"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Отчаяние (Безнадёжность)

  - огорчение Христа стремлением к неверию в будущее бытие/существование истинных предметов (как материальных/внешних, так и духовных/мысленных/внутренних), недоступных для восприятия телесными органами чувств...

 



 
 
 
  "1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
  2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
  3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
  4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
  5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
  (Мф. 27)"
  "14 Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов. 
  (Иов. 18)"
  "7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. 
  (Прит. 11)"


 

 



 
«У каждого, кто идет на грех, мысли будто цепенеют и различающее зрение повреждено тем, посредством чего лукавый, подстрекая и обольщая, расслабляет нас и затуманивает. А после поступка он ставит перед глазами содеянное и жестоко открывает то, что прежде многими ухищрениями утаивал, и, обличая тяжесть содеянного, тем самым пытается подтолкнуть согрешившего к отчаянию. (Свт. Фотий Великий)"
  "Мой братский совет: не впадайте в отчаяние даже при отчаянных положениях. Боль души неустранима, но из этой боли рождается сила молитвы. Вздохи из глубины достигнут высоты вечности. (Архим. Софроний (Сахаров))"
  "Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это всё происходило, - для нас великий урок. Поэтому человеку никогда нельзя ни отчаиваться, ни ставить крест на другом. (Митр. Афанасий (Николау))"
  "Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие. А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет. (Схиархим. Илий (Ноздрин))"
  "Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа — Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-либо скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: «...раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную»; однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения нужно ее наполнить надеждой на милость Божию. (Свт. Димитрий Ростовский)"
  "Страшный пример этого мы видим в Иуде-предателе, который хотя раскаялся в своем злодеянии, но был столь поражен, что вместо того, чтобы прибегнуть к милосердию Божию, удавился. К этому ли должно приводить истинное покаяние? Так ли велик грех, чтобы он мог превысить человеколюбие Божие? Нет. 
  Остановись здесь, грешная и отчаявшаяся душа, остановись, собери свой пораженный страхом дух и укрепись. Ты грешен, но Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Ты немощен, Он – врач; ты – тьма. Он — свет, и где же Ему изливать свой свет, как не на сидящих «во тьме и тени смертной»? Ты мертв. Он – жизнь; ты – пленник греха, Он — твой Искупитель. Ты подвержен гневу и осуждению Божию, Он – жертва, умилостивляющая правосудие; ты — заблудшая овца, Он – пастырь, оставивший девяносто девять овец и тебя ищущий. 
  "Не бойся, дщерь Сионова!», не бойся, грешная душа! Слушай и ободрись! Хотя ты согрешила против закона, но ты еще дочь Сиона. Ты – член Тела Христова; ты не отчуждена от Церкви; ты не отчуждена от ее Святейших Таин. Член хотя и больной, но, пока он не отсечен от живого тела, он все еще имеет надежду быть исцеленным, поскольку ему еще сообщается животворный сок тела. Неотчужденный от Церкви не отчужден и от ее святыни и заслуг, неотлученный от Таин еще не мертв, ибо и врачевство покаяния для него возможно, и еще питается он животворящей пищей Тела Христова. Так не бойся, грешная душа! 
  Посмотри дальше и подумай о следующих словах: «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий», грядет, а это значит, что Он еще не ожидает, чтобы ты к Нему пришел, но Сам без призыва к тебе приходит. Еще двери сердца твоего заперты, а Он уже в них стучит. Не грядет только, но, уже придя, стучит в них; сидит при них, не отходит, ищет случая, чтобы при первом движении твоего сердца тотчас войти в него. Ты вздохнул. Он уже приступает; ты пролил слезу, Он уже входит; ты сокрушился, Он уже вселяется; ты возрыдал, а Он уже и утешает тебя. Ибо не просто сказано: «Царь грядет», но «се. Царь грядет». «Се» – означает, что Он от тебя никогда не удален; вот Он при тебе, вот в тебе и с тобой. Ты от него уклоняешься, но Он не уклоняется от тебя, се, везде грядет за тобой.
  При таком неизреченном снисхождении милосердия Божиего не открывается ли тебе благая надежда ко спасению? Однако при этом устрашенная мысль заставляет тебя еще говорить: как это будет? Каким образом это великое чудо может совершить Бог? На что тебе испытывать дела Божии и искушать Господа своего? Знает врач, каким образом исцелить болезнь; ты только полной верой вручи себя Ему и своим неверием или любопытством не полагай пределов Его силе. Желать знать, каким образом Свои дела совершает Бог,— это знак неверия и гордости. Никак не соразмерна с разумом человеческим премудрость и благость Божия, и он не может вместить и способов совершения дел.
  Впрочем, вера учит, что мы спасаемся по благости, а не по долгу. Насколько бы кто ни был совершен и свят, может ли он быть столь дерзок, чтобы сказать перед Богом: я имею право требовать от Бога оправдания и награды? Когда же мы спасаемся по благодати, так по этому и могут быть причастны Его милости одни кающиеся грешники. Где бы Он воссиял Своим светом, как не над сидящими во тьме? 
  Всем этим сказанным ободрите вы, кающиеся души, свое чувствительное сердце и вооружитесь против этого опасного искушения, каким является отчаяние. У нас милосердный Господь! Он никогда не презрит ваше покаяние, приносимое от сокрушенной души. (Свт. Платон, митр. Московский)"
  "Если мы видим душевное смятение и отчаяние, — значит, там диавольская духовная жизнь. Никакая причина не должна приводить в смятение нашу душу. В отчаяние нас ввергает сатана. Чувствуя душевное беспокойство, мы Должны понимать, что это бес намутил воды.
  Бывает, что Господь закрывает нам глаза на наши промахи, а сердцу позволяет окаменеть, чтобы сатана не мог ввергнуть нас в отчаяние Человек должен быть рассудительным в отношении своей греховности. Раскаяние, сопровождаемое душевным смятением и отчаянием, — не от Бога, это бес заморочил человека.
  Нужно быть осторожным, потому что диавол, подловив нас на одной крайности — ощущении своей чрезмерной греховности, может подтолкнуть нас к другой крайности — к унынию и отчаянию. Задача сатаны — душевно и телесно сломить нас и сделать ни к чему не пригодными, для этого он подсовывает нам ложное покаяние, исполненное внутреннего смятения, дабы сокрушить нас таким сокрушением о грехах.
  Например, он может внушить такую мысль: «Ты столь великий грешник, что не можешь спастись». Притворяясь, что печется о человеке, диавол низвергает его в душевное смятение и отчаяние. Но нам нужно смирение, а не отчаяние. (Прп. Паисий Святогорец)"

  "Сказал авва Стратигий: бесовское дело и коварство – внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно. Если бесы говорят о душе: «Когда он умрет и погибнет имя его?», б), то душа, если она пребывает во внимании и трезвении, отвечает им следующими словами: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господии». Бесы, будучи наглы и бесстыдны, опять скажут: «Улетай на гору вашу, как птица», но мы должны говорить им: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю». (Отечник)"
  "Существует духовный закон, который должен исполнять каждый православный христианин, и заключается он в трех простых словах: смиряйся, терпи и не отчаивайся. (Протоиер. Сергий Филимонов)"
  "Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому что Господь не только простит, но и радуется зело обращению грешника. Хотя пришла смерть, но ты крепко верь, что как только будешь просить, так и получишь прощение. (Прп. Силуан Афонский)"

  Есть два вида отчаяния у добровольно ушедших из жизни земной. Один вид, когда человек желает себе удовольствия и насыщения страстей, но не находя их в той мере какой он желает, с обидой и с озлоблением он оставляет эту жизнь. Второй вид отчаяния, когда человек не выносит страданий ни своих, ни всеобщих людских и уходит надломленным от них, не могши больше их вмещать. И вот я, человек немощный и ограниченный, чувствую к ним сострадание и желание им спасения.
  Почему я их чувствую? Откуда или от кого эти чувства? Если это есть во мне несовершенном и страстном, то не могут ли они быть и у Совершенного и Благого? Или желание им помочь чуждо Ему? Тогда откуда оно у меня? А если и Он желает им помочь, то разве не знает и средства? И хоть для мудрых и премудрых и мысли такие соблазн и безумие и по правде "Закона" они правы, отчего я не могу ни убить в себе это чувство, ни изгнать его? Ведь если бы и смог это сделать, я ощутил бы себя разжимающим руку и бросающим повисшего над пропастью.
  Нет, я не смог бы перенести такого чувства в себе, бороться нужно за каждую душу до конца. Сама мысль, что страдающий для тебя умер и не существует, равносильна чувству и собственной смерти душевной. Это не философское мое понимание и не прочитанное где-либо чье-то убеждение. В безумии своем скажу: не однажды в жизни моей мне приходилось доходить до черты за которой смерть, причем сознавал я, что за нею есть и смерть вторая. Я не из книг знаю, что такое висеть над бездной и смотреть в ее глубину, и только невидимая рука Божия подняла меня оттуда, поэтому я знаю эти души и уверен, что и Бог их знает.
  Впрочем сказал это в безумии моем, ну а насчет взгляда церковного, как четко очерченного, тоже нельзя сказать достаточно. Вспомнить мучениц, которые чтобы избегнуть рук насильников сбрасывались с башен, закалывались мечем. Или когда мученики сами входили в костер не дожидаясь когда их туда толкнут мучители. Страдания же тех, кто страдает от любви к страстям и недостаткам их, есть другие, и не являются страданиями в полном смысле, а лишь мучением от страстей, мучением добровольным. Чтобы понять сие мучение, нужно самому любить страсть, а так как для Святых это нелепо и невозможно, то к мучающемуся от страсти грешнику у Святых бывает жалость, но не сострадание, ибо в них нет любви к страсти, томящей грешника.
  Отбрось страсть в мысли и чувстве сердечном и с нею отбросишь и страдание исходящее от нее. А унесешь с собою в себе самом страсть в вечность, с нею унесешь и страдание, происходящее от нее. Отсюда подвижники так боялись умереть, не оставив тут страсти и не очистившись от них. Отсюда и их труды и делания духовные, отсюда и их правильное понимание спасения и забота о нём.


 

"Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет и со скорбным стесненным сердцем отходит от щедрого Бога, - того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам. Неуверенность в получении просимого у Бога - хула на Бога. Не отчаивайся: Бог не оставит никогда, по вере и усердию твоему, услаждать тебя в молитве, ободрять и подкреплять тебя.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 



"Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека в том, что Господь не заботится о нём.
(Прп. Исаак Сирин)" 


 



"Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться.
(Прп. Нил Синайский)"

 

 

 "Не думай (только - от авт.) о множестве твоих грехов, но вспомни и о бесконечной благости Божией. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но есть средство и от отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие. Каждый из вас, когда впадает в искушение, хотя бы и был уже близок к смерти, не отчаивайся в помощи Божией, но ожидай ее до конца.
  Не отчаивайся в перемене на лучшее. Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опять возвести тебя в прежнюю свободу, и сделать не только таким же, но и гораздо блаженнейшим прежнего. Только не унывай, не теряй добрых надежд. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла. Не отчаивайся, потому что Господь милостив, но и не будь беспечен, потому что Он праведен.
  Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ . Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага.
  Если бы гнев Божий был страстью, то справедливо иной стал бы отчаиваться, как не имеющий возможности погасить пламя, которое он разжег многими злодеяниями. Если же Бог сотворил нас только по любви, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устраивает и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться? Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению... но и потому, что ввергает в сатанинское безумие. Душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть.
  Не будем отчаиваться в своем спасении. Хотя бы низверглись мы в самую бездну порока, можно опять подняться, сделаться лучше и вовсе оставить порок. Не так губит грех, как отчаяние. Не от множества грехов происходит отчаяние, но от нечестивого настроения души. Если ты приходишь в отчаяние, то диавол, как достигший цели, остается возле тебя, а Бог, как оскорбленный хулою, оставляет тебя и тем увеличивает твое бедствие. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла.
  Душа, отчаявшаяся в спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать; она бежит через все места нечестия, пока, наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения.
  Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

  "Не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили — покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно припадем к Богу и принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся, ибо весь преклоняется к ней. Пусть никто не говорит: "Много я нагрешил, нет мне прощения". Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: "...бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся", и еще: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". 
  На широком пути бывает следующее: злоумие, развлечения, чревоугодие, пьянство, расточительность, непотребство, раздор, раздражительность, надменность, непостоянство и тому подобное; а за ними следуют неверие, неповиновение, непокорность; последнее из всех зол — отчаяние. Кто предан сему, тот заблудился с пути истины, готовя себе собственную свою погибель.
  Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы в отчаянии ввергнуть их в геенну. 
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Коль скоро упованием мало-мало уклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь. Зная силу таинства Покаяния, что оно уничтожает все вражьи труды и хлопоты о погибели грешащих, враг всячески старается пресекать плодотворность его,-или совсем от него отклоняет, или наводит неверие в силу его и безнадежие получить прощение через него. Ваше маловерие и безнадежие - его козни. Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием.
(Свт. Феофан Затворник)"

 



  "Часто бывает, что сатана, наущая тебя, разглагольствует в сердце твоем, и говорит: „сознайся, сколько сделано тобою худого; душа твоя наполнена беззакониями, обременена многими и самыми тяжкими грехами. Да не будет же неизвестно тебе, кто в этом случае действует, и под предлогом смирения старается ввергнуть тебя в отчаяние. С того самого времени, как преступлением вошел в тебя грех, сатана имеет доступ ежедневно, как человек с человеком, беседовать как ни есть с душею, и внушать ей нелепые мысли. Поэтому и ты отвечай ему: „имею у себя в Писании удостоверения; Бог говорит: не хощу смерти грешника, но еже обратитися покаянием, и живу быти ему. Ибо какую цель имело и сошествие Его, как не спасти грешников, просветить пребывающих во тьме, оживотворить умерщвленных? 
  У сопротивника, покушающегося отвлечь нас от любви Христовой, тысячи есть ухищрений против нас. Или с помощию духов злобы наводит он на душу внутренние скорби; или подготовляет в ней скверные и непозволительные помыслы, приводя на память прежние грехи, как бы с намерением ввергнуть душу в расслабление, и внушить ей помыслы отчаяния, и именно, что невозможно ей улучить спасение, и что помыслы сии душа, как бы совершенно сама из себя рождает, а не чуждый дух злобы всевает их в душу, и старается сделать сие скрыто. Посему, сопротивник, или производит сказанное выше, или наводит телесные труды, или промышляет укоризны и скорби от людей. Но в какой мере лукавый устремляет на нас разжженныя сии стрелы; в такой же и нам надлежит более и более воспламеняться надеждою на Бога, в точности зная, что есть Божия на сие воля, - души, пламенеющие к Богу любовию, подвергать испытанию, истинно ли возлюбили Его.
(Прп. Макарий Великий)"

 

 

"Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что, подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное. Борющийся со страстъми и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе; но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

"Брат! Не должно тебе отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своем спасении, но управляет кораблем, пока не приведёт его в пристань. Так и ты, видя, что увлёкся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути, говоря с Пророком: и рех: ныне начах и проч. . Рассматривай встречающиеся дела: могут ли они быть исполнены братиями, или тобою, и не уклонишься с пути. Попечение ради Бога есть духовное делание, исполняемое и совершаемое во спасение души: старайся только, по силе своей, для ничтожных дел не выходить из келлии, ибо это демонская хитрость. Будь разумно внимателен к себе, и Бог поможет тебе, молитвами святых. Аминь.
(Прп. Варсонофий Великий)"

 

 

"Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше неё. Посему отчаивающийся сам себя губит. Бесчеловечный наш враг [диавол, подталкивая христианина ко блуду], внушает [при этом], что Бог человеколюбив, и что Он скоро простит [сей грех]. Но если станем наблюдать за коварством демонов, то увидим, что после совершения греха, они же представляют нам Бога праведным и неумолимым Судьей. Первое они говорят, чтобы вовлечь нас в грех; а второе - чтобы погрузить нас в отчаяние.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 

 

"Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца - диавол старается привести человека в отчаяние.  Отчаяние, по учению святого Иоанна Лествичника, рождается или от сознания "множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от тяжести их утопает в глубине безнадежия", или "от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслуживают сего падения". Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам Иоанна Лествичника, и несовместно разуму.
  Первое врачуется воздержанием и благой надеждой, а второе - смирением и неосуждением ближнего. Господь печется о нашем спасении. Но человекоубийца диавол старается привести человека в отчаяние. Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, какие бы они ни были. Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от Господа, доколе не повелит Он пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием. Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Пётр - твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем. 
  "Итак, братие, - учит преподобный Антиох, - когда отчаяние будет нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: "Что нам и тебе, отчужденный от Бога беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет и над нами, и над всеми. Ему согрешили мы, Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые Честным Его Крестом, мы попираем твою змииную главу". И с умилением будем молиться ко Господу: "Владыко Господи небесе и земли, Царю веков! Благоволи отверзти мне дверь покаяния, ибо я в болезни сердца молю Тебя, истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, света миру.
  Призри многим Твоим благоутробием и приими моление мое; не отврати его, но прости мне, впавшему во многие прегрешения. Приклони ухо Твое к молению моему, и прости мне все злое, которое соделал я, побежденный моим произволением. Ибо ищу покоя, и не обретаю, потому что совесть моя не прощает меня. Жду мира, и нет во мне мира по причине глубокаго множества беззаконий моих. Услыши, Господи, сердце вопиющее к Тебе, не посмотри на мои злые дела, но призри на болезнь души моей и поспеши уврачевать меня, жестоко уязвленного грехом. Дай мне время покаяния ради благодати человеколюбия Твоего, и избавь меня от бесчестных дел, и не возмерь мне по правде Твоей и не воздай мне достойное по делам моим, чтобы мне не погибнуть совершенно.
  Услыши, Господи, меня, в отчаянии находящегося. Ибо я, лишенный всякой готовности и всякой мысли ко исправлению себя, припадаю к щедротам Твоим; помилуй меня, поверженного на землю и осужденного за грехи мои. Воззови меня, Владыко, плененного и содержимого моими злыми деяниями и как бы цепями связанного. Ибо Ты един ведаешь разрешать узников, врачевать раны, никому не известные, которые знаешь только Ты, ведающий сокровенное. И потому во всех моих злых болезнях призываю только Тебя - врача всех страждущих, дверь рыдающих вне , путь заблудившихся, свет омраченных, искупителя заключенных, всегда сокращающего десницу Свою и удерживающего гнев Свой, уготованный на грешников, но ради великого человеколюбия, дающего время покаянию. 
(Прп. Серафим Саровский)"

 

 

"Непохвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь, но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем, но отнюдь не надобно отчаиваться, а смиряться и каяться, хоть и стыдно, но должно.
(Прп. Макарий Оптинский)"

 



  "Самый тяжкий грех – “отчаяние”. Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от дикаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству.
  Милосердый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно-произволяющих узреть в себе грех побежденным.
  Уныние не от Бога, исповедуй грех и будь весел.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




  "Не унывайте, не падайте духом. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Если враги будут всевать сомнение, страх, безнадёжие и проч. - не беседуйте с ними, повернитесь к ним спиною, смотрите на распятие, вспоминайте все слова евангельские, где особенно ярко выражена любовь Божия, призывайте имя Господа Иисуса Христа - и враги исчезнут. Не поддавайтесь вражьим внушениям и мыслям, что нет нам прощения, что слишком мы негодны и т. п. Негодны-то мы негодны, но на свою годность и не надеемся, а надеемся на милосердие Божие. Господь пришел спасти погибшее, призвать грешников на покаяние. Не здоровые, а больные вызвали приход Врача с неба. 
  Никогда не отчаивайтесь и не теряйте надежды на Бога. Не слушайте врага. Ищущему Бога все будет содействовать ко спасению. Мы все в падении. Но есть у нас Спаситель, который прощает кающимся и не отталкивает от себя. Грядущего ко Мне, не изжену вон. Любовь Божия превозмогает наши грехи и немощи, если мы смиримся, сознаем эти немощи и искренне просим прощения. Будьте же здоровы также и духом. Да хранит и спасет Вас Господь.
(Игум. Никон (Воробьев))"


 



"Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги — демоны, и о многом множе­стве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о бес­предельно-величайшей силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах свя­тых. Все они неявно борются за нас с нами против врагов наших.
(Прп. Никодим Святогорец)"


  
    
"Отчаяние — грех смертный. Бегай его. А веруй в Мило­сердого Бога и Заступницу нашу Богородицу и святых. Они все могут сделать. А смириться и потерпеть непременно нужно.
(Прп. Анатолий Оптинский)"




  "Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих, ибо если думаешь, что ныне недостоин приступать к Богу с молитвой, то когда будешь достоин? Когда это достоинство будет? Когда себя освятишь, оправдаешь и чем? Откуда святость и правда наша? Христос оправдает. Кто праведен пред Богом? "Все согрешили и лишены славы Божией". Кто был Манассия? Великий грешник. Что же, отвержен ли молящийся? Нет, он помолился со смирением и получил милость. Кто жена, плакавшая при ногах Христовых? Блудница, грешница. Отринута ли Христом? Нет. Услышала сладкий голос: "прощаются грехи её многие... вера твоя спасла тебя, иди с миром". Недостоинство твое ничем не может повредить тебе. Единое требуется, чтобы оставил ты прихоти свои и прибегнул с покаянием к Отцу Небесному. "Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать". Как малейшая капля воды против океана, так грехи твои в сравнении с непостижимой благодатью Христовой.
  Помыслы смутные и влекущие в отчаяние приходят от диавола, который хочет нас ввергнуть в полное отчаяние, погубить, поскольку отчаяние – тонкий грех. Кто отчаивается в своем спасении, тот думает, что Бог – немилостивый и неистинный, а это есть страшная хула на Бога. К этому тяжкому греху сатана хочет нас привести через помыслы смущения и отчаяния. И этому его лютому искушению мы должны противиться, и утверждаться в надежде на милосердие Божие, и от Него ожидать нашего спасения.
  Иуда-предатель, придя в отчаяние, «удавился». Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия.. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха — правосудным. Такова его хитрость.
  Отчаяние – тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог человеколюбивый «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию и кающимся обещает и хочет явить милость. А когда грешник от грехов обратится, и в грехах кается, и сожалеет о них, и от других грехов бережется,— этого Бог хочет, и это Ему угодно, и на такого грешника Бог милостиво призирает, и все грехи ему отпускает, и прежних не поминает уже.  
  Когда нам приходит такой помысел: как нам сравниться с апостолами, пророками, мучениками и прочими великими святыми, которые просияли столькими добродетелями? ответим этому помыслу так: мы желаем быть с разбойником, который при самом конце жизни произнес один возглас покаяния: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!», и услышал от Христа, распятого на Кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». А когда с разбойником будем в раю, будем и с Самим Христом, поскольку разбойник этот в раю со Христом, а значит, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые.
  Итак, взирай и ты верою на распятого Христа и исцелишься от греховных язв и оживешь. Всем взирающим на Него верою подается исцеление и вечное спасение; тебе ли одному откажет в этом нелицеприятный и милосердный Бог? «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», а в этом мире находимся я и ты. Какой твой грех может быть так велик, тяжел и ужасен, которого не снял бы с тебя, с верою к Нему пришедшего, этот Агнец Божий? Какая твоя язва так велика, чтобы Он не исцелил ее? Какое твое огорчение так сильно, чтобы тебе, со смирением и верой просящему, не оставил Он, Который за распинающих и поносящих Его молился: «Отче! прости им»? Прочитай Евангелие: кому отказал в милости и человеколюбии Тот, Кто на то пришел, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришел всех призвать к Себе? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». 
(Свт. Тихон Задонский)"

 



"Кровь Иисуса Христа сильна очистить нас от всякого греха, лишь бы только наше покаяние сопровождалось твердою верой в Божественность Его, распятого за нас, и крепким упованием на искупительную силу принятой Им за грехи человеческие крестной смерти. Чем спаслись разбойники, блудники, мытари и другие тяжкие грешники? Не слезным ли покаянием, соединенным с верою в Искупителя и надеждою на милосердие Божие? Напротив, отчего погибли братоубийца Каин и Иуда-предатель? Оттого, что отчаялись в прощении грехов своих. А значит, губит человека не великость грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце.
(Архим. Кирилл (Павлов))"

 

  
"Кто име­ет дур­ное серд­це, не дол­жен от­ча­и­вать­ся, по­то­му что с по­мо­щию Бо­жи­ею че­ло­век мо­жет исп­ра­вить свое серд­це. Нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но сле­дить за со­бою и не упус­кать слу­чая быть по­лез­ным ближ­ним, час­то отк­ры­вать­ся стар­цу и тво­рить по­силь­ную ми­лос­ты­ню. Это­го, ко­неч­но, нель­зя сде­лать вдруг, но Гос­подь дол­го­тер­пит.
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 



"Безвременное и безмерное сокрушение сердца о чём-либо чувственном (внешнем - от авт.) омрачает и возмущает ум. Оно изгоняет из души чистую молитву и умиление, а всаждает в неё болезненное томление сердечное. Отсюда жестокость и нечувствие безмерное, а через это демоны обыкновенно наводят отчаяние на взявшихся жить духовно.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"




  
"Если вознерадим (поленимся) мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти и затем, стыдясь открыть их, впадем в ров отчаяния. 
(Прп. Григорий Синаит)"




 
  "Господь чудодействует и творит необыкновенные дела, но совершает это не вдруг, не сразу в ответ на прошение, но испытывая и упражняя терпение терпящих и надежду верных. Нам же, по примеру праведников, надо не падать духом.  А мы все тайно на свою праведность уповаем, а её нет, и мы болеем отчаянием. Сокрушить же самость нашу и гордыню сами мы не можем, вот и помогает нам в этом Господь. Не унывай, но кайся и радуйся. 
  Бог дал Вам зреть себя в своей духовной неприглядности. И это есть дар Божий и чудо духовного прозрения. Надо благодарить Бога и жить надеждой, что уж если Господь вошел в жизнь Вашу, когда Вы были мрак и во мраке, то теперь, когда и Вы стремитесь Ему навстречу, но неумело и обессилены, неужели Он оставит Вас? А враг именно эти мысли всевает Вам и низлагает ими в грех отчаяния и безнадежности. И опять падение. Да не будет. Когда приступает с отчаянием враг к Вам, бегите мыслью к безграничности Божией любви и Его милосердия. А когда гордыня всплывет, вспоминайте о глубине своего падения. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"




  
"Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего. Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы. 
Диавол уменьшает в наших глазах малые согрешения - ибо иначе он не может привести нас к большому злу.
(Прп. Марк Подвижник)"






"Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадёжия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека.
(Прп. Нектарий Оптинский)"

















  
  Большинство самых важных для самого себя предметов (главным образом нематериальных) человек не может почувствовать либо по причине своей греховности (как врожденной, так и приобретенной), либо по причине их удаленности и недоступности, либо по причине того, что они либо уже не существуют, либо же еще не существуют...
  Эти предметы могут быть как духовными, умозрительными по своей сущности (Бог, Царство Небесное, Небеса, геенна, ангелы, бесы, Второе Пришествие Христа, Всеобщее Воскресение, Страшный Суд, помыслы, спасение, погибель, промысел, благость, воля Божии и пр.), так и материальными по своему естеству... 
  Вера (надежда на существование) относится к предметам либо еще существующим, либо к уже не существующим (т. е. к прошлому и настоящему)...
  Надежда же (вера в бытие) относится к предметам еще не существующим (т. е. к будущему)... 
  Т. е. вера и надежда - это две родные сестренки...
  Можно даже сказать, что вера и надежда - это одна и та же способность человека к познанию недоступных (телесно) для него предметов, но устремленная в разные времена...
  Поэтому-то так и важна добродетель надежды, что возрастая в ней, человек тем самым соответственно же возрастает и в своей фундаментальной способности верить (и наоборот)...
  Порок отчаяния противостоит добродетели надежды...
  Насколько важна и полезна для человека его способность верить в бытие Бога, в Его милосердие, любовь, премудрость, вседержительство, всесилие, всепрощение (надежда), настолько же вредна для него неспособность веры в существование Бога (атеизм) и всего вышеперечисленного (отчаяние)...
  Неверие в Царство Небесное, во всеобщее воскресение, в возможность собственного спасения (хотя бы и по причине видения своей собственной греховности) практически полностью отсекают от человека его возможность к жизни по заповедям Христовым, т. к. утверждая ее полную бессмысленность, вовсе лишает отчаявшегося человека всякой мотивации к уменьшению себя во зле и возрастанию в добре...
  Степень отчаяния в человеке может быть разной по своей величине...
  Помыслы этого порока могут посещать любого христианина в любое время и с любой силой...
  Причинами отчаяния могут быть и безрассудство (стремление к незнанию свойств и Божиих, и человеческих, и остальной твари), и гордость, и заблуждение, и лживость (поскольку дело касается предметов истинных), и лицемерие, и малодушие, и нерадение, и нерешительность, и упрямство, и др. пороки...

  Врачуется отчаяние покаянием в нём, немедленным отсечением/игнорированием/несогласием его помыслов ещё на уровне прилогов, непрестанной молитвой, православным образованием, размышлениями о милосердии Божием, о вреде отчаяния и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и увеличивающей его в надежде и рассудительности...
  Полезно также и соответствующее (внушающее надежду) чтение св. отцов и Библии, напр.:

  "1
 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
  2 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;
  3 ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.
  4 Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
  5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
  6 Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
  7 На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.
  8 В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.
  9 Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.
  10 Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.
  11 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;
  12 и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней.
  13 И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.
  14 Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.
  15 Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.
  16 Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления.
  17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.
  (Ис. 54)"


"Врачевство на случай отчаяния.
Что такое грехи мои против милосердия Твоего, Господи? Это паутина против великого ветра, это малое болото против великой реки, это тьма против всесветлого солнца! Повеет сильный ветер и прорвет паутину. Потечет река и смоет болото. Засияет солнце и прогонит тьму. Подобно тому и Твое превеликое милосердие, Боже, растерзывает грехи мои, как ветер паутину, омывает беззакония мои, как река болото, просвещает меня, как солнце тьму, и прогоняет все мои злые дела, слова и мысли. Десница Твоя меня возвращающегося принимает отеческим объятием, как блудного сына. Итак, почему же я сомневаюсь? Не усомнюсь я в благости Твоей, не отчаюсь, Господь мой, в милости Твоей, не отчаюсь никогда! Из того я знаю Тебя, Бога всесильного и крепкого, что грехи мои и всего мира не преодолеют милосердия Твоего. Если бы они преодолели, то Ты не был бы Бог крепкий и сильный.
(Свт. Димитрий Ростовский)"




 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Беседа о недопустимости отчаяния свт. Амфилохия Иконийского с сайта Святоотеческое наследие и статья митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру, соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Серафимов и Логослово...
 


 


 
 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (29 Июл 13)
Просмотров: 916

Поиск