"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Клеветничество

  – огорчение Христа стремлением к ложному/лицемерному обвинению/уничижению ближнего… 


 


 
 
  "14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите.
  (Лк. 3)"
  "7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
  8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
  9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
  10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
  11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
  12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
  (Откр. 12)"
  "2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
  (Лк. 23)"
  "32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
  33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
  34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
   (Мф. 9)"
  "24 Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 
  (Мф. 25)"
  "59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
  60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
  61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
  62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
  63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
  65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
  66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
  (Мф. 26)"
  "62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
  63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
  64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
  (Мф. 27)"
  "11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всём бывшем.
  12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
  13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
  14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
  15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
  (Мф. 28)"
  "21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
  22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
  28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
  29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
  30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
  (Мк. 3)"
  "24 Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. 
  (Мф. 25)"
  "9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
  10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
  11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил   хульные слова на Моисея и на Бога.
  12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
  13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
  14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
  (Деян. 6)"
  "27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
  28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
  (Деян. 21)"
  "15 В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему.
  16 Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим:
  17 ибо на воре - стыд, и на двоязычном - злое порицание.
  12 Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга.
  31 Наушник оскверняет свою душу и будет ненавидим везде, где только жить будет.
  21 Наносящий удар глазу вызывает слезы, а наносящий удар сердцу возбуждает чувство болезненное.
  22 Бросающий камень в птиц отгонит их; а поносящий друга расторгнет дружбу.
  23 Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы.
  24 Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение.
  25 Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга.
  15 Наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине;
  16 язык третий многих поколебал и изгонял их от народа к народу,
  17 и разорял укрепленные города и ниспровергал домы вельмож;
  18 язык третий изгнал доблестных жён и лишил их трудов их;
  19 внимающий ему не найдет покоя и не будет жить в тишине.
  20 Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости;
  21 многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка;
  22 счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его;
  23 ибо ярмо его - ярмо железное, и узы его - узы медные,
  24 смерть лютая - смерть его, и самый ад лучше его.
  25 Не овладеет он благочестивыми, и не сгорят они в пламени его;
  26 оставляющие Господа впадут в него; в них возгорится он и не угаснет: он будет послан на них, как лев, и, как барс, будет истреблять их.
  27 Смотри, огради владение твое терновником,
  28 свяжи серебро твое и золото,
  29 и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих - дверь и запор.
  30 Берегись, чтобы не споткнуться ими и не пасть пред злоумышляющим.
  (Сир. 5:15; 7:12; 21:31; 22:21-25; 28:15-30)"
  "1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
  2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
  3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
  5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
  (Быт. 3)"
  "
11 случилось в один день, что он вошёл в дом делать дело своё, а никого из домашних тут в доме не было;
  12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках её, побежал и выбежал вон.
  13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках её и побежал вон,
  14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привёл к нам Еврея ругаться над нами. Он пришёл ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,
  15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
  16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
  17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною и говорил мне: лягу я с тобою,
  18 но, когда услышал, что я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
  (Быт. 39)"
  "26 Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,
  27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев и истребить нас;
  (Втор. 1)"
  "16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
  17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
  18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
  19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя;
  20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
  (Втор. 19)"
  "28 И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение. 
  (1 Цар. 17)"
  "8
 И написала она (Иезавель - от авт.) от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем.
  9 В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе;
  10 и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя»; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер.
  (3 Цар. 21)"
  "69 Гордые сплетают на меня ложь; 
  (Пс. 118)"
  "16
 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
  17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
  18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
  19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
  (Прит. 6)"
  "18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 
  (Прит. 10)"
  "17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. 
  (Прит. 12)"
  "5 Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи. 
  (Прит. 14)"
  "15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом. 
  26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
  (Прит. 17)"
  "5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. 
  (Прит. 19)"
  "28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. 
  (Прит. 21)"
  "28 Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими? 
  (Прит. 24)"
  "18 Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего. 
  23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык – недовольные лица.
  (Прит. 25)"
  "28 Все они – упорные отступники, живут клеветою; 
  (Иер. 6)"
  "4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы.
  (Иер. 9)"
  "48 Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля?
  49 Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против неё (Сусанны - от авт.) засвидетельствовали.
  (Дан. 13)"
  "12 И много толков было о Нём в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. 
  20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? 

  (Ин. 7)"
  "48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? 
  52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. 

  (Ин. 8)"
   "12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
  13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
   (Деян. 2)"
  "19 из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а всё лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. 
  (Деян. 14)"
  "24 Прошло около трёх месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите её, и пусть она будет сожжена. 
  (Быт. 38)"



 









  "Ни о ком не говори дурно и не стремись слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего. ("Пастырь", Прп. Ерм)"
  "Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих. (Прп. Симеон (Желнин))"
  "Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот, кто слушает клевету, сам становится участ­ником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык». Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека». Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать»."
  "Душа человека - это тайна. Разве мы можем знать сердце человека, видеть его стремления, желания, его борьбу со своими страстями, добрые дела, совершенные им, условия в которых он находился, демоническую силу, действовавшую на него и боровшуюся с ним? Поэтому наш суд о человеке никогда не будет свободен от клеветы, почему святые отцы и учили: "Внимай самому себе, суди самого себя, обличай самого себя". Твоя собственная душа - поле, заросшее сорняками и колючками, над которыми нужно трудиться всю жизнь. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его – это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду. (Свт. Василий Великий)" 
  "Если жалоба несправедлива, то делается клеветой. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой. Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души. Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти. Если враг располагает к клевете — оградим себя молчанием. Как моль портит одежду, так клевета – душу христианина. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Если ты оклеветал кого-либо, если сделался врагом кому-либо, примирись до Суда. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть Суд. Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда – исправься; если ложь — посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано,— вразумись; если не сознаешь – оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа. Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим.
  Не допускающий клеветника к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха, и согрешающего удерживает от несправедливости обвинения против ближнего, наконец, и оклеветанного спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услугами клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?». (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и проявит злобу, не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь. Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят,— это сохранит нас от оклеветания. (Авва Исаия)" 
  "Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти. 
  Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпели обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Поэтому надо знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства, должно быть и другое: чтобы и разглашаемое о нем было ложно. Одно из этих двух без другого не так полезно... Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если страдаем, но не ради Христа, то получаем награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы соединилось и то, и другое (и страдание за Христа, и клевета на нас). (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня. (Прп. Иоанн Лествичник)" 
  "По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего. Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе. (Прп. Максим Исповедник)" 
  "Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного. (Авва Фалассий)" 
  "Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,— об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен,— Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю», Того, Который учил их: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить.
  Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною». Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила. Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали!
  Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их — святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят. 
  Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится, хулящие и терпящие хулы каждый свое воспримут от правды Божией. Хула обратится в вечное поношение и срамоту хулящим, а поношение терпящим – в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба»,— пишет апостол. Больше себе вредят злоречивые и клеветники, чем тому, кого хулят, ибо имя и славу того временно помрачают, свои же души губят. Чем по долгу христианскому нужно им отвечать? Христос говорит: «благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас».
  Когда клевета, поношения и укорения падают на тебя и изнеможешь от злоречивых языков, как загнанный псами олень,— беги к живому источнику Святого Писания и ищи у него прохлады. Бог не тех ублажает, которых все хвалят, наоборот, говорит им: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!». Но ублажает тех, которые терпят поношение от злых: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Кто не утешится, гонимый необузданными языками, когда только подумает о великой награде на небесах? Кто не утешится, слыша такое обещание, не согласится терпеть всякое временное бесчестие и поругание? Добрая надежда умягчит всякую скорбь, тем более надежда на Вечную Жизнь, славу и веселие. Всякой скорби и бесчестию нынешнему, даже если они и продлятся всю жизнь, смерть положит конец, но нет конца будущему веселию и славе.
  Тогда забудет человек все беды и напасти; одно утешение, радость и непрестанное веселие будет иметь без конца. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше». Но ты скажешь: это воздаяние обещано терпящим ради Христа; правда, но кто из нас страдает не как убийца, или вор, или злодей, но как христианин, «не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Ибо и утешения этого приобщится со святыми как «соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа». «Любящим Бога... все содействует ко благу»,— говорит апостол. Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божиею. Сего ради, уязвляемая клеветою и злоречием беззаконных людей душа «надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа». «Уповай на его, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень».
  Молчи, как немой, как Давид делал: «а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь. Господи, Боже мой!». Делай и ты так же, и Бог заговорит вместо тебя. Как отец по плоти, когда видит безобразника, ругающего и обижающего детей, в молчании на отца взирающих, вместо них сам отвечает и защищает их, так и Бог, Отец Небесный, поступает с нами и обижающими нас. Ибо всякая обида и поношение, нам наносимые, совершаются перед Богом, как Вездесущим и Всевидящим. Когда Он видит, что мы, обижаемые и поносимые, терпим, молчим и на Него одного взираем, и предаем это дело Его праведному Суду, говоря с пророком: «Ты услышишь. Господи, Боже мой», тогда Он вместо нас заговорит, заступится и защитит нас, и смирит восстающих на нас.
  Так делал святой Давид, который во всяких напастях к единому Богу прибегал, и на Него взирал, и помощи и защиты искал от Него, как из псалмов его можешь видеть. Последуй и ты этому пророку и, затворив уста, молчи, пусть Бог Сам вместо тебя заговорит. Когда так пребудешь постоянно в молчании, то поношение и уничижение, не что иное, как похвалу и славу, у Бога исходатайствуют тебе. Весь свет — ничто перед Богом, потому и уничижение всего света, не только некоторых злоречивых, ничто перед славой, которую Бог подает своему верному рабу. Не тот блажен, кого люди, неправедные судии, хвалят, но тот, кого хвалит Святой и Праведный Бог; и окаянен не тот, кого люди уничижают, но кого уничижает Бог.  
  «Любящим Бога... все содействует ко благу»,— говорит апостол. Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода. Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской. Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним. Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви.
  Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего. Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного. Те же суды Божии и ныне совершаются. Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились.  
  Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о «сынах человеческих», «у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч». Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением, но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна – это хорошо и похвально,— но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей.  
  Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он-де то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают. 
  Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое – если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение – когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "Некто из зависти к добродетельному диакону Пафнутию оклеветал его в воровстве, подбросив книгу ему в келлию. Книгу нашли, и на диакона наложили епитимию. Не оправдываясь, Пафнутий три недели исполнял ее. Но вот на клеветника напал бес. После его признания только молитва Пафнутия исцелила несчастного. (Древний Патерик)"
  "Прежде, чем что-то о ком-то сказать, помните: Человек... может быть сломлен клеветой и насмешками... Слово сильнее и ножа, и кулака уже потому, что оно бьёт на расстоянии, действует долго и проникает в самое сердце, не оставляя синяков. (Протоиер. Андрей Ткачёв)"
   "Хорошо есть мясо и пить вино, и не снедать в оклеветании плоти брата. Нашёптывающий змий изгнал Еву из рая; подобен сему бывает наговаривающий на ближнего: он погубляет как душу слушающего, так и свою. (Авва Иперехий)"
  "Когда нас в чем-либо обвиняют, и мы знаем, что обвиняют по недоброму к нам чувству и расположению, то мы должны молчать. А если нас оскорбляют без недоброго к нам расположения, то мы можем кротко исправить говорящего. Потому что он может говорить в неведении и понаслышке. Тогда и его избавим от смущения, и брата приобретём. (Записки православного монаха)"





"Во время искушения слабый ищет виноватого, сильный ищет Бога. Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся- тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет.Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 

"Пусть о нас говорят плохо. А мы постараемся делать хорошо.
(Прп. Серафим Вырицкий)"

 


"Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом. Чем больше кто совершает добрых дел, тем больше число людей оскорбляет его; потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди.
(Прп. Нил Синайский)"

 
 

  "Итак, братия, будьте снисходительны друг к другу, чтобы и Господь был снисходителен к вам, потому что сказано: отпущайте, и отпустят вам. Если кто из вас оклеветан, тот должен с радостью переносить оклеветание и оправдание себя предоставлять Богу, Который есть правосудный Судия и Защитник. Но кто оклеветал другого, тот должен со смирением раскаяться пред Богом, испросить прощение у ближнего своего, чтобы и Господь простил его. Если кто ложно обвинил тебя в чём–нибудь, — не гневайся на него.
  Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец. Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием. Не дивись, если кто–нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину. Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою. Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом. Никому не наговаривай на врага своего.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
"Если же постараешься исполнить дело по силе твоей и по совести, то ты должен знать и удостоверить себя, что ты ещё не уразумел истинного пути: а потому и обязан без смущения и без скорби, но с радостью принимать, когда услышишь, что ты согрешил в том, что, по твоему мнению, сделал ты по совести: ибо суждением тех, которые разумнее тебя, всё недостаточное исправляется, а хорошо исполняемое становится твёрже. Постарайся преуспеть, чтобы, когда случится скорбь, или телесная, или духовная, ты мог бы перенести её без печали, без отягощения и с терпением. Когда услышишь, будто ты сделал то, чего ты не делал, то не удивляйся сему и не огорчайся, но тотчас со смирением поклонись сказавшему тебе сие, говоря ему: "прости меня и помолись о мне", и потом молчи, как заповедали отцы. А когда он тебя спросит, правда ли это или нет, тогда поклонись со смирением и скажи по истине, как было дело, а сказав, опять поклонись со смирением, говоря: "прости меня, и помолись за меня".
(Авва Дорофей)"
 
 
 
"Вразуми свой помысл сказать по Богу, а не по страсти. Если же побеждаешься желанием оговорить брата, скажи Авве, исповедуя ему клевету свою, чтобы обоим вам получить исцеление: брату от греха, а тебе от клеветы.
(Прп. Варсонофий Великий)"
 
 
 
"Падшее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собой на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 
"Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.
(Свт. Василий Великий)"





"Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие (клевету в свой адрес - от авт.). Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. Так можно было видеть здесь делателей страха, мздовоздаяния и любви.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




  
"Не открывай грех другого для своего собственного оправдания. 
Насколько ты по любви покрываешь брата, настолько благодать согревает и хранит тебя от клеветы человеческой.
(Прп. Иосиф Исихаст)"

 


"Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Господь не заботится о нём.
(Прп. Исаак Сирин)"





  "Дьявол всячески старается закрыть от нас светлый лик людей и представить его в виде мрачном. Крайне остерегайся смотреть его глазами на людей. "«Невозможно солгати Богу». Господь Бог есть Истина и не может лгать; противник Его, диавол, есть ложь и отец лжи. Господу Богу противна всякая ложь, и Он карает её; а диавол любит ложь как свое чадо и клевещет, лжёт человеку на Самого Бога и Богу на человека. Замечай внушения духа лжи — и противься им. Как Адаму и Еве солгал он, так и нам лжёт на Бога. 
  
Кто говорит и внушает истину? Тот, Кто есть Истина и те, которые от этой Истины - то есть святые люди, например пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные, и все держащиеся Бога. Кто говорит и нашептывает ложь? Тот, кто есть ложь и отец лжи, то есть диавол и его клевреты — духи нечистые и те сыны противления между людьми, в коих он действует. Поэтому безо всякого сомнения признавай за истину всё, что говорит Священное Писание и писания святоотеческие, и писания людей благонамеренных. Безо всякого сомнения признавай за ложь всё, что внушает или говорит диавол в мыслях твоих, что клевещет он на Бога и святых Его или что говорят его клевреты — люди злочестивые. 
  Смотри, по мере того как Бог будет увеличивать твоё
 внешнее благосостояние при внутреннем, диавол будет сильнее и сильнее нападать на тебя, искушать тебя. Он непременно будет поставлять Богу на вид твои блага и говорить Ему: «Еда туне» такой-то «чтит Господа?» Слова диавола Господу об Иове. «Не Ты ли оградил ecи внешняя его и внутренняя дому его, и яже вне всех сущих его окрест; дела же руку его благословил ecи... Но поели руку Твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит». Помни этот пример. Что было с Иовом, то бывает и со всеми благословляемыми Богом людьми. Диавол всегда тот же диавол, тот же завистник, тот же клеветник. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"















  Причина клеветничества (а также соединённых с ним наушничества/доносительства/"стукачества" и пр.) - ненависть и проистекающие из неё жестокосердие, жестокость и лицемерие (проявления безумия)... 
  Пороку клеветничества противостоят добродетели искренности, оправдания ближнего и самоукорения, проистекающие из любви...
  Клеветник – одно из имен дьявола… 
  Недаром он соблазнил Еву, клевеща на Святую Троицу...
  Клевета (реальное/практическое проявление/следствие, результат клеветничества) – одно из самых мерзких проявлений ненависти… 
  Клеветник ненавидит и того, на которого клевещет, и того, которому клевещет, ввергая его в заблуждение, пытаясь посеять в нем неприязнь, вражду, осуждение, тщеславие и пр. проявления ненависти... 
  Поэтому клевета так и вредна – она развивает эти страшнейшие пороки - ненависть и рождаемые ею нераздельные гордость, злолюбие, своеволие и сластолюбие… 
  Нередко клевета соединяется и с коварством, и с подлостью, и с наглостью, и с хамством, и с подозрительностью, их же и развивая в клеветнике...
  Зачастую же начинается клеветничество совсем, казалось бы, с малого… 
  Свт. Василий Великий писал, что клеветой является даже оглашение/обличение хоть и истины о другом человеке, но - в его отсутствие... 
  Обычно клевета и начинается, и развивается в праздных беседах неприметным образом - через пустую, суетную, нередко завистливую/трусливую/малодушную/человекоугодливую/льстивую болтовню, празднословие/зависть/малодушие/трусость (и пр. же) и развивая...
 
  Врачуется клеветничество покаянием в нем и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека, уменьшающей в нем ненависть и увеличивающей в нем способность любить...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово о клевете свт. Григория Богослова с сайта Святоотеческое наследие, статья Марины Бирюковой с сайта Православие.Ру и статьи о клевете и доносительстве с сайтов Серафимов и Тихая пристань...
 

 


 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 651

Поиск