"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Лицемерие
 
  – огорчение Христа стремлением к свободной и осознанной лжи (к свободному и осознанному исповеданию неистины)…
 

  


 

  "20 Пришёл третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
   21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
   22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
  23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
  24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
  25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
  26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
  (Лк. 19)"
  "1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
  (Лк. 12)"
  "16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
  17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
  18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
  19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
  (Мф. 11)"
  "22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
  23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
  24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
  25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
  26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
  27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
  28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
  29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
  30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
  31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
  32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
  33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
  34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
  35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
  (Мф. 12)" 
  "18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
  19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
  20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
  21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
  22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
  23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
  (Мк. 12)"
    "13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
  15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
  16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
  17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
  18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
  19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
  20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
  21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
  22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
  23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
  24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
  25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
  26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
  27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
  28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
  29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
  30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитиикрови пророков;
  31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
  32 дополняйте же меру отцов ваших.
  33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?  34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
  35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
  36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
  37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
  38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
  39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
  (Мф. 23)"
  "1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
  2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
  3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  4 И сказал змей жене: нет, не умрёте,
  5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
  (Быт. 3)"
  "9 И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 
  (Быт. 4)"

  "14 Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею.
  15 В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.
  16 Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди.
  17 И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.
  18 И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения.
  19 И приказал посланному, говоря: когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения
  20 и увидишь, что царь разгневается, и скажет тебе: «зачем вы так близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас?
  21 кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова [и поразила его], и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?» тогда ты скажи: и раб твой Урия Хеттеянин также поражен и умер.
  22 И пошел [посланный от Иоава к царю в Иерусалим], и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав, обо всем ходе сражения. И разгневался Давид на Иоава и сказал посланному: зачем вы близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что вас поражать будут со стены? кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова, и он умер в Тевеце? Зачем вы близко подходили к стене?
  23 Тогда посланный сказал Давиду: одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота;
  24 тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли некоторые из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин.
  25 Тогда сказал Давид посланному: так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри его.
  26 И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем.
  27 Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.
  (2 Цар. 11)" 
  "11 поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды?
  12 Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает.
  13 Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет;
  14 упование его подсечено, и уверенность его – дом паука.
  15 Обопрется о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится.
  (Иов. 8)"

  "4 А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
  7 Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
  8 Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
  9 Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
  10 Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
  11 Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
  (Иов. 13)"
  "4 Разве не знаешь ты, что от века, – с того времени, как поставлен человек на земле, –
  5 веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?
  (Иов. 20)"
  "8 Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его? 
  (Иов. 27)"
  "13 Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;
  14 поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.
  (Иов. 36)"
  "3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. 
  (Пс. 27)"
  "19
 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
  (Пс. 30)"
  "4
 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
  5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
  (Пс. 61)"
  "1
 Боже хвалы моей! не премолчи,
  2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
  (Пс. 108)"
  "9 Устами лицемер губит ближнего своего, 
  (Прит. 11)"
  "14 «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдёт, хвалится. 
  (Прит. 20)"
  "6 Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти. 
  (Прит. 21)"
  "20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! 
  (Ис. 5)"
  "17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. 
  (Ис. 9)"
  "14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
  15 Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
  16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
  17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
  18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
  (Ис. 28)"

  "17 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»
  (Мал. 2)"
  "10 Но при всем этом вероломная сестра её Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
  (Иер. 3)"
  "1 Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим.
  2 Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно.
  (Иер. 5)"

  "30 Изумительное и ужасное совершается в сей земле:
  31 пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?
  (Иер. 5)"
  "12 И домы их перейдут к другим, равно поля и жёны; потому что Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь.
  13 Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо;
  14 врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет.
  (Иер. 6)"
  "8 Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.
  9 Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?
  11 И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет. 

  (Иер. 8)"
  "5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.
  8 Язык их – убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своём строят ему ковы. 

  (Иер. 9)"
  "16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
  17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придёт на вас беда».
  28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
  29 Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
  30 Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
  31 Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
  32 Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.

  (Иер. 23)"
  "22 И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву», которых царь Вавилонский изжарил на огне
  23 за то, что они делали гнусное в Израиле: ... и именем моим говорили ложь, чего Я не повелевал им;

  (Иер. 29)"
 "8 Ефрем говорит: «однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом».

  (Ос. 12)"
  "11 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем (мнимо/ложно/напоказ/кощунственно - от авт.) опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» 
  (Мих. 3)"

  "39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие (истину вообще и реальное зло в себе, в частности - от авт.) видели, а видящие (в себе мнимое собственное добро - от авт.) стали слепы (т. е. покаялись в прелести/заблуждении/невежестве и перестали видеть в себе воображаемое добро - от авт.).
  40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы (т. е. заблуждаемся относительно своей праведности, пребывая в невежестве - от авт.)?
  41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы (просто заблуждались - от авт.), то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите (осознанно и свободно лжёте - от авт.), то грех (лицемерие - от авт.) остаётся на вас.
  (Ин. 9)"
  "3 Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. 
  (Зах. 13)"
  "17 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит» ...
  (Мал. 2)"
  "50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
  51 и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
  (Мф. 14)"
  "9 Знаю ... тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
  (Откр. 2)"




 

 
  "Не смешон ли стал бы для тебя ворон... если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя? И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. (Патерик)" 
  "Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах. Не словами... надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Лицемеры — «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие», то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную.
  Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские... Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. (Свт. Платон, митрополит Московский)" 
  
"Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него 'рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола». Диакон принял кроткое обличение старца. (Лавсаик)" 
  "Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех. А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела — это самая ужасная хула на Духа Святого. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Странно, что 100-рублёвая купюра нам кажется такой большой, когда мы ее оставляем в церкви, и такой малой, когда мы оставляем её на рынке.
  Странно, что час, проведённый за чтением молитв, поминая Бога, нам кажется таким долгим, а час, проведенный у телевизора, таким коротким.
  Странно, что, читая молитву, мы едва собираемся с мыслями, тогда как в разговоре с приятелем это для нас не составляет никакого труда.
  Странно, что мы так радуемся , когда объявляют дополнительное время футбольного матча , и жалуемся , когда проповедь затягивается дольше обычного.
  Странно, что нам так трудно заставить себя прочитать хотя бы одну главу Библии, и так легко мы читаем сто страниц полюбившегося романа.
  Странно, что в концертном зале люди стремятся в первые ряды, а в церкви - в последние.
  Странно, что нам так трудно выучить одну молитву, и мы так легко запоминаем и пересказываем слухи.
  Странно, что мы так легко верим в написанное в газетах, и нам так трудно полностью уверовать в написанное в Слове Божьем.
  Странно, что каждый из нас желает войти в Рай и не хочет утруждать себя стараниями для его обретения.
  Странно, что почти каждый из нас одновременно является и судьёй и адвокатом: когда речь идёт о чужих грехах - ты судья, а когда речь идёт о собственных грехах - ты адвокат.
  Странно, что, прочитав эти строки, почти каждый из нас посчитает их актуальными для других и не имеющими отношения к самому себе. (Автор неизвестен)"
  "Господь прощает грехи искренне кающемуся в них человеку. Покаяние в греческом языке звучит как «метанойя», что означает «изменение сознания». То есть кающийся человек должен так измениться, что даже мысль о повторении греха ему невыносима. Согрешая сегодня, успокаивать себя тем, что завтра ты сможешь покаяться — безрассудство или откровенное лукавство. Само такое рассуждения уже грех. Как правило, так успокаивают свою совесть, заглушая этот глас Божий в нашей душе. Ничего, мол, сегодня со грешу — завтра покаюсь… Человек не каяться и измениться хочет, рассуждая так, а согрешить. Откладывать покаяние так можно до бесконечности, а настанет ли для человека это «завтра»? Не грешить надо, чтобы потом покаяться, а каяться перед Богом так, чтобы не грешить. (Протоиер. Александр Ильяшенко)"
 

"Правда — вещь дорогая, и не у каждого в словах ее найдешь. Каждый человек как живет, так и говорит. Узнай истинность слов из образа жизни. 
(Прп. Иосиф Исихаст)"
 
 
 
"Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетённое всякими вымыслами. Сжатая вода поднимается вверх, а скорбящая душа возводит очи к Богу. Лицемерие - от самоугодия и самочиния.
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 

 
"Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом. Истинно ли подвижнически проходит кто добродетельную и прехвальную жизнь, об этом должно судить не по нраву, притворно на себя принимаемому, и не по лживому виду жития; но по тому, если кто, подобно искусным живописцам и ваятелям, показывает свою добродетельную и боголюбезную жизнь, самым делом отвращаясь от всяких сластей, как от сетей. О тех, которые не любят узнавать, что им полезно и что должно почитать добром, можно сказать, что они не в добром здоровье; у тех же, кто, познав истину, бесстыдно спорят против неё, умерщвлена разумность: нрав их сделался скотским, не знают они Бога и душа их не озарена светом.
(Прп. Антоний Великий)"
 

 
  "Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле: оно постоянно стремится выказать себя добродетельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправдать себя пред глазами людей; тогда наиболее лицемерствует; тогда с бесстыдством и дерзостью начинает провозглашать о своём совершенстве и добродетели.  Будем памятовать смерть и суд Божий, которому немедленно подвергнемся после разлучения с телом.
  При постоянном памятовании о смерти, о суде Божием, о блаженной или бедственной вечности... сердечное отношение к земной жизни изменяется: человек начинает смотреть на себя как на странника на земле; залог холодности и равнодушия является в сердце его к земным предметам; всё внимание его обращается к изучению и исполнению евангельских заповедей. Как путник, во время темной ночи заблудившись в густом лесу, старается добраться до своего дома по звуку колокола или трубы, так и истинный христианин вниманием к учению Христову усиливается выйти из области лжеименного разума, рождаемого и питаемого жизнью по плоти.  
  Холодное, поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям, исповедание Бога устами, без исповедания деятельностью и сокровенною жизнью сердца, при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством. Лицемери, так обличал Спаситель мира пренебрегавших заповеди Божий и с мелочною точностью державшихся старческих преданий, предпочитавших предания заповедям, лицемери, добре пророчествова о вас Исайя, глаголя: Приближаются Мне людии сии усты своими, и устами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут мя, учаше учением, заповедем человеческим.
  Церковные постановления очень полезны и нужны как для каждого христианина, так и для христианского общества, доставляя поведению порядок и правила; порядок и правила способствуют жизни благочестивой, но заповеди должны быть душою каждого христианина и христианского общества. Спаситель мира дал должное место, должную цену и отеческим преданиям, и заповедям Божиим. Сия, то есть предания отцов, подобаше творити, сказал Он, и онех, то есть заповедей Божиих, не оставляти. От соблюдения постановлений святой Церкви исполнение заповедей делается особенно удобным, а жизнью по заповедям точное соблюдение церковных постановлений охраняется от тщеславия, лицемерства и плотского мудрования.
  Закон Божий — духовен; евангельские заповеди Дух суть и живот суть. Но как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления. Они соединены с духом Закона. Довольствующийся исполнением одних церковных постановлений и обрядов, при оставлении внимания к евангельским заповедям или при недостаточном внимании к ним, низводит, по скудоумию своему, Закон с высоты духовного значения, отнимает у него для себя духовное достоинство его, всю сущность и гибнет в плотском мудровании своем и по причине плотского мудрования своего.
  Мы все - грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Чем дальше человек от исправления и добродетели, тем сильнее и утонченнее в нем стремление прикрывать себя лицемерством. 
  Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера. Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего. Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.
  Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями... прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана. Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели. Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия. Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. 
  В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)... душевные страсти, особенно высокоумие. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 

"Горе богохульнику, ибо свяжется у него язык пред лицем Судии и он ничего не в состоянии будет сказать в оправдание своё.
(Прп. Нил Синайский)"


  

"Уста смиренномудрого говорят истину, и противоречащий ей подобен слуге, ударившему Господа в ланиту.
(Прп. Марк Подвижник)"


  

  "Делать выбор между истинами Откровения и одним из них верить как несомненным, а другие отвергать или подвергать сомнению — значит то же, что Откровение не считать Откровением и Того, Кто открыл истины спасения, подвергать уничижению.
  «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Отличительная черта лицемерия — делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим,— необходимое следствие дел, совершаемых внешне.
  Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. 
(Свт. Феофан Затворник)"

 

  
"Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него. «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?». Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Лучше удары друзей, чем целования врагов.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Ты себя называешь худой и никуда не годной - наверняка такая и есть. Но последи за собой - когда кто повторит твои слова (про тебя же - от авт.), что ты тогда почувствуешь? 
(Схиигум. Иоанн (Алексеев))"

 


"Намереваясь поститься, не будь уныл по-иудейски, но покажи себя веселым по-евангельски. Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ. Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного. Не видишь ли, какое зло — лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло.
(Свт. Василий Великий)"





"Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: "Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые..." Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые, очень часто, прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать — считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание — корень зла. 
(Прп. Никон Оптинский)"




"Человек, доколе делает зло, не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце. Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба. Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы. Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. 
(Авва Исаия)"





"Когда и в православном обществе любовь вытесняется гордостью и самолюбием, когда гордость получает почтенное название благородной, хотя святые отцы Церкви говорят о самолюбии и гордости только бесовских, когда самоотречение сменяется самоутверждением и смиренное послушание гордым своеволием, тогда, конечно, окутывается густым туманом светлая истина Церкви, неразрывно связанная с добродетелями, прямо противоположными этим порокам.
(Свщмч. Иларион (Троицкий))"




"Много друзей во время благоденствия, во время же искушения едва найдёшь и одного.
(Прп. Максим Исповедник)"




  "Многие не стыдятся назвать себя пред людьми грешниками, но от других этого слышать не хотят. Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания?
  Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». — Говоришь: «Верую... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия»,— хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
(Свт. Тихон Задонский)"




  "Ах, как хитер и искусен злобный диавол - он пользуется всеми малейшими предлогами нравственными и физическими к тому, чтобы терзать нашу бедную душу. Подал ли я повод каким-нибудь страстным движением души — он тут же ловит это движение и раздувает пламя; болезнь ли какая случится в теле — он чрез болезнь силится вовлечь душу в свои сети. — Он всегда «готов на лов яко скимен (лев) обитающий в тайных». 
  При своих злобных умыслах он представляет всё душе нашей в ложном, неправильном виде и чрез это-то представление в ложном виде дела он и выигрывает. Если бы предмет был представлен в настоящем виде, человек не был бы опутываем его сетями, не испытывал бы в себе действие страсти. — Внемли. 
 «Невозможно солгати Богу». Господь Бог есть Истина и не может лгать; противник Его, диавол, есть ложь и отец лжи. Господу Богу противна всякая ложь, и Он карает её; а диавол любит ложь как свое чадо и клевещет, лжёт человеку на Самого Бога и Богу на человека. Замечай внушения духа лжи — и противься им. Как Адаму и Еве солгал он, так и нам лжёт на Бога.  
  Ныне многие христиане считают грехом что-нибудь сделать в праздники (напр., какую-нибудь нужную работу) а не считают грехм завидовать ближнему, враждовать, мстить или напиваться допьяна.
  Или считают грехом съесть (даже по немощи телесной) в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего. Напр., знакомых обижают и обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутреней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"













  Причина лицемерия - ненависть и растущие из неё (проявляющие её) сластолюбие, злолюбие, своеволие и гордость...
  Не существует ни одного известного нам порока, который не мог бы являться либо причиной лицемерия, либо же соединяться с ним...
  Огромное внимание лицемерию (одно из наибольших в Библии) уделено в Ветхозаветной книге Иова...
  Там во всей полноте раскрываются как огромная опасность, так и всеобъемлющая вредность лицемерия для человека...
  Лицемерие являлось главным пороком и евангельских фарисеев...
  Это та самая "закваска фарисейская" (хула на Духа Святого), о которой Христос предупреждал апостолов... 
  Иисус категорически повелел им беречься лицемерия...
  Господь особо выделял лицемерие как самое вредное человеческое зло...
  Христос говорил, что человеку простится любой грех кроме лицемерия...    
  Причина "непрощения" (гибели в геенне) - в осознанном и свободном выборе лицемерным человеком неистины (лжи) и ненависти (всего совокупного зла), т. е., всего того, что радикально отличается как от заповедей Христовых, так и от самого Иисуса как Носителя и Источника всякого добра - Добра абсолютного...
  Лицемерие - зло (лживость), которое культивируется свободно и осознанно...
  Поэтому оно не подлежит покаянию...
  Поэтому же оно и не врачуется...
  От лицемерия человек может отказаться (покаяться в нём) только в случае, если оно ещё не перешло в навык (во вторую природу человека)...
  Поскольку после смерти тела душа человека утрачивает свою способность выбора между добром и злом (силу воли), то поэтому она и не может покаяться, покинув свою тленную храмину...
  Именно поэтому так важно для человека избавиться от лицемерия еще при своей земной жизни...
  Крайне важно для человека бороться с лицемерием всеми своими силами, не доводя его до привычки или навыка, т. к. если лицемерие проникло уже в саму природу человека и превратилось в навык, то отказаться от него человеку практически невозможно, а значит и спастись - тоже...   
  Ибо лицемер, по исходу своей души из тела, сам свободно и осознанно выбирает вечное скорбное одиночество в геенне как альтернативу бесконечному и блаженному бытию с Самою Любовью и Истиной - Христом...
  Евангелия свидетельствуют нам о том, что лицемерие особенно было присуще фарисеям, которые ради суетных ценностей мира сего пренебрегли собственным Спасением...
  В наше время в православных храмах/монастырях можно повсеместно наблюдать их последователей (христиан, предпочитающих внешние заповеди внутренним)...
  Ещё и в Ветхозаветные времена пророки Божии ясно обличали и в своих проповедях, и в своих видениях ошибочность/вредность такого мирского/злого мировоззрения...
  Церковные каноны, напр., упраздняют земные поклоны в храмах а субботние/воскресные/праздничные дни (см. творения свт. Игнатия (Брянчанинова))... 
  Многие же священнослужители, монашествующие и "ревностные" миряне в храмах и на Богослужениях то и дело (надеемся, что не напоказ) бухаются на колени и так стоят (не понимая/забывая, что внешнее/"суббота"/временное/земное - ради/для внутреннего/покаяния/спасения/Спасения/бесконечного/Небесного/человека, а не внутреннее ради/для внешнего)...
  Один из великих пророков Божиих Иезекииль (и не только он) тоже попытался это сделать во время величайших же видений/созерцаний Божиих...
  Казалось бы - очень даже приличная/уважительная причина...
  Но - что говорил Господь Своему пророку?...
  Что Он делал?...
 
  "1 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице своё, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.
  2 И когда Он говорил мне, вошёл в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне.
  (Иез. 2)"
  "23 И встал я, и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня, как слава, которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лице своё.
  24 И вошёл в меня дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною ...
  (Иез. 3)"
  "4 Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их.
  5 И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева.
  6 И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.
  7 И обрати лице твоё и обнажённую правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.
  8 Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернёшься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей.
  (Иез. 4)"
  "9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице моё и лежал лицем к земле.
  10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.
  11 И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.
  (Дан. 10)"

  Увы - лицемерие не врачуется в силу своей осознанности и вольности...
  Хотя, если оно не вошло в навык, то лицемер может отказаться от него простым усилием собственной доброй воли (которая всегда присутствует в каждом человеке, не достигшем ещё крайних степеней зла)...

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово "На лицемерных монахов" свт. Григория Богослова с сайта Святоотеческое наследие, соответствующие же статьи с сайтов Серафимов, Логослово, Азбука веры и статья о двойных стандартах игум. Нектария (Морозова) с сайтов Православие.Ру и Логослово...

 




 

 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 1413

Поиск