"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Безумие
 
  - огорчение Христа стремлением к безрассудным действиям/поступкам/жизни...






  "1
 И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
  2 И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их.
  3 И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?
  4 Но царское слово превозмогло Иоава; и пошел Иоав, и обошел всего Израиля, и пришел в Иерусалим.
  5 И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев – четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч.
  6 А левитов и Вениаминян он не исчислял между ними, потому что царское слово противно было Иоаву.
  7 И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля.
  8 И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно.
  (1 Пар. 21)"
  "1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
  2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
  3 И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
  4 Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский.
  5 И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру;
  6 и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон;
  7 и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию;
  8 и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
  9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
  10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно (тщеславно/славолюбиво - от авт.) поступил я.
  11
 Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида:
  12 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
  13 И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
  14 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.
  15 И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и началась язва в народе, и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.
  16 И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина.
  17 И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно (малодушно/трусливо предав наказанию свой народ вместо себя - от авт.); а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.
  (2 Цар. 24)"
  "3 И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. 
  (3 Цар. 3)"
  "7
 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
  8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел вне селения.
  9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 
  10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
  (Иов. 2)"
  "1
 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
  2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
  3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
  4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
  5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
  (Пс. 13)"
  "4
 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
  5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
  6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
  (Пс. 37)"
  "11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
  12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
  13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
  14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
  15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.
  16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
  17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
  18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
  19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
  20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
  21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
  (Пс. 48)"
  "6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. 
  (Пс. 68)"
  "1
 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
  2 А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, –
  3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
  4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
  5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
  6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
  7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
  8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
  9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
  10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
  11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
  12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
  13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
  14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
  15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
  16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
  17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
  18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
  19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
  20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
  (Пс. 72)"
  "18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё. 
  22 Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного; 
  (Пс. 73)"
  "5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», 
  (Пс. 74)"
  "1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный (безумный, старослав. - от авт.) не слушает обличения. 
  (Прит. 13)"  
  "6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. 
  (Прит. 14)"
  "16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 
  30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. 

  (Прит. 21)"
  "28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. 
  (Прит. 25)"
  "21 ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно». 
  (Иер. 10)"
  "14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 
  (1 Петр. 1)"
  "18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
  19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
  20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
  21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
  22 называя себя мудрыми, обезумели,
  23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, 
  24
 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
  25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
  28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,
  29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
  30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
  31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
  32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

  (Рим. 1)"
  "10 как написано: нет праведного ни одного;
  11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
  12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
  13 Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
  14 Уста их полны злословия и горечи.
  15 Ноги их быстры на пролитие крови;
  16 разрушение и пагуба на путях их;
  17 они не знают пути мира.
  18 Нет страха Божия перед глазами их.
  (Рим. 3)"




 
 
 
  "Для человека нет ничего дороже времени, ибо оно даётся для спасения. Что успел сделать хорошего в этой жизни, насколько поднялся из рва страстей, таково и твое будущее. Какое безумие мы проявляем, когда не знаем, как "убить" время и растрачиваем его на пустые развлечения, празднословие, на пустые дела. Приходит смерть, и застаёт нас не готовыми к переходу в иной мир, ибо мы не ценили время и истратили его впустую. По смерти время меняется на вечность, надо постоянно помнить об этом, чтобы это изменение не принесло нам страх, горечь и разочарование, чтобы демоны не порадовались погибели нашей души. (Схиархим. Илий (Ноздрин))"
  "Безумие — не верить в Бога, но еще большее безумие — верить в Него и относиться к Нему как к чему-то второстепенному в своей жизни, оставляя для Него лишь какой-то маленький уголок в своем сознании и в своем сердце, отдавая Ему как бы крохи своей жизни, уделяя богообщению редкие паузы между обычными повседневными делами. Неверие — это демоническое отрицание духовной очевидности. Полуверие — оскорбление Божества... 
  Теплохладные христиане, каких среди нас большинство, отворяют дверь, но отводят место Христу не в комнате, а в прихожей, боясь, что присутствие Бога помешает их обычным делам; для них Бог не источник жизни, не высшая радость их бытия, не вечный свет, озаряющий человеческие души, а, скорее, некий гарант их благополучия. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Кто из вас, встав утром и прочитав внимательно утренние молитвы, задается целью весь день угождать Господу исполнением Его заповедей? Где там, Господи! Мы, если и читаем молитвы, то думы наши уже далеки, уже все погружены в житейские заботы. Мало кто вспомнит: ведь я христианин; вот сегодня могут быть те или иные обстоятельства, как бы мне с Божией помощью прожить день свято, мирно и безгрешно.
  Где такие благочестивые мысли?! Нас, не успеем мы открыть глаза, все злит, все раздражает: нагрубим матери, вставшей чуть не на час раньше нас, чтобы помочь нам уйти на работу, ходим по квартире, как зверь в клетке, на соседей не глядим, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверьми, накричим на детей, которые, может быть, и капризничают — ведь их разбудили и тащат чуть свет в ясли, или выталкивают в школу.
  Потом, если живем в большом городе, попадаем в переполненный людьми транспорт и совсем теряем человеческий облик! Тут уж мы предельно раздражаемся, толкаемся, ругаемся, таких наговорим друг другу колкостей, как будто кругом смертельные враги наши. Нисколько не хотим потерпеть неудобств и неприятностей! Вот как, Господи, мы начинаем почти каждый день наш.
  Господи, прости нас, грешных! (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
 
  "Великая прелесть и обольщение людей заключается в том, что они, не желая служить Богу и исполнять Волю Его, думают, что могут жить сами по себе и говорят: «хоть я Богу не угождаю, но и до диавола мне дела нет». Макарий Великий учит, что преступая заповедь Божию, мы продаем себя в собственность диаволу (Доброт. Т.1 гл.2 ст. 19), т.е. даже если мы этого не понимаем и не сознаем, но третьего места нет, ибо Царства два: Божие и демонское, выступая из границ одного, мы тем самым вступаем в пределы другого. Если бы было третье место, то было бы и третье состояние, но его нет. Можно не верить, что ты больной, но болезнь от этого не уменьшится. Можно не обращать внимания на свою проказу и, скача от радости, уверять всех и себя самого, что ты здоров, но струпы, видимые всем, говорят обратное. Можно было бы сомневаться следовать ли Заповедям Божиим, если бы в них был изъян, но они совершенны, и не следующий им, обличает свое безумие, а следующий за Христом показывает свою веру и благоразумие."

 
 
  

 
  "Вот тип человека, часто встречающийся - в нём соединение трёх черт: 
  - гордость, вера в свои силы, упоение своим творчеством, 
  - страстная любовь к земной жизни,
  - отсутствие чувства греха.
  Как такие люди могут подойти к Богу? Таковы, как они есть, — они безнадёжно изолированы от Бога, лишены даже потребности в Нём. И этот тип культивируется современной жизнью — воспитанием, литературой и т. д. . Идея Бога вытравлена в его душе. И какие же нужны катастрофы, чтобы такой человек мог возродиться!
(Свящ. Александр Ельчанинов)"

 


 
  "Настанет время, когда человеки будут безумствовать. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "Ты безумен, потому что не подобен нам."
  Возлюбленные мои, словá... апостола Иакова. Он говорит: аще зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалúтеся, ни лжите на истину: несть сия премудрость свыше нисходящи, но земна, душевна, бесовска. Также и апостол Иоанн написал: творяй грех от диавола есть.
  Дети мои, люди, живущие в страстях своих, подобны пяти глупым девам, потому что время жизни своей проводят в глупости, не обуздывают языка своего, не удаляют от взоров своих и от тéла своего нечистых желаний, не очищают сéрдца своего от пороков, которые оскверняют их, довольствуются только видимой одеждой, показывающей девство их, но не пекутся о приобретении небесной благодати, чтобы оплакивать себя и возжечь свои светильники.
  Посему Жених не отворит им дверей, но скажет им то же, что сказал глупым девам: аминь глаголю вам, не вем вас, и то же, что скажет осужденным на последнем Суде:идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, идеже плач и скрежет зубóм.
  Необразованные и простецы смешным делом считают науки и не хотят слушать их, потому что ими обличается их невежество, — и они хотят, чтобы все были подобны им; равным образом и невоздержные по жизни и нравам заботливо желают, чтоб все были хуже их, думая снискать себе обезвинение в том, что много злых.
  Гибнет и растлевается душа от зла греховного, которое многосложно и совмещает в себе блуд, гордость, алчность, гнев, продерзость, неистовство, убийство, ропот, зависть, лихоимство, хищничество, нетерпеливость, ложь, сластолюбие, леность, печаль, робость, ненависть, осуждение, разленение, заблуждение, невежество, обольщение, богозабвение. Этим и подобным терзаема бывает бедная душа, удаляющаяся от Бога.
  Человек богатый и благородного происхождения без душевного образования и добродетельной жизни несчастен в глазах людей здравомыслящих; напротив, бедный и раб по состоянию — счастлив, если он украшен образованием (душевным) и добродетелью. Как странники заблуждаются на дорогах (и гибнут), так погибают не пекущиеся о добродетельной жизни, будучи увлекаемы пожеланиями.
  Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога.
  Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более жалеть, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения. И Бога не знают они — треокаянные и несмысленные душею!
  Жизнь плотская и наслаждение в жизни сей большим богатством и властию бывает смертию для души; напротив, труд, терпение, бедность с благодарением и умерщвлением тела есть жизнь души и путь к вечному утешению.
  (178) Вопрос: "Раз, как думается нам, не то же самое ум и душа, если ум — это око в теле, и ум во всяком случае невидим и он в невидимой душе, то не есть ли ум по образу Божию?"
  Ответ: "Ум и душа это не одно и то же. В согласии с моими установлениями, ум не вне души, но образ Божий не подвластен тлению и переменам, [а душа переменчива]. Ибо сказал возвышенный духом Апостол: «Пою духом, пою и умом», — называя духом душу, для которой ум — владыка и строитель. Ему повинуются и как царю — во главе (в голове) сидящему возвышенному владыке, поднося вверх замыслы и советы сердца. Он непобедим очень многим, хотя помысел воюет с помыслом, размышление с безумием, «ибо из сердца исходят злые помыслы», как сказал Господь. Если нас побеждает помысл, который из сердца, то мы сопротивляемся ему умом. Как бы царь издает закон — и скоро умолкает страсть. И если мы с разумом наткнемся на безумие, то вновь будет низложена презрительная гордыня — и заботой ума, разбором, угаснет то, что клокочет в несчастном теле. Ибо безумие — это отделение (отлучение) ума, когда душа остается без его наставлений, оказываясь вдали от наставника. Помышление — это присутствие и управление ума, и наставление ума, которое вкладывают учителя в учеников, когда их наставляют.
  (179) Вопрос: "А те, кто не учился, они не имеют ума?"
  Ответ: "Они имеют ум, подобный тем, кто облечен в рубище и мешковину. Они как бы одеты в разодранное и не делающее чести платье. А тому, что душа — это иное, чем ум, есть достойный веры свидетель — Апостол, как я указал выше. А если вы ожидаете сверх этого более очевидного ответа, то посмотрите на беснующихся и безумных. У них есть душа, но ума у них нет, что и есть безумие. От них отлучился ум, или же они расслаблены неким бесом. И посмотри ты со мной теперь, как существуют они одушевленные, но лишенные ума; нет для них указаний от Бога, хотя они и совершились и приняли природу, но от неимения ума они попадают на нож или пьют отраву или какой яд, как хорошее питье, очень скоро получая жалкую смерть. К этому принуждает безумие. (Из переписки со свт. Сильвестром, папой Римским)"
  "Настоящая жизнь, возлюбленные, дана намъ для того, чтобы мы пріуготовлялись къ жизни вечной, къ славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертію, и мірская слава непостоянна и преходитъ. Ибо многіе изъ сильныхъ земли неожиданно сведены во адъ; многіе судіи земные преданы суду техъ, которыхъ прежде сами судили; богатые обнищали; почитавшіеся мудрыми признаны за глупыхъ; крепкіе ослабели; здоровые впали въ болезнь; имевшіе власть лишились оной. Въ міре нетъ ничего твердаго и постояннаго, потому что нетъ ничего добраго.
  Дети презираютъ и оскорбляютъ родителей своихъ; родители боятся детей своихъ. Жены оставляютъ мужей своихъ; мужья не сохраняютъ супружеской верности къ женамъ своимъ. Юноши вместе съ стариками теряютъ разсудокъ; старики вместе съ юношами предаются порочнымъ забавамъ. Между друзьями нетъ верности, и между братьями — любви. Люди въ разговорахъ показываютъ другъ къ другу любовь; но въ сердце питаютъ другъ къ другу ненависть.
  Везде видно коварство и злоба, везде господствуетъ обманъ. Никто не думаетъ о Боге, никто не представляетъ себе, что по смерти долженъ отдать Богу отчетъ въ своей жизни. Отъ забвенія Бога умножается между нами зло. Богъ далъ намъ разумъ, чтобы мы, узнавши волю Его, делали добро; но мы знаемъ волю Его и делаемъ зло. Богъ повелелъ намъ быть добродетельными, чтобы мы исполняли то, что праведно и что благоугодно Ему; но мы любимъ нечестіе. Далъ намъ богатство, чтобы мы оказывали вспоможеніе беднымъ; но мы, имея богатство, угнетаемъ бедныхъ. Далъ намъ власть и силу, чтобы мы защищали гонимыхъ невинно; но мы не защищаемъ, а сами более гонимъ ихъ. Никто не ходитъ путемъ заповедей Божіихъ.
  Изсякла любовь и ненависть умножила плодъ свой. Искренность почитается за ничто, и везде видно притворство. Смиреніе сделалось постыднымь, гордость — почтенною. Истина изгнана, и ложь царствуетъ на земле. О глубина богатства, благости и долготерпенія Божія! Богъ долго терпитъ наши беззаконія и не мститъ намъ. Онъ умеряетъ гневъ свой не потому, чтобы не могъ тотчасъ наказать насъ; но потому что, какъ милосердый Отецъ, ожидаетъ нашего покаянія и обращенія къ Его милосердію.
  Ибо не смерти, но раскаянія грешника хочетъ Богъ. И велика ли наша сила, что мы противимся силе Божіей? Подулъ на насъ ветръ, и мы посохли: поднялась буря, и разсеяла насъ, какъ мелкія прутья. Чемъ можетъ гордиться земля и пепелъ? Писано: Видехъ нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанскіе: и мимо идохъ, и се не бе, и взыскахъ его, и не обретеся место его.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

 
 
"Признаки же не творящих плода жизни суть следующие: уныние, заносчивость, блуждающий взор, невнимательность, ропот, непонятливость, а дела их: многоядение, гнев, раздражительность, охота пересуждать, надменность, безвременная говорливость, неверие, непостоянство, забывчивость, смятение, лихоимство, сребролюбие, ревность, пронырливость, презрительность, пустословие, безвременный смех, своенравие и вся тьма, то есть сатана.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

 
 "Слышим слово в Церкви от лица Господа: «жаждай да грядет ко Мне и да пиет». Сколько из слышащих эти слова, томятся жаждою, а все-таки нейдут ко всеутоляющему Источнику, несмотря на то, что у них перед глазами и источник, и многое множество утоляющих жажду свою из того источника. Жаждание ли это им нравится или всеутоляющий источник не нравится — кто их знает! Да они и сами не знают, отчего нейдут к нему. Это — источник бесплатный, а все другие, к которым они обращаются, оплачиваются и достоянием, и здоровьем, и иногда честью и достоинством человека. Непонятно поэтому, отчего к этим тянутся толпами, а к тому...кто-кто? Кажется, будто эти и ближе, и скорее утолят жажду, а тот и дальше, и хоть утоляет жажду, да не так. Следовало бы им поточнее рассмотреть свои жажды, повернее определить достоинство их и потом положить, какие следует удовлетворять и какие погашать нужно; тогда сами жажды повлекли бы к сродному себе источнику; тогда и оказалось бы, что те жажды, которые утоляет всеутоляющий Источник, у них заглушены, не предъявляют требований и не предуказывают источника. 
   Как же возбудить их? Надобно те погасить, чтоб эти возгорелись. Что надобно — это всякий понимает, да не хочется — в этом и секрет весь: не хочется; тварь, дескать, свободная, что хочет, то и делает, а чего не хочет, не делает, — кто принудит ? Ну, и наслаждайтесь преимуществом своей свободы, и томите себя неутолимыми жаждами! Но только помните, что всё это - пока вы здесь, всё - хоть на минуту, какая-нибудь из жажд ваших утоляется или кажется утоленною, A на том свете что будет? Что станете вы делать там с своими жаждами? Жажда будет жить, а утолить нечем — вот и огонь, вечный огонь, ибо душа не умирает. А перейти к тем, которые не имеют томящих жажд, не будет возможности, ибо между теми и другими «пропасть велика утвердися», и от одних к другим нет перехода.
(Свт. Феофан Затворник)"
 
 


"Мы были бы весьма блаженны, если бы для Бога делали (хотя бы) столько же, сколько делаем для людей из тщеславия, страха или уважения. Хочешь наследовать жизнь вечную и говоришь: как буду презирать для нее настоящую? Ужели можно это сравнивать? Хочешь получить одежду царскую, и говоришь: как презреть рубище? Ожидаешь, что тебя введут в дом Царя, и говоришь: как презреть настоящую бедную хижину? Подлинно, мы виновны во всем, потому что не хотим сколько-нибудь возбудить себя.
(Свт. 
Иоанн Златоуст)"
 


 
  "«Не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. ...Они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла».
  «Суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его. Но у него забота не о том... что жизнь его кратка; но он... вменяет себе в славу, что делает мерзости. Сердце его – пепел, и надежда его ничтожнее земли, 'и жизнь его презреннее грязи; ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни».
  «Придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге... презирая святое».
  Премудрость «во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля... и памятником неверной души – стоящий соляной столб. Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились».
  «Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем... чтобы они, видя это, познали, что преследуются судом Божиим».
  Вождь всех страстей – неверие. 
  Осмотримся, развлеченные, отуманенные, обманутые суетою! опомнимся, упоенные суетою, лишенные ею правильного самовоззрения! справимся с опытами, которые непрестанно совершаются пред очами нашими. Совершающееся пред нами непременно совершится и над нами. 
  Тот, кто употребил всю жизнь на снискание почестей, взял ли их с собою в вечность? не покинул ли здесь громкие титулы, знаки отличия, весь блеск, которым он окружал себя? не пошел ли в вечность единственно человек с делами его, с усвоенными качествами во время земной жизни? 
  Тот, кто употребил жизнь на снискание богатства, кто накопил множество денег, приобрел обширные пространства земли в свое владение, устроил различные учреждения, дающие обильный доход, жил в чертогах, сияющих золотом и мрамором, разъезжал на великолепных колесницах и конях, — взял ли это в вечность? Нет! он оставил все на земле, удовлетворившись для последней потребности тела малейшим участком земли, в котором одинаково нуждаются, которым одинаково удовлетворяются все мертвецы. 
  Кто занимался в течении земной жизни плотскими увеселениями и наслаждениями, проводил время с друзьями в играх и других забавах, пировал за роскошною трапезою, — устраняется наконец самою необходимостию от привычного рода жизни. Наступает время старости, болезненности, а за ними час разлучения души с телом. Тогда узнается, но поздно, что служение прихотям и страстям — самообольщение, что жизнь для плоти и греха — жизнь без смысла.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 

 
  "В Евангелии сказано: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет". Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство души своей. На тело, это жилище червей, этот поваленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю.
  Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами, а душа едва собирает крохи божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.
(Прп. Амвросий Оптинский)"
 
 

 
  "Нынешние люди устали, - грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас – больше, чем в какую-либо эпоху, - мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились. Если нет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы, тюрьмы и больницы.
  Люди должны осознать: они мучаются, потому что находятся вдали от Бога. Они должны покаяться в своих грехах. Работа духовника – внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносит им бес, и без лекарств – благодатью Божией – исцеляет души и тела. Имея божественное просвещение, Дух Божий, духовник понимает и различает состояния, в которых находятся люди, и может дать им верное направление.
  Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом. Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке – таковы планы у этих диаволов.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 


 
 
"Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 
 

 
  "Ах, братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем, как бы не бывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупейшие мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа диаволу угождаем. 
  
Видно, естество человеческое дивно и божественно (богообразно) устроено, что для воссоздания его потребовалось такое сверхъестественное средство — воплощение Сына Божия, Его житие на земле, чудеса бесчисленные, учение Божественное, страдания, смерть и воскресение. — Падший «образ Божий» неоцененный, которому весь мир неравностоятелен, был причиною такого сверхъестественного промышления Божия. Понимают ли это люди? Не многие понимают и ценят, а потому и живут недостойно, наудачу, как бы случайно, не помышляя о высокой цели звания христианского - живут в суете всяких пристрастий.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Жить неразумной и скотоподобной жизнью неведущих Бога подобно тому, как если бы жить среди мертвых.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Что есть грех? Действие плотской похоти. А что есть действие плотской похоти? Не что иное, как безумие. Никто не грешит, как только находящийся в безумии и нерассуждении: всякое добро делается в разуме, а всякое зло в неразумии. 
(Свт. Димитрий Ростовский)" 













 
  
  
  Порок безумия противостоит добродетели премудрости
...
  Любовь же к удовольствию от безумия (нечестивой/бесчинной жизни) свидетельствует о наличии крайней степени зла (о ненависти) в человеке, уподобляя его сатане и практически полностью отсекая возможность его обращения к жизни по заповедям Христовым (а значит, отсекая и возможность обретения человеком посмертного, бесконечного своего блаженства во Христе)...
  Безумие может быть как вольным, так и невольным, как неосознанным, так и сознательным...
  Как и любой др. порок, безумие может иметь разные свои степени/величины в человеке... 
  В той или иной мере, в то или иное время, при тех или иных обстоятельствах безумие (как злые/порочные действия внутри/духовно/душевно и снаружи/телесно) свойственно каждому человеку вообще и христианину, в частности (хотя бы и природной/врождённой немощи или по заблуждению)... 
  Безумие является соборным/собирательным пороком и поэтому подлежит только келейному покаянию - вне Таинства Исповеди...
 
  Поэтому врачуется безумие покаянием в нём, правильным чтением (развитием рассудительности - ведения и благоразумия), внимательной жизнью (трезвением/бодрствованием) и исполнением всех остальных заповедей Христовых, увеличивающим мудрость человека...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
 



 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 1040

Поиск