"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Равнодушие (Безразличие)


  - огорчение Христа стремлением к отсутствию какого-либо личного отношения к добру и злу (к личной оценке добра и зла)...



 

 

  "3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
  4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
  (Мф. 27)"
 "14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
  15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
  16 Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
  17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
  18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
  19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
  20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
  21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
  22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
  (Откр. 3)"
  "19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
  (Мк. 13)"








  "Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора. (Св. Патр. Московский и всея Руси Алексий II)"
  "А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».
  И действительно, равнодушие является признаком духовно мёртвого человека – человека с мёртвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Иисус называл «мертвецами».
  Библия учит нас, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушию черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) – есть признак праведности. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
  Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.   И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
  В данном отрывке «сии» – это равнодушные люди, которых Господь называет проклятыми; их ожидает «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».   «Праведники», согласно этому отрывку, – неравнодушные люди. Им Господь уготовал жизнь вечную." (Автор неизвестен)"
  "Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: “Мышеловка — это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!” Чуть позже в мышеловку попалась змея — и укусила жену фермера. Пытаясь её излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И всё это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют! (Автор притчи неизвестен)"


  "История Алексея Анищенко, рентгенолога из Краснодарского края.
«Это случилось в августе. В тот день мы с сестрой и племянниками пришли на речку купаться. Все было хорошо – жара, солнце, вода. Тут сестра мне говорит: «Леша, смотри человек утонул, вон, проплывает мимо…»
  «Утопленника уносило быстрым течением, и мне пришлось пробежать около 350 метров, пока не догнал. Оказалось, что это ребенок. На лицо все признаки утонувшего – неестественно раздувшийся живот, иссиня-черное тело, вены вздулись. Я даже не понял, мальчик это или девочка. Вытащил ребенка на берег, начал выливать из него воду. Желудок, легкие – все было наполнено водой, язык все время западал. Попросил полотенце у рядом стоящих людей. Никто не подал, побрезговали, испугались вида девочки, пожалели на нее свои красивые полотенца. А на мне ничего кроме плавок. Из-за быстрого бега, да и пока вытаскивал ее из воды, я выдохся, воздуха не хватало на искусственное дыхание.
  Слава богу, мимо проходила моя коллега, медсестра Ольга, но она была на другом берегу. Она начала кричать, чтобы я принес ребенка к ней на берег. Ребенок, наглотавшийся воды, стал невероятно тяжелым. На просьбу отнести на другой берег девочку откликнулись мужики. Там уже с Ольгой мы продолжили все реанимационные действия.
  Как могли сливали воду, делали массаж сердца, искусственное дыхание, на протяжении 15-20 минут не было никакой реакции, ни от девочки, ни от рядом стоящих зевак. Я попросил вызвать скорую, никто не позвонил, а станция скорой помощи находилась рядом в 150 метрах. Мы с Ольгой не могли позволить отвлечься даже на секунду, поэтому даже позвонить не могли.
  Спустя какое-то время нашелся мальчик, и он побежал звать на помощь. А пока мы все пытались оживить маленькую девочку, пяти лет от роду. От отчаяния Ольга даже заплакала, казалось, что надежды уже нет. Кругом все говорили, оставьте эти бесполезные попытки, вы ей все ребра сломаете, зачем издеваетесь над покойником. Но тут девочка вздохнула!
  Прибежавшая медсестра услышала звуки сердцебиения. Девочку срочно увезли, потом вызывали санавиацию. После недели, проведенной в коме, она пришла в себя. Сейчас она вроде чувствует себя хорошо.
  Выяснилось, что девочка сидела на бревне и упала с него в воду. Ударившись головой о камень, она потеряла сознание. А дальше она проплывала многолюдные пляжи, все ее видели, а она плыла себе дальше, и если бы не увидела ее моя сестра, то так, наверное, и уплыла бы.
  Когда я, падая, бежал за ней, на меня смотрели как на дурачка. Я, честно сказать, даже и не знаю, что думать про такое равнодушие. Это страшно, а вдруг ваш ребенок окажется на ее месте? Меня поразило еще и то, что никто не пожелал даже полотенца дать, побрезговали, отвернулись, ушли. А кто-то и вовсе советовал оставить ее. Но она выжила. Как укор всему людскому безразличию. И продолжает жить.
  Сейчас мне многие говорят: «Тебе зачтется на том свете». А я смеюсь, мол, теперь и помирать не страшно. Я как медик знаю, что есть правило – если утопленник, то до приезда квалифицированной помощи прекращать реанимационные действия нельзя. При гипотермии, в данном случае, то есть когда вода холодная, мозг долго может оставаться без воздуха. Вот поэтому мы не сдавались, и наперекор всему нам удалось оживить девочку!» (Источник: http://kleinburd.ru/news/aleksej-anishhenko-eto-sluch..)




 

   Записки православного монаха
   "Всё более наш век охватывает какою-то всеобщею расслабленностью, тоской и апатией. Люди смотрят друг на друга - и вялость, лень, сон охватывают едва ли не физически. И очень трудно не поддаться общему настрою. Чтобы этого с нами не произошло, нужно, видя, не видеть и, слыша, не слышать общего настроя. И реальность для нас должна быть - добродетели Святых Отцов, их жизнь. А остальное - как сор, взметаемый ветром времени. 
  Вот лично для меня реальность - это Прп. Григорий Синаит, Нил Сорский и все Отцы Преподобные. Стараюсь их слушать, видеть и, по силам, за ними идти. Это и есть жизненная реальность. Важно, как мы к этому относимся. Если говорить – «всё плохо», то всё и будет плохим. А если отключится от плохого и начать хорошее, то и начнется хорошее. Когда Лобачевский пришел в математику, он развернул целое направление, противоположное общему. Не нужно жить современными стереотипами, нечаянно можно оказаться на широком пути и даже этого не подозревать. А узкий путь, вводящий в жизнь, - это путь Святых Отцов. Идя за ним, не собьемся и дойдем. А если мы привыкаем к расслаблению, и оно делается для нас обыденностью, то мы становимся невосприимчивы к духовной жизни вообще.
  Многие люди сегодня весьма практичны: прежде, чем веровать как должно, хотят сперва увидеть духовные ценности, пощупать, а потом уже торговаться об их приобретении. Даже Ап. Филипп в новоначалии своем говорил: «Покажи нам Отца». Господь прекрасно знает это свойство людей, потому Его учение – это не философия и громкое многословие, а живая вера, ощутимая, можно сказать, осязаемая. В знак удостоверения реальности Своего Царства и в залог жизни вечной Христос ниспослал Духа Святого. И человек еще здесь на земле видит, ощущает и уразумевает Царство Небесное. Многие скажут: «Не видим, не ощущаем». Таким сказано: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!». Как за нас никто не может съесть пищу материальную, так и в духовной жизни нам самим нужно «вкусить» и все станет ясным. Что же это за вкушение и как его обрести? Лучше всего это изъясняет Прп. Симеон Новый Богослов. 
  Блага Небесные, их начало можно приобрести уже здесь - на земле. Странное дело: на работе нам говорят: «Потрудишься – дадим зарплату», и все понимают, что это справедливо. А в духовном говорим: «Сперва дайте зарплату, а потом, может быть, потрудимся». И это притом, что там речь о деньгах, а тут о спасении нашей собственной души. А мы еще и торгуемся. Холодность наша и нерадение происходят как раз от неимения веры. Многие люди верят на всякий случай, и лишь немногие верят по-настоящему.  
  Когда происходит остановка сердца во время операции, врачи запускают сердце разрядом тока. Когда я чувствую охлаждение сердечное, то обычно читаю прп. Максима Исповедника, и сердце снова запускается от силы, сокрытой в сих великих словах."

«Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими» - поучает нас великий столп Православия святой Иоанн Златоуст. «Не противься злому», - говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те личные скорби, болезни и искушения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию - равнодушию к судьбе Отчизны, терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, и именно это имел в виду Спаситель, говоря: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.» Этот духовный меч, который крепко держала в руках Церковь Русская в течение тысячи лет, и ныне безмерно страшен ее врагам - предтечам и слугам грядущего антихриста. Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни - место брани и подвига.
(Митр. Киевский Владимир)"

 



  "Главнейшая обязанность человека – любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего – своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком?
  Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним. Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва.
  Равнодушные и немилосердные люди, которые заботятся только о себе, бездумно удовлетворяя свои материальные потребности, наполняют свои души тревогой, страдают от угрызений совести и испытывают мучения уже в этой жизни. А человек милосердный, в первую очередь насыщающий своей любовью ближних, сам всегда бывает насыщен Божественной любовью и Его щедрыми благословениями.
(Прп. Паисий Святогорец)"





"Как сеятелям нет никакой пользы, когда они бросают семена при дороге, так и нам нет никакой пользы от того, что именуемся христианами, если не оправдываем наименования соответствующими делами. Если желаете, представлю вам достоверного свидетеля этому, брата Божия, Иакова, который говорит: "вера без дел мертва". Итак, всюду необходимо упражнение в добрых делах, а без него и наименование христианином не может принести нам пользы. Будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня каяться, а завтра забыть об этом; сегодня плакать, а завтра плясать; сегодня поститься, а завтра упиваться вином.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
















 

  Равнодушие/апатия (патия - болезнь/скорбь/страдание - греч., "а" - отрицающая/исключающая/отвергающая частица/приставка) - родная сестра двоедушия/малодушия/нерешительности/неопределённости/разнонаправленности в деятельности человека (как во внешней/телесной, так и  во внутренней - душевно/духовной)...
  Они (апатия и малодушие) немного похожи, но между ними есть разница...
  Равнодушие огорчает Господа Иисуса  
отсутствием устремлённости человека и к добру, и ко злу…
  Точнее даже, наверное, будет сказать (как это ни парадоксально, на первый взгляд, прозвучит), что равнодушие - это огорчение Христа стремлением к отсутствию стремления (т. е. к отсутствию духа), низводящим человека (образ Божий - венец Его творения) к неразумной/бездуховной твари...  
  Малодушие ближе всего относится к немощи, а равнодушие уже прилежит к тяжкому внутреннему греху...
  Малодушие видит что есть добро и что есть зло, но колеблется в своём отношении к ним ( в своём выборе между ними)...
  Малодушие понимает, что зло - это плохо/вредно, а добро - это хорошо/полезно, но оно не отдает им своего отдельного  предпочтения по причине одинакового сочувствия к ним...
  В физике есть понятия положительной плавучести (когда удельный вес тела меньше у/в воды), отрицательной плавучести (когда у/в тела равен у/в воды) и плавучести нейтральной (когда у/в тела равен у/в воды)...
  Тело с нейтральной плавучестью не тонет, не всплывает и не плавает - оно располагается в толще воды на том уровне, где его поместили...
  Апатия подобна нейтральной плавучести - душа равнодушного не движется в земной жизни свободно и осознанно ни к спасающему её Богу (возрастая вверх в добродетелях), ни к губящему её дьяволу (опускаясь вниз в пороках)...
  И Господь также приводит пример как бы из физики, сравнивая малодушного с температурой тела, которая может быть и высокой (горячей на ощупь - аналогичной ревности), и низкой (холодной на ощупь - аналогичной нерадению), и средней (тёплой на ощупь - аналогичной равнодушию)...
  Равнодушие - это бунт (хотя бы даже и неосознанный) против своего Творца/Промыслителя в самой своей основе замысла Божия о человеке (реализации его личной свободы)... 
  Равнодушие никак не относится ни к добру, ни ко злу, почитая их как бы несуществующими, апатично не проводя между ними никакой морально-нравственной границы (не различая их морально-нравственное содержание/суть/значение)...
  Равнодушие - суть морально-нравственная беспринципность (духовные апатия/безразличие/индифферентность/"параллельность"/"фиолетовость" и пр.), резко отличающееся внутренне, напр., от внешне похожих цинизма (демонстративного презрения к морали и нравственности), наглости, хамства и пр. ...
  Равнодушие сугубо/двойственно - оно противостоит злолюбию и ненависти к добру, с одной стороны и добролюбию и ненависти ко злу - с другой стороны...
  Ибо равнодушие не содержит в себе ни любви, ни ненависти - причины морально-нравственных решительности (устремленности или уклонения от того или иного предмета) и постоянства (мужества или упрямства/упорства)... 
  
  О равнодушии Господь произнес страшнейшие по своей значимости (оценке) слова в Апокалипсисе св. ап. Иоанна – любимого своего ученика…
  Христос сказал, что "изблюет (извергнет)" из Своих уст всякого равнодушного (теплохладного)…
  Одна из базовых (фундаментальных) заповедей Божиих повелевает человеку реализовать свою свободу в выборе между добром и злом – уклоняться (отвращаться) от зла (отвергать его) и делать добро (стремиться к нему)…
  А уклоняясь от зла и стремясь к добру, человек (как образ Божий) должен устремляться к своему Первообразу – Богу…
  Свобода человека – его базовый талант…
  Неиспользование своего выбора между добром и злом, между тварью и Творцом идентично отсутствию выбора между смертью и жизнью, между геенной и Царством Небесным – между вечными мучениями в аду и и бесконечным блаженством во Христе (в Церкви)…
  В Своей притче о талантах Господь однозначно дал понять, что неиспользование Его даров вообще (и свободы выбора между добром и злом, в частности) приводит равнодушного человека в геенну…
  И это логично…
  Отсутствие устремленности в человеке свидетельствует тем самым о наличии его устремленности к этому самому отсутствию…
  А человек должен быть устремлен к добру и его Источнику – Христу…
  В противном случае человек устремляется к чему угодно другому, но не к Богу (хотя бы и к отсутствию того или иного предмета)…
  Чтобы спастись, человек должен стремиться к отсутствию зла в себе и к наличию в себе добра, чтобы иметь способность и возможность соединяться с Самим Господом Иисусом Христом (спасаться)…
  Равнодушие (отсутствие устремленности) не позволяет человеку уклоняться от зла и устремляться к добру и его Источнику - Христу по определению…
  Равнодушие вреднее и опаснее злолюбия (холодности), т. к. не позволяет человеку исполнить ни одну из заповедей Божиих (напр., покаяться в начале) по определению, а, значит – и спастись (по окончании)…
  Злолюбивый (имеющий злую устремленность – духовность) всегда может изменить свое мировоззрение (за исключением лицемерного), покаяться и спастись…
  Тёплый же, по определению не может совершить ни одного духовного поступка (ни злого, ни доброго) из-за отсутствия в нем какой-либо мотивации (соответствующей той или иной духовной потребности)…
  Одно из основных предназначений любого человека, рождающегося в этот мир, является приобретение им того или иного жизненного опыта – доброго или злого, с Богом или без Него, опыта, связанного прежде всего с реализацией его практического выбора между злом и добром (с его отношением к добру и злу – к Богу прежде всего)…
  Даже если человек всю свою жизнь стремился ко злу, то после смерти тела у него всегда есть возможность сравнить свой земной (Безбожный) опыт с опытом бытия во Христе на Небесах…
  При помощи Церкви такому человеку предоставляется посмертная возможность покаяться и выбрать Бога…
  Потому что у него есть опыт выбирать…
  У равнодушного же отсутствует сам  по себе опыт выбора…
  Его посмертная судьба поистине страшна…
  Недаром Христос именно так высказал Своё отношение к "ни теплым, ни горячим"…
  Эти страшные слова Господни призваны склонить свободно и осознано равнодушных людей к деятельному использованию своего таланта выбора (внутренней, прежде всего, свободы)…
  Из всего вышенаписанного становятся понятными и слова Господа о том, что лучше бы человек был хладен (злолюбив), чем равнодушен…

"Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти — во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений — найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, — пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба.
(Игум. Никон (Воробьёв))"






  Равнодушие, как и любой порок, в той или иной степени, присущ как любому человеку вообще, так и любому же христианину, в частности…
  Оно может иметь в человеке (как и любой др. порок) разные свои степени (величины)…
  Равнодушие так же может быть как невольным и свободным, так сознательным и неосознанным, как врожденным, так и приобретённым…
  Понятно, что свободная и осознанная теплотность сродни лицемерию и практически неисцельна…
  Метафора Господня о Его извержении равнодушных (тёплых) - есть не свидетельство ненависти Божией к Своему творению, а образный (икономически яркий и поэтому - эффективный по своему воздействию) способ передачи тяжести и опасности порока равнодушия для человека как его носителя (предупреждающий о великой трудности спасения для равнодушного)...
  Св. Писание называет такие меры воздействия на упрямых (жестоковыйных) грешников прещением Божиим (Его угрозой) ради же спасения всего падшего во грех и немощь человечества... 
  В заключение отметим, что как любой порок вообще, так и равнодушие в частности, имеет свой изначальный прототип добродетели, который имели наши прародители до своего грехопадения - это беспристрастность, или ровное/нейтральное эмоционально/чувственно/вожделевательное отношение к любому предмету как к таланту Божию, рассудительно используемому для исполнения заповедей Божиих (напр., для благодарности, славословия, покаяния и пр.)...
  Правильное равнодушие ко злу (или и к добру - когда, напр., кто-то искренне по-доброму хвалит тебя) также полезно (и естественно/логично) на начальной стадии воцерковления христианина - когда он ещё не достиг укоренившейся до навыка, всепоглощающей/сердечной ненависти ко злу (напр., полного/аллергического отвращения/презрения к любому пороку/страсти/греху)...
  О добром равнодушии замечательно написал прп. Никодим Святогорец
:

  "Но наилучшее и наидейственнейшее ограждение от внезапного возбуждения страстей есть устранение причин, от которых происходят всегда такие движения. Таковых причин на все две: любовь и ненависть. Если ты, возлюбленный мой, попался в плен любви к какому-либо лицу или пристрастен к какой-либо вещи, большой или малой, то естественно, что когда встречаешь их или когда видишь, что их оскорбляют и им вредят, или отвлечь и похитить у тебя хотят, ты тотчас возмущаешься тем, скорбишь, мятешься и восстаешь против тех, которые это делают.
  Посему, если желаешь, чтобы не случались с тобой такого рода внезапные тревоги, попекись побороть и исторгнуть из сердца такую недобрую любовь и такое недоброе пристрастие, и чем дальше зашел ты в той и в другом, тем большее приложи попечение о том, чтоб оравнодушить себя и разумно относиться к вещам и лицам, ибо чем сильнее у тебя любовь и пристрастие, тем бурнее и внезапнее возбуждение страсти во всех указанных случаях.
  
Равно, если имеешь неприязнь к какому-либо лицу или отвращение к какой-либо вещи, то так же естественно приходишь внезапно в негодование или омерзение, когда встречаешь их, особенно когда расхваливает кто их. Посему, если хочешь соблюсти покой сердца в таких случаях, понуди себя на сей раз подавить восставшие недобрые чувства, а после истребить их и совсем.
  В сем поможет тебе такое рассуждение (относительно лиц) - что и они суть творения Божии, созданные, как и ты, по образу и подобию Божию, всесильною десницей Бога живого, что и они искуплены и воссозданы бесценною Кровью Христа Господа, что и они - собраты твои и сочлены, которых не следует тебе ненавидеть даже мыслью своею, как написано: да не возненавидиши брата твоего во уме твоем; особенно же, когда ты - предположим, что они достойны нерасположения и неприязни,- восприимешь их в доброе расположение и любовь, то тем уподобишься Богу, Который любит все создания Свои и никаким не гнушается, как восхваляет Его премудрый Соломон: любиши сущая вся, и ничесогоже гнушаешися, яже сотворил еси: ниже бо ненавидя что устроил еси, и Который, презирая грехи человеческие, солнце Своё сияет на злые и благие и дождит на праведные и на неправедные.

 




  В заключение отметим, что равнодушный отвергает замысел Божий о человеке, являющемся из небытия в эту жизнь...
  Основная задача/цель человека состоит в его личном определении/отношении к добру и злу - в преодолении искушения, предлагающего предпочесть зло добру (т. е. в правильной реализации своей свободы)...
  В этом смысле равнодушие является особой формой изощрённого своеволия человека, не желающего искушаться добром и злом - определять к ним своё отношение...
  Равнодушный может питать иллюзию относительно того, что поскольку он не одобрял зло (сплошь и рядом внешние/формальные христиане трубят на каждом углу, что они не грабят, не убивают и пр.), то он и не попадёт в геенну по исходу своей души из тела...
  Он не  понимает или, скорее, не хочет понимать, что без любви ко Христу ему невозможно спастись - соединиться с Иисусом во Царствии Небесном...
  Для спасения совершенно необходимо полюбить (а не быть равнодушным) добро и его Источник - Святую Троицу во Христе, а для этого совершенно  же необходимо возненавидеть зло, а не быть к нему равнодушным...
  Упавший же на дно геенны под тяжестью пороков/грехов или замороженный земным нерадением (вполне познавший собственное зло/нерадение) имеет намного больше стимула к покаянию (к желанию покинуть её) на Страшном Суде или по молитвам Церкви до Него, чем пребывающий на её верхних уровнях (по мнению прп. Ефрема Сирина, ад имеет 12 степеней)...

  Врачуется равнодушие непрестанным покаянием в нем, посильным упражнением в решительности вообще и в мужестве, в частности, а также усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в добролюбии/любви и уменьшающей в злолюбии/ненависти…

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта…
  Ссылка прилагается:
  http://www.alexey-osipov.ru/
 

 





 

                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

 

  

Категория: Пороки | Добавил: samcfv (09 Апр 14)
Просмотров: 1569

Поиск