"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Безрассудство (Невежество, глупость)
 
  - огорчение Христа стремлением к: неведению и неблагоразумию... 

 


 
 
  "5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему.
  (Иак. 5)"
  "1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
  2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
  3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
  4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
  5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
  6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
  7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
  8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
  9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
  10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
  11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
  12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
  13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
  (Мф. 25)"
  "1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
  2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
  3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
  4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
  5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
  6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
  7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
  8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
  9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
  (1 Кор. 3)"
  "5 Колесо в колеснице - сердце глупого, и как вертящаяся ось - мысль его.
  7 Поучающий глупого - то же, что склеивающий черепки или пробуждающий спящего от глубокого сна.
  8 Рассказывающий что-либо глупому - то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: "что?"
  9 Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него.
  10 Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого - хуже смерти.
  11 Плачь об умершем - семь дней, а о глупом и нечестивом - все дни жизни его.
  12 С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи;
  13 берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним;
  14 уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его.
  15 Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый?
  16 Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного.
  (Сир. 33:5; 22:7-16)"
  "41 И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, [Богом нашим,] пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и
безрассудно решились взойти на гору.
  42 Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши.
  43 И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору.
  44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы.
  45 И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам.
  (Втор. 1)"
  "17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
  18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
  (Пс. 106)"
  "22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? 
  (Прит. 1)"
  "35 Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие. 
  (Прит. 3)"
  "1 Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери. 
  (Прит. 10)"
  "5 Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
  (Прит. 10)"
  "8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнётся.
  13
 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
  14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.
  18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.  

  (Прит. 10)"
  "21
 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
  23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
  (Прит. 10)"
  
"12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; ...
 
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.
  29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. 
  (Прит. 11)"
  "11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
  15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
  16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
  (Прит. 12)"
  "23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
  (Прит. 12)" 
  "7 
глупцы только презирают мудрость и наставление. 
  (Прит. 1)"
  "17 Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
  19 Нищета и посрамление отвергающему учение; 
  20 ... несносно для глупых уклоняться от зла.

  (Прит. 13)"
  "11 Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его. 
  (Ис. 27)"


 
 



  "Вы говорите: «Мне некогда молиться, у меня много дел». Но именно потому, что у тебя много дел, ты и должен молиться, чтобы хорошо исполнить все эти дела (пример глупости - от авт.). (Свящ. Николай Голубцов)"
 
   Записки православного монаха
  «Возлюбленный, следует тебе поберечь здоровье свое, чтобы изнуривая плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного». Кто попробует угадать, кому принадлежит это прекрасное наставление?
  Эти слова сказал сатана, явившись в образе известного врача прп. Иову Соловецкому! 
  Это говорит о том, что великая у нас нужда есть в рассуждении, чтобы понимать, что нам полезно, что нашей меры, от чего будет вред, что вообще лично нам не свойственно. Прп. Иов этим рассуждением обладал, он нетрудно понял, кто с ним говорит и сказал ему: «Ты внимай себе подобным». Стоит потрудиться и нам, чтобы понять, как сей дар стяжается, а то многие, слыша «красивые» слова, последовали за людьми сомнительными и учениями обольстительными. Рассуждение же есть Божие дарование, но обретается оно на пути духовном, в труде молитвы непрестанной и отсечении своих греховных пожеланий. Быстрее навык сей приобретается тщательными, кто хранит язык свой от празднословия, чрево от сластолюбия, со смирением себя самого. Через это привлекается Святой Дух. Так о даре рассуждения научает, например, Варсонофий Великий.
  С самого моего новоначалия меня мучили духовные вопросы, именно мучили, и я искал на них ответы, а искать иногда приходилось годами. Конечно, есть вопросы праздные, не относящиеся ко спасению, и их нужно отличать от жизненно важных. Часто было, что люди, к которым я обращался, называли меня пытливым, гордым и т.п. . Но плоха ли такая пытливость? Если и Сам Господь наш Иисус Христос заповедал не просто читать Святое Писание, но сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». Вот эти-то ответы, которые нахожу для себя, я и записываю, чтобы поделиться с теми братьями, кто также ищет ответы на духовные вопросы. Ведь находя ответ, мы начинаем действовать согласно понятому. А то, что мы не понимаем, мы или не делаем совсем или делаем неправильно и без пользы. Потому и ищем ответы, чтобы жить по ним и идти правильно и незаблудно.
  Один пустынник, жалуясь мне на свои скорби и сильные «паче меры брани» по простоте уверял меня, что враг постоянно его с каким-то подвижником путает и вместо того подвижника на него нападает.
  «Я, - говорит он, - уже врагу говорю: это же я, блудный, грешный, ленивый. А он только усиливает нападки. Что такое – не пойму!»
  Вот и думай после этого: то ли он пришел в незлобие и простоту, то ли бес и правда попутал с кем-то. Хотя я все-таки думаю, что враг сильнее нападает на того, кого видит подвизающимся правильно и равномерно. Как ни странно, а в этом они (враги) хорошо разбираются, и видят, и понимают последствия наших трудов. Просто подвизающиеся им не опасны и неинтересны: да сколько хочешь! А вот подвизающихся с рассуждением весьма не любят и воюют с ними. Но не нужно бояться брани. Сама эта брань и научает опыту и открывает козни их.
  И еще: подвиг без рассуждения - не только пустая трата времени, но может иметь и вредные последствия: самомнение, гордость, исступление ума, усиление страстей телесных.
Вопрос: как же учиться правильному подвизанию? Известно как! В учении и изучении святых отцов. Хотя и с советом и вопрошением знающих путь.
  Вот я до сих пор надеюсь и желаю найти не чудотворца, не прозорливого отца, ни еще какого-то, а именно знающего опытом путь отцов и могущего меня научить.
  Часто мне приходится описывать и вспоминать разных «чудотворцев». Может возникнуть недоуменный вопрос: откуда ты их берешь? Как говорится в одном стихотворении: «Из лесу, вестимо» (кажется, Некрасов). На самом деле в пустыне, да и вообще в монастыре самые чудаки и обретаются. В миру как-то люди хорохорятся друг перед другом, боятся выглядеть не как все. А мы люди открытые и простые, и друг перед другом и перед Богом. Отсюда и такая непосредственность и простота. Вы не поверите, но мне приходилось видеть пустынника, который хотел приучить диких коз хлебом, чтобы они приходили к нему доиться молоком. И это не глупость: он просто младенец душой.
  Знал и другого, который к буку прививал веточку яблони. И он тоже не дурак: он просто верил, что Богу все возможно. И то, что она не привилась, приписывал своей греховности, а не свойствам дерева. Нам смешно, а может быть их простыми молитвами и мир до сих пор держится.
  Некоторые, жалея себя и свою плоть, проводят жизнь серую, рассчитывая спастись как "премудрый пескарь" Салтыкова-Щедрина. Но не ведают таковые, что у нас есть хищники невидимые, которые зорко следят за нами, ища удобный случай поглотить нас. Иуда ходил за Самим Спасителем, но не трудился над собою, чтобы очиститься от сребролюбия и прочих страстей. Потому и был -"малодушен и не искусен в брани", - как сказал Авва Иоанн, конец его известен. Посему-то Господь, научая Гедеона брани, сперва повелевает отправить назад из войска боязливых и ужасающихся (брани духовной), после повелевает не брать в сражение и падших на колени видящих пред собою только воду, которую пьют (услаждение земными благами). И только те, кто лакают воду, как пёс с ладони, смотрят по сторонам, ожидая врага к брани (духовной), те и призваны к победе над врагом и указуют собой на искусных и стяжевающих опыт в войне духовной Им и говорит Господь: "побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия."
  "Ты получил уже доброе твое в жизни твоей". Есть добро истинное от Бога, которое стяжал Лазарь и в земной жизни, и в будущей. А есть добро не истинное, но которое мы сами почитаем для себя добром. Потому и сказал Авраам: "Добро твое", т. е. то, что ты почитал добром: пиры, богатства, мягкие одежды. Часто и мы добром для себя почитаем покой телесный, сладкие снеди, почести. Состояние это опасно, ибо тоже можем услышать: "ты получил уже добро твое". Лучше взыскивать добро Божие: правду, воздержание, чистоту, целомудрие и прочее, "что ни моль не поедает, ни ржа не истребляет".  
  Часто новоначальные слышат от своих духовников: "постись", "молись", "послушайся". Но не объясняются ни цели, к которой они должны прийти, ни путь по которому должны идти, и они думают, что поклоны и правило и есть цель и суть монашеской жизни, и не стремятся никуда конкретно. Но не так должно быть по сути. Апостол Павел учит: "Воля Божия есть освящение ваше".
  Новоначальному нужно показывать цель: очищение естества от страстей, чистота ума и сердца, стяжание благодати Святого Духа. А все делания монастырские суть средства к их достижению. Тогда подвизающиеся будут идти вперед, а не бродить из угла в угол, не зная, чем заняться. Они не понимают смысла и задачи, и ее важности для себя. А некоторые думают, что у них и так все нормально, в то время когда никак не нормально.
  Смысл монастырской жизни - не в самой жизни в монастыре. А в жизни осмысленной, приводящей к освящению. А через то - ко спасению и жизни в Боге.




 

 
"Если человек чего-то очень настойчиво хочет, причем во вред себе, Господь долго и терпеливо, через людей и новые обстоятельства жизни, отводит его от ненужной, пагубной цели. Но, когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода.
(Еп. Тихон (Шевкунов))"

 
 
 

 


 
"Эгоизм сейчас живет и царствует. Я бы сказал, что в наше время коммерции и рекламы умение обмануть считается каким-то даром - как когда-то даром считалась кристальная честность. Выросли поколения, которые научены тому, как грабить. И это во всех отношениях безрассудно. 
(Архим. Ефрем, Филофейский)"


 
 

 
"Мы не осознали того, насколько силен и добр Бог. Мы не даем Ему быть хозяином, не даем Ему управлять нами и поэтому страдаем и здесь, и в вечности.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 
 

 
"Многие по своим ошибочным мнениям, считают вредом ( и злом ) для нашего достоинства разное: одни - бедность, другие- болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 

 
  "Не должно каждому допытываться: нашел ли он сокровище в скудельном сосуде, облекся ли в порфиру Духа, обрел ли Царя и упокоился ли? Потому что душа такова: в ней есть какая-то глубина и составов у ней много. Вошедший в нее грех обладает уже всеми ее составами и сердечными помышлениями. Потом, когда взыщет человек, приходит к нему благодать и овладевает двумя составами души. Почему, неопытный, возбуждаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда как большая часть души обладается грехом, и только одна часть обладается благодатью; и человек обманывается, и пребывает в неведении.
  Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум. И нерассудительный, как уже достигший цели, много мечтает о себе и надмевается, как соделавшийся свободным. А на деле бывает не то; потому что, как сказал я, сатана скрывается в тайне, не действуя до времени, чтобы заставить человека подумать о себе: "я чист и совершен". Кто насаждает виноградник, тот не вдруг собирает с него грозди, и выделывает вино. Кто сеет семя в землю, не тотчас уже и жнет, и получает плоды. И новорожденное дитя не вдруг может прийти в совершенного мужа. Или, новобранец в войске не тотчас уже делается начальником; ему надобно прежде потрудиться и, вступив в битву, одержать победу и быть увенчанным.
  Так представляй себе духовное состояние. Предположи, что есть какой-нибудь царский дом, и при нем находятся различные дворы, и несколько преддверий, и иных внешних помещений, а потом опять по порядку следуют внутренние храмины, в которых обыкновенно хранятся порфира и сокровища, и за ними есть еще внутреннейшая храмина со всеми удобствами для царского пребывания; и как ошибается тот, кто, вошедши во внешние дворы и жилья, думает, что достиг внутренних храмин: так соответственно сему бывает и в духовном. Если которые борются с чревом своим и со сном, постоянно пребывают в псалмопениях и молитвах; то да не думают они, что достигли уже конца и упокоения. Почему же? - Потому что находятся еще у преддверий и на дворах, а не там, где хранятся порфира и сокровища царские. Если сподобились они некоторой духовной благодати; то и сие также да не обольщает их мыслию, что достигли конца.
  Посему, должно испытывать: Обрел ли ты сокровище в скудельном этом сосуде? Облекся ли в порфиру Духа? Видел ли Царя и успокоился ли? Ибо представь еще, что душа имеет какую-то глубину и множество членов, что вошедший грех занимает все составы и сердечные помышления, а потом, когда человек взыскал благодати Духа, приходит она, и занимает, может быть, два члена души. Поэтому, неопытный, утешаясь сею благодатью, впадает в такую мысль, что все члены души заняты благодатью, и грех совершенно искоренен; а между тем не знает он, что большая часть души обладается еще грехом. Ибо, как многократно было объясняемо, можно и благодати непрестанно действовать, как глаз действует в теле, и тут же быть пороку, скрадывающему ум.
  Посему, кто не умеет рассудить, тот, как бы получив уже нечто великое, высоко о себе думает, и надмевается, как достигший крайней степени очищения. Но многое еще потребно, чтобы оправдала его в этом истина. Ибо, как показало предшествовавшее слово, и это есть одна из козней сатаны - в иные времена добровольно уступать место и прекращать обычные свои действия, с тою целию, чтобы в подвижниках возбудить самомнение об их совершенстве. Но кто насаждает виноградник, тот не в тоже время собирает и плод; и кто сеет семена в землю, тот не тотчас производит жатву.
  Что же? ужели новорожденный младенец немедленно достигает совершенства? Воззри на Иисуса. Христос, Сын Божий и Бог от какой славы и на какие снисшел страдания, на какое поругание и крест! И за сие смирение Свое превознесен опять и воссел одесную Отца! Лукавый же змий от первого посеянного в Адаме желания стать Богом до какого низвел его бесчестия сим самомнением! Посему, представляя сие в уме, огради сам себя, сколько тебе возможно, и старайся всегда смирять себя и иметь сокрушенное сердце.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 

 

  "Но кто будет жить по своей собственной воле, почитая ее волею Господа, тому Бог ни в чём не будет оказывать помощи, того Он отдаст во власть демонов, и они будут жить в сердце его день и ночь, не давая ему никакого спокойствия. Сердце его помрачится, он не будет видеть духовного света и сделается слабым и бессильным во всех внешних делах своих и внутренних действиях души своей, потому что не будет иметь благодати. Злые духи подвергнут его многим и другим искушениям, которые я не буду теперь исчислять. 
  Многие люди по своей глупости и неразумию были обмануты злыми духами и смеялись над благочестием людей, живущих по заповедям Божиим.
  Так обманут был диаволом отец наш Адам, когда он последовал совету жены своей Евы. Ева, по неразумию своему прельстившись надеждою получить бессмертие и Божественность, была обманута диаволом. Он скрывался тогда под образом змия и как друг говорил ей: «Ежели вы вкусите от плода сего древа, то сделаетесь богами и никогда не умрете». Поскольку Ева была неразумна и не умела различать истину от лжи, то, услышав о Божественности и бессмертии, не размыслила о том, чтó сказано было ей, но, уклонившись от воли Божией, преступила заповедь Божию и, будучи сама увлечена в заблуждение, увлекла за собою и Адама. Таким образом с высоты славы и блаженства оба ниспали в бесславие и бедственное состояние, потому что не хотели исполнить воли Божией.
  Так случается и со всяким человеком, возлюбленные мои, который уклоняется от воли Господа и последует воле сéрдца своего. Тогда к сему человеку дóлжно отнести словá Соломона, сказанные в Притчах: есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада.
 Общий (обыкновенный) ум есть ум мирской и превратный; он дает помышления добрые и худые, изменчив и склонен к вещественному...
  Тому, кто не умеет различить, что добро и что зло, не пристало судить, кто добр и кто зол из людей. Человек ищущий Бога — добр; а когда он не добр, то значит не знает (Бога) и никогда не будет познан (от Него); ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта.
  Человек по уму соприкасается с неизреченною Божественною силою, а по телу имеет сродство с животными. Но немного таких, которые, как настоящие люди (умные) стараются обращать мысль к Богу и Спасителю и иметь с Ним сродство, и это показывают делами и добродетельною жизнью.
  Большая же часть людей, неосмысленные душею, оставив то Божественное и бессмертное всыновление, склоняются к мертвому, бедному и маловременному сродству с телами, и (как бессловесные), мудрствуя только о плотском и похотью разжигаясь, отлучают сами себя от Бога и душу с неба низводят в пропасть плотских мучений.
(Прп. Антоний Великий)"

 



  "Когда лукавый диавол увидит, что мы право, с живым усердием и в добром порядке, шествуем путем добродетелей, от которых не успевает отвлечь нас на свою сторону явными на зло прельщениями, тогда преобразуется в ангела светла, и то мнимо благими помыслами, то изречениями Божественного Писания, то примерами святых возбуждает неблаговременно и не по силам принимать непомерные подвиги к духовному совершенству, чтоб, когда мечтаем стоять на верху его, низринуть нас в бездну падения.
  Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела или заболел от крайнего изнурения и сделался неспособным и малые исполнять дела благочестия, или, утомившись под тяжестью подвигов, стал равнодушен ко всем духовным деланиям и даже к самому спасению, и, таким образом, мало-помалу охладевши к добру, с сильнейшим прежнего вожделением набросился на плотские сласти и мирские утехи.
  И сколько уже от этой козни вражеской погибло душ, которые, поддавшись рвению неразумной ревности и в своих самоумерщвлениях преступая за меру собственных своих сил, пропали в своих измышлениях подвижнических и сделались посмешищем злых демонов! Чего, конечно, не случилось бы с ними, если б они держались доброго рассуждения и совета и не забывали, что эти самоумертвительные подвиги, хотя похвальны и плодотворны там, где имеется для них достаточная сила телесная и смирение душевное, всегда, однако ж, должны быть управляемы благоразумием и употребляемы лишь как средство к духовному преуспеянию, а не возводимы в достоинство целей, и то умаляемы, то увеличиваемы, то изменяемы, то совсем прекращаемы на время.
  Те, которые не могут так строго к себе жить и такие поднимать труды, как святые, могут иным образом подражать жизни их, именно: возбуждением и водружением в сердце добрых расположений, навыкновением теплым молитвам, неуступчивым препобеждением страстных помыслов и пожеланий и хранением чистоты сердечной, любовью к молчанию и уединению, смирением и кротостью пред всеми, деланием добра тем, от коих пришлось потерпеть что-нибудь, блюдением себя от всего недоброго, хотя оно было незначительно. Такие добротности сердечные более благоугодны Богу, чем непомерные подвиги умерщвления плоти, когда они не требуются нравственным нашим состоянием.
  Потом советую тебе в подъятии таких телесных подвигов, когда в них належит нужда, действовать рассудительно. Не берись за высокие меры, а начинай с низких; ибо лучше понемногу восходить вверх, нежели, взявшись вдруг за высокое, быть потом в необходимости спускаться вниз, к стыду своему. Но советую тебе также избегать и другой крайности, в которую впадают иной раз и такие мужи, которые почитаются духовными.
  Они, будучи управляемы самоугодием и саможалением, слишком большую обнаруживают заботу о сохранении телесного здоровья и такими усердными о нем бывают попечителями, что при встрече самого малого труда и лишения дрожат, боясь потерять здоровье; и ни о чем они столько не думают, ни о чем с таким удовольствием не говорят, как о сохранении своей жизни. Между тем, однако ж, изобретая себе деликатные яства, более удовлетворяющие сластолюбивый вкус их, чем здоровые, они расслабляют и нередко расстраивают свое здоровье, лишая себя того, что считают для себя великим благом, неумением принять к достижению его должных средств.
  Хотя они к такому образу действования выставляют побуждением желание наилучше работать Господу, в самом же деле это есть не что иное, как покушение согласить двух непримиримых врагов - дух и плоть, не только без всякой пользы для них обоих, но, напротив, с явным вредом как для того, так и для другой, ибо этим у тела отнимается здоровье, а у духа спасительное настроение.
  Посему безопаснее и полезнее для тела и для души мерный образ жизни, управляемый благоразумием, при котором берутся во внимание и потребности душевные и особое сложение телесное с состоянием здоровья, ибо не для всех одна мера в сем отношении, хотя для всех один закон - тело держать в услужении духу. Припомни при этом и сказанное уже прежде, что в стяжании не только добродетелей телесных, но и душевных надлежит соблюдать постепенность, восходя в них мало-помалу.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 

"Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь - смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 



"Если днём ткать, а ночью распускать, то никогда не соткать. Если днём строить, а ночью разрушать, то никогда не построить. Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, то никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
(Свт. Николай Сербский)"

 
 

 
  "Очевидно, что, не имея правильного образа мыслей о спасении, невозможно иметь и самого спасения. Начало спасения — истина! начало спасения — правильная мысль! Залог погибели — отступление от истины мыслию ложною. Всякое уклонение от учения святой истины и принятие мысли ложной, противной этому учению, сопряжено со страшным грехом богохульства и отречения от Бога. Опытное доказательство этого видим в падении праотцов, начавшемся с принятия мысли ложной; опытное доказательство видим во всех ересях.
  Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен; он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения. "Если внутреннее делание по Богу, — сказал великий Варсонофий, — не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем".
  Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение — наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси; не поняв, что, при изучении науки из наук — молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность. Увы! Скрываются от нас пути Божии, правые; скрываются они от нас по причине слепоты, произведенной и поддерживаемой в нас падением.
  Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения. Избираются в руководители книги, написанные инославными подвижниками, находившимися в ужаснейшей бесовской прелести, в общении с бесами. Избираются в руководители писания святых Отцов православной Церкви, изложивших возвышенный молитвенный подвиг преуспевших иноков, подвиг, недоступный для понимания новоначальных, не только для последования ему, — и плодом духовного подвига чудовищно является омрачение и растление ума, порабощение демонам, погибель.
  Никакими мелочами не связывайте себя и не засуживайте себя по причине мелочных погрешностей и проступков. То и другое служит источником смущения и уныния. Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно каждый человек, врачуются ежечасным покаянием пред Богом, покаянием, состоящим из немногих слов при сочувствии им сердца. Нередко оказывается возможным слово покаяния произнести только умом; и этого достаточно, лишь бы они произнесены были со вниманием.
  Осуждать себя полезно: это приводит к смирению. Засуждать себя вредно: это ввергает в уныние и расслабление. Да не очень заглядывайся на обстоятельства жизни: не стоят они - идут, быстро мчатся, сменяются один другим. И сами мы мчимся к пределу вечности! А кто заглядится на обстоятельства, кому они представятся недвижущимися, - удобно впадает в уныние. Кто же видит, что всё летит и сам он летит, тому легко, весело на сердце.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



  
  

"Все, кто последовал Господу нашему Иисусу Христу, ведут духовную войну. Этой войне святые научились долгим опытом от благодати Святого Духа. Дух Святой наставлял их, и вразумлял, и давал силу побеждать врагов, а без Духа Святого душа не может даже и начать этой войны, потому что она не знает и не разумеет — кто и где ее враги.
(Прп. Силуан Афонский)"







  "Как неправильно стреляющие никогда не попадают в цель, так и неправильно мудрствующие далеко отстоят от разума Божия. Многие желают приблизиться к нему, многие борются, многие имеют о сем тщание; однако не все равно и прямо достигают цели, потому, целя далеко, остаются в неизвестности. Напрасно человек хочет утешаться тем, что пройдет скоро; напрасно хочет он прилепляться к тому, что с ним не пребудет вечно; напрасно хочет прилагать сердце своё к тому, что исчезает, как тень. 
(Свт. Димитрий Ростовский)"





  "Ты не знаешь, как составляются телесные лекарства, и не считаешь нужным знать это, а веришь в их лекарственность; не безрассудно ли было бы не верить в лекарственность или в целительную силу врачевств духовных, например, покаяния, причащения, святого елея, святой воды и прочих, потому только, что ты не постигаешь способа, посредством коего они становятся целительными.
  
«Я хочу сделать тебя блаженным, Я даю тебе счастие, — говорит Господь Бог, — а ты сам отталкиваешь Мой дар своими страстями, своим недовольством. Что же ты, неразумный, идешь против собственного блага?» Взгляни светло. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего учить все народы: идите, научите все народы (Мф. 28:19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.
(Свт. Филарет (Дроздов))"




















  Ведь и неведение с неблагоразумием можно правильно использовать (например, если каяться в них и смиряться)...
  Порок безрассудства противоположен добродетели рассудительности...
  В наше время довольно часто можно встретить любовь к безрассудству, которая вовсе не позволяет человеку придти к покаянию...
  Она основана на нерадении и дерзости, растущих из гордости и неотделимых от нее своеволия, сластолюбия и злолюбия... 
  Безрассудство (по мнению Антония Великого) является фундаментальным (основополагающим) главным пороком, не освободившись от которого, человек в принципе не может правильно исполнить ни одной заповеди Христовой, а значит, не может и обрести свое бесконечное блаженство...
  Безрассудство не позволяет человеку определить, что есть истина, а что есть ложь, что есть правда, а что неправда, что полезно, а что вредно, оно склоняет человек к неуместности, неумеренности и несвоевременности употребления даже и добрых предметов...
  В наше время безрассудство нередко склоняет человека к фанатизму, определяя для него какую-нибудь одну заповедь Христову как главную (напр.,пост), приводя его к гордости, осуждению, тщеславию и в конечном итоге к вечной погибели...
  Безрассудство же не позволяет человеку осознать, что все (кроме греха) в этом мире является творением (созданием) Божиим (в том числе и изделия ума и рук человеческих) и заслуживает только благодарности и радости, а не осуждения, ропота и проклятия...
  Это приводит человека к добровольной анафеме, т. к. противоречит Церковным догматам/оросам, принятым и на Всемирых Церковных Соборах (напр., "Им же вся быша"), и многим постановлениям Поместных Соборов РПЦ... 
  Нежелание принять правосланые (истинно христианские - Божии) догматы (соответствующие и мнениям всех св. отцов) приводит человека к крайнему гордому состоянию и по факту выводит его из Церковного тела (даже если он является архиереем или посещает храмы и даже участвует в церковных Таинствах) - такой человек сам себя анафематсвует (отделяет от Церкви)...
  В наше время это нередко проявляется в отрицании паспортов, ИННов, прописки, цифр (шестерок), чипов, электронных носителей информации, средств связи, некоторых продуктов питания (напр., мяса или алкоголя), денег, супружеской близости, брака как такового и пр., и пр. творений (созданий) Божиих...
 
  "25 Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. 
  26 Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним. 
  27 Нельзя сказать: " что это? для чего это?", ибо все создано для своего употребления. 
  23 Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! 
  24 Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему. 
  25 Все они - вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: 
  26 одно поддерживает благо другого
  (Сир. 25-27; 42:23-26)"
 
  Безрассудный заявляет, что не любовь или ненависть к тому или иному тварному предмету (грех) губит человека, а сам этот предмет...
  Безрассудный не понимает, что любить надо только Бога и ближнего как самого себя, а не отсутствие или наличие творений Божиих (ИННов и пр.)...
  Безрассудный не осознает, что ненавидеть надо только грех, а не отсутствие или наличие творений Божиих (прописок, паспортов и пр.)... 
  Безрассудство не позволяет человеку приобрести ум Христов (Его мировоззрение), оставляя глупого с мировоззрением человеческим (порочным)...
  Человеческое (мирское) же мировоззрение, определяя для своего порочного носителя ложные приоритеты (ценности), формирует в глупом и соответствующую же человеческую (порочную) волю...
  Порочная же воля формирует в человеке и соответствующую себе порочную же жизнь (как внутреннюю, так и внешнюю), приводя его к вечной погибели в геенне...  
  Напр., безрассудный (и гордый, и лживый) невежественно заявляет, что изделия (неразумных!) животных, рыб, птиц, насекомых (норы, муравейники, соты, гнезда и пр.) - суть творения Божии, а вот изделия Его высшего творения (создания) - к Богу не имеют никакого отношения...
  В то время, как христианство провозглашает вседержительство Божие...
  Даже грешить человеку позволено по воле Божией ради данной ему свободы самоопределения к добру и злу (к Богу)... 
  Безрассудных Христос называл слепцами, которые обязательно падают в яму своей собственной глупости...
  Нередко (подобно Евангельским фарисеям) слепцы ведут в свою яму безрассудства и других слепцов...
  Отвергающие милость Божию, проявляющуюся в виде внешних обстоятельств - напр., ИННов, тем самым свидетельствуют, что отсутствие у человека ИННа спасает его...
  Может ли спасти отсутствие?...
  И если может, то зачем тогда Спаситель?...
  А если спасает все-таки Спаситель-Бог(!), то как может ему Ему в этом помешать Его собственное творение (или и изделие рук человеческих)?...
  Что сильнее и могущественнее - Творец или тварь, Творец или изделие рук твари?...
  Безрассудство утверждает, что тварь и его изделия сильнее...
  Безрассудство утверждает (противореча учению Христову), что не грех губит человека, а внешние предметы - т. е. Бог (ведь "Им же вся быша")...
  Ну ведь не Ева же, в самом деле, сама себя погубила - а яблоко, яблоня, на которой оно созрело, а заодно и Сам Господь, Который эту яблоню насадил...
  А сатана разве не виноват в соблазне?...
  А Бог разве не виноват, что разрешил ему приползти в райский сад?...
  Вот и начинается хула на Духа Святого (и на истину, и на Бога)...
  Ибо что стоит Всемогущему препятствовать возникновению этих вредных (препятствующих спасению и способствующих погибели) предметов или и вовсе уничтожить их сразу после их появления из небытия в бытие ?...
  Безрассудство не позволяет человеку понять и принять, что все предметы вне всякого исключения являются проявлением промысла Божия (Его милости) и предназначены для спасения человека (даже грех используется для покаяния)...
  И только от самого человека (по данной ему Богом свободе выбора) зависит, как он воспользуется этими предметами - с рассудительностью (во спасение) или безрассудно (в погибель)...
  Все внешние предметы (ИННы, паспорта и пр.) на свободу выбора человека между добром и злом (на его спасение/погибель) непосредственно не влияют, но позволяют ему, затрачивая минимум времени и сил на мирские (житейские, суетные дела и заботы), все свои силы и время посвящать исполнению заповедей Христовых ("Искать прежде всего Царства Небесного") - спасаться...
  Поэтому безрассудство хулит Бога (возводит "хулу на Духа Святого")... 
  Поэтому безрассудство - суть тот самый "широкий (безумный) путь" в "яму" вечных гееннских мучений...
  В заключение приведем несколько соответствующих (подтверждающих вышенаписанное) свидетельств из Библии:
 
  "13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, 
  14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. 
  (Прем. 1)"
  "25 Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. 
  26 И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? 
  27 Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи. 
  (Прем. 11)"
  "1 Нетленный Твой дух пребывает во всем. 
  2 Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 
  (Прем. 12)"
 
  Врачуется безрассудство покаянием в нём, православным образованием, умеренным светским образованием и посильной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и позволяющей умудряться непосредственно от Источника мудрости, Самой Премудрости Божией - Господа Иисуса Христа...  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава прп. Исаака Сирина о безрассудной ревности с сайта Святоотеческое наследие, статья иеромон. Серафима (Роуза) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Логослово...


 



 
                                                 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (09 Янв 14)
Просмотров: 1440

Поиск