"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Ревность человеческая
 
  – огорчение Христа стремлением к мнимому праву собственности на ближнего… 
 

 


 
 
  "13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
  (Мф. 19)"
  "24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
  (Мф. 20)"
  "14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
  15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали
  (Мф. 21)"
  "1 Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого. 
  (Сир. 9)"
  "11 И сказал Господь Моисею, говоря:
  12 объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
  13 и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,
  14 и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, –
  15 пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
  16 а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,
  17 и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
  18 и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, – это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
  19 И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
  20 но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, –
  21 тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;
  22 и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.
  23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
  24 и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
  25 И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;
  26 и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
  27 и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;
  28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
  29 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
  30 или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, –
  31 и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
  (Чис. 5)"
  "26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.
  27 И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.
  28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
  29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
  30 И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.
  (Чис. 11)"
  "32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
  33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
  34 потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
  35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
  (Прит. 6)"
  "4 Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? 
  (Прит. 27)"
  "1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
  2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
  3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
  4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
  5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
  6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
   7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
   8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
  9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
  (Деян. 17)"
  "15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
  16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
  17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
  (Гал. 4)"
  "3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду.
  4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
  (Быт. 37)"







 
 
 
"Существует естественная ревность, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Эта ревность изменилась в противоестественную, и мы ревнуем друг против друга, завидуем друг другу и лжем друг на друга.
(Авва Исаия
)" 

 


 

"Будь ревностен, но в душе своей, не проявляя этого внешне ни видом, ни словом, ни намеком. Ревностные должны особенно внимать себе, чтобы за осуждение ленивых самим не подвергнуться еще большему осуждению. Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам. 
(Прп. Иоанн Лествичник
)" 


 
 


"Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, по наружности благочестивой, а в сущности – безрассудной и вредной для души. Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))
"

 
 
 

 
"Избегай не только прелюбодеяния, но и малейших подозрений ревности. Если жена напрасно подозревает тебя, успокаивай ее и уговаривай. Не с ненавистью и надмением обращайся к ней; она делает сие по чрезмерной заботливости своей о тебе, она опасается за право своего обладания, ибо ее владение - тело твое, и это владение драгоценнее всего. Но муж да не поступает так, чтобы на него достойно падало подозрение. Скажи мне, зачем ты на целый день отдаешь себя друзьям, а жене только на вечер? Поступая так, ты не можешь отклонить подозрения. И если жена обвиняет тебя, не обижайся - это дело дружбы, а не дерзости, это обвинения пламенной любви, горячего расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не окрал ее ложа, чтобы кто не отнял у нее ее высшего блага, не лишил ее главы.
(Свт. Иоанн Златоуст)"






 
  "- Геронда, почему страсть ревности присуща женщинам в большей степени, чем мужчинам? 
  - Женщина от природы имеет много доброты и любви, и диавол сильно на неё нападает, он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет её любовь. А когда её любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину. И если для мужчины достаточно, чтобы с глаз исчезло нежелательное лицо, то женщине, которую Бог сотворил более эмоциональной, этого недостаточно, ей бы хотелось, чтобы оно умерло. То есть - чтобы уж наверняка! 
  Злоба женщины, когда в неё входят ревность и упрямство, может достичь демонической степени. Женщина должна бояться ревности. Она обязана удалить своё "я" из своей любви, чтобы её сильная любовь была чистой. 
  - Как этого можно достичь? 
  - Если преодолеть мелочность и взрастить духовное мужество, духовное благородство и жертвенность. Благородство - это противоядие ревности. Но, к сожалению, у немногих есть благородство. 
(Прп. Паисий Святогорец)"   














 

  Неправильная (человеческая) ревность (так же как и неправильная человеческая любовь) может быть разных видов - между супругами, друзьями, родителями и их детьми, начальниками и подчиненными и т. п. … 
  Ревность человеческая же вообще - по определению является усердием в исполнении заповедей человеческих/земных/тленных/временных/суетных/злых/порочных:

  "1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
  2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
  7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
  8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
  9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
  (Пс. 36)"
  "31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
  32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
  (Прит. 3)"
  "1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
  2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
  (Прит. 24)"
  
  Как видно из вышеприведённых цитат, слово/термин соревнование ныне изменило своё первоначальное содержание и стало носить смысл только состязания/соперничества в том или ином/деле/процессе/качестве и т. п. ... 
  Причины же и ревности в её истинном значении, и соревнования – и гордость, и сластолюбие, и лицемерие, и невежество, и властолюбие, и любостяжание, и тщеславие, и блуд, и эгоизм, и пр., и пр. пороки и, естественно, рождающая их всех - ненависть… 
  Нередко ревность неправильная соединяется с невоздержностью и упрямством (жестоковыйностью), приводящими к порочным навыкам...
  Ревность человеческая потому и вредна, что развивает свои же собственные вреднейшие и опаснейшие порочные причины… 
  Среди всех многочисленных видов человеческой ревности  мы отметим здесь лишь ревность (имеющую созвучие в миру) между мужчиной и женщиной - например, между супругами… 
  Такая ревность развивает подозрительность – неверие в верности супруга, сомнение в его добропорядочности, склоняет к мнению в его блудливости/похотливости, лживости и пр., и пр. …  
  Подозрительность сначала только предполагает…
  Но со временем она усиливается, возрастает и перерастает в уверенность…
  А уверенность в не совершённом супругом зле – клевета… 
  Ревность развивает и зависть, т. к. ревнивец завидует тому человеку, по отношению к которому он предполагает измену "любимого"...
  Ревность неотделима от зависти...
  А поскольку зависть является следствием ненависти, то ревность развивает и ненависть...
  Ибо что сеется, то и пожинается...
 
 Развивает ревность и невежество, т. к. усиливает ревнивца в ложном мнении, что кто-то может быть его собственностью и принадлежать только ему...
  Ревность между супругами очень опасна, т. к. она прикрывается словами Божиими о едином теле супругов, о том, что тела супругов не принадлежат собственно им, а друг другу...
  Эта истина вовсе не дает повода к ревности...
  Эта истина призвана наоборот повышать уровень доверия супругов друг  к другу, тем самым непрестанно возрастая в любви, а не в ненависти...
  Усиливает ревность и маловерие, т. к. оно неотделимо от ложного мнения, что не все принадлежит Творцу, а тем более, высшее Его творение - человек...
  Ревность же подчиненных к начальнику развивает в них сребролюбие, тщеславие, осуждение, властолюбие, ненависть как друг к другу, так и к самому начальству (если оно не проявляет достаточной лояльности к ревнивцу) и пр. пороки, ради которых подчиненные и добиваются своих "хороших" отношений со своими руководителями...
  Похожая картина бывает и среди "друзей" (особенно среди подростков), когда некоторые из них ревнуют к более богатым, сильным или власть/славу имущим друзьям-"мажорам" (или в школе к учителям) и пр. ...
  Ревность человеческая, как и любой др. порок, тесно связана с безрассудством (так же как и правильная доверчивость неотделима от рассудительности)...
  Напр., безрассудные доверчивость и открытость в семейных отношениях могут спровоцировать реальное прелюбодеяние и последующий распад семьи...

"Неблагоразумно допускать в свой дом, в слишком близкие отношения к семье, друзей под предлогом свободы и полнейшего доверия мужа к жене и обратно. У многих таких простодушных супругов была выкрадываема этими мнимыми друзьями супружеская любовь, а все мы беспрестанно видим расторжения некогда счастливых браков, подготовленные этими дружескими отношениями.
(Архим. Амвросий (Юрасов))"


Картинки по запросу фото архимандрита амвросия юрасова

 
  Если же принять во внимание, что под ревностью в православии нередко понимается и усердие/тщательность человека в исполнении им заповедей Христовых, то в данном контексте (неправильности) неполезность/вредность её проявляется в любых порочных намерениях (напр., исходящая из гордости - напоказ из тщеславия или из властолюбия, упрямства, самоуверенности, самонадеянности, мнения, сребролюбия и пр.) или в безрассудности (напр., в соединении ревности с неуместностью, неумеренностью, несвоевременностью исполнения тех или иных заповедей, с непониманием их смыслов/содержания, предназначений/целей и пр.)...
 
  Врачуется ревность злая покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, умаляющей и гордость, и ненависть, и сластолюбие, и безрассудство, и пр. пороки человека... 
 
  В заключение мы приведём несколько святоотеческих цитат о т. н. ревности Божией, используемой/применяемой в Св. Писании (снисходящему к немощи человеков в их адекватности восприятия/понимания Божества) в виде антропоморфного признака (наряду и со многими и др. как бы человеческими качествами, прилагаемыми к Богу)...  

  "25 Да не будет у тебя других богов... ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...
  (Исх. 30)" 
  "12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
  13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, и изваяния богов их сожгите огнем,
  14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель.
  15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
  (Исх. 34)"

  ""Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.". Так поступали святые мученики, верные и избранные рабы Христовы. Повелевали им нечестивые цари давать дань – давали; повелевали идти на войну – шли; повелевали работать – работали; повелевали предстоять на трапезе – предстояли; повелевали руду копать – копали; повелевали камни и землю носить — носили; повелевали в заточение, в темницу, в узы идти – не противились; повелевали снять одежды – снимали; повелевали и прочее, не противоречащее закону Божию,— подчинялись.
  А когда доходило их повеление до презрения Бога, и святым повелевали поклониться идолам, они дерзновенно стояли против нечестивого повеления, не желая слушать своих повелителей, внимая заповеди Единого Истинного Бога: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». И тем показали святые, что до тех пор мы должны повиноваться и служить человеку – властелину, пока его повеление согласно с повелением Божиим или не противоречит ему. 
(Свт. Тихон Задонский)"
 
 
 
Богу приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (Божество бесстрастно), но чтобы все знали, что Бог все делает не ради чего-либо другого, а ради тех, о ком ревнует... ради их спасения.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему материалу являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи иерея Павла Гумерова и архим. Илариона (Аргату) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Православие и мир и Азбука Веры...

 





 

 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 581

Поиск