"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Небрежность (Небрежение)
 
– огорчение Христа стремлением к действиям, совершаемым в неполную силу/способность/возможность… 


 



 
 
  "10 Проклят (тот - от авт.), кто дело Господне (заповедь Божию - от авт.) делает (исполняет - от авт.) небрежно, и проклят, кто удерживает меч (наказание - от авт.) Его от крови (небрежных - от авт.)! 
  (Иерем. 48)"

  "1 И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за небрежность во святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за неисправность в священстве вашем.
  (Числ. 18)"
  "20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
  21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
  22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

  23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
  24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
  25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
  26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
  27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
  28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
  29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
  30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
  (1 Кор. 11)"
  "10 Если же придёт к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
  11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришёл ко мне, ибо я жду его с братиями.
  (1 Кор. 16)"
  "11 Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений. 
  (2 Пар. 29)"
  "13 Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. 
  (Прит. 13)"
  "2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежёт о Нём. 
  (Прит. 14)"
  "2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай. 
  (1 Тим. 6)"


 
 
 
 
  "Недостаток в человеке - не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает и пренебрегает им. Прилепись к человеку, боящемуся Господа, но не люби проводить время с небрежными. Воспротивимся диаволу и сотворим с ним брань, облачившись в оружия нашего возрождения, то есть, прежде всего, в самую правую веру, упование будущих благ и нелицемерную любовь.
  В этой духовной броне низложим три лукавые ухищрения врага, то есть небрежение, неведение и леность,— эти лукавые и тонкие его замыслы, которыми он ввергает в гибель род человеческий, особенно тех, которые внимают его лукавым советам. Эти три замысла его зловреднее всех, потому что весьма тонки, неприметно вкладываются в нас, и мы не думаем, что делаем плохо, предаваясь этим порокам.  
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 
 

  "Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы призре Бог, а на дары Каиновы не внят. Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу.
  Тем, которые с недоумением говорят: "Что это? не бывает и дня, в который бы не имел я ненависти к брату, или не сознавал в себе чего иного лукавого, чему иногда подвергаюсь даже и невольно?" - должно сказать следующее: в том весь подвиг, о том всё радение у человека, чтобы противиться лукавому и лукавым помыслам. Но невозможно, чтобы тьма страстей и смерть, кроющаяся в плотском мудровании, не принесли, тайно или явно, какого либо своего плода, то есть порока. Язва, оставленная в небрежении, производит гнилость и разрушение в целом теле - так представляй себе и душевные страсти.

(Прп. Макарий Великий)"
 
 
 
  "Что значит это? Велик ли грех?, что это за грех?, это не грех! - так рассуждает небрегущий о спасении своем. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божьего, противодействие воле Божией. От безделицы, от ничтожных по видимому согрешений, переходим постепенно к великим грехопадениям. Для погибели человека достаточно одного порочного навыка он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.
  Побеждающийся малыми пожеланиями побеждается непременно и великими. Невозможно преодолеть ни страсти вожделения, ни страсти гнева, не научившись побеждать вообще все пожелания, чем исключительно исправляется испорченность воли.
   Вражда к Богу выражается пренебрежением заповедей Божиих, жительством по своей воле и по своему разуму. Спаситель сказал: не любя́й мя́ словéсъ мои́хъ не соблюдáетъ. Отчего мы пренебрегаем заповедями Божиими? Отчего мы забываем Бога? Отчего мы не знаем Его? Оттого, что не размышляем ни о Боге, ни о себе, проводим жизнь легкомысленно, занимаясь одною суетностью.
  Видимая тварь возвещает всемогущего, всеблагого, премудрого Бога; возвещаем Его и мы собою. Мы, без произвола и сознания нашего, получили бытие и все способности души и тела, все средства к существованию вещественному и к образованию нашего духа. Ничего не делаем мы из ничего: делаем из приуготовленных средств; самая способность делать вложена в естество наше, а отнюдь не приобретенная нами.
  Мы обстановлены вне и внутри себя причинами к размышлению о Боге, к благодарению Его. Священное Писание и писания святых отцов открывают нам необозримую многочисленность и знаменательность благодеяний Божиих к человечеству, возбуждающих нас к благодарению Бога. Благодарение Бога имеет свое особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу.
  Смотри, чтобы под предлогом послушания, или келейного занятия умственным подвигом, или даже мнимой немощи, не подействовали тайно и с оправданием козни диавола, который ненавидит молитву как мать добродетели. Тот, кто пренебрегает жизнью по заповедям Божиим, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает единения со Христом Причащением Его Тела и Крови, не может не лишиться единения со Христом, не может не лишиться спасения. Когда инок пренебрежет молитвой, безмолвием, постом... тогда враг, видя его обезоруженным, нападает на него и легко поражает.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 
 
"Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотреблении в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною; так и душа, пребывающая в бездействии и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, зарождающимся в веществе тела от такого нерадения, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению. Молитва, совершаемая с небрежением и леностью - празднословие.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
  "Напротив, имейте сердце твёрдое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает всё случающееся. И если кто-нибудь из вас имеет послушание, или какое-либо дело у садовника, или келаря, или повара, или вообще у кого-нибудь из служащих с вами, то да постараются, и тот, кто поручает дело, и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранять своё собственное устроение.
  И пусть они никогда не позволяют себе уклониться от заповеди Божией или в смущение, или в упорство, или в пристрастие, или в какое-либо своеволие и самооправдание; но каково бы то ни было дело, малое или великое, не должно пренебрегать им и не радеть о нём, ибо пренебрежение вредно; но не должно также и предпочитать исполнение дела своему устроению, чтобы усилиться исполнить дело, хотя бы то было и со вредом душе.
  При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как вы сказали, или мало, есть восьмая часть искомого; а сохранить своё устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три восьмых с половиною.
(Авва Дорофей)"
 
 

  "Великий вред бывает от того, если кто не молится Богу, ибо душа такого оставляется лишенною Божия просвещения, божественной силы и покоя от демонских искушений, и демоны непрестано возбуждают в ней непотребные движения, похоть нечистую, позывы на блуд, неправду, тщеславие, гордость, самомнение. Как для тела необходимо погребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, т. е, молитва.
  Но опять, если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха, какой надлежит иметь тому, кто предстоит пред Богом, пред Коим трепещут Херувимы, для того не только это никакой не приносит пользы, тот не только несет ущерб... но терпит несравненно пагубнейший вред, гнев Божий, отвращение Божие, изгнание Божие.
  Ибо как телохранители царские тотчас восхищают от лица царева и выгоняют вон того, кто стоит пред царём небрежно, без страха и благоприличия, и царь не воспрещает им этого, так и Ангелы Божии отторгают от лица Божия и от взора Кто и вон изгоняют ум того, кто стоит пред Богом и молится Ему небрежно, будто с презорством, без благоговения и благонастроения, и тогда тотчас схватывают его демоны с дерзостью и насилием и кружат его, где хотят, по местам срамным и нечистым, или по делам злым, или по вещам суетным и бесполезным.
  И ни сам страждущий сие от демонов не чувствует того, ни Бог не сжаливается над ним и не освобождает его от сего за то, что тот презрел Его и преступил заповедь Его, которая повелевает: работайте, Господеви со страхом, а радуйтеся Ему с трепетом.
  Потому гораздо лучше было бы для такого, если бы он совсем не молился; потому что демоны ни за какие грехи не овладевают душой с таким тиранством, как за презорство к Богу. И земной царь должникам своим и тем, которые в чем-либо погрешают пред ним, терпит, а для тех, которые презирают его, бывает тяжким и страшным отмстителем.
  Почему нет большего греха, как молиться Богу с презорственным небрежением. 
  Но приидите, умоляю вас, проснемся от тяжкого сна беспечности, все желающие освободиться от рабства страстей. Притечем ко Христу, истинному Владыке, с готовностию соделаться рабами Его. Восподвизаемся и мы явиться делом такими, какими слово наше изобразило истинных рабов Божиих.
  Перестанем с небрежностию относиться к делу спасения своего и обманывать себя самих, придумывая извинения себе во грехах своих и говоря, что никак невозможно быть сему, то есть достигнуть показанного совершенства в настоящем роде, - и философствуя таким образом в ущерб спасению нашему и на пагубу душ наших. Ибо, если захотим, возможно, и так удобовозможно, что одного произволения нашего достаточно к тому, чтобы воззвать нас на такую высоту.
  Где готово произволение, там нет уже никакого препятствия. И что говоришь ты, человече? Бог хочет соделать нас из людей богами (произвольно, однако ж, а не принудительно), - а мы время выставляем в предлог и отвергаем благодеяние. Не безумие ли это и не крайнее ли невежество? - Бог так сильно сего желает, что сошел на землю и воплотился именно для этого только. Почему если только восхощем и мы, то совершенно ничто не может уже воспрепятствовать сему, - только прибегнем к Нему с теплым покаянием.
  Когда же и Он приближится к нам и коснется сердец наших хоть лишь краем пречистого перста Своего, тогда возжжет светильники душ наших и не даст уже им погаснуть до скончания века, - и вовеки, - и еще. Ему подобает слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 




 
"Когда в бочке находится хотя малая скважина, то вино вытекает, прежде нежели господин о том узнает, если он небрежен: так и пренебрежение самой малой, на внешний взгляд, вещью или обстоятельством, погубляет плод нерадивого человека.
(Авва Исаия)"
 
 
 
"Молитва, совершаемая с небрежением и леностию - празднословие.
(Прп. Антоний Великий)"


 

"Кто пренебрегает заповедь о молитве, тот впадает в самые неуместные преслушания, из коих одно пересылает его к другому, как узника.
(Прп. Марк Подвижник)"




  "Священнику. Помни, что каждый раз, как ты не надлежащим образом совершишь требу и получишь за неё плату — ты тунеядец, получающий плату даром, не за дело. Не говорю о том, что ты, кроме того, подлежишь небесному проклятию за небрежение, за поспешность в деле.
  
Ни в каком случае не пренебрегай ни одним церковно-богослужебным действием: молитвою, ектениею, возгласом, словом, но будь постоянно внимателен ко всему этому, зная, что нельзя без греха и мучения в душе небрежно прочитать торопливо или с пропусками ни одной молитвы, ни одного возгласа ектений, ни одного слова.
  Пренебрегая немногим, можно дойти до пренебрежения ко всему. Пренебрегая молитвами, спешно прочитывая или не дочитывая их от смущения, какою ты после святынею не пренебрежё
шь? — Смотри, Бог благовременно тебе даёт заметить это, чтобы ты очувствовался и исправился. Углубляйся в молитвы...
  
Если ты небрежно произносишь слова молитвы, то, значит, у тебя либо мало, либо же нет веры. Вера дорого ценит каждое слово таких прекрасных молитв, какие Церковь влагает в уста наши; значит, у тебя нет любви -ведь любовь дорого ценит слова, обращённые к Богу любви и мира. Значит, у тебя нет и смирения, а есть гордость - ведь смирение тихо, с глубоким чувством, почти нараспев произносит слова молитвы, давая время отозваться ей в глубине сердечной, во всём существе души. Не смей же пренебрегать словами молитв - спешить при произнесении их. Старайся. Главное дело - молиться любящим сердцем. 
  
Гони прочь от себя небрежность в молитве, чтобы не оскорбить Духа благодати, живущего в тебе, а не то как оскорбишь - тяжело будет душе твоей от мучительной тоски её. 
  Когда при тебе был Дух Божий, тогда тебе было хорошо, а как оставил — дурно. А
 оставил Он тебя за неверие - за то, что ты поддался напавшим на тебя помыслам неверия. Не оскорбляй также Святого Духа небрежным чтением молитв - и за это также Он оставит тебя. 
  Ты иногда в молитве к Богу
 или к Пречистой Матери Божией и святым, или только при наименовании их не хочешь надлежащим образом произнести имен их. Как это грешно! — Спаситель, например, терпел для тебя Крест, гвоздие, копие, а ты ленишься надлежащим образом помолиться Ему - даже назвать хорошенько имя Его. Святые подвизались для Него различным образом - иногда и мученически до смерти, а ты не хочешь почтить их памяти благоговейным произношением имён их! 
  Когда в Церкви служим -
 тогда мы благоговейно служим; когда же в простых домах и у простых людей служим, — небрежно, торопливо и бессердечно служим, как будто не Тот же Бог Сердцеведец, великий и страшный и в Церкви, и на всяком месте. Исправимся и будем везде искренни и благоговейны.
 
  Господь подверг испытанию любовь мою к Нему в самый светлый праздник. Ты под огнём должен был славословить Его, воскресшего. Что же ты не выдержал этого испытания? Видно, любовь твоя к Нему не крепка, а слаба. Какая теснота была в этот день! Какой несносный жар от множества возжённых светильников в руках молящихся и пред иконами, и от дыхания людей, в непомерном множестве собравшихся. Тело горело, не сгорая, пот лил ручьями во время службы. Прости, Жизнодавче Христе Боже, мою торопливость и мою малодушную робость и оттого происшедшую небрежность при Богослужении в пресветлый Твой праздник. Вместо благословения и радости я заслужил в этот день своими грехами и клятву, и душевную тугу, и горе. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Как ходящему по натянутому канату нельзя допускать ни малейшей небрежности, потому что малый промах приводит к великому бедствию: промахнувшись, он тотчас падает и погибает, так и нам непозволительно нерадение. Нужно иметь не только славное начало, но еще более славный конец. Те, которые вначале смело и гордо выступили на поприще, а потом упали духом и ослабели, лишились и награды и не призваны Владыкой.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  "«Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся, суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело – значит, всякий стыд потерян. Но при исправности видимого поведения не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугождению, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него свои дела. Это точь-в-точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее.
  Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто, и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыки. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении; ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении; что это ничего, лишь бы явных грехов не было, или учит ее откладывать на завтра главное дело: завтра займемся собою серьезно, как следует, а ныне пусть душа усладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Поостережемся, как бы не состариться в этом настроении, и как бы исправление для нас не стало таким же невозможным, как переучивание старика.
(Свт. Феофан Затворник)"
 



  "Пренебрегающий заботами о вечном — безумец. Другие стараются тело, которое скоро превратится в прах, лечить и хранить целым, но о бессмертной душе нерадят, не хотят знать ее немощи и исцелять их словом Божиим. Другие иное замышляют и делают, но о том, что «одно только нужно», по учению Христову, не заботятся.
  Все они и подобные им поступают, как тот, кто хранил бы полушку в сундуке, но нерадел о тысяче червонцев; или тот, кто нерадел бы о горящем доме и имуществе, а выносил бы из него мусор, чтобы не сгорел; или тот, который тонет в воде, но, не заботясь о себе, старается сохранить свои вещи.
  Если бы кто подобное увидел, непременно посмеялся бы безумию таких людей, ибо нужно беречь то, что нужнее и лучше, а не то, что хуже. Так смеха или, скорее, сожаления достойны те люди, которые заботятся о временной и скоро погибающей пользе, но не заботятся о вечном спасении души, которое «одно только нужно».
(Свт. Тихон Задонский)"



"Каждый из нас должен найти в своей жизни призвание. Учитель без любви – мучитель. Врач без любви – рвач. Священник, потерявший вдохновенное желание служить Богу и людям, – «поп-толоконный лоб». И мы с Вами как раз и говорим о том, что нужно находить вкус в том занятии, которым занимаешься. Если ты сам живёшь спустя рукава, вполсилы, если ты не находишь удовольствия в деле, тобою выбранном, но тебя постоянно мучает меланхолия, отчуждение от жизни, – грош тебе цена!
(Протоер. Артемий Владимиров)"





"Не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге.
(Свт. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов))"





"Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте делайте тщательно - как бы пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит всё. Невозможного Господь не требует от нас - посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. Надо стараться, чтобы вся жизнь целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она вся была согласна с волей Божией. Только при таких условиях чистым будет наше сердце - ведь только "чистые сердцем Бога узрят."
(Прп. Никон Оптинский)"















 
  Причина небрежности – сластолюбие, нерадение, нерешительность, малодушие/двоедушие, равнодушие, маловерие, невежество, заблуждение, дерзость и пр. пороки… 
  Вредность небрежности в том, что она же их и развивает/увеличивает…
  Небрежность противостоит ревности/радению/тщательности:

  "34 Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 
  (2 Пар. 29)"  
  "20 Вот что сделал Езекия во всей Иудее, – и он делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицем Господа Бога своего.
  21 И во всём, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех.
  (2 Пар. 31)"


  Небрежность неправильная (ведь есть и небрежность добрая - ко греху/злу) присутствует чаще всего либо от неправильно расставленных приоритетов/ценностей (которые от заблуждения и невежества - от безрассудства), либо от тотального нерадения (когда человеку лень трудиться даже и ради главных/стратегических целей/предметов), либо от осознанного/свободного бесчинства/порочности/безумия... 

"Из примера тех, которые бывают добычею ловца, научись не пренебрегать и самою малостью. Ибо случается, что птица задерживается в сети небольшим когтем и концом ничего не стоящего когтя смиряется и преодолевается могущество крыл. И хотя птица совершенно вне сети, однако же вся ею уловляется.
(Прп. Ефрем Сирин)"





"Когда в бочке (образ души/ума/духа человека - от авт.) находится хотя малая скважина (образ страсти, порочного прилога - от авт.), то вино (образ добра/благости - от авт.) вытекает (оставляя вместо себя сочетание, сосложение, порочное намерение, грех, и пр. - от авт.) прежде, нежели господин о том узнает - если он небрежен. Так и пренебрежение самой малой, по-видимому (из заблуждения - от авт.) вещи или обстоятельства погубляет плод (добро, возрастание в добре - от авт.) нерадивого человека.
(Авва Исаия)" 






"Кажущееся (мнимо/ложно - от авт.) маловажным имеет всегда немаловажное значение (для спасения, возрастания в добре и умалении во зле - от авт.)
(Свт. Филарет Московский (Дроздов))"







  Человек небрежно совершает те или иные действия только в том случае, когда цель, к которой он стремится при помощи этих самых действий для него не является ни главной, ни хоть сколько-нибудь важной...
  Зато к важной или тем более к главной цели человек стремится, совершая свои действия с максимально возможными для себя рвением и усердием...
  Поэтому каждый человек, когда видит в себе проявления небрежности, должен осознать важность своих целей (например, своего спасения)... 
  В этом заключается одно из проявлений трезвения - доброе размышление, помогающее приобрести истинное (правильное) отношение к себе, к ближнему, к окружающему миру и к Богу - доброе мировоззрение...
  Формирование правильного мировоззрения (стяжание рассудительности) является фундаментом в преодолении небрежности при исполнении заповедей Христовых... 
  Небрежность опасна своей незаметностью… 
  Небрежность коварна… 
  Она настолько опасна, что Св. Писание особо акцентирует на этом внимание человека, утверждая, что проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением… 
  Проклятие – суть отделение, изоляция от чего–либо…
  То же, что и анафема – отделение от Церкви… 
  Тот, кто не в полную свою силу исполняет заповедь Христову ("дело Божие"), тот своей собственной же небрежностью сам себя отделяет от Христа, т. е. проклинает себя:
 
  "6. Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
  7. Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».
  8. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
  9. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.
  10. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне.
  11. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
  12. А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная».
  13. Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.
  14. Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.
  (Мал. 1)"
 
  В наше время небрежность христианина при исполнении им Иисусовых заповедей проявляется прежде всего в отсутствии у него в это время молитвенного и покаянного состояний (неотделимых друг от друга)… 
  Христианин нередко действует в состоянии забвения… 
  Он отсоединен от Христа вниманием к удовольствию и к предметам, приносящим его (даже если этими предметами являются заповеди)… 
  Либо же человек отсоединяет себя от Господа вниманием к скорби или к предметам, приносящим ее...
  В любом случае, небрежный сам себя изолирует от Иисуса, соединяя одновременно себя либо с тварью, либо и со злом…
  Даже если человек и пребывает в молитвенном/покаянном состоянии, то степень его концентрации при этом, как правило, оставляет желать гораздо лучшего...
  Т. е. небрежность в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах свойственна каждому человеку вообще и христианину, в частности...
  Опасна небрежность ещё и тем, что при своём возрастании она может перейти в дерзость как вообще, так и по отношению к Богу, в частности...
  Первым и одновременно ярким примером человека, культивировавшего ту самую "проклятую" небрежность, переросшую даже до великой зависти, ненависти и братоубийства, является сын Адама и Евы - Каин, опустившийся до лжи и дерзости Самому Богу...
  Кроме св. ап. Павла, который обличал небрежное ("недостойное") Причастие (вплоть до болезней и смерти причастников), в Ветхом Завете нередко рассказывается о др. страшных/негативных последствиях суетного/мирского/порочного общения/взаимодействия со святынями, напр. :

  "1
 И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами. И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке.
  2 И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек.
  3 И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
  4 И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес.
  5 И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
  6 И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
  7 И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
  8 горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это – тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
  9 укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними.
  10 И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
  11 И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли.
  12 И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его.
  13 Когда пришел он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. И когда человек тот пришел и объявил в городе, то громко восстенал весь город.
  14 И услышал Илий звуки вопля и сказал: отчего такой шум? И тотчас подошел человек тот и объявил Илию.
  15 Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть.
  16 И сказал тот человек Илию: я пришел из стана, сегодня же бежал я с места сражения. И сказал Илий: что произошло, сын мой?
  17 И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
  18 Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет.
  19 Невестка его, жена Финеесова, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее.
  20 И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания.
  21 И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» – со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее.
  22 Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий.
  (
1 Цар. 4)"
  "1 Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот.
  2 И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона.
  3 И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.
  4 И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и [обе ноги его и] обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.
  5 Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня, [а переступают чрез него].
  6 И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, [а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние].
  7 И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего.
  8 И послали, и собрали к себе всех владетелей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И сказали [Гефяне]: пусть ковчег Бога Израилева перейдет [к нам] в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф.
  9 После того, как отправили его, была рука Господа на городе – ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты.
  10 И отослали они ковчег Божий в Аскалон; и когда пришел ковчег Божий в Аскалон, возопили Аскалонитяне, говоря: принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш.
  11 И послали, и собрали всех владетелей Филистимских, и сказали: отошлите ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в свое место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего. Ибо смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них, [когда пришел туда ковчег Бога Израилева].
  12 И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес.
  (1 Цар. 5)"
  "1
 И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, [и наполнилась земля та мышами].
  2 И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей [и заклинателей] и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в свое место.
  3 Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег [завета Господа] Бога Израилева, то не отпускайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука Его.
  4 И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших;
  5 итак сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею;
  6 и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли;
  7 итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой;
  8 и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдет;
  9 и смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно.
  10 И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома;
  11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями наростов.
  12 И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево; владетели же Филистимские следовали за ними до пределов Вефсамиса.
  13 Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.
  14 Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу.
  15 Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу.
  16 И пять владетелей Филистимских видели это и возвратились в тот день в Аккарон.
  17 Золотые эти наросты, которые принесли Филистимляне в жертву повинности Господу, были: один за Азот, один за Газу, один за Аскалон, один за Геф, один за Аккарон;
  18 а золотые мыши были по числу всех городов Филистимских – пяти владетелей, от городов укрепленных и до открытых сел, до большого камня, на котором поставили ковчег Господа и который находится до сего дня на поле Иисуса Вефсамитянина.
  19 Не порадовались сыны Иехониины среди мужей Вефсамисских, что видели ковчег Господа. И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим.
  20 И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?
  21 И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе.
  (
1 Цар. 6)"

  Нежелание в полную силу жить по заповедям Христовым очень часто приводит лжехристианина лишь к исполнению внешних правил, установленных Богом и церковью - т. к. это намного легче и требует лишь немногих телесных усилий, компенисирующихся к тому же обычными в этом случае тщеславием и осуждением...
  Внешнее/обрядовое "православие" св. отцы относили к грехам против Бога и Церкви, напр.:

  "Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении её смысла и цели - эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учёта их внутреннего духовного смысла (магизм - т авт.) , свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения пред Богом, забвении того, что христианин должен "служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7, 6)".
  Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания (небрежности - от авт.) в Благую Весть Христову, а "
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6)"
(Свт. Филарет Московский)"

 


 
  
  Небрежность исцеляется покаянием в ней, понуждением себя к сопутствующей всем действиям внимательной молитве и по возможности усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и усиливающей его в ревности и рассудительности...
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, письмо свт. Кирилла Александрийского об анафематствовании и соответствующие же статьи с сайтов Православие.Ру, Азбука веры и Логослово...

 





 

                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 2089

Поиск