"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Чтение неправильное
 
  - огорчение Христа стремлением к чтению как к источнику/причине/средству удовольствия...
 







  "6 Среди них есть такие, кто проникает в дома и обольщает легкомысленных женщин, которые обременены грехом и идут на поводу всевозможных желаний,
  7 всегда учатся и никак не могут постичь истину.
  8 Как Ианний и Иамврий делали все вопреки тому, что говорил Моисей, так и эти люди поступают вопреки истине. Это люди с развращенным умом и поддельной верой.
  9 Но они не преуспеют: их глупость будет разоблачена перед всеми, как это было и с теми двумя.
  (2 Тимофею 3:6-9© Библия Онлайн, 2003-2020.)"





 
 
"Когда читаешь для того, чтобы смириться, можно понять гораздо больше, чем когда читаешь для того, чтобы понять. Исследование себя – это самое полезное из прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого... Если человек не будет исследовать происходящее… , то ему ничто не принесет пользу.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 
 


"Когда Господь, говорит Великий Василий, найдет сердце, чистое от всех мирских вещей и учений, тогда на нем, как на чистой дощечке, написывает Свои учения. Это говорю я для того, чтобы не читал кто-либо не служащего к угождению Богу, и если когда-либо прочитает, по неведению, то пусть подвизается скорее изгладить памятование о сем духовным чтением Божественных Писаний. Помимо же Божественных Писаний да не читает отнюдь чего-либо. Какая надобность принимать духа нечистого вместо Святаго Духа? Ибо в каком слове кто упражняется, того дух и усваивает себе, хотя и не видится ему это дело противным, как видят опытные."
(Свщмч.
 Пётр Дамаскин)"
 
 



"Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели Его и, в то же время, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души - умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе с тем никогда не читали его, вовсе не знают его.
(Прп. Марк Подвижник)"
 
 
 


"Когда начинаешь читать или слушать Священное Писание, помолись Богу так: "Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою". 
Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 
 

 
"Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью. 
  Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. 
  Истине соприсутствует Дух Святой: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который — ложь и отец лжи. 
  Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные — святые Отцы. 
  Если ум твой и сердце ничем не исписаны, — пусть Истина и Дух напишут на них заповеди Божии и Его учение духовное. 
  Если же ты позволил исписать и исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями, не разбирая благоразумно и осторожно — кто писатель, что он пишет, — то вычисти написанное писателями чуждыми, вычисти покаянием и отвержением всего богопротивного. 
  Писателем на твоих скрижалях да будет един перст Божий. 
  Приготовь для этого писателя чистоту ума и сердца благочестивою, целомудренною жизнью: тогда при молитвах твоих и при чтении священных книг неприметно, таинственно будет начертываться на скрижалях души закон Духа». 
  "Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, который наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг... Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность". 
  Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов легко можно уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими.
  Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? 
  Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! 
  Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
  Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых Отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелие святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.
  Оградим смирением ум, не позволяя ему стремиться безразборчиво, опрометчиво к приобретению знаний, как бы новость их и важность их заглавий ни приманивали нашей любознательности. Охраним его от испытания лжеучений, прикрытых именем и личиною христианского учения. Смирим его в послушание Церкви, низлагая всякое помышление, взимающееся на разум Христов, на разум Церкви.
  Прискорбен сначала для ума тесный путь послушания Церкви; но он выводит на широту и свободу разума духовного, пред которым исчезают все мнимые несообразности, находимые плотским и душевным разумом в точном повиновении Церкви. Не дозволим ему чтения о духовных предметах другого, кроме как в книгах, написанных писателями истинной Церкви, о которых сама Церковь засвидетельствовала, что они — органы Святого Духа. Читающий святых писателей неприметно приобщается обитающему в них и глаголющему ими Святому Духу; читающий сочинителей еретических, хотя бы они своим еретическим сонмищем и украшены были прозванием святых, приобщается лукавому духу прелести: за непослушание Церкви, в котором — гордость, он впадает в сети миродержителя.
 
 «Рождённое от плоти плоть есть»: плотская любовь, как рождаемая плотию и кровию, имеет свойства вещественные, тленные. Она непостоянна, переменчива: огнь ее вполне в зависимости от вещества.
  
Слыша от Писания, что Бог наш огнь, что любовь есть огнь, и ощущая в себе огнь любви естественной, не подумай, чтобы этот огнь был один и тот же. Нет! Эти огни враждебны между собою и погашаются один другим. «Служим благоугодно Богу с благоговением и страхом; ибо Бог наш огнь поядаяй есть».
  
Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу, и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостию духовною.
  
Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.
  
Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости.
  
Сын Восточной Церкви! Уклонись от чтения таких книг, уклонись от последования наставлениям самообольщенных. Руководствуясь Евангелием и святыми Отцами истинной Церкви, восходи со смирением к духовной высоте любви Божественной чрез посредство делания заповедей Христовых.
  
Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святаго Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердный Бог в свое время, постоянным, терпеливым, смиренным исполнителям евангельских заповедей. Аминь.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 
 
 
 
  "При чтении известных истин не говори: это не новое, это я знаю, это я так же сказал. Все это гордость диавольская; такое настроение отзывается следующим мудрствованием: я все знаю, доброе и лукавое, - это значит почти следующее: я - всеведущий. А многие не читают духовных книг и проповедей потому, что будто бы они все знают, что там все одно и то же, что они давно знают, между тем как светские книги, в коих именно одна и та же пустейшая житейская суета, читают охотно и перечитывают. О, нечистые мухи, питающиеся мертвечиною!
  
 На мучения после смутного и поспешного, прерывочного чтения не иначе должно смотреть, как на Божие наказание: сегодня я смутился от недоверчивости при чтении последних молитв в таинстве крещения и от торопливости споткнулся и не прочитал молитв последних; оттого сердце моё уязвилось острою стрелою и до тех пор было уязвлено, пока я не сознал во глубине души греха своего, а сознал я грех свой как должно, быв вразумлен Владычицею. Именно - я сознал, что мною оскорблена была крайне не только святыня таинства крещения, но и Святыня Тела и Крови моего Спасителя, только что принятых внутрь во время Литургии и возвеселивших меня радостию Святого Духа; я сознал, что, имевши силы противостоять своей слабости, не устоял по невнимательности, по недостатку усердия. Замечательно, что коль скоро я почувствовал во глубине сердца грех свой, мне тотчас стало легко - тотчас милость Господня излилась на меня.
  
Ради Бога Слова имей все уважение к слову: и бывшую словесную, умную тварь, сделавшуюся бессловесною, никогда не слушай... В противном случае Бог Слово осудит тебя на суде Своём за пренебрежение даром слова. — И теперь Он жестоко наказывает тебя, когда ты оскорбляешь слово, особенно слово Священное (в Священном Писании и в церковно-богослужебных книгах) своими пропусками или торопливыми, нелепыми выговорами. А тогда — страшнее накажет тебя. 
  При чтении какого-нибудь места из Священного Писания, нужно принимать живое, искреннее участие в том лице, о котором идё
т речь или которое представляется говорящим, нужно быть на время как бы одно с ним, как бы одна душа, тогда чтение достигнет своей цели. Но оно не достигнет своей цели, когда читаемое место будет как бы чуждым для души читающего, когда он верою не примет участия в лице, о коем идет речь, когда он не станет в его положение, или лучше — во всё его положения. 
  Торопливость и смятение при чтении происходят оттого, что хочешь вдруг обнять и выговорить всё, о чём говорится в молитве. Чтобы избежать этого, надобно понемногу брать слов и читать с расстановками, с отдыхом, иначе можно захлебнуться множеством слов, вдруг принятых, как захлебываешься водою, в большом количестве принятою в рот. 
  Поспешное чтение от гордости, от пренебрежения (см. небрежность - от авт.). 
  Читая Священное Писание или творения святых отцов, откажись от собственного знания, от своей мудрости и читай то и другие как невежа, как неученый, как дитя, начинающее учиться.
  
Прекрасное и благоразумное дело — не возмущаться от помыслов при чтении молитв или священной какой книги. — Помыслы — дело диавола: Что это и правда — легко догадаться из того, что пустые, не назидательные, но остроумные, смешные чтения бывают всегда легки и при них не лезут в голову (порочные - от авт.) помыслы.
  Нынешнюю ночь святой Хранитель учил меня противиться при чтении молитв злому духу поспешности и смущения, и я хоть с трудом, однако же твёрдо и с сердцем читал молитвы при венчании.
  
 Углубляйся сердцем в истины веры, переживай их сердцем — и сердце твоё утвердится на камне веры. Бойся поверхностности в чтении и в молитве: беда от неё. Тогда как ты не заботишься глубоко проникать сознанием спасительным, очищенным в сердце своё, то диавол и сеет в нём свои плевелы - растлевает его. 
  
При чтении молитв нужно иметь непременно точку опоры для мысли и языка — живую веру в Господа — для того, чтобы мысль и заодно с нею действующий язык, склонные к поспешности, не увлекли тебя стремлением своим, против воли, и не оставили тебя посрамлённым безо всякой мысли и слова. 
  
Ты привык обнимать всё только одним беглым взглядом ума и не прилагаешь сердца своего к тому, с чем встречаешься или что хочешь делать (речь здесь идёт о предметах духовных/религиозных/христианских - от авт.), например к прекрасным молитвам - и оттого ты как ветер, хочешь разом схватить всю молитву, совершенно забывая закон последовательности. Приложи своё сердце к тому, что читаешь, — и не унесутся, как бы по ветру, слова молитвы и не оставят мысль и язык твой без понятия и слова. 
  Замечай, как Господь строго, постоянно и настоятельно требует от тебя, чтобы ты читал молитвы при службах и требах со вниманием, неспешно, членораздельно: душевное мучение после скорого, невнятного, робкого чтения есть Его праведный, обличающий гнев.
  Ты торопишься при чтении молитв из раболепства людям, незаметного для тебя самого; старайся угодить только Богу и читать слово за словом.
  Ни в каком случае не пренебрегай ни одним церковно-богослужебным действием: молитвою, ектениею, возгласом, словом, но будь постоянно внимателен ко всему этому, зная, что нельзя без греха и мучения в душе небрежно прочитать торопливо или с пропусками ни одной молитвы, ни одного возгласа ектений, ни одного слова. — Пренебрегая немногим, можно дойти до пренебрежения ко всему. 
  Чтение медленное - и легко, и успокоительно для самого читающего, а чтение поспешное - трудно и беспокойно.
  
Боже мой! До сих пор я не научился не торопиться и не смущаться мыслию при чтении молитв и при произношении ектений и возгласов, несмотря на тяжелые вразумления, делаемые мне Богом скорбию и теснотою в сердце в этих случаях. Да вразумлюсь же, наконец! Верно слово Апостола: «скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Эллина». — Мир подаждь ми, падшему, Человеколюбче!.. 
  
Молитвы при требах старайся читать с искренним смирением, совершенным спокойствием, тихо и несколько нараспев - при этих условиях избежишь диавольской поспешности и смущения. Бог жестоко наказывает за поспешное, невнимательное чтение. Сегодня, 29 дня ноября, после Литургии, по обыкновению я был совершенно доволен собою, весел и спокоен ради принятого внутрь Таинства, но вскоре после обедни, ездивши причащать больную, я поторопился при чтении молитв вследствие диавольского смущения — и что же? Потерял в сердце мир и радость. Убийственная тяжесть давила мои внутренности, тоска и томление угнетали меня. Только молитвою и слёзным раскаянием смог я возвратить то блаженное состояние, которое произвел во мне Господь Своими Тайнами. Ах! Как тяжел для души грех! 
  Ты думаешь, что у нас в Требнике молитв при таинствах положено очень много, и готов упрекать сочинителя этих молитв в многоглаголании. Но ты ошибаешься. Чем выше дар, тем больше надобно просить о нём Бога, а что может быть выше даров, сообщаемых верующим в таинствах? Поэтому надобно иметь уважение к молитвам, положенным в Требнике при таинствах. Скучно повторять одно и то же, но делать нечего: надобно взять на час терпенье. А если будешь всегда готов к совершению таинств по своему душевному расположению и настроению, тогда и не будет скучно читать молитвы, положенные при том или другом таинстве. Скучно и тяжело читать их от неготовности и от мнительности. Не думай о людях, а со всем уважением к почтенной древности читай их, эти молитвы.
  
Убедись горьким опытом, как болезненно для души торопливо читать священные молитвы при требах. Как жестоко тиранит душу этот грех. Торопливость у тебя зависит от непонятного смущения, которое мгновенно также даётся от мнительности или от тяжёлого, мрачного представления, что тебе приходится продолжать труд читать. Старайся же с корнем вырвать самолюбие и леность.
  В нашем «ветхом человеке» есть замашка при чтении Слова Божия или Богослужебных книг, или писаний святоотеческих и вообще священных книг — тайно противиться сказуемому, то есть тому, что говорится и пишется. Это тайный голос ветхого противника, сатаны, который первый научился и научил падших духов и людей противиться Богу, Его святой истине и правде. Так я замечал и замечаю, что он и мне, сердцу и уму моему, противится тайно при чтении молитв, канонов, стихир, Символа веры, и я должен поборать и низвергать его замыслы. О, окаянный, прочь от меня, — враг истины и правды Божией! Ты ведешь к лжи, к проклятию и к смерти слушающих тебя, как Адама
 и Еву. 
  Печаль берёт меня о людях, не читающих Слова Божия вовсе, а читающих только газеты и светскую литературу. Горе им от неведения Слова Божия и воли Божией об них. Какой ответ дадут они Богу на суде?
  В нашем ветхом человеке есть замашка -
 при чтении Слова Божия или богослужебных книг, или писаний святоотеческих и вообще священных книг иногда тайно противиться сказуемому - то есть тому, что говорится и пишется. Это тайный голос противника-сатаны, который первый научился и научил падших духов и людей противиться Богу, Его святой истине и правде. Так я замечал и замечаю, что он и мне, сердцу и уму моему, противится тайно - при чтении молитв, канонов, стихир, Символа веры. И я должен бороть и низвергать его замыслы. О, окаянный, прочь от меня — враг истины и правды Божией! Ты ведёшь ко лжи, проклятию и смерти слушающих тебя - как и Адама, и Еву.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 

 
 
  

"Читайте отеческия книги, но более деятельныя, потому что при вашем устроении умозрительныя могут принести больше вреда, чем пользы. А из деятельных вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Бог призрит на вас и пошлет Свою помощь к исполнению Его воли. А то хоте весь разум Писания иметь, но с самомнением никакой пользы не обрящете. Ибо враг умеет строить подсады и прельщать таковых мнимым утешением, как он является и во образе Ангела светла, так и в мысленных и душевных деланиях производит свои действия, от которых да избавит Вас Господь.
(Прп. Макарий Оптинский)"


 

  

"
Кто не пожалеет, что, пребывая в тишине любомудрия учеников Господних, ты привлекаешь к себе шум и брожение языческих писателей и стихотворцев? Скажи мне, что у них предпочтительнее нашего? Не лжи ли и смеха исполнено все, о чем они заботятся? Не от страстей ли их божества? Не ради ли страстей у них мужественные дела? Не ради ли страстей их подвиги? Поэтому избегай чтения об этой срамоте, потому что страшным образом растравляет оно раны, начавшие подживать, – избегай, чтобы лукавый дух не возвратился с большей силой и не нанес тебе поражения, которое будет гибельнее прежнего неведения или прежней лености.
(Прп. Исидор Пелусиот)"


 

"Тому, кто научился молиться как должно, не столько потребно чтение, потому что его душу исполняет божественным светом и божественно изменяет благодать Святого Духа. Но тот, кто предпочитает больше сидеть за чтением, нежели научаться молиться как должно, находится в прелести и сам себя отдаляет от спасения; лучше же сказать, таковый бесчувствен, хотя и говорит, что прочитал все Писание и всегда имеет его на языке. Не может быть, чтобы плод земной созрел без теплоты солнечной. Пусть семя прозябнет во время зимы и весною прорастет и даст ствол, но если все время будет стоять пасмурное и холодное, то никак не созреет плод его. Это будет произрастание ни к чему негожее и бесполезное, лучше бы ему совсем не прорастать. Таким же образом и тот, кто не согревается теплотою умного Солнца - Христа Господа, посредством молитвы, как должно совершаемой, не может получить зрелого плода духовного, то есть сладости и пользы от чтения своего.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"







"Одно из больших препятствий к сохранению внутреннего мира есть, брате мой, связание себя, как непреложным законом, определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтири, столько-то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат все прочитать, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитываемого и в уме порождаются ли какие-либо духовные мысли и созерцания; и когда не придется им всего прочитать, тревожно смущаются и мятутся не о том, что лишились духовных от чтения плодов на созидание внутреннего своего человека, а что не все прочитано.
(Прп. Никодим Святогорец)
"





"Хочешь ли насладиться стихословием, во время службы своей, и постигнуть смысл произносимых тобою словес Духа? Отложи совершенно в сторону количество стихословий, не принимай в расчет знания меры в стихах, оставь обычное громогласие; но углубляйся умом твоим в изучение словес Духа, пока душа твоя не возбудится к высоким разумениям, и чрез то не подвигнется к славословию, или к полезной печали. В рабском же делании (в вычитывании только положенного) нет мира уму; а смущение отнимает обыкновенно вкус у смысла и понятливости и расхищает мысли. Смущение прилично назвать колесницею диавола, потому что сатана имеет обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить и несчастную душу, и погружать её в смущение. 
(Прп. Исаак Сирин)" 







"Многие из христиан думают, что большую доставляют пользу душе, когда читают псалмы Давидовы с тропарями и совершают другие положенные молитвословия, тем самым, что прочитывают их... Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует. Так, кто говорит Богу в молитве: да приидет царствие Твое, а не знает, как приходит сие царствие, не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие царствие? Какая потому польза, что говорит он в молитве: да приидет царствие Твое? Господь говорит в святом Евангелии: покайтеся, приближися бо царствие Божие. Итак, хочешь, чтобы пришло к тебе царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: да приидет царствие Твое, не придёт оно к тебе. Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатью Пресвятого Духа. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

















  Чтение злое является следствием (одним из многочисленных проявлений) сластолюбия...   
  Вредность неправильного чтения как раз в том и заключается, что оно развивает в человеке как саму свою причину - сластолюбие, так и неотделимые от него гордость, своеволие и злолюбие...
  Чтение злое противостоит чтению доброму...
  Человек может читать не только для непосредственного получения удовольствия от него (например, читая литературу явно порочного содержания)...
  Причиной чтения неправильного могут быть любые известные нам пороки...
  Но целью такого чтения все равно в итоге является получение того или иного вида удовольствия...
  Опасность злого чтения заключается нередко в скрытной порочности его причин... 
  Ведь читать неправильно можно источники любого содержания, в том числе и добрые (например, Библию, творения св. отцов и пр.)...
  Например, фарисеи непрестанно изучали Ветхозаветные книги...
  Но делали они это из гордости, властолюбия, славолюбия, сребролюбия и пр., и пр. пороков, цель которых - удовольствие...
  Нередко люди читают из-за казалось бы, безобиднейшего любопытства (например, древние Афиняне, слушавшие проповедь св. ап. Павла в Ареопаге)...
  Но и стремление к удовольствию от приобретения информации (напр., от истины) - тоже очень вредно, т. к. не позволяет человеку устремиться непосредственно как к самой истине, так и к ее Источнику - Истине Абсолютной, Христу...
  Излишним будет, наверное, напоминать, что чтение злое способствует и без того недисциплинированному уму человека еще более развращаться своим вниманием к предметам как внутренним (помыслам), так и к внешним, все более и более лишая его способности к молитвенной концентрации...
  И вредность, и опасность чтения неправильного трудно переоценить, поскольку оно увеличивает человека в своих многочисленнейших же злых причинах...
 
  Врачуется чтение злое покаянием в нем, посильным воздержанием от чтения источников, содержащих явно порочное содержание и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в мученичестве и неотделимых от него смирении, послушании и добролюбии...
 
  
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья о клиросном чтении игум. Бориса (Долженко) с сайта Тихая пристань...








 

                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (25 Апр 13)
Просмотров: 860

Поиск