"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Блуд (Сладострастие) 2


  "1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
  2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
  5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
  6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
  7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
  8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
  9 Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками;
  10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
  11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
  12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
  13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
  12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
  13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
  14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
  15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
  16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
  17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
  18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
  19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
  20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

  (1 Кор. 5:1-13, 6:12-20)"
  "27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
  28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
  29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  (Мф. 5)"

  "4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
  (Евр. 13)"
  "4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
  (Иак. 4)"
  "1 По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев,
  2 потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.
  (Езд. 9)"
  "10 И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. 
  (Езд. 10)"
  "23 Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;

  25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
  26
 Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его.
  27 И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?
  28 И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя.
  29 Воспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!
  (Неем. 13)"
  "9 Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, –
  10 пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею,
  11 потому что это – преступление, это – беззаконие, подлежащее суду;
  (Иов. 31)"
 
 "13 Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;
  14 поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.
  (Иов. 36)"
  "24 Ибо нечестивый хвалится похотью (блудом - от авт.) души своей; 
  (Пс. 9)"

  "24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
  25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
  26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
  27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
  28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
  29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
  30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
  31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
  32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
  33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,

  (Прит. 6)" 
  "4 Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим,
   5 чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.
  6 Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
  7 и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,
  8 переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому её,
  9 в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.
  10 И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,
  11 шумливая и необузданная; ноги её не живут в доме её:
  12 то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.
  13 Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:
  14 «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
  15 поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя;
  16 коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;
  17 спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;
  18 зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,
  19 потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;
  20 кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».
  21 Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.
  22 Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел,
  23 доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель её.
  24 Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.
  25 Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям её,
  26 потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
  27 дом её – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

  (Прит. 7)"
  "13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
  14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
  15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
  16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:
  17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
  18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.
  (Прит. 9)"
  "14 Глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадёт туда. 
  (Прит. 22)"
  "26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
  27 потому что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь;
 28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
  (Прит. 23)"
  "3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. 
  (Прит. 29)"
  "26 и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце её – силки, руки её – оковы; добрый пред Богом спасется от неё, а грешник уловлен будет ею. 
  (Екк. 7)"
  "24 Привыкшую к пустыне (целомудрия - от авт.) дикую ослицу (и блуд как порок, и бес блуда - от авт.), в страсти души своей глотающую воздух (стужающие блудными прилогами: мыслями, воображаемыми образами, желаниями, намерениями - от авт.), кто может удержать? Все, ищущие её (культивирующие блудные помыслы сочетанием/сосложением с ними - от авт.), не утомятся (будут усиливаться в стужевании блуда - от авт.): в её месяце (в искушении блудном - от авт.) они найдут её (согрешат и телом - от авт.).
  (Иер. 2
)"
  "7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.
  8 Это откормленные кони: каждый из них ржёт на жену другого.
  9 Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?
  (Иер. 5)"
  "27 Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле. Горе тебе, Иерусалим! 
  (Иер. 13)"
  "22 И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву», которых царь Вавилонский изжарил на огне
  23 за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с жёнами ближних своих...
  (Иер. 29)"
  "15 Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твоё на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. 
  24 ты построила себе блудилища и наделала себе возвышений на всякой площади;
  25 при начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои.
  26 Блудила с сыновьями Египта, соседями твоими, людьми великорослыми, и умножала блудодеяния твои, прогневляя Меня.
  28 И блудила ты с сынами Ассура и не насытилась; блудила с ними, но тем не удовольствовалась;
  29 и умножила блудодеяния твои в земле Ханаанской до Халдеи, но и тем не удовольствовалась.
  30 Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница!
  31 Когда ты строила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе возвышения на всякой площади, ты была не как блудница, потому что отвергала подарки,
  32 но как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих.
  33 Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою.
  34 У тебя в блудодеяниях твоих было противное тому, что бывает с женщинами: не за тобою гонялись, но ты давала подарки, а тебе не давали подарков; и потому ты поступала в противность другим.
  35 Посему выслушай, блудница, слово Господне!
  36 Так говорит Господь Бог: за то, что ты так сыпала деньги твои, и в блудодеяниях твоих раскрываема была нагота твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами твоими, и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им, –
  37 за то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой.
  38 Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, – и предам тебя кровавой ярости и ревности;
  39 предам тебя в руки их и они разорят блудилища твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою.
  40 И созовут на тебя собрание, и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими.
  41 Сожгут домы твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен; и положу конец блуду твоему, и не будешь уже давать подарков.

  (Иез. 16)"
  "3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), 
  (1 Петр. 4)"

 





  "Начало греха есть похоть (не либидо/половое чувство/желание, а именно блуд - от авт.), чрез которую погибает умная душа. Началом же спасения и царствия небесного бывает для души любовь.
  Возбуждаемая воспоминанием похоть есть корень страстей, родственных тьме. Находясь в сем похотном воспоминании, душа не знает о себе, что она есть вдуновение Бога и бросается на грех, не помышляя о крайней беде, в какой она, безумная, будет находиться по смерти.
  Бестелесны Ангелы по сравнению с нашим телом. Ибо тело у них — как ветер, или огонь, или дым, или воздух: тела их тонкие и нетленные, они лишены только нашей плотности. Тела небесные и тела земные» — сказал святой апостол. Нелепо и принадлежит несомненному безумию считать, что они могут лечь с женщинами, как и думают, что бесы лежат с женщинами. Они лишились не природы, а чина, они лишились не почтенности, а дерзновения к Богу, будучи отвергнуты блаженства и положения.
  Сказано: «Вошли сыны Божий Дочерям человеческим», — а Ангелы нигде не называются сынами Божиими. Но с этими дочерями человеческими осквернились сыновья Сифа и Еноха. Ибо и в те времена стали называть Сифа и Еноха богами. «Ибо тот начал впервые звать Бога», — говорит Писание. И Моисею Бог сказал: «Я дал тебя богом Фараону». И о божественных судиях сказал: «Не говори злого ни богам, ни правителю народов твоих». К лучшему сыны Сифа и Еноха разумеются сынами Божиими. 
  Они прельстились на невоздержание, вошли к дочерям Каина, и от них в общем скверном смешении родились гиганты — крепкие благодаря праведному началу, а порочные из–за Каина. И как женщины могут ложиться с Ангелами, когда мужи не выдерживают и вида Ангелов, и мужи не из малых, но преуспевающих в подвижнической жизни? Пророк Даниил, не выдержав лица Архангела Гавриила, тотчас пал на землю и страдал, желая скончаться от страха. И Захария, испугавшись Архангела, с этим знамением онемел, трепеща от страха, и был у него язык связан до рождения Иоанна: изъяснялся он только царапаньем на восковой дощечке.
(Прп. Антоний Великий)"

 



"Как сквернится тело, сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев, зависть и раздор. Сие-то и значит очистить себя от всякия скверны плоти и духа. Ибо рассуждай так: есть растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души. И как, по слову великого Апостола, кто растлит Божий храм то есть тело, растлит сего Бог: так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на непристойное, подлежит наказанию. 
(Прп. Макарий Великий)"

 



"Жизнь, порабощенная плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз — света солнечных лучей.
(Свт. Василий Великий)"

 



  "...Спаситель говорит: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф. 5:28). Указывая на невоздержные глаза, Он осуждает не столько их, сколько внутреннее чувство, которое худо пользуется их служением для видения. Ибо сердце бывает больно, уязвлено стрелою похоти и смотрит с вожделением, — благодеяние зрения, дарованное ему Творцом, по своей порочности обращает к служению худым делам и скрытую в нем самом болезнь похоти обнаруживает по поводу смотрения.
  Потому и предписывается спасительная заповедь тому, по чьей порочности происходит злокачественная болезнь по случаю видения. Ибо не говорится: всяким хранением блюди свои глаза, которые и должно бы главно хранить, если бы из них происходило действие похоти, ибо глаза исполняют для души простую должность видения, а больше ничего; но говорится: всяким хранением блюди свое сердце; к нему преимущественно должно быть приложено врачевство, потому что оно везде может злоупотреблять служением глаз.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"

 

"Душа спрашивает: «Скажи мне, супруга моя, естество мое (ибо я не хочу никакого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается), скажи мне, как могу я пребывать не уязвляема тобою? Как могу победить твое мучительство?» Она, отвечая душе своей, говорит: «Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь, но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего — самолюбие (самоугодие и саможаление). Издали подготовляет мое разжжение всякое мне угождение и упокоение, от этого меня упокоения и соответственных ему дел загорается потом внутри жжение похотное. И тогда, зачавши, я рождаю грехопадения; они же, народившись, в свою очередь рождают смерть души чрез отчаяние. Если сознаешь мою и свою немощь, явную и глубокую, то свяжешь мне руки. Если умучишь голодом гортань, то свяжешь мне ноги, чтоб я не шла далее. Если сочетаешься с послушанием, то расторгнешь союз со мною. А если стяжешь смирение, то отсечёшь мне голову.
(Прп. Иоанн Лествичник, "Исповедь блудной страсти")" 


 
 


  "То верно, что новоначальный воин, не искусившийся в брани, лучше делает, когда бежит от смутительных случайностей, как бы презирая их, нежели когда подвергает себя действию их и противоборствует им; однако ж и ему не следует всякий раз давать тыл и обращаться вспять, но со всем вниманием и осмотрительностью иногда воевать с нападающими, иногда не обращать на них внимания, смотря по своим успехам в добродетели и нравственной силе, приобретаемой чрез то. Только в отношении к плотской похоти неуместно так поступать: тут бегая бегай всех случаев, могущих возбудить и разжечь сию страсть, по причине неукротимости ее и льстивых ухищрений врага, какими умеет он обставить плотские движения, чтоб склонить на удовлетворение их.
  С плотскими страстями, брате мой, надлежит бороться своим особым способом, чем с прочими. Чтоб это шло у тебя в должном порядке, знай, что иное должно тебе делать прежде искушения сими страстями, иное во время искушения и иное после прекращения его.
  Прежде искушения внимание твое должно быть обращено на причины, которые обыкновенно служат поводом к порождению искушения или возбуждению страсти. Здесь закон: всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой плоти твоей, а особенно встречи с лицами другого пола. И если иной раз будет належать нужда беседовать с каким-нибудь таким лицом, беседуй недолго, соблюдая не только скромность, но и некую строгость в лице своем, и слова твои пусть будут при всей приветливости больше сдержанны, нежели благосклонны.
  Не ими веры врагу твоему во веки, говорит премудрый Сирах. И ты никогда не верь телу своему, ибо как медь сама по себе рождает от себя ржавчину, так и растленное естество тела рождает из себя злые движения похотные. Якоже бо медь ржавеет, так и злоба его (там же). Не верь же, еще повторю тебе, не верь в этом отношении самому себе, хотя, положим, ты не чувствуешь и столько уже времени не чувствовал сего жала плоти твоей. Потому что эта треокаянная злоба чего не делала многие годы, иногда делает в один час и в одно мгновение и всегда молча делает обычно свои приготовления к нападению. И знай, что чем больше прикидывается она другом и не подает ни малейшего повода к подозрению, тем больший потом наносит вред и нередко поражает насмерть.
  Должно также всякому бояться наипаче тех лиц другого пола, с которыми почитаешь благословным обычное в житейском быту взаимообращение, или потому, что они родственны, или потому, что благочестивы и добродетельны, потому, что от них получено благодеяние и есть потребность почаще изъявлять им за то признательность. Бояться сего надобно потому, что к такому, без страха и внимания к себе, взаимообращению всегда почти примешивается губительная сласть чувственная, которая потом мало-помалу нечувствительно проникает в душу до самых глубин и так омрачает ум, что подвергшиеся сей заразе начинают ни во что вменять всякие опасные причины греха, как-то: страстные взгляды, сладкие речи с той и другой стороны, привлекательные движения и положения тела, пожатия рук, отчего наконец впадают и в самый грех, и в другие диавольские сети, из которых иной раз и совсем высвободиться не могут.
  Бегай же, брате мой, этого огня, потому что ты порох, и никогда не дерзай в самонадеянности думать, что ты порох смоченный и весь наполнен водою доброй и крепкой воли. Нет, нет! Но думай паче, что ты сухой-пресухой порох и тотчас вспыхиваешь, как только почувствуешь огонь тот. Отнюдь не полагайся на твердость твоей решимости и твою готовность скорее умереть, нежели оскорбить Бога грехом. Ибо хоть и можно допустить, что ты посему смоченный порох, но от частого сообращения и сидения с глазу на глаз огонь плотский мало-помалу иссушит оросительную воду доброго твоего произволения и ты сам не заметишь, как окажешься пламенеющим плотскою любовью до такой степени, что перестанешь стыдиться людей и Бога бояться и ни во что станешь вменять честь, жизнь и все мучения ада, стремясь к соделанию греха.
  Бегая убо, бегай всевозможно:
  От такого сообращения с лицами, могущими послужить для тебя в соблазн, если искренно желаешь не попасть в плен греха и не уплатить оброка его, который есть смерть душевная. Премудрым называет премудрый Соломон того, кто боится и избегает причин греха, а того, кто, много дерзая о себе, самонадеянно не избегает их, называет неразумным, говоря: премудр, убоявся, уклонится от зла: безумный же на себе надеявся, смешавается со беззаконным (делом). Не на это ли указывал и апостол Павел, когда заповедовал коринфянам: бегайте блудодеяния?
  Бегай ничегонеделания и лености и стой бодренно, во все глаза смотря за помыслами и мудро устрояя и ведя дела свои, требуемые твоим положением.
  Никогда не ослушивайся настоятелей твоих и отцов духовных, но охотно повинуйся им во всем, скоро и с готовностью исполняя, что ни прикажут, и наипаче то, что смирительно для тебя и противно твоей воле и твоим склонностям.
  Никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, никого не суди и не осуждай, и особенно за этот самый плотский грех, о коем у нас речь, хотя бы кто явно впал в него, но поимей к нему сострадание и жалость; не негодуй на него и не смейся над ним, но от его примера позаимствуй себе урок смирения и, зная, что и сам ты крайне слаб и на худое подвижен, как прах на пути, говори себе: ныне пал он, а завтра паду я. Ведай, что если ты скор на осуждение и презрение к другим, то Бог больно накажет тебя за это, попустив самому тебе впасть в тот же грех, за который осуждаешь других. Не судите, да не судимы будете и на то же не будете осуждены, чтоб из падения своего познали пагубность гордыни своей и, смирившись, взыскали врачевства от двух зол: от гордости и блуда. Но если Бог по милости Своей и хранит тебя от падения и ты удерживаешь неизменно твердым целомудренный помысл свой, ты все же перестань осуждать, если осуждал, и не самонадеянничай, а паче бойся и не верь своему постоянству. 
  Внимай себе и бодрствуй над собой. Если стяжал ты какой дар Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты нечто и что враги твои не посмеют напасть на тебя и ты столь ненавидишь их и презираешь, что сразу отразишь, если они осмелятся приблизиться к тебе. Как только так подумаешь, падешь легко, как осенний лист с дерева.
  Вот что следует тебе соблюдать прежде искушения плотскою страстью.
  Во время же самого искушения вот что делай: дознай поскорее причину, от которой породилась брань, и тотчас отстрани ее. Причина этому бывает или внутренняя, или внешняя. Внешнею тому причиной бывают: вольность очей, сладкие для слуха речи, такие же по содержанию и напеву песни, щегольские из нежных материй одежды, благоуханные для обоняния духи, вольные обращения и беседы, соприкосновения и пожатия рук, танцы и многое подобное. Врачевством против всего этого служат: скромное и смиренное одеяние, нежелание ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни говорить, ни касаться ничего такого, что производит это срамное движение, особенно же избегание сообращения с лицами другого пола, как говорено выше. Причиной внутреннего служит, с одной стороны, жизнь в довольстве и покое плоти, когда все желания телесные находят полное удовлетворение, с другой - срамные помыслы, которые приходят или сами собой при воспоминании виденного, слышанного и испытанного или от возбуждения их духами злобы.
  Что касается жизни в полном довольстве и покое плоти, то это надобно ожесточить пощениями, бдениями, сном на жестком, особенно множайшими поклонами до утомления и другими произвольными телоозлоблениями, как советуют и заповедуют опытные и рассудительные отцы наши святые. А против помыслов, отчего бы они ни происходили, врачевством служат разные духовные упражнения, сообразные с настоящим твоим состоянием и требуемые им, каковы чтение святых и душеспасительных книг, особенно св. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, "Добротолюбия" и других подобных, благочестивые размышления и молитва.
  Когда почувствуешь, что увлекаешься чьею-либо красотою, приведи на мысль, что под сею привлекательностью кроется преисподний змий, готовый убить тебя или хоть поранить, и скажи ему: "А, проклятый змий! Это ты воровски стоишь здесь, ища проглотить меня! Напрасный труд, ибо Господь мне помощник". Потом, обратясь к Богу, скажи: "Благословен Ты, Боже мой, обнаруживший предо мною скрытного врага моего и не давший меня в ловитву зубом его". А затем укройся, как в некое спасительное убежище, в раны Распявшегося за нас, посвящая себя им, с мыслью, сколько Господь наш претерпел в святейшей плоти Своей, чтоб тебя избавить от греха и вселить в тебя омерзение к плотским страстям.
  Напомню тебе еще об одном как об орудии к отражению обольщений красоты плотской, а именно: когда подпадешь этому, спеши добре погрузить ум свой в помышление о том, что будет по смерти это, так увлекающее тебя существо? Смрадный гной, преисполненный червей.
 Молитву свою, когда начнут нападать на тебя срамные помыслы, совершай так: тотчас воздвигни ум свой к распятому ради нас Господу и из глубины души взывай к нему: "Иисусе мой Господи! Сладчайший мой Иисусе! Ускори на помощь мне и не дай врагу моему полонить меня!" В то же время обнимай мысленно и чувственно, если есть близ, животворящий крест, на коем распят ради тебя Господь твой, лобызай часто язвы Его и говори с ним с любовью: "Краснейшие язвы, язвы святейшие, язвы пречистые! Уязвите это мое окаянное и нечистое сердце и не допустите меня до того, чтоб я посрамил и оскорбил вас нечистотой своею".
  Размышление же твое, в то время как множатся в тебе срамные помыслы плотской страсти, да не будет направлено прямо против них, хоть иные и советуют это; не берись изображать мысленно пред собой нечистоту и срамоту грехов плотской похоти, ни угрызения совести, которые последуют затем, ни растления естества твоего и потерю чистоты девства твоего, ни помрачения чести твоей и другое подобное. Не берись, говорю, размышлять об этом, потому что такое размышление не всегда бывает верным средством к преодолению искушения плоти, а напротив, может послужить к усилению брани, иной же раз и к падению.
  Ибо хотя ум при сем будет вести мысленную речь свою в укор и противление сей страсти, но как мысль, несмотря на то, все же будет держаться на предметах ее, к которым так неравнодушно сердце, то не дивно, что тогда как ум расточает такие строгие суждения о таких делах, сердце соуслаждаться будет ими и соглашаться на них, что и есть внутреннее падение. Нет, надобно рассуждать о таких предметах, которые бы заслонили собой эти срамные вещи и совсем отвлекли от них внимание, содержанием же своим отрезвительно действовали на сердце. Такого рода предметы суть жизнь и страдание воплотившегося ради нас Господа Иисуса, неминуемый час смерти нашей, трепетный день Страшного Суда и разные виды адских мучений.
  Если, как нередко случается, срамные помыслы эти будут и при этом продолжать нападать на тебя с особенною силой и неудержимостью, не бойся, не переставай размышлять о показанных пред сим предметах и не обращайся к тому приему борьбы, чтоб прямо против них восставать, раскрывая неодобрительные стороны их самих, как сказано было выше. Не делай так, но продолжай насколько можно внимательнее размышлять о показанных пред сим устрашительных и отрезвительных предметах, нимало не беспокоясь о помыслах тех срамных, как бы они не были твои собственные. Ведай, что нет лучшего способа к прогнанию их, как презрение к ним и ни во что их вменение. Размышление же сие почаще прерывай такою или подобною ей молитвой: "Освободи меня, Творче мой и Избавителю, от врагов моих сих, во славу страстей Твоих и Твоей неизреченной благости". Молитвою же подобною и заключи свое размышление.
  Смотри же, отнюдь не обращай ока ума своего на эту плотскую нечистоту, так как и одно представление о ней небезопасно; и не останавливайся на беседу с сими искушениями или о сем искушении, чтоб определить, произошло ли у тебя согласие на него или нет. Такое исследование, хотя и на вид кажется хорошим, на деле же поистине есть кознь диавола, покушающегося сим способом или отяготить тебя, или ввергнуть в малодушие и отчаяние, или удержать тебя как можно долее в сих помыслах и чрез них ввести в грех делом или по роду их, или в другой какой.
  Вместо всяких таких исследований о помыслах сих, смущающих тебя, поди, исповедуй все подробно духовному отцу своему и пребудь потом покоен в помышлении своем и в сердце своем, не мутя себя никакими вопросами, упокоеваясь на решении отца своего. Только все ему открой, что смущало и смущает ум твой и твое чувство в сем искушении, ничего не утаивая и не позволяя стыду связать язык твой, а паче смиряясь самоуниженно. Ибо если во всякой борьбе с врагами имеем мы нужду в глубоком смирении, чтоб победить их, сколь много паче потребно оно нам во время плотской брани? Так как и самое искушение сие большею частью бывает или порождением гордыни, или вразумлением и наказанием за нее. Посему и говорит св. Иоанн Лествичник, что кто впал в блуд или другой какой плотский грех, тот прежде того впал в гордость, и что впасть ему в грех попущено для того, чтоб он смирился: "Где совершилось падение, там прежде всего водворялась гордость, ибо гордость есть предвозвестница падения". И еще: "Наказание гордому есть падение".
  Когда наконец утишатся срамные помыслы и искушение пройдет, вот что должно тебе делать: как бы ни казалось тебе, что ты свободен уже от плотской брани и как бы уверенным в том ни имел ты себя, всячески, однако ж, пекись далеко держать ум свой и внимание свое от тех вещей и лиц, которые были причиной восстания на тебя такого искушения; отнюдь не поблажай призыву повидаться с ними под тем предлогом, что они родственницы или что благочестивы и благодетели твои; вразумляй себя напоминанием, что и это есть греховное обольщение растленного естества нашего и сеть вселукавого врага нашего диавола, который тут преобразуется в ангела света, чтоб ввергнуть во тьму, как говорит св. Павел.
(Прп. Никодим Святогорец)"






"28 А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём." 
  Как же быть, если 
живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящиий с вожделением. Смотреть — смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин и любить должно, ибо в заповеди о любви к ближним не иcключаются и они, — но любовью чистою, в которой имеется в мысли душа и духовное средство, помимо всего прочего… В христианстве, как пред Богом, нет мужеского пола, ни женского, так и во взаимных отношениях христиан. Всячески, скажешь, трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нехотение худа; нехотение же милостивым Господом вменяется в чистоту.
(Свт. Феофан Затворник)"





  О БЛУДНОЙ СТРАСТИ. ИЗ НАСЛЕДИЯ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ.
  
(Составила Ольга Рожнёва)
  Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.
  РАЗЛИЧИЕ В СОГЛАСИИ ПОМЫСЛОВ И ПРЕКЛОНЕНИИ ВОЛИ.
  Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие: «Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли». 
  (То есть, во-первых, возможно внутри себя согласиться или не согласиться с приходящими от лукавого нечистыми помыслами, а во-вторых, далее, можно преклонить или не преклонить собственную волю на нечистые помыслы и последующие за ними любые блудные действия. Благочестивому и боящемуся оскорбить Бога христианину необходимо, взывая о помощи к Богу, Богородице и Святым Небожителям, научить себя отсекать позывы на любые проявления блудной страсти ещё на первом этапе - когда приходят помыслы, не соглашаться их принять, как нечистоту оскверняющую душу и тело, не сослагаться с ними.)
  ПРИЧИНА БЛУДНОЙ БРАНИ.
  Прп. Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость: «Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».






  О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
  Прп. Амвросий писал: «После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».
  «Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»






  Прп. Анатолий (Зерцалов) учил: «Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».






  КАК БОРОТЬСЯ С БЛУДНОЙ СТРАСТЬЮ.
  Прп. Макарий в письме к духовному чаду наставлял: «Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю? Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Полагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь”. Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань. 
  Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».






  Прп. Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов: «Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”». 
  Старец напоминал о силе крестного знамения: «Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».
  Преподобный Амвросий также предупреждал: «Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»
   






  Прп. Анатолий (Зерцалов) учил: «Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение». «От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».






  Прп. Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов: «Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».






  Прп. Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом: «90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».






  ЧИСТОТА ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПОКАЯНИЕМ.
  Прп. Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием - Господу всё возможно: «…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других. Господу все возможно». 






  БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ ДО САМОЙ СМЕРТИ.
  Прп. Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности: «Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения. 
  И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя». 






  Прп. Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти: «Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы». 
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных! 







 



           Для перехода на страницу Блуд (Сладострастие) 3 - нажмите ссылку:

                 http://dyatel.3dn.ru/publ/poroki/blud_sladostrastie_3/7-1-0-442







 
                                         
                                                         ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !            
 
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (18 Окт 12)
Просмотров: 576

Поиск