"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Человекоугодие (Лицеприятие)

 
  – огорчение Христа стремлением к корыстному исполнению злой воли ближнего (порочных желаний других людей)…





 

 
  "12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
  13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
  14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
  (Лк. 13)"
  "14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. 
  (Мк. 12)"
  "8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
  9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
  10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
  11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
  12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
  13 Они опять закричали: распни Его.
  14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
  15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
  (Мк. 15)"
  "14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
  15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
  16 Тогда наконец он предал Его им на распятие.
  (Ин. 19)"  
  3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
  4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
  (1 Фесс. 2)"
  "1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
  2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
  3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
  4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
  5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
  6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
  7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
  8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете.
  9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
  10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
  11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
  12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
  13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
  (Иак. 2)"  
  "11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
  (Рим. 2)"
  "17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
  18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
  19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
  (Рим. 16)"
  "10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. 
  (Гал. 1)"
  "6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
  (Гал. 2)"
  "25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
  26 а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
  27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. 
  (Мф. 21)"
  "15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. 
  (Лев. 19)"
  "24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
  (1 Цар. 15)"
 
 "5 И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь.
  6 И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя.
  10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
  11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их.
  12 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
  (3 Цар. 22)"
  "31 Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного.
  32 Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя.
  29 Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения.
  (Сир. 4:31-32; 20:29)"
  "1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
  2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
  (Пс. 81)"
  "20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей (мнимых/ложных/человекоугодливых/корыстных - от авт.).
  (Прит. 14)"
  "5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. 
  (Прит. 18)"
  "4 Богатство прибавляет много друзей (мнимых/ложных/льстивых/корыстных - от авт.), а бедный оставляется и другом своим.
  6 Многие заискивают у знатных, и всякий – друг (ложный - от авт.) человеку, делающему подарки.
  (Прит. 19)"
  "23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.
  24 Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
  25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
  (Прит. 24)"
  "21 Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. 
  23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. 

  (Прит. 28)"
  "26 Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа. 
  (Прит. 29)"
  "9 Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. 
  (Ис. 57)"

  "30 Изумительное и ужасное совершается в сей земле:
  31 пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их ... Что же вы будете делать после всего этого?
  (Иер. 5)"
  "9 ... Ефрем приобретал подарками расположение к себе.
  (Ос. 8)"
  "27 Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах. 
  (Деян. 24)"
  "23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. 
  (1 Кор. 7)"
  "22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
  23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
  24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
  25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
  (Кол. 3)"

 



 
 

  "Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами, а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их». Православные не могут жить и вести себя, как все. (Архим. Лука, Филофейский)"
  "Пусть тебя никогда не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам будь преисполнен Христовой любви ко всем. И тогда таинственно происходит перемена, всё в целом меняется. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
  "Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку - в потакании его грехам и страстям, тогда ты любишь его смерть, а не его самого. (Прп. Иустин (Попович))"
  "Делай всё по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться. И тщеславия не будет. Не будешь возмущаться, что люди не оценивают твоих трудов. Делай всё ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
  "Человекоугодник заботится о том, чтобы внешне вести себя хорошо и заслужить доброе слово льстеца, подкупая зрение и слух тех, которые услаждаются или удивляются только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что чувствуют. Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей. (Прп. Максим Исповедник)" 
  "...и стал я гнилью перед очами Твоими, нравясь самому себе (как одному из представителей человеков - от авт.) и желая нравиться очам людским. (Блж. Августин)"
  
""Иисус, видя веру их, говорит…" Господь смотрел не на лица, а на свойства и качества самой души. Мы чаще всего смотрим на лица, потом на положение в обществе, на возможности, с целью чего-то нам с этого получить. Согласно этому и действуем, сами запутываясь в страстях и других запутывая. А правильно - видеть в человеке веру или неверие, стремление к добродетели или к пороку, так, как смотрел Господь. А поступать в любом случае нужно по Заповедям Божиим, взирая не на мнение людей, но всё творя перед Богом и для Бога, а в Нем и для ближнего.
  Как-то два монаха с одинаковым диагнозом болезней желудочно-кишечного тракта попали на обследование. Врач наложил строгую диету. Они смутились и пошли к другому врачу - верующей и добродушной женщине. Та сразу поняв, что перед ней немощные сосуды, разрешила им есть селедку. Братья вышли от неё довольные и говорят – вот это настоящий врач, опытный. Примерно так многие из нас выбирают себе духовных руководителей, которые бы потакали или закрывали глаза на наши страсти. Ведь если честно, сейчас не трудно найти духовника, который разрешит на вся и на всё, а иные и находят. На это еще вопрос: помогут ли такие «благословения» на мытарствах или на Суде Владыки Иисуса Христа? Это какой-то новый способ обмана – обмануть себя самого. Со своим спасением лучше не шутить. Священнослужитель Илий попускал двум сынам своим есть мясо из котла, которого не нужно было им есть - так погибли не только оба сына, но и сам Илий весьма пострадал.
  "В Соловецком патерике в житии пустынника Феофана описывается такой случай. Пустынник Климент жил в пещере под горою и его случайно обнаружил некий монастырский служитель, перед которым встал вопрос: что делать? Он понимает, что пустынник безмолвствует ради Бога, да и собственно этому брату в общем-то не мешает. Но брат этот обвык все докладывать начальству, о последствиях вообще не рассуждая и называя это послушанием. Пустынника взяли и привели под начал, прекратив его безмолвие.
  Кому же брат все-таки решил угодить: Богу или начальству?
  Нужно, научившись, понимать и различать, где Божие, а где человеческое. И заменить угождение человекам на угождение Богу. Как-то и апостолы отвечали: «Аще праведно есть пред Богом вас послушати, паче нежели Бога».
  Итак, если мы во всем начнем мыслить и поступать по-Евангельски и по святоотечески, это само вытеснит из среды нашей дух человеческий и богонеугодный."
  Рассуждаем ли мы, делая что-либо, и понимаем ли мы, что и для чего творим? Ведь чаще всего мы делаем что-то потому, что так делают все. Или потому, что кто-то так сказал. Но если взглянуть на результат, то это на выходе ноль. Ведь делания делаются для какой-либо цели. А у нас она есть? Есть либо расплывчатая какая-нибудь (навроде для смирения), либо чаще даже и никакой цели не ставим себе, просто делаем, потому что все так делают. Может быть, это и вас наведет на мысль: «А что мы вообще делаем? Точно ли это именно то, что надо? Так ли это должно быть?».
  Учусь из житий святых отцов. Вот наше мерило.
  Ну а мыши у меня тоже не пропали без пользы, я отдал их соседу. Ворон похвалил меня за угощение своим карканьем. (Записки православного монаха)"






"Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.
(Протоиер. Василий Ермаков)"

 


"Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. Вы же презрели заповеди мои, как какого-нибудь ничтожного и бессильного лица. Так с теми, с которыми вы предпочитали обращаться, которых слова слушались, которых дела делали и которым последовали, с теми вместе получите и уготованное им, то есть геенну огненную. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"



"Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным.
(Свт. Григорий Богослов)"
 


  "Не нарушай Божественных заповедей из угождения людям. Не оставляй воли Божией, чтоб исполнить волю людей. Божией заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой. Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой. Смотри же внимательно, увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не ублажай его, прельщен будучи демоном.
   Итак, возлюбленные братия, мы должны служить Богу и служению сему не предпочитать служение людям, ибо благо есть надеяться на Господа, нежели надеятися на человека. Итак, мы не должны много заботиться о служении людям, чтобы не сделаться участниками их грехов и не быть исполнителями их порочных желаний; не должны исполнять похоть очес наших и оставлять без внимания сердце наше, дабы в будущей жизни вечно не быть во тьме кромешной, идеже будет плач и скрежет зубóм.
  
 Не подражай тем, которые пристрастились к наслаждениям мира сего, потому что они никогда не преуспеют; но подражай тем, которые скитались в горах и пустынях ради Бога, и осенит тебя сила Свыше.
(Прп. Антоний Великий)"



 
  "Горе нам, что встретившись и беседуя с богатыми и сильными, понравиться, угодить им стараемся, а когда бедные подходят к нам с видом просителей, мы отвращаемся от них, как от докучливых. 
Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. Всё, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность.
  Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего. Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости. Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу. Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. 
 
(Авва Исаия)"

 
"Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям. Кто уклоняется от истинной веры, следует заблуждениям других, тот делается добровольным проповедником учения демонов.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




"Мы были бы весьма блаженны, если бы для Бога делали (хотя бы) столько же, сколько делаем для людей из тщеславия, страха или уважения. Не будь кроток с одним и дерзок с другим, будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




  "Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеимённого разума. Исполнение евангельских заповедей относительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них; они ищут и требуют, чтоб была исполняема воля их, чтоб были удовлетворяемы страсти их.
  Это они называют любовью, и эту любовь, исполненную лицемерства, лукавства, обмана, приносят сыны мира тем, кто нужен им в видах земного, плотского преуспеяния. Эту неправильную любовь, это искажение любви, эту ненависть, прикрытую личиною любви, Писание называет человекоугодием. Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. Как самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, так и человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему (в результате первородного греха/повреждения - от авт.).

(Свт. Игнатий Брянчанинов)"
 


"Грешники будут осыпать тебя похвалами, когда ты будешь оправдывать их грехи, но лучше не приближаться тебе к их смертному одру. Забудь опасные слова: "Как все - так и я."
(Свт. Николай Сербский)"


 

  
"
Живая рыба плавает против воды, а мёртвая вниз за водой. Истинный христианин идёт против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротой. Образ мыслей и чувствований, наиболее одобряемый, нередко есть наиболее опасный.
(Свт. 
Филарет Московский)"
 


"Будь в миру, как Лот в Содоме, где все беззаконновали, но он им не подражал, и делал, что святой воле Божией угодно было: делай и ты так, не подражай тому, что злой мир делает. Поскольку час от часу умножаются соблазны, то душа, любящая благочестие, не должна смотреть, что люди делают, а должна внимать, чему слово Божие учит.
(Свт. Тихон Задонский)"




"Желая угодить толпе - толпе подобен будешь.
(Прп. Нил Синайский)"





"Делайте своё, а как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди и себя самих-то плохо знают, а уж тем более - других.
(Свт. Феофан Затворник)"





"Если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми — даже если он этого не хочет. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесёт вниз мирской поток.
(Прп. Паисий Святогорец)"





  "Когда увидишь двух грешников, имеющих любовь друг к другу, то знай, что они друг другу помогают в самоугодии. О - как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его обличья. Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и не легко различимые и темные страсти.
  Но хуже всего то, что некоторые восхваляют все это искусными словами как добро, и вред, заключающийся в этом, прикрывают. Если хочешь, то я обнажу отчасти и коварство их: коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них, как о просящих; перед неопытными хвалится, а перед опытными смиреннословит, уловляя похвалу от тех и от других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; уничижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти.
  Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересом к чужим. Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя – за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь». 
(Прп. Марк Подвижник)"






  "«Братие моя! Не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы.» Приложи к сердцу эти слова и, если тебе придется исправлять дело веры пред каким-нибудь знатным человеком, не смотри на лицо его, а делай своё дело от всего сердца, искренно. 
  Отвечай мне на это. Чем ты меня смущаешь? Присутствием множества народа? Но если я делаю святое дело, зачем смущаться мне народа? Не безрассудно ли это? Или ты тут действуешь моим собственным, внутри меня скрываемым недугом, разумею, человекоугодием, побуждая меня ускорить молитвы ради ленивых людей, мало или вовсе не понимающих совершаемого мною святого дела, или пропустить кажущиеся тебе или им неблагозвучные для растленного слуха слова?
  О! Если так — я сам виною всего; сам ношу в себе, в своей душе, духовный кинжал, убивающий мою душу, сам гублю себя. Если так, то я безумный гордец и глупец, потому что истину Божию применяю к растленному чувству человеческому, меняю Бога на людей; стыдясь людей, не боюсь Бога! Да страдает же в таком случае сердце моё
 страданием адским и да научится чрез то всегда быть верным истине Божией пред лицом непостоянного, грешного света, рода прелюбодейного и грешного. Не торопись никогда во время службы языком, несмотря ни на кого и ни на что.
   
Желая избежать недоброго мнения людского, ты впадаешь в немилость Божию, которая в сравнении с людскою немилостию тяжелее в бесконечное число раз. Не лучше ли, пренебрегши людским мнением, думать при совершении всякой службы единственно о славе Божией? 
  Ты торопишься при чтении молитв из раболепства людям, незаметного для тебя самого; старайся угодить только Богу и читать слово за словом.
  Возьми мужество — не потворствовать прихожанам в их слабостях, но обличать и вразумлять их, хотя ты и пользуешься их материальными благодеяниями. Воля Божия, благоволение Божие всегда должны быть выше благосклонности прихожан. 
  Ради личности не оскорбляй святыни. — «Не усрамися, ниже убойся» лица человеча, когда что касается веры.
 
 «Аще бо бых человеком угождал, Христов раб не бых убо был»— говорит Апостол. Так и ты никогда не будешь Христовым рабом, если будешь угождать человекам.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Выбросьте из головы всё, что вам пели в уши неверующие люди, или люди, которые утверждают, что у них «Бог в душе». Не слушайте никого. Себя слушайте, прислушивайтесь к своему сердцу. Вам говорят, что христианская жизнь скучная и постная? Уверяю вас, она живая и счастливая. У нас каждый день праздник! Как-то звонит мне знакомая: «Ну, видела я вашу Пасху. Что же в ней такого веселого?» А другая вышла с пасхальной службы с тихим ликованием в сердце. Потому что Пасха – это Праздник праздников и на самом деле одно сплошное ликование. Только нужно прийти в храм не с предубеждением, а с раскрытым сердцем. Нельзя идти на поводу у других. Привяжите себя к Богу!
(Нар. арт. России Екатерина Васильева)"

















  Человекоугодие злое противостоит добродетели обличения (нелицеприятия) и является другой крайностью порока презрительности...
  Человекоугодие появилось (в результате первородного греха) из первичных добродетелей Богоугодия и человекоугодия доброго, исходящих из любви к Богу и к ближнему:

  "1
 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
  2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
  3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
  4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
  5 Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
  6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
  7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
  8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
  9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
  10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
  11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
  12 юноши и девицы, старцы и отроки
  13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
  14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.
  (Пс. 148)"
  "1
 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
  2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
  3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
  4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
  5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
  6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
  (Пс. 150)"
  "32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
  33 так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих - чтобы они спаслись.
  (1 Кор. 10)"
  "1 Будьте подражателями мне, как и я - Христу.
  (1 Кор. 11)"
  "17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 
  (Филип. 3)"

 
  Причина человекоугодия неправильного - надежда злая, сластолюбие и неотделимые от него гордость, своеволие(!) и злолюбие... 
  Человекоугодие известно с древнейших времен...
  Особенно подвержены ему были ветхозаветные лжепророки (как еврейские, так и языческие) и священники:
 
  "5. Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну.
  (Мих. 3)"
  "9. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.
  (Мал. 2)"
  "13
 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: «не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте».
  14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.
  15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: «меча и голода не будет на сей земле»: мечом и голодом будут истреблены эти пророки,
  16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, – они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их.
  (Иер. 14)"
  "13 И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
  14 Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра.
  15 Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
  16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
  17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придёт на вас беда».
  36 ... ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. 

  (Иер. 23)"
  "5 Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну. 
  (Мих. 3)"

 
  Во времена проповеди Евангелия человекугодие проявлялось в лжеапостольстве:
 
  "6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
  7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
  8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
  9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
  10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
  (Гал. 1)"
  "2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
  3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
  4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
  5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
  (2 Тим. 5)"
 
  В наше время человекоугодие проявляется в т. н. лжестарчестве...
  Порок человекоугодия противостоит добродетели нелицеприятия, примером которой для всех христиан является Господь Иисус Христос... 
  Даже сами распявшие Иисуса иудеи указывали на это доброе (но решительно не нравившееся им самим) качество Христа... 
  Наиболее часто встречающейся разновидностью человекоугодия является льстивость (подхалимство), являвшееся в древности одной из основных (наряду с тщеславием) причин язычества (идолопоклонства):
 
  "12 Ибо вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни. 
  13 Не было их вначале, и не вовеки они будут. 
  14 Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. 
  15 Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. 
  16 Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. 
  17 Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. 
  18 К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника, 
  19 ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее; 
  20 а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством. 
  21 И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. 
  (Прем. 14)"

 
  Человекоугодие бывает хитро и коварно (опасно) - оно нередко прикрывается послушанием или любовью к ближнему… 
  На самом же деле лицеприятие всегда преследует какую-нибудь выгоду (либо материальную, либо духовную), оно обязательно стремится к тому или иному роду удовольствия от того или иного порока…
  Причинами человекоугодия могут являться и скрытое своеволие, и тщеславие, и сластолюбие, и лицемерие, и любой др. порок...
  Вредность человекоугодия заключается в возрастании его же порочных причин... 
  Где исполнение только воли человека – там обязательно и тот, или иной порок… 
  Где же исполнение воли Христовой – только там и послушание, и др. добродетели…
 
  Врачуется человекоугодие покаянием в нём и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и уменьшающей его в сластолюбии...

  "Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению. 
  Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои... укройся». А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия.
  Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему». Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное.
  Научая этому, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, и вообще о всяком деле благочестия. Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать.
(Свт. Василий Великий)" 





 
  Как и любой др. порок, человекоугодие имеет свою добрую первопричину - человекоугодие доброе (бескорыстное исполнение доброй воли ближнего ради его/своего спасения/бесконечной радости...
  В христианстве оно выражается в послушании духовным отцам, писаниям св. отцов (исполнению церковного предания), в подражании/соревновании подвижникам веры и, конечно же, в исполнении воли Божией Матери и Господа Иисуса Христа по Его человечеству:

"Как живописцы, когда пишут картину с картины, часто всматриваясь в подлинник, стараются черты его перенести в своё произведение, так и возревновавший о том, чтобы соделаться совершенным во всех частях добродетели, должен при всяком случае всматриваться в жития святых, как бы в движущиеся и действующие какие изваяния, и что в них доброго, то через подражание делать своим (то же самое можно отнести и к Св. Писанию - от авт.) 
(Свт. Василий Великий)" 


  

  В Ветхозаветные же времена Сам Бог склонял упорный/закоснелый во зле еврейский своевольный народ к временному подчинению воли язычников, чтобы смирив их (евреев) обстоятельствами непреодолимой силы (напр, агрессией многочисленной армии завоевателей), заставить их сначала угождать людям, а потом уже и Богу (т. е. от лёгкого - к тяжёлому):

  "12 И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы. 
  (Иер. 27)"
  

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи иеромон. Иова (Гумерова) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Логослово, Православие и мир, Серафимов и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://serafimov.narod.ru/temmat/lukavst.html#chel
  http://www.pravoslavie.ru/answers/30920.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/23/chelovekougodie.shtml
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_11/topic_6196/ 
  http://www.pravmir.ru/davayte-govorit-drug-drugu-komplimentyi/
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/49Lest.htm

 



 
                                           

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
  

 

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 964

Поиск