"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [177]
Дневники [59]

Статистика

Форма входа

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Ненависть

  – огорчение Христа стремлением к скорби/страданию/горю ближнего с одной стороны и к отвращению/неприятию/нетерпимости блаженства/радости/счастья ближнего...







 

  "22 Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет. 
  (Иов. 8)"
  "3 вот, вышел сеятель сеять;
  4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
  14 Сеятель слово сеет.
  15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
  (Мк. 4)"
  "1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
  2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
  22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
  23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
  27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
  28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
  29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
  30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
  31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
  (Мф. 27:1-2; 22-23; 27-31)"
  "1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;
  2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
  3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
  4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
  5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
  6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.
  (Откр. 17)"
  "1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
  2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница,сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,
  3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.
  4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;
  5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.
  6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
  7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»
  8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
  9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,
  10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
  11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
  12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
  13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
  14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
  15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая
  16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
  17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
  18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
  19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!
  20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.
  21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.
  22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
  23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
  24 И в нём найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.
  (Откр. 18)"
  "1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
  7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы. 
  (Ин. 7)"
  "18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
  19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
  23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. 
  24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
  25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

  (Ин. 15)"
  "14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. 
  (Ин. 17)"
  "9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
  10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
  11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
  (1 Ин. 2)"
  "10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. 
  13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
  14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
  15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей.  
  (1 Ин. 3)"
  "19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
  20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
  (Пс. 24)"
  "22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. 
  (Пс. 33)"
  "17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть. 
  (Прит. 15)"
  "7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. 
  (Прит. 19)"
  "10 Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни. 
  (Прит. 29)"

 "25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. 
  (Прит. 13)"


 

 

 
  «Тот, кто не любит, не только сам пребывает в духовной смерти, но и всякое дело его, пусть даже внешне имело бы вид добродетели, - мертво и бесплодно, и всякое слово его - бездушно» (свт. Филарет Московский). 
  "Святые, которые любили Бога в этой жизни, будут любить Его и в иной жизни. Люди грешные, которые бесчестили Бога, не соблюдали заповедей, не любили Бога в этой жизни, не будут любить Его и после смерти. Это удаление от Бога и будет тем страшным мучением, которое длится вечно. (Прп. Моисей Святогорец)"
  "Если вы любите кого-либо или что-либо, включая себя, больше, чем любите Бога, вы не любите никого, кроме себя. Невозможно любить человека больше Бога, поэтому вы не любите ни того человека, ни Бога. Вы любите себя, потому что вы любите то, что этот человек может вам дать. Но это опять забота о себе, а не о них. На самом деле все заканчивается тем, что не любишь никого. Когда ты любишь себя, ты не любишь никого, даже себя. Потому что все наше «я» должно быть только о Боге. Если вы не любите ту причину, по которой вы были созданы, если вы не любите цель своего существования или бытия, которой является Бог, то в настоящем вы ненавидите себя, потому что вы уничтожаете себя. (Схиархим. Иоаким (Парр))" 
    "Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу - все в воле Божией. Много было таких случаев. Выше всех канонов и уставов — любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь - хотя бы желай всем добра. В Последние Времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: «Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое». Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди. Молитесь за обижающих вас, за клеветников - они наши благодетели, они помогают нам спасаться. Господь Иисус Христос молился даже за распинателей Своих! И не отчаивайтесь, что грешные. Грешные, да Божии! (Схиигум. Савва (Остапенко))"  
  "Почему люди не спасаются, хотя много молятся и постятся? Потому что жизнь ближних превращают в ад. (Мон. Симеон (Афонский))"
  "Не имей злобы на человека, чтобы тебе не сделать тщетными труды свои. (Авва Даниил)"





 

"Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьёт в тебе человека. Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
(Свт. Николай Сербский)"

 


 

"У Всеблагого и Многомилостивого Бога, братия мои, есть много разных имён: Он именуется и Светом, и Жизнью, и Воскресением. Но главное имя нашего Бога — Любовь. Если мы хотим прожить эту жизнь до­стойно, наследовать Царствие Небесное и называть Бога нашего Отцом, нам следует иметь две любви: лю­бовь к Богу и любовь к нашим братьям. Естественно для человека иметь эти две любви, противоестествен­но — не иметь. Как ласточке необходимо два крыла, чтобы воспарить в небеса, так и нам необходимо иметь эти две любви, ибо без них нам невозможно спастись. 
(Прп. Косма Этолийский)"
 
 
 
Преподобный Силуан Афонский беседовал с одним монахом-пустынником.
- Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:
- Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
- А что поделаешь, сами виноваты, – говорит тот.
Тогда Старец со скорбным лицом ответил:
- Любовь не может этого понести...
Нужно молиться за всех.
Любовь не зависит от времени, и всегда имеет силу. И когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, что будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват,— потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата.
(Прп. Силуан Афонский)"

 
 
 
  "Если измерить зло, содеянное человеку в его жизни, то найдётся, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием. Самолюбие и привязанность к временному и суетному — плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти. Самолюбие есть извращенная любовь к себе. Безумна и пагубна эта любовь. Самолюбивый, пристрастный к суетному и преходящему, к греховным наслаждениям — враг самому себе. Он — самоубийца: думая любить себя и угождать себе, он ненавидит и губит себя, убивает себя вечною смертью.
  Вражда к Богу выражается пренебрежением заповедей Божиих, жительством по своей воле и по своему разуму. Спаситель сказал: не любя́й мя́ словéсъ мои́хъ не соблюдáетъ. Отчего мы пренебрегаем заповедями Божиими? Отчего мы забываем Бога? Отчего мы не знаем Его? Оттого, что не размышляем ни о Боге, ни о себе, проводим жизнь легкомысленно, занимаясь одною суетностью. Видимая тварь возвещает всемогущего, всеблагого, премудрого Бога; возвещаем Его и мы собою. Мы, без произвола и сознания нашего, получили бытие и все способности души и тела, все средства к существованию вещественному и к образованию нашего духа.
  Ничего не делаем мы из ничего: делаем из приуготовленных средств; самая способность делать вложена в естество наше, а отнюдь не приобретенная нами. Мы обстановлены вне и внутри себя причинами к размышлению о Боге, к благодарению Его. Священное Писание и писания святых отцов открывают нам необозримую многочисленность и знаменательность благодеяний Божиих к человечеству, возбуждающих нас к благодарению Бога. Благодарение Бога имеет свое особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу.
   Падшие духи так ненавидят род человеческий, что если бы им было попущено невидимо удерживающей их десницей Божией, то они истребили бы нас мгновенно.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




  "Каждый за себя даст ответ Богу, а ты в себя смотри. Злобы берегись. Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.
  Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.
  Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское.
  На нерасположение к тебе других отвечай сердечным расположением и любовью; чем больше видишь нелюбви к себе, тем больше люби… Не знаешь ли, что враг бесплотный над всеми коварствует, всех заражает ядом ненависти? И ты не изъят от его коварства. Не служи же ему, духу вражды, а служи со всем усердием Богу любви. Люби ближнего как самого себя; ибо, любя ближнего, любишь себя, и ненавидя ближнего, прежде всего делаешь вред себе, прежде всего ненавидишь свою душу. Жизнь сердца, - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования. Любящий Господь здесь: как же я могу допустить в свое сердце и тень злобы?
  Любовь — Бог. Если Бога любишь, Бог в тебе пребывает, и ты в Боге. Злоба — диавол. На мгновение озлобишься на ближнего — и бес в тебе, зайдет иголкой и постарается сделаться в тебе горой, — так он расширяется и так он тяжел! Итак, люби постоянно Бога и ближнего. Не допускай до сердца своего злобы ни на мгновение, считая её бесовскою мечтою."Когда ощутишь, что в сердце твоем не стало мира из-за пристрастия к чему-нибудь житейскому, а вместо того в нем дышит раздражительность и злоба, стань тотчас на страже сердца и не давай наполнить его диавольскому огню. Молись сердечною молитвою и укрепляй Божиею силою страстное, нетерпеливое сердце свое. Будь твердо уверен, что злодышущее разжение сердца есть дело врага; а враг сильно воюет на сердце через сытый желудок. Опыт.
  Не имей ни на кого в сердце злобы, иначе она сама накажет тебя жесточайшим образом; в злое сердце входит диавол и действует им как самым удобным орудием своим. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
  "Опасайтесь, возлюбленные мои, солнце да не зайдет в гневе вашем, как говорит Писание. Искореняйте из сéрдца вашего всякую порочную мысль, которая относится или к вашему собственному злу, или ко злу ваших ближних. Прекращайте всякую вражду между собою, которая проистекает из ненависти или из зависти друг к другу. Сии две страсти весьма гибельны: они противны Богу и в презрении у людей. Они не должны быть ни в каком верующем и ни в каком рабе Божием. Посему, возлюбленные мои, если вы имели некогда сии страсти, теперь старайтесь, чтобы не было их между вами и чтобы они не господствовали над вами.
  Я хочу, чтобы вы знали, дети мои, великое горе, каким я горюю о вас, когда я вижу, какое великое смущение идет к нам, и помышляю о великом труде святых и о стенаниях их, которые они всегда изливают пред Богом о нас, поскольку видят они весь труд своего Создателя, и все злые замыслы диавола и слуг его, и все то зло, которое они всегда замышляют нам на погибель, ибо их удел — быть в аду, и потому они хотят, чтобы и мы пропали вместе с ними, и были с множеством. 
  Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистию. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих. Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 
"Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным.
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 

  

"Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: “аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте. Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству. Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 


  
"Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.
(Игумен Никон (Воробьёв))"



 
"Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия.
(Прп. Макарий Египетский)"


 

"Бойтесь не людской ненависти, а ненависти в собственной душе. (Иеромон. Серафим (Роуз))"
 
 

"Как когда бывает ужален кто скорпионом, яд сего проходит по всему телу и самое сердце повреждает, такова и злоба на ближнего в сердце: яд ее уязвляет душу, и в беде она бывает от зла сего.  Четырьмя вещами помрачается душа: ненавидением ближнего, уничижением его, завидованием ему и ропотом на него. Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов своих. 
(Авва Исаия)"




  "
Любовь к Богу не терпит ненависти к человеку. Не будь самоугодник, не будешь и братоненавистником. Доказательством совершенной любви к Богу является искреннее и благожелательное расположение к ближнему. Самолюбие и плотское мудрование – вот причины, разъединяющие и ожесточающие людей, натравливающие их друг на друга. Христос не хочет, чтобы ты имел на человека ненависть и досаду или гнев и злобу на кого, каким бы то ни было образом, и за что бы то ни было временное. Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же сего еще не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого. Но и сего не в состоянии будешь сделать, если не презришь всего земного.
  
Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за его какое-либо согрешение, совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу совершенно не терпит ненависти к человеку.
(Прп. Максим Исповедник)"




"Злоба сама себе вредит. Дьявол обещает нам удовольствие временное, а скорбь уготовляет нескончаемую.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Ни на что не злобься. Несчастный, злой человек разрушает всё, обижает даже самых близких и дорогих людей, а добрый человек, излучающий мир и радость вокруг себя, восстанавливает разрушенное, утешает страдающих, помогает нуждающимся.
(Прп. Серафим Саровский)"



"Нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему. 
(Авва Дорофей)"




"Учитель без любви – мучитель. Врач без любви – рвач. Священник, потерявший вдохновенное желание служить Богу и людям, – «поп-толоконный лоб». 
(Протоиер. Артемий Владимиров)"


  

"
Не питай ненависти - и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом.
(Свт. Григорий Богослов)"




  "Будем избегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем... Не отвращающийся от сварливости и не гнушающийся ею не пощадит никого из людей, даже своих друзей. Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, — тем же самым путем, каким и сам ниспал, т. е. гордостью и любовью к суетной славе. Этим-то борют нас демоны, этим-то и другим подобным думают они отдалить нас от Бога.
  Сверх того, зная, что любящий брата своего любит и Бога, они влагают в сердца наши ненависть друг к другу — до того, что иной видеть не может брата своего или сказать с ним слово. Многие истинно великие подъяли труды в добродетели, но по неразумию своему сгубили себя. Этому не дивно быть и между вами, если, например, охладевши к деланию, вы будете думать, что обладаете в себе добродетелями. Ибо вот уже вы и ниспали в эту болезнь диавольскую (самомнение), думая, что близки к Богу и пребываете во свете, тогда как в самом деле находитесь во тьме.
(Прп. Антоний Великий)"




  "Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.
  Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь - та, которая и увещевает, и вразумляет.

  Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду, далек от Бога, лишен света и живет во тьме... В ком нет любви Христовой, тот враг Христу. [Он] во тьме ходит, и легко уловляется всяким грехом
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня. А любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т.е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым. 
(Прп. Никон Оптинский)"




"Тот, кто видит, что в сердце у него есть хотя бы капля ненависти к кому бы то ни было и за какую бы то ни было вину – совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу совсем не терпит ненависти к человеку.
(Прп. Иосиф Исихаст)"

 













  Ненависть противостоит любви и происходит из ненависти доброй/правильной (предназначенной отвращаться от зла), из которой она и образовалась/испортилась в результате грехопадения прародителей...
  Ненависть - системообразующий, соборный порок, противоположный системообразующей же, соборной добродетели любви...
  Причиной ненависти являются ее же следствия - главные соборные пороки: своеволие, сластолюбие, гордость и злолюбие...
  Как из любви рождаются благость и милость, так и ненависть рождает жестокосердие и жестокость…
  Ненависть, жестокосердие и жестокость нераздельны… 
  Можно сказать, что ненависть - это жестокое жестокосердие или жестокосердная жестокость... 
  Можно сказать, что жестокосердие - это внутренняя ненависть, а жестокосердие - это ненависть внешняя... 
  В свою очередь, жестокосердие и жестокость проявляются через множество всех других пороков, рождающихся из них...  
  Вредность и опасность ненависти трудно переоценить...
  Человек, стремящийся к вечной скорби ближнего, тем самым обрекает и самого себя к вечной же скорби в геенне...
  Отсюда становится совершенно очевидно, что ненависть неправильная - это хоть и обычно неосознанное, но все же стремление человека и к своей собственной вечной скорби...
  Главная опасность ненависти в том и заключается, что она является, как правило, самым незаметным пороком в человеке, не проявляя себя осознанно, маскируясь и прикрываясь якобы благими намерениями ("благими намерениями вымощена дорога в ад")...
  Ненависть может иметь в человеке разные степени своей силы, осознанности и свободы (невольности)... 
  В крайних своих проявлениях она может перерасти даже и в ненависть ко Христу, о чем ясно свидетельствует как Евангелие, так и все последующая история человечества (иудаизм, радикальный ислам, черные оккультизм, мистицизм, сатанизм и пр.)...   
  Одним из главных проявлений ненависти является стремление к решительному отвращению, нетерпимости к добру вообще, поскольку и бесконечное блаженство ближнего является также великим добром...  
  Ненависть является и родной сестрой злолюбия, которое тоже ненавидит бесконечное блаженство ближнего (добро) и стремится к его вечной скорби (злу)...
  Ненависть нераздельна, неслитна и неразлучна со злолюбием...
  Их степени прямо пропорциональны - чем сильнее злолюбие в человеке, тем сильнее и его ненависть к добру...  
  Ненависть либо препятствует человеку каяться полноценно, либо же (при максимальной своей силе) практически вовсе не дает человеку никакой возможности покаяться во зле и устремиться к добру - как к относительному, так и к абсолютному (к Христу)...
  Как и любой др. порок, ненависть может иметь разные степени своей силы в человеке... 
  Начинаться она может с обыкновенного равнодушия (безразличия) как к блаженству, так и к скорби ближнего (как к вечным, так и к бесконечным)...
  Безразличие к скорби ближнего (хотя бы и временной) - отсутствие жалости, сострадания (сопереживания) нераздельно с отсутствием и желания радости ближнему... 
  Безразличие нередко переходит и в жестокосердие, и в жестокость, начиная с малых величин и переходя к со временем от желания ближнему скорби временной к желанию ему скорби вечной в геенне... 
  Человек, достигший крайних степеней ненависти к ближнему, уподобляется сатане, становясь, как и все падшие ангелы человеконенавистником, по определению отсекая от себя всякую возможность как истинно полюбить самого себя, так и обрести свое собственное бесконечное блаженство во Христе (спастись)...  
  В связи с соборностью ненависти, борьба с нею имеет и соответствующую специфику... 
  Неблагоразумно каяться в ней на Исповеди... 
  Исповедовать же эффективнее всего только те пороки, которые являются ее конкретными порождениями (если, конечно, они являются на данное время главными для человека)...
  Поскольку ненависть является пороком системообразующим, то любой порок является ее следствием и поэтому уменьшение любого порока уменьшает и его первопричину - саму ненависть и адекватно же увеличивает добродетель любви...
  Например, с уменьшением зависти, пропорционально с нею умаляется и ненависть, и возрастает благость... 
  В заключение отметим то, что если любовь является соединяющей силой, то ненависть, в противоположность ей, разъединяет разумную тварь... 
  Только любовь человека делает его истинным членом Церкви...
  И именно ненависть (отсутствие любви) человека не позволяет ему стать членом Церкви - приобщиться к Ней...
  Человек, ведущий только внешнюю церковную жизнь может быть членом только церкви как земной человеческой организации/структуры, не являясь частью/членом/клеточкой Тела Христова - живого единого Организма, соединенного благодатью именно любви, а не ненависти...
  Ибо Бог есть только любовь...
  И только по мере обретения/стяжания любви (Духа Святого), а не ненависти, человек и входит в состав Церкви Божией, бесконечной, а не временной, земной, внешней...
  Ни один т. н. православный (а уж тем более католик, протестант и пр.) не должен обольщаться мнением о своей причастности к Церкви, если он не имеет в себе любви, которая приобретается прежде всего внутренней, духовной жизнью (прежде всего покаянием), а не только исполнением телесных заповедей, лишь надмевающей человека...
  Ненависть опасна тем, что она нередко не замечается человеком, растекаясь/проявляясь через другие пороки и как бы отвлекая тем самым от себя внимание...
  Люди нередко думают/заблуждаются (духовно слепы), что ненависть - это только некая эмоция злобы/агрессии и более ничего, отсекая тем самым от себя возможность соответствующего покаяния и последующего исправления...
  Св. отцы единодушны в том, что ненавидя ближнего или Бога (нарушая Его заповеди), пытаясь причинить ближнему скорбь (временную или вечную), ненавистник тем самым ненавидит самого себя, приготавливая себя к вечной скорби в геенне...
  И наоборот, исполняя заповеди Христовы (радуя Его) - стараясь помочь ближнему обрести радость/блаженство (временное и бесконечное) - любя ближнего и Бога, любящий тем самым любит и себя истинной любовью, т. к. приуготавливает себе бесконечное блаженство (Спасение)...


  "Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей... Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянёшься и не лжёшь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя.
  Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя.
  Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





 
  
  Как системообразующий порок (вкупе с системными и соборными пороками), ненависть малоэффективно/малополезно исповедовать на Исповеди...
  Врачуется ненависть непрестанным келейным/внутренним покаянием в ней, а также жизнью человека по всем остальным заповедям Христовым, увеличивающей его в любви.

  "Когда в душе твоей зарождается чувство ненависти к кому-либо, то ты искореняй его следующим справедливым замечанием себе самому - ты сам стоишь всей ненависти других за свои грубые, злые наклонности, а не тот человек, которого ты ненавидишь - он стоит всей любви и снисхождения.
  Если ты замечаешь в душе своей движение ненависти к врагу и тебе хочется злословить, то вспомни слова Спасителя: «любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас»
, — и будь покоен. Эти слова как молния просвещают душу во тьме страсти. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 53-е и 58-е о любви прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), статья Валерия Духанина с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Православие и мир и Фома...

 




 

 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (14 Апр 13)
Просмотров: 1624

Поиск