"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Подозрительность/Недоверчивость неправильная
 
 - огорчение Христа стремлением к вере/надежде/мнению о наличии зла и отсутствии добра в ближнем, в тех или иных обстоятельствах (внешних или внутренних) и в Боге...


 



  "1 Оттуда вышел Он и пришёл в Своё отечество; за Ним следовали ученики Его.
  2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
  3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нём.
  4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своём.
  5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.
  6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
  (Мк. 6)"
  "9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
  10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
  11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.
  12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
  13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
  14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
  (Мк. 16)"
   "25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему,
  26 и известили его, сказав: Иосиф сын твой жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им.
  (Быт. 45)"
  "15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали? 
  (Быт. 50)"
  "11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
  12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его.
  (Чис. 14)"
  "12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. 
  (Чис. 20)"
  "29 И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их;
  30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,
  31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.
  32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,
  33 Который шел перед вами путем – искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке.
  (Втор. 1)"
  "22 И в Тавере, в Массе и в Киброт-Гаттааве вы раздражили Господа Бога вашего.
  23 И когда посылал вас Господь из Кадес-Варни, говоря: пойдите, овладейте землею, которую Я даю вам, – то вы воспротивились повелению Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его.
  24 Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас.
  (Втор. 9)"
  "6 Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
  7 И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!
  8 И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства.
  9 И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида.
  10 И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье.
  11 И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него.
  12 И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.
  13 И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом.
  14 И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним.
  15 И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его.
  16 А весь Израиль и Иуда любили Давида, ибо он выходил и входил пред ними.
  (1 Цар. 18)"
  
"16 Тогда Ирод, (подозрительно - от авт.) увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 
  (Мф. 2)"
  "13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
  14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
  15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
  16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
  17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
  18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
  19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
  20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время.
  (Лк. 1)"
  "31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. 
  (Лк. 16)"  
  "67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
  (Лк. 22)"
  "9 и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
  10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
  11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
  (Лк. 24)"
  "18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего.
  (Ин. 9)" 
  "25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
  26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
  37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
  38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём.

  (Ин. 10)"
  "26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он - ученик. 
  (Деян. 9)"
  "14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
  15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
  16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
  17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
  18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
  19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
  20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
  21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
  (Рим. 10)"
  "8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 
  (2 Кор. 6)"
  "14 Всё делайте без ... сомнения, 
  (Филип. 2)"
  "25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему,
  26 и известили его, сказав: Иосиф сын твой жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им.
  (Быт. 45)"
  "14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
  15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?
  (Быт. 50)"
  "24 Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
  25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
  (Ин. 20)"
  "13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода;
  14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
  15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
  (Деян. 12)"

 


 

 "Некий священник однажды ужинал в одной очень благочестивой семье. После скромной трапезы батюшка, откланявшись и поблагодарив радушных хозяев за хлеб-соль, ушёл. Жена, с чувством выполненного долга прибравшись в гостиной, укоризненно заметила мужу: "Пропала ложка. Наверняка её украл этот священник - ведь больше некому." Неотступное чувство праведного негодования постоянно мучило женщину, не отпуская ни на минуту, непрестанно терзая и изводя её. Через год тот священник снова зашёл к ним в гости. Женщина, не выдержав такого длительного душевного напряжения, с дрожью и обидой в голосе прямо с порога нервно спросила его: "Это Вы в прошлый раз украли нашу ложку?" Батюшка очень удивился и, задумчиво/недоумённо потирая затылок, с некоторым смятением всё же припомнил: "Простите Христа ради. Мне кажется, я по рассеянности положил тогда её в Вашу Библию. (Притча. Автор неизвестен)"
  "Шёл дождь над морем. «И зачем я иду здесь? – недоумевая, роптал он. – Тут и без меня вон сколько воды! Неужели Бог не понимает, что намного полезнее было бы направить меня в пустыню или туда, где горят леса?» Так думал свысока дождь. А далеко внизу, посреди бескрайнего моря, на чудом уцелевшем после кораблекрушения плоту лежали люди. Они ловили пересохшими губами живительные капли дождя, собирали как бесценное сокровище пресную воду, чтобы её хватило до спасительного берега. И без устали благодарили Бога за то, что он послал им этот дождь, который не даст им теперь умереть от жажды… (Притча. Мон. Варнава (Санин))"
  
"В монастыре был у меня друг-послушник, с которым мы одно время жили в одной келье. У него была чрезмерная духовная мнительность. Как-то я неосторожно захлопнул окно в келье и треснуло стекло в окне. Думаю: «Надо вынуть стекло, а то сейчас зайдет брат К., захлопнет дверь, стекло выпадет и он подумает, что это бес ему козни строит».
Только я подумал, открывается дверь, заходит брат К., захлопывает дверь, стекло падает. Он стоит задумчивый посреди кельи и говорит: «Это не просто так, это бес что-то задумал. Пойду у батюшки спрошу!».
  
Помню в монастырь наш приезжала братия из Оптиной пустыни, чтобы попасть на прием к нашему отцу И. Мы им говорили: «Что вы ездите к отцу И.? Вот у вас отец Илий это да! Это старец!». А они говорили – нет, ваш отец И. выше, и вообще, кто такой отец Илий? Так и ездили они к нам. А мы к ним. Как и сказал Господь Иисус Христос: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем». Отчего так бывает? Все люди имеют немощи и недостатки. Даже и святые причастны им. А мы часто смотрим именно на недостатки человека и не видим его добродетелей. А нередко приписываем в своём воображении и такие, какие сами ему придумываем. А когда наша душа свободна от осуждения, тогда она светла, радостна и проста. (Записки православного монаха)"



 
 
"Отчего мы мучаемся всячески; раздражаемся, ссоримся, унываем, осуждаем? Оттого , что не верим Господу. Если бы мы доверяли Ему, то делали бы все дела спокойно, мирно, с молитвой. Что по силам делали бы, а остальное возлагали бы на милость Божию, тогда и дела внешние легче бы устроялись, и созидался бы непрестанно дом душевный.
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 
 



"Четыре есть вещи, которые покрывают ум мраком: ненависть к ближнему, презрение, зависть и подозрение. Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле. Святому апостолу Петру Бог показал, что никакого человека не должно почитать нечистым (см. Деян. 10, 15). Чье сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми; кто же имеет сердце оскверненное пороками, тот никого не считает чистым, но думает, что все подобны ему: так, что если кто скажет про кого-либо, что он добрый человек, он не верит тому в сердце своем. Бойтесь же кого-либо осуждать даже в сердце своем, а не только открыто. 
(Авва Исаия)"



 

 
"Сколько скорбей имеет (человек) высокомерный! Как он терзает сам себя от гордости, выдумывая себе тысячи оскорблений, великую ненависть, сильную вражду, большую зависть и крайнее недоброжелательство! Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 

 
"Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 
 
 


"Мы не доверяем Богу, а лишь осторожничаем, ставим Ему условия и ждем чего-то взамен.
(Архим. Моисей, Афон)"

 


 
  "Почитающих невозможным сие преспеяние, совершаемое в людях Духом, и которое есть новая тварь чистого сердца. Апостол явно уподобляет тем, которые за неверие не сподобились войти в землю обетования, и ихже кости за сие падоша в пустыни. Ибо что там, видимым образом, земля обетования, то здесь, по таинственному знаменованию, избавление от страстей, которое, и по указанию Апостола, есть конец всякой заповеди. И это есть истинная земля обетования; ее то ради все оное предано в образах.
  Посему-то и богомудрый Павел, заботясь о безопасности учеников, чтобы не был кто уловлен мудрованием неверия, говорит: блюдите, братие мои, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива. Слово же отступити употребил он в означение не отречения, но неверия Божиим обетованиям. 
  И видим, яко не возмогоша внити в землю обетованную за своё неверствие. И еще присовокупляет: Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших. Входим бо в покой веровавшии. И несколько ниже продолжает еще: потщимся убо внити в оный покой, да не кто в туже притчу противления впадёт. Какое же иное упокоение христианам, кроме избавления от греховных страстей, самого полного и действенного вселения благого Духа в чистом сердце?
  Посему, возводя их опять к вере, говорит: да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя; и еще: кольми паче кровь Иисусова очистит совесть вашу от мертвых дел, во еже служити Богу живу и истинну. Посему, надлежит нам, как признательным рабам, исповедывать обетованную в сих речениях безмерную благость Божию к людям, и обетования сии признавать истинными и твердыми, чтобы, если, по недеятельности и немощи произволения, несовершенно посвящали мы себя Создавшему, и не стремились достигнуть высоких и совершенных степеней добродетели; то, по крайней мере, могли получить хотя некоторую милость за правый и непревратный образ мыслей и за здравую веру.
(Прп. Макарий Великий)"


 

 
 
"Если сомневаешься, что каждое дело твое видимо бывает Богом, то рассуди, что и ты человек и прах — зараз, в одно и то же время, можешь мысленно обзирать все известные тебе места и помышлять о них; не тем ли паче все видит, как зерно горчичное, Бог, все животворящий и питающий по Своему хотению.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 

 
  
"Не желай знать пороков ближнего твоего, и не принимай на него подозрений, внушаемых тебе врагом; если же они и возникают в тебе, по греховности нашей, то старайся обращать их в добрые помышления.
(Авва Дорофей)"

 
 
 

 
  "Братия! Присмотримся в Евангелии к нраву Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы увидим, что он никогда не соблазняется на грешников, как бы их грехи ни были тяжки. Также нет примера во всем Евангелии, чтоб святые Апостолы соблазнились на кого-либо. Напротив того, фарисеи соблазняются непрестанно, соблазняются на Самого Всесовершенного, на вочеловечивщегося Бога; соблазняются до того, что осуждают Его, как преступника, предают смерти поносной; Спасителя распинают на кресте посреди двух разбойников! Из этого естественно вытекает то заключение, что наклонность соблазняться есть тяжкий недуг души, есть признак фарисея. Должно тщательно смотреть за сердцем и умерщвлять в нем чувство соблазна на ближнего духовным рассуждением, почерпаемым в Евангелии.
  По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело - Бога.
  Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
  Падшее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собой на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






  "В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и диавольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло. Подозрительностью лишь себя измучишь, да и делу не поможешь, еще навредишь, заранее представив себе зло там, где, может быть, его и не будет. Лишь бы мы не делали зла, а нам пусть делают, если попустит Господь. Дьявол всячески старается закрыть от нас светлый лик людей и представить его в виде мрачном. Крайне остерегайся смотреть его глазами на людей.
  
«Диавол - человекоубийца искони и во истине не стоит, яко несть истины в нём: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи: Аз же (Сладчайший Иисус) «зане истину глаголю, не веруете Мне: кто от вас обличает Мя о гресе? Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко несте от Бога». Это всё идет к тебе. Если ты не веришь Иисусу Христу, то ты сын диавола, но в чём оказался тогда неверным против тебя Господь? Во всём верен. И если во всём всегда был верен, почему ты не веруешь Ему в том? Кто от Бога, тот слушает слово Божие, верен Ему; если же не веришь, то ты не от Бога. — Ужасные слова! Истинные слова! 
  Иудеи знамения просят и еллины премудрости ищут от проповедующих веру Христову, а вера Христова есть камень, то есть совершенно истинная, требующая младенческого доверия нашего. Итак, просить знамения и искать премудрости в вере есть признак гордой души, недостойной принять такую веру, как наша. Господи! Даруй мне предаться вере, подобно младенцу. Устыдись такого собора святых: они дивятся твоему безумию.  Иногда непонятная недоверчивость к самому себе во время Богослужения или при совершении треб и ощущаемое при этом чувство смущения и боязни необыкновенно стесняют душу, останавливая правильное действие рассудка и приводя в трепет сердце — до того, что слова замирают на устах. Это — тоже след сатаны. 
  У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас, что ли, и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем что-либо нехорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так, что представления святые, чистые и возвышенные, без воспитания их в нашем сердце и уме, не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лукаво? От нечистого сердца. — «От сердца бо исходят,» — говорит Спаситель, — «помышления злая»
, око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить сердце «всяцем хранением» как говорит премудрый. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 

 
  "Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие - моя ошибка, а лишнее подозрение - обида ближнему. Недоверие же к Самому Богу выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в Евангельское Откровение, не ощутил Его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и Воскресения Сына Божия.
  От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях (внешних неприятностях - от авт.), страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи (получить желаемый результат - от авт.) - скрытый или явный ропот на Бога и на Его промысел о себе.
(Свт. Филарет Московский (Дроздов))"


 
 
  
"Любовь между друзьями разрушается, если завидуешь или делаешься предметом зависти, если причиняешь или терпишь урон, если бесчестишь или терпишь бесчестие, и наконец, если питаешь и держишь подозрительные на брата мысли. Кто любопытствует о чужих грехах или по подозрению судит брата, тот не положил еще начала покаяния и не принял заботы узнать собственные грехи (поистине тягчайшие многопудовой свинцовой тяжести) и не знает, отчего человек бывает тяжкосердым, любящим суету и ищущим лжи и потому, как безумный и бродящий во тьме, оставя свои грехи, мечтает о чужих (истинных или мнимых) по одному подозрению.
(Прп. Максим Исповедник)"
 

 
 
"Мы мало доверяем Богу, больше надеемся на друзей, чем на Него. К Нему и не обращаемся, думаем, что у Него нет времени для нас, сами решаем свои проблемы и страдаем из‑за своего недоверия. Мы маловерны, в нас нет доверия к Богу, мы всё сомневаемся, помнит ли Он о нас, или нет? События, которые попустил Господь, идут своим ходом. И если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам. А если мы включаемся в них со своей волей, то страдаем. Мы постоянно боимся животным страхом, а нам надо победить в себе это адское свойство. Нас постоянно преследует страх, вся жизнь в страхе – боимся завтрашнего дня, боимся будущего, не зная, что с нами будет дальше. Это животный страх. Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Господа, бояться оскорбить или опечалит Его своим мыслями, словами, делами. 
(Архим. Фаддей, Витовницкий)"

 


  
"Отчего мы мучаемся всячески: раздражаемся, ссоримся, унываем, осуждаем? 
Оттого, что не верим Господу. Если бы верили Ему, то все делали бы спокойно, мирно, с молитвой. Что по силам, делали бы, а остальное возлагали бы на милость Божию, тогда и дела внешние легче бы устроялись и созидался бы непрестанно дом душевный.
(Игум. Никон (Воробьёв))"    




 

 
"Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары. 
(Прп. Нил Синайский)"


 

  

"Ангелы плачут,когда человек унывает и сомневается в милосердии Божием.
Дьявол всегда так. Он иногда нам представляет взгляд брата совсем другим - не таким, какой он на самом деле. Тебе кажется, что брат посмотрел на тебя злобно, оскорбительно для тебя, а на самом деле этого вовсе нет. Так он может представлять нам что-либо другое.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"






"Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.
(Прп. Иоанн Дамаскин)"







"Мы не осознали того, насколько силён и добр Бог. Мы не даём Ему быть хозяином, не даём Ему управлять нами и поэтому страдаем. 
(Прп. Паисий Святогорец)"





"Самаряне и иудеи не верили в божественность и мессианство Господа по причине Его простого вида, места языческого рождения (Галилея - от авт.) бедного происхождения и бедной же жизни обыкновенного скитальца - несмотря на многочисленные чудеса, творимые Христом. Имеющий же очи - смотри прямо на внутреннее, не останавливая внимания своего на внешнем. Святой апостол Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Если бы посмотреть, какими были по наружности люди, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах,— глазам бы своим не поверили: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь во Христе Иисусе, пренебрегает внешним и весь обращается вовнутрь. 
(Свт. Феофан Затворник)" 

 



  "Мнительному и подозрительному человеку все что-то кажется, чего даже и в помине нет. Он никогда не может быть спокойным, душа его постоянно терзается сомнениями, подозрениями, всякаго рода предположениями, выводами и умозаключениями, лишенными нередко всякой тени правдоподобия, но причиняющими ему страшные душевные муки и могущими привести его в состояние неистовства. Такой мнительный и подозрительный человек несносен для самого себя, а окружающим он часто создает истинный ад кромешный.
  «Мнительность», говорит наставник христианского благочестия, св. Авва Дорофей, «это — страшная болезнь души». Вот почему свв. отцы-подвижники заповедуют нам никогда не принимать никаких подозрений на ближних, но стараться всегда предполагать в них скорее хорошее, чем дурное. А кто дает волю своей подозрительности, тот, если вовремя не остановится, легко может дойти до ярости и бешенства Ирода, сделавшись способным на всякое злодеяние, на всякое преступление.
  В лице Ирода мы ясно видим, до какого диавольского безумия может довести человека оскорбленное самолюбие, даже только кажущееся и как опасно давать волю в себе властолюбию и честолюбию, соединенным к тому же с мнительностью!   
  Будем же внимательны к себе! Не будем поддаваться этой мрачной и губительной, подлинно-диавольской страсти, которая может довести даже до богоборчества, как это мы наглядно видели на безумном Ироде! И какое, в самом деле, удовольствие и самому внутренне терзаться и другим отравлять жизнь, доставляя им страдания и умерщвляя, если не тела их, то души?!
(Архиеп. Аверкий (Таушев))"






"Цель диавола – посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.
(Свящ. Валерий Духанин)"







Сомнение.
Ты начал жить. Роскошен жизни пир.
На этот пир ты позван для блаженства.
Велик, хорош, изящен Божий мир,
обилен всем и полон совершенства...
Но берегись! Приюта не давай
в душе своей мятежному сомненью
беги его и сердца не вверяй 
его всегда недоброму внушенью...
И юных чувств неомраченный пыл -
всё осквернит нечистое сомненье
и окуёт грудь холодом могил.
Везде увидишь ты расставленные сети...
Полюбишь ты: сомненья призрак бледный,
как адский дух предстанет пред тобой,
внушит совет и пагубный, и вредный,
и грудь зальёт ревнивою тоской...
Участье дружества, последняя отрада -
и от неё сомненье отвлечёт;
оно тебе врагом покажет брата
и друга доброго злодеем назовёт.
Мир для тебя в пустыню обратится,
его бежать, чуждаться станешь ты;
в груди навек сомненье приютится
и поселит в ней мрачные мечты...
Н. А. Некрасов







"Кто сам далек от зла – тот менее всего подозревает зло в людях.
(Свт. Григорий Богослов)"

















  Подозрительность (недоверчивость/сомнительность) противостоит доверчивости и является порождением гордости, неотделимой от своеволия, сластолюбия и злолюбия...
  Как от предположения до уверенности один шаг, так и от подозрительности до осуждения один же шаг...
  Как от одной ступеньки лестницы один шаг до другой ступеньки, так же и от осуждения до тщеславия один же шаг... 
  А от тщеславия и осуждения - один шаг до клеветы...
  Являясь следствием гордости, подозрительность ее же и увеличивает...
  Здесь прослеживается очевидная причинно-следственная взаимосвязанность этих двух глиняных порочных ног, на которых базируется человеческая ненависть...
  Т. к. гордость является следствием жестокосердия (рождающегося из ненависти), из которой всегда и проистекает необоснованная недоверчивость к ближнему...   
  Подозрительность свидетельствует о нераскаянности недоверчивого человека в том зле, которое он предполагает в ближнем...
  Недаром в народе говорят, что "на воре и шапка горит", что "первым кричит: "Держи вора!!!" - сам вор"...
  Ибо то самое зло, наличие которого подозрительный предполагает в ближнем, на самом-то деле в первую очередь и преобладает в недоверчивом...
  Подозрительность отсекает в недоверчивом его возможность к соответствующему покаянию, т. к. уверена в лживости благовестника слова Божия (и в любых словах об истине вообще, рождая неведение и заблуждение), утверждая либо атеизм, либо ересь...
  В этом её главная колоссальная вредность...
  Человек, закосневший в подозрительности (тот, который развил её в себе до непреодолимого навыка, тот, у которого она вросла в его природу), становится практически вовсе неспособен принять истинную веру...
  Жизнь такого человека (либо атеиста, либо иноверца и пр.) становится не только бессмысленной (с точки зрения спасения/Спасения) для него самого, но и вредной/заразительной для окружающих его доверчивых людей...
  Поэтому пандемическая смертность от КОВИДа является прямым следствием жатвы Божией, где его "серпом" истребляются в первую очередь подозрительные люди, отвергающие существование как самого короновируса, так и пользу вакцинации (пребывающие в плену всевозможных заблуждений о всемирном масонском заговоре, о введении каких-то ЧИПов во время инъекций,  и пр., и пр.)...  
  Опасность же подозрительности заключается в её маскировке под рассудительное испытание ближнего...
  Причиной подозрительности может быть и зависть, и лживость, и лицемерие, которые не хотят видеть добро в ближнем, а только зло...
  Причиной подозрительности может быть и безрассудное (неправильное, порочное) использование такой творческой способности человека, как воображение...
  Ярким и грустным примером подозрительности были начальники и законники иудейские, которые непрестанно ходили за Христом и постоянно "подискивались" под Него, подозревая Иисуса во всех мыслимых и немыслимых злодеяниях... 
  Яркий пример подозрительности демонстрирует и Ветхий Завет, где Саул без всяких на то оснований, подозревал всем сердцем любящего его Давида в злоумышлении на себя...
  1 Кн. Царств свидетельствует, что подозрительность не только отсоединяет человека от Бога, но и вызывает у него "аллергию", страх ко всему Божественному...
  Саул, проявив своеволие и став подозрительным и завистливым, стал не только бояться самого Давида но и его добродетельности (в частности, благоразумия)...
  Т. е. подозрительность может вызвать в человеке и ненависть к добру, и ненависть к Богу - Источнику добра...
  Там со всею прямотою пишется, что Саул стал бояться Давида, потому что Бог был с Давидом, а "от Саула Бог отступил"...
  Фарисейская и Саулова подозрительность происходила не только из зависти, но и из властолюбия, и из славолюбия, и из сребролюбия, которые все тоже проистекают из ненависти не только к ближнему, но и как в случае иудеев - даже и к Богу...
  Когда иудеи принимали решение убить Христа, они на самом деле не заботились о своих соотечественниках, которых якобы смогут лишить жизни пришедшие наказать потенциальных бунтовщиков римляне...
  Не за жизнь и благополучие людей, не за суверенетет и автономию Израиля переживали первосвященники, а за свою монополию на власть, славу и богатство... 
  Об этом свидетельсвует само даже устроение религиозной жизни иудеев...
  Первоначально первосвященников выбирали на всю жизнь...
  Но потом, постепенно сроки первосвященства сократились до одного года... Каждому хотелось хоть немного "порулить" и "отпилить" от пирога власти свой личный кусочек и пребывать в дальнейшем (после "увольнения") по-прежнему  в высшей касте первосвященников, пользуясь всеми соответствующими материальными и нематериальными благами, преимуществами, льготами и привилегиями... 
  Не существует, пожалуй, ни одного порока, который не мог бы быть либо непосредственной причиной подозрительности, либо же не соединенным с нею (напр., заблуждение и глупость/неблагоразумие/невежество, проявляющиеся в наши времена у антипрививочников, считающих что масоны создают эпидемии как раз для того, чтобы управлять народами и пр.) ...
  В этом и заключается главная вредность недоверчивости, которая может развивать в человеке все пороки без исключения...
  А опасность её состоит еще как и в незаметности внешних проявлений, так и в прикрытии безрассудного или лицемерного (кажущегося благим) оправдания в "разумной осторожности"...    

  В заключение мы приведём небольшой отрывок из Ветхого Завета  свидетельствующий о том, как подозрительность вместо благодарности к любящему производит по отношению к нему ненависть:
 
  "1 После сего умер Наас, царь Аммонитский, и воцарился сын его вместо него. 
  2 И сказал Давид: окажу я милость Аннону, сыну Наасову, за благодеяние, которое отец его оказал мне. И послал Давид послов утешить его об отце его; и пришли слуги Давидовы в землю Аммонитскую, к Аннону, чтобы утешить его. 
  3 Но князья Аммонитские сказали Аннону: неужели ты думаешь, что Давид из уважения к отцу твоему прислал к тебе утешителей? Не для того ли пришли слуги его к тебе, чтобы разведать и высмотреть землю и разорить ее? 
  4 И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл ...
  (Пар. 19)" 
 
  Врачуется подозрительность покаянием в ней, посильным упражнением в благоразумной доверчивости и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, развивающей человека в любви и смирении, и умаляющей его в ненависти и гордости...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья иер. Дмитрия Шишкина с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры и Православие и мир...
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (11 Апр 13)
Просмотров: 1580

Поиск