"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Фатализм

  - огорчение Христа стремлением к вере в предопределение/неизбежность/неизменность/неотвратимость как внешних, так и внутренних обстоятельств...








  "9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
  10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
  11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
  12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
  13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
  (Ин. 1)"






  "Кальвин учит, что после грехопадения человек потерял свободу воли, и поэтому он творит зло не свободно, а по необходимости. Он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от духовного состояния человека, его образа жизни. При этом Кальвин, с его холодным рационалистическим умом, доходит до страшных утверждений. Он делает вывод что Бог есть причина зла, что зло совершается согласно воле Божией. Когда Кальвин в своем учении настаивает на том, что творцом зла является Бог, он производит впечатление человека одержимого. Приведём несколько характерных цитат:
  “Бог определяет и предписывает в Своем Совете, чтобы некоторые уже от чрева матери несомненно предназначались к вечной смерти, дабы имя Его славилось в их погибели.”
  “Он (Бог) не создает всех людей в одинаковых условиях, а назначает в удел одним жизнь, а другим - вечное осуждение.”
  “Бог не только предвидел падение первого человека и происшедшее через это разрушение его потомства, но и хотел этого.”
  По сути - это страшное антихристианское учение!
  Когда на православном Востоке стало известно кальвинистское учение о предопределении, то по этому поводу в Иерусалиме в 1672 году был созван Собор с участием всех четырех Восточных Патриархов: Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. На этом соборе реформатское учение было осуждено и его проповедники преданы анафеме.
  Всякого рода посты, аскеза, внутренняя борьба со страстями кальвинизмом не признаются важными для спасения. Принадлежность к Церкви тоже не является безусловным признаком. Кальвин говорил, что те, кто вне Церкви - безусловно погибнут. Но даже если человек является членом видимой церкви, то это еще не гарантия того, что он принадлежит к тем, которые предопределены ко спасению.
  Так как же можно определить что на человеке почиет благословение Божие? По тому, с каким успехом осуществляются его мирские дела. Если его коммерческие дела идут успешно, если ему Бог дает распоряжаться многим имуществом, то это знак милости и благоволения Божия (это очевидный возврат к Ветхому Завету, когда по внешнему благосостоянию и преуспеянию человека судили о том, насколько он угоден Богу). И получилось, что достижение внешнего, материального преуспеяния стало считаться очень важным признаком близости человека к спасению.
(О ереси Кальвинизма)"


   



"Вся наша жизнь, есть дивная тайна, известная одному Богу. Вся наша жизнь чудесно располагается по некоему таинственному плану, который мы не замечаем и не понимаем. Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам неизвестна. Мы не понимаем значения того или иного обстоятельства, но во всем есть глубокий смысл. Случайного нет в нашей жизни.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"


 
 
 

"Случайностей в жизни нет – всё происходит по Божьему промыслу или попускается ради нашего спасения, отражая наше внутренне состояние и потребности.
(Иеромон. Серафим (Роуз))"

 


 

"Всё мимо идёт: и хорошее, и худое, а ни люди, ни бесы не могут сделать того, что Бог не попустит.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 
 
  "Бог сотворил человека самовластным как независтный, всещедрый и благий.
  Если стараемся мы врачевать иные телесные болезни, ради того, чтоб не смеялись над нами те, с кем случается нам быть; то гораздо более необходимо нам со всею заботою постараться уврачевать болезни душевные, чтоб не оказаться бесчестными и осмеяния достойными пред Богом, пред лицем Коего имеем суд прияти. Ибо, имея самовластие, мы можем, если захотим, не делать худых дел даже тогда, как вожделеваем их; в нашей также власти есть жить благоугодно Богу, и никто нас не принудит никогда сделать что–либо худое, если не хотим. Так подвизаясь, мы будем людьми Бога достойными, живя как Ангелы на небе.
   Если хочешь, можешь быть рабом страстей и если хочешь, можешь остаться свободным, не подклоняясь под иго страстей: ибо Бог создал тебя самовластным. Побеждающий страсти плотские венчается нетлением. Если б не было страстей, не было бы ни добродетелей, ни венцов, даруемых от Бога людям достойным.
(Прп. Антоний Великий)"





 
"Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно.
(Свт. Иоанн, митр. Тобольский)"


 



   "Ни один человек не появился на свет стихийно или случайно. И затем ничего случайного не происходит в его жизни. Еще прежде существования этого мира Господь знал каждого из нас, каждый из нас - Его творческий замысел, причем уникальный. Блаженный Августин в своей "Исповеди" говорит, что Господь любит каждого человека так, как если бы он был единственным. И при этом решительно всех любит так же, как и каждого. Мы, люди, не какая-то однородная масса пред Богом, не какая-то безликая толпа, в которой одним больше, одним меньше - значения не имеет.
  Нас на земле уже несколько миллиардов, но нет ни одного человека, который был бы для Бога безразличен. Мы все дети Божии, верные и неверные, любящие и нелюбящие, пламенеющие сердцем и ко всему равнодушные. Мы настолько разные, разные прежде всего по отношению к Богу, но все равно любимые Господом и дорогие для Него.
  И о каждом из нас у Господа есть Свой Промысл, можно сказать, некий идеальный план, то лучшее, чем каждый из нас мог бы стать. Мы об этом плане-замысле чаще всего не знаем, даже не догадываемся. А Господь хочет исполнения его, ибо желает для нас спасения и вечного блаженства. И Он обязательно приоткрывает этот Свой замысел человеку, который стремится его узнать. 
(Игум. Нектарий (Морозов)



  


"Все обстоятельства жизненные для того и посылаются Богом, чтобы человек учился в них, извлекал для себя из них духовные уроки. Они все пройдут, но с чем останется душа? Вполне верую, что воля Божия открывается в обстоятельствах, окружающих нас. 
(Игум. Арсения (Себрякова))"






  "Но не надо думать, что наша судьба как-то предначертана заранее. Нет, она зависит от того, как мы себя ведем, развивается ли наша жизнь по воле Божией. Вот открываешь глаза – и первая мысль у тебя должна быть: а какова воля Божия? Есть ли воля Божия, чтобы мне еще полчаса полежать, или есть воля Божия встать? Вопроси свою совесть. Совесть скажет: вставай. Ну что ж, встал. Слава Тебе, Господи! Можно какие-то дела броситься сразу делать, а можно помолиться. Вроде бы какая разница, позже помолиться или раньше? А ты вопроси свою совесть: Господи, вразуми, что лучше вперед? Господь скажет: помолись.
  Помолился, правило прочел, дела сделал необходимые, пора на работу. Теперь воля Божия какова? Угодно ли Богу, если я опоздаю на работу? Опять вопроси свою совесть. Она скажет: нет, не угодно. Почему? Какое отношение к духовной жизни имеет моя работа? Вот сижу там с бумажками или с какими-то железками. Но если ты опоздаешь на работу, значит, кто-то будет нервничать; кто-то будет злорадствовать, что тебя накажут; кто-то будет страдать от тебя, потому что ты будешь бежать и кого-то толкнешь, и так далее.
  Сколько можно из этого опоздания вреда натворить окружающим, не говоря уж о вреде себе. Потому что, когда ты бежишь сломя голову на работу, вряд ли ты о Боге вспоминаешь, а потом, когда прибежишь – пока очухаешься, к работе пока еще приступишь. Вот такая простая вещь: на работу не опоздать, – и то как это важно. А если прийти вовремя или даже еще пораньше – какая будет в этом красота! Потому что, приходя пораньше, мы, может быть, и другого подвигнем так делать.
  Даже в таких мелочах мы можем Богу угождать или, наоборот, не угождать Богу, а угождать себе. И если мы будем в своей жизни, самой обыденной, к мытью посуды, к штопанью носков, к стоянию в очереди в прачечной относиться внимательно, то увидим бездну возможностей для спасения нашей души. Вот стоишь в очереди, жарко, душно, кто-то вперед лезет, кто-то препирается, кто-то начинает ругаться, что долго записывают, долго взвешивают или еще что-то. А ты стой и смиряйся.
  Как хорошо – вот тебе и подвиг христианский, не надо терпеть разбойников, не надо тысячи поклонов. Представь себе, что на твоем месте стоит, допустим, преподобный Сергий Радонежский с авоськой. Как бы он себя повел? Вот и ты так же делай. Глядишь, пока в очереди ждешь, получишь колоссальную духовную пользу, которую не заработаешь никакими поклонами, никакими кафизмами, если они совершаются формально.
  То есть спасение у нас вокруг. Сейчас не спасется только глупец, потому что все настолько перекорежено, все настолько вверх ногами, все устроено так, чтобы человека только раздосадовать, раздражить, разозлить. И если мы будем сдерживать свой гнев, умерять свои похоти, желания, аппетиты, искать смирения, то для нас откроется огромное поле деятельности. И хотя бы один день в неделю проживя как настоящие христиане, мы достигнем очень многого. А потом ко дню будем еще день прибавлять, еще день, пока не придем в меру совершенного возраста Христова.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"


















  Фатализм (неправильная вера в судьбу - см. вопрос/ответ № 91) противостоит правильной вере во всеобъемлющий промысел Божий (в воспринимаемую человеком милость Божию), неотделимый от свободы человека осознанно и свободно выбирать между злом и добром (принимать/усваивать или отвергать/отсекать то или другое)...
  Фатализм является следствием атеизма, безрассудства или и ложной религиозности (язычества, ислама и пр.)...
  Вредность и опасность фатализма трудно переоценить...
  Во-первых, он взращивает в человеке свои же причины - и атеизм, и безрассудство (из которого вырастает смертный грех ереси), не позволяя человеку изменить свое мировоззрение с ложного на истинное, покаяться и обратиться к жизни по заповедям Христовым...
  Во-вторых, если остатками фатализма обладает христианин, то это склоняет его к нерадению и пассивности, оправдывая любую внутреннюю и внешнюю бездеятельность и тем самым опять-таки не позволяя ревностно и усердно исполнять заповеди Иисусовы (даже и каяться)...  
  Фатализм сродни суеверию и так же ослабляет веру человека как в бытие Самого Бога, так и во всемогущество и вседержительство Его промысла...
  Фатализм отсекает саму возможность человека к спасению, т. к. оно возможно только при взаимном соработничестве (синергии) и Бога, и человека...
  Ибо Царство Божие только "силою берется" - усиленным исполнением всех Христовых заповедей (первая из которых - покаяние)...  
  Склоняет фатализм человека и к унынию, и к печали, и к отчаянию, которые св. отцы относят по-справедливости к смертным грехам, впадая в которые в полной мере, человек становиться полным гуманитарным импотентом, не желающим и не могущим даже пошевелить пальцем ради спасения своей бесценной души...
  Необходимо отметить и самую важную вредность фанатизма - это отвержение реализации личной свободы...
  Важнейшим элементом замысла Божия по отношению к любому человеку, приходящему из небытия в этот мир, является формирование отрицательного отношения человека ко злу (ненависти ко злу) и положительного отношения к добру (воспитание добролюбия)...
  Господь постоянно/непрестанно вводит человека на протяжении всей его жизни в такие именно обстоятельства, которые наиболее оптимальны/эффективны с точки зрения реализации свободы человека - его негативного определения/отношения ко злу и позитивного к добру...

 
"На каждого из нас у Бога есть план – и прекрасный план. Поверь в это, доверься Ему, и ты сам это увидишь. Господь заберет у тебя весь твой страх, всю твою тревогу. Исчезнет беспокойство, этот холод в животе, который бывает у школьника, идущего в школу, не выучив урок. 
Именно такое чувство появляется у нас тогда, когда нам не хватает веры, любви, понимания того, что наши ближние любят нас, и что помимо этого есть еще святые, которые молятся за нас, и есть Бог, Который защищает нас.
(Архим. Андрей (Конанос))"


 



  Отвергая зло и устремляясь к добру, человек неизбежно приходит и к Источнику добра, к Самому Абсолютному Добру, к Святой Троице во Христе - спасается...
  Фаталист же (подобно и равнодушному) ничего не выбирает (не пытается преодолевать искушения и тем самым определиться/созреть в своём положительном отношении к добру и отрицательном ко злу), он ни к чему никак не пытается относиться - он просто плывёт по течению обстоятельств и реагирует на них безвольно/физиологически/психически/рефлекторно/безрассудно/гибельно...
  Это своего рода испорченные/ложные/мнимые смирение, кротость и послушание, при которых отсутствуют истинные и послушание Богу, и доверчивость Христу - в жизни фаталиста отсутствуют и Бог истинный, и вера в Его промысел...
  Внешне фатализм в этом аспекте непротивления обстоятельствам очень напоминает преданность христианина в руки Божии - но лишь только снаружи...
  Без Бога человек движется к погибели, как бы это движение не выглядело внешне благопристойно...
  Нередко и христиане, невольно или неосознанно путают элементы фатализма/безволия/безответственности (которые имеются в той или иной степени в каждом человеке) с отсечением собственной воли и принятием воли Божией, склоняясь к духовной слепоте, нечувствию и безрассудству...
  Христиане обязаны во всём и всегда сначала без лицемерия определять что есть что и мужественно отделять зёрна (добро) от плевел ( от зла) - к добру склоняться, а от зла отвращаться...
  Именно здесь и проявляется свобода человека - в его отношении ко злу и к добру, именно здесь и реализуется замысел Божий о человеке и отвергая его, человек-фаталист совершает тем самым страшнейший (ужасный по своим последствиям) злой акт противления воле Божией (хотя бы и неосознанно) - самую первую/основную форму своеволия, неотделимую от гордости, сластолюбия и злолюбия - от ненависти...
  В этом своём погибельном аспекте фатализм схож/сроден с равнодушием, которое также не позволяет человеку реализовать свою свободу в отказе от неё...
  И как равнодушного (ни "тёплого" - выбирающего добро, ни "холодного" - выбирающего зло) Господь, по Его же собственным словам, "изблёвывает" в Откровении, точно так же Он, увы, поступит и с фанатиком...
  Этот апокалиптичекий образ в яркой/образной форме со всею очевидностью/определённостью поясняет/показывает невозможность спасения как равнодушного, так и фаталиста - любого человека, по тем или иным причинам в течении своей земной жизни отвергнувшего свою свободу выбора между добром и злом, отвергнувшего и промысел, и Самого Промыслителя (т. е. самого отвергнувшего своё собственное спасение)...
  Нежелание совершать спасительное усилие ("Царство Божие силою берётся"), исходящее нередко из малодушия, сластолюбия, нерадения и пр., как бы перекладывает личную ответственность человека за свою жизнь в фатализме - на судьбу (непреодолимые внешние обстоятельства), а в православии нередко на духовников и т. н. старцев, отвергая тем самым давнишнюю аскетическую истину о том, что в последние времена жизнь по приказу заменена на жизнь по совету, которая предполагает и личный выбор ученика Христова (неотделимый и от рассудительности), и личную ответственность за этот выбор...
  Если в древние/благодатные времена послушники выбирали лишь старцев и решали слушаться или нет их беспрекословно, то ныне новоначальные выбирают для себя - изучать/читать им св. отцов или нет; соотносить/сравнивать ли их учение с советами современных учителей или не анализировать; отвергать ли советы, если в них есть противоречие св. отцам или нет; принимать ли советы, если в них есть соответствие святоотеческому учению, единомыслие со св. отцами или нет; и исполнять или игнорировать... 

"Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия - "старцы", которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 




  Ибо в наши "последние" времена безапелляционные приказания отсутствующих бого/духоносных старцев заменены на советы/поучения/опыт св. отцов, которые они в изобилии преподали в своих книгах всем жаждущим/страждущим христианам "последних" времён...  
 
  Врачуется фатализм покаянием и в нём, и в маловерии, православным и умеренным светским образованием, а также усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей веру и рассудительность человека...  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры и Православие и мир...



 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (20 Апр 13)
Просмотров: 909

Поиск