"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Обидчивость

  – огорчение Христа стремлением к чувству несправедливости, возникающей у человека от "злых" действий других людей по отношению к нему (к обиде)…
 





 
 
  "1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
  2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
  3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
  4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
  5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
  6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
  7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
  8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
  9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
  10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.
  11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
  (1 Кор. 6)"
  "23 И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего. 
  (2 Цар. 17)"
  "1 Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. 
  2 Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. 
  3 Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; 
  4 к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; 
  5 сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? 
  6 Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди; 
  7 помни заповеди и не злобствуй на ближнего; 
  (Сир. 28)"    
  "29 Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». 
  (Прит. 24)"
  "9 Так говорит Господь Бог: довольно вам, князья Израилевы! отложите обиды 
  (Иез. 45)"







   
  "Насколько ты молишься от всей души за оклеветавшего тебя, настолько Бог открывает правду тем, кто поверил клевете. Если злопамятствуешь на кого-либо, то молись о нем; и, молитвой отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь эту страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смиренен и обходись с ним по-доброму, и избавишь его от страсти.
  Душа, питающая ненависть к человеку, не может быть в мире с Богом, Сказавшим: "если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Если человек не желает мириться, ты, однако, сохрани себя от ненависти, чистосердечно молясь о нем и не злословя его. (Прп. Максим Исповедник)"
  "Самое главное - хранить свое сердце от обиды и, тем более, чувства мстительности. Помолитесь о тех, кто досадил вам, не говорите о них ничего плохого; но при этом все-таки помните, что спасение и самопознание без скорбей - невозможно. Приведу в пример два колокольчика из железа и серебра. Они похожи друг на друга; но если ударить в них, то звук будет разный: у железа - резкий и глухой, у серебра - чистый и певучий. А скорби - это удары по нашему сердцу, которые обнаруживают, что накоплено внутри него. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Не обижайтесь, что ваш супруг в Бога не верит. Не судите его. Лучше о супруге молитесь. Это вам Господь дал для того, чтобы вера ваша в Бога укрепилась и вы молиться по настоящему, за ближних научились. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

  "Хочешь отомстить своему врагу? Святые отцы говорят, что нужно помолиться о нём, и твоя молитва вынудит Бога вмешаться. Бог будет действовать в согласии с правдой Своей, и ты оправдаешься за свою любовь. (Архим. Ефрем, Филофейский)"
  "Обида — чувство дьявольское, нужно не верить ему и гнать от себя. (Еп. Пантелеимон (Шатов))"
   "Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости – и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость! Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так, чтобы никто не видел, мы еще, пожалуй, простим, но чуть что почувствительней, да при людях, хоть не проси – нет прощения.
  Бывают обстоятельства, что хочешь – не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя – и молчишь; но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Поднимется неприятность еще на одну линию – и удержу нет: ни стыд, ни страх, ни потери – ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывают подвержены не какие-нибудь люди, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем Господь требует, чтобы прощали от всего сердца. (Свт. Феофан Затворник)"
  "Брат пришел к старцу и говорит: «Отче, я скорблю». Старец спрашивает: «Отчего?» — «Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, пока я не воздам ему». Старец говорит: «Послушай меня, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в келлию свою, молчи, усиленно молясь Богу об обидевшем тебя брате». Брат сделал, как сказал ему старец. И через семь дней Бог отнял у него гнев ради того принуждения, которое он делал себе из послушания старцу. (Древний Патерик)" 
  "Высшее наслаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор. (Прп. Макарий Великий)" 
  "И живущему добродетельно непременно нужно терпеть обиды от порочных. Ибо вооружающаяся на них зависть часто доводит их до осмеяния. Поэтому если непременно нужно терпеть злоречие, то лучше терпеть несправедливо с мудростью; терпеть же справедливо должны порочные. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел, Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление. И увидев, что он не переносит, сказал: "Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками." (Достопамятные сказания)"
  "Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли оперировал тебя (т. е. обличением вывел наружу кроющееся в тебе зло), но, взирая на выброшенную нечистоту, себя окаявай, а Бога, бывшего причиной такого о тебе устроения, благословляй. (Пресвит. Илия Екдик)"
  "Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думай о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет он тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-нибудь добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою. (Св. прав. Алексий Мечёв)"
  ""Простота голубиная" состоит в незлобии и прощении обид, досад и подобного. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "То самое, что ты страдаешь, есть признак, что душа твоя больна. Когда кто, приведши на мысль оскорбившего его или вред ему причинившего или поносившего и оклеветавшего или другое какое зло ему сделавшего, сплетает замыслы против него, то он сам на себя наветует подобно бесам; и тогда для навета на него достаточно его самого. И что я говорю: когда сплетает замыслы? Если не вспоминает о нем, как о благодетеле и враче, то крайне неправо к нему относится. Ибо он вызывает наружу ту страсть, какою ты болеешь, чтобы уврачевать её...
  Посему должен ты благодарен быть брату за то, что чрез него узнал ты ход болезни своей, и то, что ты от него потерпел, с любовью принять, как целительное врачевство, посланное от Самого Господа Иисуса. Если же ты не только не благодаришь, но оскорбляешься, восстаешь против, жалуешься и сплетаешь замыслы против него, то ты чрез то говоришь как бы Господу Иисусу: не хочу быть уврачеван Тобою; не хочу принимать врачевства Твои; хочу изгнить в ранах моих, хочу быть послушен бесам. (Прп. Зосима Палестинский)"
 

Обиды – как камни. Не копи их в себе. Иначе упадешь под их тяжестью.
 

  

  "Если ты зло думаешь о людях, то значит злой дух живет в тебе, и это он тебе внушает злые мысли на людей. И если кто не покается и умрет, не прощая брата, то душа его отойдет туда, где живет злой дух, который овладел душою. Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою. 
  Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей. Прошу вас, испытайте. Если кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что-либо ваше, то молитесь: "Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние", и тогда ощутимо будете носить в душе своей благодать. Принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и Сам опыт покажет тебе. А кто думает плохо о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. 
(Прп. Силуан Афонский)"
 
 


"Бог есть любовь... Следовательно, отвержение любви или злопамятство - есть отречение от Бога.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


"Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, - все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь».
(Протоиер. Николай Гурьянов)"

 


"Обидчивость - это одна из самых серьезных страстей. Она показывает, что человек удален от Бога. Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют. Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости. Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание. Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно. Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле. И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей. Он чувствует только себя: "Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили". И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи.
(Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игум. Домника)"

 

 

"Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением".
(Архим. Иероним, Эгинский)"
 
 
 
"Прп. Паисий Святогорец беседовал с посетителем, в то время как один инок стоял поодаль, ожидая своей очереди, с сумой за плечами и поникшим видом. Скорбь его была от того, что один человек, которому он сделал много доброго, начал вдруг распространять про него злые сплетни. Скорбь и мучения инока были нестерпимы, но поначалу старец будто не замечал его состояния. Наконец, прервав разговор с гостем, он вдруг повернулся к молодому иноку и сказал, улыбаясь:
– Послушай, дорогой отец! Бывает, кто-то в жизни помогает ближним, благодетельствует и любит их, а те, в свою очередь, воздают ему добротой и любовью. Все это – как сухари в сумке, которую ты носишь на спине! Но когда тот, кому ты помогаешь, благодетельствуешь, вместо благодарности и признательности осуждает тебя, тогда это идет в другую «торбу», лучшую, которую имеем на Небе и которую выгодно иметь полную! Поэтому не смущайся: лишь благодари, поскольку наполняется «торба» твоя наверху, и не обрящешь ее пустой!
После этих слов старец повернулся и продолжил беседу с мирянином.
А инок, вздрогнув от неожиданного ответа на его внутреннюю скорбь, с удивлением заметил, как изгоняются из его души все те чувства, которые только что приносили ему такие мучения."

 

 
"Обращаясь с людьми, помни, что все люди немощные и могут несправедливо обидеть тебя, не смущайся этим и не соблазняйся: зло отнеси к диаволу, а обиду считай наказанием себе за какие-либо грехи, особенно, за гордость и самоцен, и нисколько не считай себя лучше других, лучше обидчика – он тут ни при чем, он простой передатчик воли Божией. 
     Терпи обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них ближнего. Поверь, вина лежит не в нем, а в тебе: Господь желает очистить твои грехи, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но, опять напоминаю, она заслужена тобой, твоими грехами, разными, другими, прежними. И прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесными другом, целителем твоей души. 
     Будь покоен за обидчика: и над ним есть строгий Судия – Господь, Который будет судить и его, и тебя нелицемерно. Но ты не радуйся, если обидчик впадет в беду, он же твой целитель был, попущенный или прямо посланный Богом. Осуждая или злорадствуя его беде, ты сам становишься другом демона. 
     Терпя напасти со смирением, мы этим свои прегрешения заглаживаем пред Господом и получаем награду за терпение, как мученики… Обидчики бывают ни при чем – им то попущено Богом: скорбь идет от Бога, хотя через них. 
     Если в душе поднимается обида на кого, то знай – это от демона, и посрами его, трижды вздохнув о здравии обидчика. Так всегда делай, пока не успокоится сердце, себя же укоряй за гордость и противление воли Божией, что послушала обиду.  Нам тогда только начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание. Только этим очищается душа в той или иной мере от духовного растления. 
(Архиеп. Варлаам (Ряшенцев))"
 
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Фото с сайта slovari.yandex.ru
 

"При напраслинах, оскорблениях и нападках не обращай внимания на то, насколько неправы причинившие их тебе. Остановись вниманием только на том, что Бог для твоего блага попустил тебе это встретить и что ты этого блага себя лишишь, если допустишь нетерпимость, раздражение и немирность. Не допытывайся и того, почему именно тебе попустил это Бог. Веришь, что Бог всегда праведен и милостив? Веруй, что и в настоящем случае Он проявляет правду и милость, хотя и не понимаешь, как.
(Свщмч. Пётр Дамаскин)"
 
 
 
"Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я достоин того, чтоб все братия презирали меня.
Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом. Не дивись, что и любимые тобою враждуют против тебя - это козни лукавого. Не оскорбись, если будут худо говорить о тебе - это действие нечестивейших духов, старающихся устраивать препятствие человеку к получению им духовного разума, обретаемого в кротости.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
  "Ближний обидел тебя и огорчил и сделал тебе множества зла? В этом случае ты сам не мсти ему, чтобы не оскорбить своего Господа; предоставь все Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, чем тебе хочется. Тебе Он повелел только молиться за обидевшего, а как поступить с ним,- это повелел предоставить Ему. Сам ты никогда не отомстишь за себя так, как Он готов отомстить за тебя, если только предоставишь это Ему, если не будешь молиться о наказании оскорбившего, но передашь суд в Его волю.
  В самом деле, хотя бы мы и простили обидевшим, хотя бы примирились с ними, хотя бы молились за них, но если они и сами не переменятся и не сделаются лучше, Бог не простит им, не простит, впрочем, для их же пользы. Тебя Он похвалит и одобрит за мудрость, а (обидчика) накажет, чтобы он не сделался хуже от твоей мудрости. Когда-кто нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает (или будет испытывать в геенне, если не покается - от авт.), и ты не только не будешь иметь гнева против него, но и прольёшь слёзы.
  Ближний обидел тебя и огорчил и сделал тебе множество зла? В этом случае ты сам не мсти ему, чтобы не оскорбить своего Господа; предоставь все Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, чем тебе хочется. Тебе Он повелел только молиться за обидевшего, а как поступить с ним,— это повелел предоставить Ему. Сам ты никогда не отомстишь за себя так, как Он готов отомстить за тебя, если только предоставишь это Ему, если не будешь молиться о наказании оскорбившего, но передашь суд в Его волю. В самом деле, хотя бы мы и простили обидевшим, хотя бы примирились с ними, хотя бы молились за них, но если они и сами не переменятся и не сделаются лучше, Бог не простит им, не простит, впрочем, для их же пользы. Тебя Он похвалит и одобрит за мудрость, а (обидчика) накажет, чтобы он не сделался хуже от твоей мудрости.
  Не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую-нибудь обиду. Но представим себе, какое благодеяние и дерзновение перед Господом они доставляют нам, а больше всего, что примирение с оскорбившими нас стирает наши грехи, и поспешим, не замедлим и, размышляя о происходящей от этого пользе, покажем такое расположение к врагам, как если бы они были истинными нашими благодетелями. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было. Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние наград. 
  Как можно, скажешь ты, не возмущаться? Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь, вспомни все, что происходило на Кресте,— и все погаснет. Не думай об одних обидах, но вспомни вместе и о добре, какое ты когда-нибудь получил от обидевшего... Особенно же и прежде всего приведи на мысль страх Божий – и вскоре сделаешься умерен и покоен. Подумай, как много ты виновен, и не только не отказывай в прощении обидевшим тебя, но сам спеши к ним, чтобы и у тебя было основание получить прощение. 
  Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь. Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его со своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты сделаешься подобным ему. Душа нелегко переносит оскорбления, но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколько самим себе, то легко извержем из себя яд гнева. Не увлекайся в первую минуту, оскорбленный, и ты тотчас исправишь все; не поддавайся движению и угасишь все. Великое утешение потерпеть что-либо за Христа. 
  Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобицу, тогда и одерживают победу, так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас. Огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих. Оскорбил ли тебя кто-нибудь, обидел, осмеял? Вспомни, что и сам ты делаешь много подобного в отношении к другим, даже в отношении к Самому Владыке; прости же и извини (обидчика). 
  Кто не получает чести в настоящей жизни, но терпит презрение, не пользуется никаким уважением, но подвергается оскорблениям и унижению, тот если не приобретает ничего другого, то, по крайней мере, освободится от ответственности за получение чести от подобных себе рабов. Между прочим, он получает и другую пользу: делается кротким и смиренным, и если будет более внимателен к самому себе, никогда не станет превозноситься, хотя бы и захотел. Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, пожалей. 
  Если оскорбляемый раздражается, то этим самым доказывает, что он сознает за собою то, что про него говорят. Если же он переносит спокойно, то освобождается в глазах присутствующих от всякого подозрения. Если даже он и желает отомстить, то и это будет достигнуто с полным успехом, так как и Бог накажет обидчика за его слова, а раньше еще этого наказания и твоя мудрость будет для него как бы смертельным ударом. 
  Огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 
"Все, кто тебя обижал, делали для тебя доброе дело, они твои благодетели, а кто хвалил, – льстецы.
(Игум. Никон (Воробьёв))"
 
 
  
  "Признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение (обидчивость - от авт.) в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличение, т.е. вразумление, есть признак того, что кто-либо был побежден страстию или исполнил её по неведению.
  Отцы сказали, что монахам несвойственно гневаться, также и оскорблять кого-либо, и ещё: "Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею страстию, тот вовсе чужд иноческой жизни" и проч. Что же должны мы сказать о себе, когда мы не только не оставляем раздражительности и гнева, но и предаемся злопамятности? Что нам делать, как не оплакивать такое жалкое и нечеловеческое устроение душ наших? Итак, будем внимать себе, братия, и постараемся с помощию Божиею избавиться от горечи этой губительной страсти.
  Случается, что, когда между братиями произойдёт смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность; а она, как я сказал, требует от человека многого внимания, чтобы в оной не закоснеть и не погибнуть. Кто поклонился, прося прощения, и сделал это ради заповеди, тот в настоящее время исцелил гнев, но против злопамятности ещё не подвизался, и потому продолжает скорбеть на брата.
  Ибо иное злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение; и чтобы вы лучше поняли сие, скажу вам пример. Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголёк: это слово брата, нанесшего оскорбление. Вот это пока ещё только малый уголёк: ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесёшь, то ты и погасил уголёк. Если же будешь думать: "Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его", - вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвёл дым, который есть смущение.
  Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце. Раздражение же есть отомстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость, как сказал блаженный авва Марк: "Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою сокрушает его".
  Если бы ты перенёс малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголёк прежде, чем произошло смущение; однако же и его, если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно ещё не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца. Если же ты будешь продолжать дымить, то есть раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: "Зачем он мне это сказал, я и ему скажу то и то", то от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови около сердца, как говорит св. Василий Великий.
  Вот как происходит раздражительность. Её также называют острожелчием (вспыльчивостью). Если хочешь, можешь погасить и её, прежде чем произойдёт гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и ещё более разжигающему его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть гнев. Так же сказал и авва Зосима, когда его спросили, что значит изречение: "Где нет раздражительности, там безмолвствует вражда".
  Ибо если кто-либо в начале смущения, когда оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры, поспешит укорить себя и поклониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир. Также когда возгорится раздражительность, если он не замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья. И как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польёт его водою, оно не подвергается гниению: так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей.
  Вот я вам показал различие: понимаете ли? Вот вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и что злопамятность. Видите ли, как от одного слова доходят до такого зла? Ибо если бы ты сначала укорил самого себя, терпеливо перенёс слово брата твоего и не хотел бы отомстить ему за себя и на одно слово сказать два или пять слов и воздать злом за зло, то избавился бы от всех этих зол. Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они ещё молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придётся вам много пострадать от них: потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное - искоренить большое дерево.
  Ничему столько не удивляюсь, как тому, что мы сами не понимаем, что поём. Ибо мы поём ежедневно, проклиная себя, и не понимаем сего. Не должны ли мы понимать того, что поём? Мы всегда говорим: аще воздах воздающим ми злая, да отпаду убо от враг моих тощ. Что значит: да отпаду? Пока кто стоит, он имеет силу сопротивляться врагу своему: то он поражает, то его поражают; то он одолевает, то его одолевают; но он всё ещё стоит. Если же ему случится пасть, то как он может, лежа на земле, бороться со врагом своим? А мы молимся о себе, чтобы нам не только пасть от врагов своих, но и да тщи отпадем.
  Что значит: отпасти от враг своих тщу? Мы сказали, что пасть значит не иметь более силы сопротивляться, но лежать на земле; а быть тщу значит не иметь ничего доброго, чтобы и каким-нибудь образом можно было встать. Ибо кто в силах встать, тот может приложить попечение о себе и каким-либо образом снова вступить в бой. Потом говорим: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет; не только да поженет, но и да постигнет; да будем ему покорны, да повинуемся ему во всём и в каждом деле, да одолеет он нас, если мы воздаем злом делающим нам злое. И не только об этом молимся, но и поперет в землю живот наш. Что такое живот наш?
  Жизнь наша суть добродетели, и мы молимся, чтобы враг попрал в землю жизнь нашу. Да будем совершенно земными, и все мудрование наше да будет пригвождено к земле. И славу нашу в персть вселит: что же слава наша, если не то в'едение, какое приобретается душою чрез хранение святых заповедей? Итак, мы просим, чтобы враг обратил славу нашу, как говорил Апостол, в студ наш, чтобы в прах вселил её и сделал жизнь нашу и славу нашу земными, дабы мы ничего не мудрствовали по Богу, но всё только телесное, плотское, как те, о которых Бог сказал: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих зане суть плоть. Видите, когда мы поём всё сие, мы проклинаем самих себя, если воздаём злом за зло. А как часто воздаём мы злом за зло и не заботимся о сём, но оставляем это без внимания!
  Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздаёт злом за зло, но оказывается, что он, как я сказал, воздаёт словом или видом, поелику случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него.
  Видите ли, какое различие душевных устроений! Другой хотя не имеет скорби на брата своего, но если услышит, что кто-нибудь оскорбил того в чём-либо, или его побранили, или уничижили, и он радуется, слыша это, то оказывается, что и он таким образом воздает злом за зло в сердце своём. Другой не питает злобы в сердце своём и не радуется, слыша об уничижении оскорбившего его, даже печалится, если ему нанесут оскорбление, однако же не радуется и благополучию его; но если видит, что того прославляют и тому угождают, то он скорбит: и это есть также, хотя и легчайший, однако же вид злопамятности. Каждый из нас должен радоваться успокоению брата своего и всё сделать, чтобы почтить его.
  Мы сказали в начале слова, что иной, и поклонившись брату своему, всё ещё продолжает скорбеть на него; и говорили, что он, сделав поклон, исцелил этим гнев, но ещё не подвизался против злопамятности. Иной же, если случится кому-либо оскорбить его, и они поклонятся друг другу и примирятся между собою, живёт в мире с тем и не имеет против него никакого помысла в сердце своём; когда же через несколько времени тому опять случится сказать что-либо оскорбительное для него, то он начинает вспоминать и прежнее и смущаться не только о втором, но и о прежнем.
  Сей подобен человеку, имеющему рану и положившему на неё пластырь, и хотя он в настоящее время заживил рану и она заросла, но место ещё болезненно; и если кто-нибудь бросит в него камешком, то место сие повреждается скорее всего тела и тотчас начинает источать кровь. То же самое претерпевает и оный человек: была у него рана, и он приложил пластырь, то есть сделал поклон, и подобно первому исцелил рану, то есть гнев; и начал также усиливаться против злопамятности, стараясь не питать ни одного помысла в сердце своём, ибо сие значит, что рана зарастает. Но она ещё не совершенно зажила: есть ещё остаток злопамятности, который составляет верхнее закрытие раны, и от него удобно возобновляется вся рана, если человек получит хотя лёгкий ушиб.
  Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его. Таким образом человек и молится за брата своего (а это есть знак сострадания и любви), и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть? Молящийся за врага будет незлопамятен. Будем внимать себе, братия, и трудиться со тщанием, пока ещё имеем время. 
(Авва Дорофей)"
 
 
 
  "Брат! ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных от него тебе, - вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: представь множество своих грехов, неисчислимых по множеству, и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, согрешения твои; ты между тем не хочешь простить ближнему нескольких вспышек страсти, возбужденных в нем дьяволом. 
  
Бог не принимает молитвы нашей, если мы сердимся (обижаемся - от авт.) на кого-нибудь. Это я изведал горьким опытом. Поэтому непременно надо прежде молитвы помириться со всеми. Был случай, когда я сердился и потом помирился. Как, прежде чем я помирился, молитва моя была неблагоуспешна, тяжела и очевидно противна Богу, так после примирения (я в то же время помирился) она стала легка, успешна и благоугодна Богу. Она скоро принесла мне мир совести и радость в сердце. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 
 
 
"Нежелание видеть какого-либо человека немного похоже на приказ его расстрелять. Евангелие стоит на бездонном добре.
(Свт. Иоанн Сан-Францисский)"

 
 

"Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.
(Свт. Григорий Двоеслов)"




  "Разумно в сердце молящийся - переносит находящие скорби, злопамятный же ещё не молится чисто.
 Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними. Укоряющего нас нужно принимать как посланного Богом обличителя скрытых в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя ведь мы не знаем многого скрывающегося в нас зла; только совершенному человеку свойственно помнить все свои недостатки.
  Быв кем-либо обижен, поруган, или изгнан, думай не о том, что с тобой произошло, но о том, что из этого последовало и последует, и увидишь, что обидчик стал для тебя причиной многих благ, не только в настоящем, но и в будущем веке. Не желай слушать о несчастье враждебных тебе людей. Ибо слушающие такие речи пожинают впоследствии плоды своего произволения.
(Прп. Марк Подвижник)"

 

  "Не простить кому-то, хотя бы одному-единственному человеку, живому или уже скончавшемуся, значит НЕ получить прощения себе. Даже при самой подробной и, как кажется, искренней исповеди. Таков непреложный закон. О нём знают все христиане. О нём вспоминают всегда, читая «Отче наш». И всё-таки, бывают случаи, когда кажется, что кому-то нельзя простить. И тогда происходит то, о чём рассказал как-то владыка Антоний Сурожский.
  «Мне сейчас вспомнилась одна женщина, которую я напутствовал 40 лет назад. Она умирала и просила её причастить. Я сказал, что она должна исповедоваться. Она исповедовалась, и в конце я её спросил:
  — А скажите не остаётся ли у вас на кого-нибудь злоба? Есть ли кто-нибудь, кого вы не можете простить? Она ответила:
  — Да, я всем прощаю, всех люблю, но своему зятю я не прощу ни в этом мире, ни в будущем! Я сказал:
  — В таком случае я вам ни разрешительной молитвы не дам, ни причащения.
  — Как же я умру не причащённой? Я погибну! Я ответил:
  — Да! Но вы уже погибли — от своих слов…
  — Я не могу так сразу простить.
  — Ну, тогда уходите из этой жизни непрощённой. Я сейчас уйду, вернусь через два часа. У вас впереди эти два часа для того, чтобы примириться — или не примириться. И просите Бога, чтобы за эти два часа вы не умерли.
  Я вернулся через два часа, и она мне сказала: «Знаете, когда вы ушли, я поняла, что со мной делается. Я вызвала зятя, он пришёл, мы примирились». Я дал ей разрешительную молитву и причащение».
(Митр. Антоний Сурожский)"















  Порок обидчивости противостоит добродетели прощения... 
  Обидчивость, так же как и гнев, свидетельствует о гордости и неотделимых от нее своеволия, сластолюбия и злолюбия человека…  
  Обидчивость, так же как и гнев, развивает и своеволие, и гордость, и злолюбие, и сластоюбие, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями... 
  Обидчивость может являться матерью/причиной огромного количества разных пороков (напр., мстительности, отвергающей правосудие, справедливость, отмщение Божии)...






  Если сам порок носит название обидчивости, то все его внутренние и внешние проявления (соответствующие помыслы, слова и телесные действия/поступки) называются обидой... 
  Обида (как и все проявления всех др. пороков) может иметь разную степень/величину/силу - особенно эмоция/чувство/ощущение (являющаяся главным маркером/индикатором/определителем обидчивости)… 
  Обида (во всех её проявлениях) может быть и быстрой, и длительной, и слабой, и сильной… 
  Длительная бранная обида (не путать с регулярными - напр., ежедневными, но редкими/кратковременными/одиночными помыслами/прилогами, которые стужают христианина до гроба) называется злопамятством (памятозлобием):

 "Будучи землёй, я вместе с тем и лишен владения этой землей: похищают её у меня различные страсти, в особенности лютый гнев, я лишен всей власти кротости над собой. Кротость возвращает мне эту власть. Будем перед каждой молитвой рассматривать свою совесть и, находя в ней злопамятство, искоренять его молитвою за врагов и благословением их. 
  Если попустишь сердцу твоему ожесточиться злопамятством и оправдаешь свой гнев гордостью, то отвратится от тебя Господь Бог твой и будешь предан на попрание сатане. Злопамятство основано на гордости. Гордость таится даже в освещенных благодатью избранниках Божиих. И они должны хранить себя от этого внутреннего яда и порождаемого им убийства души злопамятством. 
  Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг злопамятства, изгонять его при первом появлении, ни под каким предлогом не позволять ему свить гнездо в душе. Первое приготовление к молитве состоит в отвержении злопамятства и осуждения ближних. Бог есть любовь... следовательно, отвержение любви или злопамятство есть отречение от Бога.
  Ветхий Завет воспрещал грубые последствия гнева, Господь воспретил самое сердечное действие страсти. Дух наш возмущается против Судеб и попущений Божиих от нашей гордости, от нашей слепоты. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 


  "1 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: 
  8 Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».
  9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.
  (3 Цар. 2)"


  Памятозлобие злое противостоит памятозлобию доброму - Божию (как и любой др. порок противостоит той или иной добродетели, из которой он и произошёл в результате грехопадения прародителей)...  
  Добрая же человеческая память о причинённом зле, предназначена для усиленной молитвы и покаяния о "врагах" своих как за самого себя - т. е. для эффективнейшего возрастания в любви (для Спасения и "врагов", и "обиженных")...


  "2 Не помышляют они в сердце своём, что Я помню все злодеяния их; и теперь - окружают их дела их; они - пред лицем Моим. 
  (Ос. 7)"
  "13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их ...
  (Ос. 8)"
  "9 Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их. 
  (Ос. 9)"

 
  Памятозлобие (если человек не борется, а культивирует его) может продолжаться в человеке непрерывно в течение нескольких/многих месяцев, лет и даже в течение всей его жизни...
  Обидчивость (так же как и гнев) может свидетельствовать о неведении человека в том, что все происходит по воле Христовой, ради его же собственного спасения… 
  Поэтому обижаться на людей – это все равно, что обижаться на любящего всех людей (без всякого исключения) Христа… 
  Крайняя же степень обидчивости через ропотливость и недовольство может доходить и до обиды на Самого Бога... 
  В своих неразумных проявлениях обида может относиться даже к животным, птицам, насекомым, неодушевленным предметам и пр. творениям Божиим...
  Реакция человека к несправедливым (и пр. злым) действиям по отношению к себе условно делится на три духовных уровня...
  1 - Обида (плюс все остальные страсти: осуждение, гнев, печаль и пр.)...
  2 - Равнодушие (игнорирование)...
  3 - Радость...
  Воцерковляющийся и очищающийся от главных пороков христианин, постепенно смиряется и приобретает способность не обижаться на несправедливость по отношению к себе... 
  По мере же своего освящения и стяжания сердечной (духовной) чистоты на стадии преуспеяния, христианин становится способным не только не обижаться и быть равнодушным к злым действиям по отношению к себе, но и приобретает способность радоваться, понимая, что этим самым несет свой крест Христов (подобно Симону Киринеянину), подобно же и Самому Иисусу, с Которым иудеи обошлись в высшей степени несправедливо... 
  Т. е. безропотное переживание несправедливости есть замечательное средство подражать Христу, развивающее в христианине смирение и любовь как к Самому Иисусу (Подателю обидчика), так и к обижающему...
  Радости от несправедливых действий по отношению к себе должны сопутствовать и покаяние за обидчика, как за самого себя и соответствующая же молитва за него...
  Как правило, все эти три состояния в воцерковляющемся человеке могут или чередоваться, или смешиваться между собой в разных пропорциях...
  Задачей же христианина является бескомпромиссная борьба с обидчивостью (мгновенным несогласием с её прилогами и молитвой Иисусовой) и посильное продвижение по духовной лестнице от обиды к равнодушию и от равнодушия к радости...  
 
  Врачуется обидчивость покаянием в ней, посильным понуждением себя к прощению "обидчиков", размышлениями о вседержительстве и промыслительности Божиих и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...

  "Злой дух памятозлобия возбуждает в сердце не столько память о неприятных событиях или людях, сколько чувства, связанные с этими событиями или людьми: боль, страх, унижение. И коль скоро сердце откликнулось на воспоминания чувств, то и злой дух тут же обрёл себе покой в сердце и открыл "дверь" для других ду́хов, злейших себя: гордости, блуда и т. п. На самом деле, следует научиться отделять событие или лицо от чувств, их вызывающих, принимая всё случающееся "как есть", молить Бога о вразумлении причин напастей и благодарить за всё. (Иеромон. Даниил)"

"Избавившийся от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.
(Прп. Иоанн Лествичник)"



"Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто огонь в керосин льёшь – пламя всё больше и больше разгорается.
(Прп. Серафим Вырицкий)"





"Умудрённые Духом, когда их обижают другие - с радостью терпят обиды и не только порицают себя за соблазн ближнего к уничижению себя, но и за то, что скорби справедливо происходят от их же собственной прежней вины. 
(Прп. Марк Подвижник)"





"Если злопамятствуешь на кого, молись о нём; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним добре, и избавишь его от страсти. Для кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нём в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нём с чистосердечной похвалою, молись о нём истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти. 
(Прп. Максим Исповедник)"


 
 
"Если случится с тобою огорчение, – то потерпеть его – не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении. Если в отсутствие твое злословил тебя кто-нибудь, и другой, пришедши, объявит тебе, что такой-то брат злословил тебя; то, как мудрый, разбери, чье это наваждение, и не огорчайся на брата своего. А известившему тебя скажи так: "хотя оскорбил он меня, но он мне брат, да и я сам заслужил оскорбление; впрочем оскорбил он не сам по себе, но устроил сие враг, чтобы посеять вражду между нами. Господь же да разорит умыслы лукавого, а брата да помилует, и нас да не оставит". – Если опять и в лице будешь оскорблен, не досадуй на сие, и не приходи в движение умом. – Когда же случится потерпеть оскорбление за худое дело, то не будем жестокосердыми, но исправим лучше свою погрешность.
(Прп. Ефрем Сирин)"




 

"Ущерб от обиды при нашем себялюбии представляется нам слишком большим. А между тем в минуты обидчивости нам следовало бы живо воспроизводить в памяти, что даёт нам всепрощение. Плоды его несравненно ценнее самых великих потерь, какие только может получить человек от обид. В притче евангельской наши грехи против Бога оценены тмою талантов, а грехи других против нас сотней динариев. Это всё равно, что грехи наши против Бога тысячи, а грехи других против нас копейки. И вот, прощая других, мы получаем прощение у Бога, или иначе на копейку мы приобретаем тысячу рублей.
(Свщмч. Арсений (Жадановский))"






  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, поучение прп. аввы Дорофея с сайта Святоотеческое наследие, статьи Валерия Духанина, архиеп. Иоанна (Шаховского), Ольги Рожневой, преп. Анастасия Синаита, Александра Ткаченко с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Фома, Серафимов и Логослово...  






 

                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
  
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (08 Дек 12)
Просмотров: 2649

Поиск