"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Расточительность (Мотовство)
 
  – огорчение Христа стремлением: либо к небрежному/презрительному отношению к используемым вещам (как резко сокращающему срок их службы, так и вовсе приводящему их в полную негодность), так и к кратковременному/одноразовому их употреблению (с последующим же их уничтожением/утилизацией)… 







  "10 Нерадивый в работе своей – брат расточителю
  (Прит. 18)"
  "24 Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. 
  (Дан. 11)"
  "11 Ещё сказал: у некоторого человека было два сына;
 
12 и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
 
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
  (Лк. 15 - https://bible.by/syn/42/15/)
"









 
 

"Если днём ткать, а ночью распускать, то никогда не соткать. Если днём строить, а ночью разрушать, то никогда не построить. Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, то никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
(Свт. Николай Сербский)"

 
 
 

 
"Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем.Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 
 

 
"Не будем терять драгоценного времени на тленное, чтобы не утратить единственное наше сокровище - Христа!
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




 


"Для человека нет ничего дороже времени, ибо оно даётся для спасения. Что успел сделать хорошего в этой жизни, насколько поднялся из рва страстей, таково и твое будущее. Какое безумие мы проявляем, когда не знаем, как "убить" время и растрачиваем его на пустые развлечения, празднословие, на пустые дела. Приходит смерть, и застаёт нас не готовыми к переходу в иной мир, ибо мы не ценили время и истратили его впустую. По смерти время меняется на вечность, надо постоянно помнить об этом, чтобы это изменение не принесло нам страх, горечь и разочарование, чтобы демоны не порадовались погибели нашей души.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"


 

  

"Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряем время, живя в праздности и лености, то не сможем найти другого взамен потерянного.
(Авва Дорофей)"







  ""Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Кто же с Господом? Тот, кто живет и действует в духе Его; кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом, следовательно, не собирает, а расточает.
  Что же расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот, кто копит только его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем, - и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы.
  Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы знаний, а между тем все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают бредить, как сонные. Читайте системы материалистов и вы увидите, что это так.
(Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский)"

 




  "В новогоднюю ночь забраться в автомобильчик и проехаться по ночному городу. Сколько огней! Сколько веселых светов! Взрывают ракеты, хлопухи, шумелки. Но больше всяких хлопушек я люблю новогодние огоньки. Однако ставится вопрос серьезно и настойчиво: чего ради мы выбрасываем такие деньги на ветер, вернее, на мороз?
  Рубятся елки, продаются тонны игрушек, фейерверков, костюмов, огней, даются праздничные представления, все куда-то тянут детей, море украшений, океаны смешных шапок и масок. Любимая часть: готовятся «сверхъестественные» салаты с такими вкусами и в таких количествах, будто граждане желают наесться впрок, на год вперед, покупаются и продаются горы подарков, не всегда нужных, часто неоправданных, но затратных, хлопотных, дорогих. Спрашивается: зачем это всё? Почему бы нам не раздать все эти деньги бедным?
(Архим. Савва (Мажуко))"



















  Порок расточительности/транжирства/мотовства противостоит добродетели бережливости...

  "Видишь, что человек бросил хлеб на пол и пошел. Знайте, человеку придётся поголодать. Нельзя относиться к еде абы как. Сможешь – доешь. Не сможешь – птичкам покроши. Это не бензин для машины. Это – дар Божий. Дар Божий человеку. Почему нельзя класть ноги на стол? Почему нельзя садиться на стол? Почему нельзя ложиться на стол? Почему нельзя танцевать на столе? Потому что стол – это Престол.
  В древних обычаях всех христианских народов люди целовали стол после того, как вставали после еды. Вы может быть заметили. Мы же в алтаре стоим. Мы же все сейчас в алтаре. Иконостаса нету. Мы что ни берем с престола, целуем Престол. Крест берем, Евангелие берем – целуем Престол. Вот так раньше люди стол целовали в доме. На столе хлеб лежал. И они, когда поели – целовали стол и поднимались от еды. А положить ноги на стол, как в американской культуре – это что-то запредельно наглое. Это какой-то сатанизм.
  Как можно класть ноги туда, где люди едят. «Коли хлеб на стол, то и стол – Престол. А коли хлеба ни куска, то стол – доска». В той же восточной Польше у крестьян до сегодняшнего дня, может быть, перво-наперво хозяйка чертит на буханке ножом крест. А потом отрезает первую краюху. Дает ее отцу. А потом старшему сыну, а потом всем остальным по очереди. Это все очень важно.
  Человеку трудно осатанеть, если он понимает элементарные вещи. Если он не плюет в колодец, не кладет ноги на стол, не смеется над калекой, делится тем, что он заработал с нуждающимися и нищими, в воскресение ходит в храм, уважает старика. Человеку трудно отпасть от Бога, потому что в него вложили важные, мощные вещи. Мы сегодня в этой целлулоидной, в этой картонной, бетонной, пластмассовой, компьютерной цивилизации нуждаемся в том, чтобы нам в душу вложили важные простые вещи.
  Богословие потом. Сначала – хлеб, вода, деревья, люди, птицы, дети. Вот это все нужно вложить в душу. Понять это все. «Кто любит природу, того Бог не оставит» – сказал равноапостольный Косьма Этолийский. Берегите деревья – деревья вас спасут. Гонения будут – вас леса укроют. Голод будет – вас лес накормит. Берегите деревья – не ломайте ветки. Не топчите клумбы. Берегите природу.
(Протоиер. Андрей Ткачёв)"






 
  Расточительность является другой крайностью (обратной стороной) порока скупости...
  Злая расточительность опасна тем, что нередко она лукаво подменяет собою добрую щедрость, ловко имитируя её и вводя в заблуждение как своего порочного приверженца, так и окружающих/ближних (внушая им ложные свидетельства/доказательства т. н. "широкой/безбашенной/мироотречённой русской души" и пр.)...
  Причинами расточительности может быть множество пороков - и тщеславие, и славолюбие, и равнодушие, и неблагодарность к Богу за Его дары, и дерзость, и своеволие, и нерадение, и безрассудство, и обаяние, и человекоугодие, и атеизм, и маловерие, и обидчивость, и жестокость, и мстительность, и злопамятство, и подлость, и наглость, и неблагоразумие, и неведение, и отчаяние, и инфантильность/избалованность "мажора/халявщика", и блуд, и пр., и пр., и пр. ...
  Расточительность может быть сознательной и неосознанной, свободной и невольной и, как и любой др. порок, может иметь разные свои степени/величины в транжире/моте...   
  Расточительность опасна тем, что толкает человека к сребролюбию и любостяжанию, заставляя его постоянно зарабатывать все новые и новые деньги для покупки все новых и новых вещей взамен испорченных или утраченных, постепенно прививая любовь к деньгам и к приобретению вещей (любостяжанию)… 
  Человек, постоянно вынужденный зарабатывать деньги, имеет мало времени для спасения своей души…  
  Расточительность развивает равнодушие к нуждам ближних и жестокосердие - она обязательно/всенепременно бесполезна или и вредна для всех…
  Вместо того, чтобы отдать надоевшую вещь нуждающемуся, расточительный просто портит или выбрасывает её - или же без любви и рассудительности, чрезмерно/неуместно/несвоевременно соблазняет/провоцирует/развращает ближнего к сластолюбию, невоздержности, пресыщенности, неблагодарности, зависти, иждивенчеству/тунеядству, нерадению, человекоугодию и пр., и пр. ... 
  Ибо крайне расточительный растранжиривает/губит не только материальные предметы (напр., собственное тело и тело ближнего), но и духовные - свою собственную душу и души ближних своих... 
  Расточительность развивает в самом человеке и маловерие, и гордость со всеми её проявлениями… 
  Верующий понимает, что и способность к труду, и деньги, и сами вещи – от Христа…      
  Небрежное отношение к вещам – суть небрежение и к Подателю всего – Христу…
  Развивая в себе расточительность, человек тем самым взращивает в себе и небрежение к Богу, о котором в Библии сказано, что всякий, небрежно относящийся к Богу проклинает сам себя (усиливается во зле и уменьшается в добре)...
  Нередко же человеку просто лень бережно и правильно обращаться с вещами, и тогда расточительность развивает еще и нерадение...
  В заключение хочется отметить самую опасную и вредную (зачастую неосознанную или невольную) форму расточительности - своего собственного естества (тела, души и духа) и времени земной жизни, предназначенных для жизни по заповедям Христовым (для спасения, а не для погибели)...

"Жизнь – драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим ее, забывая о её кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда, будто бы, должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах.
(Свящ. Александр Ельчанинов)"



 
 

"Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени. Горе ленивому! Взыщет того времени, которое употребил худо и не найдет уже.
(Прп. Нил Синайский)"





 

  Существует и добрая расточительность (мать/причина/источник расточительности злой, появившейся в результате первородного греха), являющаяся проявлением/следствием щедрости и соединённая с нестяжанием, избыточным богатством (напр., унаследованным или приобретённым до оглашения/воЦерковления) и рассудительностью...
  Как раз о ней и говорил Христос в Евангелии некоему богатому юноше, стремящемуся к духовному совершенству, предлагая тому всё раздать нищим и следовать за Ним ради своего Спасения (для унаследования/стяжания Царства Небесного/Божия) ...


"Богатство, если имеешь - расточай нуждающимся, а если не имеешь - не собирай.
(Прп. Нил Синайский)"








  Врачуется расточительность злая покаянием в ней, посильной бережливостью и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...
  
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья протоиерея Александра Шаргунова с сайта Православие.Ру...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://www.pravoslavie.ru/put/print3498.htm
 



 




 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1412

Поиск