"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Неблагодарность
 
  – огорчение Христа стремлением помилованного как к отсутствию признательности/любви, так и к наличию презрения/ненависти к помиловавшему… 


 

 
 
 
  "14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
  15 Некоторые же из них говорили: "Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского."
  16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
  11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
  12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
  13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
  14 Увидев их, Он сказал им: "Пойдите, покажитесь священникам." И когда они шли, очистились.
  15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
  16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
  17 Тогда Иисус сказал: "Не десять ли очистились? где же девять?
  18 Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?"
  19 И сказал ему: "Встань, иди; вера твоя спасла тебя."
  (Лк. 11)"
  "19 Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению,
  20 но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.
  21 За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать.
  (Деян. 26)"
  "4 Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им.
  5 Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос;
  6 а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время.
  7 Если он будет в состоянии, то едва половину принесет - и это вменит ему в находку;
  8 а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем:
  9 он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием.
  (Сир. 29)"
  "1 И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
  2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
  3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
  (Исх. 16)"
  "1 И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.
  2 И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?
  3 И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
  (Исх. 17)"
"9 Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нём. 
  (Лев. 20)"
  "11 Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.
  12 Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них],
  13 и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, –
  14 то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
  15 Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной,
  16 питал тебя в пустыне манною, которой [не знал ты и] не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро,
  17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»,
  18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.
  19 Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что вы погибнете;
  (Втор. 8)"
  "24 В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение.
  25 Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим.
  (2 Пар. 32)"
  "11
 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
  12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
  13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
  14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
  15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
  16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
  (Пс. 34)"
  "10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. 
  (Пс. 40)"
  "13
 ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы;
  14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
  15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
  (Пс. 54)"
  "1
 Боже хвалы моей! не премолчи,
  2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
  3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
  4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
  5 воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью.
  (Пс. 108)"

  "2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 
  (Пс. 102)"
  "13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. 
  (Прит. 17)"
  "26 Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный. 
  (Прит. 19)"
  "13 Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:
  14 город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;
  15 но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.
  16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.
  (Екк. 9)"
  "2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. 
  (Ис. 1)"
  "  7 ... Я ввёл вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами её и добром её; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделали мерзостью.
  8 Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают.
  9 Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
  (Иер. 2)"
  "18 А они сказали: «придите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника и совет у мудрого, и слово у пророка; придите, сразим его языком и не будем внимать словам его».
  (Иер. 18)"
  8 И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки и весь народ, и сказали: «ты должен умереть;
  9 зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем.
  11 Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор этому человеку! потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами». 

  (Иер. 26)"
  "1 Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры.
  2 Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их.
  (Ос. 10)"
  "1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.
  2 Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам.
  3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их.
  4 Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им.
  5 Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне.
  6 И падёт меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их.
  7 Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно.
  12 Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством; 

  (Ос. 11)"
  "5 Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей.
  6 Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня.
  (Ос. 13)"

 
 

 

 



  "Опыт многих людей, и даже многих христиан, говорит, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна. Что нет никаких поводов для того живого и радостного чувства признательности и благодарности, из которого и родились молитвы литургии. Это происходит от того, что мы разучились принимать подарки. Мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Бога: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Бога все красоты сотворённого мира — деревья, горы, небо, звёзды. Но мы не воспринимаем это всё как дар и потому не умеем благодарить Бога — за наших родных и близких, за детский смех, за ветви деревьев, за дуновение ветра, за возможность молиться Богу. Не умея благодарить, мы и не получаем других даров. (Архим. Савва (Гамалий))"
  "В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
  Отдыхающий ангел спросил другого:
  - Что же ты летаешь туда-сюда?
  - Я ношу Богу послания, которые начинаются - «Помоги Господи...» А почему ты всегда отдыхаешь?
  - Я должен носить Господу послания, которые начинаются: «Благодарю тебя, Господи...» (Притча неизвестного автора)"
  "Христос спустился на Землю в образе врача поликлиники. Сидит в кабинете для приёма посетителей. Паралитик с великим трудом въезжает к Нему на кресле каталке. Христос говорит больному: "Встань и иди". Тот встаёт и выходит в коридор. Больные (ожидающие и всё видевшие) у дверей в коридоре спрашивают исцелённого: "Ну как там новый доктор?". "Я вас умоляю - отвечает вновьходячий - да такой же как и все остальные - даже не выслушал". (Анекдот со слезами на глазах)"
  "Греческий священник о. Спиридон часто говорил прихожанам:
– Когда придёте домой, не забудьте посмотреть в зеркало!
– Это зачем?
– Чтоб видели, за кого Христос страдал… (Скопировано из соцсети)"

  "Некоторые, слыша о Дарах Св. Духа, подвизаются и думают, что в один прекрасный день или ночь что-то произойдет, они начнут пророчествовать, исцелять и прочее. Кроме того, что такие чаяния опасны по своей сути, потому что дух вражеский, дух прелести ищет кому бы свои «дарования» послать вместо Божиих (примеров хватает). Так и сам принцип получения даров неверный. Мы в Благодати Крещения, получая залог Духа, по слову ап. Павла в самом залоге имеем уже и дарования от Бога.
  Это как семечко, которое по мере очищения и духовного роста возрастает в нас понемногу, если мы не препятствуем ему произрастать греховной жизнью. И человек мало-помалу начинает все лучше разуметь Св. Писание, укрепляется в нем молитва, исцеляется болезнь греховная, и он становиться способным помогать в том ближним.
  А человек глупый обычно все это приписывает себе и посушает этот духовный росток гордостью и самомнением. Кто же разумеет Божий дар, тот благодарит Бога и хранит данную ему благодать чистой совестью и жизнью. И вырастает дерево, в нем же и птицы небесные укроются - мысли и чувства духовные.
(Записки прпавославного монаха)"






  Плохой Поп.

  Жил-был в одном древнем селении Плохой Поп. Настолько плохой, что люди даже имя его забыли, из-за чего так священника за глаза и величали: Плохой Поп. Некоторые умники, правда, говорили, что звать его отроду Фарисеем, но сельская общественность в это не поверила.
  Даже в депешах архиерею, за которые не уставали потчевать водкой писаря Манявкина с вечно синей от писанины правой рукой, имени да фамилии батюшки не было. Только вопили жалобно манявкинские каракули: "Владыко, избави нас от Плохого Попаааа!"
  Плохой Поп, по мнению громады, был бессовестным во всем. Служил так долго, что у бедных старушек все темы о хозяйстве кончались и приходилось слушать песнопения по-церковнославянски, отчего у них потом жутко болели головы. Язык за зубами держать не умел - как только увидит грешок ближнего своего, так и приходит без спросу, да как начнет чехвостить! И "покайся" ему, и "покайся", без стыда и совести. Адскими муками грозился даже! А на какой лошади на службу каждый день прискакивал (и хватало ж сил да времени у бездельника ежедневно в церковь таскаться, когда другие только по воскресеньям служили, и то через одно) - у старосты такой не было! Вот тебе и нестяжатель!
  Но самую отвратительную штуку Плохой Поп выкинул однажды на амвоне. Вместо того, чтобы, как водится у хороших священников, говорить о всепрощении и о всемилостивости ко всем и вся, вышел, да как поднимет крест, да как завопит на весь храм: "Кто еще раз пойдет к Маньке-блуднице на гульбище поганое, того и Господь Бог жестоко покарает, и я ко Святому Причащению не допущу!"
  Видали такую дерзость в сане-то священном?
  Неизвестно, сколько бы еще терпели жители бедной деревни произвол Плохого Попа, но вот приключилось у них несчастье лютое. Мор начался, да странный очень: люди не умирали пока, но ходили, как мухи чумные, ничего делать не могли. Падали в измождении на землю, плача от слабости и боли. И надумал боголюбивый народ в церковь идти, молебен служить, чтобы Господь смилостивился над людьми. Но вот незадача - нет в селе иного попа, кроме Плохого Попа. Что ж поделать - пошли его искать.
  Нету! Церковь заперта, чего досель средь бела дня не бывало. Пошли к нему домой - голуби зерно клюют, отвязанная лошадь травку щиплет, в келье лампада погашена. А Плохого Попа нету!
  Куда ж подевался? Искали, искали, да и нашли. Лежит Плохой Поп за селом в густой мураве, руки крестом раскинул. Подошли, посмотрели - а лежит-то он и неживой... Глаза закрыты, а на устах улыбка блаженная!
  И как увидели люди своего Попа Плохого, мертвым лежащего, так враз и легче им стало, и отпустила их зараза неведомая.
  - А! - сказали люди.
  - Как же мы раньше не догадались, что за его-то грехи, попища этого, Бог нас и карал!!!Теперь он помер, и нам легче. Вот негодяй был!
  И все-таки народ добрый, богобоязненный, посердились да и перестали. Разошлись кто куда: мужики могилу Плохому Попу копать, бабы обед поминальный снаряжать, старушки за душу грешную молиться, чтобы Господь в ад эту самую, во гресех вдоль и поперек погрязшую, душу не упек (ибо поделом!!!), староста о лошади позаботиться, дабы добрая скотинка не пропала, у Маньки-блудницы тоже свои дела нашлись... Остался Плохой Поп лежать один-одинешенек да ждать, пока приготовят ему домовину.
  Вернее, почти один-одинешенек. Были там еще два ангела, людям невидимые.
  Один парил над телом и записывал в огненную книгу последние слова Плохого Попа. И ложились на пламенный свиток горящие письмена: "Господи! Аще волиши жертвы, возьми меня, грешного, ада достойного, но чадушек моих пощади, пусть еще поживут, пусть покаются, Господи!"
  А второй, сияющий, как молния, прекрасный и светлый, взлетел выше, в облака, поднял руки с крыльями кверху и молился: "Слава Тебе, Господи Иисусе, что услышал меня, недостойного. Буди всегда Милостив чадушкам моим, яко Благ и Человеколюбец…"
(Автор неизвестен. Источник: #Притчи@ot_unosti)"






 
"Корни неблагодарности — в человеческой ненасытности. Сколько бы человек ни получил - всего ему мало. Он не благодарит, но ропщет за то, что не получил больше. А те немногие, которые всегда и за всё благодарны - получат от Бога и великую славу, и честь, и великую благодать.
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"


 

 
  "Если стяжал ты какой дар Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты нечто и что враги твои не посмеют напасть на тебя, и ты столько ненавидишь их и презираешь, что сразу отразишь, 
если они осмелятся приблизиться к тебе. Как только так подумаешь, падешь легко, как осенний лист с дерева. 
  Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. 
  Добрый Бог подает нам щедрые благословения, и Его действия направлены нам на пользу. Все имеющиеся у нас блага — это Божие дары. Он все поставил на службу своему созданию — человеку, Он сделал так, чтобы все: и животные, и птицы, и малые, и великие, даже растения — жертвовали собою ради него. И Сам Бог принес себя в жертву для того, чтобы избавить человека. Не будем же равнодушны ко всему этому, не будем ранить Его своей великой неблагодарностью и бесчувствием, но станем благодарить и славословить Его. 
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
 
"Кто имеет хотя искру человеческого чувства, тот не должен ли стыдиться заканчивать день без хвалебной благодарственной молитвы, когда он видит, что даже малейшая птичка воспевает хвалебную песнь Богу, прежде чем сомкнет свою голову под крылья для покоя.
(Свт. Амвросий Медиоланский)"

 
 
 
 

  "Люди наиболее гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или крепостью, или благородством. Но все это подлежит переменам, и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше: и возноситься тем, что не наше, весьма бессмысленно. Все, что ни имеем, не наше, но Божие; мы только сосуды и хранилища Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку подобает смиряться, чтобы и то, что имеет, не было отнято из-за гордости. 
  Грех ослепляет. Человека – своего благодетеля человек любит, почитает и прославляет, хотя все, что ни получает от него, есть Божие. Но Богу, благами Которого живет, движется и существует, не воздает хвалы. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. «Небеса проповедуют славу Божию», солнце, луна и звезды своим светом прославляют Бога. Птицы летают, поют и славят Бога. Земля, со своими плодами, и море, с живущими и движущимися в нем, хвалят Господа. Словом, все создание творит слово и повеление Божие и так хвалит Господа своего. Но человек, на которого гораздо большая излилась Божия благость, чем на все созданное, ради которого созданы небо и земля, ради которого Сам Бог явился и пожил на земле, человек — разумное творение, окруженное Божиими благодеяниями, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека! 
  Скрывать дарование Божие или употреблять его не во славу Божию, а для своей корысти и прихоти — признак неблагодарности. Таковы те, кто имеет разум, но не помогает им ближним своим и те, кто богатство мира сего имеют и сокрывают или употребляют на излишества, а просящих Христа ради презирают... Злоупотребление дарованием Божиим потому можно считать неблагодарностью, что посылается оно для того, чтобы мы сами им пользовались и благодарили Бога, и другим помогали в честь давшего нам Свое добро. 
  Признак неблагодарности есть немилосердие и суровость к ближнему. Человек удостаивается великих милостей от Бога каждый день и час, а сам не хочет ради Бога пожалеть подобного себе человека. Ради постоянного милосердия Божиего к человеку, сколько бы обид ни принял он от ближнего, все должен простить от сердца. Даже хотя бы несколько раз убит был и ожил (если бы такое могло случиться), должен простить убившему. Какую бы обиду ни нанес человек человеку и сколько бы ни было обид, все они ничто перед той обидой, которою человек, «прах и пепел», оскорбляет величество Божие, преступая Его закон, но не лишаясь Его милости. 
  Если человек не хочет простить согрешившему ближнему, значит, он не помнит этой великой милости Божией. 
  Неблагодарность наша, христиане, вредит не Богу, а нам. Солнце остается солнцем, равно сияет и излучает свет, ругают его или хвалят, и свет его ни от хуления не слабеет, ни от похвал не усиливается. Как не прибавляем мы славы Богу тем, любим ли мы Его, почитаем, хвалим и благодарим, а самим себе приносим пользу. И когда не любим, не почитаем, не хвалим или даже хулим, мы не убавляем Его славы, но вредим себе. Солнце светит всем: кто хочет видеть свет, открывает глаза и видит, но солнцу от этого ничего не прибавляется, кто закрывает глаза и не видит свет, вредит себе, а не ему. Так благость Божия изливается на всех; тому, кто чувствует ее и благодарит Бога, самому полезна его благодарность, а не Богу. Тот же, кто этого не чувствует и не благодарит Благодетеля, вредит себе, а не Ему. 
(Свт. Тихон Задонский))"


 


 

"В чем кто находится поневоле и неохотно, то для него есть темница и казнь. Итак, будь доволен тем, что есть у тебя; иначе, перенося (это состояние свое) без благодарения (с недовольством, неохотно), ты, не сознавая того, будешь тираном для себя самого. Но путь к сему один — презрение житейских благ. Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами; для человека создал Он землю, — и люди возделывают ее для себя. Нечувствующие такого Божия промышления — несмысленны душею.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

 
"Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 

 
 
  "Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли, в общей сложности, пропорция людей, благодарных Господу за благодеяния? Кто не получал благ, или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем, все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «Зачем Бог дал жизнь? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие, чтобы ты вечно блаженствовал. Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства.
  Дело за тобой стоит только немножко потрудиться ради этого. Говоришь: «Да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что же, и это способствует стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось страдать, и это ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Смотри не на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, старайся сделать себя достойным этого, тогда и горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием на вечные утешения, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.
(Свт. Феофан Затворник))"

 

  
 
  "Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия, установив тайную вечерю – причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обожение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер.
  По премудрому устроению Божию в этом мире одно другому предшествует и одно другим сменяется: бесчестье и честь, бедность и богатство, здоровье и болезнь; пред дарованием богатства Господь часто испытывает крайней скудостью, а богатых лишает всего; пред честью - бесчестьем, а возвышенных честью - унижением, чтобы мы научились ценить дары Божии и не гордились в счастье, зная, что оно дарование Владыки, не заслуженное нами.
  Пресыщение дарами Божиими — духовными и физическими — страшное явление в природе человека-грешника. Вместо того чтобы исполняться чувствами постепенно возрастающей благодарности и любви к Богу, мы забываем благодеяния и сами в себе открываем источник зла — недовольство и страстное желание большего, скупость, зависть — вместо того, чтобы находить в себе источник блаженства — в мысли о благости Божией и о обилии даров Его. — Так человек неблагоразумный и слабый пресыщается и обилием даров веры, и обилием свидетельств о её истине и животворности, и во свете остаётся требующим света, в области мира и любви — только ощупью ищущим этого мира и этой любви. 
  «Аще токмо прикоснуся ризе Его, спасена буду». Слово кровоточивой. То же бывает и с нами. Только мы прикоснемся сердечною верою к облачениям Господа — к Его истине, правде и милости — и сейчас спасаемся: сейчас течение страстных помыслов прекращается и настает мир, тишина, «радость о Дусе Святе.» А мы! О, сколь мы неблагодарны и слепы, каменносердечны! Пьём от Его источников спасения — и вскоре забываем, что даром черпаем от Него живую воду, даже отвергаем сердцем действительность того, что от Него получаем мы воду живу, как будто другой кто может, кроме Его, дать нам ее. «Господи Сил! С нами буди. (Тропарь 6-го гласа из Великого повечерия)» и не оставляй нас за наше вероломство. Без Тебя нас постигают скорби сердца, в которых нет нам «иного Помощника, разве Тебе (Тропарь 6-го гласа из Великого повечерия)». 
  Нет у меня этакой светлой деятельности мысли, чтобы всегда радоваться и благодарить Господа о своём состоянии. 
  Господи! Ты так благ, так благ ко мне, недостойному - милости Твои ко мне так бесчисленны и велики, что мне надобно только всегда радоваться, вспоминая о них; но — и горевать, плакать, когда не вспоминаю о них или грехами моими прогневляю Тебя.
  Господи! Оттого, что мы всем своим существом принадлежим Тебе как Творцу, в несчастии мы ропщем на Тебя, говорим Тебе если не вслух, то про себя дерзости. Но когда счастливы, тогда меньше думаем о благодарности Тебе, чем сколько ропщем в несчастии. Вот Ты поразил временною тоскою телесный состав мой, и я выхожу из себя. Иной человек долго не хочет знать Тебя как нежного Отца в своём счастии, но когда посетит его несчастие, он ропщет на Тебя, а не на себя... И это оттого, что над нами, грешными, Твоя держава, Царство и сила!!! О твари неблагодарные!!! 
  Ценишь ли ты, о, иерей, ежедневно священнодействующий и совершающий Литургию, плоды причащения «Святых животворящих и страшных пренебесных Тайн?» Чувствуешь ли очищение грехов, обновление, возрождение, освящение, «мир Божий, превосходящий всякое разумение», «иго» благое «и бремя» легкое, свободу духа, «радость в Духе Святом»? Блажен ты, если всё это чувствуешь и благодаришь Бога. «Возгревай» в себе «дар Божий», не будь равнодушен, бесчувствен, неблагодарен. За чувство благодарности сподобишься большей благодати; исправляй себя во всём, стремись к совершенству жизни и добродетели, да сподобишься от Господа услышать глас: «добре, рабе благий и верный: о мале был еси» Мне «верен, над многими тебя поставлю: вниди в радость Господа твоего». Аминь.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Добрый Бог подает нам щедрые благословения, и Его действия направлены нам на пользу. Все имеющиеся у нас блага — это Божии дары. Он все поставил на службу своему созданию — человеку, Он сделал так, чтобы все: и животные, и птицы, и малые, и великие, даже растения — жертвовали собою ради него. И Сам Бог принес себя в жертву для того, чтобы избавить человека. Не будем же равнодушны ко всему этому, не будем ранить Его своей великой неблагодарностью и бесчувствием, но станем благодарить и славословить Его.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 


  "Мы всегда должны быть готовы, что на добро нам ответят злом. По духовному закону, как день за ночью - так за добром всегда следует зло. Святые Отцы образно говорят, что мы очень часто получаем "за манну - желчь". Это - от Господа. Это проверка нашей веры, нашей готовности жить по Заповедям Божиим и мужественно (вопреки всему!) творить добро. Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение позволено всем людям. Но увидели Его весьма немногие, увидели Его те, которые не отняли у себя способности к зрению рассеянной чувственной жизнью . Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Него.
  Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение позволено всем людям. Но увидели Его весьма немногие, увидели Его те, которые не отняли у себя способности к зрению рассеянной чувственной жизнью. Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Него. Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Него.

(Свт. Игнатий Брянчанинов)"
 

  
"Наш грех в том, что мы не несём с благодарностью наказания, скорби и немощи.
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 






"Всякое благо промыслительно приходит от Господа, но оно отходит тайно от неблагодарных, бесчувственных и недеятельных.
(Прп. Марк Подвижник)"





"Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. — Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах.
(Прп. Амвросий Оптинский)"





"Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище,начинает превозноситься им как собственным своим богатством и сердце его исполняется хвастовства, то царь берёт у него своё сокровище, и имевший его на сохранении остаётся таким же нищим, каким был прежде. Так, если и имеющие благодать превознесутся и загордятся сердца их, то Господь отнимает у них благодать Свою и остаются они такими же, какими были до принятия благодати от Господа.
(Прп. Макарий Великий)"


                      Нахождение черепа и видение ада прп. Макарием 






"Поелику не благодарим за блага, подаваемые Богом, то необходимым делается отъятие благ для приведения нас в чувство. Как глаза не видят слишком близкого, но требуют соразмерного некоторого расстояния, так и неблагодарные души, обыкновенно, с лишением благ начинают чувствовать прежнюю милость; и, не знав никакой благодарности к Давшему, пока пользовались дарами, по утрате ублажают прошедшее.
(Свт. Василий Великий)" 







"Стыдно для нас благодарить Бога при добром и молчать при горестном положении дел. Еще более надо благодарить, когда страждем. Не станем требовать у Бога отчета в том, что делается, но будем прославлять Его за всё. 
(Прп. Нил Синайский)" 







  "Грех ослепляет. Человека – своего благодетеля человек любит, почитает и прославляет, хотя все, что ни получает от него, есть Божие. Но Богу, благами Которого живет, движется и существует, не воздает хвалы. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. «Небеса проповедуют славу Божию», солнце, луна и звезды своим светом прославляют Бога. Птицы летают, поют и славят Бога. Земля, со своими плодами, и море, с живущими и движущимися в нем, хвалят Господа. Словом, все создание творит слово и повеление Божие и так хвалит Господа своего. Но человек, на которого гораздо большая излилась Божия благость, чем на все созданное, ради которого созданы небо и земля, ради которого Сам Бог явился и пожил на земле, человек — разумное творение, окруженное Божиими благодеяниями, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека! 
  Скрывать дарование Божие или употреблять его не во славу Божию, а для своей корысти и прихоти — признак неблагодарности. Таковы те, кто имеет разум, но не помогает им ближним своим и те, кто богатство мира сего имеют и сокрывают или употребляют на излишества, а просящих Христа ради презирают... Злоупотребление дарованием Божиим потому можно считать неблагодарностью, что посылается оно для того, чтобы мы сами им пользовались и благодарили Бога, и другим помогали в честь давшего нам Свое добро. 
  Признак неблагодарности есть немилосердие и суровость к ближнему. Человек удостаивается великих милостей от Бога каждый день и час, а сам не хочет ради Бога пожалеть подобного себе человека. Ради постоянного милосердия Божиего к человеку, сколько бы обид ни принял он от ближнего, все должен простить от сердца. Даже хотя бы несколько раз убит был и ожил (если бы такое могло случиться), должен простить убившему. Какую бы обиду ни нанес человек человеку и сколько бы ни было обид, все они ничто перед той обидой, которою человек, «прах и пепел», оскорбляет величество Божие, преступая Его закон, но не лишаясь Его милости. 
  Если человек не хочет простить согрешившему ближнему, значит, он не помнит этой великой милости Божией. 
  Неблагодарность наша, христиане, вредит не Богу, а нам. Солнце остается солнцем, равно сияет и излучает свет, ругают его или хвалят, и свет его ни от хуления не слабеет, ни от похвал не усиливается. Как не прибавляем мы славы Богу тем, любим ли мы Его, почитаем, хвалим и благодарим, а самим себе приносим пользу. И когда не любим, не почитаем, не хвалим или даже хулим, мы не убавляем Его славы, но вредим себе. Солнце светит всем: кто хочет видеть свет, открывает глаза и видит, но солнцу от этого ничего не прибавляется, кто закрывает глаза и не видит свет, вредит себе, а не ему. Так благость Божия изливается на всех; тому, кто чувствует ее и благодарит Бога, самому полезна его благодарность, а не Богу. Тот же, кто этого не чувствует и не благодарит Благодетеля, вредит себе, а не Ему.
(Свт. Тихон Задонский)"







  "Один из переводов слова "дьявол" звучит как "разделяющий". Он старается всех разделить: детей с родителями, мужа с женой, невестку со свекровью и так далее. Государства, народы делит. Сейчас вот он старается через своих слуг разделить Украину и Россию. И очень сильно преуспел. На что дьявол опирается? На качества людей. Такие как злоба, зависть, недоверие, враньё. Потому что человек, который сам испытывает такие греховные чувства, легко верит во всякую брехню, и у него создаётся впечатление о самом себе, что он прав. А на самом деле нет. И дьявол этим пользуется.
  И очень важно иметь благодарное сердце, потому что сердце таким образом воспитывается. И то, что самой главной, наиглавнейшей службой является Евхаристия, говорит о том, что сам Господь это умение благодарить определяет как наиважнейшее. Это, как в математике говорят, необходимое и достаточное условие. С этого можно начать, если человек умеет благодарить. Если человек неблагодарен сам по себе, по сути, то ему закрыты врата Царствия Божия. Поэтому мы должны сами трудиться над тем, чтобы воспитать в себе благодарность. Чисто практически.
  Всегда благодари человека за всё то, что он сделал для тебя. И так же нужно воспитывать своих детей. Потому что многие удивляются, почему дети неблагодарны. "Я для них всё!" Ну "всё", а главному не научили. Главное – научить детей благодарности. Если мы не смогли этому научить, считайте, что мы не научили ничему. Благодарность свойственна не только человеку, но и отдельные виды развитых животных благодарность испытывают. На домашних животных, бывает, люди замечают такое проявление. Даже животные иногда в чём-то нас превосходят.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"







"Бойтесь неблагодарных людей! Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить. Я не говорю о внешних знаниях. Но духовно воспитайте в своих детях веру и благодарность, и все остальное – приложится. Но, если в силу каких-то обстоятельств вы смущаетесь и считаете, что благодарность сама по себе должна произрасти в сердце вашего ребенка, – вы жестоко ошибаетесь: дьявол не будет сидеть сложа руки и станет насаждать подобную ему самому, дьяволу, неблагодарность в сердца ваших чад. А вы пожнете плоды вашего бездействия и самого страшного человеческого порока – неблагодарности, от которой и сами будете в ужасе и смятении.
(Архим. Тихон (Шевкунов))"







  "Любой священник скажет, что львиную долю заказных молебнов на приходе составляют молебны просительные. Даже в старом Требнике страницы с последованием благодарственного молебна могут быть не засалены и не потёрты, как будто их никогда не открывали. А я мечтаю о том, чтобы прихожане подходили к священнику чаще всего не с просьбой помолиться «о поступлении», «об исцелении», «о благополучном возвращении», а главным образом поблагодарить Бога за полученное от Него благо.
  У женщин шкафы забиты хламом, там кучи всего – этих платьев, свитеров, чего там только нет! Куртки, пальто, шубы. Нет голодных, нет голых и нет довольных...
  Нищие хлеб не берут. "Хлеб не давайте, дайте денег!" Это значит, что голодных нет. 
  Все одеты, причём хорошо одеты. Все красивые, веселые.
  В любом кафе много людей, все что-то едят, веселятся, болтают. Нет голодных и голых нет, но и довольных нет. Ну что такое? Очень серьезный вопрос. видимо, мы хотим голодать и скитаться, и тогда картошка в мундире будет за счастье и лапти с чужой ноги. Тогда мы начнем благодарить. Вот подумайте, пожалуйста, об этом, потому что все сыты и все НЕ довольны, а так долго быть не может. Недовольные накличут на себя ТО, ЧТО НАДО ИМ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЦЕНУ ТОГО, ЧТО ОНИ ИМЕЮТ. 
(Протоиер. Андрей Ткачёв)"







"Ропот, уныние, тоска, зависть, осуждение, клевета, раздражительность, дерзость, заносчивость, — все это развивается у нас на почве неблагодарного сердца, равно как спокойствие духа, отрада, благожелательство, смирение, кротость, милосердие бывают у того, кто умеет благодарить Бога и людей.
(Еп. Арсений (Жадановский), Ниже приводим его тюремное фото)"



















  Причина неблагодарности - в гордости, в забвении (которое от сластолюбия и обмирщённости), в безрассудстве, а иногда и в зависти, и в прямой ненависти (как напр., в случае с фарисеями)...
  Неблагодарность противостоит благодарности… 
  Неблагодарность отсекает у человека самую его возможность умаления во зле и возрастания в добре… 
  Она не позволяет обращаться с признательностью ко Христу и тем самым как получать и сохранять добродетели, так и возрастать в них:
 
  "28 должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света.
  29 Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода.
  (Прем. 16)"
 
  Христос говорил, что у неблагодарного человека отнимется даже и то, что он думает иметь, а не только то, что он уже (мнимо) имеет… 
  Когда Иисус очистил десять прокаженных, то с благодарностью к Нему подошел только один из них – самарянин… 
  "…А где же остальные девять?..." - с горечью спросил Иисус… 
  Понятно, что вскоре те девять неблагодарных иудеев опять заболели своею проказой (образом гордости)...
  Уже и в девятнадцатом веке благодарность, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова) была очень редко встречающейся добродетелью среди его современников...
  Неблагодарность неотделима от ропота/сетования/недовольства...
  Неблагодарность в своей слабой степени выражается только в отсутствии чувства признательности у получившего благодеяние (милость)...
  В своей же крайней степени она может проявляться (в ответ на милость) даже и в неприязни, и в неприкрытой ненависти...
  Примером тому - иудеи, распявшие Христа, своего собственного Мессию...
  Св. отцы особо отмечали вредность неблагодарности к Богу, напр.:

"Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них. Напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нём, не сознавая, что пользуется Его благим даром и не благодарит за него. Противоположная добродетель - потсоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.
(Свт. Филарет Московский)" 





 
  Врачуется неблагодарность покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и усиливающей его в любви...

"Мы обременены, так сказать, Божиими благодеяниями, и нам всё кажется, что мы облагодетельствованы гораздо меньше других, что нам нет особого побуждения благодарить и славить благодеющего Господа. Необходимо размышлять как можно чаще о величии Божиих благодеяний. Ты получил жизнь — великое дело. Ты уже не умрёшь душою, но - только сложишь в определенное время оболочку тела. Внимай - тебе будут уготованы вечные радости на небе, если ты достойно великого Бога поведёшь себя здесь. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья иер. Игнатия (Шестакого) с сайтов Серафимов и Православие.Ру...

 




 
 
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (15 Авг 12)
Просмотров: 1729

Поиск