"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Празднословие

  – огорчение Христа стремлением к безрассудному/злому говорению… 


 


 
 
  "10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
  (1 Петр. 3)"
  "26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
  (Иак. 26)"
  "35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
  36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
  37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
  (Мф. 12)"
  "2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
  3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
  (Лк. 12)"
  "29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
  (Еф. 4)"
  "31 Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них и чтобы язык мой не погубил меня!
  1 Господи, Отче и Владыко жизни моей! Не оставь меня на волю их и не допусти меня пасть чрез них.
  15 Немилостив к себе, кто не удерживает себя в словах своих, и он не убережет себя от оскорбления и от уз.
  16 Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим.
  1 Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха.
  28 Уста многоречивых рассказывают чужое, а слова благоразумных взвешиваются на весах.
  29 В устах глупых - сердце их, уста же мудрых - в сердце их.
  30 Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу.
  31 Наушник оскверняет свою душу и будет ненавидим везде, где только жить будет.
  9 Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен,
  10 говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать.
  11 Среди вельмож не равняйся с ними, и, когда говорит другой, ты много не говори.
  (Сир. 22:31; 23:1; 13:15-16; 14:1; 21:28-31; 32:9-11)"
  "6 Речи нечестивых – засада для пролития крови, 
  13 Нечестивый уловляется грехами уст своих;
  (Прит. 12)"
  "23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. 
  (Прит. 14)"
  "2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. 
  4 Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.
  28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. 

  (Прит. 15)"
  "6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
  7 Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его.
  9 Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева. 
  14 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. 

  (Прит. 18)"
  "7 Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов. 
  (Прит. 26)"
  "2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. 
  (Екк. 5)"
  "11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
  12 Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же:
  13 начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие.
  14 Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?
  20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь... 

  (Екк. 10)"
  "
5 Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него.
  6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
  (Прит. 30)"
  "21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить ...
  (Деян. 17)"

 




 

  "Много нас говорящих, но мало делающих. Однако же никто не должен искажать слово Божие в угоду своему нерадению, а лучше исповедать свою немощь, не скрывая истины Божией, чтобы вместе с нарушением заповедей не оказаться виновным еще и в неверном толковании слова Божия. (Прп. Максим Исповедник)"
  "Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. (Протоиер. Андрей Ткачев)"
  "Одна из скверных привычек - ругательство матерным словом. Ангел хранитель такого человека плачет, а диавол радуется. От такого человека Матерь Божиямолитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
  "Чтобы один человек сказал другому, что ему нужно делать, слышащий должен быть смиренным, а говорящий — в десять раз смиреннее его, и, кроме этого, он сам должен стараться применять в своей жизни то, чему учит другого. Если я советую сделать что-то на сто процентов, то это значит, что сам я делаю это на сто пятьдесят процентов. Но даже и в этом случае я все равно подумаю, стоит ли ему об этом говорить. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение! Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности.
  Непрестанно творите молитву с силой, ревностно, с любовью. Только так можно укрепиться душевно. Любыми способами избегайте праздных слов, ибо они расслабляют душу, и у нее не остается сил для подвига. Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя. (Архим. Ефрем, Афон)" 
  "Пустые речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 "В уединении следи за умом, а в общении с людьми - за своим языком. (Мон. Симеон, Афон)"
  "Важно следить за своей речью, языком и не допускать до сердца духа горькой иронии, сарказма. Избегать злых и насмешливых характеристик людей, осмеивать их действительные или вымышленные недостатки. В противном случае подобное умонастроение может незаметно стать второй природой человека, превратить его в циника, способного лишь издеваться над людьми. (Протоиер. Артемий Владимиров)"
  "Истинно мудр не тот, кто учит словом, но кто наставляет делом. (Авва Иперкий)" 
  "Недостаточно одних слов для богоугождения и назидания людей, нужны дела. Но у людей нынешнего времени гораздо больше слов. Бог же требует дел, а не бесплодных слов. (Отечник. Свт. Игнатий (Брянчанинов))"  
  "Опыт действительнее многословной науки, которая на словах представляет много, а на деле ничего. Что пользы уметь распутывать хитросплетенные слова и не уметь развязывать узлы сомневающейся совести? «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Тщетны тогда будут науки и бесполезны. Да что говорю, бесполезны! Не может быть вреднее того человека, который бы имел науки, но не имел праведной совести. И потому несомненно, что самая лучшая наука бывает делом, а не одним словом. Эта наука евангельская; ибо христианской мудрости свойственно философствовать не словами, но делами. Евангелие учит, что Царство Божие не в слове, но в силе. (Свт. Платон, митр. Московский)"
  "Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания47, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Двум братьям, жившим в своих келиях, некто пожертвовал две пачки свечей. В одной пачке свечи были хороши, а в другой текли и загибали пламя вниз. Один из братьев попросил дать ему эту пачку свечей. Позже я спросил у него: «Отец, почему ты так поступил? Смирился перед вторым братом?». На это он ответил: «Скажу тебе, брат, я человек, склонный к гневу не по разуму, и раздражительный в душе. Свечи, которые текут, будут подвигать меня на гнев и раздражение. И от сего я буду находить повод себе бороться со своей страстью, и угашать её в себе, и думаю найти в том для себя пользу». Подивившись сему, помянул тогда слово Писания: «Если извлечешь из ничтожного полезное, как уста Мои будешь.» (Записки православного монаха)"





  "Помни, что говоря, ты произносишь слово, которое никогда уже не умрёт и будет жить до Страшного Суда. Слово встанет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя.  Приятно учишь ты в церкви, но лучше было бы, если бы учил и благими делами. А теперь уподобляешься человеку, который бросает вверх камни и... они падают на него самого. Если грехи, которые мы обличаем, есть в нас, то мы отрекаемся от слов делами, и не только не препятствуем слушателям поступать дурно, но и себя подвергаем осмеянию. 
  Мудрствовать на словах легко, а на деле трудно. Поэтому одно не задевает слушателей, а другое трогает; одно возбуждает смех, а другое пробуждает от беспечности; одно вызывает упрек, а другое — похвалы; одно возмущает, а другое пристыжает слушателей. Потому нужно не только говорить о том. 
  Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастровым сосудом мира и, став у ног Господа сзади, начала плакать, и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром. Она ничего не говорит, а только действует, и своими действиями показывает самую нежную любовь к Господу. За то и сказано было о ней: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь к Господу! Скажешь: «Если бы Он Сам тут был, я сразу бы все для Него сделал». Да он и есть тут, невидимый своим ли цом и видимый во всех христианах, а более всего в нуждающихся. Невидимого Господа с любовью помажь миром сердечноумной молитвы, а для видимого – делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога. 
(Свт. Феофан Затворник)"

 

 


 
"Говорить должно о том, что достойно слышания, и слушающих поощряет к соблюдению правды и целомудрию.
(Прп. Исидор Пелусиот)"



 
"Не слышали вы разве Моего Евангелия, которое говорит: блажени плачущии, яко тии утешатся? Я взывал, а вы не слушали. Я взывал: блажени плачущии, а вы смеялись, переглядывались, разговаривали один с другим и длили празднословие свое и затем звали друг друга на пиры, работая чреву своему.
(Прп. Симеон Новый Богослов"


 

  "Тогда дома были церквами, а ныне церковь сделалась домом. Тогда и в домах не говорили о житейском, а ныне и в церкви не говорят о духовном. Вы и здесь поступаете, как на торжище; и когда говорит сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих; нет — вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу, и не перестану плакать! 
  Скажи мне: осмелился бы ты молиться, если бы замарал руки в навозе или в грязи? Никак. Но это не причинило бы тебе никакого вреда, а то осквернение (именно: нечистота, исходящая из уст твоих,— злословие, хула, ругательство, гневныя слова, срамословие, смех, насмешки) пагубно.
  Итак, для чего же ты в делах безразличных опаслив, а в том, что запрещено, нерадив? Что же? скажешь ты: или не должно молиться? Должно,—только надобно быть чистым и не оскверненным. Но что же, скажешь ты, если я прежде осквернил себя? Очистись! Каким образом? Плачь, стенай, раздавай милостыню, примирись с обиженным тобой, очисти язык, дабы более не раздражать Бога.
  Ибо, если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою: как же ты сам дерзаешь в такой нечистоте приступать к Богу? Язык молящихся есть рука, какою мы обнимаем колена Божии, итак не оскверняй его, дабы и тебе не сказал Господь: аще умножите моление, не услышу вас. 
  Христос дал нам в пищу Свою Святую Плоть, Самого Себя предложил в Жертву; какое же мы будем иметь оправдание, когда, принимая такую пищу, грешим; вкушая Агнца, делаемся волками? Пусть язык, приобщившись Тела Господня, не произносит ничего неприятного.
"Язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда".
  Если бы кому-нибудь вздумалось на верных весах взвесить наши мысли, то в тысяче талантов житейских разговоров едва ли найдется сто динариев духовных слов, или даже не найдется и десяти оболов. Не стыдно ли, не смешно ли крайне, что имея слугу, по большей части употребляем его на дела нужные, а получив язык, с собственным членом не обходимся так, как с слугою, а, напротив, употребляем на дела бесполезные и напрасные?
  И пусть бы только на дела напрасные: но мы делаем из него противное и вредное употребление, от которого никакой пользы не будет нам. Ибо если бы для нас было полезно то, о чем говорим, – и Богу были бы речи наши угодны. Но мы, что внушит диавол, то и говорим; то насмехаемся, то острословим, то проклинаем и обижаем, то клянемся, лжем и преступаем клятвы, то не хотим вымолвить слов; то празднословим и своею болтливостью превосходим старух, перебирая то, что вовсе не касается до нас.
  Подлинно, много зла причиняет болтливость языка, и, на - против, воздержание его – много добра. Как нет никакой пользы от дома, города, стен, дверей, ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять; так не будет пользы и от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностью и великою осмотрительностью, и знать, что нужно произносить и что держать внутри.
  Ибо не столь многие, говорит Премудрый, пали от меча, сколько от языка; и Христос говорит: не входящее во уста, сквернит человека, но исходящее изоуст, то сквернит человека; и еще другой: устам твоим сотвори дверь и затвору. Будем же постоянно хранить свои уста, приставив разум, как запор, не с тем, чтобы они были заключены постоянно, но чтобы открывались в надлежащее время. Потому что иногда молчание полезнее слов, а иногда слова лучше молчания.
  Поэтому Премудрый говорит: время молчати и время глаголати. Если бы устам надлежало постоянно быть открытыми, то не нужны были бы для них двери; а если бы им надлежало быть постоянно закрытыми, то не нужно было бы хранения. Для чего хранить то, что заперто? Для того дверь и хранение, чтобы мы делали все в надлежащее время. А другой говорит: словесем твоим сотвори вес и меру, требуя еще большей точности, – чтобы мы не только произносили слова, какие должно, но с надлежащею тщательностью, так сказать, взвешивали и обсуживали их.
  Если мы поступаем так с золотом и веществом тленным, то тем более надобно делать это со словами, так, чтобы в них не было ни недостатка, ни излишества. Поэтому и говорит Премудрый: не возбрани словесе во время спасения. Видишь ли время произнесения слов? А в другом месте, указывая на время молчания, говорит: аще есть в тебе разум, отвещавай искреннему; аще же ни, то буди рука твоя на устех твоих. Еще: умножаяй словеса, мерзок будет.
  Лучше человек скрываяй буйство свое, нежели человек скрываяй премудрость свою. Слышал ли еси слово, да умрет с тобою: не убойся, не расторгнет тебе. Еще: от лица словесе поболит буй, якоже рождающая от лица младенца. Далее и о мере слов говорит: глаголи юноше, аще тебе есть потреба, едва дващи, аще вопрошен будеши: сократи слово, малыми многая изглаголи.
  Подлинно много нужно осмотрительности, чтобы, владея языком, употреблять его совершенно безопасно. Поэтому он и говорит еще: есть обличение, еже несть красно и есть молчай и обретаяся премудр. Нужно не только молчать и говорить благовременно, но и с великою благодатию; поэтому Павел и говорит: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, как подобает вам единому комуждо отвещавати.
  Подумай, что это член, которым мы беседуем с Богом, которым возносим Ему хвалу; это – член, которым мы принимаем страшную жертву. Верные знают, о чем я говорю. Поэтому нужно, чтобы он был чистым от всякого осуждения, порицания, сквернословия, клеветы. Если в нас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова. Если малодушие заставляет тебя роптать, то нужно истребить и этот корень, содержать дверь крепко и хранить строго. И порочным пожеланиям не нужно позволять рождаться, а зарождающиеся подавлять внутри и иссушать в самом корне.
  Такое хранение языка имел Иов; поэтому он и не произнес ни одного непристойного слова, по большей части молчал, а когда следовало отвечать жене, то произносил слова, исполненные любомудрия. Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания. Поэтому и Христос сказал: всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово. И Павел: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших.
  А как можно содержать эту дверь в безопасности и хранить строго, об этом послушай другого, который говорит: буди вся повесть твоя в законе Вышняго. Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта.
  Подлинно, есть много путей погибели чрез уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имев возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным.
  Другой, посмотри, погиб чрез тщеславие; ибо он сказал: выше звезд небесных поставлю престол мой. А иудеи иногда за то, что радовались несчастиям ближнего, слышат: зане ресте: благо же, бысть якоже прочии языцы Израиль; иногда укоряются за то, что роптали и говорили: всяк творяй зло, добр пред Господем, и в них Сам благоволи. И ныне мы блажим чуждих и созидаются творящии беззаконная. Так написано в книге пророка Малахии.
  Другие погибли чрез ропот, как говорит Павел: не ропщите, якоже неции ропташа, и погибоша от всегубителя. Иные чрез насмешки: Седоша ясти и пити, и восташа играти. Иные чрез злословие: иже аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу. И другие, в гораздо большем числе, погибли другими способами, не хранив уст своих. Если ты хочешь слышать, как некоторые погибли и чрез неблаговременное молчание, я покажу тебе.
  Аще не возвестиши народу, – говорил Господь, – беззаконник в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу. А иной – чрез то, что говорит всякому без разбора и бросает вверенное ему: не дадите, – сказал Господь, – святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиньями. Иной – чрез смех; потому и сказано: горе вам смеющимся, яко возрыдаете.
  Видишь ли, как губят уста? Посмотри, как, напротив, и спасают уста. Видел ли ты фарисея, погибшего чрез них? Посмотри на мытаря, спасшегося чрез них. Видел ли иноплеменника, потерпевшего наказание за тщеславие? Посмотри на праведника смиренного и сказавшего: аз есмь земля и пепел. Видел ли радующегося чужим бедствиям и за то осужденного и наказанного?
  Видел ли наказываемых за смех? Посмотри на спасающихся слезами и постом, вспомнив о ниневитянах. Видел ли наказываемых за злословие? Посмотри на получающих награду за благословение. Благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти. Благословите изгоняющия вы, молитеся за творящих вам напасть, да будете подобни Отцу вашему, Иже есть не небесех. Видишь ли, что не должно ни совершенно заключать уста, ни всегда открывать их, но знать время для того и другого? Зная это, и пророк сказал: положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
  Какое же это ограждение, как не мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь употребляющих уста безрассудно? Ее поставь привратником и стражем, угрожающим совести, и она никогда не отворит двери безвременно, но во время, на пользу и на неисчисленные блага. Поэтому и сказал некто: во всех словесех поминай последняя твоя и во веки не согрешиши. Если будет так, то никакое зло не родится в душе. Сравни с этим и другое изречение: всяко слово праздное, еже аще рекут, воздадят о нем слово в день судный.
  Вспомни, что отсюда и смерть произошла. Ибо, если бы жена не говорила со змием о том, о чем говорила, если бы не приняла слов его, то и сама не получила бы вреда и мужу не дала бы плода, и он не вкусил бы. Говорю это не для того, чтобы винить язык и уста, – нет, но неблаговременное их употребление, которое происходит от небрежности ума. Впрочем надобно охранять не только уста, но и мысль еще прежде уст. Поэтому и сказал некто: кто возложит на помышление мое раны, да о неразумиях моих не пощадят.
  Поэтому и Христос истребляет самые внутренние порочные помыслы, когда говорит: иже возрит на жену ко еже вожделети ей, уже любодействова с нею в сердцы своем. Видишь ли, как Он не позволяет произрастать и даже получать начало ни похоти, ни гневу? Ибо гневаяися на брата, – говорит Он, – повинен есть суду. Не мало служит к безопасности и то, чтобы не говорить много; поэтому и сказано: от многословия не избежиши греха: щадяй же устне разумен будеши.
  Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь: мы стали болтливы, в нашей душе не держится ничего. Послушай одного мудреца, который, увещевая, говорит: слышал ли еси слово, да умрет с тобою: не убойся, не расторгнет тебе; и еще: от лица словесе поболит буй, якоже рождающая от лица младенца. Мы готовы на обвинения, скоры на осуждения. Если бы мы не сделали никакого другого зла, то и этого достаточно для того, чтобы погубить нас, ввести в геенну, причинить нам тысячи бед. А дабы ты точнее узнал это, послушай пророка, который говорит: седя на брата своего клеветаша.
  Но не я, говоришь ты, а другой. Нет, – ты. Если бы ты не говорил, то другой не услышал бы; а если бы и услышал, то ты не был бы виновен во грехе. Недостатки ближних должно умалчивать и прикрывать, а ты под предлогом доброжелательства выставляешь их на вид, делаешься если не обвинителем, то рассказчиком, болтуном, глупцом. О, срам! Вместе с ним ты срамишь себя самого и не чувствуешь? смотри, сколько зол происходит отсюда: ты прогневляешь Бога, огорчаешь ближнего, делаешь себя самого повинным наказанию! Не слышал ли, что Павел говорит о вдовицах? Не точию праздны, говорит, учатся обходити домы, но и блядивы и любопытны, глаголющия яже не подобает.
  Таким образом, даже и тогда, когда бы ты верил сказанному о твоем брате, не следует пересказывать, а тем более, когда не веришь. О себе ты всегда заботишься, опасаясь, чтобы не быть осуждену от Бога. Бойся же, чтобы не быть тебе осуждену и за болтливость. Ты не можешь сказать: Бог не осудит меня за болтливость; а это дело есть болтливость. Для чего ты распространяешь слух? Для чего умножаешь зло? Оно может погубить нас. Потому и говорит Христос: не судите, да не судими будете. Но мы нисколько не думаем об этом, и пример фарисея не вразумляет нас. Он сказал правду: несмь якоже сей мытарь, сказал тогда, когда никто не слушал его, и однако осужден.
  Если же он осужден, высказав правду и сказав тогда, когда никто не слушал его; то какому мучению подвергнутся те, которые всюду разглашают ложное и такое, в чем сами не уверены, подобно болтливым женщинам? Чего не потерпят они? Положим же на уста свои дверь и ограждение. От болтливости произошло бесчисленное множество зол: расстраивались семейства, разрывались узы дружбы, происходили тысячи других бедствий. Не старайся же, человек, узнавать то, что касается ближнего.
  Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, – и это не будет недостатком, а будет приобретением; говори о своих делах друзьям, друзьям истинным и справедливым, на которых ты полагаешься, дабы они молились о грехах твоих. Если будешь говорить о чужих делах, то не получишь никакой пользы, никакого приобретения, но еще получишь вред; а если будешь исповедовать свои дела пред Господом, то получишь великую награду.
  Тот, кто мудр на словах без дел, не приносит большой пользы слушателю. И напротив, тот, кто может предложить совет, прежде исполненный им самим, этим больше всего помогает слушателю. 
  Обычно не столько входят в душу наставления словами, сколько делами; и если не имеешь дел, то, разглагольствуя, не только не приносишь пользы, но больше причиняешь вреда; лучше бы молчать. Потому что предлагаешь мне дело невозможное. Если ты, который говоришь много, рассуждаю я, не исполняешь этого, то тем более я достоин извинения, если ничего не говорю. 
  Нужно благое поведение, а не остроумие, нравственность, а не красноречие, дела, а не слова, вот что доставляет Царство, дарует действительные блага. Не язык изощряй, но душу очищай. Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались исключительно к нему.  
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 
"Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы того, с кем разговаривает, и тех, которые стоят близ его.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

  
"С теми, кто делает вид, что исповедует звук Православной веры, но находится в союзе с теми, кто держится других мнений, и не внемлет предостережениям, продолжая упорствовать, вы не только не должны иметь общения, но даже не должны называть их братьями. Занимайся духовным, чтобы сохранялось в тебе памятование о Боге; гнушайся же речами бесполезными, потому что зловонию и благовонию быть в согласии — дело невозможное.
(Свт. Василий Великий)"
 

  
  "Не говори пустых слов и не слушай тех, которые говорят оные. Чтобы сердце твое было чисто, говори только о благодеяниях Божиих к человеку и проси у Бога прощения в грехах своих. 
  Пред аввою твоим и высшим себя не размножай слов.
  Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи в келлии), разве только для молитв, уставом положенных.
  Бегай брани языка (обуздывай язык).
  Не многословь, чтобы не удалился от тебя Дух Божий.
  Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразумевать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спасительное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому.
  Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келлию свою.
  Муж мудрый хорошо знает как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого, в тайне держимаго, управления и обуздания языка.
  Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко со смирением.
  Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни,что от слов и слава и унижение.
  Не говори с раздражение, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их.
  Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждыя разума, суть колючие остны и иглы.
  Бегай лжи; иначе она отгонит от тебя страх Божий.
  Уста твои должны говорить всегда одну истину.
  Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышняго Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большия блага.
  Не спрашивай о делах злых; но дальше от них держи внимание свое.
  Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не почерпнула им зла душа твоя.
  Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего.
  Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей.
  Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха.
  Не будь упрям и не настаивай на слове своем, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание).
  Не божись совсем, — ни в несомненном, ни тем паче в сомнительном деле.
  Непостоянным и необученным не следует испытывать умных мужей. Умён тот, кто Богу угождает и больше молчит или, если говорит, то говорит немного и только нужное и Богу угодное.
  У людей ничего нет честнее слова. Слово столь важно, что словом и благодарением мы Бога чтим. Употребляя слова непотребные, или бесчестные, мы обличаем непотребство души своей. Несмысленному человеку свойственно за грехи свои винить рождение свое или другое что, когда самопроизвольно употребляет он худое слово или делает недоброе дело.
  Говорящий несмысленно не имеет ума; ибо говорит, ничего не думая. Но рассмотри, что полезно тебе делать для спасения души.
  Слово умное и душеполезное есть дар Божий; напротив, слово пустопорожнее, хотящее определять меру и расстояние неба и земли и величину солнца и звезд, есть, изобретение человека, всуе трудящегося, который по пустому самомнению ищет того, что никакой ему не приносит пользы, как бы желая решетом зачерпнуть воды; ибо этого людям нет возможности найти.
  Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии говорит нам: внидите узкими враты; и апостол Павел научает нас, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Возлюбленные братия, чтó можно разуметь под узкими вратами, в которые дóлжно входить нам, сие открывает премудрый Соломон. Не даждь устнам твоим, говорит он, еже во грех ввести плоть твою… яко во множестве соний и суетствия, тако и словеса многа. Уста безумнаго сокрушение ему, устне же его сеть душú его.
  Итак, будем обуздывать язык наш, чтобы не произносить никаких худых слов. Худое слово вреднее всякого яда. Рану, причиненную ядом, можно исцелить, но худого слóва, когда оно произнесено, возвратить нельзя. Язык дракона менее вреден, нежели язык того человека, который любит роптать или клеветать, ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими мирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многие полезные общества. Кто принимает к себе такого человека, того он вовлекает во многие грехи. Кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцей.
  Убийца и человек, любящий роптать и клеветать, производят одинаковые действия. Как убийца мечом умерщвляет тело, так клеветник словами умерщвляет душу. Язык клеветника подобен жалу змеи; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, получат одинаковое осуждение. Часто безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься от него, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним.
  Языком своим двуязычный благословляет Бога и Отца и им же кленёт человеки бывшия по подобию Божию. Двуязычный человек заключает союз со смертью и приуготовляет себе погибель во аде. Он не будет иметь наследия на земле живых, которые исполняют волю Господню. Двуязычный человек погубляет дýши других, производит ссоры между друзьями, разрушает общества, старается везде производить зло и всегда злоумышляет коварство на ближнего.
  Молитва, милостыня и пост двуязычного неприятны Богу. Молитва его, по словам Писания, обращается ему в грех. Блажен тот человек, который хранит свой язык, который предохраняет себя и от самых малых грехов. Он услышит некогда сии блаженные слова: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего. Аминь.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 

 
  "Самая великая лежит на нас нужда управлять как должно языком своим и обуздывать его. Двигатель языка - сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но, обратно, излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава.
  Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему cамолюбию и что может показать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями запечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учителя непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя.
  Сказанное, впрочем, относится к таким случаям, когда предметы речи бывают более или менее стоящие внимания. Наибольшей же частью многоречие однозначительно с пусторечием; и в таком случае нет слов для полного изображения зол, происходящих от сего дурного навыка. И вообще многословие отворяет двери души, чрез кои тотчас выходит сердечная теплота благоговеинства, тем паче это делает пустословие. Многословие отвлекает внимание от себя, и в сердце, таким образом не блюдомое, начинают прокрадываться обычные страстные сочувствия и желания, и иногда с таким успехом, что когда кончится пусторечие, в сердце окажется не только соизволение, но и решение на страстные дела. Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения. Не свидетельствует ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя обокраденною?
  Апостол Иаков, желая показать, как трудно говорливому удержаться от чего-либо неполезного, грешного и вредного, сказал, что удержание языка в должных границах есть достояние только совершенных мужей: аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело. Язык, коль скоро начнет говорить в свое удовольствие, то бежит в речи, как разнузданный конь, и выбалтывает не только хорошее и подобающее, но и нехорошее и зловредное. Потому апостол сей называет его "неудержимым злом, исполненным яда смертоносного". Согласно с ним и Соломон еще древле изрек: от многословия не избежиши греха. И скажем с Екклезиастом, что вообще кто много говорит, тот обличает свое безумие, ибо обычно только безумный умножает словеса.
  Не распространяйся в долгих собеседованиях с тем, кто слушает тебя не с добрым сердцем, чтоб, надокучив ему, не сделать себя для него мерзостным, как написано: умножаяй словеса мерзок будет. Остерегайся говорить сурово и высокотонно, ибо и то, и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь. Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаи, когда это необходимо, но и при этом говори как можно короче и скорее. Когда видишь, что другие говорят о себе с излишком, понуди себя не подражать им, хотя слова их кажутся смиренными и самоукорительными. Что же касается ближнего твоего и дел его, то говорить не отказывайся, но всегда говори короче даже и там и тогда, где и когда это требовалось бы для блага его.
  Беседуя, припоминай и старайся исполнить заповедь св. Фалассия, которая гласит: "Из пяти родов предметов речи в собеседовании с другими три употребляй с благоразумием небоязненно; четвертый употребляй не часто, а от пятого совсем откажись - из пишущих первые три понимает так: да, нет, само собою или ясное дело; под четвертым разумеет сомнительное, а под пятым совсем неизвестное. То есть, о чем знаешь верно, что оно истинно или ложно и что оно очевидно само собою, о том с решительностью говори как об истинном или как о ложном, или как об очевидном; о том, что сомнительно, лучше не говори ничего, а когда и нужда, говори как о сомнительном, не предрешая; о неизвестном же тебе совсем не говори. Другой некто говорит: есть у нас пять приемов или оборотов речи: звательный, когда кого призываем; вопросительный, когда спрашиваем; желательный или просительный, когда желаем или просим; определительный, когда решительное о чем выражаем мнение; повелительный, когда начальственно и властно повелеваем. Из этих пяти первые три употребляй всегда свободно, четвертый - пореже, как можно, а пятого совсем не касайся.
  Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о том, что высказать всходит на сердце твое, прежде чем перейдет то на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что ему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что высказать кажется тебе делом хорошим, иному гораздо лучше оставаться похороненным в гробе молчания. Об этом иной раз сам ты узнаешь тотчас по окончании беседы.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
  "Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе сие дарование. Подобно сему разумей и о прочем. Когда Бог, по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его.
  Когда видишь, что представляется случай выказать свое знание - молчи. Бог да сохранит тебя, и да подаст тебе силу во всяком случае молчать благоразумно и благодать, чтобы познавать тебе, когда должно говорить без страсти. Ибо сердце твоё ещё не знает совершенно, что многоглаголания оскверняют человека, иначе оно не попускало бы тебе услаждаться ими.
(Прп. Варсонофий Великий)"












  
  Понимаем, слово "говорение" звучит не очень благолепно…
  Но в русском языке мы не нашли другого, более точного слова…
  Если кто–нибудь из читателей восполнит наше невежество и напишет нам – будем очень признательны… 
  Празднословие – порок, противостоящий добродетелям правословия и молчания… 
  Причина празднословия - гордость и неотделимые от неё сластолюбие, своеволие и злолюбие (рождающиеся из безрассудства и ненависти)...
  Празднословие чрезвычайно вредно и опасно для неочистившегося от главных пороков человека… 
  Оно является настолько вредным, что Христос даже особо выделял этот порок среди всех остальных… 
  Он говорил, что человек даст ответ перед Богом за каждое свое, напрасно произнесенное (даже и просто лишнее) слово… 
  Иисус говорил, что человек своими словами может как оправдаться, так и осудиться… 
  Но не говорение – зло… 
  Зло – любовь к говорению… 
  Не способность говорить – зло… 
  Способность говорить – один из великих даров Божиих, отличающих человека от неразумных животных… 
  Зло – неблагоразумное использование этого дара слова: стремление к нему как к источнику удовольствия… 
  Существует аскетическая истина, о которой св. ап. Павел писал, что сеющий в дух – и пожинает духовное, а сеющий в телесное – и пожинает тленное… 
  Народ это выражает в поговорке "Что посеешь - то и пожнешь"… 
  Любое человеческое действие (как внутреннее, так и телесное) как раз и есть то самое сеяние… 
  Сеять в духовное – действовать в соответствии с добродетелями (трезвение и доброделие)… 
  Сеять в тленное, телесное – действовать в соответствии с пороками (страсти и грехи)…      
  И как в сельском хозяйстве после посева вырастает многократный, соответствующий посеянным семенам плод, так и в жизни духовной каждое действие человека усиливает его либо в добре, либо во зле… 
  Не является исключением в этом смысле и говорение… 
  Празднословие очень вредно, т. к. человек говорит чаще всего либо из гордости (напр., чтобы показать свою осведомленность в том или ином вопросе), либо просто из–за удовольствия… 
  Каждое слово в этом случае и усиливает человека либо в гордости (напр., в тщеславии), либо в сластолюбии, т. е. "осуждает" его… 
  Празднословие очень опасно и тем, что для говорения ничего не надо, кроме собственного языка… 
  В этом смысле оно сходно с пороком блуда… 
  Там тоже не нужны внешние средства… 
  Не требуются для празднословия и большие затраты энергии и труда… 
  В народе говорят : "Языком болтать – не бревна ворочать"… 
  Опасно празднословие и тем, что во время него человек незаметно и легко от простых слов скатывается к осуждению, клевете, лжи, хвастливости и пр., и пр. ...
  Очень важным условием доброго говорения являются и благоразумие, и смирение, и любовь, и память Божия (молитва) говорящего...
  Если во время говорения отсутствуют эти компоненты, то речь человека (даже произносящего истину) является празднословием...
  И молчание может быть злым (проявлением закрытости неправильной), если человек воздерживается от слов из гордости, ненависти и пр. пороков (или из неблагоразумия)...
  Чтобы талант слова был "пущен в оборот", необходимо посильно воздерживаться как от порочных так и от ненужных, лишних слов (даже если они и простые - о погоде, зарплатах, пенсиях, семейных новостях, политике и пр.)… 
  Слова, произносимые несвоевременно/неумеренно/неуместно исходят из неблагоразумия, его же и развивая в празднослове...
  Слова наполненные ложью (напр., о заповедях Христовых), произносимые хотя бы и из неосознанных/невольных невежества/заблуждения, исходят из неведения/прелести, их же и развивая в празднослове...
  Слова же не только простые/нейтральные, но и прямо порочные (напр., наполненные осуждением, матерщиной, клеветою и пр.) или лицемерные, по определению относятся к злословию: 

  "12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. 
  (Пс. 139)"

  "Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты. (Прп. Иоанн Лествичник)" 
  "Сквернословие, к большому сожалению, не так уж безобидно. Существует прямая связь между состоянием нашей экономики, воровством, всеобщей расхлябанностью, хамством, жутким состоянием мест общего пользования и повсеместной матерщиной, самой что ни на есть тупой, безобразной и совсем не «к месту», когда небезызвестный «артикль» добавляется к каждому слову.
  Слово — это то, что отличает человека от животного. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит. Всё важное зачинается в духовно-словесной сфере — как доброе, так и злое, поэтому матерщина должна считаться тяжким преступлением против Бога и общества. (Игум. Вениамин (Новик))"


  "Вы знаете, что мат (нецензурные выражения) - это язык бесов?
В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной потере речи, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие исключительно из матов. Явление на первый взгляд очень странное, но говорит оно о многом.
  Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, нежели вся остальная нормальная речь. Что же это за цепочки? Что (или кто) за ними стоит? Кто таким путем демонстрирует свою власть над парализованным телом?
  «Так называемый мат, — пишет отец Сергий, — является языком общения с демоническими силами. Не случайно это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной — значит адской, из преисподней». Мат действительно был хорошо знаком славянам. Матерное обозначение женщины легкого поведения встречается уже в берестяных новгородских записках. Только вот имело оно там совершенно другой смысл. Это имя демона, с которым общались древние колдуны. В его «обязанность» входило наказывать провинившихся женщин тем, что в современной медицине называется «бешенство матки». И остальные русские матерные слова имеют такое же демоническое происхождение.
  В последнее время наука доказала, что от употребления мата страдает не только нравственность, но и здоровье человека. В самом что ни на есть физическом значении слова. Одним из первых ученых, обративших внимание на такой аспект, был Иван Белявский. По его мнению, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на человека.
  В том, что мат — это язык сатаны и бесов, легко убедиться во время так называемых отчиток в русских православных храмах. Напомним, что отчиткой называется чин изгнания бесов из человека. Подобных людей так и называют — бесноватые. Во время отчитки со многими из них происходит нечто ужасное.
  Люди начинают лаять, кукарекать, молодые девушки начинают кричать вдруг грубым мужицким басом. При прикосновении креста таких людей начинает всячески корежить. А главное — почти все они страшно ругаются матом. Матерными словами они поносят священника, Церковь. Но проводящие обряд отчитки знают: кричит не сам человек, а бес, вопиющий внутри него. Вопиет он матом. Не благим, а самым что ни на есть бесовским.
  Если вы ругаетесь матом, не удивляйтесь, почему в вашей жизни неприятности. Мат - это проклятья, которые вы посылаете на людей, а в первую очередь на себя... (Автор неизвестен)


  Необходимо говорить только истинно нужные (полезные) слова - т. е. не столько для временной (настоящей), сколько для бесконечной (будущей) пользы ближнего… 
  Такие слова – милость (проявление любви)… 
  Такие слова – и есть то самое "сеяние в дух"…
  Такие слова позволяют пожинать многократный плод – усиливают человека в любви, т. е. "оправдывают" его…
  "Оправдываться" – означает двигаться в сторону добра, усиливаться, увеличиваться в добре… 
  "Осуждение" же – противоположный "оправданию" процесс…
  Очень полезно и принуждение человека к непрестанной памяти Божией во время говорения...
  Приобретение же способности молиться и умно и внутренне, позволяет христианину полностью побороть порок празднословия...
 
  Врачуется же празднословие непрестанным покаянием в нем, посильным благоразумным, смиренным молчанием и жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и уменьшающей его в сластолюбии:

  "3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; 
  (Пс. 140)"

"Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи игум. Нектария (Морозова), протоиер. Андрея Ткачева, Юрия Кищука, Адрианы Михалчи, протоиерея Андрея Ткачева, иеромон. Симеона (Томачинского), протоиер. Андрея Ткачева и Ольги Рожневой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Серафимов, Ни-ка, Азбука веры, Православие и мир, Логослово, Тихая пристань и Мир Вам...
 




                                           
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1494

Поиск