"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Хвастливость неправильная (Бахвальство/Самохвальство)

    - огорчение Христа стремлением к славе человеческой/суетной/временной/преходящей/тленной/земной демонстративными/внешними/телесными поступками/действиями/словами...






  "14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками. 
  (Прит. 25)"
  "1 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
  2 Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.
  (Прит. 27)"
  "23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.
  24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.
  (Иер. 9)"
  "2 И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и всё, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своём и во всём владении своём.
 
 5 И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа:
  6 вот, придут дни, и всё, что есть в доме твоём и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.
  7 И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского.
  (Ис. 39)"
  "14 Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 
  31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. 

  (Ис. 43)"
  "23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 
  (Иер. 9)"
  "27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
  28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
  (Рим. 3)"
  "12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
  13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
   (Гал. 6)" 
  "10 Господь сотрёт препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесёт рог помазанника Своего. 
  (1 Цар. 2)"
  "1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
  5 собою же не похвалюсь,
  11 Я дошёл до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня,
  (2 Кор. 12)"










  "14 А я не желаю хвалиться - разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
  (Гал. 16)"


 
 
 

  "Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить похвалу и удивление всех людей, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и ожидающему от Него похвалы, невозможно пользоваться похвалой и доброй славой у всех людей; он называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской пренебрегают добродетелью.
  Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что хвалимые немного заботятся о самой добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельного, если он станет защищать обижаемых от обидящих, терпящих зло – от желающих делать зло? И еще, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут хвалить его, а другие – порицать? Поэтому Господь говорит: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» 
  Сколько вреда делают нам друзья, когда хвалят и ласкают нас, столько же пользы приносят враги, говоря о нас дурно, хотя и справедливо, если только мы захотим надлежащим образом воспользоваться их порицаниями. Ведь друзья из любви часто и льстят нам, а враги обличают наши грехи. По самолюбию мы не видим своих недостатков, а они по вражде смотрят за нами внимательно и своим злословием ставят нас в необходимость исправляться. И вот их вражда становится для нас источником величайшей пользы, потому что, вразумляемые ими, мы не только познаем свои грехи, но и отстаем от них. Похвалы надмевают до безумия и своею сладостью уничтожают то, что заслуживало награды. Почему ты ищешь похвалы от людей?
  Разве не знаешь, что эта похвала, как тень, растворяется в воздухе и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают. Не будем дорожить похвалой человеческой и не будем добиваться славы от людей, но ради Того Единого, Который испытывает сердца и утробы, будем совершать добрые дела и избегать нечестия. Значительность похвал обычно обременяет совесть не меньше, чем грехи. Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженной и слабой. Уклоняйся от людских одобрений – и тогда получишь многие похвалы и у Бога, и у людей.
  Ища людской похвалы, ты бесчестишь не только себя, но и Бога. Будем же взирать только на то, чтобы нас похвалил Бог; если мы будем это иметь в виду, то никогда не станем искать похвалы у людей, а если они и похвалят нас, станем презирать такую похвалу, осмеивать ее и гнушаться ею.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 
 
 

"Если охотно слушаешь похвалы себе, нет в тебе страха Божия. Горе нам, что мы, исполненные всякой скверны, услаждаемся похвалами человеческими.
(Авва Исаия)"

 
 
 
 
"Когда человек почитает сам себя рачителем заповедей; тогда явно он погрешает, и не хранит верно заповеди; потому что сам о себе произносит суд, и не ожидает Дающего истинный суд. Когда Дух Божий спослушествует духови нашему, по изречению Павлову: тогда только бываем неложно достойными Христа и чадами Божиими, а не когда будем оправдывать себя в собственном своем самомнении. Ибо сказано: не хваляй себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет. Когда оказывается, что нет в человеке ни памятования о Боге, ни страха Божия, тогда великая настоит ему нужда, любить славу и уловлять похвалы тех, кому услуживает. А такового Господь наименовал неверным, как было уже сие объяснено; ибо сказано: како вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единаго Бога, не ищете?
(Прп. Макарий Великий)"


 
 
 
  "Возлюбленные мои, никто из нас не должен хвалиться своей глупостью и говорить: «Я сильнее врага своего и не пощажу его». Кто говорит или думает так, тот не имеет никакой власти над душою своею. Его наследием будет то место, где непрестанный плач, скрежет зубов, где черви не усыпают и огонь не гаснет. Не хвались делами своими ни в сердце своем, ни на словах и не говори: «Я то и то сделал; я никому не сделал обиды, никому не причинил печали». Такие словá показывают только тщеславие; но кто заражен тщеславием — тот есть жилище нечистых духов. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем.
  
Господь наш Иисус Христос в Святом Своем Евангелии говорит: в терпении вашем стяжите дýши ваша, также:претерпевый до конца, той спасен будет. Итак, мы должны подвергаться трудам и любить терпение, чтобы получить всё, что обещано нам на небе. Не должны хвалиться трудами и терпением своим прежде, нежели совершенно окончим их. Никакой художник не хвалится изделием своим, прежде нежели совершенно окончит его.
  
Мы должны постоянно исполнять заповеди Господни, ненавидеть самих себя, не делать другим того, чего сами себе не желаем, любить мир, быть смиренными, ненавидеть гордость сéрдца, благодетельствовать врагам своим, благословлять клянущих нас, обуздывать язык свой, укрощать гнев, избегать пустословия и ненависти к ближнему. Если в продолжение всей жизни постоянно будем исполнять всё сие, то по смерти можем хвалиться своими делами и с уверенностью ожидать приличной награды, подобно тому человеку, который весь день трудился и получил за сие награду. Бог наш не несправедлив. Он каждому воздаст по делам его.
  
Только тот может назваться блаженным человеком, кто приобрел победу смирением и получил славу не в сей, но в будущей жизни, как упоминаемый в Евангелии нищий Лазарь. Будем жить так, чтобы могли мы сказать некогда: смирихся, и спасе мя Господь. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 
"Не хвались сам и хвалы от других не принимай с удовольствием, чтобы не принять здесь воздаяния за свои благие дела похвалой чело веческой: «Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили»,— говорит пророк. Ибо от похвалы рождается самолюбие, от самолюбия же – гордыня и надменность, а затем и отлучение от Бога. Лучше не сделать ничего славного в мире, нежели, сделав, безмерно величаться. Ибо фарисей, сделавший славное и похвалявшийся, от возношения погиб; мытарь же, ничего благого не сделавший, смирением спасся. Одному благие дела его от похвалы стали ямой, другой же смирением был извлечен из ямы; ибо сказано, что мытарь «пошел оправданным в. дом свой более, нежели тот». Похвалился Давид исчислением множества людей и смертною казнью людей своих был наказан. Езекия похвалился множеством богатства перед вавилонскими послами и был лишен сокровищ своих. 
(Свт. Димитрий Ростовский)"
 
 

 
  "Все хвалят свою веру как правую, но не тот правый, кто себя хвалит, а кого Бог похваляет; а нашу веру Сам Бог прославляет непрестанно во святых Своих. Идите к мощам святых угодников и смотрите: чья вера права. В какой еще вере творит Бог такие чудеса, как в православной? В какой ещё вере люди удостаиваются нетления и благоухания тел по смерти?
  Фарисеи и мытари не по имени, а по делам есть и теперь. Страсть превозношения и самохвальства господствует и ныне в сынах падшего Адама. Откуда в нас она? Оттуда же, откуда произошли все наши грехи наши - от первого прародительского греха.
  Человек создан был для того, чтобы любить Бога как причину своего бытия больше всего - чтобы взирая на Его совершенства и подражая им, свято исполнять его волю. Но он полюбил себя больше, чем Бога, он захотел Его совершенства присвоить себе (украсть/похитить их - от авт.), пожелал быть сам столь же великим как Бог, захотел стать самозаконником, подвергся самолюбию и гордости, и - пал.
  Мы знаем, что люди пали не сами собою, а по искушению от диавола. Нужно ли распространяться о том, что гордость или самохвальство, соединённое с унижением ближнего, есть болезнь души нашей? 

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 
 
"Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы похвалы. И если душа примет похвалу, то благодать отступит, покамест не смирится душа. И так всю жизнь человек будет учиться смирению Христову, и покуда не научится, не познает душа покоя от помыслов и не сможет молиться чистым умом.
(Прп. Силуан Афонский)"







"Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» — верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.
(Свт. Василий Великий)"






"Лучше смиренно сознаваться во грехах, нежели горделиво хвалиться добродетелями.
(Блж. Августин, еп. Иппонийский)"


 



"Видящий духа прелести — в явлениях представляемых им,— очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно.
(Прп. Максим Капсокаливит)"


 

 
"
Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей.
(Прп. Максим Исповедник)"



  
"Если хочешь, чтобы твои добродетели были угодны Богу, не хвались ими.
(Свт. Иннокентий Аляскинский)"







  "Господь учит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». А мы обычно на каждом перекрестке кричим: «Я ей это сделала, я ей то, я ей се». Только себя и нахваливаем: «Какая я хорошая, какая добрая». Некоторые имеют наглость прямо так и говорить: «Я всем всегда делаю только одно добро».
  Думаешь: да это святая, надо икону писать и лампаду вешать. А чуть копни — и увидишь сразу, какое там добро лежит. Оказывается, и домашних замучила, и детей запилила, и внуки уже шарахаются. А почему так? Да потому что все должно быть по-моему: надо всех заставить, чтобы одевались, как я хочу, чтобы жили, как я хочу, чтобы все было по-моему. Потому что на самом деле любви-то нет, а одно только властолюбие.
  Поэтому если добро какое-нибудь делаем, надо стараться, чтобы никто этого не видел — тогда увидит Бог, Бог и наградит. А если люди будут хвалить, то, значит, Бог не даст награды, потому что ты уже награду получил: тебя похвалили. Многие стараются трудиться, чтобы их заметили. Запомни: если тебя люди заметят, от Бога награду не получишь.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"







"Похвала наша да будет от Бога, а не от нас самих. Бог ненавидит тех, которые хвалят сами себя. Пусть свидетельство о добром поведении нашем будет дано от других.
(Свт. Климент Александрийский)"

















  

  Другими словами, хвастливость (по словам св. ап. Павла хвастливость плотская/"по плоти") есть внешнее славолюбие - его телесное (чаще всего словесное) проявление/следствие...
  Хвастливость противостоит скромности...
  Вредность хвастливости заключается в том, что она усиливает свою причину (славолюбие), в свою очередь рождающуюся из гордости, неотделимой от сластолюбия, своеволия и злолюбия (в свою очередь происходящих из ненависти - усиливающих и её)...
  Опасность хвастливости состоит в нескольких аспектах...
  Во-первых, её словесная версия очень малозатратна по своему труду (как в народе говорят - "языком трепать, не брёвна ворочать"), а во-вторых, хвастливость нередко маскируется под некую форму дерзновения (подобную апостольской), претендующую на вариант милости/милостыни (как мирской/материальной/светской, так и религиозной/миссионерской)...
  Опасна хвастливость и своею привлекательностью с точки зрения её эффективности - достижения порочных целей...
  Особенно хвастливы были Евангельские фарисеи и же с ними, напоказ (хотя нередко и молча) раздававшие милостыню, пожертвования на храм, выплату десятины, носившие нарочито увеличенные/удлинённые кисточки на одеждах, расширенные повязки с молитвами на лбах и пр., и пр. ...
  Хвастливость опасна ещё и тем, что нередко соединена с сопутствующими пороками - напр., с обаянием, блудом, сребролюбием, властолюбием и пр. (развивая параллельно/одновременно и их тоже)...  
  Хвастливость является очень цепкой и прилипчивой привычкой/навыком человека невоцерковлённого и сопровождает практически до гроба (в той или иной степени/формах/проявлениях) даже и человека православного/воЦерковлённого...
  Недаром смиренномудрейший Великий Макарий Египетский говорил, что в любом человеке всегда остаётся нечто гордостное (как некая пародия/атавизм на образ Божий) - наверняка он и сам свою тончайшею чувствительною душою ощущал эту хвастливую заразу и в себе самом, и среди своих ближних (хотя бы на уровне и слабейших помыслов)... 
  В человеке существует неистребимая потребность быть лучше, чем он есть в настоящий момент - человек всегда (хотя бы и бессознательно) стремится к возрастанию в добре...
  В этом смысле хвастливость и предоставляет человеку самый лёгкий (хотя и иллюзорный/мнимый/"прелестный") способ и в своих собственных глазах/уме, и в глазах/уме ближних быть ч. н., "хорошим"...
  Длительная/интенсивная хвастливая практика нередко вводит в такую прелесть (заблуждение) и самого хвастуна, который начинает уже и искренне верить в мечту о своём добром/сильном состоянии...
  В этом состоит основная/главная вредность хвастливости - вместо самоукорения/самоосуждения (проявления смирения/славолюбия правильного/доброго), являющихся неотъемлемой частью покаяния, хвастливость прославляет не Бога, а себя самого (нередко и в ущерб ближнему), вовсе не позволяя человеку придти к покаянию и спасти свою бесценную душу - воЦерковиться... 
  Опасность хвастливости состоит ещё и в его универсальности...
  Практически любыми поступками/действиями/словами (или и их отсутствием - бездействием) человек может хвалиться...
  Человек может хвастаться постом, а может и обжорством/обпитием (посмотрите какие шоу/состязания устраиваются в США), может хвалиться скромной/бедной/старой одеждой, а может и дорогой/модной, нищетой или богатством и пр., и пр. ...
  Как тщеславие (по словам столпов церкви) неотступно следует за человеком, нахваливая его внутри за любое действие, так и хвастливость (хотя и в чуть меньшей степени, т. к. для тщеславия ничего материального не надо, а для хвастливости необходимы внешние предметы) может использовать любые внешние обстоятельства, которые окружают человека... 
  Если тщеславие является страстью (пороком внутренним), то хвастливость является уже грехом (пороком внешним) - в этом их различие...  
  Вредность любого греха в том и заключается, что будучи следствием/проявлением (как бы некоей формой/сосудом), он усиливает своё собственное содержание/сущность, закрепляя/запечатлевая её (страсть) и помогая ей достичь степеней привычки и навыка (уровня, когда порок, проникая как бы во всё человеческое духовно/душевно/телесное естество, становится уже как бы его второй натурой/природой)...
  А навык чрезвычайно трудно/тяжело подлежит исцелению, поскольку, имея свою крайне порочную степень, приносит и соответственно тяжёлую скорбь как при воздержании от него, так и при покаянии (плач)... 
  Но, тем не менее, исцеление от хвастливости ничем не отличается от исцелений от других пороков - необходимы и максимально сильное/полное покаяние в ней, и посильное воздержание от него, и скрытный/непрестижный общественно-полезный труд (милостыня), и особенно трезвение - размышление о его вреде/опасности, о полезности самоукорения/самоосуждения/покаяния, наблюдение за страстями гордости, немедленное отсечение их ещё на уровне прилогов и посильные упражнения в непрестанной молитве (желательно в Иисусовой)...
  Как и любой порок, хвастливость имеет имеет свою добрую сестру (вернее - первопричину/мать) - хвастливость правильную, исходящую из доброго/правильного славолюбия и являющуюся проявлением дерзновения:

  "12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. 
  (Пс. 5)"
  "2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
  3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
  (Пс. 8)"
  "8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
  9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
  (Пс. 19)"
  "2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
  3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
  (Пс. 33)"
  "23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня,
  (Пс. 49)"
  "11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем. 
  (Пс. 63)"
  "24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. 
  (Иер. 9)"
  "14 Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя. 
  (Иер. 17)" 
  "7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
  9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдёт.
  10 Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
  11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
  14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
  15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
  16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
  17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её.
  18 Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
  (Ин. 10)"
  "9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
  10 а богатый – унижением своим, потому что он прейдёт, как цвет на траве.
  (Иак. 1)"
  "1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
  2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
  3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
  4 от терпения опытность, от опытности надежда,
  5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
  11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
 
  (Рим. 5)"
  "12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
  13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
  14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
  (2 Кор. 1)"
  "12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. 
  (2 Кор. 5)"
  "14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
  (2 Кор. 7)"
  "23 Что касается до Тита, это – мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это – посланники церквей, слава Христова.
  24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
  (2 Кор. 8)"
  "1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
  2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
  3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
  4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью.
  (2 Кор. 9)"
  "13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
  14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
  15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
  16 так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
  17 Хвалящийся хвались о Господе.
  18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
  (2 Кор. 10)"
 
"Меня стыдят бедностью, а я хвалюсь богатством веры.
Меня стыдят родством, а я хвалюсь моим Небесным Отцом.
Меня стыдят глупостью, а я хвалюсь Божией премудростью.
Меня стыдят слабостью, а я хвалюсь силой Вседержителя.
Меня стыдят порочностью, а я хвалюсь Святостью Искупителя.
Меня стыдят ничтожностью, я хвалюсь славой Всевышнего.
Без Бога я ничто!!!
Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё. 
 Иные хвалятся беседою с вельможами, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Святых Писаниях беседуешь со Святым Духом, потому что чрез них глаголет Дух Святый. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 



  Хотя св. отцы обычно скрывали свои добродетели, тем не менее, Новый Завет оставил нам (в посланиях св. ап. Павла) замечательный пример правильной хвастливости, основанной на славолюбии добром, исходящем из дерзновения...
  Св. ап. Павел (будучи максимально скромным) был вынужден хвалить себя во славу Божию ради проповеди Евангелия, показывая/доказывая сомневающимся людям истинность своего апостольства и обличая лжеапостолов...
  Это было необходимо для истинного благовестия, т. к. в те времена появилось очень много лукавых/властолюбивых/сребролюбивых/славолюбивых самозванцев - "волков в овечьих шкурах", клеветавших на Павла и распространяющих лжехристианское учение:  

  "1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
  2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
  3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
  4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому.
  5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
  6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
  7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие?
  8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
  9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
  10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
  11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
  12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
  13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
  14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
  15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
  16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
  17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
  18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
  19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
  20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
  21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
  22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
  23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
  24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
  25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
  26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
  27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
  28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
  29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
  30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
  31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
  32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
  (2 Кор. 11)"
  "1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
  2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
  3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),
  4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
  5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
  6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
  7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
  8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
  9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
  10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
  11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
  12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
  13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
  14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
  15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
  16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
  17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
  18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
  19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
  20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
  21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
  (2 Кор. 12)"



 



 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта.
  Ссылка прилагается: 
  http://www.alexey-osipov.ru/  
 
 





 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (10 Апр 13)
Просмотров: 1784

Поиск