"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Неведение

  – огорчение Христа стремлением к отсутствию знаний (к незнанию) абсолютных истин… 


 

 
 
 
  "10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
  (Ин. 4)"
  "29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
  30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
  (Ин. 9)"
  "23 то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.
  24 Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия.
  25 Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.
  (Деян. 26)"
  "12 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни 
  (Прем. 1)"
  "11 Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны.
  12 Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их.
  (Прем. 3)"
  "1 Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника,
  2 а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.
  3 Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их.
  4 А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;
  5 ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их.
  6 Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его:
  7 потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно.
  8 Но и они неизвинительны:
  9 если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследывать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?
  (Прем. 13)"
  "2 Нехорошо душе без знания,  
  (Прит. 19)"
  "3 Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. 
  (Ис. 1)"
  "7 И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня. 
  (Иер. 8)"
  "3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. 
  6 ... по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь.
  (Иер. 9)"
  "6 Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; 
  (Ос. 4)"
  "4 Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. 
  (Ос. 5)"
  "41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём
  42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
  43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
  44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
  (Лк. 19)"
  "13 ... Бог отцов наших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
  14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
  15 а Начальника жизни убили ...
  17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению;
  (Деян. 3)"
  "14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
  15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
  16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
  17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
  18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
  (2 Петр. 3)"
  "1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 
  (1 Ин. 3)"






 
 
   "Случай из жизни
  Мальчик нашел крестик, принес домой. Мама испуганно:
  - Зачем ты чужой крестик домой принес?
  - Так он меня сам попросил.
  - Как?
  - Ну, я взял его в руки, а на нем написано "Спаси и Сохрани." Ну, я и спас."
  "У человека, погруженного в чувственность, Божий призыв иногда вызывает озлобление. Ему кажется, что религия хочет лишить его тех радостей, которые дает само здешнее бытие, что религия взамен реальных ощущений и наслаждений (как бы они ни были кратковременны и обманчивы) ничего не даст, кроме несбыточных обещаний. Если мы будем смотреть с точки зрения вечности, то вообще вся земная жизнь - это один миг, она является лишь "утробным" периодом, истинная же жизнь - это жизнь вечная. Земная жизнь дана человеку для самоопределения. Здесь, на земле, в глубинах человеческого сердца, решается роковой вопрос: "С Богом или без Бога?" Любовь соединяет, ненависть разлучает. Без любви невозможно Богообщение, без Богообщения невозможно спасение. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Мы не осознали того, насколько силен и добр Бог. Мы не даем Ему быть хозяином, не даем Ему управлять нами и поэтому страдаем. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Одна минутная догадка, что существует некая великая сила тайная за видимым миром, еще далеко не есть та вера, животворная и плодоносная, которая освещает наш путь и указывает цель. 
Сказать только: "есть нечто" - не значит выйти к дневному свету. Это едва означает, что путник перевалил полночный мрак и своими расширенными зрачками заметил беловатую полоску на востоке. А оттуда до великого полуденного солнца еще великий путь. Поспеши, чтобы смерть не настигла тебя в этом мраке... 
  Познай Творца своего, дорогой брат. Это важней познания его тварей. Не будь в содружестве с теми, о которых апостол с сожалением говорил: "и поклонялись, и служили твари вместо Творца"...
  Смотри, всевышний Художник стоит возле Своих произведений. Ты слишком заглядывался на его художественные творения, которые до некоторого времени открывают очи, а потом ослепляют их. Зачем ты не придешь к художнику и не познакомишься с Ним... Кто не приблизится к Художнику в этой жизни, в Его чудесной мастерской, не узнает Его, не представится Ему и не поклонится Ему, - не будет впущен и на двор Его на небесах. (Свт. Николай Сербский (Велимирович))"
  "Спастись можно и живя в миру, но достичь духовных высот можно только отрекшись от мира. Путаница в понятиях происходит тогда, когда мирские люди думают, что тщательное исполнение заповедей предписано только монахам, или, наоборот, когда то, что предписано отшельникам, хотят исполнить в мирской жизни, пренебрегая своими семейными и общественными обязанностями. Каждому своя мера, а это значит, что мы должны весьма сознательно выбирать свой жизненный путь, не уклоняясь ни влево, ни вправо, а как ведет нас Бог. (Схиархим. Илий (Ноздрин))"
 "В настоящее время в связи с оживлением интереса к наследию святых отцов возникает настоятельная необходимость иметь верные ориентиры в понимании их учения о вере и духовной жизни. Особенно насущным является, конечно, понимание духовной жизни, ибо для спасения познаний в области вероучения христианину требуется совсем немногих, духовная же жизнь изобилует такими законами, без знания которых она, в лучшем случае, окажется бесплодной, а может и привести его к гибели. (проф. МДАиС Осипов А. И.)"
  "Если бы вы, миряне, могли осознать опасности, среди которых вы живете, то вы бы молились в десять раз больше нас, монахов. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Не слушай безбожников. Они ничего не знают, от них все сокрыто, как от слепых. Не разговорами постигают Бога и тайну будущей жизни, а подвигом, исполнением заповедей и глубоким искренним покаянием. (Игум. Никон (Воробьёв))" 
  "Незнание Писания — великая стремнина и глубокая пропасть. Незнание Божественных законов — великое предательство своего спасения.
 (Свт. Епифаний Кипрский)"
  "Неведущий Бога, какой бы он ни был мудрец - неблагоразумен. (Свт. Амвросий Медиоланский)"

   "Знать волю Божию и то, какие дела есть добродетели, а какие - грехи, мы все должны. Кто к этому не стремится, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и духовной безграмотности, дважды грешит - и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать её. Некоторые же ещё и говорят: много будешь знать - много спросят. (Мон. Илиодор, Глинский)"
  "Многие люди, читая Св. Писание или Св. Отцов, либо сразу все забывают, либо вообще не воспринимают смысла даже простых изречений. Это оттого, что человек всё воспринимает умом, а до сердца ничего не доходит. Потому что сердце занято противоположными чувствами и настроениями. Посему великое благо себе творит тот, кто в молитве соединяет ум с сердцем. Тогда то, что воспринимает ум, начинает понимать и сердце своей глубиною, порождая соответствующие мыслям чувства. Это рождает ревность к исполнению того, что оно уразумело, так рождается твёрдость воли, и так изменяется помалу вся душа. Напрасно думать, что умно-сердечная молитва – вещь маловажная или "не для всех". А многие, не понимая этого, всю жизнь так и ловят сачком ветер вместо бабочек. Святые Отцы ничего не установили напрасно, а то, почему мы этого не понимаем - это вопрос, на который бы стоило найти ответ. (Записки православного монаха)"
 
  "Смерть для людей, которые понимают её, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих её, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надо погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души.
  О тех, которые не любят узнавать, что им полезно и что должно почитать добром, можно сказать, что они не в добром здоровье...
  Небесные существа бессмертны по сущей в них доброте; а земные стали смертными по причине, находящегося в них самопроизвольного зла, которое у неразумных умножается от их разделения и неведения Бога.
   Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога, ибо не трезвенствуют они душею; Бог же умственен (то есть трезвенным умом только может быть познаваем). Он хотя невидим, не очень явствен в видимом, как душа в теле. Как телу нельзя жить без души, так все видимое и существующее не может стоять без Бога.
    Как зрение имеем мы от Бога для того, чтоб распознавать видимое — что бело и что цвета черного, так и разум дарован нам от Бога для того, чтоб различать, что душе полезно, а что вредно. Неведение, отвергаясь от разума, рождает пристрастие к чувственным удовольствиям, а это не дает душе спастись, вступить в общение с Богом.
  Не видящие, что для них полезно, и не знающие, что добро, слепотствуют душею, и рассудок их ослеп. Не должно смотреть на них, чтоб тому же по необходимости не подвергнуться и нам непредвиденно, как слепым.
  Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более жалеть, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения. И Бога не знают они — треокаянные и несмысленные душею!
  Величайшая болезнь души, крайняя беда и пагуба — знать Бога, все создавшего для человека и даровавшего ему ум и слово, которыми, возносясь горе, может он вступать в общение с Богом, созерцая и прославляя Его.
   Неведение Бога — от нечувствия и безумия души; от сего неведения рождается зло; от боговедения же прибывает людям добро и спасает душу. Итак, если, пребывая в трезвении и боговедении, стараешься ты не исполнять своих пожеланий, то ум твой обращен на добродетели; если же, опьянев неведением Бога, в удовольствие свое стараешься исполнять злые пожелания свои, то, подобно бессловесным, погибнешь, не помня тех бед, какие имеют встретить тебя по смерти.
 
 Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 
"Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от Истины. Недостаток в человеке не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает о нём и пренебрегает им.
(Прп. Ефрем Сирин)"
 
 
 
 
"Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется? Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам.
(Прп. Силуан Афонский)"
 

 

  "Не измеряй силы Божией по своим соображениям слабого человека. Не думай, что Бог может сделать только то, что ты можешь представить Бог превосходит всё представления и побеждает разум; неисследим Творец, и непостижимы дела Его. Не видящий солнца будет жить ведь слепой живет, зная о солнце по слухам, а души, лишенные света богопознания, мертвы, хотя и считают себя живыми.
  Быть глупым по природе не составляет вины. А сделаться глупым от злоупотребления ума не извинительно, и влечет за собой большее наказание. Высокоумие, которое не наблюдает умеренности и состоит в превозношении ума (почему и называется высокоумием), делает и глупцами, и тщеславными. И ежели начало премудрости есть страх Господень; то начало глупости есть неведение Господа. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 


 
  "Многие же совершенно ничем не отличаются от тех, которые ходят ночью, при оскудении всякого света, не пользуясь даже и кратковременным озарением, то есть Божиим словом, имеющим силу осиять души их, и уподобляются почти слепым. Это люди, которые всесовершенно опутаны вещественными связями и житейскими узами, не удерживаются Божиим страхом, не упражняются ни в одной из добродетелей.
  Ибо и из мирских людей те, которые, по сказанному, озаряются святыми заповедями, как бы некиими звёздами, внимая вере и страху Божию, не совершенно бывают объяты тьмою, почему и могут иметь надежду на спасение. 
  Ибо труды сии и подвиги душевные и телесные должны совершаться, как сказали мы, в надежде духовных плодов; а плодоношение добродетелей есть духовное наслаждение нерастленным удовольствием, неизреченно производимое Духом в сердцах верных и смиренных. Почему, труды и подвиги должны быть почитаемы, каковы они и действительно - трудами и подвигами, а плоды - плодами.
  Но если кто, по скудости ведения, делание свое и подвиг почтёт плодами Духа; то оказывается, что он явно обольщается, сам себя обманывая, и таким своим мнением лишая себя великих подлинно плодов Духа. Утверждающим, что невозможно достигнуть совершенства и полного освобождения от страстей, хотя бы и сподобился кто причастия и исполнения благим Духом, необходимо представить свидетельство из Божественных Писаний и доказать, что худо знают они дело и говорят ложно, а вместе и с опасностью для себя.
  Господь говорит: будите убо и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть, означая сим совершенную чистоту. Имеющие в виду совершенство достигают двух прекрасных приобретений: в усиленном и непрерывном подвиге стремятся они к концу в надежде прийти в сию меру и даже присовокуплю: в надежде восхождения; и не уловляются кичливостию, но скромно о себе думают и признают себя малыми, как недостигшие еще совершенства. 
  Утверждающие сказанное выше причиняют весьма великий вред душе тремя способами: во-первых, оказываются неверующими Божественным Писаниям. Во-вторых, не предположив себе высшей и совершенной цели Христианства, и не усиливаясь достигнуть оной, не могут иметь труда и рачения, алкать и жаждать правды; но, удовлетворяясь внешними образами и обычаями и малыми какими-нибудь заслугами, лишены блаженного упования, и совершенства, и всецелого очищения от всех страстей. В-третьих, думая о себе, что достигли преспеянием в малых, как сказано, добродетелях самого верха и не стремясь к совершенству, не только всего менее могут иметь смирение, нищету и сердечное сокрушение, но оправдывая сами себя, как уже достигшие цели, неспособны к ежедневному преспеянию и возрастанию.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 
 

  "Если неверие себе и упование на Бога, столь необходимые в нашей духовной брани, останутся в нас одни, то мы не только не получим победы, а напротив, низринемся в еще большее зло. Потому вместе с ними и при них надлежит нам вести и особого рода делания, или обучительные упражнения духовные.
  
В числе упражнений сих на первом месте должны стоять упражнения ума и воли.
  
Ум надлежит избавить и хранить от неведения, столь ему враждебного, так как оно, омрачая его, не дает ему ведать истину - собственный его предмет и цель стремлений его. Для этого надо его упражнять, чтоб он был светл и чист и мог хорошо различать, что требуется для нас, чтоб очистить душу от страстей и украсить ее добродетелями.
  
Такой светлости ума можем мы достигнуть двумя способами: первый, и более необходимый, есть молитва, которою надлежит умолять Духа Святого, да благоволит Он излить свет божественный в сердца наши, что, наверное, и сотворит Он, если воистину будем мы искать единого Бога, если искренно будем ревновать о том, чтоб во всем поступать по воле Его, и если в каждом деле будем охотно подчинять себя совету опытных духовных отцов наших и ничего не делать без вопрошения их.
  
Второй способ упражнения ума есть постоянное рассматривание вещей и углубление в познание их, чтоб ясно видеть, какие из них хороши и какие худы; не так, как судят о них чувства и мир, но как судит правый разум и Дух Святый или истинное слово богодухновенных Писаний, духоносных отцов и учителей Церкви. Ибо когда такое рассматривание и углубление будет правое и подобающее, то всеконечно оно даст нам ясно уразуметь, что мы должны от сердца ни во что вменять и считать суетным и ложным все, что любит и чего всячески ищет слепой и развращенный мир.
  Именно, что почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; что поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби - радость; что прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие - одна из величайших черт богоподобия; что больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром; что охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими; что смиренное самопознание должно предпочитать всем другим самым высоким познаниям; что победить и умертвить свои недобрые склонности и похотения, как бы они ни были незначительны, больше достойно похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разбитие сильных полчищ, добре вооруженных, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых.
 
 Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей своей души в грехах,а особенно- в духовном невежестве,что не имеют совершенного познания о таинствах христианства,не знают,в чем состоит вера.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 

  "Многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если бы дело оканчивалось одной затруднительностью в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но, в сущности, делаем очень мало дел для спасения.
  Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасение наше. Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом.
  Достойное горького рыдания зрелище: Христиане, не знающие, в чем состоит Христианство!
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Плотской человек свободу христианскую считает неволею, например: хождение к Богослужению, посты, говение, исповедание, причащение, все таинства, а не знает того, что все это есть требование его природы, необходимость для его духа.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




 

"Жить неразумной и скотоподобной жизнью неведущих Бога подобно тому, как если бы жить среди мертвых.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Если брат твой, прельстившись словами еретиков, уклонится по неведению, а потом опять обратится, не презирай его, ибо это было у него дело неведения.
(Авва Исаия)"













 
 
 
  Результат неведения - невежество (состояние незнания истины):

 
  "8 помни завет Всевышнего и презирай .
  (Сир. 28)"
 
  Другими словами, неведение - это стремление к невежеству...
  Невежество всегда есть результат безблагодатного состояния, которое является либо результатом порочности, зла, греха, отделяющих человека от Бога, не позволяющих человеку приблизиться к Богу, соединиться с Ним и стяжать просвещающую/научающую/вразумляющую благодать Божию (наставляющую праведника на всякую истину), либо проявлением особого промысла Божия...
  Напр., св. апостолы Христовы, пребывающие рядом с Господом в течение нескольких лет, слышавшие все Его проповеди, видевшие все Его чудеса - не обладали полнотою ведения до самого Дня Пятидесятницы, когда только Крещенскою благодатью Духа Святого они и смогли стяжать её...
  Вплоть до самого своего Крещения Духом Святым апостолы не могли вместить в себя абсолютные истины о Божестве Иисуса, о Воскресении, о Царстве Небесном и пр., и пр., невежественно полагая, что Христос явился на землю для того, чтобы царствовать в новом Израильском земном царстве:

  "4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня,
  5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
  6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство (земное/дольнее - от авт.) Израилю?
  7 Он же (уклончиво, учитывая их неспособность к восприятию истины - от авт.) сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
  8 но вы примете силу (способность вместить всю полноту истины - от авт.), когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне (уже как Царю Царства Небесного - от авт.) свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
  9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
  10 И когда они (озадаченно/недоуменно - от авт.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
  11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и (бесполезно/суетно/печально, поскольку рушилась их последняя надежда на карьеру в земном царстве с Христом царём  - от авт.) смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас (вот горе-то! - ирон., от авт.) на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

  (Деян. 1)"

"Господь часто промыслительно скрывает от нас Свою волю (главную составляющую абсолютных истин - от авт.), зная, что мы и познав её, не послушались бы и заслужили бы этим большее наказание.
(Прп. Иоанн Лествичник)"



 
  Невежество бывает как врожденным, так и приобретенным, как свободным, так и невольным, как неосознанным, так и сознательным...
  О врожденном невежестве покаявшихся всем сердцем ниневитян говорил Господь Своему пророку Ионе:
 
  "11. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой...?
  (Ион. 4)"

  "Если Бог, триипостасно единый, несоздан есть и безначален, был всегда и прежде всего, видимого и невидимого отелесенного и бестелесного, познаваемого нами и не познаваемого, - что все получило бытие от единосущной и нераздельной Троицы, единого Божества, то скажи мне, каким способом твари могут познать Творца, начавшие быть - Всегда-сущего, созданные - Несозданного? Как они, от Него после получившие бытие, могут познать Его - безначального? Как могут они понять, каков Он и колик, и как есть? Нет, нет, никак не могут они понять ничего из этого, разве только насколько восхощет Сам Творец, Который как дает всякому человеку дыхание, и жизнь, и душу, и ум, и слово, так благоволит человеколюбно даровать и познание о Себе, да ведают Его, сколько подобает.
  Иначе же твари, получившей бытие от Бога, никак невозможно постигнуть Творца своего. Впрочем, и это ведение, какое Он дает нам, верующим в Него, дает Он нам ради веры нашей, чтоб знание подтверждало веру, которая бывает без знания, и таким образом посредством знания утверждался в вере всякий, оглашенный словом, и убеждался, что есть Бог, в Которого уверовал он по одному словесному учению.
  Такое ведение получают верующие посредством многообразных и многоразличных знамений, гаданий, зерцал, таинственных и неизреченных действий, божественных откровений сокровенного, созерцания тварей и посредством другого многого, помощию чего каждодневно возрастает вера таковых верных и восходит в любовь и пламенное желание Бога. И не только это, но их еще Бог удостоверяет, как и Апостолов, чрез апостольское присещение (надсматривание, наблюдение. - Ред.) Святого Духа; и они совершеннее просвещаемы и научаемы бывают светом Духа Святого, что Бог непостижим, неизречен, несоздан, вечен и присносущ.
  От Духа Святого научаются они всякому разумению и познанию, и всякому слову премудрости и ведения таинственнейшего; сверх того получают силу творить чудеса, дар пророчества, роды языков и сказания языков, дар заступления и управления городов и народа, познание будущих благ, вкушение царствия небесного, сыноположение и самое облачение во Христа, с ведением таин Христовых и наипаче тайны домостроительства Его во спасение наше. И вообще говоря, все сие и многое другое подобное, чего не знают неверные, мы, сподобившиеся соделаться верными, можем знать, мудрствовать о том и говорить, будучи научаемы и просвещаемы благодатию Пресвятого Духа. 
  Итак, исповедуем, веруем, свидетельствуем и утверждаем, пред теми особенно, которые не почитают дерзким испытывать относящееся до непостижимого Божества, что Пресвятая Троица, в которую мы крещены, есть Бог триипостасный, Отец, Сын и Дух Святой, как благодатию Святого Духа удостоверились мы из самого Божественного Евангелия, но как есть и что есть Святая Троица, все создавшая, сего мы, созданные от Неё, не ведаем.
  И если сего не ведаем, как и поистине не ведаем, а между тем дерзаем говорить и толковать о том, чего не ведаем, то скольким стрелам молнийным праведно ниспасть на нас, чтоб попалить нас? В самом деле, то, что непохоже ни на что из сотворенного, ни видимое, ни невидимое, но есть выше всего, как можем познать мы, твари тленные, чувственные, слепые и непросвещенные? И особенно когда грехи наши, как стена, стоят между нами и Богом и отделяют нас от Него? - Каковую стену грехов наших, если не разорим мы покаянием или не прейдем, то не только Бога не возможем познать, но не познаем даже и того, что мы человеки.
  Ибо пока стоит эта стена и преграда грехов наших и нас отделяет от света, как возможно нам, пребывая во тме, познать самих себя, или понять истинно, что мы такое, откуда взяв начало, приходим в мир сей, куда идем и какого рода твари есмы? Не зная же самих себя, не тем ли паче не можем познать Того, Кто несравненно выше нас?
  Если б мы познавали самих себя, то не стали бы с такою дерзостию говорить о Боге. Говоря же о Боге и божественных вещах, мы, не просвещенные и Духа Святого не имеющие, тем самым показываем, что не знаем самих себя. Если б мы знали самих себя как следует, то никогда не подумали бы, что достойны даже на небо воззреть и видеть этот чувственный свет мира или попирать ногами эту землю.
  Почему что может быть нечистее того, кто в гордостном самомнении покушается учить о тех, яже Духа суть, без Духа? И что сквернее того, кто, не хотя покаяться и пред очистить себя, но минуя сие, приступает богословствовать с одним лжеименным знанием и внешнею мудростию и рассуждать с дерзостию и самоуверенностию о сущем, и сущем всегда неизменно одинаково? Такой, если б не сделал никакого другого греха, - хотя это и невозможно, - за это одно делает себя повинным вечному мучению.
  Ибо всякий высокосердый нечист в очах Божиих. Некоторые же из таких до такого доходят несмыслия, что начинают говорить и думать, будто никакого не имеют греха. О безумие! Никого нет без греха, кроме единого Бога. Вси согрешиша и лишени суть славы Божия, говорит божественный Апостол. Если же, по сему божественному слову, все согрешили и лишены славы Божией, и никого потому нет без греха, кроме единого Бога, то говорящий о себе, что не согрешил, и сам того не чувствуя, равным себя творит Богу, будучи в действительности равен деннице, велеречившему: выше облак поставлю престол мой и буду подобен Вышнему.
  Кто исповедует себя грешником, тот делом показывает искреннее покаяние, чистое исповедание грехов своих, веру к духовному отцу, приявшему помыслы его, покорность и послушание в принятии на себя низких и презренных дел, послужение меньшим братиям, помогание немощным, и при всем том вседушное смирение и нрав непритворный, нелукавый и нелицемерный. Если и ты, от всей души и от всего сердца имеешь себя скуднейшим и ничтожнейшим паче всех людей, - с каковым расположением в неразрывной состоят связи всегдашнее сокрушение и радостотворные слезы, от которых и с которыми ревностному подвижнику прибывают очищение души и познание таин Божиих, - то берись говорить о божеских и человеческих делах, и я уверен, что все ощутят силу словес твоих.
  Всё сказанное мною есть дело и плод покаяния, и оно-то разгоняет неведение наше и приводит нас сначала к познанию человеческих вещей, самих себя и своего состояния, а потом к познанию и того, что выше нас, - вещей божеских, тайн веры нашей, недозримых и недоведомых для не кающихся. Этого познания никто не может стяжать, не исправив наперед сказанных мною добродетелей, хотя бы был первым философом в мире. А кто не стяжет такого познания, тот всю жизнь свою проведет в глубочайшей тме неведения. Ибо хотя о божеских вещах писано в книгах Писания, и все о том читают, но не всем то открывается, а только тем, кои покаялись от всей души и добре очистились чистым и бесхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжеваемого ими очищения получают они откровение, и им явны бывают даже глубины Духа.
  От таковых-то источается слово ведения и премудрости Божией и потопляет мудрования противных врагов, как какая-нибудь многоводная река. Другим же всем это остается неведомым и сокровенным, не бывая открываемо им от Того, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных Писаний. Они же между тем, не видя, думают, что видят, и, не слыша внятно, думают, что слышат, и, не понимая читаемого, воображают, что понимают, неразумные.
  Так и всякий неверный думает, что мудрствует и верует право, при всем том, что и мудрствует, и верует неправо; ему кажется, что знает, при всем том, что не знает совершенно ничего; хотя он и знает что-нибудь, но знает не добре, что хуже всякого неведения. Таковы же, думаю, и те. Почитая себя мудрыми, они воистину сделались безумными, как бы из ума вышедшими, и проводят, бедные, дни жизни своей, не зная как должно ни одной из тайн Христовых. От их самомнения и гордыни да избавит нас Бог Израилев, и да сподобит нас быть подражателями Своими! 
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 60-е)" 




"Настоящие разумные суть те одни, которые явились святыми через стяжание чистоты. Чистого разума никто из мудрых века сего не имел, потому что они от рождения разумную силу свою растлевают помыслами непотребными. Чувственный и многоречивый дух мудрости века сего, богатящийся словами, призрачно лишь являющими многоведение и наполняющий помыслами наидичайшими, творит себе в них обитель, лишив существенной премудрости, истинного созерцания и ведения нераздельного единичного, что подается от Бога.
(Прп. Григорий Синаит)"





  Невежество может иметь разные степени своей величины в человеке...
  С
тепень невежества может как колебаться в человеке в течение всей его жизни, так и иметь определенную тенденцию (либо к росту, либо к уменьшению)...
  Могут быть и всевозможные сочетания как колебаний, так и разных тенденций...
  Но может быть и своеобразный застой без всяких колебаний или тенденций (результат духовной теплохладности - равнодушия или малодушия)...
  Важнейший порок неведения противоположен важнейшей же добродетели ведения...

  Причинами неведения являются обычно либо гордость с неотделимыми от нее сластолюбием, злолюбием и своеволием, либо нерадение (леность), либо же и невежество (внушающее человеку его мнимое всезнайство - прелесть)...
 
 Как ведение подаётся Господом человеку благочестивому/праведному - стремящемуся жить по заповедям Божиим (в числе которых и само ведение), так и неведение постигает человека бесчинного/нечестивого, отвергающего заповеди Христовы (и вместе с ними Его просвещающую благодать) и стремящегося жить только по заповедям человеческим:

  "2 И созвал Моисей всех сынов Израилевых и сказал им: вы видели всё, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его;
  3 те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса, [руку крепкую и мышцу простертую];
  4 но до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (ясно, что речь здесь идёт не о невозможной скупости Божией, а о произвольном недостоинстве жестоковыйных/упрямых/упорных в злолюбии евреях - от авт.).
  (Втор. 29)"


  Даже и апостолы до своего Крещения Духом Святым в День Пятидесятницы, не обладали полнотою ведения, не будучи ещё просвещены благодатью Божией в полной мере...
  Ученики Христовы пребывали в невежестве/заблуждении относительно Господа Иисуса Христа, несмотря на Его постоянные поучения как приточно, так и ясно/открыто о том, что Он является Богочеловеком, что Его Царство не от мира сего, что Он - Царь царей, Царь Царства Небесного/Горнего, а не нового царства земного/дольнего, еврейского...
  Апостолы никак не могли взять в толк - как это Христос может быть убит и Его земное царство не состоится (в котором они мечтали получить свои властные, материальные и пр. суетные дивиденды):

  "31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
  32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
  33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
  34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
 (Лк. 18)"


  Даже по Воскресении Господнем, мироносицы и апостолы не всегда узнавали Его, а и узнав, не всегда верили в Его Воскресение - для них ещё были недоступны Тайны Воскресения и Царства Небесного/Божия...
  Ибо полнота ведения была обретена ими только благодатью Божией в День их Крещения...
  Нам вообще кажется, что главной/основной целью/задачей всего времени, когда Христос проповедывал Евангелие, являлась подготовка апостолов к их Крещению - т. е. все те годы, когда они ходили за Господом, являлись по сути их оглашением, необходимым для восприятия ими ведения благодатью Божией:

  "49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 
  (Лк. 24)"


  А вот какой недвусмысленный диалог произошёл у Господа и лучшего его апостола на Тайной Вечери:

  "31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (зёрна как образ страстей, а сеяние как образ стужевания, беспечности, невнимательности, нечувствия, духовной слепоты - от авт.),
  32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись (покаявшись, Крестившись и став истинным Моим учеником/христианином/апостолом - от авт.), утверди братьев твоих.
  33 Он (самоуверенно, с "зерном" слепой/нераскаянной гордости - от авт.) отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
  34 Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня (поскольку Крещенская благодать Святого Духа ещё не почивала на Петре - от авт.).
  (Лк. 22)"

  Безблагодатное невежество вообще и неведение, в частности, проявлялось у апостолов в полной мере до самого конца земной жизни Христа - даже и на Тайной Вечери (аж после Святого Причастия):

  "35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чём.
  36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок (образ мужества - от авт.), тот возьми его, также и суму (образ мученичества - от авт.); а у кого нет, продай одежду свою и купи меч (образ ревности - от авт.);
  37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтён. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
  38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
  (Лк. 22)"

  Первым же человеком, стяжавшим ведение, был, по нашему мнению - благоразумный разбойник...
  Через оглашение всеми событиями, происходящими перед его глазами на Голгофе, на примере Господа Иисуса Христа, всецело покаявшись и смирившись, благоразумный разбойник получил на кресте Крещение благодатью Духа Святого и, обретя истинное ведение и о Христе как Мессии/Богочеловеке, и о воскресении мёртвых, и о Царствии Небесном/Божием, ясно исповедал и своё христианство, и своё благодатное ведение: 

  "39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
  40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же?
  41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
  42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
  43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
 (Лк. 23)"
 
  Ну а говоря о вредности неведения, можно утверждать, что заключается она в том, что по причинно-следственной взаимосвязанности, оно (ведение) свои же вреднейшие/опаснейшие причины и увеличивает...
  Неведение не позволяет человеку возыметь правильное отношение к Богу, как к Тому, из Которого - все, Которым - все, через Которого - все и к Которому - все...
  В своем неведении человек думает, что бога либо совсем нету, либо же, что Он есть, но не очень важен и не очень уж и значим в его жизни...
  А не позволяя человеку возыметь правильное отношение к Богу, неведение не позволяет человеку возыметь правильное отношение и к Его заповедям, и к себе самому, и к окружающему его миру...
  Вместо того, чтобы понять, что он (человек) без Бога - ничто, человек мнит про себя, что он - нечто ("не фунт изюму")...
  Неведение неотделимо от заблуждения, они взаимно перетекают друг в друга как причина и следствие, усиливая состояние невежества...
  Не стремясь к истине, человек чаще всего начинает стремиться к неистине (лжи), даже и неосознанно или невольно (заблуждаться)... 
  А заблуждение - переходный этап к лживости и свободной, и осознанной - к лицемерию...
  Неведение может стать причиной ереси - греха (человеческого состояния), определенного Церковью как смертного...
  Еретичество (отрицание Церковных догматов) тоже может быть и свободным, и невольным, и сознательным, и неосознанным... 
  Оно тоже может быть следствием как заблуждения, так и лицемерия...
  В результате же заблуждений или лицемерия, человек остается в гордом состоянии собственного мнения о себе и уничижения Божия...
  А будучи гордым, он и не пытается обрести ведение...
  Замкнутый порочный круг...
  А если к этому прибавляется еще и нерадение, то получается опять гремучая, троичная, скверная смесь из гордости, неведения и нерадения, которая сама же себя и культивирует...
  Св. Писание неоднократно указывает о вредности и опасности неведения (пользе ведения) не только для отдельного человека, но и даже для больших социумов, напр.:
 
  "6. Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.
  (Ос. 4)"
 
  Исцеляется же неведение покаянием в нём и православным образованием - чтением Библии с обязательными толкованиями на Неё св. отцов, чтением святоотеческих творений, чтением толкований св. отцов на молитвы, содержащиеся в православных молитвословах, чтением учебников по православному догматическому богословию и пр. ...
  А главное, чем исцеляется неведение - это ревностной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и поэтому позволяющей обретать ведение благодатью Божией... 
  На Божественной Литургии хор на клиросе поёт: "Господь умудряет сердца"...
  Ибо "Бог гордым противится" (Господь не может передать человеку добродетели, если тот им противится) и только "смиренным даёт" (только стремящийся к добру способен воспринять его) просвещающую "благодать" усвоения истинных абсолютных знаний...  
 
  
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Православие.Ру и Мир вам...

 




 

 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 1353

Поиск