"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Нерадение (Леность)

  – огорчение Христа стремлением к телесному, душевному и духовному бездействию/покою/пассивности/праздности…

 



 
 
  "17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
  (Мр. 13)"
  "14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
  15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
  16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
  17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
  18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
  20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
  21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
  23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
  25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
  26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
  27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
  28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
  29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
  30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
  (Мф. 25)"
  "1 Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его.
  2 Воловьему помету подобен ленивый: всякий (благоразумный - от авт.), поднявший его, отряхнет руку.
  (Сир. 22)" 
  "24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
  27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
  (Прит. 12)"
  "15 Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
  16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
  24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего. 

  (Прит. 19)"
  "18 От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечёт дом. 
  (Екк. 10)"
  "9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть.
  10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.
  (Ис. 56)"
  "17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает - тому грех.
  (Иак. 4)"
  "10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
  11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
  12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
  (2 Фесс. 3)"

 





 
  "К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертью, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя! (Автор неизвестен)"
  "Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. (Схиигум. Иоанн (Алексеев))"
  "Если ты хочешь начать свою жизнь завтра, значит, уже сегодня – ты мертв, и останешься мертвым и завтра. (Прп. Симеон Афонский)"
  "Не дремли, время не в наших руках. Жизнь наша висит на волоске. Понуждай себя, распрямись, покажи, что ты раб Христа, а не диавола. Разве ты не знаешь, что нерадение принесет тысячи помыслов, чтобы пленить тебя? Молись с болью и слезами, дерзай, Христос не оставит тебя. Понудь себя немного, и диавол убежит. Благодать готова тебе помочь. Она ожидает твоего собственного произволения и понуждения. (Архим. Ефрем, Афон)"
  "Ленивый никогда не станет христианином. Для того чтобы стать настоящим христианином, надо много работать. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
  "Старайся не быть без дела. Потому что безделие - мать всякого порока, в том числе уныния и отчаяния. (Прп. Иосиф Оптинский)"
  "Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон. (Прп. Арсений Пещерник)"
  "Если ты сегодня пренебрежешь молитвой — то благодать Божия может оставить тебя и тогда тебе уже не захочется больше молиться: ты даже забудешь, что существует молитва. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Не дремли, время не в наших руках. Жизнь наша висит на волоске. Понуждай себя, распрямись, покажи, что ты раб Христа, а не диавола. Разве ты не знаешь, что нерадение принесет тысячи помыслов, чтобы пленить тебя? Молись с болью и слезами, дерзай, Христос не оставит тебя. Понудь себя немного, и диавол убежит. Благодать готова тебе помочь. Она ожидает твоего собственного произволения и понуждения. (Архим. Ефрем, Ватопед)"
  "Чем дольше человек сидит без дела, тем больше расслабляется, а чем больше работает, тем сильнее становится. Помимо того что работой он отгоняет от себя печаль, ещё и помогает себе духовно. Сегодня в миру люди хотят работать мало, а деньги получать большие. Подобное настроение овладело и многими из тех, кто пытается жить духовной жизнью. Хотят достичь святости, не прилагая усилий. 
(Прп. Паисий Святогорец)"
  "Многие говорят: молиться некогда, времени нет; поститься не могу, живот болит; ходить в храм – нет, то работа, то дети. Ну что же, не можешь? Не надо. Не постись, не молись, в храм не ходи. Евангелие не понимаешь – ну не читай. И ничего ты не получишь. Как ты был бревном, так бревном и умрешь, ни одна живая ветка на тебе не зацветет, а уж о плодах и говорить нечего. Всякое дерево, не приносящее плодов, распиливают на брусочки, потом колют, а потом в печку, потому что больше оно никуда не годно. Поэтому Господь и говорит: «Там будет плач и скрежет зубов; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Все очень конкретно. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но старайся, трезвись, бодрствуй – непрестанно прилагай огонь к огню, теплоту к теплоте, чтобы усугубить его, дабы, умноживши и усугубивши данное тебе, мог ты в день оный с дерзновением сказать пред Господом: "Се, Господи, я приобрел другие пять талантов" – и услышать от Господа пресладкий глас: "Благий раб и верный, ты был верен в малом, – поставлю тебя над многим; войди в радость Господа своего". (Свт. Димитрий Ростовский)" 

  "Праздность есть начало и причина многим порокам и многому злу. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "Духовный отец - как столб, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда не уйдёт, а так и сгниёт у этого столба. (Прп. Никон Оптинский)"
  "Если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному. (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божией помощи, удобно впадает в руки противников своих. А также, как скоро душа делается беспечною к делам добродетели, непременно увлекается в противное тому. Ибо переход с какой бы то ни было стороны есть уже начало стороны противной. Доброделание есть попечение о душевном, а не о суетном. Непрестанно открывай немощь свою пред Богом и не будешь искушаем чуждыми, как скоро останешься один без Заступника своего. (Прп. Исаак Сирин)"

  "И вот что я еще заметил. Как только у нас появляются такие духовные энтузиасты, то сатана, который очень внимательно их отслеживает, тут же старается под благовидным предлогом их куда-либо или на что-либо переориентировать, чтобы люди эти убили силы и время не на то, впустую.
  Весною я наметил себе несколько видов трав, которые обязательно нужно заготовить. Даже уже льняные мешочки приготовил. И вот выпал уже первый снег, а все так и осталось мечтами. За разными заботами и делами я все забыл и упустил время.
  Это очень напоминает наши духовные чаяния, что вот скоро я начну духовную жизнь серьезно, скоро начну степени умной молитвы. Скоро-скоро! А все пусто. Окрадывает нас враг забвением, заботами, пустыми делами. Так и жизнь пролетает как сон, только у смерти опомнимся, как я от первого снега.
  Ныне нас объемлет время великого расслабления. Видя вокруг примеры расслабленности, многие поддаются и уступают. И вместо помощи способствуют потоплению друг друга.
  Что нужно делать в этом положении? Во-первых, не верить и не соглашаться в неизбежности влачения по страстям и слабости. Например, прп. Антоний Леохновский ставил в образец своей братии пустынных отцов древности. Для нас должен быть реальностью путь, которым шли святые отцы. И хоть ползком, отталкиваясь от всего земного, но мы должны идти именно по нему. И если в конце жизни Господь и найдет нас, хоть и безсильных, но на этом пути, это и есть наш путь спасения.
  А шум, лукавые оправдания и гобзование страстей вокруг себя вменим в сон преходящий, персть смердящую и сеть вражию, как оно и есть на самом деле. Но чтобы это понять и осознать, необходимо иметь единственно искреннее желание и здравый ум. О том и наставлял свою братию прп. Антоний. И с помощью Божией все трудное станет нетрудным, все тяжелое станет легким, а все темное – светлым. А стяжать здравый ум и нужно, изучая учение святых отцов и Священное Писание. А светлым ум становится от непарительной молитвы усердной от Благодати Святаго Духа.
  Есть такие, которые, живя без особых усилий над собой, говорят: если Господь захочет спасти - и так спасёт. Есть иные, которые, видя в себе некоторые дела, как им кажется, Богоугодные, на них уповают, как бы уже получившие спасение. Первые имеют неправильные делания, вторые - неправильные мысли. Как же на самом деле бывает спасение? Что должен делать человек, а что совершает Спаситель Господь? "В терпении вашем стяжите души ваши", - говорит Господь. Стяжевать свою душу в терпении - это наш труд, который за нас и без нас никто не сотворит. А вот очистить её и исцелить от язвы греха - это дело Божие. Но без нашего труда и терпения не станем мы причастниками Святого Духа, а останемся пусты и расслабленны. При правильном делании должны быть и правильные мысли. Тогда жизнь будет правая и Богоугодная.
  «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». Почему в этих таинственных словах Спаситель сказал: «желал бы», а не сказал «желаю»? Ведь что ни пожелает Творец наш и Создатель не может тотчас не исполниться и совершиться. Но дело в том, что наше спасение зависит и от нашей воли тоже и не может совершиться без нашего произволения. Посему если мы не ощущаем в своем сердце сей огонь, очищающий и просвещающий нас, то это говорит о том, что мы свою волю и произволение не подчинили и не устремили к Богу полностью и без остатка. А тот, кто потрудился сотворить сие, говорит с Давидом: «Согрейся сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь». А так как поучением нашим является, по словам отцов, молитва Иисусова сердечная, то это и есть путь очищения и подчинения себя Богу во смирении и покаянии.
  Широки врата и пространен путь ведущий в погибель идут ими. Многие понимают ад как наказание. А наказание это то, что можно дать, а можно и не дать. И мыслящие так желают остаться в стороне и всю ответственность возложить на Бога. Говоря – авось помилует и продолжают искать себе удовольствий и страстей. Таких то людей и обличает и вразумляет Господь Иисус Христос. Говоря, что погибель это путь, по которому человек идёт и который сам выбирает, как и спасение тоже путь и врата ведущий в жизнь и немногие находят их. Если мы действительно желаем спастись, нам нужно трезво увидеть себя и свой путь. Тогда отпадут и сами вопросы о наказании и о наградах. Ведь приду я только туда, куда я иду, и принесу то, что и несу с собой. И какова же это благость Божия, что мы можем и должны с пути погибели свернуть на путь спасения. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе!
  Бог желает дать Свою силу всем нам, но нужно немного поработать над собою, ибо что легко приобретается, то не ценится и теряется. Человек, не имеющий силы, почти от каждого помысла и страсти низлагается и опрокидывается на землю. Имеющий силу, напротив, сколько бы враг не кинул на него противников, с помощью Божией побеждает их. Как об этом сказано в Псалме: «поражаю их, и они не могут встать». Св. Отцы учат нас подобно тому силачу, как укрепиться и стать сильными, только мы этого не понимаем и не ставим себе такой задачи. Будем же упражняться в добродетелях, возрастать в молитве, приближаться к Богу – «возрастать от силы в силу», - как сказал некто из премудрых.
  Почему иные ощущают труд, тесноту на пути духовной жизни, а иные не ощущают и удивляются первым. Не ощущают труда и скорби те, кто к своей обыденной жизни просто добавляет жизнь духовную, при этом не затрагивая страстей. И сама вера у таковых внешняя, обрядовая без духа жизни. Вовремя что-то исполнить, прочитать, вычитать и прочее. Вторые же, истинные подвижники, принимают духовный путь "как он есть", не жалея себя и не выбирая, но где нужна скорбь, там скорбь, где терпение, там терпение, а где борьба, там борьба. И сии идут разумно и правильно, подобно мудрым девам из евангельской притчи. Посему в духовной жизни надо не добавлять к житейскому то, что нам удобно, а заменять вредное на полезное, пустое на необходимое, расслабляющее на укрепляющее. А увидеть тесный путь не трудно, все Евангелие говорит о нем и показывает его.
  Мы идем на компромиссы в отношении своей души, когда не желаем начать жить, как заповедовали святые отцы, говоря: «Мы ведь все-таки хоть что-то делаем, мы ведь служим, живем как можем, ну что еще надо? Да и зачем затевать серьезные изменения и меры, ведь и так жить можно, а то начнутся гонения, прещения, ну кому это надо?» Ты хоть охлаждай мирской дух, хоть через фильтр его вдыхай, он от этого не изменяется и душа, все равно заболевает. Лучше начать дышать чистым воздухом! (Записки православного монаха)"

"Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот - беспечному и ленивому всё может послужить препятствием. Не будем же искать покоя здесь - на земле. Пожелаем сделаться славными там - где и житие наше.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 
 
  "Не слышали вы разве Моего Евангелия, которое говорит: блажени плачущии, яко тии утешатся? Я взывал, а вы не слушали. Я взывал: блажени плачущии, а вы смеялись, переглядывались, разговаривали один с другим и длили празднословие свое и затем звали друг друга на пиры, работая чреву своему. Не говорил ли Я, что тесен и прискорбен путь, вводящий в живот, и что нудится царствие небесное и только нуждницы восхищаюте? А вы разваливались на мягких постелях и изобретали всякого рода упокоения плоти своей.
  Не говорил ли Я, что хотящий быть первым пусть будет последним и всем раб и слуга? А вы предпочитали председания и преждевозлежания (первые, высшие места в собраниях. - Ред.), власти и чины великие, и не хотели со смирением послужить бедному, убогому и всеми брошенному. Не говорил ли Я: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде? А вы исполняли только свои хотения и похоти, лихоимствуя, похищая, обижая, и вообще угождали только себе самим.
  Не говорил ли Я: аще тя кто ударит в ланиту, обрати ему и другую? А из вас одни только смеялись, слушая это, а другие даже и слышать этого не хотели, говоря, как нехорошо и несправедливо Я предписал это. Не говорил ли Я: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два? А вы, сами никогда этого не исполняя, заставляли только так делать братий своих.
  Не говорил ли Я: блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради? А вы не сносили даже слова несколько сурового, не только от равных вам, но и от больших вас. Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. Не ублажал ли Я нищих? А вы никогда от души не хотели сделаться нищими.
  Не говорил ли Я, что кроткие наследят царствие небесное? А вы были как звери дикие в отношении к тем, которые не исполняли малейших желаний ваших; когда же видели, что они не исполняли заповедей Моих, тогда сочувствовали им и были снисходительны и кротки, говоря, что Господь повелел быть снисходительными к таким и кроткими.
  Не говорил ли Я вам: любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть? А вы говорили, что это дело Апостолов и великих святых, ибо кто другой может так делать? Бедные и несчастные! почему же сами вы не делались святыми? Не слышали разве, как Я говорил: святи будите, якоже Аз свят есмь? А вы оставались в грехе и в нечистотах похотных.
  Жёнам же особо скажет Он: не слышали вы, как в церкви читали жизнь и деяния святой Пелагии, которая была прежде блудницею, а после сделалась святою? Жизнь и деяния преподобной Марии Египетской, которая тоже была блудною и нечистою, а потом соделалась земным ангелом? Жизнь святой Феодоры, которая впала в прелюбодейство, а потом явилась чудотворицею? Не слышали также жизнь Евфросинии девы, преобразившейся в Смарагда? И еще жизнь Ксении, воистину странной и дивной? Не слышали, как они оставили родных, богатство и самых обручников своих и, Мне послужив в бедности и смирении, соделались святыми? Почему же и вы не подражали им - блудницы блудницам, распутницы распутницам, замужние замужним, девы девам?
  Опять и мужам - царям и властителям скажет Он также: не слышали вы, как Давид согрешил, и, когда пришел к нему Пророк Нафан и обличил его, не противоречил ему, не разгневался и не скрыл греха своего, но тотчас встал с престола своего и, падши на землю пред всеми, сказал: согрешил я пред Господом моим, - и во всю жизнь свою не переставал день и ночь плакать, проливать о том слезы? Не слышали, что тот же Давид говорил: от гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней... Пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях? И опять: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю омочу? Не слышали, как еще говорил он: Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит? Почему же и вы не подражали ему и подобным ему? 
  Что же, братия мои возлюбленные, поняли, что я сказал вам? Знаете теперь, какой стыд имеет тогда покрыть нас? Напечатлели в уме своем и восприяли в чувство час оный? Или опять повторить мне то же самое в собственную свою и подобных мне нерадивцев и ленивцев пользу? Ведь и с нами то же самое будет в оный страшный день суда; многие из братий наших окажутся стоящими одесную Бога в славе великой, а многие окажутся стоящими ошуюю и будут осуждаемы ими. Да и как не быть им осужденными?
  Когда два человека, занимающиеся тем же мастерством, или два юноши, чистые от всякого греха и бедные, отвергшись мира, сделаются монахами, и один из них, по собственному произволению, делает всякую добродетель, а другой - всякое худо, то как первого не одобрить, а второго не осудить? И разве не видим, что это всегда почти бывает между нами? Одного видим послушным, внимательным, смиренным, с братиями обращается он как раб Бога, а не человеков, служит братиям верно и почтительно, мудрование имеет смиренное и сокрушенное, о себе же самом так судит и говорит: я, честный отче (мне не раз приходилось слышать это от таковых), и в мире жил в большой нужде и тесноте, и с большими трудами добывал себе пропитание, как же мне не радеть о послушании, пришедши сюда, и даром есть хлеб монастырский?
  За это Бог взыщет с меня в день суда. Но как я пришел сюда работать Богу, то и буду трудиться, сколько могу, чтобы плод трудов моих превосходил трату на мое содержание; буду слушаться настоятеля моего и всех братий моих до смерти, без роптания, так, как бы слушался Самого Христа, и постараюсь ни в чем не оказаться ослушником пред ними. Другого же видим тщеславным, невнимательным, непослушным, и с собою рассуждает он все противоположно первому и говорит: вот дал мне Бог жилище, хлеб, вино, яства разные с избытком, стал я равен с прежними, и первым пред теми, которые имеют прийти после меня; я брат всем им, хотят ли они того, или не хотят; так буду есть, пить, спать вдоволь, потому что какая мне нужда трудиться и работать, чтоб другие получали пользу от моих трудов?
  А если прикажут мне что-нибудь работать, я скажу им, что немощен, не могу, и если будут принуждать к тому, отвечу: хоть задушите меня, или выгоньте, не могу работать, - и нахмурюсь, будто плачу, вскрикну и скажу: вот колена подгибаются и в глазах потемнело; по такой причине я получу разрешение есть с утра, как захочу; или буду ворчать, браниться, поперечить и роптать при всяком послушании, какое мне ни дадут, и всячески они соскучат возиться со мною и оставят меня в покое и не хотя; а если дадут мне иной раз какое небольшое послушание, то я совсем не буду радеть о нем; сказать к примеру, если заставят меня смотреть за мулами, то сначала проговорю, что не умею ходить за ними, а потом нарочно буду оставлять их без пойла и корма, тогда поневоле или оставят меня, или дадут мне помощника, на которого я и свалю весь труд, сам же сделаю что-нибудь для вида и залягу; если велят мне быть хлебопеком, то я, чтоб не показаться ослушником, буду уверять их притворно, что не умею печь хлебы, и скажу, что ни разу не видал, как печется хлеб, но пойду и испеку им такой хлеб, что будет как камень, и они, не могши есть его, не будут более принуждать меня к такому послушанию; если пошлют меня прислуживать на кухне, то я не послушаю игумена и, не поклонившись даже ему, скажу: Господи помилуй!
  Меня это ты, отче, из всех выбрал, чтоб приставить к такому низкому послушанию? Разве нет других братий в монастыре? Так думает он сказать, чтоб отделаться и от этого послушания. Затем пересматривает все послушания и на все заготовляется отвечать: не умею, не могу, - а если принудят, исполнять их кое-как и портить. Как замышляет, так потом и делает, или еще и хуже того.
  Итак, вот имеем мы пред глазами своими двух братьев, из которых один во всем покорствует с благодушным послушанием и с сердцем смиренным, без лености, ропота и лукавства, а другой поступает совсем противоположно тому. Теперь, когда придет смерть и возьмет их обоих такими, как есть, - и в день Страшного суда, этот, лукавый и ленивый, поставлен будучи ошуюю Владыки Христа нагим и связанным, обратится и увидит одесную Его того собрата своего, собеседника и сотрудника, вместе с ним сделавшегося монахом, что он весь одеян светом и славою, подобно Самому Христу, - что имеет он сказать тогда? Поистине, братия мои, нечего ему будет сказать тогда, но, стеня и трясыйся и скрежеща зубами, пойдет он в вечный огнь адский.
  Таким же образом и каждый из нас, грешных, будет осужден своим святым, - неверные будут осуждены верными, согрешившие и непокаявшиеся будут осуждены согрешившими, может быть, даже больше их, но показавшими великое и теплое покаяние. Почему прошу вас всех, если знаете за собою, что сделали что худое и в чем-либо согрешили, и грехами своими уязвили и умертвили души свои, попекитесь от сего же часа исправиться, покажите достойное грехов ваших покаяние и всячески восподвизайтесь сделаться достойными стать одесную Иисуса Христа, Спасителя нашего и Бога. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

  
 
  "Начало и первая степень — делать доброе по требованию природы; вторая, также не предосудительная степень — знать, что должно делать, и что узнал, то исполнять; третья же, достойная строгого наказания, — многому учиться и пренебрегать тем, чему научился. Но до крайности глуп и неразумен, кто для того не учится, чтобы не делать.
  Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностью жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошли, как тень. Будь готов к отшествию в путь. Не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой. Мы ублажаем святых и желаем себе их венцов, но не хотим подражать их подвигам. Или думаете, что они удостоились венцов даром, без трудов и скорбей? Угодно ли послушать, какое упокоение имели святые в жизни сей? Побиени быша, проидоша в милотех, лишены, скорбяще, озлоблены. Хочешь с ними вечно царствовать, иди путём их.
(Прп. Ефрем Сирин)"
 


  "Случается же, что некоторые бывают причастниками благодати, и живущий еще в них порок хитрит, добровольно уступает место и не действует, но заставляет человека думать, что ум его стал чист и вводит уже его в самомнение, и говорит он: "совершенный я христианин". А потом, когда человек подумает о себе: "я уже свободен" и предастся нерадению; тогда кроющийся порок наступает на человека разбойнически, искушает его и низводит до преисподних земли. 
  Посему, сколько есть сил, должно стараться со страхом и трепетом прилагать попечение о своей жизни, наипаче же тем, которые соделались причастниками Духа Христова, ни малого, ни великого не должно делать с небрежением, чтобы сим самым не оскорбить Духа Господня. Как, по слову самой Истины, радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся так бывает и печаль о единой душе, лишающейся вечной жизни. 
  Тогда бывает воля Божия, яко на небеси и на земли, когда, как сказано, не превозносимся друг пред другом, когда не только без ревности, но и в общении простоты, любви, мира и радости, соединены бываем между собою, преспеяние ближнего почитая своим собственным, сколько должно, и лишение его вменяя в утрату себе самим.
  Кто ленив в молитве и в служении братьям, и в другом каком-либо деле, совершаемом ради Бога, ведет себя лениво и нерачительно, того Апостол, прямо называя человеком праздным, оглашает недостойным и самого хлеба; ибо сказал: праздный ниже да яст. И инде сказано: праздных и Бог ненавидит; и: праздный не может быть даже верным. И Премудрость изрекла: мнозей злобе научила праздность.
  Посему, надобно, чтобы каждый плодопринес какое бы то ни было дело, совершаемое ради Бога, и хотя бы к чему-нибудь одному доброму расположен был ревностно; а иначе, оказавшись совершенно бесплодным, будет вовсе непричастным вечных благ. Души же ленивые, нетерпящие трудов, и, поелику находятся еще в теле, не старающиеся постоянным терпением и великодушием, не отчасти, но вполне здесь приять святыню сердца, не надеются с полным чувством и удостоверением вступить в общение с Духом Утешителем, а чрез Него освободиться от вредных страстей.
  Они, хотя и удостоятся Божественной благодати, но окрадываемые пороком, оставляют всякое о себе попечение, как получившие уже благодать, утешаемые ею и наслаждающиеся духовною сладостию; а потому, весьма склонны к самомнению, не имеют сокрушенного сердца, несмиренны в образе мыслей своих, не ощущают жажды, не стремятся к совершенной мере бесстрастия, но довольствуются сим малым утешением благодати, преуспевают в превозношении, а не в смирении, а иногда всего скорее лишаются и той благодати, какой сподобились. 
(Прп. Макарий Великий)"

 
  "Не оставляй богослужения, иначе беспечность твоя сделается опасной и гибельной для тебя. Постоянное и искреннее приноси покаяние — и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености. Не подражай тем, кои заботятся о прохлаждениях мирских, иначе не в чем не будешь иметь успеха; но соревнуй тем, которые ради Господа скитались (и скитаются) в горах и пустынях, да придет на тебя сила свыше.
  Горе нерадивым; ибо приблизился конец их, и нет им помощника, ни надежды спасения. Производители успеха — благодатная помощь Божия и свои усилия. Если мы употребляем все старание и все средства для избежания смерти телесной; то тем паче должны стараться избежать смерти душевной: ибо кто хочет спастись, тому нет к тому никакого препятствия, — разве только нерадение и разленение души.
(Прп. Антоний Великий)"

 


  "Если хочешь всегда простираться в предняя на пути добродетели, не останавливаясь, надлежит тебе добре внимать и никак не позволять, чтоб ускользало от рук твоих то, что может послужить тебе поводом к стяжанию добродетели. Посему нехорошо делают те, которые сколько сил есть избегают всяких противностей на пути добродетели, которые, однако ж, могли бы послужить им к благоуспешному по нем течению. Например, если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует тебе избегать тех лиц, дел и обстоятельств, которые наиболее выводят тебя из терпения. Но встречай их охотно, с добрым решением - предать себя неприятному их на тебя действию, приготовившись, однако ж, перенести то с непоколебимым спокойствием духа. Если будешь поступать иначе, то никогда не навыкнешь терпению.
  Таким же образом надлежит тебе относиться и к делу, которое тебе не нравится или само по себе, или потому, что возлагается на тебя человеком, которого не любишь, или потому, что оно отвлекает тебя от дела, которое тебе нравится, т. е. не следует устраняться от него, а напротив, взяться за него, не упираясь ногами, и затем вести его и довести до конца, действуя так, как бы оно было тебе наиприятнейшим делом, и не уступая нимало тревогам от него сердца, особенно при помышлении, что если бы не это дело, ты был бы совершенно покоен. Иначе ты никогда не научишься, как переживать встречающиеся прискорбности; но и истинного покоя, которого ищешь, не будешь иметь, убегая от таких случаев, очевидно, по самоугодию, потому что он не живет в самоугодливых сердцах.
  Претрудно и томительно ратоборство такое, но не скорби и не опускай рук, помышляя, что, с одной стороны, долг имеем мы работать и благоугождать Богу нашему, с другой, что нам, как сказано было выше, неизбежно необходимо ратоборствовать, если хотим жить, потому что коль скоро перестанем ратовать, тотчас поражены будем насмерть. Да не обольстит тебя враг внушением: "Ты только на час уступи". Пусть на час. Но кем станешь ты, отступив от жизни по Богу и предавшись миру и его утехам и наслаждениям плотским? Богоотступником, а таким стать не только на час, но и на одно мгновение страшно. К тому же, обычное ли дело, чтоб это было на час? Не паче ли потечет у тебя в этой богопротивной жизни час за часом, а потом дни за днями и годы за годами? А дальше что? Если смилуется над тобою Господь и даст тебе еще очнуться, возникнуть от этой диавольской сети и пробудиться от сна греховного, ты все же должен будешь вступить в ратоборство, от которого теперь убежишь, ища льготной жизни, с тою только разницей, что тогда оно будет для тебя несравненно тяжелее, острее и болезненнее и к тому же малоуспешнее.
  Если же Господь оставит тебя в руках произволения твоего и врагов твоих, что тогда? Не буду повторять, скажу только: припомни, ибо кто этого не знает? После жизни в томительных узах злых страстей, иногда в опьянении чувственности, но всегда без истинных радостей внезапно постигнет час смерти, страшно-мучительное состояние души, которое и слово Божие не могло изобразить, а сказало только: тогда будут взывать: горы, падите на нас. Сей вопль, начавшись в час смерти, будет немолчно продолжаться во все время по смерти до конца мира и услышится в момент наступления Страшного Суда, и всегда бесполезно. Не будь же настолько безумен, чтобы заведомо броситься в вечные адские муки, бежа от моментальных подвижнических трудов и борений. Но как человек рассудительный и, скажу, расчетливый, лучше теперь подыми недолгие труды и болезни духовного ратоборства, чтоб, победив борющих, получить венец и быть в единении с Богом и здесь, и там - в Царствии Небесном.
  Чтобы не впасть тебе в бедственное зло нерадения, которое пресечет твое течение к совершенству и предаст тебя в руки врагов твоих, надлежит тебе бегать всякого рода пытливости (разведывания, что там, что здесь, праздношатайства, разговоров пустых, глазерства), всякого прилепления к чему-либо земному и всякого произвольноделания или что-хочу-делания, совсем неподходящего к твоему состоянию, а напротив, должно тебе всячески понуждать себя к охотному и скорому исполнению всякого доброго руководства и всякого повеления настоятелей твоих и духовных отцов и делать всякое дело в то время и таким образом, как им желательно.
  Ко всякому делу, которое имеешь делать, отнюдь не замешкивай приступать, потому что первое недолгое мешкание приведет тебя ко второму, более долгому, а второе - к третьему, еще более долгому, и так далее. От этого дело начинается слишком поздно и не поспевает в свое время или совсем оставляется как обременительное. Вкусив однажды сладости неделания, начнешь ты любить его и желать паче делания, а удовлетворяя это желание, дойдешь ты мало-помалу до навыка не делать или до лености, в которой страсть ничегонеделания до того овладеет тобою, что ты даже и сознавать перестанешь, как это ни с чем несообразно и преступно; разве только когда, отяготившись самою этой леностью, опять со всем усердием возьмешься за дела свои. Тогда со стыдом увидишь, как был ты нерадив пред этим и сколько пропустил должных дел ради пустого и бесполезного что-хочу-делания.
  Это нерадение, начавшись чуть заметно, проникает во все и ядом своим поражает не только волю, вселяя в нее отвращение от всякого рода труда и от всякого духовного делания и послушания, но ослепляет и ум, не давая ему узреть всю неразумность и лживость помышлений, на коих держится такое настроение воли, не допуская его представить сознанию те здравые суждения, которые были бы сильны подвигнуть эту разленившуюся волю сколь можно скорее и со всем усердием исполнить должное дело, не отлагая его до другого времени. Ибо не довольно делать дела скоро, но должно каждое дело делать в свое ему время, какое требуется по свойству его, и со всем вниманием и тщанием, чтоб оно явилось в возможном совершенстве. Слушай, что написано: проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением. И такой беде подвергаешь ты себя, потому что ленишься подумать о достоинстве и цене предлежащего тебе дела, чтобы побудить себя сделать его в свое время и с такою решимостью, которая развеивала бы всякие навеваемые леностью помыслы о сопряженных с ним трудностях, чтоб отклонить тебя от него.
  Да не отходит убо от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Бога несравненно более ценно, нежели все сокровища мира; и что всякий раз, как, прогнав нерадение, понудим мы себя со тщанием совершать свое должное дело, Ангелы на небесах готовят нам венец славной победы; и что, напротив, для нерадивых не только нет у Бога венцов, но что Он мало-помалу берет обратно от них те дары, которые дал прежде за усердное прежде служение Ему, а наконец, лишит их и Царствия Своего, если пребудут в нерадении, как в притче о званых на вечер и поленившихся прийти сказал: глаголю вам яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери. Такова участь нерадивых; тем же, которые тщаливы и нудят себя без саможаления на всякое доброе дело, Господь умножает Свои благодатные дары здесь и готовит вечноблаженную жизнь в Царствии Своем Небесном, как сказал: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищаюте.
  Если злой помысл, усиливаясь ввергнуть тебя в нерадение, станет представлять тебе, что для стяжания добродетели, которую возлюбил ты и возжелал иметь, неизбежно тебе поднять величайший труд, и притом многие дни, что враги твои сильны и многочисленны, а ты один и немощен, что тебе надлежит сделать много, и притом великих дел, чтоб достигнуть такой цели, если, говорю, помысл нерадения станет представлять тебе все такое, не слушай его; напротив, так представляй себе дело, что, конечно, надо делать тебе дела, но не много, что и труд надлежит тебе поднять, но очень малый и не многие дни, что и врагов встретишь, но не много, а только одного какого, и этот, хоть против одного тебя и силен был бы, но при помощи Божией, которая всегда присуща тебе ради великого твоего на нее упования, ты несравненно сильнее его.
  Таким же образом поступай и в отношении к молитве. Если для совершения какого-либо последования службы требуется, положим, час молитвенного труда и это кажется тяжелым для твоей лености, то ты, приступая к сему, не думай, что тебе придется час стоять, а воображай, что это продолжится какую-нибудь четверть часа, и незаметно простоишь, молитвословствуя эту четверть; простоявши же сие, скажи себе: простоим еще четверточку, это немного, как видишь; потом то же самое сделай для третьей и четвертой четверти; и кончишь таким образом это дело служения молитвенного, не заметив трудности и тяготы. Если же иной раз в продолжение сего случится почувствовать такую обременительность, что она мешает и самой молитве, то оставь на время молитвословие и потом опять, спустя немного, берись за него и докончи недоконченное.
  Так же поступай и в отношении к рукоделию, и к делам послушания твоего. Покажется тебе, что таких дел много, ты и мятешься и готов руки опустить. Но ты не думай об этом множестве дел, а скрепя сердце берись за первое предлежащее и делай его со всем усердием, как бы других совсем не было, и сделаешь его спокойно; потом таким же образом поступи и в отношении к другим делам и все переделаешь спокойно, без смятения и хлопотливости.
  Так и во всем поступай и ведай, что если ты не возьмешься за разум и не станешь так поборать чувств притрудности и обременительности, какие представляет тебе враг, от предлежащих тебе должных дел, то нерадение совсем наконец одолеет тебя, так что ты не только когда будет предлежать тебе какой-либо труд, но и когда еще он далеко впереди видится, будешь чувствовать, как будто у тебя гора на плечах, будешь тяготиться тем и мучиться, подобно невольникам, в безвыходном невольничестве состоящим. Так и во время покоя не будешь ты иметь покоя, и без дел будешь чувствовать себя обремененным делами.
  Ведай также, чадо мое, что эта болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые давно уже углубились и служат основой всех порядков доброй жизни. Как червь мало-помалу истачивает дерево, так она, продолжаясь, нечувствительно снедает и истребляет самые нервы духовной жизни. Посредством ее диавол умеет расстилать сети и тенета искушений для всякого человека, что с особенною заботой и лукавою хитростью старается он устроять для ревнителей о духовной жизни, зная, что ленивый и нерадивый удобно поддается похотям и падает, как написано: в похотех есть всяк праздный.
  Будь же всегда бдителен, молись и доброе держи тщание о добром, как подобает мужественному борцу: руки бо мужественных в прилежании. Не сиди сложа руки, отлагая сшитие себе брачного хитона до того момента, когда надо будет в полном благоукрашении исходить в сретение грядущему Жениху, Христу Господу. Напоминай себе каждый день, что ныне в наших руках, а завтра в руках Божиих и что Давший тебе утро не связал Себя чрез то обещанием, что даст и вечер. Потому отнюдь не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: отдай мне ныне, а Богу отдашь завтра. Нет, нет; все часы жизни твоей проводи так, чтоб это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь отдать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Считай потерянным тот день, в который хоть и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий.
  Тех, которые познали худость и бедственность жизни, которою живут, враг успевает удерживать в своей власти наибольшей частью следующим простым, но всесильным внушеним: "После, после; завтра, завтра". Сеть это вражеская, брате мой, которою он уловляет многих и премногих и держит в своих руках весь мир. Причина же, по которой эта сеть так удобно осечивает нас, есть наше нерадение и ослепление. 
  Итак, если желаешь избавиться от прелести вражеской и победить врага, тотчас берись за надежное против него оружие, тотчас послушайся делом добрых помышлений и Божиих тебе внушений, зовущих тебя к покаянию, не допускай ни малейшей отсрочки и не позволяй себе сказать: "Я положил твёрдое намерение покаяться немного после и не отступлю от этого намерения". Нет, нет, не делай так. Такие решения всегда оказывались обманчивыми и многие-премногие, понадеясь на них, оставались потом нераскаянными до конца жизни по разным причинам.
  Первая та, что собственные наши решимости не бывают основываемы на неверии себе и на крепком уповании на Бога. Посему не бываем чужды гордостного о себе мнения, неотложным следствием которого всегда бывает удаление от нас благодатной Божией помощи и вместе с тем неизбежное падение. Хочешь ли знать, человече, когда крепки и благонадежны будут твои собственные решимости? Когда не будешь держать никакой на себя надежды и когда они у тебя основаны будут на смирении и крепком уповании на единого Бога.
  Вторая та, что при таких наших решимостях имеются в виду преимущественно красота и светлость добродетели, и они-то привлекают к себе нашу волю, сколько бы она ни была слаба и немощна; причем, конечно, трудная сторона добродетели ускользает из внимания. Но ныне она ускользает потому, что желание красоты добродетели сильно влечет волю; завтра же, когда между тем привнидут обычные дела и заботы, оно не будет уже так сильно, хотя принятое намерение еще помнится. При ослабшем желании и воля слабеет или вступает в естественную свою немощность, вместе же с тем и трудная сторона добродетели выступит вперед и предстанет пред очи, потому что путь добродетели по существу своему труден, и труднее всего бывает он при первом шаге.
  Пусть теперь положивший вчера ныне вступить на сей путь приступит к нему; он уже не будет иметь в себе никакой опоры к исполнению сего: желание не напряжено, воля ослабла, пред очами одни препятствия - и в себе, и в порядках своей обычной жизни, и в обычных сношениях с другими. Он и решает: подожду пока, соберусь с силами, и пойдет, таким образом, ждать день ото дня, и не дивно, если прождет и всю жизнь. А приступи он к делу вчера, как только пришло воодушевительное желание исправиться, сделай то или другое по требованию сего желания, введи в жизнь что-нибудь в духе его - ныне и желание, и воля не были бы так слабы, чтоб отступать пред лицом препятствий. Препятствий не миновать, но, имея в себе опору, он, хоть с трудом, преодолел бы их. Пробудь он весь день в этом преодолевании, на другой они оказались бы гораздо менее чувствительными, а на третий - еще менее. Дальше и дальше - и установился бы он на добром пути.
  Третья - та, что добрые пробуждения от сна греховного не только неохотно опять приходят, быв оставлены без исполнения, но и когда приходят, не производят уже того действия на волю, которое оказали в первый раз; воля не столь быстро склоняется течь в след их, и вследствие того решимость на то, если и появится, слаба бывает, не энергична. Но если более сильное побуждение человек смог отложить до завтра и потом совсем потерять, то тем удобнее поступит он также и со вторым и еще тем удобнее - с третьим. И так далее: чем чаще отлагается исполнение добрых побуждений, тем слабее бывает их действие; потом дело доходит до того, что они совсем делаются бездейственными, приходят и отходят бесследно, а наконец, и приходить перестанут. Человек предается в руки падения своего; сердце его ожестевает и начинает отвращение иметь к добрым побуждениям. Так отлагательство делается прямым путем к конечной погибели.
  Замечу тебе еще, что отлагательство бывает, не только когда чувствуется понуждение внутреннее к перемене жизни худой на добрую, но и когда кто ведет жизнь исправную, а именно, когда кому представляется случай сделать добро и он отлагает это или до завтра, или неопределенно до другого времени. И к этому отлагательству приложимо все, что говорилось о первого рода отлагательстве, и следствия от сего могут быть подобные же следствиям от того. Ведай, что кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, и он говорит: "Отойди - после". Это хоть он говорит человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его. Бог найдет для него другого благодетеля, но отказавший ему не безответен.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 







  
 

 
 

  Порок нерадения (лености/небрежности) противоположен добродетели ревности (усердия, трудолюбия)...
  Причина нерадения - сластолюбие...
  Прп. Марк Подвижник и некоторые др. св. отцы относили нерадение к одному из трех самых вредных пороков наряду с невежеством (неведением) и забвением... 
  Если леность в человеке является главным пороком, то и невозможно никакое движение такого человека к добру… 
  Даже если ленивый человек и знает все истины на свете - он не захочет по ним жить… 
  "Неохота потому что"… 
  "И так потому что хорошо"...
  Опасность нерадения в том, что при помощи его человек может получать удовольствие без никаких внешних и внутренних предметов...
  Пожалуй, можно сказать, что нерадение - универсальное человеческое суперсредство для получения удовольствия...
  Подумать только - все, что нужно делать человеку, для того, чтобы получить удовольствие, это - ничего не делать...
  Нередко нерадение соединяется с малодушием (нерешительностью)... 
  Зачастую они как бы поддерживают друг друга, приводя человека к крайним их степеням...
  Нерадение в своей крайней степени сравнимо по своей вредности с лицемерием, вовсе не позволяя человеку жить по заповедям Христовым...
  Жизнь человека по заповедям Иисусовым предполагает труд - усилие христианина в преодолении зла и стремлении к добру (при помощи которого только и возможно обретение им Царства Небесного)... 
  Нерадение же сугубо - оно не просто любит покой, но и ненавидит любую работу по определению - в том числе и то самое "усилие", которым только и может быть приобретено Царство Божие:
 
  "30 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: 
  31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. 
  32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: 
  33 "немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, -
  34 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооружённый.
  (Прит. 24)" 

  Там же  имеется и одна из множества причин, по которым хитроумный лентяй (в народе говорят про таких - хитро...опый) придумывает/изобретает для себя и окружающих его людей надуманные/нереальные причины (рождая лживость и лицемерие), по которым он, якобы, не может/не в состоянии исполнить те или иные заповеди Христовы (разновидность/проявление/следствие самооправдания):

  "13 Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» 
  (Прит. 22)"
  "14 Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.
  15 Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.
  16 Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.
  (Прит. 26)"
  "4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. 

  (Екк. 11)"

  Врачуется нерадение непрестанным покаянием в нем, посильным понуждением себя к труду и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, уменьшающей его в сластолюбии и увеличивающей в мученичестве...

"Как ленивую лошадь люди плетью гонят и побуждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя таковой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие.
(Свт. Тихон Задонский)"




 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 50-е прп. Симеона Нового Богослова, глава о преодолении нерадения прп. Исаака Сирина, статьи Мераба Джикия, иеромон. Серафима (Роуза), слово св. прав. Иоанна Кронштадтского, архим. Андрея (Конаноса) с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Православие и мир, Логослово и Фома...

 





 
 
                                                      ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 832

Поиск