"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Чревоугодие
 
  – огорчение Христа стремлением к употреблению еды и питья…
 




 
 
  "1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
  2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
  3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
  4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
  (Мф. 4)"
  "1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
  2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
  3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
  4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
  5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, –
  6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
  7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едятидоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
  8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
  9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
  10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
  11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
  12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
  13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.  
  15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
  16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
  17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
  18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
  19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
  20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
  21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
  22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?        23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
  24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
  25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
  26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
  27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
  28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
  29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
  30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
  31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
  32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
  33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
 (1 Кор. 8:1-13, 11:15-33)"
  "15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
  16 чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
  17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
  (Евр. 12)"
  "13 Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей
  14 и не говори: "много же на нем!" Помни, что алчный глаз - злая вещь. 
  15 Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всем, что видит.
  16 Куда он посмотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с ним в блюде.
  17 Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай.
  18 Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя;
  19 переставай есть первый из вежливости и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном;
  20 и если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки твоей прежде них.
  21 Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе.
  22 Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним;
  23 страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного.
  32 Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда:
  33 все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред.
  (Сир. 31:13-23; 37:32-34)"
  "27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
  28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
  29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
  31 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
  30 Но Иаков сказал Исаву: продай мне теперь же свое первородство.
  32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
  33 Иаков сказал ему: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову.
  34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
  (Быт. 26)"
  "15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
  16 чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
  17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
  (Евр. 12)"
  "22 И сказал Господь Моисею, говоря:
  23 скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте.
  24 Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его;
  25 ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего;
  26 и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота;
  27 а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего.
  (Лев. 7)"
  "16 Горе тебе, земля, когда ... князья твои едят рано!

  (Екк. 10)"
  "2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, –
  3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, 
  4 ... ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
  (Ис. 65)"
  "17 Те, которые ... едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь. 
  (Ис. 66)"
  "25 Посему скажи им (чревоугодникам - от авт.): так говорит Господь Бог: вы едите с кровью (с любовью к пище - от авт.) и поднимаете глаза ваши к идолам вашим (к чревоугодию - от авт.), и проливаете кровь (зло вообще и сластолюбие, в частности - от авт.); и хотите владеть землёю (спасением души своей - от авт.)? 
  (Иез. 33)"
  "12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; 
  (Иуд. 1)"
  "17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. 
  20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 

  (Рим. 14)"
  "9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 
  (Евр. 13)"







 
 
  "Образ этой страсти, которой необходимо подчиняется даже христианин духовной и высокой жизни, довольно верно обозначается подобием орла. Хотя он парит выше облаков и скрывается из глаз людей и от лица всей земли, но, по требованию чрева, принужден бывает опять спускаться на низменности, сходить на землю и питаться... трупами. Также и чревоугодие никак нельзя пресечь, как прочие пороки, или совершенно истребить, а только излишние возбуждения и пожелания его можно ограничить и обуздать силой души.
  Если побежденный дух чревоугодия своим смирением начнет льстить тебе, упрашивая, чтобы ты сделал ему некоторое послабление, уменьшил ревность в воздержании и меру строгости, не сдавайся в ответ на его покорность. Видя, что ты стал немного спокойнее от скотского разжигания, не думай, что ты вне опасности нападения, не возвращайся к прежней невоздержанности или прихотям чревоугодия. Ибо побежденный дух чревоугодия говорит как бы так: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». Тогда тотчас происходящие от него семь духов — пороков будут для тебя еще злее, чем страсть, которая вначале была побеждена тобою, и они скоро увлекут тебя к грехам...
  Поэтому нам надо стараться, победив воздержанием и постом страсть чревоугодия, не оставлять душу нашу пустой от необходимых добродетелей, но заботливо наполнять ими все изгибы нашего сердца, чтобы дух чревоугодия, возвратившись, не нашел нас пустыми, не занятыми добродетелями, и, не довольствуясь открытием входа для себя одного, не ввел с собой в нашу душу семь страстей, так что последнее будет хуже прежнего. Ибо после этого будет гнуснее, грязнее та душа, которая хвалится, что отреклась от этого мира, тогда как в ней господствуют все восемь страстей. Она подвергнется более тяжкому наказанию, чем когда не обязалась ни достоинством, ни именем христианским.
  Ибо эти семь духов потому называются злейшими прежде вышедшего духа, что пожелание чрева само по себе не было бы вредно, если бы не вводило за собою других, более важных страстей, то есть блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости, которые сами по себе, без сомнения, вредны и гибельны для души. И потому никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения плоти постом он мог вступить в брань с прочими страстями. (Авва Серапион)" 
  "Первая брань, первый опыт – в стремлении к совершенству истребить объядение и чревоугодие. Не только излишнее желание пищи надо подавить ради добродетели, но и самую необходимую для нашей природы пищу нужно принимать не без сердечной скорби, как противницу целомудрия. И течение нашей жизни должно быть установлено таким образом, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных занятий, разве только когда слабость тела побуждает снизойти к необходимому попечению о нем. И когда подчиняемся этой необходимости, то, удовлетворяя больше потребности жизни, нежели вожделению души, мы должны спешить оставлять ее, как отвлекающую нас от спасительных занятий.
  Ибо мы никак не можем презреть удовольствия настоящей пищи, если ум, предавшись Божественному созерцанию, не будет еще более наслаждаться любовью к добродетелям и красотой небесной. И, таким образом, каждый будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному, и, еще пребывая в теле, будет созерцать блаженство Вечной Жизни. Чревобесие нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнем плотской похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех прочих страстей. (Авва Феона)" 
  "Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей. Кто не преодолел страсти чревоугодия, тот не вступил даже на первую ступень веры, и о каком-то его духовном совершенствовании в этом случае не может быть и речи. 
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
  "Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему. (Прп. Иоанн Колов)" 
  "Чревоугодие изгнало из рая Адама; оно же во время Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением и было сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия. Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тучным; оно делает душу плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть. Не готовимся ли мы принести себя в жертву, что так утучняем себя? Для чего уготовляешь ты червям роскошную трапезу? Для чего увеличиваешь количество жира?.. Для чего делаешь себя ни к чему не годным?.. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Беги от чревоугодия, порождающего все пороки, удаляющего нас от Самого Бога и низводящего в бездну погибели. Тебе обещано Небо и Царство Небесное, а ты, покоряясь насилию чрева, не переносишь ли все и пренебрегаешь обещанным? Вот истинное бесстыдство. Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души.
  Есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщении. Не столько удовольствия, сколько неприятности. Пресыщение производит... худшее (чем голод). Голод в короткое время изнуряет и доводит тело до смерти... а пресыщение, разъедая тело и производя в нем гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем непереносимым, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие?
  Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы... переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю» так и здесь: ни учение, ни увещание, [ни порицание присутствующих], ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Чревоугодие истребляет в человеке все доброе. (Прп. Нил Синайский)" 
  "Если надеешься отойти к Богу, то послушайся моего совета и угашай неистовство чревоугодия, ослабляя тем в себе разжжения сластолюбия,— это предает нас вечному огню. Пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребности теперь порождает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде. Смотри, чтобы пресыщение и чревоугодие не довело тебя до страстного неистовства и ты не оказался увлеченным этими двумя молодыми невзнузданными конями. Те, кто употребляет пищу сверх меры и потребность в пище оскорбляют пресыщением, притупляют чувства и, сами того не замечая, от излишества в наслаждении теряют даже и само наслаждение пищей. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Будем же бояться, чтобы и мы, отдавшись чревоугодию, не лишились обетованного благословения и наследия от Небесного Отца. (Свт. Григорий Палама)" 
  "Откармливающий тело без воздержания в еде и питии будет измучен духом блуда. (Авва Феодор)" 
  "Обжорливость – не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается легкости и духовности; человек становится плотским. Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем – уму. Корень всем грехам... есть сребролюбие, а после сребролюбия... чревообъядение, сильнейшее и обильнейшее выражение которого — пьянство. Если будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огонь гнева и ярости, отяжелишь и омрачишь ум, приведешь свою кровь в разгорячение. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
 
  ""Похвалюсь в немощах моих" по слову Апостольскому, дабы иным пользу принести. Сегодня на молитве поддался помыслу сластолюбия: "Попить бы чаю хорошего!". И мысленно в чайном магазине "купил" какой-то "китайский лимонник" зеленый чай, пожурил себя для смирения, и забыл об этом. Вечером, только сел на молитву, вдруг в ум вплывает образ чайного магазина, причем ломает все мои усилия его не впускать, и уже не один магазин, а и продавщица ходит по нему улыбается. Не даю ему развиваться дальше, но он и не уходит упорно. Начал исповедоваться Господу и в гортанобесии, и в немощи, ушел образ, отвел Господь. Слава Богу! Но понял теперь слова Св. Отцев, что страсти как цепь, подпадаем одной, она приводит за собой другие. В моем случае - поддался сластолюбию, оно уже и не спрашивая дух блуда приводит, а за дверями и другие страсти на готове были, только поддайся этим двум. Воистину посреде сетей многих ходим, помоги всем Господи!"




 
 
 
"Не слышали вы разве Моего Евангелия, которое говорит: блажени плачущии, яко тии утешатся? Я взывал, а вы не слушали. Я взывал: блажени плачущии, а вы смеялись, переглядывались, разговаривали один с другим и длили празднословие свое и затем звали друг друга на пиры, работая чреву своему. Кто желает многих и разных яств, тот чревоугодник, даже если ест один хлеб и пьет только воду по причине своей бедности. Невозможно и плоть наполнять досыта яствами, и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения благ духовных. И напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем он может насыщаться пищей и утешением духовными.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 
 

"Оглянись кругом и рассмотри, чем заняты все люди, из‑за чего так хлопочут, на кого работают? — Все до одного работают на желудок, и все хлопоты об удовлетворении его требований: дай есть, дай пить. Сколь же великое благо обещается в будущем одним обетованием упразднения этого нашего тирана! Стань теперь на этой точке и реши: куда же обращена будет неутомимая жажда деятельности, принадлежащая веку сему, в другом веке, когда не будет нужды хлопотать о желудке, а вследствие того и вообще о житейском? Решить это надо теперь, чтобы приготовиться к тому, что нас ожидает в бесконечном будущем.
(Прп. Феофан Затворник)"
 
 
  
"Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями... Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пишу. А там, где Ангелы, там и все святые.
(Прп. Серафим Вырицкий)"
 
 
 
  "Бегай любоимания и непослушания, наипаче же многоядения, чтоб не опутаться тебе сетьми похотей своих, ибо они изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают любителя своего низким и срамным делам, и отчуждают от Бога. Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно. Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ. Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения.
  Надо прежде подавить страсть чревоугодия, и ум должен быть утончен не только постом, но и бдением, и чтением, и частым сокрушением сердца о том, в чем сознает себя прельщенным или побежденным, то сокрушаясь от страха пороков, то воспламеняясь желанием совершенства и непорочности, пока, занятый такой заботой и размышлением, не осознает, что принятие пищи допущено не столько для удовольствия, сколько послужило ему в тягость, и станет считать ее более неизбежной потребностью тела, чем вожделенной душе.
  Занятые таким упражнением ума и сокрушением, мы подавим сладострастие плоти, усиливающееся от разгорячения пищей, и ее вредные жала; таким образом, печь нашего тела, которая разжигается вавилонским царем-диаволом, постоянно доставляющим нам поводы к грехам и порокам... мы можем погасить обилием слез и сердечным плачем, пока пожар плотской похоти не будет совершенно погашен росою благодати Божией, веющей в сердцах наших. Пресыщенное чрево порождает семя сластолюбия, и дух, подавленный тяжестью пресыщения, не может иметь рассудительности. Ибо не одно чрезмерное употребление вина делает человека безумным, но и безмерное употребление пищи также расстраивает, помрачает его, лишает чистоты и непорочности. 
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "Ибо есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует её и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить её. Это называется по-гречески лемаргия - гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё; это называетсягастримаргия, т.е. чревобесие.
 
 Скажу вам и происхождение сих названий. Маргенин (margainein) - бесноваться, говорится еллинскими учёными о беснующемся, а маргос (margoV) называется беснующийся. Итак, когда у кого-нибудь бывает сей недуг, т.е. беснование о наполнении чрева, тогда это называется гастримаргия, от слов: margainein - беситься, и gasthr - чрево, т.е. беснование о чреве. Когда же беснование бывает только об услаждении гортани, то это называется лемаргия от слов: laimoV - гортань и margainein - беситься. 
  Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех. Как в законном браке и блудодеянии действие бывает одно и то же, но цель составляет различие дела: ибо один совокупляется для рождения детей, а другой для - удовлетворения своего сладострастия; то же можно найти и в отношении пищи: есть по потребности и есть для услаждения вкуса - дело одинаковое, а грех заключается в намерении. Есть по потребности значит, когда кто-нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день: и если видит, что это определённое им количество пищи отяготило его и нужно оное несколько уменьшить, то он и уменьшает его.
  Или если оно не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, он прибавляет несколько. И таким образом, хорошо испытав свою потребность, следует потом определенной мере и вкушает пищу не для услаждения вкуса, но желая поддержать силу своего тела. Однако и то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своём, как недостойного никакой пищи и утешения. Не должно также обращать внимания на то, что другие, по какой-либо случающейся потребности или нужде, бывают успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не должно думать, что успокоение тела легко для души.
(Авва Дорофей)"
 
 
 
"Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста. Сохраняя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия, помня, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде, и да будут всегда слова твои растворены солью благодати, как заповедует апостол Павел.
(Прп. Никодим Святогорец)"





"Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает. Раб чрева изыскивает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться. Кто хочет с объедением и насыщением победить беса блуда, тот подобен угашающему пожар маслом. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева - виновник чистоты. Если ты победишь [чрево], эту госпожу, то всякое место будет тебе содействовать в приобретении бесстрастия, если же она будет обладать тобою, то до самого гроба ты везде будешь бедствовать.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




 
"Снеди употребляй простые и необильные, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских.  
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

   
  "
Как ни вкусен обед, или вообще блюда, никогда не увлекайся ощущением вкуса и не обременяй своего желудка, а с ним и души множеством пищи. Когда сядешь за стол обедать или пить чай, будь внимателен к голосу твоего ума касательно количества принятия пищи и не преступай его, иначе ты преслушаешь глас Ангела-хранителя твоего (будь доволен, что раз положил взять себе за столом; за другим приемом той же снеди не простирай руки). С жадной торопливостью никогда не употребляй пищи, а равнодушно, спокойно, с рассуждением. Кто ест с жадной торопливостью, в том коварствует бес, и непременно тот будет часто ввергаться от него в объедение. 
  
Враг не дремлет: днем и ночью, во сне и наяву влечет нас к греху и питает в нашей душе всякие страсти душеубийственные. Бодрствуй, человек, распинай страсти плотские, особенно чревоугодие и все плотские грехи. Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.
  
Помни, что аппетит дан не для наслаждения яствами и питьями, а для удобнейшего поддержания жизни, и употребляй пищу и питье не для наслаждения, а для утоления голода и укрепления телесных сил; как же скоро утолил голод и силы свои подкрепил достаточно, оставляй пищу и питье, хотя бы аппетит и еще продолжался. Господи! Даруй мне презирать всякую пищу плотскую и всею душою желать всегда единой нетленной, душесладчайшей пищи Твоего пречистого Тела и Крови, ее одну почитать для себя всем и ее едину любить. 
  
Обременённая пищею утроба теряет благие свойства, какие нужно иметь человеку; она теряет чувство веры, любви, благости; она удаляется от Бога; недаром сказано: «уты, разшире, утолсте» и — отвержися. Поистине отсюда и важное значение поста в духовной нашей жизни. — Необременённое пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость или любовь, чувствовать милости Божии, вообще — стоять в истине. 
  
Никогда не наедаться сытно: лишний кусок — лишняя тяжесть, лишнее тление. Не забывай при молитве упадать в глубину своего ничтожества. Помни непрестанно слова Спасителя: «блажени нищие духом»
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 
 

"Всячески сохраняй себя от объядения и пьянства, да не впадаешь всегда во всё злое (напр., в блуд - от авт.). Пробеги умом свою жизнь с юного возраста и вспомни, что ты с давних пор ел и пил. Не один раз ты ел и достаточно много пил, однако все это прошло, как будто никогда и не бывало, и нет теперь об этом никакой памяти и нет от этого никакой пользы. Ибо как тогда, так и теперь, хотя и всеми яствами и питиями насладишься, ничего более не получишь, как только вред, и за каждым случаем наслаждения — тяжесть в душе и обновление страстей. Поэтому не желай здесь вознаградить себя таким способом, но все упование свое полагай в небесном. 
(Свт. Димитрий Ростовский)"




  
  "Ни с чем несообразно – не радоваться душевному здравию, а скорбеть о перемене пищи и показывать на самом деле, что у нас более расположения к услаждению чрева, чем к попечению о душе; потому что пресыщение угождает одному чреву, а пост приносит пользу душе. Если вода разделяется на многие русла, зеленеет вся земля, лежащая вокруг них; так, если и страсть чревоугодия разделилась в твоем сердце, она напоит все чувства, насадит в тебе лес пороков и обратит твою душу в жилище зверей. Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти.
  Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения пищи надо ставить не удовольствие, а ее необходимость для жизни, ибо раболепствовать удовольствиям — значит не что иное, как сделать чрево своим богом. Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния. Чрево - самый неверный в договорах союзник. Это - ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет. 

(Свт. Василий Великий)"



  
"Попечёмся, братия, как бы нам ясти и пити во славу Божию, а не во вред себе и в оскорбление Подателю Благ Богу. Уступите гладу и жажде, но не вооружайтесь против воздержания и поста. Пусть хлеб насущный укрепляет сердце человека? пусть вино в меру возвеселит сердце печального, или ободрит немощного? ядите, — скажем, если угодно, и сие с Неемиею и Ездрою, — ядите тучная и пийте сладкая, но в знамение того, яко свят есть день Господеви нашему (Неем. 8, 10), а не безвременно и без меры, по образу тех, ихже бог — чрево. Во всякое же время внемлите слову Господню и внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и найдет на вы внезапу день суда, но да будут сердца наши светильниками мудрых дев, полными елея благодати, горящими любовию, светлыми верою, да будут готовы сретить Судию, яко жениха, и праздновать с Ним в небесном чертоге Его во веки! Аминь.
(Свт. Филарет Московский)"















  
  Причиной чревоугодия является сластолюбие... 
  Порок чревоугодия противостоит добродетели собственно поста (воздержанию от чрезмерного употребления пищи и питья ради удовольствия)... 
  Человек редко любит собственно сами питье и еду… 
  Как и все остальные творения Божии, они интересуют его только, в основном, как источник удовольствия… 
  Удовольствие от их употребления человек и любит на самом деле… 
  Любой знает на своем опыте, что даже самое любимое блюдо после определенного количества уже становится и неприятным, и даже отвратительным…
  Чревоугодие очень опасно… 
  Удовольствие от еды настолько бывает сильным (а из-за большого ассортимента блюд таким разнообразным), что человеку бывает очень тяжело, а зачастую и невозможно отвращать свое внимание от еды и питья, от их вкуса и вида, и устремлять с благодарностью свое внимание к Подателю их - ко Христу…
  Неестественная потребность во вкусных и разнообразных блюдах может возрастать в человеке до огромных размеров, заставляя его затрачивать огромное же количество денег, сил и времени на приобретение, приготовление и употребление их…
  Чревоугодие толкает человека к сребролюбию, т. к. много вкусной пищи и питья, как правило, стоит много денег… 
  Ему уже и некогда исполнять Христовы заповеди…
  Все его внимание устремлено и к еде, и к деньгам, на которые еда покупается… 
  Чревоугодник становится заложником своего порока… 
  Порок владеет человеком…
  К тому же, вкусные и разнообразные пища и питье провоцируют человека к излишнему их употреблению… 
  Даже самая экологически здоровая пища при неумеренном ее употреблении вредит и телесному здоровью…
  К тому же, излишнее употребление еды резко стимулирует половую активность человека (либидо), толкая его еще и к пороку блуда…
  Хочется еще раз опять добавить, что не еда и не питье – зло… 
  Не мясо и не алкоголь, и никакие другие продукты и напитки… 
  Хулителям творений Божиих Сам Христос закрывает их неразумные уста… 
  Первое Свое чудо Иисус сотворил на свадьбе (на празднике, где присутствуют разнообразные и обильные, и блюда и напитки)… 
  Христос претворил воду в… вино(!)… 
  Он как бы предупреждает нас об опасности хулить и еду, и питье, и любое другое творение Божие… 
  Иисус как бы призывает христиан к истинному пониманию, что есть добро и что есть зло…
  Зло – любить еду, питье и удовольствие от них… 
  Ведь и само удовольствие от еды и питья не есть зло… 
  Удовольствие – естественное, Богом данное (по благости) ощущение человека, употребляющего творение Божие… 
  Зло – любить это удовольствие, стремиться к нему… 
  Что и есть собственно порок… 
  Необходимо благоразумно употреблять еду и питье - "пускать их в оборот"… 
  Надо своевременно, умеренно и уместно с благодарностью, покаянием и молитвой вкушать и пить то, что Господь послал… 
  И так держать… 
  А что ожидает чревоугодника после исхода его души из тела становится понятным из притчи Христа о богаче и Лазаре… 
  Богач, который ежедневно "пиршествовал блистательно" после окончания своего земного, чревоугоднического пути был отправлен в геенну, где и мучился от неутоляемых вечных жажды и гееннского огня…  
  В наше время чревоугодие в православии нередко маскируется под всевозможные кулинарные изыски якобы постной пищи, которая, несмотря на отсутствие скоромных (животного происхождения) ингредиентов, нисколько не уступает им по своим вкусовым качествам...
  Современные технологии позволяют создавать (и в будущем эта тенденция только усилится) пищевые вещества, аналогичные по вкусу и аромату натуральным...
  Вкупе с соответствующими художественным дизайном, сервировкой и пр. гастрономическими изысками, подобные постные блюда и кушанья (а чего стоит безалкогольное пиво с недалекой, как нам кажется, по времени изобретения и безалкогольной водкой) ничем не уступают по удовольствию, которое они способны приносить вкушающим их...
  В заключение хочется отметить такую специфическую (экстравагантную) форму чревоугодия, как каннибализм...
  Но он подразделяется на две известных категории...
  Первая характерна для представителей Африканских племен, которые употребляли в пищу человеческое мясо как гастрономический продукт (некоторые из их современных потомков и до сей поры втайне поддерживают мерзкие традиции своих предков)...
  Вторая разновидность каннибализма относится к Австралийскому региону и содержит в себе главным образом не столько чревоугодие аборигенов, сколько их заблуждение в том, что поедая члены тела того или иного человека, они тем самым приобретают его силы и способности...
  Причудливым образом эти заблуждения сочетаются с христианскими догматами о вочеловечении и воплощении Сына Божия и с неотделимыми от них Таинствами Евхаристии и Причастия, во время Которых причастник, с покаянием соединяясь с Телом и Кровью Христовыми (употребляя их в пищу), приобретает от Иисуса Его божественные силы и добродетели... 
  Как верны и актуальны до сего времени слова многих св. отцов о том, что все в этом мире является образом Божественной правды... 
  Человеку необходимы только усердные внимание и покаяние, чтобы смотря на все окружающее творение Божие (иногда мнимо кажущееся злым и ложным) ясно видеть в нем всепроникающий промысел Господа Иисуса Христа, Который есть всеобъемлющая Любовь... 
  О широком распространении языческого каннибализма (всего лишь несколько тысячелетий назад) свидетельствует и Св. Писание, напр.:
 
  "3 Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 
  4 совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, 
  5 и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, 
  6 и родителями, убивавшими беспомощные души, - Ты восхотел погубить их руками отцов наших,
  (Прем. 12)"
 
  Врачуется чревоугодие покаянием в нём, посильным, благоразумным воздержанием от пищи и питья (собственно постом), сопутствующими во время вкушения еды покаянием и молитвой, и усердной жизнью по всем другим заповедям Христовым, умаляющей сластолюбие...  
  Хотя бесовское коварство иногда подменяет один порок другим, как бы маскируя/скрывая наличие такового в подвижнике:

"Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти ссорятся между собою за бедного монаха, как за купленного раба.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






  Поэтому христианин должен быть всегда внимателен и осторожен в своей духовной жизни, чтобы не поменять, ч. н., "шило на мыло"...
 
 
   Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи Ольги Рожневой, архим. Рафаила (Карелина) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Серафимов и Тихая пристань...

 


 



 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !                                                                                                                                                                                                      
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (23 Фев 14)
Просмотров: 1310

Поиск