"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Славолюбие неправильное
 - огорчение Христа стремлением к славе человеческой/суетной/временной/тленной/земной/преходящей (к славе мира сего)...
 
  
 


 
 
  "24 Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал;
  (1 Петр. 1)"
  "41 Не принимаю славы от человеков,
  42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
  43 Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете.
  44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
  (Ин. 5)"
  "3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
  4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
 5 Ибо и братья Его не веровали в Него.
  (Ин. 7)"
  "42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
  43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
  (Ин. 12)"
  "8 Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
  10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
  (Мф. 4)"
  "9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. 
  (Прит. 12)"
  "2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. 
  (Прит. 18)"
  "27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. 
  (Прит. 25)"
  "7 Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. 
  (Ос. 4)"
 "38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
  39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, 
  40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
  (Мк. 12)"  
  "1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
  3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
  4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
  8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
  16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё,
  18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  (Мф. 6)"
  "1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
  2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
  3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
  4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
  5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
  6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
  7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
  8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;
  9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
  10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
  11 Больший из вас да будет вам слуга:
  12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
  (Мф. 23)"
  "12 В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен.
  13 Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем.
  14 И пришел Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе? И сказал Езекия: из земли далекой они приходили, из Вавилона.
  15 И сказал Исаия: что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих.
  16 И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне:
  17 вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.
  18 Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского.
  (4 Цар. 20)"
  "15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей - то мерзость пред Богом. 
  (Лк. 16)"




 
 


 

  "Ни в каком деле не ищи земной славы, ибо она угасает для того, кто любит её. На время она, подобно сильному ветру, как бы обвевает человека, но вскоре, отняв у него плод добрых дел его - удаляется, посмеявшись его неразумию. (Свт. Геннадий Константинопольский)"
  "Авва Пимен сказал: усиленно домогающийся любви человеческой, лишается любви Божией. Не хорошо всем нравиться - ибо сказано: «горе вам, когда о вас будут хорошо говорить все люди. (Древний патерик)"

  "Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» - и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно оттого, что ты славишь Бога за всё. Так вот что даёт твари славословие Бога. Оно даёт невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А нехваление Бога даёт твари тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние. (Архим. Тихон (Агриков))"

 
  "Ведайте, что, хотя бы мы исправили всякую добродетель и не оставили ни одной заповеди Христовой, ни большой, ни малой, хотя бы творили чудеса, но если потом возлюбим одну только славу человеческую и взыщем её, то погубим мзду всех прочих наших добродетелей. Ибо ища славы человеческой и предпочитая её славе Божией, мы подлежим суду как идолопоклонники, поколику служим твари паче Творца. Но и тот, кто не ищет, а только принимает с радостью и самоуслаждением славу мира сего и, когда ему дают её, сердце его радуется о ней, будет осуждён как блудник.
  Не говорил ли Я, что хотящий быть первым пусть будет последним и всем раб и слуга? А вы предпочитали председания и преждевозлежания (первые, высшие места в собраниях. - Ред.), власти и чины великие, и не хотели со смирением послужить бедному, убогому и всеми брошенному. "Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 



 
 
"Похвалам о себе не внимай и бойся их. Помни - если кто хвалит тебя, то жди от него и укоризны.
(Прп. Иларион Оптинский)"

 
 
 
 
  "Сколько скорбей имеет (человек) высокомерный!  Если оскорбил его кто-нибудь из высших его, он досадует; если он еще не возвысился над всеми, терзается. Напротив, человек смиренный наслаждается великим удовольствием, не ожидая почестей ни от кого. Если ему оказывают честь, он радуется; если не оказывают, он не скорбит, но даже любит то, что ему не воздали почестей. Таким образом, не искать почестей и получать их, это – великое удовольствие. А у того наоборот: он ищет почестей и не получает их. И радуются почестям неодинаково ищущий их и не ищущий. Первый, сколько бы ни получал, думает, что ничего не получил; а последний, хотя и не много окажешь ему, принимает так, как если бы все получил. Старайся, чтобы научить сына презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.
  Если мы делаем что-либо доброе, но делаем не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа, то мы напрасно трудимся, лишая себя плода от этого доброго дела. Делающий что-либо доброе для получения славы от людей пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело. Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то почитай их великими. 
  Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом? Ничто, поистине ничто не делает людей настолько способными преступить закон и безрассудными, как желание народной славы. Человек, увлекаемый славой, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным.
  Откуда же рождается эта безумная и не приносящая ничего доброго страсть славолюбия? Ниоткуда более - как только от души низкой и ничтожной. Пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее беснования или сумасшествия. Последнее извинительно, а первое не имеет никакого оправдания, потому что здесь сама душа повреждена, и ее суждения неправильны, погибельны. Раб славы не может быть рабом Божиим. 
Ничто, поистине ничто не делает людей настолько способными преступить закон и безрассудными, как желание народной славы.
(Иоанн Златоуст)"



 

"Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшайте себя, единомыслие друг с другом храните, ни во что ставьте честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидайте, небесных вечных благ наслаждения.
(Прп. Сергий Радонежский)"

 
 
  
 
 
  "Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу. Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды».
  Сначала речь идет о том, что благонравие и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в последних желание делать добро напоказ.
  Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью.
  Нечего говорить о том, что подающие милостыню напоказ, не по добролюбию это делают... А слова «да просветится свет ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих ею озаряет всех. 

  Внешняя слава усиливает внутреннее бесславие, и мнимое здоровье, внушая человеку мысль, что он действительно здоров, не позволяет применить лечение. Лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-нибудь восходил к совершенству, чем, возлюбив порок, заслужить рукоплескания тех, кто не приобрел правильного суждения о делах.
(Прп. Исидор Пелусиот)"
 

 
"Кого хвалят справедливо, тот не терпит вреда. Но если усладительна для него похвала, то безмездный (напрасный, бесполезный - от авт.) он делатель.
(Прп. Исак Сирин)"

 
 
 

 
  "Горе вам, егда добре рекут вам человецы, то есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да просветится свет ваш пред человеки. Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете? 
  Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите; С таким-то человеколюбием и благостью (подлинно велико Божественное милосердие!) снисходит Господь к людям, промышляя о том, чтобы никого не оставить без награды за доброе дело, но всякого от малых добродетелей возводить к большим, и за чашу студеной воды не лишать воздаяния.
 
 Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам.
  Ибо сказал: иже аще напоит чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея; и еще: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе. Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не для славы; ибо присовокупил: токмо во имя ученика, то есть, со страхом, из любви Христовой. А тех, которые делают добро напоказ, Господь укоряет, и подтверждая слово решительным приговором, присовокупляет им: аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. 
  И самые хорошие предприятия нередко совершаются ради пустой славы; и сие Бог осуждает наравне с татьбою, унынием и другими великими грехами. Ибо сказано: Бог разсыпа кости человекоугодников. Так, враг хочет, чтобы служили и угождали ему и самыми добрыми делами; потому что он обманщик, разнообразен и изворотлив в кознях.
(Прп. Макарий Великий)"



 
  "Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их сколько можешь; не позволяй себе кому–нибудь говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив. 
  Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души ибо каждодневно видится смерть пред глазами нашими, — и все человеческое ненадежно. 
Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение всех тех, которые от всего сердца желают приступить к Господу, тем же самым путем, каким сам ниспал, то есть гордостью и любовью к суетной славе.  
  
Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия. Не подражай фарисею, который все делал напоказ. Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. 
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
 
 
  ""Если кого-нибудь хвалят, не должен ли он отвечать, говоря как бы со смирением?" 
  Ответ: "Молчать гораздо полезнее. Ибо если кто отвечает, то это значит, что он принимает похвалу, а сие есть уже тщеславие. Даже и то, когда думает, что он отвечает смиренно, есть уже тщеславие; ибо если он те же слова, которые сам говорит о себе, услышит от другого, то не может перенести их."
  "Но случается, что похваливший, заключив из молчания его, что принял похвалу, соблазнится сим; как же должно поступать?" Ответ: "Неизвестное подвизающийся должен предоставить Богу, да известит Он Сам слышащего. Почему знать, может быть, хваливший получил пользу от его молчания, полагая, что он не принял похвалы, а он думает, что тот соблазнился. Если соблазнивший сам обнаружит сие, тогда должно объяснить ему со смиренномудрием, говоря: прости меня, брат, я ничего не сознаю в себе доброго, потому и не нашёл, что тебе отвечать, но помолись о мне Господа ради." 
  "Случается, что иной действительно грешен, и со смиренномудрием, а не по тщеславию говорит истину: неужели он и тогда не должен отвечать?" Ответ Иоанна: "Не должен, хотя бы и так было; ибо если он смиренномудрствует на время, но слушающий считает его смиренномудрым, и это будет тяготить его; потому что Господь сказал: горе, егда добре рекут вам вси человецы, относя это к грешникам, которые не имеют дел, а получают похвалу."
  "Как же мы находим, что некоторые из святых, когда их хвалили, отвечали со смирением?" Ответ: "Отцы, достигши той меры, о которой сказал Господь: егда сотворите сия вся, рцыте, яко раби неключими есмы, и, поистине почитая себя такими, так и отвечают, как думают о себе; если же и от другого то же услышат, не приходят в негодование, но благословляют его, как сказавшего истину."
  "Если кто-нибудь, будучи облагодетельствован другим, благодарит его как своего благодетеля, неужели в таком случае не должно отвечать? Ответ: "Молчание всегда хорошо. Но чтобы не показалось, что благотворитель отвергает приносимую ему благодарность, он должен со смирением сказать: "прости меня, авва, и помолись о мне Господа ради", имея в сердце своём, что он сам ничего не сделал; ибо Господь благодетельствует всем. Притом должен молить Бога, чтобы не понести осуждения за свои слова."
  "Чтобы немощному не впасть во всё сие и в славолюбие, ему должно всячески избегать многословия и прекращать разговор, извиняясь, потому что спешит. А не переносить бесчестие есть дело неверия. Брат! Иисус сделался человеком и перенёс бесчестия, а разве ты больше Иисуса? Это неверие и обольщение демонское. Кто желает смирения, как говорит, и не понесёт бесчестия, тот не может достигнуть смирения. Вот, ты слышал сказанное, не презирай же сего; ибо и самое дело презрит тебя. Когда разговор приносит пользу и не служит препятствием более нужному делу, то стой, пока разговаривают. Если же разговор этот не полезен, скажи: прости, я немощен. О стыде же скажу: размышляя о всенародном стыде, который пред Господом постигнет грешников, вменишь ты временный ни во что.
(Прп. Варсонофий Великий, Ответ духовному чаду)"
 
 
 

 
"Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием. Бороться с честолюбим и тщеславием можно так: «Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Великое дело – отвергнуть душой похвалу человеческую.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 

 
"Отречемся от славолюбия и честолюбия! Не будем гоняться за почестями и санами, употреблять к снисканию их способы непозволительные и унизительные, сопряженные с попранием Закона Божия, совести, блага ближних. Такие способы наиболее употребляются для приобретения земного величия искателями его. Зараженный и увлекаемый тщеславием ненасытный искатель человеческой славы неспособен к вере во Христа: Как вы можете веровать, сказал Христос современным Ему честолюбцам, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Если промысл Божий предоставил нам земное могущество и власть, то соделаемся при посредстве их благодетелями человечества. Отвергнем лютый яд, столько опасный для духа человеческого: глупый и презренный эгоизм, претворяющий человеков, зараженных им, в зверей и демонов, соделывающий этих человеков бичами человечества, злодеями самим себе.
  Слава Богу! слава Богу! слава Богу! За все, что вижу в себе, во всех, во всем — слава Богу! Что же вижу я в себе? — Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего. И Бог мой видит грехи мои, видит их все, видит бесчисленность их. Когда я, человек, существо ограниченное, немощью подобное траве и цвету полевому, чище взгляну на грехи мои: то они наводят на меня ужас и количеством и качеством своим.
  Каковы же они пред очами Бога, всесвятого, всесовершенного? И доселе долготерпеливо взирает Бог на мои преткновения! доселе не предает меня пагубе, давно заслуженной и призываемой! Не расступается под мною земля, не поглощает преступника, ее тяготящего! небо не низвергает своего пламени, не попаляет им нарушителя велений небесных! не выступают воды из своих хранилищ, не устремляются на грешника, грешащего явно пред всею тварью, не похищают, не погребают его в глубинах темных пропастей! Ад удерживается: не отдается ему жертва, которой он требует справедливо, на которую имеет неоспоримое право!

  Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего внутри в нас зла - не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными и тщеславным услаждением. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





 
"Не тот добродетелен, кто делает добро у всех на виду, а тот, кто с радостию встречает любую беду.
(Прп. Никодим Святогорец)"






 
"Когда вас хвалят, то вспоминайте, что «иной суд человеческий, а иной - Божий». Представляйте, как вас будут «хвалить», когда на Страшном суде откроются тайные грехи и сатанинские глубины души, как бы ее изнанка. Когда вас хвалят, то молчите и думайте, что через этих людей бес искушает вас. Помоги вам Господи.
(Архим. Рафаил (Карелин))"


 

 
  
"Если человек хочет славы человеческой, то Бог его не прославит. Человек никогда не должен сам стремиться к ответственности. И если его освобождают от ответственности, то ему следует радоваться... Если человек не радуется тому, что его отстранили от ответственности, то это значит, что в нем затаилась гордость. Никогда не будем стремиться к высшим санам, званиям, должностям, чтобы таким образом прославиться, потому что эти стремления признак далеко зашедшей болезни.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 



"О христиане! Опомнимся: как далеки мы от познания воли Божией; хотим и требуем от всех, чтобы они нас уважали, отдавали нам почтение даже и тогда, когда мы сами бесчестим себя своими поступками и неведением воли Божией. Каждый, понимающий, что без воли и допущения Божия ничего не совершается (ни похвалы, ни поругания), осуждает сам себя пред Богом, говоря: О Господи! Сам я весьма достоин того, чтобы все меня презирали и поносили, за что же я буду негодовать на них; я знаю, Господи, что без Твоей святой воли никто меня не посрамит и не обидит.
(Свт. Иоанн Тобольский)"


 



"Не будем ожидать, чтобы нас приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это признак ума надменного и безрассудного. Сгнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не нужна Богу. Чем больше восходишь на высоту добродетелей, тем большее нужно тебе ограждение. Тот, кто стоял на земле и упал, сразу встает, а упавший с высоты может разбиться. Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией.
(Прп. Нил Синайский)"





    

"
Тщеславие (внутреннее славолюбие, на уровне помыслов - от авт.) есть отступление от цели, которая по Богу, и переступление к другой цели, которая не по Богу. Ибо тщеславен тот, кто для своей, а не для Божией славы заботится о добродетели, и трудами своими имеет в виду накупить лишь человеческих непостоянных похвал.  Кто творит добродетели из тщеславия, тот и познания ищет из тщеславия же. Но таковый ничего уже не делает и не говорит для назидания, но во всем ищет уловить славу от видящих дело его или слышащих слово его. Обличается же страсть сия тем, если когда некоторые из таковых станут хулить слова или дела его, он крайне огорчается тем.
(Прп. Максим Исповедник)"




"Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем. Не тот славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославит. 
(Свт. Тихон Задонский)"


  

"Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем. Ржавчина съедает железо, а честолюбие – сердце человека, потворствующего этой страсти.
(Авва Исайя)" 


 


"Искание славы от людей — доказательство неверия и отчуждения от Бога.
(Свт. Василий Великий)" 





"Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали.
(Прп. Ефрем Сирин)" 





"Кто любит человеческую славу, тот подвергается лжи; в сердце человека, отражающего ее щитом смирения, возрастает страх Божий. Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем.
(Прп. Марк Подвижник)" 






"Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом: Господь разсыпал кости человекоугодников, отревать всякий помысл льстивый, и внушающий что-либо сделать по человекоугодию. Таким образом твердо да направляем все ко благоугождению Богу. Если когда-либо восчувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, то представим себе исход наш из сего мира, - и бесстудное тщеславие чрез сие отженется. Если же оно и за сим гнездится в нас, убоимся, по крайней мере, того срама, который последует тщеславному: "Ибо возносяйся, еще здесь, прежде будущего века, не избежит унижения", говорит святый Иоанн Лествичник".
(Прп. Нил Сорский)"

















  Причина славолюбия неправильного - гордость, неотделимая от сластолюбия, своеволия и злолюбия...
  Славолюбие неправильное противостоит славолюбию правильному (и скромности как его проявлению)...
  Вредность славолюбия в том и заключается, что она развивает эти главные человеческие соборные пороки во главе со своею матерью - ненавистью...
  Недаром Христос укорял иудеев в том, что они не могут веровать в Бога (принимать славу Божию), потому что стремятся принимать славу человеческую...
  Славолюбивый человек предпочитает общество человекоугодливых (льстивых) людей...
  Славолюбие сугубо - оно бывает внутренним (на уровне страстей) и тогда называется тщеславием...
  Славолюбие бывает и внешним (на уровне греха - слов и телесных поступков) и тогда оно называется хвастливостью...
  Славолюбие бывает активным (тщеславие и хвастливость) - когда человек прославляет (превозносит) себя сам (в помыслах, словах и телесных поступках)...
  Славолюбие может быть пассивным - когда человек принимает славу от других людей (в виде лести, похвалы, подхалимажа, денег, должностей, почитания, уважения и пр.)...
  Славолюбие противостоит стремлению к славе Господа Иисуса Христа (славе Божией, славолюбию правильному), рождающемуся из смирения и неотделимых от него мученичества, послушания и добролюбия...
  В психиатрии славолюбие называется комплексом Герострата...
  "Комплекс Герострата – термин, употребляемый применительно к лицам, страдающим ощущением собственной неполноценности. Для самореализации и достижения славы они привлекают внимание к своей личности вызывающими агрессивными поступками – разрушают предметы искусства, ценности, общественно полезные объекты, мучают животных и людей. История термина Комплекс Герострата получил название по имени прославившегося грека, жившего в четвертом столетии еще до начала нашей эры. Этот обитатель Эфеса в 356 году поджег святилище, выстроенное в честь Артемиды – один из самых прекрасных храмов того времени, справедливо причисленный к семи чудесам света. Жители города совместно решили, что имя вандала нужно забыть, тем не менее Герострат упоминается в написанной в том же столетии работе за авторством Феопомпа. (Источник: http://dagupravlenie.ru/)"  
  В наше время оно особенно ярко проявляется в блогерской среде, когда блогер пытается всеми доступными ему средствами (напр., через трешвидео и пр.) привлечь максимальное количество подписчиков... 
 
  Врачуется славолюбие покаянием в нём, самоукорением, самоосуждением, посильным воздержанием от тщеславия и хвастливости, скрытными милостынями, скромностью, скрываемым непрестижным общественно-полезным трудом, пребыванием в низком социально-производственном статусе и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и усиливающей его в любви к Богу...
  Очень поучительным является пример обличающего/просвещающего Христа в Евангелии (весьма полезный для тех, кто не знает, как правильно реагировать на похвалы и лесть), Который никогда не принимал славу/лесть и от лицемерных/порочных людей, и от бесов (говоривших устами одержимых ими) к Себе, как только к пророку/человеку, грядущему царю нового/земного царства Израильского (ибо абсолютные/благодатные истины вообще и истина Божества Иисусова в частности, сокрыты/недоступны для нечестивых/нераскаявшихся)...  

  "1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
  2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
  Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
 (Ин. 3)"
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово о стремлении к почестям прп. Ефрема Сирина, глава о славословии Бога прп. Исаака Сирина и Слово 55-е прп. Симеона Нового Богослова с сайта Святоотеческое наследие...
  Ссылки прилагаются:

 




 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (10 Апр 13)
Просмотров: 1208

Поиск