"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Любостяжание (Любоимание)
 
  – огорчение Христа стремлением к приобретению материальных предметов… 




 

  "1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
  3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.
  (1 Цар. 8)" 
  "1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
  2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
  3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
  (Иак. 5)"
  "9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
  10 а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
  11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
  (Иак. 9)"
  "13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
  14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
  15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
  16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
  17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
  18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
  19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
  20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
  21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
  22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
  23 душа больше пищи, и тело – одежды.
  24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
  25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
  26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
  27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
  28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
  29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
  30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
  31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
  32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
  33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
  34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
  (Лк. 12)"
  "23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
  24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
  (Мф. 19)"
  "7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
  (Мк. 12)"
  "3 Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному?
  4 Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие.
  5 Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего.
  6 Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это - воздаяние за злобу его.
  7 Если он и делает добро, то делает в забывчивости, и после обнаруживает зло свое.
  8 Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души.
  9 Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу.
  10 Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость.
  24 Главная потребность для жизни - вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу.
  26 Будь доволен малым, как и многим.
  21 Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе.
  (Сир. 14:3-10; 29:24-26; 31:21)"
  "15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
  16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
  17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
  18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
  (Откр. 13)"
  "9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
  10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
  11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.
  (Откр. 14)"  
  "1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.
  2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
  (Откр. 16)"
  "36 Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. 
  (Пс. 118)"
  "4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. 
  28 Надеющийся на богатство свое упадёт; а праведники, как лист, будут зеленеть.
  (Прит. 11)"

 "27 Корыстолюбивый расстроит дом свой,
  (Прит. 15)"
 
 "4 Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.
  5 Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.
  10 Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи,
  11 потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою.
  (Прит. 23)"
 
 "22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. 
  (Прит. 28)"
  "4 Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет её. 
  (Прит. 29)"
  "26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа! 
  (Екк. 2)"
  "
9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!  10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
  11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
  12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
  13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
  14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
  15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
  (Екк. 5)"
  "21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы.
  23 князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
  (Ис. 1)"
  "8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
  9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;
  10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
  (Ис. 5)"
  "17 За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошёл по пути своего сердца. 
  (Ис. 57)"
 "12 И домы их перейдут к другим, равно поля и жёны; 
  13 Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти...

  (Иер. 6)"
  "11 Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою (не во славу Божию, но по порочным/злым мотивам/причинам - от авт.): он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своём. 
  (Иер. 17)"
  "12 Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог.
  13 И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя.
  27 Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. 

  (Иез. 22)"
  "2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
  3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
  14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. 
  (2 Петр. 2)"
  "5 Итак, умертвите ... любостяжание, которое есть идолослужение, 
  (Кол. 3)"

 

 



  "Руки любостяжательного жадно простираются, чтобы захватывать направо и налево правильным приобретением и неправильным хищением. (Свт. Филарет Московский)"
  "Богатые! послушайте: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надо облегчать корабль, чтобы было легче плыть. Богатство – самый скорый приспешник в дурном, потому что при могуществе всего удобнее делать зло. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем чаще всего и против воли отлучают человека от Бога. (Прп. Нил Синайский)" 
  "Богатым прежде всего надлежит, по заповеди, отложить богатство свое, как тяжелую ношу, препятствующую вести истинную жизнь во Христе, а потом взять крест на плечи и последовать за Господом. Ибо невозможно, чтобы кто-нибудь понес то и другое – и богатство и крест. (Прп. Симеон Новый Богослов)" 
  "«Трудно богатому войти в Царство Небесное». Тут подразумевается богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к благоденствию. Но коль скоро имеющий много отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую надежду на него и перестанет видеть в нем свою существенную опору, тогда он становится в сердце тем, что и не имеющий ничего, такому открыта дорога в Царство. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство – беда, а упование на него и пристрастие к нему.
  Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и бывает богат. Кто на единого Бога уповает и прилепляется к Нему всем сердцем, тот богат Богом. Кто на что другое уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот этим другим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царство Божие. Нет такой неправды, на которую не решился бы корыстный. От корыстолюбия - воровство, святотатство (кощунство), убийства, предательство. (Свт. Феофан Затворник)"
  "Самолюбие, скупость, сребролюбие и немилосердие вымышляют так много причин и извинений, что их исчислить невозможно. Из-за этих-то причин трудно богатым войти в Царство Небесное. Они уповают на богатство свое, а не на Бога живого, что есть идолослужение. В богатых гнездятся скупость и сребролюбие, гордость и дочь ее – презрение бедных и убогих, немилосердие к страждущей братии, пагубная роскошь и прочее. А всему корень – самолюбие. Не богатство виновно в гибели богатых, ибо богатство – Божие дарование и многие были богаты, но благочестивы... Губит богатых сердце самолюбивое и прилепляющееся к богатству, и отвращающееся от Бога Живого. Поэтому и говорит Давид: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». (Свт. Тихон Задонский)"
  "Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду. Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего. (Свт. Григорий Нисский)" 
  "При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь. Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник.
  Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть». Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш... да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
  Если погонишься за роскошью и за тем, чтобы иметь больше других, то труда будет много, путь станет ненадёжен, скорбь неутолима и жизнь многопопечительна. Какая польза лежащему в позолоченном чертоге от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змием? Чем более кто богатеет, тем более немилосердным становится и бесчеловечным и тем более удерживает руку свою от подаяния милостыни. Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновение ока поглотила их. Не сопровождает человека имущество его в час смерти, отходит и исчезает при дверях гроба. Не люби земного богатства, чтобы не обнищать на Небе. Не созидай себе высоких жилищ, чтобы не низойти в бездну. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Отцы наши хранили воздержание и нестяжание, а мы расширили наше чрево и наши кладовые. (Авва Афанасий)" 
  "Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову», то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое. Любостяжание – злая мать всех зол. Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего. (Авва Исайя)" 
  "Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть. (Прп. Макарий Великий)"
  "Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти. (Прп. Иоанн Лествичник)"   
  "Собирай сокровища для нескончаемого века, а настоящий век оскудевает даже прежде своего конца. Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро. (Свт. Григорий Богослов)" 

  
 



"Диавол советует копить богатства и считать своею собственностью то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтобы чрез такое любоимание привить нам два греха и соделать нас повинными вечному мучению: первый грех - бессердечия и немилосердия, а второй - грех упования на имущество своё, а не на Христа.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 

 
  "Бегай любоимания и непослушания, наипаче же многоядения, чтоб не опутаться тебе сетьми похотей своих, ибо они изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают любителя своего низким и срамным делам, и отчуждают от Бога.
  Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни, но домогающиеся большего, порабощают себя страстям, мятущим душу и влагающим в нее помыслы и мечтания все худшие и худшие, — что все нехорошо и что, следовательно, надо приобресть новое и лучшее. Как сверх меры длинные одежды мешают идти путешествующим, так и желание имущества сверх меры не дает душе подвизаться и спастись.
   В нашей власти жить целомудренно, но сделаться богатым не в нашей власти. Итак, что же? Не должно ли осуждать душу нашу за желание маловременного и призрачного блеска богатства, которого стяжать не имеем власти? О, как неразумно поступаем мы, все желая богатства! Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
  Те, кто с усилием стараются иметь временное стяжание и, забыв о смерти и погибели души своей, любят вожделение злых дел, а о том, что спасительно для них, не заботятся, не представляют себе бедные, что претерпевают люди от зла по смерти.
  Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
   О, как неразумно поступаем мы, желая богатства! Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
(Прп. Антоний Великий)"



  "В евангельском юноше заслуживает похвалы то, что он познал истинного Учителя и, не обращая внимания на гордость фарисеев, на самомнение законников, приписал это имя единому истинному и благому Учителю. В нем хорошо и то, что, по-видимому, он был озабочен тем, как наследовать Жизнь Вечную. Но, выслушав у истинного Учителя спасительные уроки, он не написал их на сердце своем и наставлений Его не исполнил, а отошел с прискорбием, омраченный страстью корыстолюбия; это изобличает, что воля его не была всецело обращена к истинному благу, но имела в виду привлекательное для большинства людей. Этим же обнаруживается неровность и несогласие с самим собою его нрава. 
  В самом деле, какое трудное, тяжелое, неудобоносимое слово предложил тебе Учитель? «Продай имение твое и раздай нищим». Если же таким удобным путем, не требующим ни труда, ни пота, Он обещает сделать тебя наследником Вечной Жизни, то почему не радуешься удобству спасения, а удаляешься с сокрушенной и сетующей душой и делаешь для себя бесполезными все прежние труды? Ибо если ты, как говоришь, не убил, не прелюбодействовал, не украл, не свидетельствовал ни на кого ложно, то старание свое об этом сам для себя делаешь бесполезным, не присоединив остального, чем одним и мог бы ты войти в Царство Божие. Если бы врач обещал исправить повреждения тела, какие у тебя есть от природы или от болезни, то не благодушно ли выслушал бы ты это?
  Но когда великий Врач душ хочет сделать совершенным тебя, у которого недостает самого существенного, ты не принимаешь милости, а сетуешь и огорчаешься. Мне кажется, что страсть этого юноши и подобных ему походит на то, как если бы путник, при сильном желании увидеть некий город, неутомимо дошел до самого города, но потом остановился в гостинице под городскими стенами, поленившись сделать последний небольшой переход, обратив в ничто предшествовавший труд и лишившись возможности увидеть красоты города.
  Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, являют всякого рода не безубыточное благочестие, но не дают ни монеты нуждающимся. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие. Потому и сказано: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Но хотя приговор так ясен и Изрекший нелжив, однако убежденных немного. Говорят: «Как же сами будем жить, раздав все? И что это будет за жизнь, если все станут все продавать и отказываться от имения?». Не спрашивай у меня оправдания Владычных заповедей. Законодатель знает, как и невозможное согласовать с законом. Испытывается же сердце твое, как бы на весах, куда оно склоняется – к истинной ли жизни или к наслаждениям настоящего.
  Рассуждающие здраво должны держаться той мысли, что мы можем употреблять богатство, как наставники, а не как имеющие право им наслаждаться. И отказывающиеся от него должны радоваться как уступающие собственность. Для чего же скорбишь? Отчего сетуешь в душе, слыша слова: «продай имение твое»? «Не продаю имения,— говоришь,— не даю нищим – самому нужно». Следовательно, не Господь — твой Учитель, не Евангелие служит правилом для твоей жизни, но сам ты даешь себе законы. Если Господь предписал нам это как необходимое, а ты отвергаешь как невозможное, то не что иное утверждаешь, как то, что ты разумнее Законодателя.
   Земное богатство не долго повеселит тебя, потом утечет и исчезнет, но у тебя потребуют строгого отчета за это. Желаю тебе, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир всегда считал прахом. Путь узкий и тесный (в Царствие Божие) не примет того, кто не сложил с себя бремя богатства. 
  Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.
(Свт. Василий Великий)"
 


  "Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из его оков; такое множество недугов объемлет душу... то есть страстей, которые, как густое и темное облако, заслоняя взоры ума, не позволяют взирать на небо, но заставляют склоняться вниз и смотреть в землю. Богатство – это неприятель, живущий под одним кровом с тобою; это домашний враг. Имея необходимость во многих лицах, богатый принужден многим льстить и угождать с великим раболепством. Бедного же, если он благоразумно ведет себя, не может одолеть и диавол. Богатый, занятый многими заботами, надменный гордостью, происходящей от богатства, преданный лености и беспечности, не с большой ревностью и не с большим усердием принимает исцеление слушания Писаний. Почему тебе, человек, богатство кажется драгоценным? Конечно, по удовольствию, получаемому от трапез? Потому что ты можешь мстить оскорбляющим тебя и быть для них страшным?
  Других причин представить не можешь, кроме удовольствия, лести, страха и мщения, потому что богатство не делает никого ни мудрее, ни целомудреннее, ни смиреннее, ни благоразумнее, не делает ни добрым, ни человеколюбивым, не ставит ни выше гнева, ни чрева, ни удовольствий, не учит умеренности... и никакой другой добродетели не вселяет и не насаждает в душе. Богатство не только неспособно насадить или взрастить что-нибудь доброе, но даже если найдет добро, то повреждает, останавливает и иссушает его, а иное и вовсе истребляет и вносит противоположное – безмерное невоздержание, непристойную раздражительность, несправедливый гнев, гордость, надменность, безумие.
  Богатство – это раб неблагодарный, неутомимый человекоубийца, неукротимый зверь, обрывистая скала, подводный камень, непрерывно обуреваемый волнами, море, вздымаемое бесчисленными ветрами, свирепый тиран, властелин... непримиримый враг, неутомимый неприятель, не прекращающий никогда своей вражды к тем, кто владеет им. Как огонь, найдя горючее вещество, разгорается сильней, так и юность, получив много денег, возжигает такое пламя, что вся душа юного воспламеняется. Богатство для невнимательных служит средством к порокам. Пусть никто не гоняется за богатством: от него происходит много зол для невнимательных — гордость, леность, зависть, тщеславие и другие, гораздо большие.
  Раб Христов будет не рабом богатства, но его властелином. Кто рабствует богатству, тот и здесь, и там (по смерти) будет в узах, а не имеющий этой страсти и здесь, и там будет свободен. Видя узника, у которого и шея, и руки, а часто и ноги в оковах, ты считаешь его крайне несчастным; так и видя богатого... не называй его счастливым, но за то же самое и считай его злополучным. В самом деле, кроме того, что он в узах, при нем находится еще жестокий страж темничный – злое корыстолюбие, которое не позволяет ему выйти из темницы, но приготовляет для него тысячи новых оков, темниц, дверей и затворов, и, ввергнув его во внутреннюю темницу, еще заставляет его услаждаться своими узами, так что он не может даже найти и надежды освободиться от зол, его угнетающих. И если ты проникнешь во внутренность души его, то увидишь ее не только связанной, но и крайне безобразной. Если Господь не пощадил для нас Самого Себя, то чего будем достойны мы, когда, дорожа богатством, не щадим души своей, за которую Он умер.
  Любовь к богатству извратила и ниспровергла все, истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепости, так и она ниспровергает души. Приращение богатства более и более разжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего. Не столько имеют препятствий на пути ко спасению те, которые владеют немногим, сколько те, которые погружены в бездну богатства, потому что страсть к богатству тогда бывает сильнее. Если бы мы и были добродетельными во всех отношениях, богатство истребляет все эти добродетели. Богатство соединяет в себе два противоположных зла: одно сокрушает и омрачает – это забота; другое расслабляет – это роскошь. Страсть (любовь к богатству) разоряла многие дома, воздвигала жестокие войны и заставляла прекращать жизнь насильственной смертью. Да еще и прежде этих бедствий она помрачает добрые качества души и делает человека малодушным, слабым, дерзким, обманщиком, клеветником, хищником, лихоимцем и вообще имеющим в себе все низкие качества.   Пристрастные к богатству часто не признают самой природы. Такой человек ни родства не знает, ни знакомства не помнит, ни возраста не почитает, ни с кем не дружит, но ко всем проявляет враждебное расположение, больше же всех – к самому себе, не потому только, что губит свою душу, но и потому, что обременяет себя бесчисленными заботами, трудами и печалями.
  Скажи мне, почему ты стоишь, с изумлением смотря на богатство и готовый лететь к нему? Что ты видишь в нем удивительного и достойного остановить на себе твои взоры?.. Тебя привлекают дорогие одежды, а в них сладострастная душа, поднятые вверх брови, суета и волнение? Неужели все это достойно удивления? Чем эти люди отличаются от нищих, которые пляшут на рынке и играют на свирели? Они одержимы сильным голодом добродетели, пляшут свою пляску, которая смешнее пляски шутов,— бегают и кружатся то по роскошным обедам, то по домам непотребных женщин, то в толпе льстецов и тунеядцев. Хотя они и одеты в золото, но особенно жалки, потому что заботятся больше всего о том, что не имеет для них никакого значения. Не смотри на одежды, но раскрой их душу и вглядись, не полна ли она бесчисленных ран, не одета ли в рубище, не одинока ли она и не беззащитна ли?
  Какая польза в этом безумном пристрастии к внешнему? Гораздо лучше жить бедным, но быть добродетельным, чем быть царем, но порочным. Бедный сам по себе наслаждается всяким душевным удовольствием и вследствие внутреннего богатства не чувствует наружной бедности. А богатый, наслаждаясь тем, что ему вовсе неприлично, лишается того, что ему в особенности должно быть свойственно, и мучится в душе помыслами и совестью, преследующими его и среди удовольствий. Зная это, отвергнем золотые одежды и усвоим себе добродетель и удовольствие, происходящее от добродетели. Таким образом, и здесь и там мы насладимся многою радостью и достигнем обетованных благ. Кто любит богатство, тот не будет любить даже брата, а между тем нам заповедано ради Царствия любить даже врагов. Душа богатого исполнена всех зол: гордости, тщеславия, бесчисленных пожеланий, гнева, ярости, корыстолюбия, неправды и тому подобного. Богатый не боится голода, но боится за многое другое, часто за самое свое спасение.
  Над богатыми диаволу нет нужды много трудиться, богатство делает их совершенно готовыми к падению. Рабство богатству тяжелее всякого мучительства, о чем хорошо знают все те, которые удостоились освободиться от него. Для того чтобы и вам узнать эту прекрасную свободу, разорвите узы, бегите от сетей! Пусть у вас в доме хранится не золото, но то, что дороже бесчисленных богатств,— милостыня и человеколюбие. Это дает нам дерзновение перед Богом, а золото покрывает нас великим стыдом и помогает диаволу влиять на нас. Богатство имеет только светлую наружность, внутри же исполнено мрака. Приобретение богатства соединено с великим бесчестием. Оно делает душу низкой, а что постыднее этого? 
  Чем больше ты будешь богатеть, тем больше будешь рабствовать; если же будешь презирать свойственное рабам, то сделаешься славным в Царском доме. Богатство делает людей безумными. То и ужасно, что тот, кто оставляет здесь нажитые богатства, уходит с бременем грехов, сделанных при обогащении. Выгоды от своих богатств он лишается, а от заслуженного... осуждения не освобождается. Его наследник пожинает плоды его трудов, а наказание несет один он. Тот, кто не приобретал, пользуется и наслаждается, а кто приобрел — терпит мучения, получив одну только выгоду – подвергнуться наказанию. Нас ожидают Небесные блага, а мы все еще имеем пристрастие к земным и не помышляем о диаволе, который из-за малого лишает нас великого. Дает прах, чтобы похитить Небо, показыва ет тень, чтобы отвратить от истины, обольщает сновидениями (ибо ничто иное есть это земное богатство), чтобы, когда настанет день (суда), показать нас беднее всех.
  Некоторые обвиняют богатого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, с намерением искусить Его. Но я скорее намерен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, ибо в этом же самом и Иисус Христос изобличил его. Укорять же этого юношу в лукавстве я не намерен, ибо не безопасно быть судьей того, чего мы не знаем, и особенно судьей-обличителем. Да и [святой евангелист] Марк отдалил это подозрение, когда сказал о нем: «Подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил». И дальше: «Иисус, взглянув на него, полюбил его». Подлинно, не малое юноша проявил усердие, когда задал Иисусу Христу свой вопрос. Ибо тогда как одни приближались к Иисусу с намерением искусить Его, а другие по причине своих собственных или чужих болезней, он подходит к Нему и беседует о Жизни Вечной. Тучна была земля и способна к плодородию, но терние заглушало посеянное.
  Ибо смотри, как он до сих пор был готов к выполнению того, что бы ни повелел Иисус Христос. «Что мне делать,— говорит юноша,— чтобы наследовать жизнь вечную?». Вот какова его готовность выполнить повеление Учителя!.. Когда Христос сказал: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», он немедленно спрашивает: «какие?», и спрашивает не для того, чтобы искушать Иисуса, нет, а предполагая, что кроме заповедей закона есть еще другие (заповеди), которые могут вести в Жизнь Вечную. Так сильно было его желание спастись! Когда же Иисус перечислил ему заповеди закона, он говорит: «все это сохранил я от юности моей» и на этом не останавливается, а опять спрашивает: «чего еще недостает мне?». И это признак его сильного желания вечного спасения.
  Ибо немаловажно и то, что он не считал себя закончившим дело спасения, а думал, что высказанное им Иисусу недостаточно к, получению желаемого. Поскольку Христос намеревался предписать ему трудную для него заповедь, то сначала Он предлагает награду за исполнение ее: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Видишь, какую награду и какие венцы обещает Иисус Христос за этот подвиг? Если бы юноша искушал Его, то Он не сказал бы этого. Но Иисус Христос, чтобы привлечь юношу к Себе, обещает ему великую награду, предоставляет все его собственной воле, оставляя в тени трудную сторону Своего повеления. Поэтому, прежде чем говорить о подвиге и труде. Он предлагает юноше награду: «если хочешь быть совершенным» и потом уже говорит: «продай имение твое и раздай нищим».
  Далее опять награда: «и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», ибо следовать за Иисусом – великая награда; «и будешь иметь сокровище на небесах». Речь идет о богатстве; Иисус Христос повелевает юноше оставить его, показывая при этом, что Он не только не отнимает у него богатства, но еще прибавляет к нему новое, превышающее то, которое повелевает раздать, настолько превышающее, насколько Небо выше земли, и еще более. Сокровищем же обозначил превосходство воздаяния над тем, что могло быть отдано, представляя юноше его неизменность и неотъемлемость, насколько это по-человечески возможно. Итак, недостаточно презирать богатство, а надо еще употреблять его в пользу нищих и, что особенно важно, следовать за Христом, то есть делать все то, что Он повелел,— быть готовым на страдания и даже на смерть. Ибо Он говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Конечно, заповедь проливать кровь свою больше заповеди оставить свое богатство. Однако исполнение последней немало способствует исполнению первой. 
  «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Ибо не столько имеют препятствий на пути ко спасению те, кто имеет малое богатство, сколько те, кто погружен в его бездну, так как страсть к богатству тогда ими совершенно овладевает... Смотри, какую силу и теперь показала эта страсть. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему на это никакого ответа и отошел от Него молча, с поникшей головой и печалью. Итак, теперь очевидно, насколько обширна власть богатства. Хотя бы мы в известных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет эти добродетели. Поэтому справедливо апостол Павел назвал его корнем всех зол: «корень всех зол есть сребролюбие». 
  Что же на это сказал Христос, когда юноша отошел? «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Этими словами Христос порицает не богатство, а тех, кто к нему пристрастился. А если трудно войти в Царство Небесное богатому, что же сказать о любостяжателе?.. Сказав же, что богатому трудно войти в Царство Небесное, Он добавляет: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Отсюда видно, что немалая награда ожидает того, кто при богатстве может жить благоразумно! Пусть только положит начало раздаче имущества, пусть нуждающимся отделяет свои избытки, а с течением времени сделает больше и легко пойдет вперед.
  Итак, если сразу всего достичь для тебя трудно, то не пытайся все получить в один раз, но постепенно и мало-помалу восходи по этой лестнице, ведущей на Небо. Как больные горячкой, если принимают какую-либо пищу или питие не только не утоляют жажды, а еще сильнее разжигают пламень, так и любостяжатели, по мере удовлетворения своей ненасытной страсти, которая ядовитей желчи, еще более воспламеняют ее. И ничто так легко не прекращает этой страсти, как постепенное ослабление корыстных желаний, подобно тому как малое употребление пищи и питья уничтожает вредное действие желчи. Знай же, что не умножением богатства, а истреблением в себе страсти к нему прекращается зло. 
  Итак, чтобы нам не мучить себя напрасно, да отвергнем постоянно терзающую нас и никогда не успокаивающуюся любовь к богатству и, возжелав небесных сокровищ, устремимся к другой любви, которая и легче для нас, и может сделать нас блаженными. Здесь труд не велик, а польза бесчисленная, ибо никогда не может лишиться небесных благ тот, кто всегда бодрствует, трезвится, презирает земные блага, тогда как тот, кто порабощен и совершенно предан этим последним, неизбежно лишится их. Как Иуда продал Христа за тридцать серебренников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные.
  Беден не тот, у кого ничего нет, а тот, кто хочет того, чего не имеет.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 
"Господи, какое богатство дал ты человеку! Ты дал Себя Самого, всю благодать Духа Святого, будущее царство сего вечными благами и радостями, – а земное богатство, привязанность к нему лишает человека Бога и вечной жизни, оно является врагом человеку. Чтобы не пролиялись стоны твои, мир и благополучие грешников зря на земле сей, вспомни, что никакие блага земные не могут идти в сравнение с благами небесными. Всего вожделеннее – блага горнего мира.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 

 
 







 
 
    
  Причина любостяжания (корыстолюбия) - сластолюбие, маловерие, тщеславие, властолюбие, сребролюбие, атеизм и пр. ...
  Любостяжание - порок, противоположный добродетели нестяжания… 
  В молитвослове любостяжание еще называется и мшелоимством - от слов замшелый, поросший мхом (буквально  - приобретение, имение мха)…   
  Любящий приобретать барахло, складывает его в кладовые, где оно покрывается пылью, паутиной, плесенью и т. п. … 
  Ярким примером мшелоимства является персонаж Гоголя из "Мертвых душ" Плюшкин, ставший даже именем нарицательным… 
  Любостяжание может превратиться в настоящую болезнь, когда оно достигает своей крайней степени… 
  В наши дни одним из проявлений любостяжания является т. н. "шопинг"  (так и хочется заменить первую букву)…  
  Любостяжание опасно необходимостью зарабатывания все больших и больших денег для приобретения все новых и новых же вещей… 
  Оно очень вредно тем, что по необходимости толкает человека и к сребролюбию (корню всякого зла, как писал св. ап. Павел), забирая у человека массу времени на работу, а не на спасение своей души… 
  А нередко из-за любостяжательности человек идет на лицемерный обман ближнего (мошенничество), воровство, грабеж, разбой и пр. грехи...
  Т. е. любостяжание может развивать в человеке и лицемерие, и жестокосердие, и жестокость, и ненависть, из которой они все и растут...
  У любостяжательного занято не только тело, но и душа…
  Все его внимание приковано не ко Христу, а к мыслям о приобретении все новых и новых предметов, зачастую совсем ему не нужных… 
  Толкает любостяжание человека и к пороку скупости, жестокосердно не позволяя раздавать нуждающимся лишние вещи…
  В Апокалипсисе о людях последних времен говорится, что у них на лбу и на руке будет нанесено число имени зверя – 666… 
  Во времена царствования Соломона евреи собирали дань с подчиненных им народов в количестве 666 талантов (талант - мера веса, примерно 50 кг.) золота… 
  Число 666 – символ богатства… 
  Имя зверя на лбу является образом любостяжания и его разновидности - сребролюбия… 
  Число имени зверя на руке – действия, соответствующие любостяжанию, т. е. любостяжательный образ жизни… 
  Или и другими словами: число зверя (666) - это образ современного "общества потребления"...
  В Апокалипсисе провозглашается пророчество о вечной погибели людей, образующих такое сообщество… 
  Давайте посмотрим непредвзятым, как бы свежим взглядом на современный мир (даже и на Россию)… 
  Все мировое сообщество является сейчас заложником своих собственных как политической, так и экономической концепций… 
  К чему стремится все человечество с упорством, достойным лучшего применения?... 
  Конечно же, к росту экономики -к увеличению, увеличению, и еще раз к увеличению производства всевозможных товаров и услуг… 
  А чтобы все больше и больше производить разных товаров и услуг, абсолютно необходимо все больше и больше употреблять эти товары и услуги… 
  И наоборот, чтобы все больше и больше употреблять всяких разных товаров и услуг, абсолютно необходимо все больше и больше производить эти товары и услуги… 
  Из года в год, столетиями, многие страны все больше и больше как производят, так и потребляют... 
  Это - замкнутый круг, ловушка, "яма" для "слепых", в которую попало практически все человечество… 
  А ведь человек не безразмерен – у него очень ограничены естественные потребительские возможности…  
  Люди давно уже вышли за пределы этих своих потребительских возможностей… 
  Именно это и является причиной современного глобального экономического и финансового кризиса – запредельность современного человеческого потребления… 
  Финансовые и экономические аналитики никак не могут понять в чем дело… 
  И это в то время, когда миллионы других людей гибнут от голода и от болезней, связанных с хроническим недоеданием… 
  Кошмар… Глобальный кризис – перст Божий… 
  А ведь в любой стране достаточно лишь построить необходимые жилье, дороги, создать хорошие институты медицины, науки и образования, организовать крепкое сельское хозяйство, армию, обслуживающую их промышленность и – все… 
  Больше ведь ничего и не надо… При таком раскладе рабочий день составил бы всего-то пару часов, или пару дней в неделю, или и того меньше… 
  Все остальное высвободившееся время люди посвящали бы спасению своих душ… 
  Но, увы - 666… 
  Любостяжание...
 
  Врачуется любостяжание покаянием в нем, посильным воздержанием, милостыней и усердной жизнью по заповедям Христовым, смиряющей человека и уменьшающей его сластолюбие...

"Лукавый обманывает тебя: он тесно связывает твоё имущество с тобою самим. Но ты замечай его козни и когда он станет тебя смущать помыслами об этом предмете, скажи ему: это — не я, а я — будь покоен.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 



 
  
   Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Беседы" свт. Василия Великого, "На богатолюбцев" свт. Григория Богослова с сайта Святоотеческое наследие, статьи Ольги Рожневой, Марины Бирюковой, иер. Димитрия Шишкина, и игум. Игнатия (Бакаева) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Православие и мир, Серафимов, Логослово и Фома...

 




 
 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   
 
                          
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 2673

Поиск