"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Печальность неправильная
 
  – огорчение Христа стремлением к скорби от обстоятельств, не соответствующих собственной воле/желанию/намерению/мировоззрению (к печали)… 
 




 
  "22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
  23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились (поскольку апостолы ещё не осознавали Божественности Иисуса, но считали Христа грядущим царём нового/земного еврейского царства, в котором они рассчитывали занять свободные/заслуженные вакансии).
  (Мф. 17)"
  "21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
  22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
  (Мф. 19)"
  "6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
  7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
  (Ин. 16)"

  "17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился (ибо не любил ещё обличения в самонадеянности и предательстве до благодати Крещения в День Пятидесятницы - от авт.), что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? 
  (Ин. 21)"
  "Не давай печали сердцу своему, ибо «печаль мирская производит смерть. 
  (2 Кор. 7)" 
  "22 Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью;
  23 веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие;
  24 люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль,
  25 ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
  (Сир. 30)"
  "1 И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского.
  2 И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит.
  3 Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!
  4 И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И [в смущенном духе] лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел.
  5 И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь?
  6 Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: «отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него», тогда он сказал: «не отдам тебе виноградника моего, [наследства отцов моих]».
  (3 Цар. 21)"
  "10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас.
  11 И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь.
  12 И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.
  (Неем. 8)"
 "20 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорчённым душею,
  21 которые ждут смерти, и нет её, которые вырыли бы её охотнее, нежели клад,
  22 обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
  23 На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?
  24 Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода,
  25 ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.
  26 Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.
  (Иов 3)"
  "7 До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.
  8 О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог!
  (Иов 6)"
  "1 Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
  2 как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.
  (Иов 14)"
  "10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
  11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
  (Пс. 30)"
  "2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали,
  (Пс. 126)"
  "20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. 
  (Прит. 25)"
  "21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: 
  (Прит. 25)"
  "10 И удаляй печаль от сердца твоего, 
  (Екк. 11)"
  "45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашёл их спящими (образ невнимательности/рассеянности/беспечности - от авт.) от печали
  46 и сказал им: что вы спите? встаньте (образ внимательности - от авт.) и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
  (Лк. 22)"
  "13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
  (Еф. 3)"





 

 

  «Душа грешная, плененная страстями, не может иметь мира и радоваться о Господе, хотя бы владела всеми богатствами земли, хотя бы царствовала над всем миром. Если бы такому царю, весело пирующему и сидящему на престоле во всей своей славе, вдруг объявить: "Царь, ты сейчас умрешь", то душа его смутилась бы и затрепетала от страха, и он увидел бы свою немощь. А сколько есть бедняков, которые богаты только любовью к Богу и которые, если им сказать: "ты сейчас умрешь", ответили бы с миром: "Да будет воля Господня. Слава Господу, что Он вспомнил меня и хочет взять меня к Себе". 
  
Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, т.е. если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил.  Когда плохие мысли осаждают тебя, то взывай к Богу: «Господи, Творец мой и Создатель. Ты видишь — душа моя в терзании от плохих мыслей, помилуй меня»... приучи себя отсекать помыслы сразу. А если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку.  (Прп. Силуан Афонский).
  «Некий монах спросил одного из старцев: "почему моя мысль постоянно склоняется к тому, чтобы совершить блуд, не дает мне покоя ни на час, и душа моя возмущается?" Старец сказал ему: "если демоны внушают тебе греховные мысли, не предавайся им; демонам свойственно постоянно соблазнять. И хотя они никогда этого внушения не оставляют, но заставить тебя согрешить не могут: от твоей воли зависит - слушать их, или не слушать". Брат сказал в ответ старцу: "что же мне делать? Я слаб и чувствую, что эта греховная страсть меня побеждает". Старец ответил: «Наблюдай за такими мыслями, и когда они начинают в тебе говорить, не отвечай им; но молись Богу: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» (Древний патерик)
  «Если кто не возражает помыслам, которые враг тайно сеет в нас, но молитвою к Богу отсекает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел премудрость, и что нашёл он краткий путь» (Прп. Исаак Сирин).
  «[Человек,] увлекаемый греховными мыслями, ослепляется ими, и действия греха [в себе] видит, причины же этих действий видеть не может» (Прп. Марк Подвижник).
  "Полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "В одном из церковных поучений в Прологе между прочим говорится следующее: «Да не негодуем, но радуемся в печалях; ибо они суть врачевства, полезные в наших ранах, и хотя, с одной стороны, горьки, зато с другой сладки. Будем благодарны Богу и за скорби; ибо не без рассуждения Он посылает оныя, но соделывая чрез них полезное душам нашим». Справедливо ли так, братие, сказано в Прологе о скорбях? Правда ли, что они суть врачевства, полезные в наших ранах? Правда ли, что они, с одной стороны, горьки, а с другой сладки? Правда ли, наконец, и то, что Бог не без рассуждения посылает оныя, но соделывая чрез них полезное душам нашим? Да, все это сущая правда, братие, что мы сейчас и докажем вам от слов вселенского учителя св. Златоуста.
  Кто в сей жизни, учит он, не хочет терпеть скорбен и бед и всякие напасти, тот мал пред Богом; а кто, в вере и добродетели живя, терпит страдания и беды и всякие напасти принимает с радостью, тот велик пред Богом и человеками уважается, и от Ангелов славится. Те же, которые здесь согрешают, а бед никаких не принимают, те большие мучения примут. Терпящие же и за беды Бога хвалящие, те со святыми равный примут жребий. Вы не верите этому? Так, для того, чтобы увериться, помыслите о бедах Иова, о страданиях Апостолов и наипаче же о скорбях Павловых. Когда Иов милостыню творил и богоугодно жил, тогда мал был пред Богом; а когда беды принял, тогда стал великим пред Богом и между святыми славным. Также и Апостолы, когда только чудеса творили и добродетельно жили, тогда не славны были; а когда многие беды и страдания приняли, тогда были прославлены весьма. И Павел, поелику более всех понес скорбей, потому и больший из всех венец принял. Он избранник Божий, и чрез него все избранные спасение улучат, а некоторые уже и улучили. Помните же, что как золото делается блестящим через огонь, так и святые прославлены через страдания. Будем терпеть скорби, чтобы за оныя Бог в обилии подал нам блага небесные.
  Итак, справедливо сказано в Прологе, что скорби суть врачевства, полезные в наших ранах, что они, хотя, с одной стороны, горьки, зато с другой сладки, и что мы должны быть благодарны Богу и за них, ибо не без премудрости Он их посылает. Да, как сейчас слышали от св. Златоуста, скорби сплетают нам венцы и ведут нас к вечной славе. Поэтому будем благодушествовать и в скорбях, не будем изнемогать в них, оставим малодушие и уныние и всегда будем помнить ту истину, что, чем сильнее бой, тем славнее победа и чем труднее подвиг, тем блистательнее за него следуют венцы. Аминь. (Протоиер. Виктор Гурьев)"
  "Депрессия происходит от любви к себе. Одержимость и занятость собой вводит вас в депрессию. Любить себя — жить впустую. Не любите себя, любите Бога и ближнего — и вы никогда не впадете в депрессию. 
(Схиархим. Иоаким (Парр))"
  "Угрюмая жизнь не есть Божия жизнь. (Свт. Феофан Затворник)"
  "Кто с Господом, для того не существует ни войны, ни болезни, ни землетрясений и никакой скорби. Один святой сказал: "Пусть меня посадят в ад, но только бы мне быть с Господом, потому что и в аду с Господом - рай! (Архим. Алипий (Воронов))"
  "Конечно, наши времена лукавые и трудные, густые по событиям и духовно напряженные, но разве стоит унывать, когда везде, где бы мы ни были – мы встречаем Бога, по какому бы пути мы ни пошли – с нами Бог. Не огорчайтесь за посещение неприятностей: это спутники жизни в наших оздоровлениях.
Не огорчайтесь за посещение неприятностей: это спутники жизни в наших оздоровлениях. (Протоиер. Николай Гурьянов)"
  "Когда лишился богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась у тебя неприятность, скажи: "Стерплю это для Иисуса Христа!", и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие. (Прп. Антоний Оптинский)"
  "Все, что с нами происходит, — полезно, а мы часто переживаем, спрашиваем себя, почему все так? Неужели не могло быть иначе, легче, лучше? Но пройти через испытания необходимо. Спокойно преодолеть их и обрести мир — вот школа жизни.
 Изо всех сил надо хранить душевный мир. Человек должен трудиться, чтобы всегда пребывать в радости духа. А бесы хотят, чтобы мы все время были печальны. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Если ты видишь, что обстоятельства складываются властно и повелительно, но не так, как хочется тебе в самых твоих искренних, горячих и чистых пожеланиях, покоряйся в том воле Божией, смиряйся. Заставь себя любить десницу Божию, тебя ведущую, хотеть не того, что ты хочешь, но чего Бог для тебя хочет, даже если бы болело и изнемогало сердце твоё. В этом высшая мудрость и высшая покорность. Может быть, не скоро, но рано или поздно раскроется и пред тобой правда Божия и любовь Божия, тебя ведущая, ты и сам поймёшь всю ограниченность твоих нынешних желаний и возблагодаришь Господа. Потому пусть не мятётся сердце твоё, если не по-твоему выходит. Если ты сделал от себя всё, что мог и считал полезным и нужным, жди испытания от Господа и Ему покорствуй. Не томи сердце своё чрезмерной заботой о будущем; ты не знаешь, будет ли и как будет для тебя это будущее. Ты омрачаешь сердце печалью, которая всегда греховна, и не радуешься данной тебе ныне радостью. Возложи печаль твою на Господа, и Той тя препитает. Успокой неспокойное сердце. (Протоиер. Сергий Булгаков)"
  "Бывает в жизни - все плохо: с мужем плохо, с ребенком плохо, на работе плохо. Но если ты идешь правильной дорогой — Бог тебя всегда поддержит, Он не хочет, чтобы ты страдал и пребывал в унынии. Люди часто не замечают заботы Божией о них. А верующий замечает: «Я сижу на руках у Отца Небесного, Он меня бережно в колясочке везет». (Свящ. Александр Никольский)"
  "Печаль снедает сердце человека. Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы и отчаянием ввергнуть их в геенну. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Всякая печаль, которая по видимости не заключает в себе ничего запрещенного, однако не способствует и богочестию, есть житейская (а значит гибельная). (Свт. Василий Великий)" 
  "Бодрствуй против духа печали, ибо он простирает многие сети, чтобы уловить тебя. (Авва Исаия)"    
  "Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать. Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы. Ибо, думая о себе, что они нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться со всем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, приходят в смятение и малодушие, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои ожидания и надежды.
  Но этого не бывает со смиренным, который на одного Бога уповает, решительно ничего доброго не ожидая от себя самого (при обилии трудов). Поэтому он когда впадает в какое бы ни было прегрешение, хотя чувствует тяжесть его и печалится, однако не впадает в смятение и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость. (Прп. Никодим Святогорец)" 
  "Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или достойного употребления; и дерево, испорченное червями, не годится для украшения... здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа. Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас». О том, какие нужны для этого храма деревья, говорит невеста в Песне Песней: «Кровли домов наших – кедры, потолки наши — кипарисы». Такие-то деревья требуются для храма Божия — благовонные и крепкие. 
  Нам предстоит подвиг – притупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием.
  Кроме этой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева. От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"  
  "Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить и даже не замечать их. (Прп. Никон Оптинский)"  
  "Единственное истинное огорчение - это то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состоянии нашей души. Все остальные огорчения не имеют никакого отношения к благодати Божией. (Свт. Нектарий Эгинский)"
  "Не печалится воздержный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, – почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного (не привязанного к предметам мира сего/мироотречённого - от авт.) не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела. (Прп. Нил Синайский)" 

  Записки православного монаха
  "Нашла вечером на душу мою печаль: отчего Господь не избавит меня от оной страсти, много лет беспокоящей и запинающей? Ночью же, проснувшись и став на молитву, ощутил на плече нарыв, который беспокоил и мешал сосредоточиться. Тогда я попытался его выдавить: он оказался очень больным и не выходил наружу. И услышал в тот час в душе внушение, подобное гласу тонку: «В делах земных ты разумлив, знаешь и время и способ, как вылечиваются болезни телесные, ужели Бог не разумеет времени и способ, как излечить болезни душевные?». И тотчас снизошло в душу мою покаяние и умиление. Сказал я сам в себе: «Прости, Господи, человек я малодушный и нетерпеливый, даруй мне Господи всё переносить с благодарением и терпением, благодарю, что вразумляешь и спасаешь нас Милосердием своим!»
  С нами нередко бывают обстоятельства или ситуации, которые чему-то нас учат. Например, как и со мною сегодня. Сижу я и размышляю о путях человека в этом мире, при этом чудится мне, что сижу я в галошах на босу ногу, и от того мне стало холодно в ногах. А когда посмотрел на ноги, оказалось, что я сижу в ватных бурках, которые незаметно обул за мыслями о мире. Увидев и поняв это, я ощутил, что моим ногам стало тепло и даже жарко. Очень часто так же случается и с нашей душой, когда мы убеждаем себя, что все плохо, невыносимо, тяжело, тогда мы и в самом деле начинаем это чувствовать, у нас все валится из рук, наша душа мятется. А нужно увидеть жизнь иными глазами, без самовнушения и нагнетания мыслей. Просто увидеть в свете Божия Промысла, вечности, в ощущении невидимого Божия присутствия, и станет ясно, тепло и радостно. Как о том хорошо сказал Авва Исаак Сирин : «Ощущение будущего века в мире сем есть тоже, что малый остров в море, приблизившийся к нему, не утруждается уже волнами видений века сего».
  Когда бываем отяжелены бранями, как нам кажется, паче смысла и сил, тогда-то и утешимся - значит злоба демонская разумеет нечто благое и полезное, что Господь уготовал для нас, посему враг от злобы и творит брань и препятствие. Но невидимо посетят нас и Ангелы Владыки и разгонят эти тучи, подобно ветру, и снова Мысленное Солнце осветит нас и согреет Своим Духом.
  Птицы видят, летают, поют днем, когда же наступает ночь - засыпают. Филин же и сова напротив видят и живут ночью. Так когда душа наша в покое и благодушии, она поет, летает, радуется. Когда же наступает скорбь и искушения, подобно ночи в душе, то утихает и засыпает в ней радость и благодушие. И тогда имеем нужду в филине и сове, которые видят ночью, т.е. в разумении Промысла Божия и понимании браней духовных, которые не только бдят в душе, но и истребляют вредных грызунов: помыслы ропота, нетерпения, раздражения. Когда же претерпим ночь, то сказано: "заутро водворится радость."
  Многие из нас делают еще одну ошибку, когда ощутив и увидев в себе страсти, вместо того, чтобы лечить эту болезнь, начинают выяснять, кто виноват и погружаются в тоску. Многие, действительно, склонны душить виновных. И это вместо того, чтобы и себе и другим оказать необходимую помощь.
  Вот, к примеру, мы заболели. Мы же не садимся с тоскою в кресло и не причитаем бесцельно! Мы берем и от простуды завариваем, например, исландский мох. А от поджелудочной - семена укропа. Ну так отчего же мы так не поступаем с болезнями душевными? Что толку сетовать и даже выяснить, кто виноват, но потом не употреблять средство ко своему исцелению? Я прямо вижу, как страсти наши улыбаются, слушают наши дискуссии и сами принимают в них участие. Но при этом живее всех живых. Они реагируют только на средства, притом правильные. Ведь мы же в аптеке не покупаем все подряд и не пьем тут же у прилавка. Отчего так же с опаской не лечим свою душу? Если вообще лечим. Так и времени на это нет – все дискуссии и лекции друг другу читаем. Нет ли за этим чьей-либо хитрой игры с нами? Судя по плодам и убитому времени есть, пока за ум не возьмемся. Потому в Апостоле и читаем: «уклоняйтесь пустой философии».
  Вопросы «что», «где», «когда» - это из области шоу. А вот: «как», «сколько» и «куда»? – это вопросы делателя разумом. Ну и естественно разум должен быть управляем учением святоотеческим и Евангельским."

 

"Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. Всё, что с тобой случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"



 
 
"Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе. Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь. Бог хочет даровать тебе большее благо через твое постоянство в молитве. Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать. Печально одно только - грех, все же остальное - пыль и дым. Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

 
"Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.
(Свт. Василий Великий)"
 

 
  "При явлении печального помысла или тоски в сердце начинайте от всей души, от всей крепости Вашей произносить <молитву>; произносите тихо, не спешно, не горячась, со вниманием, во услышание одних Вас, - произносите до тех пор, доколе "иноплеменник" не удалится совершенно, доколе не известится сердце Ваше в пришествии благодатной помощи Божией. Она является душе во вкушении утешительного, сладостного мира, мира о Господе, а не от какой другой причине.
  Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность полную радостей и непрерывнаго наслаждения духовнаго. Надо же наследовать вечность!.. Не унывайте (не печальтесь - от авт.) от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, повелено: «В терпении вашем стяжите души ваши. Претерпевый до конца, той спасется.
  Вот оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для борьбы с сынами Енаковыми — мрачными помыслами и ощущениями печали, являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть ее, поглотить ее:
1-е — слова: «Слава Богу за все».
2-е — слова: «Господи! предаюсь Твоей Святой Воле! буди со мной Воля Твоя».
3-е — слова: «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».
4-е — слова: «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
  Некоторый великий подвижник сказал: “должно терпеть свои недостатки точно также, как терпим недостатки других, и снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах. Вместе с этим не должно предаваться нерадению: должно заботиться усердно о исправлении и усовершенствовании себя”. Не возмущайся, не приходи в недоумение, сказал некоторый святой Отец, когда увидишь в себе действие какой либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвою. Смущение и недоумение, при открывшемся действии страсти, служит доказательством, что человек не познал самого себя.
  Боритесь против помыслов и ощущений печали короткими словами: «Господи! буди воля Твоя! Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!» Произносите эти слова умом, а когда Вы одни, произносите несколько вслух; произносите, не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткия слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, Вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнаете силу этого оружия, по наружности своей, с перваго взгляда, столько незначительнаго. А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою.
  Подчиниться печали – чрезвычайно опасно: когда она усилится в человеке, возобладает им, – может убить и тело, и душу. Не торопитесь умереть: и самая долговременная жизнь в сравнении с вечностию – мгновение. Отдайте себя и срок Вашего земнаго странствования в волю Божию; а Вы употребите этот срок для того, чтоб приготовить себя как можно лучше к вечности, чтоб сделать, как можно больше вечнаго добра Вашему родителю.
  Не удивляйтесь тому, что Вы слабы в духовном подвиге: причиною этой слабости Ваша новость. Время обогатит Вас и опытами и силою. – С участием смотрю на Ваше душевное состояние: Вы переплавливаетесь в лютой скорби, как в огне. Претерпите тягость этого состояния; по прошествии его, Вы ощутите себя перерожденною, увидите себя обогащенною духовными сокровищами, о существовании которых не имеют понятия люди, которых земная жизнь была усыпана одними удовольствиями. Тогда Вы узнаете, что благ Господь и в самых скорбях, Им посылаемых: потому что временные скорби приводят к вечным благам тех, которые принимают эти скорби, как должно. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 
 
"Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости. Не огорчайтесь слишком, видя в себе и гордость, и тщеславие, и зависть, и раздражительность, и гнев, и прочее, и прочее... Все люди - существа падшие, однако осознать это разумом только - недостаточно. Надо осознавать сердцем и, заплакав об этом раз, продолжать всегда на молитве плакать перед Богом, раскрывая всю свою порчу, всю болезнь во всех видах и проявлениях. От этого обязательно рождается мягкое отношение к другим людям, хотя и долго могут быть еще вспышки гнева или иных страстей. Однако другого пути нет. Исаак Сирин говорит: иди путем, проложенным страдальческими стопами святых. Своего пути не придумаешь. Это наука точная.
(Игум. Никон (Воробьёв))"
 


  "Кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет своё желание. Поелику таковой не имеет своего желания, то, что бы ни случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были как будут.
   Хорошо каждое дело возлагать на Бога и говорить: ничего не бывает без воли Божией.
  Никому не должно скорбеть о случающемся, но всё возлагать на промысл Божий и успокаиваться. Есть некоторые люди, до того изнемогающие при случающихся скорбях, что они отказываются и от самой жизни и считают сладкою смерть, лишь бы только избавиться от скорбей: но это происходит от малодушия и многого неразумия, ибо таковые не знают той страшной нужды, которая встречает нас по исходе души из тела.
(Авва Дорофей)"

 

 
  "Кто победил страсти, тот победил и печаль. А одолеваемый страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так одержимый страстью отличается печалью. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.
   Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братьями и раждает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумною и исступленною, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы.
  Печальный монах не движет ума к созерцанию и никогда не может совершать чистой молитвы.
  Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали.
(Прп. Серафим Саровский)"

 
 
"Не принимай помыслы, которые вызывают в тебе разочарование, чтобы не сделать бесполезными те дары, которые тебе дал Бог. Чем правильнее ты будешь смотреть на вещи, тем больше в тебе будет покоя и умиротворения, тем здоровее будешь и перестанешь пить лекарства. Печаль обезоруживает человека. Высасывает все соки душевных и телесных сил и не даёт ничего делать. Отравляет душу и в тело вносит беспорядок. Бьёт по самым чувствительным местам тела, вызывает страх и им изнуряет человека Яд уныния может свалить не только человека со слабым организмом, но и очень сильного.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 
  
"Мне очень не нравится в тебе то, что находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные.
(Прп. Лев Оптинский)"



  
  "Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее, ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем нужно нам иметь великое трезвение, но прежде должно в этом отношении наиболее быть разумно внимательными. Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, тот вполне прельщает самого себя.
  Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших. Моисей, после того, как видел Бога в купине, снова возвратился в Египет, или в омрачение к деланию кирпичей, может быть, мысленного Фараона; но потом он опять восшел к купине, и не только к купине, но и на гору Боговидения. Кто понимает сию притчу, тот никогда не отчается. В нищету пришел великий Иов, но потом опять вдвойне обогатился. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 


"Печаль никогда не должна быть сильнее веры в Бога и надежды на Него. Что бы ни произошло, надобно веровать в Его милосердие и надеяться получить от Него помилование.
(Свт. Филарет Московский)"




"Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы в отчаянии ввергнуть их в геенну.
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Человече! Когда ты разуверился в родных и близких и почувствовал себя одиноким в этом бескрайнем мире или устал от долгого одинокого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для уставших и отяжелевших рук и ног твоих.
(Свт. Николай Сербский (Велимирович))"
 

"Если будут у тебя какие-либо житейские сделки и ты, потерпев ущерб, восскорбишь о том, то нет тут страха Божия. Трезвись против духа, наводящего печаль на человека: он распростирает многие сети, чтобы уловить тебя и ввергнуть в расслабление. 

(Авва Исаия)"




"Не скорби, человече, неразумно о вещах мимотекущих, ибо все преходит, все мимо идет. Нет ни одной такой вещи, о которой бы ты имел скорбеть безутешно. Не должно так скорбеть не только о вещах мимотекущих, но и о самых великих прегрешениях пред Богом. Если бы твой грех превзошел всякое согрешение, и то не должен ты отчаиваться и много безутешно скорбеть, ибо нет греха, побеждающего милосердие Божие: наши грехи не могут сравняться с пучиною Щедрот Божиих – Бог спасет нас милосердием Своим туне (даром).
(Свт. Димитрий Ростовский)"





"У меня всего довольно, и всё у меня хорошо. Не значит ли гневить только Бога, когда я смею предаваться тоске и печали? Если оружие ума, мозг повреждён — худо действовать умом; а если сердце и внутренности, особенно желудок, страдают какими-нибудь завалами или припадками — худо вдвойне для души, для её нравственных отправлений. Болезни внутренностей наводят на человека сильную тоску, ослабляют сильно веру, живущую в сердце, вообще делают хандрою, тяжёлым для себя и для людей.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"















  
  
  Порок печальности злой противостоит добродетели радостности ("всегда радуйтесь, (1 Фесс. 5:16))"... 
  Печальность злая произошла в результате грехопадения прародителей из печальности доброй/плача/печали по Бозе...
  Печальность злая является обратной стороной/изнанкой/крайностью порока смешливости злой:
 
  "25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
  (Лк. 6)"
 
  Если радостность является следствием послушания, то печальность – "лакмусовая бумажка" своеволия (её следствие/проявление), нередко сопровождающаяся и порочными/злыми/человеческими/бесовскими слезами/плачем… 
  Где печальность – там и своеволие… 
  А где своеволие - там и гордость...
  А где гордость - там и злолюбие со сластолюбием и рождающая их всех ненависть...
  От печальности очень хорошо помогает трезвение (размышление о том, что все происходит по воле Христовой для временной и вечной пользы всех людей)… 
  Сама печаль/хандра (как ощущение страдания/боли) интересна тем, что хотя это и скорбь, но, тем не менее, человек зачастую не хочет выходить из этого состояния, предпочитая скорбеть и далее:

  "1 Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей. 
  (Иов. 10)"


  Человек сластолюбивый научился получать удовольствие от любых предметов - даже и от скорби (вспомним хотя бы тех же самых мазохистов), не говоря уж и про опасное фарисейское использование ради удовольствия заповедей Христовых (напр., по тщеславию или просто для экзотического/необычного развлечения/разнообразия в этой надоевшей обыденности/серости)... 
  Вместо того, чтобы использовать печаль как средство, помогающее легче/охотнее отрицать/отвергать зло, человек нечестивый использует её как предмет для получения удовольствия...
  Печальность злая может быть (как и любой др. порок) в человеке и неосознанной, и сознательной, и вольной, и невольной, как приобретённой, так и врождённой, как малой по силе, так и большой по своей степени...
  Свободная и осознанная печальность чрезвычайно вредна и опасна… 
  Она – образ свободно выбираемых человеком мук ада после смерти его тела… 
  Подобно тому как душа гордого и своевольного человека выбирает гееннские муки после своего исхода из тела, так же и печальный еще в этой жизни выбирает скорбь печали… 
  Пребывание в печали увеличивает в человеке и своеволие, и гордость, и пр. неотделимые от них пороки…   
  Печальность является довольно распространенным пороком среди людей, которому в той или иной степени (в тех или иных обстоятельствах) подвержены практически все люди...
  Ветхий Завет свидетельствует даже о пророке Божием Ионе, который, проявляя своеволие, хотел уклониться от порученной ему Господом проповеди покаяния в Ниневии...
  Вторично Иона проявил своеволие, когда воспротивился Божиему спасению уже покаявшейся всецело Ниневии...
  Вследствие своеволия, Иона подвергся жестокой печали, о чем сам же и засвидетельствовал в своей собственной книге:
 
  "10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
  (Ион. 3)
  1 Иона сильно огорчился этим и был раздражён.
  2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
  3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
  (Ион. 4)"
 
  Иногда печаль (как состояние скорби) может возникать в христианине (в любом человеке) и без всяких видимых естественных причин (немотивированно) -  при воздействии беса печали (т. е. сверхъестественно)... 
  Это бывает по особому Божию промыслу как эффективное лекарство/средство от сластолюбия, своеволия, гордости, злолюбия и нетерпения...
  В этом случае необходимо запастись посильным терпением и, вооружившись молитвою и, занимаясь по возможности, тяжелым физическим трудом, просто безропотно переживать это весьма полезное для любого человека состояние...
  Печаль, посылаемая Христом (необоснованная) является бескровным мученичеством (исповедничеством) православного человека (наряду с беспричинным/бесовским унынием)...  
  Как мы уже упоминали, печальность, так же, как и все остальные пороки (произошедшие из-за первородного греха и поэтому являющиеся испорченными добродетелями) имеет свою первопричину/мать - добродетель плача/печали по Бозе (см. подраздел "Печальность добрая" в разделе "Добродетели"):

  "3 Сетование (плач/скорбь от видения зла в себе - от авт.) лучше смеха; потому что при печали (по Бозе - от авт.) ... сердце делается лучше.
  4 Сердце мудрых – в доме плача,
  (Екк. 7)"
 
  Врачуется же печальность (или просто - печаль) покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека, уменьшающей его в своеволии и развивающей послушание...

"Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль происходит от привязанности к видимым вещам. 
(Прп. Никон Оптинский)"


 

  "Отчего справедливое твоё сожаление — о неправде в отношении к тебе своих, сопровождается смущением и болезненным беспокойством? Оттого, что Ты и в этом случае становишься ниже вещественных выгод жизни и эти выгоды значат для тебя очень много — так что ты мир Божий или Духа Божия, Который приносит с Собою в сердце твоё этот мир terribile ad dicendиm (страшно сказать - лат.), — ставишь ниже их.
  Научись не ценить слишком высоко праха и праху не подчинять благ духовных. Не огорчайся, когда не по твоему желанию что-либо делается, а рассмотри тщательно обстоятельства дела, может ли оно сделано быть так, как бы тебе хотелось.
  Что? У тебя отнимают твой угол? — Привыкай к мысли, что на земле нет ничего надёжного и пребывающего - все неверно и изменчиво. Помышляй о неизменно верном и вечном. 
  И нравственному достоинству души твоей должно быть противно, что мир её ты подчиняешь мелочам жизни и расстраиваешься от того, что не причиняет тебе ни душевного, ни телесного вреда, ни даже заметного ущерба твоему внешнему благосостоянию. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


  

  "Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия? Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим. Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя, как и утихает волнение сердечное. От слов этих, произнесенных искренно, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком. 
  Положите себе за правило ежедневно благодарить Господа за Вашу чашу, т. е. за недуги, за все скорби Ваши в особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные: при нашествии таких помыслов «благодарение» произносится в простых словах, со вниманием и часто, - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит: они от бесов - и надобно их отгонять от себя. Отгоняются же скорбные помыслы благодарением Богу.
  Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной. «Благодарение» из простеньких и немногих слов, а дела наделает больше, нежели сделают его тысячи умнейших книг. «Благодарение» - оружие, завещанное христианам Духом Святым чрез Апостола. «Благодарение» - Апостольское, Божие учение и предание, благодарение Богу совершает чудеса и знамения!.."
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от неё.
(Прп. Иоанн Лествичник)"  





"Для того, чтобы прошла печаль и с души свалился тяжелый камень, необходимо как можно чаще повторять слова этой короткой молитвы : “Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив мне, грешному”.
(Игум. Никон (Воробьёв))"







  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи иер. Павла Гумерова, Константина Зорина с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Серафимов, Ни-ка и Азбука веры...






 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1651

Поиск