"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Гневливость


 – огорчение Христа стремлением к сильным (высоким по своей степени) эмоциональным раздражению и недовольству (гневу), возникающим в человеке из–за обстоятельств, не соответствующих/противоположных его воле…


 

  
 
  "19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
  20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
  (Иак. 7)"
  "22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
  (Мф. 5)"
  "11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
  (Лк. 6)"
  "33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
  (Деян. 5)"
  "22 Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека.
  23 Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием.
  24 До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его.
  6 Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом.
  7 Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих. 
  33 Злоба и гнев - тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими.
  3 Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения;
   4 к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих;
  5 сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?
  6 Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди;
  7 помни заповеди и не злобствуй на ближнего;
  8 помни завет Всевышнего и презирай невежество.
  9 Удерживайся от ссоры - и ты уменьшишь грехи;
  10 ибо раздражительный человек возжжет ссору; человек- грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире.
  11 Каково вещество огня, так он и возгорится;
  12 и какова сила человека, таков будет и гнев его, и по мере богатства усилится ярость его.
  13 Жаркий спор возжигает огонь, а жаркая ссора проливает кровь.
  14 Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих.
  (Сир. 1:22-24; 10:6-7; 27:33; 28:3-14)"
  "24 Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике.
  25 И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник.
  26 И возревновал он по законе, как это сделал Финеес с Замврием, сыном Салома.
  27 И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!
  28 И убежал сам и сыновья его в горы, оставив всё, что имели в городе.
  (1 Макк. 2)"
  "26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 
  32 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
  (Еф. 4)"
  "2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. 
  (Иов. 5)"
  "16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. 
  (Прит. 12)"
  "18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. 
  (Прит. 15)"
  "3 Тяжёл камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. 
  (Прит. 27)"
  "11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. 
  22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит. 

  (Прит. 29)"
  "8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
  9 Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
  (Екк. 7)"
  "4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. 
  (Ис. 27)"
  "11 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. 
  (Ам. 1)"


 



 

  "Один монах жил в монастыре, и постоянно приходил в гнев [на кого-либо из братий или посетителей]. И он решил: "уйду отсюда в уединенное место, и так как там ни к кому не буду иметь отношения, то оставит меня страсть гнева". Покинув монатырь, он поселился один в пещере. В один день, набрав сосуд воды, монах поставил его на землю, - и сосуд тотчас повернулся вниз. Взяв его, он набрал воды в другой раз, сосуд опять опрокинулся. Потом наполненный водой сосуд и в третий раз повернулся вниз. Брат, рассердившись, схватил его и разбил. Придя же в себя, он понял, что над ним издевается диавол, и сказал: "вот я удалился в уединение, - и побежден им! Пойду опять в монастырь; ибо везде нужны терпение и помощь Божия!" И вернулся на прежнее место. Авва Агафон сказал: гневливый человек, даже если бы мертвого воскресил, не будет угоден Богу. (Древний патерик)"
  "Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его. (Авва Дорофей)"
  "Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается. (Прп. Нектарий Оптинский)"
  "Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью - она исправляется кротостью. (Прп. Иосиф Оптинский)"
  "Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св. Апостола, правды Божия не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устроении горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходит от нашего своеразумения и самочиния. В чьей душе закрадутся и утаятся они, оттуда мир и спокойствие бегут, а мятежность и смущение водворяются. (Прп. Амвросий Оптинский)"
 
 "Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви. Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев грех заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам. "Христос вкусил за нас желчь, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое суетное смущение. (Авва Исаия)" 
  "Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
 
 "При напраслинах, оскорблениях и нападках не обращай внимания на то, насколько неправы причинившие их тебе. Остановись вниманием только на том, что Бог для твоего блага попустил тебе это встретить и что ты этого блага себя лишишь, если допустишь нетерпимость, раздражение и немирность. Не допытывайся и того, почему именно тебе попустил это Бог. Веришь, что Бог всегда праведен и милостив? Веруй, что и в настоящем случае Он проявляет правду и милость, хотя и не понимаешь, как. (Прп. Пётр Дамаскин)"
  "«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»,— говорит Господь. Не гневайся ни на одного человека, хотя бы и сильно кем-либо был оскорблен: «Ибо гнев человека не творит правды Божией»,— говорит апостол. 
  «Солнце да не зайдет во гневе вашем, говорит апостол.— Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». 
  Остерегайся даже и ненапрасного гнева, чтобы не помутить яростью своего душевного ока: «Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих». Отнюдь не должен ты ни на кого ни за что гневаться, за исключением лишь случая, если бы кто отлучал тебя от Бога и любви Его. Если же никто не отлучает тебя, напрасно гневаешься. Но, как говорит апостол, от Бога и от любви Его никто отлучить не может, не только человек, но и скорбь, и меч. 
  Кто, в злопамятстве и беспамятстве гневаясь, совершил что либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно раздражались и гневались на согрешающих, никого не наставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу. Хотя иногда они и ожесточались на согрешающих, однако не с яростью и не гневаясь без памяти, но благоразумно и с долготерпением, молясь Богу о согрешающих, их исправляли и наставляли. 
  Бог предусмотрительно создал пчелиную матку не имеющей жала: если бы имела она его, всех бы умерщвляла. Это пример начальствующим: ибо начальствующему совсем не следует предаваться слепому, беспамятному гневу и ярости, чтобы не умерщвлял он всех, повинующихся ему, своим яростным нападением. Итак, побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь ее кротостью и долготерпением. (Свт. Димитрий Ростовский)" 
  "Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? Как мучит ее этот бес! Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Познай же со всяким прилежанием и испытанием этот смертоносный яд, скрытый в сердце и душе твоей! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем. 
  Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе.
 
 Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу», говорит апостол. Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся. 
  
Не нужно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало, которое отражает недостатки лица твоего. За что же гневаться на проповедника, указывающего на твои грехи? Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Будучи землей, я вместе с тем и лишен владения этой землей: похищают ее у меня различные страсти, в особенности... лютый гнев, я лишен всей власти кротости над собой. Кротость возвращает мне эту власть. Будем... перед каждой молитвой рассматривать свою совесть и, находя в ней злопамятство, искоренять его... молитвою за врагов и благословением их. 
  Если попустишь сердцу твоему ожесточиться злопамятством н оправдаешь свой гнев гордостью, то отвратится от тебя Господь Бог твой и будешь предан на попрание сатане. Злопамятство основано на гордости. Гордость таится даже в освещенных благодатью избранниках Божиих. И они должны хранить себя от этого внутреннего яда и порождаемого им убийства души злопамятством. 
  Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг злопамятства, изгонять его при первом появлении, ни под каким предлогом не позволять ему свить гнездо в душе. Первое приготовление к молитве состоит в отвержении злопамятства и осуждения ближних. Бог есть любовь... следовательно, отвержение любви или злопамятство есть отречение от Бога.

  Ветхий Завет воспрещал грубые последствия гнева, Господь воспретил самое сердечное действие страсти. Дух наш возмущается против Судеб и попущений Божиих от нашей гордости, от нашей слепоты. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
  "У того, чей ум непрестанно устремлен к Богу, и вожделение перерастает в желание Бога, и раздражительная (сила души) преображается в Божественную любовь. Благодаря долговременному Божественному озарению весь ум становится световидным. Стеснив и подавив свою вожделетельную часть, он преобразует ее в непрестанное желание Бога и неослабную любовь к Нему, всецело обращая ее от земного к Божественному. (Прп. Максим Исповедник)"
  "Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться. Непозволительно гневаться как без причины, так и по основательной причине, ибо это воспрещено Господом. Кротость мужа поминается у Бога и душа негневливая делается храмом Святаго Духа. Христос приклоняет главу в долготерпеливом духе, и умиренный разум делается обителию Святой Троицы. Лисицы живут в душе злопамятной, и логовищем зверей служит сердце смятенное. Честный муж избегает гнусного пристанища, и Бог – злопамятного сердца. Упадший камень возмущает воду, и худое слово – сердце мужа. 
  Удали гневливые помыслы из души твоей и раздражение да не водворяется в сердце твоем, чтобы не возмущаться тебе во время молитвы. Как дым от тлеющей соломы беспокоит глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы. Помыслы раздраженного – ехиднины порождения, пожирают породившее их сердце. Молитва раздраженного – мерзостное курение, псалмопение гневного – неприятный звук, дар злопамятного – червивая жертва, и да не приближается к очистительным алтарям. Возмущающие сны видит раздраженный, и нападения зверей мечтаются гневливым. Муж долготерпеливый видит в видении соборы святых Ангелов, и непамятозлобивый упражняется в духовных словесах, ночью приемлет разрешения тайн.
 (Прп. Нил Синайский)" 
  "Отвергаю плотские наслаждения ещё и для того, чтобы отсечь поводы к возмущению гневом. Заметил я, что гнев борет меня всегда по поводу наслаждения, возмущая ум мой и отнимая у меня рассуждение. (Авва Евагрий)"
  "Как же удерживаться, чтобы не воспламеняться гневом от чужого гнева, как огнем от огня? Ибо одинаково плохо, как самому сначала предаться злу, так и прийти в одинаковое расположение с предавшимся ему.
  Во-первых, немедленно прибегни к Богу и проси, чтобы Он нещадно сокрушил разящий тебя град гнева, но пощадил нас, не обижавших других. И в то же время положи на себя знамение креста, которого все ужасается и трепещет и ограждением которого пользуюсь я во всяком случае и против всякого.
  Во-вторых, изготовься к борьбе с тем, кто подал причину к этому гневу, а не с тем, кто предался ему, чтобы тебе, хорошо вооружившись, легче было победить страсть. Ибо неготовый не выдерживает нападения, а кто хорошо приготовился, тот найдет и силы победить. И что значит победить? Равнодушно перенести внешнюю победу над собой.
  В-третьих, зная, из чего ты произошел и во что обратишься, не думай о себе очень много, чтобы не смущало тебя высоко и не по достоинству составленное о себе мнение. Ибо смиренный равнодушно переносит победу над собою, а слишком надменный ничему не уступает. Те же, которые, чтобы сколько-нибудь остановить свое превозношение, сами себя называют землей и пеплом... есть друзья Божии. А ты, как будто совершенный, отказываешься терпеть оскорбления. Смотри, чтобы не понести тебе наказание за самомнение...
  В-четвертых, знай, что и жизнь наша ничто и мы все не безгрешные судьи о добрых и худых делах, но большей частью и чаще всего носимся туда и сюда и непрестанно блуждаем. Что плохо для нас, то еще не плохо для Слова; а что хорошо для меня, то, может быть, не таким окажется для Господа. Одно, без всякого сомнения, плохо: это злонравие. А здешняя слава, земное богатство и благородство – одни детские игрушки. Поэтому о чем сокрушаюсь, тому надлежало бы мне радоваться...
  В-пятых, будем иметь больше рассудительности, Если нет ни малой правды в том, что говорит воспламененный и ослепленный гневом, то слова его нас не касаются. А если он говорит правду, то значит сам я нанес себе какую-нибудь обиду, За что же жалуюсь на того, кто объявил остававшееся до сих пор скрытым? Гнев не сохраняет верности. Ибо если прибегает он часто и к неправде, то удержит ли в себе тайну? После этого успокоишь себя так: если эта вспышка не есть зло, то несправедливо и обвинять ее.
  А если зло, что и действительно так, то не стыдно ли терпеть в себе то, что осуждаешь в других, когда терпишь от них сам, и не вразумляться примером своего врага? Притом если и прежде не пользовался добрым о себе отзывом тот человек, который горячится и дышит дерзостью, то и теперь порицание падет, очевидно, на него, а не на тебя. А если он человек превосходный, то не почтут тебя здравомыслящим за ответ, потому что мнение большинства всегда склоняется в пользу лучшего.
  Но ты делал ему добро? Тем более его осудят. Но он обидел тебя? Ты (же ученик Христов, послушай Господа) не делай ему зла. Но его надобно остановить? Что, если в большее придет неистовство? Он первый начал? Пусть вразумленный и словом, и благонравием твоим, как можно скорее сокрушит ярость... Это обидно? Обидно, если и ты падешь с ним вместе. Неужели и на укоризны больных станем отвечать укоризнами? Не равнодушно ли ты переносишь исступление беснующихся – разумею таких, которые невольно изрыгают злословие? Почему же не перенести этого от безумного и пришедшего в сильную ярость? Конечно, должно перенести, если сам ты в здравом уме. Что сказать о пьяных, у которых рассудок потемнен вином? Ты, если размыслишь о сходстве гневливого с такими - станешь презирать оскорбления. Пришедшего в ярость старайся низложить шутками.
  Смех – самое сильное оружие к победе над гневом. Того, кто оскорбляет человека, не сердящегося на его нападения, но смеющегося над ним, это всего более огорчает и обессиливает. Напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен. Заклинаю тебя, гнев-друг пороков, неприязненный мой защитник и покровитель, надмевающий меня и предающий аду, покорись ныне Богу и Слову.
  Покорись, гневливость - человекоубийственная страсть, очевидное безобразие лица, обуревание мысли, злобное упоение, рога, подталкивающие в тартар, легион бесов, многосложное зло... покорись. Христос хочет, чтобы бесы гнева немедленно бежали от рабов Божиих и, войдя в свиней, скрылись в бездне. Готово принять их это стадо, низвергающееся в глубину. Но не касайтесь нас, о которых имеет попечение Сам Бог.

  Гнев – опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно. Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление — мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу. Самое воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога.(Свт. Григорий Богослов)" 
  "Один проповедник столкнулся с человеком, который утверждал, что «грешный человек в нём умер». Заинтригованный, он пригласил его к себе на обед. Выслушав рассуж дения гостя от начала до конца, он поднял стакан и выплеснул воду прямо в лицо своему собеседнику. Естественно, тот ужасно возмутился и в достаточно резкой форме выразил свое неудовольствие. На что проповедник ответил: «О, как видите, прежний человек в вас вовсе не умер. Он просто был в обмороке и пришел в себя от стакана воды».В нашей жизни много таких «стаканов с водой», которые выявляют в нас то, что в нас есть. (Неизвестный автор)"
  "Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав.

  Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизиться не может. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Сказано, что сдерживающий свой гнев больше берущего приступом город. Сдерживать свое внутреннее раздражение, озлобление - это выше всех подвигов. (Протоиер. Валериан Кречетов)"
 
 "Молитвы во гневе Господь не принимает. Где немирствие  - там враг и тьма, и тягота душевная, и пр. начатки ада. (Игум Никон (Воробьёв))"
  "Каждый раз, когда вам случится разгневаться, раздражиться - как только опомнитесь, кайтесь в уме перед Богом и просите прощения у ближнего. (Иеросхимон. Стефан (Игнатенко))"  
  "В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь и скажешь неправильно и после будешь сожалеть. (Схиигум. Иоанн (Алексеев))"
  "Почему я так раздражаюсь, так злюсь, осуждаю?.. Да потому что во мне это есть, и я вижу это в другом. Если бы во мне этого не было, я бы не видел этого в другом. Когда мне хорошо, мне все милы. Когда мне плохо, мне все не то. (Пётр Мамонов)"


  Записки православного монаха
  "Двум братьям, жившим в своих келиях, некто пожертвовал две пачки свечей. В одной пачке свечи были хороши, а в другой текли и загибали пламя вниз. Один из братьев попросил дать ему эту пачку свечей. Позже я спросил у него: «Отец, почему ты так поступил? Смирился перед вторым братом?». На это он ответил: «Скажу тебе, брат, я человек, склонный к гневу не по разуму, и раздражительный в душе. Свечи, которые текут, будут подвигать меня на гнев и раздражение. И от сего я буду находить повод себе бороться со своей страстью, и угашать её в себе, и думаю найти в том для себя пользу». Подивившись сему, помянул тогда слово Писания: «Если извлечёшь из ничтожного полезное, как уста Мои будешь»."

  "Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле. А он – нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего пути Божию. Если же гневаешься на единодушных братьев, или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души. Итак, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но — смирением и искренней любовью...Никогда не видел я, чтобы совершилось исправление с помощью гнева, но всегда — с помощью любви. Тогда и вразумляемый жертвует собой. Поэтому так и поступайте. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? От оскорблений? Или благодаря любви?
   Когда найдёт на тебя гнев - крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз - станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях. 
(Прп. Иосиф Исихаст)"

 


"Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. Не гневайся. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного… Сколько волос на твоей голове? Ни один из них не забыт у Бога. Видишь ли, как ничто, даже самое малое, не избегает надзора ока Божия? Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога. Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого. 
(Свт. Василий Великий)"

  Икона святителя Василия Великого


  "Когда кто-нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает, и ты не только не будешь иметь гнева против него, но и прольешь слезы. Никто ведь не сердится на страдающих лихорадкой или горячкой; напротив, всех такого рода больных жалеют и оплакивают. Но если даже ты хочешь и отомстить, смолчи, и ты нанесешь обидчику смертельный удар; а если ты на оскорбление сам ответишь оскорблением, то заставишь думать, что сказанное относительно тебя справедливо. В самом деле, почему богатый, когда ему говорят, что он беден, смеется? Потому, что не признает за собой бедности. Следовательно, если мы будем смеяться над оскорблениями, то представим самое лучшее доказательство, что не сознаем за собою того, что про нас говорят.
  Но, скажешь, он чересчур оскорбляет меня. Тем больше, следовательно, будет тебе награда за это. Потому особенно надо оставлять гнев на обидчика, что его ранил диавол. Не укоряй же его еще и ты, и не повергай вместе с ним и самого себя. В самом деле, пока ты стоишь, ты можешь спасти и его; если же ты и себя повергнешь чрез ответное оскорбление, то кто после этого поднимет вас? Тот ли, раненый? Но лежа он не в состоянии будет сделать этого. Или ты, упавший вместе с ним? Но как же ты, оказавшийся не в силах помочь себе, протянешь руку другому? Того ранил диавол; не наноси раны еще и ты, а, напротив, извлеки и прежнюю стрелу. Если мы будем так обращаться друг с другом, то вскоре же будем все здоровы: а если мы станем вооружаться друг против друга, то не нужно и диавола для нашей погибели. 
  Пусть у вас будет общество друг другу служащих друзей, где нет ни гнева, ни досады, ни раздражения, где все действуют по свободному избранию и по любви друг к другу. Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов - вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас. 
  Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев. Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать. Гнев – сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным. Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого. Христос не желает, чтобы мы гневались даже за Него. Послушай, что Он сказал Петру: «Возврати меч твой в его место». Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому. 
  Потому ты и оскорбляешь, что сам ты ничто: человеку не свойственно наносить оскорбления. В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин этого. Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу. 
   Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса. Не оставим этого зверя на свободе, но набросим на него со всех сторон крепкую узду - страх будущего суда. Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость. Будем упражняться на домашних своих прежде искушения: мы часто сердимся на детей; удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздать его перед друзьями, а затем и перед врагами. 
  Гнев есть огонь, пламя, которое охватывает, умерщвляет и сжигает. Но мы будем угашать его долготерпением и воздержанием. Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным, извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым. Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу. 
  В этом-то (примирении) и состоит исцеление душ и ран наших, в этом — самый лучший путь угождения Богу, в этом – самое верное отличие боголюбивой души, когда мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
   
 
  "Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. 
  Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога. Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве... Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. 
  Упражняйся в безгневности, чтобы не упиться без вина, отягчив себя пороком и гневом. Если увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце. Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть. Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 
 
 
  "Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя и будешь радоваться во все дни жизни твоей. Отнюдь ни на кого не сердись, и всем прощай. Не будь скор на гнев и не держи зла на того, кто подвиг тебя на гнев. И младшие и старшие пусть молятся; да не попущено им будет подпать тиранству гнева.
  На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые ими проступки были достойны наказания. Виновных, ради самой правды должно обращать на путь истинный и наказывать, если потребуется - или самим, или через других, а гневаться на них. Серчать же не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде. Не должно также одобрять и тех, кто сверх должной меры милостивы. А наказывать злых должно только ради самого добра и правды, а не ради собственной страсти гнева.
  Ощутив гнев, тотчас отвергни его, чтобы не нарушить радость твою о Господе. Умоляю как юношей, так и старцев, чтобы не позволяли гневу обладать вами. 
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "Если ты, возлюбленный мой, не привык еще поборать внезапные движения и возбуждения страстей по поводу, например, оскорблений или других встреч, советую тебе вот что делать: поставить себе в закон всякий день, когда сидишь еще дома, просматривать все могущие встретиться с тобой случаи в продолжение дня, благоприятные и неблагоприятные, и какие вследствие того могут породиться в тебе страстные движения, похоти и раздражения - и наперед приготовься, как подавлять их в самом зарождении их, не давая им ходу. 
  Такого рода просмотр случайностей надо делать тогда наипаче, когда намерен выйти со двора и идти в такие места, где должен встретиться с личностями, могущими или привлечь, или раздражить. Будучи приготовлен, ты легко избежишь того и другого. Волна страсти, если и подымется какая, перекатится чрез тебя или разобьется о тебя, как о твердый камень, а не подбросит тебя, как легкую ладью. Да уверит тебя в сем относительно гнева св. пророк Давид, говорящий: уготовихся и не смутихся.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
 

  

 
"Любовь не раздражается, а ты раздражаешься. Смотри: враг коварствует над тобою, ибо в сердце при гневе погасает вера в Бога и теряется дерзновение пред Богом.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 












  Гневливость противостоит кротости...

 "1 Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 

  (Прит. 15)"
 
  Гнев – лакмусовая бумажка, индикатор/показатель своеволия… 
  Своеволие - родная сестра гордости, злолюбия, сластолюбия (неотделимая от них), рождающаяся вместе с ними из ненависти... 

"Уму по естеству свойственен гнев на страсти. Без гнева не бывает в человеке и чистоты - то есть если не будет он гневаться на всё всеваемое в него врагом. 
(Авва Исаия)"




 
 

  Бог дал человеку гнев для того, чтобы он гневался на зло (особенно на своё собственное), а не на обстоятельства, препятствующие получить ему удовольствие при удовлетворении своих собственных желаний:

 
  "1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
  2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
  3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
  4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?Но они молчали.
  5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
  13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
  14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
  15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
  16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
  (Мк. 3; 10)"
  "36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.
  (Ин. 3)"
  "8 И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ твой, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел Моисей от фараона с гневом. 
  (Исх. 11)"
  "2 Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание.
  3 И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их.
  (Ис. 34)"
  "1 Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать».
  2 Отчего же одеяние Твоё красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
  3 «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё;
  4 ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал.
  5 Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня:
  6 и попрал Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их».
  (Ис. 63)" 
  "16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
  17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
  (Откр. 6)"

"Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов – вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 


 
  Гнев – это мощное оружие человека в борьбе со своим собственным (а у совершенного христианина и с внешним) злом… 
  Но нередко человек (подобно неразумному малому дитяти) ранит им сам себя, нанося гневом смертельные раны своей душе, духовно убивая себя… 
  Гнев может быть разным по своей степени… 
  Весьма условно можно разделить его на три уровня: негодование/раздражительность, собственно гнев и ярость (бешенство)…

  "19 Не негодуй на злодеев...
  20 потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

  (Прит. 24)"
  "11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. 
  (Лк. 6)"

 
  В живописи есть такой термин – растяжка… 
  Это когда один цвет плавно переходит в другой без явно выраженной границы между ними… 
  Так и с гневом… 
  Определить грань – где кончается раздражительность и начинается гнев, где кончается гнев и начинается ярость – трудно… 
  Да и не очень важно… 
  Все это одна и та же эмоция, только разной силы… 
  От нее необходимо избавляться в любом случае… 

  "28 Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов, 
  (Дан. 14)"

 
  Человеку крайне необходимо всегда бороться с гневом независимо от того, с какою силой он действует в нем… 
  Если человек не будет бороться с гневом (каяться) даже и в малых его проявлениях (например, с кратковременными, внутренними искорками раздражительности), но наоборот - культивировать его, то очень скоро  гнев возрастет и до своих крайних степеней... 
  Мы видели своими собственными глазами, как один наш знакомый (обычный человек) из нормального состояния всего лишь за один год перешёл в состояние крайней гневливости и стал в высшей степени яростным, полностью теряя контроль над собою во время этих страшных по своей силе приступов...  
  Избавляясь от гнева, человек избавляется от своеволия… 
  Избавляясь от своеволия, человек приобретает и послушание, и кротость, и терпение… 
  Человек становится и смиреннее, т. к. смирение неотделимо от кротости...
  Гнев может проявляться вовне в виде крика, бранных слов, оскорблений, рукоприкладства и пр., а может и оставаться внутри без явно видимых снаружи действий… 
  Гнев может вспыхивать на мгновение и сразу гаснуть, а может длиться и очень долго… 
  Он может быть еле заметной эмоцией (тончайшим ощущением), а может доходить и до сильнейшего состояния (подобного вспышке или взрыву), когда человек вовсе не может владеть собою и полностью теряет контроль над своими поступками… 
  Чем чаще в человеке действует гнев, чем сильнее, чем продолжительнее - тем своевольнее и сам человек… 
  Гнев развивает своеволие… 
  А своеволие, в свою очередь, развивает гнев… 
  Причина и следствие плавно перетекают одна в другую – этакая духовная растяжка… 
  А все вместе развивает и гордость, и сластолюбие, и злолюбие, и ненависть, которая является матерью всех пороков... 
  Гнев может свидетельствовать и о невежестве человека… 
  Человек может не понимать, что все обстоятельства преподаются Христом, да еще и для его же пользы… 
  Гневаться на обстоятельства и на те или иные поступки людей – то же самое, что гневаться на Христа (безумие)… 
 
  Врачуется порок гнева посильным воздержанием от него, покаянием в нем и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и увеличивающей его послушание… 

  "32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
  33 потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.
  (Прит. 30)"

 
"Гнев укрощается псалмопением, долготерпением и милосердием.
(Авва Евагрий Понтийский)"



Похожее изображение

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 24-е прп. Симеона Нового Богослова, "Беседа" свт. Василия Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи Ольги Рожневой, архимандрита Рафаила (Карелина), Зинаиды Пейковой, иерея Павла Гумерова, иер. Димитрия Шишкина, Ольги Рожневой и Валерия Духанина с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Православие и мир, Азбука веры, Фома, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...

 





 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 

 

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 676

Поиск