"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Скупость (Жадность)
 
  – огорчение Христа стремлением к единоличному использованию и владению приобретёнными предметами (как материальными, так и духовными)… 
 



 

 
  "4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
  (Иак. 5)"
  "3 Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному?  
  4 Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие.
  5 Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего.
  6 Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это - воздаяние за злобу его.
  7 Если он и делает добро, то делает в забывчивости, и после обнаруживает зло свое.
  8 Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души.
  9 Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу.
  10 Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость.
  27 Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его - верно;
  28 против скупого на хлеб будет роптать город, и свидетельство о скупости его - справедливо.
  (Сир. 14:3-10; 31:27-28)"
  "13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. 
  (Лев. 19)"
  "27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
  28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]
  (Прит. 3)"
  "26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; 
  (Прит. 11)" 
  "27 Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. 
  (Прит. 28)"
  "16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
  (Екк. 5)"
  "13 О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришёл конец твой, мера жадности твоей. 
  (Иер. 51)"
  "7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».
  8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
  9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.
  13 ... и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.
  14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу повреждённое ...
  (Мал. 1)"
  "15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, ...
  (Филип. 4)"
  "6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
  7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
  8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
  9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему.
  10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.
  (Быт. 38)"

 




 


 
"Если ты подаёшь хлеб с печальным лицом, то ты потерял и хлеб, и награду. Никакой подвиг не может быть достаточно велик, если от него нет пользы другим. Хотя бы ты был постником, хотя бы спал на земле, хотя бы ел пепел, хотя бы непрестанно плакал, но если ты не приносишь никому пользы, ты не делаешь ничего великого.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 

 
  "Не живёт Господь в том сердце, в котором царит жадность, пристрастие к земным благам, к сластям земным, к деньгам и прочему. Молитва, которая произносится от сердца, всегда может быть только полезна для души и тела и никогда не вредна для тела молящегося, хотя бы у него и было плохое здоровье. Не жалей себя и сердца своего для молитвы. Кто не щедро даёт нищим (имея возможность такую), тот нетвёрд в уповании на Бога, а кто, будучи в состоянии дать, вовсе не даёт, тот не имеет упования и боится оскудения, хотя, по словам пророка, праведник никогда не бывает оставлен Богом и потомство его не просит хлеба. 
  Для человека немного нужно, лишь бы он не был жаден. Жадность — вот беда наша! Скупость — вот слепота наша! Часто человек под личиною доброхотного подаяния скрывает, сам того не замечая, скупость и любостяжание. Испытайте его - и вы увидите. Потребуйте от него вдруг и сряду нескольких больших жертв — и вы заметите, как неглубока, поверхностна его добродетель доброхотного подаяния. Он откажется от этих пожертвований или, если неизбежно нужно принести их, будет делать это с ропотом. Не прилагай сердца к деньгам: пусть они иждиваются (тратятся/используются по назначению - от авт.). Пусть тлен, прах останется тем, чем он есть. Пусть вечная душа занимается вечным.
  Ты скупишься и негодуешь, когда к тебе приходят гости и истребляют очень незначительную часть твоего имущества. Если бы у тебя в запасе не было ничего или было, да очень мало, — тогда твое неудовольствие было бы основательно. Но если есть порядочный запас, оно вовсе неосновательно. Рассуди, что дороже - деньги и покупаемые на них мёртвые вещи или приобретаемое чрез них дружество существ разумных? Притом вспомни, как тебя принимали другие в молодости, питали, грели, ласкали. Брось скупость. Она — глупость.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 
 
"Людям гнусна нищета, а Богу гораздо более гнусна душа высокосердная и ум парящий. У людей почетно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная.
(Прп. Исаак Сирин)"

 
 

  «Всякому просящему у тебя, дай», — заповедует Господь. Это одна из первых заповедей в христианстве, о ней часто напоминают и Господь, и святые апостолы и, чтобы расположить нас ревностнее исполнять ее, оградили ее самыми трогательными побуждениями и самыми поразительными угрозами. Всякий это знает и всякий, по совести, считает себя обязанным помогать нуждающимся по силам своим. Между тем, если пересмотреть дела наши построже, то не найдется, может быть, ни одного дела, которое исполнялось бы нами с меньшим внимание как обязательное для нас вспомоществование нуждающимся.
  Помогаем кое-как, лишь бы отделаться от докучливого просителя, а иногда и совсем отказываем — и не большею ли частию последнее? И чего не придумали скупость и своекорыстие, чтоб оправдать свою холодность к нуждающимся! Ложность прошений, праздность просителей, свои недостатки, тяжелые времена, необходимость запасаться самим на черный день и прочее. Все эти мысли ходят между невнимательными к долгу своему в речах и поговорках, заходят и к внимательным и их нередко сбивают с правого пути действий.
  В то время, когда надо помогать, прежде всего приходит на ум такая мысль: да нуждается ли просящий — кто его знает! — и просит, а нужды, может быть, не имеет никакой. Кто говорит, бывают и такие, но знаем ли мы наверно, что то лицо, которое стоит перед нами, действительно принадлежит к этому классу? А если не знаем, так зачем же подозревать, и тем паче отказывать по одному только подозрению? А может быть, это — мать, которая оставила дома голодных детей, или отец семейства, у которого жена больна и дети раздеты, или старшие из сирот бесприютных?
  Таким, конечно, вы не откажете. Но смотрите так и на всех просящих у вас и не оскорбляйте их подозрением. Что, если действительно нуждающийся, у которого и без того тяжело на сердце, прочитает в глазах ваших такое подозрение? Ведь это только увеличит скорбь и тяготу его, и, вместо утешения, он отойдет от вас еще с большею скорбью. Хорошо ли это? То, что у него не мутно в глазах, лицо не искажено, поступь тверда и одежда не в заплатах, — так он уж, значит, и не стоит вашего милосердия? Так что ж, вы разве хотите, чтоб он дошел до последней крайности, которая, быть может, и начнется тотчас вслед за вашим отказом?
  Да разве заповедь Спасителя только тех хочет прикрыть, которым уж некуда деваться, которые не имеют ни крова, ни пищи, ни одежды, ни сил? Нет, для помощи такого рода людям не нужна особая заповедь. Он говорит: «всякому... просящему у тебя дай». Вы и будете давать; только поставьте себе правилом не подозревать просящего, не рисовать позади его картины предполагаемого довольства, а скорее картину крайней нужды и действительно гнетущую его скорбь. Тогда само сердце не даст вам покоя до тех пор, пока вы не облегчите его участи. Ныне много распространяют подозрений на бедных, но на все эти подозрения можно поставить одно решение: удостоверьтесь, кто именно просит не на нужду, такому и не давайте, а отказывать всем потому только, что есть ложные просители, — грех. Святой Иоанн Милостивый не так делал: он не отказывал даже и тем, о коих все знали, что они не бедны, и когда ему говорили об этом, он ответствовал: «Верно, в ту-то пору они терпели крайнюю нужду».
  Иногда от просителя мы обращаемся к себе и говорим: «Да где же взять? Едва достает на свои нужды, с трудом сводим концы с концами». Когда не из чего давать, то никто к тому и не обязывает. Подавать должно от избытков: «аще... усердие предлежит, – говорит святой апостол Павел, – по елику аще кто имать, благоприятен есть, а не по елику не имать. Не бо да иным убо отрада, вам же скорбь».
  Но только правда ли, что у нас ничего не останется за удовлетворением своих собственных нужд? Кроме того, разумно ли определено у нас то, что следует считать своею нуждою? Нужда ведь такое дело, которое очень можно и сократить, и расширить. Исключите расходы на то, что считают нужным привычка, прихоть, тщеславие, пустые требования мира, удовольствия света, — сколько будет оставаться в пользу нуждающихся!.. Положим, что даже и этих ненужных нужд нет, стоит только захотеть, тогда и из самой существенной нужды, из пищи, одежды и прочих потребностей благоразумие всегда сумеет отделить часть Христову. Нуждами отговариваются от вспомоществования только скупцы да расточители.
(Свт. Феофан Затворник)"







"Земное имущество не есть наша собственность, как ошибочно думают никогда не думавшие об этом предмете: иначе оно всегда было бы, и навсегда пребыло бы нашим. Оно переходит из рук в руки, и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на подержание. Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностью исполняет волю доверившего ему распоряжение. И мы, управляя, врученным на срок, вещественным достоянием, потщимся управлять им по воле Божией. Не употребим его в средство удовлетворения нашим прихотям и страстям, в средство нашей вечной погибели: употребим в пользу человечества, так много нуждающегося, столько страдающего, употребим его в средство спасения нашего.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 

"Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.
(Свт. Василий Великий)"





"Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: "Приходи после". Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя.
(Прп. Никодим Святогорец)"





"Радуется и рыба, глотая наживку и не видя крючка. Как только рыбак начинает тянуть удочку, внутренности ее разрываются, а от всей этой радости из-за пищи, вызвавшей радость, наступает смерть. Так бывает со всеми, кто считает себя счастливым по причине временных благ. Они попались на крючок, с которым повсюду блуждают. Наступит время, когда они почувствуют, сколь великие мучения они проглотили вместе с алчностью.
(Блж. Августин)"





"Помня о смерти, блюдися скупости и стеснения ближних, да, объятый неверием и скупостью, во время исхода не затворишь себе двери милосердия Божия.
(Свт. Димитрий Ростовский)"





"Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, оказывают всякое неубыточное благоговение, но не дают ни одного овола теснимым нуждою. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царство Божие.
(Свт. Василий Великий)"





"Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.
(Свт. Григорий Палама)"




 ""18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. (Апокалипсис, Гл. 13)"

Евангелист Иоанн знал, что сделает диавол, подобно тому как и пророки предвозвестили, что Христа продадут за «тридесят сребреник», что Его напоят уксусом, что разделят Его ризы. Две тысячи лет назад в Апокалипсисе было написано, что люди будут запечатлены числом 666. 666 является для евреев символом экономики. Как говорит Священное Писание, евреи обложили покоренные ими в разных войнах народы конкретным налогом. Годичный налог был равен 666 талантам золота. Сейчас для того, чтобы покорить весь мир, они опять вводят свое старое налоговое число, которое связано с их славным прошлым. Поэтому они и не хотят заменить это число другим. То есть 666 есть символ маммоны. Его взяли с мер золота. Того, о чем говорит святой Иоанн Богослов, они не знали, но маммона при этом остается маммоной. «Не можете Богу работати и маммоне».
(Прп. Паисий Святогорец)"



  










  Скупость/жадность/алчность - порок, противоположный добродетели щедрости… 
  Скупость – следствие сластолюбия, роскошества, любостяжания, маловерия и атеизма, их же всех и увеличивающая… 
  Скупость вредна тем, что развивая в человеке любостяжание, она растит в нем и сребролюбие - "корень всякого зла", как писал св. ап. Павел...
  Скупость опасна тем, что все мысли человека зачастую заняты не спасением души, а приобретенными вещами, заботой об их благополучии и сохранности… 
  Толкает скупость и к равнодушию, и к жестокосердию, не позволяя оказывать милостыню нуждающимся…     
  Жестокосердие же толкает скупого и к жестокости (например, если кто-то посягает на собственность скупого), развивая в нем ненависть...
  Развивает скупость и невежество, т. к. нередко она является его следствием, основывающимся на заблуждении, что ничто в этом мире не принадлежит Богу, а принадлежит скупому, или что труд, деньги и время, при помощи которых приобретены те или иные предметы тоже не являются дарами Божиими...
  Нередко скупость развивает и зависть, и тщеславие, и властолюбие, по причине которых скупец не оказывает милость нуждающимся в ней...
  Особенно вредна скупость и душевная, и духовная, когда человек, познавший, стяжавший истину или какое-нибудь искусство (например, ремесло или молитву) хранит их в себе, услаждаясь помыслами тщеславия или сгорая от зависти, расценивая ближнего как конкурента в славе или власти человеческих и пр. ...   
 
  Врачуется скупость покаянием в ней, посильной милостыней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в любви...

"
Когда лукавый соблазняет тебя скупостию и любостяжанием, говори сам себе: «Буди слава и благодарение за все Твои дары, Господи!»
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"



 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья Татьяны Шишовой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайта Азбука веры...

 





 

                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 804

Поиск