженство через бесконечное же свое обожение(уподобление Иисусу)… 
  Любовь к своей воле настолько вредна, что практически делает совсем невозможным для человека переход из земной жизни в жизнь бесконечную… 
  Человек своевольный переходит из временной, земной жизни в вечную смерть – в геенну…
  Своеволие и очень опасно, т. к. нередко прикрывается как бы  благородными мотивами - ложными/неправильными/мнимыми  храбростью (дерзостью), мужеством (упрямством), милосердием (жалостью), человеколюбием (человекоугодием/лицеприятием), щедростью (расточительностью) и пр., и пр. … 
  Когда ап. Пётр как бы из любви отговаривал Христа от крестной смерти, Господь назвал его даже сатаной… 
  Сатана (противник) - одно из имен дьявола… 
  Воля человеческая противится воле Христовой… 
  Воля человеческая ведет человека в ад, а воля Христова – в Царство Небесное… 
  Когда Христос хотел умыть ноги ап. Петру, тот как бы из смирения не соглашался… 
  Тогда Иисус пригрозил ему отлучением от Себя… 
  Но ап. Пётр как бы по послушанию предложил омыть себя всего… 
  Когда Христос предупреждал апостолов, что они скоро оставят Его из страха перед иудеями, все как бы из любви к Нему утверждали обратное… 
  Когда же иудеи пришли в Гефсиманский сад взять Иисуса, ап. Петр как бы из любви ко Христу ударил мечем наглого раба, протянувшего свои дерзкие руки ко Господу… 
  Своеволие очень хитро, коварно, лукаво… 
  Расплата в ту трагическую ночь последовала скоро…
  Не пропел петух и трижды, как ап. Петр трижды же отрекся от Христа… 
  Умер душою… 
  Из-за своеволия… 
  Но - воскрес вскоре…
   Из–за послушания… 
  Есть такая заповедь (воля) Христова о покаянии человека… 
  Ап. Петр покаялся… 
  Награда (результат) не заставила себя долго ждать – он стал первоверховным (главным) среди апостолов…  
  Яркой иллюстрацией к пользе добродетели послушания (и соответственно, ко вреду порока своеволия) является Евангельский эпизод на озере Галилейском, когда ничего не поймавшие за всю ночь апостолы, по послушанию Христу забросили сеть и она до отказа наполнилась рыбой (однако, не прорвавшись - сохранив свою целостность)…
  Сеть здесь – суть душа человеческая; рыбалка – деятельная земная жизнь человека; ночь (отсутствие света) – своеволие (отсутствие воли Божией); ночная рыбалка (после которой всегда потом приходилось починять сети и пр.) – своевольная жизнь по заповедям человеческим без Христа и послушания Ему; отсутствие рыбы в сети (неудачная/безрезультатная ночная рыбалка) – отсутствие добра как такового (напр., послушания) или отсутствие возрастания в добре, или умаление в нём; усталость после рыбалки, износ/порча/загрязнение снастей/сетей/лодки и пр. ущербы и негативы, неизбежные при ночной рыбалке – суть возрастание во зле/порочности/страстности/тленности/немощности/смертности вообще и в своеволии, в частности…
  Наполнение же сети рыбой при свете утреннего солнца по слову (воле) Христову – суть Царство Божие внутри человека, живущего благодатью Божией (солнечный свет) по заповедям Иисусовым, где рыба – добродетели, сохранение сети - возрастание человека послушливого (его души) в добре вообще и в послушании, в частности…

  Поскольку своеволие является соборным пороком то его (как и системные пороки) исповедовать на Исповеди малоэффективно/малополезно... 
  Своеволие врачуется непрестанным келейным/внутренним покаянием в нём и посильным послушанием Иисусу - т. е. жизнью по всем остальным заповедям Христовым, послушание же и увеличивающей...  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья игум. Нектария (Морозова) с сайтов Православие.Ру и Мир вам...

 




 
 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
  
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1847

Поиск