"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Пьянство
 
  – огорчение Христа стремлением к опьянению алкоголем, наркотиками, никотином, газами и пр. дурманящими веществами… 
 
 


 
 

  "34 горесть для души - вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. 
  35 Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны.
  (Сир. 31)"
  "11 Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие. 
  (Прит. 12)"
  "1 Вино – глумливо, сикера (крепкие/перегонные напитки: чача и пр. - от авт.) – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен (становится буйным/глумливым от неумеренности в питии алкоголя - от авт.). 
  (Прит. 20)"
  "29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
  30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
  31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
  32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
  33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
  34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
  35 И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
  (Прит. 23)"
  "4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру,
  5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
  (Прит. 31)"
  "29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? 
  30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать винаприправленного. 
  31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 
  32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 
  33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 
  34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 
  35 И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же". 
  "11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
  12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
  22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток (сикеру - от авт.),
  (Прит. 23)"

  "1 Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! 
  (Ис. 28)" 
  "7 Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем.
  8 Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей;
  9 уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих её.
  10 Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти.
  11 Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли.
  12 В городе осталось запустение, и ворота развалились.
  13 А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка.
  (Ис. 24)"
  "7 Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.
  8 Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места.
  (Ис. 28)"
  "11 ... это псы, жадные душою, не знающие сытости; 
  12 приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да ещё и больше.
  (Ис. 56)"
  "18 Отвратительно пьянство их, 
  (Ос. 4)"
  "5 «День нашего царя!» говорят князья, разгорячённые до болезни вином, 
  6 Ибо они ... делают сердце своё подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь.
  7 Все они распалены, как печь,

  (Ос. 7)"
  "5 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! 
  (Иоил. 1)"
  "3 И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили. 
  (Иоил. 3)"
  "18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; 
  (Еф. 5)"







 

  "Молю всякого человека, желающего принести покаяние Богу, хранить себя, не упиваться вином, ибо оно пробуждает все похоти в человеке, изгоняет страх Божий из души. Но всею силою проси у Бога, чтобы подал тебе страх свой, тогда стремлением своим к Богу погубишь все похоти, одолевающие окаянную душу, желающие отлучить ее от Бога, чтобы завладеть ею, и потому всею силою терзающие человека. (Древний патерик)"
  "Насчет пьянства имеет смысл приводить цифры? Знаете, есть такая цифра, такой индекс – количество выпитых литров в год на душу населения. Если 8 литров на душу населения в год, это считается еще цифра, которая в пределах ПДН, предельно допустимой нормы, а вот после 8 литров уже начинаются в народе процессы деградации, процессы умирания, то есть необратимые процессы. Что такое необратимый процесс? До определенного момента болезнь можно вылечить, а после врач говорит: «Все, до свидания, мы тебе помочь ничем не можем, иди домой». Вот это необратимый процесс. Знаете, сколько у нас пьют в России? Какова цифра эта у нас? 16 литров. Понимаете? Ровно в два раза превышает. Так кто нам врагом является, не мы ли сами? (Протоиер. Димитрий Климов)"
  Грех Курения.
  В России страсть курения появилась в начале 17 века в Смутное время. Ее принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города.
  Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли. Сейчас ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и еще 50 миллиардов штук привозится. Таким образом, страна потребляет 300 миллиардов. Россия в настоящее время занимает первые место в мире по росту курения. Значительная масса курящих – подростки.
  И еще одна безотрадная особенность нашей страны — феминизация курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит 70% мужчин и 30% женщин. На женский организм грех курения действует особенно разрушительно. По материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи принимали во внимание возраст больных, стаж курения, вид используемых табачных изделий и другие факторы) заболевают раком легких примерно в два раза чаще, чем мужчины.
  Канадские врачи на основе статистических данных, собранных в Ванкувере и Квебеке, утверждают, что у женщин, у которых страсть курения началась в возрасте до 25 лет шансы возникновения злокачественной опухоли груди возрастают на 70%. Специалистам в области социальной психологии хорошо известна сила воздействия на человека окружения. Сейчас значительную часть нашей городской среды составляют огромных размеров щиты, на которых рекламируется разрушительный для здоровья яд. Хоть на секунду, хоть на одно мгновение задумываются ли люди причастные к массовому отравлению людей, что на Страшном Суде за все придется дать ответ.
  Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Страсть курения борется непросто, но это возможно и 99% достигают успеха. Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. 
  Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. — Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от курения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы. (Свящ. Афанасий Гумеров)"
  "Если выпито много вина, оно становится подобным мучителю, ворвавшемуся в крепость, который с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании, но прежде всего поработив рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь сознательный строй жизни: голос делает громким, возбуждает непристойный смех, опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию. Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.
  Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает туда упивающегося, как скверного и чуждого святыне. Избегай пьянства, чтобы оно более и более не отделило тебя от Бога. Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа. В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва. Пьянство – вражда на Бога. Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного робким, целомудренного – похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу. Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает страсти и сластолюбие. Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа. Избегай пьянства, чтобы оно более и более не отделило тебя от Бога. (Свт. Василий Великий)"  
  "Как-то одному брату духовник, желая уберечь его от винопития, благословил наливать вина не больше одного раза и "больше не наливать". Брат взял полтора литровую бутылку, отрезал её чуть ниже горлышка и по благословению один раз наливал в неё, а второй раз обычно и не надо было наливать. Другой брат, которого я знал, взял благословение у духовника понемногу заниматься молитвой Иисусовой. А понемногу - понятие растяжимое, так незаметно он достиг самодвижной сердечной молитвы. «Обманули» оба, только один с пользой для себя, а другой – нет. (Записки православного монаха)"




 

 
  "Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи (т. е. случаи пьянства - от авт.), говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, – о, человек, – причиною такого зла? Нет, – не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, – потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, – потому что есть воры; пропади свет, – потому что есть клеветники; да погибнут жены, – потому что есть блудницы.    
  Таким образом ты всё наконец захочешь истребить. Но ты не поступай так – это сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразие. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя? Хочешь ли знать, как пьяный бывает хуже и бесноватого?
  Бесноватого все мы жалеем, а от этого отвращаемся; тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому, что у того болезнь от (дьявольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов. Но терпит пьяный то же самое, что и бесноватый, так же кружится, так же приходит в исступление, так же падает, так же извращает глазные зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает изо рта пену и, таким образом, изливает нечистую слюну, и уста его наполняются невыносимым зловонием. Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных.
  Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти диавола. Пьянство – корень всех зол. Пьяница – живой мертвец. Пьянство – это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода. Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание. Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом... но порочная воля производит пьянство. Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того – болезнь от диавольской напасти, а у этого — от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов. 
  Пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства. Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех. Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной. Пьяный не умеет распоряжаться своими речами с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей... все тратит и низвергает. Пьяный более жалок, чем мертвый. Мертвый бесчувствен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плотском, умерщвляет свое тело. Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие – в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность. 
  Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей; за это может быть и двойное наказание. Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним. Стяжал ли кто-либо целомудрие, стыдливость, пристойность, или кротость, или смирение – все это пьянство повергает в море нечестия. Пьянство... это многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там — постыдная любовь. Пьяница не может видеть Царствия Небесного. И что я говорю: Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает дни в ночи, свет во тьму; пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у него под ногами. Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием. Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением и пьянством.
  Хочешь стать далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов и с корнем вырви этот порок. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 

 

  "Курение — это прихоть. Отсюда и боль в ногах, и депрессии. То, что дьявол есть отец курения, мне особенно ясно открылось сегодня: что-то пронзило меня с головы до ног. Я чувствовал, что враг гнездится в моих суставах и в сердце, что он с силой противостоит мне, мешает мне молиться, пугает меня, парализует меня и печалит меня самой сущностью греха. Курение открывает врата, и нечистый дух входит в человека. Вчера вечером, после выкуренной сигареты, дьявол заставил почувствовать его присутствие через непрерывную икоту, которая ко мне привязалась с момента Херувимской песни и почти до самого Святого Причастия. Мои нервы были натянуты, мой голос бежал от меня, я дрожал и был изможден. Вот почему курение является бесполезным. Это глупая прихоть, надругательство над губами, большое и ненужное раздражение, туман, которым человек покрывается добровольно.
  Вкус сигарет я не могу сравнить ни с чем, кроме чего-то дьявольского. И если я знаю, что курение таково, то как я могу позволить себе продолжать это делать? Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, – и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом, который не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 

 

  "В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. «Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями».
  Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. 
  Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.
  Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим истинно кающемуся человеку возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением.
(Свт. Димитрий Ростовский)"

 



 
  "Есть две дороги, выбирай любую: одна служить врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог.
 
Вино, как все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо»,— говорит апостол,— и «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением. И в книге Бытия пишется: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно... Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя»,— говорит Сирах, ибо, так употребляемое, веселит печального, подкрепляет немощного. Потому и к святому Тимофею апостол написал: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Потому и святой Павел запрещает не пить вино, но упиваться: «не упивайтесь вином». Ибо одно – пить вино, другое – упиваться вином. 
  Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай. Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте,— словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница». 
  Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает. От этих заботливых и ядовитых угощений человек впадает в страсть пьянства, в которой так коснеет, что и освободиться от нее не может. И часто бывает, что в этом бедственном бесчувствии кончается и жизнь его без надежды на спасение. За эту гибель и мнимый его благодетель, или, скорее; злодей, будет осужден. Потому что кто открывает дорогу к гибели, тот в этой гибели бывает виновен. 
  Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино». Пьянство приводит к убожеству и нищете. «Работник, склонный к пьянству, не обогатится»,— говорит Сирах. Оно отнимает славу и доброе имя, напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу, В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу. 
  Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными. И достигшим зрелости, без нужды не надо пить вино. От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо напоминать, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства, и потому без покаяния. (Свт. Тихон Задонский)"
  В Задонском монастыре хранятся мощи великого святого Тихона Задонского, известного своей трезвенной деятельностью. Будучи епископом Воронежской епархии, он столь страстно проповедовал трезвость, что в его приходе перестали покупать вино. За это местные виноделы написали царю жалобу о недоборе алкогольных акцизов, и св. Тихона уволили со службы, после чего он вскоре умер в Задонском монастыре.

 

 

"Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 

 

"Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей. 
(Свт. Феодор Едесский)"











   

  Пьянство противостоит трезвости (разновидности телесного поста).. 
  Причина пьянства  (как и у любой др. невоздержности/роскошества/излишества) - сластолюбие... 
  Пьянство есть любовь именно к опьянению как к особому состоянию, а не собственно к напитку или к др. источникам, вызывающим его, т. к. любовь к напитку и к пр. веществам из-за их вкуса или запаха - суть лакомство (разновидность чревоугодия)...
  Далее мы не будем писать о наркотиках и пр. из-за экономии времени и пространства, но будем при этом иметь ввиду под пьянством и наркоманию, и токсикоманию, и табакокурение и пр. изобретения человеческого/бесовского сластолюбивого "гения"...
  Всем известно, что пьяницы не любят безалкогольное пиво…
  Навряд ли они полюбят и безалкогольную водку, когда та появится в продаже…
  Им важно, чтобы "дало по шарам"…
  Да и вкус и запах напитков (особенно крепких и дешёвых) пьяницам чаще всего вовсе не нравится... 
  О пьянстве маловато говорится в святоотеческой литературе…
  Если же обратиться к Священному Писанию, то в Нём встречаются, на первый взгляд, противоречивые мнения… 
  Но только на первый взгляд… 
  Там, где имеет место положительное мнение – речь идёт либо непосредственно об алкоголе (вине или сикере - крепких напитках) либо о благоразумном их употреблении… 
  Там же, где имеет место отрицательная оценка – речь и идёт как раз непосредственно о пьянстве…
  Необходимо разделять творение Божие (алкоголь) от любви к нему… 
  В Библии мы находим оценку алкоголю, как лекарству от печали и уныния (как средству, которое радует/веселит сердце человека)… 
  В Библии же мы видим и пример, когда Ной, употребив излишнее количество вина, оголился и уснул…
  А его сын Хам увидел и соблазнился - осудил и с насмешкой рассказал/"настучал" своим братьям…
   В Библии же повествуется и о Лоте – племяннике Авраама, который, употребив излишнее количество вина, переспал со своими дочерьми…
  Но и первое свое чудо Христос совершил, претворив воду в вино… 
  А св. ап. Павел предупреждает, что пьяницы Царства Небесного не наследуют...
  Эти и другие примеры из Св. Писания свидетельствуют о том, что не алкоголь – зло, а любовь к опьянению (пьянство)… 
  А уже любовь к опьянению и приводит к неумеренному употреблению алкоголя…
  Очень важно сказать о том, что к пьянству может привести и чревоугодие (лакомство и опивство) – любовь непосредственно ко вкусу алкоголя или к его большому количеству… 
  Начинаться все может с любви ко вкусу, а заканчиваться – любовью к опьянению… 
  От чревоугодия – к пьянству…
  Пьянство является чрезвычайно вредным пороком… 
  Св. Церковь относит пьянство к категории смертных грехов…    
  Алкоголь в неумеренных количествах оказывает на человека крайне негативное воздействие…
  Он вызывает стойкое привыкание к себе, жесткую зависимость от себя - алкоголизм… 
  Человек в состоянии алкогольной зависимости уже не способен контролировать свое внимание…
  Его внимание полностью обращено к алкоголю…
  Какая там молитва…
  Алкоголизм в своей крайней степени становится второй натурой человека и контролирует его полностью… 
  Пьянство разрушает и тело…
  Тяжелейшие телесные болезни приводят пьяницу в состояние полной телесной немощи…
  Телесная немощь делает пьяницу неспособным к активной жизни по заповедям Христовым… 
  Помимо всем известным сердечно-сосудистым заболеваниям, пьянство является причиной и ущербного деторождения...
  Все знают, что если попытаться пожарить картошку или яичницу на простой сковороде без масла, то всё прилипнет - подгорит...
  Аналогичная история происходит и с разрозненными эритроцитами в крови человека - этиловый спирт очищает их от жировой плёнки и склеивает в группы, которые впоследствии закупоривают капилляры и блокируют доступ кислорода в отдельные зоны головного мозга, вызывая их отмирание (некроз)...  
  Алкоголь полностью выводится из человеческого организма в течение двух суток... 
  Из половых же органов мужчины (простаты, яичек и сперматозоидов) алкоголь выводится полностью лишь через полтора-два месяца...
  Любая доза алкоголя поражает половую сферу человека (напр., изменяя сперматозоид на генетическом уровне), вызывая наследственные болезни как психического характера (от олигофрении до дебилизма), так и телесные уродства (как внешние, так и внутренние патологии)...  
  Но если в течение двух месяцев семенной материал мужчины полностью обновляется, то у женщин всё обстоит не так...
  Женщина получает несколько сотен тысяч яйцеклеток (весь свой пожизненный запас) к моменту своего полового созревания, которые изолированно содержатся/хранятся в её яичниках... 
  Ни один яд не проникает в яичники сквозь их оболочку...
  Кроме этилового спирта, который в любых употреблённых дозах изменяет генетику яйцеклеток (в количествах, соответствующих употреблённой дозе)...
  Обычное/умеренное употребление алкоголя повреждает до 10% женских яйцеклеток, которые в любой момент (как в лотерее) могут оплодотвориться...
  Из яичников у яйцеклеток (в том числе и у повреждённых алкоголем) есть только один путь - по фаллопиевым трубам в матку или в брюшную полость при патологиях (т. н. внематочная беременность)...  
  Но - только для оплодотворения...
  Даже один бокал когда-либо употреблённого женщиной шампанского, создаёт риск зачатия ребёнка с врождёнными патологиями его тела и расстройствами психики - на протяжении всей её жизни...
  Пьянство разрушает и душу…
  Белая горячка, например, делает человека полностью невменяемым в психическом и умственном планах, не позволяя пьянице исполнить никакой Христовой заповеди… 
  Пьянство, переходящее в крайнюю свою степень, похоже на своеобразное самоубийство человека посредством алкоголя…
  Как часто причиной смерти людей было не только состояние опьянения при несчастном случае, но и употребление какой-нибудь отравы или просто чрезмерной дозы… 
  Само по себе длительное и интенсивное употребление алкоголя приводит к устойчивой, умственной деградации человека, которая делает его неспособным уже воспринимать смыслы заповедей Христовых… 
  Пьянство опасно еще и тем, что резко стимулирует половую активность человека, толкая его еще к одному смертельно опасному пороку – блуду… 
  Пьянство стимулирует и фантазии человека (его способность воображения)…
  Человек, находящийся в состоянии опьянения, может чувствовать себя всемогущим, умным, сильным, добрым, счастливым, веселым и т. д., и т. п. …
  Опьянение вводит человека в мир приятных иллюзий, мир розовой мечты, очень похожий на реальность… 
  После скорбей и ужасов мира реального, человек прячется от проблем материальных и психологических в мир сюрреалистический, воображаемый…
  Временное блаженство…
  Которое необходимо воспроизводить все чаще и чаще… 
  А сколько надо денег на алкоголь… 
  А проблемы на работе… 
  А проблемы в семье...
  Когда пьянство в начальной стадии – оно подталкивает мужа к измене…
  Когда же пьянство уже в зрелой стадии, то эффект здесь обратный – муж, что называется, "объелся груш", ему уже и не до измен, и не до жены…
  Это подталкивает жену к измене…
 Куда ни кинь – везде клин… 
  Можно бесконечно долго объяснять вред от пьянства…
  Наверное, можно на этом и остановиться…
  А в первые века по Рождестве Христовом, в монастырях монахам каждый день предлагалась для употребления чаша вина…
  Потом, правда, эта традиция была запрещена… 
  Вино - как и любой алкоголь (как и любое творение Божие) можно и нужно употреблять во славу Божию…
  А можно и нельзя во славу бесовскую… 
  Монахи первых веков употребляли вино не ради удовольствия от опьянения или от его вкуса…
  Они очень мало спали (несколько часов в сутки)…
  Всё остальное время они интенсивно трудились телом на послушаниях и непрестанно сердцем и умом на богослужениях, в молитве, при чтении и размышлении… 
  Монахи испытывали колоссальные нагрузки на тело и душу…
  Чаша вина была истинно тонизирующим средством для тела и души… 
  Монахи употребляли вино, не обращая своего внимания на его вкус, с чувством благодарности ко Христу - с молитвою…
  И не соскальзывали вниманием от Христа и после употребления вина, несмотря на легкое ощущение опьянения…
  Монахи не обращали внимания ни на само состояние опьянения, ни на удовольствие от него…
  Все их внимание непрестанно было приковано ко Христу…
  Такое употребление алкоголя – и есть употребление его во славу Божию… 
  Между удовольствием от употребления творения и Творцом необходимо выбирать Творца… 
  Почему же позже употребление вина в монастырях было запрещено?...
  Потому что между вином и Творцом монахи стали выбирать вино и удовольствие от опьянения… 
  Вся история и человечества, и христианства, и монашества свидетельствует о неуклонной  их деградации (старении/обветшалости)…
  Христос предупреждал, что беззаконие (порочность, немощность) среди всех людей в последние времена будет умножаться, от чего любовь (добродетельность, духовные способности и силы) будет умаляться…
  Он даже как бы сомневался, найдет ли вообще веру у людей последних времен, когда придет на землю во второй раз…
  Как понять человеку – пьяница ли он?...   
  Для этого ему совсем не надо подсчитывать количество выпитого алкоголя за какой-то период времени…
  Достаточно проверить, может ли человек молиться, находясь в состоянии опьянения… 
  Где молитва – там нет пьянства…
  Но надо и сравнить качество молитвы как в трезвом состоянии, так и в состоянии опьянения...
  Ухудшение молитвенного состояния в определённый момент (при конкретной "принятой" дозе) как раз и свидетельствует о максимально допустимой мере употребления алкоголя...
  В этом - благоразумие...  
  Где истинная/правильная/сокрушённая молитва - там нет любви к твари и к удовольствию от неё (там любовь к Творцу)… 
  Христос повелел наблюдать за собой каждому человеку… 
  Если человек соскальзывает вниманием от Христа, значит, он сейчас любит что-то больше Христа, например - вино или состояние опьянения… 
  Св. отцы называли и блудом, и пьянством в широком смысле любой порок…
   Пьянство, как и любой порок - имеет разные степени своей величины… 
  Смертным грехом пьянство называется в своей крайней степени, когда человек любит удовольствие от опьянения больше всего на свете (когда алкоголь как источник удовольствия является для человека номером один – его "сокровищем")…
  Что ожидает душу пьяницы после ее исхода из тела, наверное, излишне говорить…
  Любой человек, независимо от своей природной генетической склонности к пьянству должен всегда соблюдать необходимые меры предосторожности от него… 
  Эти меры универсальны для любого порока… 
  Необходимо мгновенно отсекать внутренним несогласием любые помыслы пьянства по мере их появления...
  Не обращать на них внимание, а каяться и обращать всё свое внимание ко Христу (посредством, напр., Иисусовой молитвы)… 
  Если кто–то "прозевал" и "вляпался" в пьянство, то необходимо каяться, воздерживаться, исповедоваться, причащаться…
  Если необходимо, то применить и телесное лечение, например - капельницу и пр. медиктыамен…
  Кодирование можно применять лишь как крайнее средство - после советов и благословений священников… 
  А если кто-то не сильно подвержен пьянству, то и ему ни в коем случае нельзя расслабляться - необходимо непрестанно каяться и как можно чаще и дольше пребывать в молитвенном состоянии (как при употреблении алкоголя, так и после)…
  Ибо только "бережёного" бережёт Иисус...
  В заключение - немного о природной/врождённой/генетической/медицинской/научной склонности/независимости человека к алкоголю/пьянству/алкоголизму...
  Печень здорового человека (80% от общего количества человечества) производит 8 ферментов, разлагающих этиловый спирт в крови на составляющие его элементы - эти люди обладают природной стойкостью к пьянству/алкоголизму...
  И лишь 20% людей имеют печень, производящую 7 или 6 соответствующих ферментов (т. е. алкозависимых от природы)... 
  Комментарии ч. н. - излишни... 
  
  Врачуется пьянство покаянием в нем, посильным (благоразумным) воздержанием от употребления алкоголя и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей сластолюбие человека...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему материалу являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, потрясающая видеолекция проф. Кривоногого В. П., "Беседа" свт. Василия Великого, поучения прп. Феодосия Печерского с сайта Святоотеческое наследие, статьи иерея Дмитрия Выдумкина, протоиер. Андрея Ткачева, Николая Ефимова, протоиерея Дмитрия Ненарокова, Александра Надеждина с сайта Православие.Ру, соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Азбука веры и Православие и мир, и фильм "Утерянная добродетель"...


 



 

 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !       
 
  
 

 

 

 

 

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 2043

Поиск