"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Сластолюбие

– огорчение Христа стремлением к удовольствию (к сласти)...




 
 
  "5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
  6 а сластолюбивая заживо умерла.
  (1 Тим. 5)"
  "5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
  (Иак. 5)"
  "12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
  13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
  14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
  15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
  16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
  17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
  18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
  19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
  (2 Петр. 2)"
  "3 вот, вышел сеятель сеять;  
  7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
  18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
  19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.  
  (Мк. 4:3, 7, 18-19)"
  "17 Сладок для человека хлеб (удовольствие - от авт.), приобретенный неправдою (с порочными/злыми целями/намерениями/устремлениями - от авт.); но после рот (естество - от авт.) его наполнится дресвою (скорбью - от авт.). 
  (Прит. 20)"
  "3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, –
  4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища,
  5 поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид,
  6 пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа!
  7 За то ныне пойдут они в плен (порочный - от авт.) во главе пленных (сластолюбие главный порок - от авт.), и кончится ликование (удовольствия земной жизни - от авт.) изнеженных (закономерной вечной скорбью в геенне - от авт.).
  (Ам. 6)" 
  "13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 
  (2 Петр. 2)"





 






  Записки православного монаха
  Одной из сетей и хитростей диавольских является то, что он старается услаждать для нас пороки, как о том учит Авва Моисей Пороки сами по себе мерзки и гнусны и здравый разум и естество не могут и не хотят их принимать. Вот сатана и старается усладить их, чтобы мы могли их вкусить. То разжигая плоть щекотаниями, то обольщая глаза и ум мечтаниями того, чего нет на самом деле, он старается достичь своей цели и пленить нас. Уму необходимо трезвение и непрестанная молитва Иисусова, плоти воздержание и во всем Божия Помощь. Нам нужно правильно видеть похоть, её зловоние, а обольщения и мечты оставлять врагу, не принимая ни того, ни другого.
  Когда мы мечтания демонские налагаем на страсть, получается гремучая смесь, убивающая нас. А когда не даем врагу этого делать и наступаем на похоть, как на скорпию и змия, одной ногою давя саму скверну, а второй мечтание о ней, тогда бываем мирны, чисты и свободны во Иисусе Христе Господе нашем. И выбросьте из души тела всякую вялость и уныние, от которых бывает расслабление, а за ними пленение. Хотите увидеть наглядно как нужно давить и похоть и мечтание о ней? Вспомните как Евгений Моргунов давил два окурка. Вот и вы так с помыслами и мечтаниями бодро и весело поступайте! Вот так понятно? А то у нас без примеров ну никак не доходит. Думаю, что брать примеры и образы из окружающего нас мира не есть неблагочестие или глупость. На самом деле, пользу можно извлекать и из глупостей, как своих, так и чужих, без которых никто из нас не обходится. Видимый пример очень часто очевиднее слов, но важно как мы к этому относимся и с каким устроением.
  Посему Господь повелел пророку Осии взять в жены блудницу, показывая тем народу Израильскому, как Господь воспринимает их Себе. А блаженный Симеон постом Великим возложил на плече себе связку колбасы и ел её на глазах у осуждавших его. Впрочем, особо благочестивые, кому неприлично топтать окурки, могут вытирать ноги об видимый мир как о коврик перед дверями в Царство Небесное. Как говориться милости просим! Как и Господь говорит: отрясите прах с ног ваших. А прах и есть все тленное, преходящее, земное.
  Что есть больные чувства? Это когда чувственные удовольствия нам кажутся лучшими и вожделенными, нежели чистая радость духовная и мир душевный. Исцеляются чувства благодатью Святого Духа, когда мы соединяемся с Ним смирением, трудами и молитвою. А о любви к Богу скажут те, кто достиг её.  
  Некто вопросил меня: «Почему удовольствия запрещены? Что в этом плохого?».
Удовольствия требуют себе любви. Потому и говорят: я люблю удовольствия. Они похищают себе любовь долженствующую принадлежать Богу и сильно привязывают нас к земному и тленному. Поэтому лучше не привязываться ни к чему, кроме Бога. Земное связанно с князем мира сего и, привязываясь к земному, мы, не зная того, привязываемся к диаволу. А отцы наши упразднились от всего, чтобы прилепиться к Богу всей душой своей. К тому же удовольствия греховные и страстные расслабляют и связывают и без того слабую волю нашу. Ум омрачают, чувства делают дебелыми, тело оскверняют. Как точно Никита Стифат обольщающее мирское чувство назвал «узами, связывающими нас» (предисловие к гимнам преп. Симеона Нового Богослова). Напротив, воздержание и трезвение делают разум здравым, мысль светлою, тело чистым, а душу свободною, и бываем мы сродны Христу причастны Святому Духу и усвоены Отцу. Ему же слава во веки.
  Поведал мне о себе один монах. Была у него брань, о которой говорит старец Иосиф Исихаст. Имел дух блуда доступ и явное воздействие на тайные уды, и в течение 20 лет брань непрестанно возрастала. Самое тяжелое было то, что невозможно было понять её сути и найти средство против этого духа. Иногда доходило до полного отчаяния и нежелания больше жить. В один из таких моментов он вопросил Господа: «что я должен сделать, что от меня нужно?». И услышал тихий голос в душе – «чтобы ты изверг из себя сладострастие и сочувствие к блуду». И всё стало ясным как день. В этом и есть смысл всей блудной брани. Только когда чувства сердечные изблюют из себя сочувствие к блудному сладострастию, только тогда на их месте появятся ощущения духовные. Они не могут быть вместе, если есть одни, то нет других.
  Посему не унывай в брани, но пойми её смысл и назначение и помоги Господу преодолеть твою болезнь. Преодолевай терпением, борьбой, восхождением от земного к духовному образу жизни. И мало помалу все перегорит, все обновится и придет мир от Господа и тишина чувств и чистота. Верен Бог - не оставит Своих в беде и погибели. Это горькое лекарство, но без него не достигнешь здравия. Надобно еще уточнить, что старец Иосиф был девственник, и поэтому ему понадобилось гораздо меньше времени – 8 лет, чтобы изжить в себе и малейшие плотские ощущения. Брат же тот впадал в плотскую страсть и самим делом, и пропитался ею насквозь. Поэтому так долго и выжимал из своего естества сочувствие к ней и соуслаждение ею. Очень опасно и тяжко попасть во власть духа блуда. Да поможет и нам Господь избавиться от сего мучителя!"

 
 
 
  
  "Искушение, каким искушает нас диавол, бывает двух родов. Как птица, свободно летающая на крылах своих, чтоб найти себе пищу, бывает обманываема птицеловом, простирающим по земле сети свои для её уловления, тем, что простерши сети свои по земле, он кладёт поверх их приманку, которую видя, птица слетает вниз, чтоб поклевать, и тут запутывается в сети и попадается в плен; тогда приходит и птицелов, берёт её, держит в руках своих и делает с нею, что хочет; так и диавол, зная, что ум человеческий находится в непрестанном движении (парит), подкрадывается к человеку невидимо, кладёт пред помыслом его какую-либо сласть, как приманку, а под сластью простирает, как сеть, грех, который вместе есть и рука диавола невидимая и скрытная; потому что без греха нельзя диаволу схватить душу человека.
  Когда успеет он примануть душу приманкой сласти, тотчас опутывает её сетями и схватывает. Первым делом его тут бывает завязать ей глаза, т. е. омрачить ум, чтоб она не увидела света и пути и не убежала; и это со всем тщанием делает он до тех пор, пока она, привычкой к сласти и долговременным пребыванием во грехе, совсем не предаётся в волю его и не сделается во всём ему подручною и возлюбленною рабою. После сего она и сама не захочет уже бежать от этого господина своего, к которому привыкла и который так утешает её и насыщает всякими сластями, пока совсем не растлит её этими нечистыми и зловонными яствами своими. Когда же увидит он, что она совсем растлилась, тогда направляет её на всякого рода непотребства, грехи и злодеяния.
  Но птицелов не может стянуть птицы с воздуха на свою приманку; а диавол, если найдёт душу, обнажённую благодати Божией, может подвигнуть стремления и пожелания души на сласть и склонить её на свою волю. Почему и сказал я, что искушения диавола бывают двух родов: первое – приманка сластью, какую полагает он пред помыслом; а другое – раздражение похотей, коим понуждает он душу воспохотствовать сластей, и склоняет душу на свою волю.
  Не говорил ли Я: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде? А вы исполняли только свои хотения и похоти, лихоимствуя, похищая, обижая, и вообще угождали только себе самим. Не говорил ли Я: аще тя кто ударит в ланиту, обрати ему и другую? А из вас одни только смеялись, слушая это, а другие даже и слышать этого не хотели, говоря, как нехорошо и несправедливо Я предписал это. Не говорил ли Я: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два? А вы, сами никогда этого не исполняя, заставляли только так делать братий своих. Не говорил ли Я: блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради? А вы не сносили даже слова несколько сурового, не только от равных вам, но и от больших вас.
  Рождённый в мир сей пусть не думает, что он родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, ибо, если бы эта была цель рождения, то он не умирал бы. 

(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 
 

"Сластолюбие порождает чревообъядение и различные блудные дела. 
Блуд порождает гнев, погашающий сердечную теплоту и пагубный для всякой добродетели. Гнев порождает памятозлобие — охлаждение духовной теплоты. Памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата. 
Хула порождает безвременную печаль, как ржавчина съедающая человека. Если хочешь победить страсти, то отсеки сласти.
(Прп. Паисий Величковский)"
 
 
 
"Насладись! - тихо и льстиво шепчет он. - Зачем запрещено тебе наслаждение? Насладись! Какой в том грех?” - и предлагает, злодей, нарушение заповеди всесвятого Господа. Множеству помыслов и мечтаний естественно возникать из падшего естества. Даже свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки падения его и впечатления, произведенные произвольными согрешениями. Также диавол, зная, какое великое благо — молитва, старается во время её возмутить подвижника греховными, суетными помыслами и мечтаниями, чтоб отвратить его от молитвы или молитву сделать бесплодною. 
  Из среды помыслов, мечтаний и ощущений греховных, из среды этого порабощения и плинфоделания нашего тем сильнее возопием и будем вопить молитвою ко Господу, подобно израильтянам, возстенавшим от дел и возопившим. И взыде, говорит Писание, вопль их к Богу от дел. И услыша Бог стенание их. — Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтоб отвергать грех при самом появлении его, убивать таинственных вавилонян, доколе они младенцы. «Разумно борющийся, — сказал преподобный Нил Сорский, — отражает матерь злого мысленного сонмища, то есть первое прикосновение лукавых мыслей к уму его. Отразивший это первое прикосновение разом отразил и все последующее за ним сонмище лукавых мыслей».
  Если же грех, по причине предварившего порабощения ему и навыка к нему, насилует нас, то и тогда не должно унывать и приходить в расслабление и отчаяние; должно врачевать невидимые побеждения покаянием и пребывать в подвиге с твердостию, мужеством, постоянством. Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себя.
  Нам назначен рай, небо, вечное блаженство, если будем жить здесь благочестиво, исполняя обеты, данные нами при крещении... Но мы не обращаем внимания на уготованное блаженство, как спящий бесчувствен к окружающим его и ожидающим его пробуждения приятностям и наслаждениям этой жизни; мы никогда не думаем о неизреченных будущих благах: мысль наша всегда на земле, вся в земных удовольствиях, в земных попечениях. И так не мертвы ли мы душою, хотя и представляемся живыми себе и тем, которые имеют плотское мудрование, смотрят одними плотскими очами.
  Подвижник Христов должен отвлечься не только от совершения греха делом, но и от совершения его в воображении и чувстве. Каждая страсть усиливается от услаждения ею, от исполнения беззаконных требований и представлении ее тайными движениями. Страсть, исполненная на самом деле, или наслажденная в душу долговременным сочувствием ею и питанием ее, получает владычество над человеком. Приготовимся смотреть на наши победы и падения одинаково: мужественно, хладнокровно, беспристрастно.
  Увы, Господь мой! Ты на Кресте - я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте, а я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия.
  Кто же не верует в Сына Божия? Не только тот, кто открыто решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 

 
  "Поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти. Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить,что они разучились жить серьезной жизнью – трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью.
  И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, развлечение – это уже общественный порок, уже общественная страсть! Дружба с плотью нашей и прелесть наслаждений плотских - причина грехов наших, причина холодности к Богу, пристрастия к миру и его мнимым преходящим исчезающим благам, причина нашей душевной лености и нерадения. Воздремашася и спаху! Рабы греха, греховных привычек, страстей, ведайте, что с каждым их удовлетворением вы усиливаете их - подчиняетесь им всё больше и больше. 
  Посмотрите со вниманием на жизнь современнаго человека, как она неестественна, не говорю уже - неблагодатна, как нехристиански провождается. Посмотрите, как он извратил самыя наслаждения чувственныя. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самаго дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым - принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти, - заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечнаго чувства; он сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.
  Чрево - стало идолом; постов многие совсем не держат, считая их тягостными; пирования и пьянство сделались явлениями постоянными; деньги - стали положительно современным кумиром, и для легкаго приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом, - удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах! 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
 
 
  "Любители наслаждений устремляются к пиршествам, к развлечениям, к дурным компаниям, к бесстыдным песням, к комедиям, на праздники и не пропускают ни одного случая к удовольствию; их жизнь полна наслаждениями, блудом, развлечениями и всякого рода грехами. Только одно они считают благом — проводить время в развлечениях: от кровати они переходят к столу, от стола — к развлечениям. И так проходит вся их жизнь — без отдыха бегут они от одного греха к другому, и ад открывает свои уста, чтобы поглотить их всех, самих ввергающих себя в него. 
   Будь непримиримый враг всех земных утех и удовольствий чувственных, порожденных самоугодием и его питающих. Чрез это легче и реже будешь ты подвергаться нападениям не только плотских, но и всех вообще страстей, ибо все они коренятся в самоугодии, с подавлением и отсечением которого они, не имея под собой почвы, теряют свою силу, твердость и устойчивость. Не соблазняйся помыслом: приму участие в одном удовольствии, вкушу одной сласти. Ибо пусть это будет не грешное что-либо, но как оно допустится по одному самоугодию, то во время этого себе послабления подымут голову все страсти и зашевелятся, как придавленные черви, когда полить их водой,- и недивно, что иная между ними возгорится с такою силой, что борьба с ней будет жестока и победа над ней сомнительна. Потому не выпускай никогда из памяти следующих слов Божественного Писания: любяй душу свою (это и есть самоугодливый), погубит её; и ненавидяй души своея в мире сем (не поблажающий самоугодию), в живот вечный сохранит её.  Темже убо, братие, должни есмы не плоти, еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети; аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете.
  Избирай всегда тягостное и прискорбное и не люби утех и удовольствий, от которых не бывает никакой пользы для души; Естество наше так склонно к угождению себе, что во всех делах своих, даже самых добрых и духовных, ищет успокоения и услаждения себя самого и этим незаметно и утаенно, похотливо питается, как пищею.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 

  "Когда люди удалились от любви Божией, единой истинной любви, они начали называть свои похоти и желания любовью. Если бы тебе предложили золотой кубок с лучшим в мире вином, сказав: "Пей, но знай: на дне скорпион", ты бы стал пить? На дне всякого кубка земных наслаждений таится скорпион. Да и кубки эти так неглубоки, что скорпион всегда близ наших губ.
  Как ни странным может показаться, но это истинно, что мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него. Подобно, как люди идут на войну не для того, чтобы наслаждаться войной, а чтобы спастись от войны! Люди идут на войну ради чего-то большего, чем война; мы приходим в эту жизнь ради чего-то большего, чем эта жизнь. Мы приходим в эту жизнь ради жизни вечной.
  Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу. Каждый, кто несет воинскую повинность, должен отслужить свой срок и вернуться домой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно думают о конце этой жизни и о возвращении в свой Дом.
(Свт. Николай Сербский)"

 


  "Душевные силы тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия. Презирай тело (чрезмерные телесные потребности/желания - от авт.) и удовольствия его: они исполнены зла. Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело негож.
  Не будь сластолюбив; ибо сластолюбивых Бог не слушает.
  Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла.
 Умная душа старается избавиться от беспутства, надмения, гордыни, обольщения, зависти, хищения и подобного, каковые дела суть (дела) демонов и злого произволения. Все же то, при заботливом старании и внимательном обдумывании, успевает совершить человек, у которого пожелание не устремляется к низким удовольствиям.
   Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия и с полною благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно. Когда боголюбивый ум и душа войдут в согласие между собою, тогда тело смирно и нехотя, ибо тогда душа действием ума погашает всякое плотское движение.
   Как зрение имеем мы от Бога для того, чтоб распознавать видимое — что бело и что цвета черного, так и разум дарован нам от Бога для того, чтоб различать, что душе полезно, а что вредно. Неведение, отвергаясь от разума, рождает пристрастие к чувственным удовольствиям, а это не дает душе спастись, вступить в общение с Богом.
   Когда воспримешь мечтания о каком–либо чувственном удовольствии, поберегись, чтоб не быть тотчас увлеченным им; но, несколько отстранив его, вспомни о смерти и помысли, сколько лучше будет тогда сознать себя победившим эту прелесть сластолюбия.
  Я хочу, чтобы вы знали и то, что Господь наш Иисус Христос есть истинная Премудрость Отца. Через Него вся полнота всякой разумной природы сотворена по образу Его Образа, и Сам Он — глава всей твари, и тело Его — Церковь. Потому все мы — члены друг другу; и тело Христово, и голова не могут сказать ноге: «Ты мне ненадобна», — но если один член страдает, все тело затронуто и страдает с ним. Но если какой–то член отчуждается от тела и более не сообщается с головой, но предается услаждениям собственной плоти, это значит, что рана его неисцелима, и что забыл он свое начало и свой конец. 
  Душевные силы тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия.
  Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела — пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела. 
   Не подражай тем, которые пристрастились к наслаждениям мира сего, потому что они никогда не преуспеют; но подражай тем, которые скитались в горах и пустынях ради Бога, и осенит тебя сила Свыше.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 
"Порок ласкает и манит душевную волю мирскими пожеланиями и плотскими удовольствиями. Так уготовляется любодеяние, так татьба, так любостяжание, так тщеславие, так и всякое, какое бы то ни было, худое дело. Ненависть зависит от раздражительности, раздражительность - от гордости, гордость - от тщеславия, тщеславие - от неверия, неверие - от жестокосердия, жестокосердие - от нерадения, нерадение - от разленения, 
разленение - от уныния, уныние - от нетерпеливости, нетерпеливость - от сластолюбия.
(Прп. Макарий Великий)"

 

 

"Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или отвлекает ум, чтобы, помня о прекрасном, (человек) не возлюбил горнего, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

"Не должно желать избавиться от страсти для того, чтобы избежать происходящей от неё скорби, но по совершенной ненависти к ней, как сказано: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми.
(Авва Дорофей)"

 

 

  "Необходимо быть бдительным против удовольствия, как против вора, тайком вкрадывающегося в тайники души. Никогда не позволяй ему овладеть мыслью... Вступай в борьбу с желанием удовольствия и встречай, говоря этому рабскому и неразумному способу забытья: «Зачем ты расслабляешь мужество и размягчаешь крепость мысли? Зачем обессиливаешь душу? Зачем вредишь помыслам? Зачем омрачаешь светлую ясность чистых мыслей?» 
  Хотя и кажется трудной борьба против удовольствий, но не нужно никому терять бодрости. Привычка имеет немалую силу доставлять некоторое удовольствие даже в самых трудных делах. К тому же это удовольствие самое прекрасное и чистое, наслаждаться которым разумному существу более прилично, чем малодушно увлекаться низменным и удаляться от того, что поистине велико и превосходит всякий ум.
(Свт. Григорий Нисский)" 

 

 

"И Закхей подобно Аврааму вышел из земли своей и из дома отца своего. Ибо самое лучшее исхождение – это возвышение над всеми плотскими удовольствиями, которые можно назвать «землей», удаление от чувственных наслаждений, изменение жизни развращенной, беззаконной – в жизнь добродетельную, что и есть как бы исхождение из отеческого дома. Душа приходит в кружение: когда приведет себе на мысль вечное - избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее - предпочитает удовольствия. Здесь - прохлада для плоти, а там - её порабощение. Здесь - пьянство, а там – пост, здесь смех, пляска, блуд, а там – слёзы, молитва и девство.
(Свт. Василий Великий)"


 
 
  "Низменные удовольствия этой жизни подобны теням и сновидениям: прежде чем окончится греховное дело, удовольствие исчезает, а наказание за него не имеет конца. Насколько вы предаетесь удовольствиям, настолько отпадаете от благодати: тогда и Христос не принесет вам никакой пользы. Тот, кто покорится удовольствиям, не может жить в истине вследствие возникающих отсюда беспокойств, страхов, опасностей и бесчисленного роя страстей. Придет ли ему мысль о смерти, он уже прежде смерти умер от страха, представится ли ему в уме болезнь, обида, бедность или другая неприятная неожиданность, он уже погиб и уничтожен.
  Какая, в самом деле, польза от наслаждений земных? Сегодня оно есть, а завтра его нет, сегодня оно цвет красивый, а завтра прах рассеянный, сегодня огонь пылающий, а завтра пепел остывший. Постоянное удовольствие и наслаждение сильно вредят привыкшим к ним и быстро приводят в дряхлость, прочих же труд спасает, придавая им силы. Какая, в самом деле, польза от наслаждений земных? Сегодня оно есть, а завтра его нет, сегодня оно цвет красивый, а завтра прах рассеянный, сегодня огонь пылающий, а завтра пепел остывший. 
  Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ.
  Поцелуй блудницы заключает в себе яд, яд тайный и скрытный. Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит ги­бель, наносит неизлечимую рану? Насколько вы предаётесь удовольствиям, настолько отпадаете от благодати. Постоянное удовольствие и наслаждение сильно вредят привыкшим к ним и быстро приводят их в дряхлость.
  Родить детей - есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели - суть дело ума и души. Священный долг родителей, который нельзя преступить - их непрестанное попечение об образовании сердец детей в добродетели и благочестии. Но есть отцы и матери, которые не щадят своих чад, чтобы доставить им удовольствие и потворствовать прихотям их вместо того, чтобы дети были христианами, упражняясь в благочестии - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

"Как боголюбие рождает истинную сердечную и неотъемлемую радость, так самолюбие рождает ложную, прелестную и мнимую утеху, которая подобна сновидению, явившемуся и исчезнувшему, оставившему истинную сердечную печаль, угрызение совести, а в будущем веке – адское мучение, тем более жестокое и страшное, чем более грешник здесь себя любил и угождал себе.
(Свт. Тихон Задонский)"

 

 

"Желание жить радостями и поиски радостей — явление незаконное. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 

 

"Все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества — пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети.
(Иеромон. Серафим (Роуз))"

 

 

"Человек, вступивший на путь к Богу, неизбежно должен пройти через горнило скорбей, потому что крест и страдания - это ключ, открывающий нам двери в потерянный рай. Это трудно понимается обычным земным умом, потому что житейская мудрость ищет удовольствия, славы, покоя, уюта; и все, что мешает этому, - ад. Для настоящего христианина все наоборот. Похвала - это огонь, который сжигает внутренний воск, то есть гибкость и мягкость сердца. Удовольствие для него - яд, который делает душу бесчувственной к чужой беде и боли; а пристрастие к богатству - жернов, который тянет на дно и не дает возможности, чтобы возвести глаза к небу.
(Еп. Василий (Родзянко))"

 

   
  "Человече! Будь свободен от земного пристрастия, чтобы, поработившись бессмысленным сластям, не был ты связан вечными плачевными узами. Не прилагай сердца своего к настоящим вещам — да не прельстишься ими, как бы в сонном мечтании. Не ищи покоя в земных сластях и утешения в плотских похотях, но ищи сего в Господе, все сотворившем. Не очень ищи себе утешения в том, что дано тебе на очень малое время; а истинного утешения в Боге – это утешение навсегда при тебе останется.
  Сладость временная готовит человеку горесть вечную, если кто неразумно к ней пристращается. После нескольких мгновений наслаждения - предстоит вечность мучений. Будь, имея что на земле, как бы не имея, принимая что, как не принимая, едя что, как не едя, пия что, как не пия: будь свободен от всего земного, чтобы прилепиться тебе всем сердцем твоим к Одному Господу. Все земное существует малое время, но благодать Божия вечна. Земная сласть не дает покоя, и похоть плотская не приносит прочного утешения душе, а творит всегдашнее смущение и непрестанное возмущение. Если бы ты и тысячи тысяч лет пожил в плотских сластях, никогда не найдешь в них мира и покоя. 
  Думаю, что не однажды, а много раз испытал ты плотские сласти. Знаешь, какую всякая плотская сласть приносит тяжесть, какую всякое земное утешение приносит грусть, но всегда по забвению прельщаешься и тогда только раскаиваешься, когда ощущаешь тяжесть и горесть, а когда это проходит, тогда опять на то же, яко пес на своя блевотины, бессмысленно обращаешься. Таково действие твоего нечувствия и слепоты! 
  В плотской сласти – объедении и питии – нет душе мира и покоя, но всегдашняя борьба и возмущение – мрак и тьма. И самая та пища и питие всегда бывают сопряжены с большим попечением и молвою, опять и в сонном спании нет покоя и тишины, но мрачные мечтания и прелестные смущения. Божественная же, духовная и бессмертная, пища есть мир души, тишина жизни, свобода духа, пространство совести – сладость и всегдашнее веселие: упиются бо, сказано, от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я.
  Ищи утешения не во временных сластях, но взыскуй вечного и присносущного наслаждения в Господе, все сотворившем. Не подчиняйся гортанному бессловесному сладострастию, но благоразумно принимай только нужное на потребу. Ибо если подчинишься плотскому сладострастию, то оно, связавши тебя узами своими, никогда не даст тебе мира и спокойствия, но жалко ввергнет тебя во все страстные глубины. Помни, к чему обыкновенно приводит сласть и похоть плотская, и больше не желай ими прельщаться. 
  Если не поживешь небесно, не думай даром восхитить (получить) небо. Если не воцаришься над похотями и неразумием, не наследуешь царства небесного. Не льстите себе, сказано - ни блудницы, ни татие, ни пияницы царства Божия не наследят. Ибо, кто что приобретет здесь, то и там будет иметь у себя; какое кто здесь имел намерение и действие, такое начертание и там вообразится в душе его. Итак, отгони от себя сильное желание предаваться бессмысленному сладострастию – да не воспримешь в нем мзду свою и да не услышишь сказанного: восприял еси благая твоя в животе твоём. Не ново для тебя это – не ново: не однажды уже причинил себе этим скорбь и смущение. 
(Свт. Димитрий Ростовский)"




"Наша разумная и мыслящая душа, созданная по образу Божию, забывши Бога, стала скотской, бесчувственной и почти безумной от наслаждения вещественными делами, потому что обычно навык преобразует природу и изменяет её действия сообразно свободному решению воли.
(Прп. Григорий Синаит)"




"Плотские удовольствия вместе с телом делают нечистой и душу.
(Прп. Нил Синайский)"


  

"Как дни сменяются ночами и лета зимами, так тщеславие и сластолюбие – печалями и болезненными страданиями, или в настоящем веке, или в будущем.
(Прп. Максим Исповедник)"



"Кто сверх должного насладился телесными удовольствиями, тот сторично отплатит за этот излишек различными страданиями. Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их, не пресечет страсти. Так устроено, что в скорби для людей добро,а в тщеславии и наслаждении - зло. Так надо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков и как мачех добродетелей. Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие - а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели.
(Прп. Марк Подвижник)"



  
"Когда пчелы будут прогнаны дымом из улья, тогда взимается сладостный труд их: так и плотское наслаждение изгоняет страх Божий из души и губит всё благое дело её.
(Прп. Пимен Великий)"




"Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа; но и удаление от первого, без удаления от второго, не принесет нам никакой пользы. Рыба спешит убежать от удочки: а душа сластолюбивая отвращается безмолвия.  Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное, тот вместо камней бросает хлебом на пса сластолюбия; видимо он отгоняет его, но самым делом он привлекает его к себе.
(Прп. Иоанн Лествичник)"


  

"Похотливому взору, услаждающемуся чужою красотою, Спаситель справедливо угрожал наказанием, избавляя нас от самых дел и от великого затруднения, чтобы красота, вторгшись посредством очей, не поработила ума и, заняв в душе существенные её части, не убедила помыслы уступить место страсти, по возобладании которой зло делается трудно излечимым, чтобы не сказать, неисцельным. Посему берегись, чтобы самоуправная страсть сластолюбия, овладев душою, уврачевания её не сделала, если не вовсе невозможным, то затруднительным. 
(Прп. Исидор Пелусиот)"




"От чего бывает нерадение? Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, предстающие душе в помыслах, расслабляют её силы. Враг наш очень искусен, он не связывает нас теми узами, которые нам не угодны, а, напротив - налагает всегда такие узы и сети, которые мы принимаем с великим удовольствием, ибо знает, что изволение наше сильнее нас.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 



"Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
(Блж. Августин)"





  "Будем внимательно смотреть, куда шествует Господь и, последуя Ему, держаться стези Его. Ибо Иисусу последует тот, кто подражает Ему.
  Не пожелал Он быть счастливым в этом мире, но переносил бесчестия и осмеяния; претерпел терновый венец и крест. Мы лишились радости из-за наслаждений телесных, и Он показывает, с какой горечью она возвращается. Итак, что должен претерпеть за себя человек, если Бог столько претерпел за людей?
  Поэтому, кто уже верует во Христа, но ещё держится корыстолюбия, гордится почестями - тот не стремится следовать Христу, в Которого верует. Ибо если тот, кому Учитель указывает путь скорби, желает радости и мирских наслаждений - тот идёт другим путём.
(Ств. Григорий Двоеслов)"




 








 

  Сластолюбие - один из четырёх нераздельных/неразлучных/неслитных соборных пороков (вкупе с гордостью, злолюбием и своеволием)...    
  Сластолюбие противостоит соборной добродетели мученичества… 
  Сластолюбие вместе с гордостью рождается из системного порока жестокосердия (в свою очередь рождающегося из системообразующего порока ненависти)... 
  Не удовольствие – зло…
  Удовольствие, как и любое творение Божие – великий дар, талант, который необходимо так же как и все другие таланты "пускать в оборот"… 
  Как?... 
  Обращать к Подателю его – Христу чувство благодарности… 
  Всем сердцем… 
  А устремляя к Иисусу внимание с благодарностью - соединяться с Ним (спасаться)...
  Ведь это так легко и просто - благодарить за радость... 
  Зло же – любить удовольствие (устремляться вниманием к нему), соединяться с ним (гибнуть), разъединяясь тем самым с Христом (разлюбляя Его)… 
  Сластолюбие – и причина, и следствие всех пороков без исключения…
  Сластолюбие образует нераздельную, неслитную, прескверную фундаментальную четверицу со своеволием, гордостью, и злолюбием, взаимно усиливающими друг друга...
  Сластолюбие является  мотивом всех внутренних и внешних действий нечестивого человека… 
  Такой человек подобен наркоману – он полностью зависим от удовольствия…  
  Сластолюбие в наши последние времена приобретает все большие и изощренные формы...
  Человечество стремительно изобретает всевозможные (доселе немыслимые) предметы (как материальной, так и духовной природы), доставляющие самые многообразные формы огромных по своей силе удовольствий...
  Научно-технический "прогресс" к сожалению, человечество использует не как средство для своего спасения (как и задумано Господом), пуская его как "талант", в "оборот", но как средство для получения удовольствий (т. е. как средство для своей погибели)...
  В связи с этим, в наше время появилось огромное же количество неслыханных в старину пороков (напр., компьютерная зависимость), объединенных воедино сластолюбием...
  В заключение отметим еще раз, что как является грехом любить творение/создание Божие (любое - напр., чипы, ИННы, штрихкоды и пр.) ради удовольствия, получаемого от него, так и является грехом ненавидеть творение/создание Божие из-за скорби, приносимой им (любое - напр., шестерки, паспорта, прописку и пр.)...
  Любое творение/создание Божие (вне всяких исключений) является "хорошо зело" и его надо просто использовать благоразумно для исполнения заповедей Христовых, если оно полезно в данном месте, в данное время и в данной мере...
  А если же то или иное творение/создание Божие не полезно для исполнения заповедей Иисусовых (для спасения) по тем или иным причинам, то его просто не надо пока (а может быть - и никогда) использовать до поры-до времени, до меры, до места...
  Рассудительность, рассудительность и ещё раз рассудительность, как говаривал незабвенный Антоний Великий...
  Особенно, когда дело касается сластолюбия - спутницы всякого порока...

  Для справки:
  По данным Минздрава РФ сахарный диабет (современный образ сластолюбия вместо Ветхозаветной проказы) в последние десятилетия обрёл статус эпидемии, снизив возраст носителя/обладателя с зрелого, молодого и юного до младенческого и приблизившись к границе пандемии (неконтролируемого массового/всеобщего заболевания) - удваиваясь в количестве заболевших каждые 15 лет (См. в связи с этим вопрос/ответ № 50). 
 
  Врачуется сластолюбие непрестанным покаянием в нем, посильным воздержанием от удовольствия, благоразумными скорбями и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в мученичестве…
  В связи с соборностью сластолюбия, исповедывать его на Исповеди (так же как и др. соборные пороки) неблагоразумно/бесполезно/вредно...
  Исповедывать эффективнее всего только главные монопороки, из которых, собственно и состоят как само сластолюбие, так и гордость, и своеволие, и злолюбие, и их первопричина - ненависть (системообразующий соборный порок) со своими порождениями - жестокосердием и жестокостью (системными соборными же пороками)...


 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, о вреде развлечений прп. Ефрема Сирина с сайта Святоотеческое наследие, статьи митр. Лимассольского Афанасия и Петра Давыдова с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Мир вам...

 


 



 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 2332

Поиск