"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Слепота (Бесчувственность) духовная
 
  – огорчение Христа стремлением как не желать/не стремиться/не иметь потребности, так и не не видеть/не ощущать/не чувствовать имеющееся в себе реальное зло… 


 

 
 
 
  "39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
  40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
  41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы (увидев свою слепоту, раскаялись в ней - от авт.), то не имели бы на себе греха; но так как вы (и заблуждаясь, и лицемеря - от авт.) говорите, что (мнимо - от авт.) видите, то грех остаётся на вас.
  (Ин. 9)"
  "37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
  38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
  39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
  40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
  41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём.
  (Ин. 12)"
  "51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
  52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
  (Мк. 6)"
  "17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
  18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
  (Мк. 8)"
  "18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
  19 проповедывать лето Господне благоприятное.
  (Лк. 4)"
  "17 Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 
  (Еф 4)"
  
"8 Ефрем говорит: «однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом».
  (Ос. 12)"
  "10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
  11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
  12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
  13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
  14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,
  15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
  (Мф. 13)"
  "24 Вожди слепые, оцеживающие комара (замечающие лишь внешнее зло/грехи - от авт.), а верблюда (зло внутреннее/страсти - от авт.) поглощающие (не видящие/не замечающие/не чувствующие, не придающие страстям и стужеванию должного внимания и соответствующей борьбы с ними - от авт.)!
  25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность  (только телесную деятельность - от авт.) чаши и блюда (боретесь только с явными грехами человеческого естества - от авт.), между тем как внутри они (дух и душа - от авт.) полны хищения (полны страстей из-за отсутствия благостей- от авт.) и неправды (стужевания - от авт.).

  26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда (призыв к трезвению вообще и к духовной нищете, в частности - от авт.), чтобы чиста была и внешность их.
  27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (страстей - от авт.);
  28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
  (Мф. 23)"
  "9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. 
  (2 Петр. 1)"
  "8 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. 
  10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

  (1 Ин. 1)"
  "12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
  13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
  14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
  15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
  16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
  17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
  18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
  (2 Кор. 3)"
  "3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
  4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
  (2 Кор. 4)"
  "11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
  12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
  13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
  14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
  (Евр. 5)"
  "17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
  18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
  (Откр. 3)"

 





 
 
  "Наихудший род греха – не признавать, что ты грешен. (Свт. Кесарий Арльский)"
  "Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься,— следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества.
  Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения... как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
(Прп. Исидор Пелусиот)" 
 
 "Люди часмто не понимают ни своего состояния, ни козней демонских, ни смысла духовной жизни, а главное - нежелание потрудиться для своего же спасения. Все это лежит на уме как плотный покров.Потому что покрывало самолюбия лежит на сердце ее, которое не снимается с нее без произвольных и невольных скорбей и лишений; оставаясь же на ней, не дает ей видеть, как все есть и бывает.
  Снять это покрывало не трудно, трудно на это решиться. Это бы значило оставить пристрастия и решиться на скорби. Вот и думай, душа, как жить дальше, выбор все равно придется делать. А иначе это покрывало так может и остаться паранджою в гареме у духа обольстителя. Враг хочет опрелюбодействовать души всех людей. 
  Одно дело иметь в себе знания как кладовую мыслей, но жить при том в страстях оправдываясь и не видя грех, живущий в нас. И иное дело иметь целостный взгляд на мир во свете вечной жизни и постигать суть всего происходящего с нами. Когда мы живем и поступаем согласно сему мировоззрению, то мы имеем в себе глаголы живота вечного, вдохновляемые нам от Духа Святаго. Тогда мы правильно видим вещи, истинно мыслим и поступаем. Стяжается это на пути исполнения заповедей Евангельских со смирением, покаянием и правильным прохождением духовной жизни. Потому апостол Петр и присовокупил, что мы не только «веровахом», но и «познахом яко ты еси Христос». Вера – это начало пути, а познание Бога – его цель и чаяние, это и есть живое богообщение, и с Ним соединение. А когда Христос в нас, тогда мы все видим и мыслим правильно, исцеляется естество наше, исправляется и изменяется вся жизнь.  
  Человек, который не видит и не понимает свое состояние, видя в себе помыслы и чувства блудные, злопамятные, завистливые и т.д. говорит: "нашла на меня брань". Т.е. брань естественно навел бес и бороться нужно с ним, а самого себя человек считает хорошим. Тот же, кто познал себя и свою болезнь, видит как в нём самом живут страсти и что из него самого они лезут наружу. А враг своей палочкой только разворошил осиное гнездо. И лечить нам нужно себя, чтобы врагу и ворошить было нечего. Потому Господь и сказал, что извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяние, убийства и пр. .
  Мы разучились видеть и понимать природу и чувствовать ее гармонию. А вместо этого возлюбили разные железки, смотрелки, свистелки, мигалки, которые не только делают разум наш дебелым, но которыми сатана как саморезами прикручивает к миру сему, к удовольствиям губительным. Увы, хитрость это не новая.
  А инокам прямо нужно сказать: «Положите в одну кучу разные тарахтелки, а рядом – «Умное делание» игумена Харитона и выбирайте. И на что себя обманываете и впустую прожигаете время и жизнь? Невозможно работать Богу и мамоне».
  Уже прп. Симеон Благоговейный сетовал на «братий дебелейших». Так и мы, сцепливаясь душой и телом с миром сим, отупеваем к духовному и омрачаемся умом и чувствами своими. Причем не понимаем своего состояния и даже радуемся ему. И только когда мы все это оторвем и отбросим от себя, мы начинаем и видеть и слышать по-другому и другое.
  Самсона прежде чем ослепили, связали веревками. Так, увы, и мы даем себя связать, а потом лишаемся видения духовного. Самсона мы жалеем, а свои веревки не видим и не чувствуем. Потому у преподобных и говорится, что они птичье житие пожили, а это значит, что ничем земным связаны они не были, ибо птица когда хочет, воспаряет в небо. Так и отцы наши, будучи ничем не связаны, воспарили в Небесное. (Записки православного монаха)"



 
 
"Не доискивайся зла вовнé, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, пусть каждый признает себя самого виновником собственного злонравия. Злой не видит, что является злом.
(Свт. Василий Великий)"
 


"Многие люди говорят, что верят в Бога, но не хотят идти в храм. Это происходит потому, что они боятся врача. Они предпочитают купить аспирин в киоске, но боятся идти к врачу. Церковь - это операционная, она является настоящей лечебницей, которая исцелит человека.Иногда этот процесс бывает очень болезненным. Невозможно исцелиться, не признавая своей болезни.
(Митр. Лимассольский Афанасий)"

 
 

"Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою.
(Прп. Исаак Сирин)"

 


 
  "Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками. Дьявол учиняет два зла: вовлекает в грех и удерживает от покаяния. Слепота духовная — это злоба сердца, ибо как слепой не может смотреть на сияние света, так и злобный человек не может понимать тайны благочестия.
  
Многие, возвращаясь от гробов умерших, омывают себя, а возвращаясь со зрелищ, не воздыхают, не проливают слеё, хотя мертвый не оскверняет, между тем как грех полагает такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами и раскаянием. Между тем никто не чувствует этой скверны.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 

 
"Но горе той душе, которая не сознает язв своих, и по причине великой и безмерной порочности, не думает, что имеет какой-либо порок; ее не посещает и не врачует добрый Врач; потому что и не заботится она о язвах своих, почитая себя невредимою и здравою. Не требуют, сказано, здравии врача, но болящии.
(Прп. Макарий Великий)"
 

 

  "Дети мои, вы должны знать, что от Святого Духа всегда истекает приятнейшее и сладостнейшее благоухание, которого нельзя изъяснить словами. Никто не знает сей сладости Духа, кроме тех людей, которые удостаиваются, чтобы Он обитал в них. Многие не удостаиваются сего, потому что в душах их нет еще духа покаяния.
  Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем. 
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 
  "«Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: «Видит ли» что?» «Он, взглянув, сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно».
  Множество больных исцелил Господь наш Иисус Христос. Но на исцеление вифсаидского слепого стоит обратить особое внимание. Господь вывел слепца из селения. Из этого мы можем сделать заключение, что для освобождения от душевной слепоты нужно избавиться от мирской суеты, от погруженности в повседневные житейские заботы. Господь не сразу исцелил слепого. И из этого выводим немаловажное для себя поучение. Ведь и мы в большинстве своем духовно незрячи и не умеем отличать добро от зла. Духовное видение — дело великое и чрезвычайно трудное, сразу овладеть им никто не может, нужен долгий многолетний труд, продолжающийся от начала сознательной нашей жизни до самой смерти.
  Прежде чем стяжать духовное зрение, нужно отогнать от очей мрак, а для этого надо понять, что мы во мраке, и всем сердцем возжелать света,— Света истинного, Который есть Господь наш Иисус Христос. Надо возлюбить свет и просветиться им. Дается он только тем, кто идет за Христом, кто идет путем заповедей Его, кто очистит сердце свое милостью, правдой, любовью, кто научится отличать добро от зла и возненавидит зло.
  Может быть, вам покажутся странными слова, что люди не умеют отличать добро от зла, но, увы, в большинстве своем они обманываются ложью, не видят маски благочестия, которую носят ханжи, принимают маску за подлинное лицо, видят добро там, где его нет. Многие думают, что достаточно только познания человеческого, и ищут правду в плодах научного и философского мышления. Молодые особенно плохо отличают полезные для души книги от дурных, вливающих яд в сердца, и поглощают без разбора хорошее и порочное. Они слепы.
  Приобрести зрение духовное подобно святым можно только в подвигах ревностного служения Богу. Подвижники получали такое зрение, о котором мы и мечтать не можем. Они не только вполне ясно различали добро и зло, но видели людей насквозь, заглядывали в их сердца, знали мысли молчавших. Святые Отцы понимали то, что было скрыто от людей, далеких от совершенства любви, а тем паче злых, неверующих во Христа.
  Апостолы свидетельствуют о том, что мы в этой жизни еще не видим полного света, не обладаем ясным зрением. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Он говорит о тех, кто может назваться детьми Божиими — об истинных христианах.
  В глубокой древности, во времена святых патриархов, до того, как израильский народ получил закон Божий через Моисея, откровение Божие было слабым, неясным, люди его едва различали. Когда все научились закону Моисееву, то получили откровение гораздо более полное и стали видеть больше. Но даже свет Моисеева закона мал по сравнению с тем светом, который явил Господь Иисус Христос, со светом, воссиявшим над миром из Святого Евангелия. В этом свете живем мы.
  Есть люди, которые всем сердцем полюбили Христа, сподобились быть чадами Божиими, но и о них апостол Иоанн Богослов говорит, что ещемногого не видят они, и что откроются глаза наши только тогда, когда предстанем мы перед Богом в жизни вечной. Тогда мы будем подобны Ему, потому что духовными очами сможем созерцать святость и величие Божие. Святому Иоанну вторит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
  Потому крайне необходимо избавляться от слепоты духовной, всю жизнь очищая сердце свое, чтобы в вечности, когда навсегда соединимся с Господом нашим Иисусом Христом, мы смогли духовными очами взирать на Свет, неизмеримо более яркий, чем солнечный. Аминь.
(Свт. Лука (Войно-ясенецкий))"

 
 

 
  "Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его — хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом — глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему. Кто совершит великое дело — установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего.
  Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?
  Падшее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собой на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе.
  Вожделенна чистота сердца и тела! Ею зрится Бог. Чистота эта приобретается постоянным и многотрудным подвигом против нечистоты. Для вступления в подвиг против нечистоты необходимо, чтоб она открылась пред взорами ума. Открывается она помыслами, мечтаниями, ощущениями плотскими. Никогда не боровшийся против нечистоты, неведающий ее, признающий себя чистым, находится в самом опасном самообольщении, способен неожиданно для себя и внезапно низвергнуться в пропасть смертных согрешений: нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота — дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя.
  Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином.
  Следствием греховной жизни бывает слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца. 
По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам, при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.
  Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, — встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшею нерадивою жизнью, как бы смертельною язвою, не обнаруживает никакого признака жизни. 
​  По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью... уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца... возвещает душе воскресение. 

(Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Ставропольский)"




  "Душа - часть мира духовного. Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее - тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение (Божие) прекращается, и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности.
  
Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота? Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ - красоты и здоровья телесного; богатства земного; пищи и пития, услаждающих гортань; наград и отличий земных; зрелищ и разных игр, художественных произведений. Люди не думают или совсем мало думают о вечной жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога «от сложения» или прежде создания «мира». К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, «ибо много званых, а мало избранных». Прочь, слепота сердечная - дай мне, Господи, ясные очи сердечные, чтоб мне ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага.
  Все размыслим о своём плачевном, ужасном падении и о нужде восстания и исправления. Многие не сознают этого падения и потому не считают должным и необходимым восстание — и закосневают в бесчисленных страстях и худых навыках. Господи, отверзи мысленные очи наши!
  Мир — собрание мё
ртвых душ, глава и князь коих диавол, отец лжи. Церковь, в её истинном значении, — собрание, или союз живых душ, коих Глава — Христос Жизнодавец и Утешитель. Мир во зле лежит. Мир — собрание слепых сердечными очами. Церковь — собрание видящих всё в истинном свете. Все люди не возрожденные, подвержены слепоте сердечной, но сословие мнимоучёных и писателей чиновного мира, студенческого, женского — подвержены в большинстве самой гибельной слепоте от гордого самомнения, и тем лишь хуже, что они не сознают своей беды и увидят её тогда, когда будут умирать, и когда вся жизнь покажется им как на ладони. Современные события подтверждают истину этих слов. В душевной слепоте своей они делают безумные дела. Не держите же свои головы слишком высоко и гордо, вы, ученые, но неверующие (хотя не все). Вы далеки, далеки от истинной мудрости и истинного знания и от источника жизни, от истинного пути.
  Множество из вас, не вкусивших истинной мудрости, мудрости христианской, не уверовавших во Христа, как истинного Бога, в Евангелие Его, в Церковь Его, единственно верную и правую учительницу истины и подательницу жизни, — слепы и мертвы, хотя вы и кажетесь себе мудрыми. «Господь премудр; где книжник, где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего»
. Если хотите иметь истинное ведение, истинную мудрость и жизнь, — отложите вашу гордость, ваше самомнение, ваше кичение, смиритесь искренне, идите снова учиться у бывших рыбарей и бросьте вашу гнилую, тленную и юродивую мудрость. Спуститесь с вашей высоты, сядьте пониже, склоните ваши головы и ваш слух к предвечным истинам. Ей, не у Льва Толстого мудрость, совсем объюродившего, а у Церкви, которую он попирает ногами, у апостолов и евангелистов, и у вселенских святых отцов-учителей.
  Перестаньте пить мё
ртвую воду романов и всяких, без числа умножившихся, книг смрадной мудрости мирской. Не послушаете — останетесь навек учеными слепцами, не знающими истинного пути, и во грехах ваших умрёте и наследуете вечную тьму. Полно смеяться над вечными и живыми истинами. С любовию зовём вас в недра Церкви - очнитесь от греховной спячки и страстного гипноза, которым вы титулуете совершенно несправедливо нас, и который мы приписываем вам по всей справедливости.
  Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота? Та, что люди забываются от лености, непостоянства и пристрастия к вещественным благам - к
 красоте и здоровью, к богатству земному, к пище и питью, услаждающим гортань, к наградам и отличиям земным, к зрелищам и разным играм, к художественным произведениям и пр. . Люди мало думают или совсем не думают о вечной жизни и о небесных нетленных обитателях, уготованных любящим Бога от сложения или прежде создания мира. К этой последней - всей душой стремись. Только немногие из многих попадут в жизнь вечную, «ибо мнози бо суть звани, мало же избранных». Прочь, слепота сердечная! Дай нам. Господи, ясные очи сердечные, чтобы видеть уготованные нам Тобою вечные блага.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Кто своей немощи не видит и не признaет, тот и врaчa не ищет, но ищут его только больные, которые болезнуют сердцем, имеют сердце, уязвленное стрелой грехa и печaли. Ибо не здоровые имеют нужду во врaче, но больные, - говорит Христос. Многих грехов своих человек не видит и не познает в совести своей, но Божие око, которое светлее солнца, все проницает. Посему говорит псалмопевец: Грехопадения кто уразумеет?, - то есть никто не может их познать и исчислить. Потому и молится Богу об очищении их: От тайных моих очисти мя, - показывая, что ничем иным они не очищаются, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе.
(Свт. Тихон Задонский)"







"К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности учит тебя плохо думать о других и осуждать их. "Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое". 
(Прп. Никодим Святогорец)"







"Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной.
(Игум. Никон (Воробьев))"


 


 
"Ещё не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Ещё не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Ещё не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Ещё не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Всё даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою. 
(Прп. Ефрем Сирин)"




  "Но ныне мы так много порабощены страстями и в таком находимся ослеплении и нечувствии, что даже не знаем, в какую впали глубину зол, и нисколько не чувствуем своего бедственнейшего состояния.
   Мы доходим даже до того, что когда кто станет вразумлять нас относительно какого-либо греха, то отвечаем ему так, как бы никогда и не слыхали Божественных Писаний, говоря: неужели и это дело - грех? И почему называется это грехом? Дал бы Бог соблюстись нам от больших зол, а за эти малости Он не будет слишком взыскателен!
  И кто же говорит такие речи? Христиане, чада Христовы, давшие такие великие обеты Богу, когда крестились, - и особенно монахи, вступившие во вторые соглашения и заветы с Богом; те, которые облечены иноческим одеянием вместо добродетели и носят имя монаха вместо святости, - которые вошли в соглашение со Христом, что отвергнутся мира и всего, что в мире, отвергнутся и родителей, и родных, и друзей, обещали слушаться своих духовных отцов, как Бога, и соблюдать строжайшее подвижничество и внимание, даже до взора очей и праздного слова, то есть что ни смотреть не будут бесчинно, ни празднословить, а теперь думают, что не грех и зависть, и осуждение, и ропот, и прекословие, и лживые речи, и следование своей воле, и божба, и скрытное украдение вещей монастырских, чтоб иметь их, как свои собственные, или дать другим без ведома настоятеля, и при этом еще думают, что совсем не грех - худо исправлять свои монастырские послушания, то есть, когда поручено кому какое-либо служение братиям, исправлять его с пристрастием, или с лукавством, или с завистию, или бессовестно, или торгашески.
  
Кто изгнал лукавого из души своей великими подвигами, смиренномудрием, многими болезненными трудами, плачем и слезами, а потом опять попустил себе обольститься его внушениями, и это прежде, чем заведомо ему возобитал в нем Христос, и прежде, чем стяжал он истинное, всуществленное, смирение; тот опять принимает к себе самого диавола, который входит в него без ведома его, по причине самомнения и гордости. Такой не может прийти в чувство и познать грехи свои и зло, которому подвергся. Ибо диавол закрывает очи души его и не дает ему познать гордости, которая властвует над ним.
  Тогда диавол не нудит его на плотские сласти, ни на чревоугодие или сребролюбие и многостяжание (ибо эти страсти некоторым образом смирительны, наводят стыд и отнимают у совести побежденного ими всякое дерзновение, хотя бы его хвалил и величал весь мир, яко святого), но побуждает его держать посты, бдения, всенощные стояния, нестяжание, спание на голой земле, немытость и все другое, что, как знает он, может возращать страсть гордыни. Ибо такие дела, если не строятся на смирении, высят душу до небес и тем низвергают ее в бездну. Она думает, что возвышается, - на деле же бывает, что насколько она высится, настолько падает и низвергается долу, сама того не замечая.
  Между тем, кто имеет в себе сей источник и корень всех страстей душевных, тот почитает себя высшим и бесстрастнейшим всех людей, и поверить не может, чтобы был кто-либо деятельнее и созерцательнее его; почему презирает всех и не верит дарам благодати, какие даются им от Бога, завидует им и осуждает их, и всячески усиливается доказать, что одни из них (даров) ложны, а другие - невозможны. Этим способом он увлекает вслед себя и других, ввергая и их в свой собственный ров зависти, неверия и пагубы. 

(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"Есть сле­по­та и глу­хо­та те­лес­ная – труд­но пе­ре­носить их, но ду­хов­ная глу­хо­та и сле­по­та го­раз­до ужас­нее. 
(Прп. Варсонофий Оптинский)"





 

"Если человек, смотря на себя (исполняя заповедь о духовной нищете - от авт.), находит в себе недостатки (зло - от авт.), то в брате своём он видит совершенство. Если же он сам себе кажется (мнимо, по слепоте духовной - от авт.) совершенным, то, сравнивая с собою брата - находит его худым. Начало зол есть рассеянность (рассредоточенность внимания есть непосредственное/прямое проявление слепоты духовной - от авт.) 
(Прп. Пимен Великий)"

 


  
"Горе душе, не чувствующей язв своих и мнящей о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда повреждения злобою. Такой души уже не посещает и не врачует благий Врач, как оставившей произвольно язвы свои без попечения о них и мнящей о себе, что она здрава и непорочна. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







"Скорые и строгие истязатели прегрешений ближнего потому сею страстью негодуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и печали о своих собственных согрешениях. Ибо если кто, без покрывала самолюбия, верно взглянет на свои злые дела, то не будет уже заботиться ни о чем другом, кроме их, справедливо рассуждая, что и на оплакивание себя самого не достанет ему времени всей своей жизни, хотя бы прожил сто лет, и хотя бы видел из очей своих изливающимся целый Иордан. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"















  Духовная слепота (окамененность/бесчувственность/нечувствие сердца) – порок, противоположный добродетели духовной нищеты (сердечной чувствительности/духовного зрения)… 
  Слепота духовная начинается с нежелания видеть в себе зло и с желания видеть в себе мнимое добро (с одного из проявлений лицемерия)...
  При отсутствии желания видеть в себе зло, человек никогда его и не увидит...
  При наличии же в человеке желания видеть в себе мнимое (не существующее на самом деле) добро, человек обязательно же его и будет видеть (со всеми вытекающими отсюда скверными последствиями - тщеславием, осуждением, раздражительностью, нетерпеливостью, обидчивостью и пр.)...  
  Невидение человеком в себе зла (образ евангельских слепых) полностью отсекает в человеке возможность и покаяться в нем, и умалиться во зле, и приобрести противоположное ему добро (а значит и спастись)… 
  Духовная слепота растет из гордости, сластолюбия, злолюбия, своеволия, лицемерия, заблуждения, невежества и малодушия, их же и усиливая…  
  Невидение в себе зла неотделимо от нежелания его в себе видеть...
  Нежелание видеть в себе зло нередко является главной проблемой как современного человека вообще, так и современного христианина, в частности...
  Желание видеть в себе зло является началом покаяния в человеке (так же как покаяние является первой, начальной среди всех заповедей Христовых) - причиной как приобретения всех добродетелей, так и последующего спасения человека...
  В повседневной православной жизни повсеместно наблюдается заблуждение (прелесть по словам свт. Игнатия (Брянчанинова)) о том, что якобы те или иные члены церкви покаялись от всего сердца и очень даже видят все свои прегрешения (всё своё личное зло)...
  Прелестность/ложность такого мнения лжехристиан о самих себе доказывается их непрестанными хвастливостью (превозношением) и осуждением ближних, ропотом и постоянными разговорами о ценностях преходящего мира сего (телесном здоровье, зарплате, ценах, пенсиях и пр.)...
  Ложность человека о мнимом им видении/знании самого себя вообще и зла в самом себе в частности (слепоте духовной), очень ясно показана Христом в Евангелии тамошним фарисеям...
  Когда человек видит в себе зло - он сохраняет и способность/возможность покаяться в нём - т. е. спастись/Спастись...
  Если же человек мнимо считает себя духовно нищим (ложно или и лицемерно/напоказ якобы видит в себе какое-либо зло), то он тем самым бесповоротно погибает/Погибает - сначала на земле в церкви (как в человеческой/религиозной организации), а затем и по исходу души из тела - на воздухе...

  "39 И сказал Иисус: "На суд (на спасение/Спасение через покаяние, которое только и позволяет человеку относиться ко Христу как к Самому Главному Предмету, как к единственной стратегической Цели, как к Спасителю, как к Судье на частном посмертном суде, Который только и определяет судьбу человека по исходу его души из тела - от авт.) пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие (своё личное зло - от авт.) видели (чтобы прозрели/обрели способность видеть своё зло- от авт.), а видящие (мнимо/ложно/лицемерно "видящих" своё собственное зло и реально видящие только чужое зло в окружающих людях - от авт.) стали слепы (чтобы покаялись в собственной реальной духовной слепоте и перестали обращать внимание на зло в др. людях/замечать/видеть его, оьратив всё своё внимание на зло собственное - от авт.).

  40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы (мнимо/иллюзорно, а не реально - от авт.) слепы?
  41 Иисус сказал им: "Если бы вы были слепы (т. е. реально бы видели/замечали свою духовную слепоту/бесчувственность/окамененность - от авт.), то не имели бы на себе греха (упраздняемого благодатью Божией через покаяние - от авт.); но как вы говорите, что видите (т. е. иллюзорно/лживо/лицемерно считая себя добродетельными/праведными и потому не нуждающимися ни в покаянии, ни в Спасителе - от авт.), то грех ( та самая "Хула на Духа Святого" как отрицание/отвержение истины вообще и своего собственного/реального зла, в частности - от авт.) остаётся (реально - от авт.) на вас (особенно гордость с её неотъемлемыми превозношением и осуждением как проявлениями/следствиями слепоты духовной - от авт.).
  (Ин. 9)"

  Понятно, что слепота духовная является одной из главных причин как невежества (отсутствия истинных знаний о том или ином предмете) человека, так и его заблуждения (ложного представления/знания о том или ином предмете) - как вообще, так и относительно самого себя, в частности...
 
  Врачуется духовная слепота покаянием как в ней самой, так и в отсутствии желания видеть в себе зло, а также тщательным вниманием к своим помыслам, посильными самоукорением, самоосуждением и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...

"Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками. Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 


 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов Православие.Ру, Серафимов и Логослово...
 






 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1310

Поиск