"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Льстивость
 
  - огорчение Христа стремлением к корыстному прославлению (превозношению) ближнего...






  "21 На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану,
  22 потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой.
  (Иов. 32)"
  "10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят. 
  (Пс. 5)"
  "2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
  3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
  (Пс. 11)"
  "2
 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
  3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
  4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
  (Пс. 11)"
  "34
 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
  35 и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их,
  36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
  (Пс. 77)"
  "8 Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. 
  (Прит. 26)"
  "24 Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.
  25 Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.
  26 Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.
  27 Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
  28 Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
  (Прит. 26)"
  "14 Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. 
  (Прит. 27)"
  "4 Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.
  5 Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все.
  (Прит. 28)"

  "23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. 
  (Прит. 28)"
  "5 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. 
  (Прит. 29)"
  "9 Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
  10 которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть«, и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
  11 сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева.»
  12 Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:
  13 то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.
  14 И Он разрушит её, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоёма;
  (Ис. 30)"
  "21 И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придёт без шума и лестью овладеет царством.
  22 И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета.
  23 Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдёт, и одержит верх с малым народом.
  32 Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. 

  (Дан. 11)"
  
"7 Возымел он в тебе нужду, - будет льстить тебе, будет улыбаться тебе и обнадеживать тебя, ласково будет говорить с тобою и скажет: «не нужно ли тебе чего?»
  (Сир. 13)"
  "5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
  6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
  (Мк. 13)"
  "26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. 
  (Лк. 6)"
  "21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
  22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
  (1 Петр. 2)"
  "2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
  3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
  (2 Петр. 2)"
  "7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 
  (2 Ин. 1)"
  "17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
  18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
  (Рим. 16)"
  "18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
  19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
  20 И ещё: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
  (1 Кор. 3)"
  "3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. 
  (Гал. 6)"
  "6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
  (Еф. 5)"
  "4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
  8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 
  18 Никто да не обольщает вас ...

  (Кол. 2)"
  "8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
  9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
  10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
  (2 Фесс. 2)"
  "1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 
  (1 Тим. 4)"
  "1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
  2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
  3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
  4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
  5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
  6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
  7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
  (2 Тим. 3)"
  "3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
  4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
  (2 Тим. 4)"
  "20 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; 
  (Откр. 19)"
  "7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
  8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
  9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
  10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
  (Откр. 20)"
  "13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. 
  (Быт. 3)"
 

 

 

 
 
  "Когда прп. Шио Мгвимский положил на свою ладонь горящий уголь и фимиам и покадил предстоящих, то, как сказано в его житии, «народ, видя такое чудо, прославил Бога, действующего в рабах своих». Насколько в те времена миряне были высоки и имели разум духовный! Ибо знали, что похвала вредит и духовным людям, потому прославляли Бога, а не рабов Его. В наши же скудные времена даже монахи не хотят приходить в их меру. Мы любим хвалить друг друга и похваляться собою, друг друга нарицать учителями. Оттого и бываем слабы, скудны умом на благое, не разумеваем пути Господни."

 
 
 


"Как Дух Святый чрез Павла всем служит для всех, чтобы всех приобрести: так и лукавый усиливается быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель. А именно, с молящимися притворяется он вместе молящимся, с тою целию, чтобы обольстить, под предлогом молитвы вринув в самомнение; с постящимися постится, намереваясь ввести их в обман самомнением; с имеющими ведение Писания предприемлет тоже, желая чтобы под видом ведения впали они в заблуждение; сподобившимся света откровений и сам представляется таким же; ибо сказано, что и сатана преобразуется во ангела светла, чтобы, обольстив видимостью подобного света, привлечь к себе; одним словом, для всех всякие принимает на себя виды, чтобы, подчиняя себе сим уподоблением, под благовидным предлогом уготовлять погибель.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 

 
  "Льстецы (напр., бесы - от авт.) – большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают видеть нам своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно, если мы самолюбивы и недальновидны. Потому надо всегда останавливать льстецов, говорящих нам льстивые речи, или уклоняться от них. Горе тому, кто окружен льстецами; благо - кто окружен простецами, не скрывающими правду, хотя и неприятную, например обличающими наши слабости, погрешности, страсти, промахи.
  Яд бесчисленных грехов заразил всё существо человека, и всегда ищет утаиться от человека, скрыть свое безобразие, свой нелепый вид, чтобы человек не возненавидел его и не почувствовал к нему полного отвращения, которого он действительно и заслуживает. А он всегда льстит человеку; представляет себя в привлекательном виде и, как должного - требует себе послушания и удовлетворения (лисица). 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
 

  "Похвала нередко скрывает в себе лесть, или может самого тебя сделать льстецом для самого себя, если пленишься ею, может удалить от тебя смирение и поселить в тебе самонадеяние и небрежение о дальнейшем совершенствовании себя и своих дел. Услышав похвалу, помысли, каков ты должен быть, вспомни свои недостатки и старайся иметь достохвальные мысли, намерения и дела, а не ловить исчезающий звук похвалы.
  Близ пути слова правды особенно приметны два распутия: на десной стороне лесть, на шуей злоречие. Один говорит: надобно с ближними обращаться приятным для них образом, особенно с высшими, и вследствие сего льстит. Другой говорит: надобно черное называть черным; и под сим предлогом предается злоречию. Ни тот, ни другой не на правом пути: оба на распутиях, которые не ведут к добру.
  Если слушающий льстеца не самолюбив и проницателен: то мечтающий льстивыми словами купить себе благорасположение и счастие, в самом деле покупает только презрение. А если искушаемый лестию не довольно бдителен и проницателен: то лесть может обаять его, затмить взор его на то, что непременно требует исправления или усовершения, утвердить его в ложном и вредном направлении.
  Злоречие, которым некоторые думают исправлять зло, также не есть верное для сего средство. Зло не исправляется злом, а добром. Как загрязненную одежду нельзя чисто вымыть грязною водою: так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. 
(Свт. Филарет Московский (Дроздов))"


 
 
"Твёрдость веры обнаруживается не тогда, когда выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и обиды.
(Прп. Ефрем Сирин)"




  "Льстивый монах бежит, например, даже впереди других встретить местных начальников и благоприятелей обители, когда они приходят помолиться, почасту заглядывает в комнату, для них отводимую, чтоб сделаться им знакомым, выставляя, однако ж, побуждением к тому то, что будто большую получает пользу от беседы с ними.
  После сего начинает уже он кружить по монастырю и ходить из келлии в келлию, говоря каждому: поверь мне, брате мой, что я столь много тебя люблю, что в какой день не вижу тебя, в тот почитай что и жить не живу. Если из тех, куда он ходит, найдется кто богобоязненный, то ответит ему на такие слова: Бог да помянет тебя, брате мой, за любовь твою! Что доброго видишь ты во мне? - Тот скажет ему в ответ: а чего доброго нет в тебе? Кто другой столько кроток, благоговеен, мудр, сведущ, безлукавен и, что больше всего, милостив и братолюбив, как ты? Это говорит он потому, что имеет в виду поесть у него чего-нибудь. Но этот духовный брат, по данной ему от Бога благодати, ведет с ним беседу все о том, что полезно для душевного спасения, отклоняя от себя похвалы, и тем вразумляет брата.
  Если же случится не такой, а напротив, плотский и славолюбивый, то завладевается тщеславием от таких похвал и говорит: что же другое, отче и брате мой, благопотребнее любви? Истинно ничего нет благопотребнее, и блажен тот, кто успеет стяжать её, и другое подобное говорит, что, как замечает, не противно пришедшему, и тем еще более подвигает его хвалить себя. Когда наконец этот, по легкоте ума своего, совсем отуманится прелестию, поверив льщениям и ложным похвалам того и приняв их с удовольствием, тогда, если у него есть чем угостить его, то ни за что уже не отпустит его, не уговорив принять угощение, и угощает его всем, что окажется под рукою съестного, получая в воздаяние за то бесполезные похвалы, разливающиеся в воздухе, успевающие, однако ж, причинить большой вред душе.
  Если же у него не окажется на ту пору ничего, чем бы угостить, то после многих бесполезных разговоров говорит ему: не осуди меня, брате мой, уверяю тебя нашею любовию, что у меня теперь нет ничего съестного, чем бы мог достойно угостить тебя, но как ты имеешь ко мне такую любовь, то отныне, что ни пошлет мне Бог, будем вкушать то с тобою вместе. С этих пор оба они вплетаются во всяческие заботы и тем только и заняты бывают, как бы достать побольше съестного на взаимное угощение, и тем более и более скрепляют свою лживую и кажущуюся любовь.
(Прп. Симеон Новый Богослов, из Слова 75-го)" 







"Друг тем особенно и отличается от льстеца, что один для услаждения беседует, а другой не удерживается и от того, что может огорчить.
(Свт. Василий Великий)"





  

"
Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






"Мир — льстец и обманщик; и поймёшь это только тогда, когда будешь отходить в вечность.
(Прп. Иисак Сирин)"







"Да не обольстит тебя враг внушением: "Ты только на час уступи". Пусть на час. Но кем станешь ты, отступив от жизни по Богу и предавшись миру и его утехам и наслаждениям плотским? Богоотступником, а таким стать не только на час, но и на одно мгновение страшно.
(Прп. Никодим Святогорец)"






"Если увидишь, что кто-либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания. 
(Прп. Марк Подвижник)"

















  Льстивость (подхалимство) имеет свою причину чаще всего в сребролюбии, властолюбии и славолюбии, но вообще и во всех пр., известных нам пороках, подвигающих подхалима к стяжанию как внешней/материальной (должности, богатства и пр.), так и к внутренней/страстной выгоде (к славе, власти и пр.)...
  Льстивость является разновидностью/проявлением/следствием человекоугодия и хорошо известна еще с Ветхозаветных времен у лжепророков, гадателей, астрологов и пр. шарлатанов, стремящихся быть у власть имущих в приближении через приятные для тех (хотя и лживые) пророчества:
 
  "5 Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну.
  (Мих. 3)"
  "9 И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому».
  (Иер. 27)"
  "15 И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно.
  16 Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу.
  17 И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце.
  (Иер. 28)"
  "8 Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся;
  9 ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь.
  (Иер. 29)"
 

"Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. 
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 66-е)"



 

 

  Лесть (соответствующие льстивости слова и поступки льстеца) является проявлениями льстивости...
  Лесть может оказывать на человека (к которому она направлена/адресована) негативное воздействие, приводя его в состояние обольщённости/заблуждения - в ложное/иллюзорное представление о тех или иных предметах лести (т. в состояние прелести)...

  "13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
  (Евр. 3)"


  Отсюда следует, что лесть, вовлекая в прелесть др. людей, является грехом как минимум общественным, а нередко и церковным (вовлекая в прелесть и членов церкви)...
  В случае своей осознанности, лесть, таким образом, является проявлением жестокости (напр., коварства), толкающей ближнего к погибели/Погибели...   
  Если человекоугодие удовлетворяет все порочные потребности того, кому угождают, то лесть потакает только его тщеславию... 
  Порок льстивости противостоит добродетели обличения (проявления правословия), которая была известна ещё с ветхозаветных времён и очень была свойственна пророкам Божиим, напр., последнему из пророков - Ангелу Пустыни, Иоанну Крестителю:
 
  "Святой Иоанн Предтеча окончил свою жизнь мученическою смертию. Он часто обличал правителя галилейского Ирода за то, что он, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой Филиппа, брата своего, в то время когда Филипп был еще жив. Иродиада просила Ирода, чтобы он предал Иоанна смерти, но Ирод не соглашался, так как почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа. Однако из угождения Иродиаде он посадил Иоанна в темницу.
  Вскоре после этого Ирод по случаю дня своего рождения давал пир своим вельможам. Дочь Иродиады Саломия плясала во время пира и так угодила пирующим, что Ирод в опьянении сказал: «Проси у меня, что хочешь». И клялся, что отдаст ей даже до половины царства. Девица пошла, посоветовалась со своей матерью и, возвратившись, сказала: «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но не хотел изменить своей клятве, стыдясь гостей, и послал воина в темницу отсечь голову Иоанна Крестителя. Воин принес на блюде Голову Предтечи и отдал девице.
  По преданию, уста проповедника покаяния ещё раз отверзлись и проговорили: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с головой и отнесла матери своей. Нечестивая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла св. голову в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение 24 февраля). Тело святого Предотечи в ту же ночь погребли его ученики (32 г). Суд Божий свершился над Иродом, Иродиадой и Саломией: вскоре все они погибли горькою смертию. 
(По материалам: http://www.semeyskie.ru/11september.html)"

 
 
 

 
  Льстивость же, в противность обличению, очень вредна, т. к. развивает в подхалиме свои же собственные причины, об одной из которых (сребролюбие) св. ап. Павел писал, что она есть корень всех зол...
  Сама же лесть очень вредна и для тех, к кому она адресована, т. к. развивает в них и тщеславие, и осуждение, и все другие проявления гордости, препятствующие покаянию...
  Т. е. лесть является грехом не только личным, но и общественным...
  Об огромной вредности общественного греха очень ярко говорил Христос, когда предупреждал, что лучше бы соблазняющему надеть на шею жерновный камень и ввергнуться в морскую пучину...  
  Христос особо акцентировал внимание фарисеев на том, что люди, принимающие славу от человеков, не способны принять славу (спасение) от Бога...
  Это является главным (Божественным) свидетельством того, что лесть является не только грехом личным (вредным для льстеца), но и грехом общественным, т. е. наносящим вред и другим людям (к которым лесть адресована), усиливая их в гордости и во всех ее др. проявлениях...
  Когда лесть не соответствует действительности, то она развивает и лживость, т. к. из нее же и исходит...
  Когда лживая лесть является осознанной, то она развивает и лицемерие ("хулу на Духа Святого", духа истины)...
  Когда лесть соединена с коварством, подлостью, наглостью, жестокосердием или жестокостью, то она взращивает в льстеце и ненависть, из которой она в этом случае и проистекает... 
  Опасность лести (так же, как и человекоугодия вообще) заключается в том, что нередко она прикрывается (маскируется) жалостью или ложным человеколюбием (напр., мнимым стремлением якобы утешить или вывести унывающего из состояния печали и пр.)...
  Нельзя забывать и о льстивости бесов, которые своими подхалимскими страстями (которые человек признаёт за свои собственные и истинные) пытаются подвигнуть/соблазнить/склонить невнимательного/нечувствительного человека к тщеславию и самомнению...
 
  Врачуется льстивость покаянием в ней, обличением ближнего и усердной жизнью по всем остальным заповедям Христовым, умаляющей человека в  ненависти и увеличивающей его в любви...
 
   
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья Ольги Рожневой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайта Мир Вам...



 
 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (21 Фев 13)
Просмотров: 617

Поиск