"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Смешливость неправильная

  – огорчение Христа стремлением к веселью от зла (к наружной/телесной/устной/гласной радости от него)…
 




 
 
 
  "25 Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
  (Лк. 6)" 
  "9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль.
  (Иак. 4)"
  "14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
  (Лк. 16)"
  "29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
  30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
  31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
  32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
  (Мк. 15)"
  "23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
  24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
  (Мф. 9)"
  "11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
  (Лк. 23)"
  "27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
  28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
  29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
  30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
  31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
  41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
  42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

  (Мф. 27)"
  "7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
  8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
  9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
  10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
  11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
  12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
  13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
  (Деян. 2)"
  "32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: "Об этом послушаем тебя в другое время."
  (Деян. 17)"
  "13 Беседа глупых отвратительна, и смех их - в забаве грехом.
  6 Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет. 
  (Сир. 27:13; 33:6)"
  "9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается над её сыном, Исааком,
  10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
  (Быт. 21)"
  "10 И ходили гонцы из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой, но над ними смеялись и издевались. 
  (2 Пар. 30)"

  "3 Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся.
  (Иов. 21)"
  "1 А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. 
  (Иов. 30)"
  "6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. 
  (Пс. 13)"
  15 А когда я претыкался, они радовались и собирались;
  16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
  (Пс. 34)"
  "18 Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,
  19 так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил».
  (Прит. 26)"
  "2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» 
  (Екк. 2)"
  "3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
  4 Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья.
  5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
  6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!
  (Екк. 7)"
  "17 Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился ...
  (Иер. 15)"
  "7 Ты влёк меня, Господи, – и я увлечён; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
  8 Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
  (Иер. 20)"
  "17 И взял я чашу из руки Господней и напоил из неё все народы, к которым послал меня Господь:
  18 Иерусалим и города Иудейские, и царей его и князей его, чтоб опустошить их и сделать ужасом, посмеянием и проклятием, как и видно ныне,
  (Иер. 25)"
  "27 Не был ли в посмеянии у тебя Израиль? разве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою? 
  (Иер. 48)"
  "7 Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами. 
  (Прит. 1)"
  "3
 то изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: за то, именно за то, что опустошают вас и поглощают вас со всех сторон, чтобы вы сделались достоянием прочих народов и подверглись злоречию и пересудам людей, –
  4 за это, горы Израилевы, выслушайте слово Господа Бога: так говорит Господь Бог горам и холмам, лощинам и долинам, и опустелым развалинам, и оставленным городам, которые сделались добычею и посмеянием прочим окрестным народам;
  5 за это так говорит Господь Бог: в огне ревности Моей Я изрек слово на прочие народы и на всю Идумею, которые назначили землю Мою во владение себе, с сердечною радостью и с презрением в душе обрекая её в добычу себе.
  6 Посему изреки пророчество о земле Израилевой и скажи горам и холмам, лощинам и долинам: так говорит Господь Бог: вот, Я изрек сие в ревности Моей и в ярости Моей, потому что вы несете на себе посмеяние от народов.
  7 Посему так говорит Господь Бог: Я поднял руку Мою с клятвою, что народы, которые вокруг вас, сами понесут срам (позор - от авт.) свой.
  (Иез. 36)" 
  "10 И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берет её. 
  (Ав. 1)"

  "8 Своими угощениями он будет пристыжать тебя, доколе, два или три раза ограбив тебя, не насмеётся наконец над тобою.
  (Сир. 13)"
  "17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! 

  (Прит. 30)"
  "32 Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
  33 Итак Павел вышел из среды их.
  (Деян. 17)"
  "4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 
  (Еф. 5)"
  "23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; 
  (Быт. 38)"







 





 
  "Однажды вечером (когда мне было 13 лет) мы с мамой мирно беседовали перед сном. Она доглаживала бельё, а я, закончив делать уроки, прибиралась на своём письменном столе. Между делом мы вспомнили прошлый Новый год, и тут мама начала мне рассказывать, как она отправила меня в деревню к бабушке на зимние каникулы, а сама легла в больницу – делать аборт. Она говорила мне это - смеясь. Я тоже смеялась вместе с нею, так как не понимала, о чём она говорит. (Реальная история из реальной жизни. См. Дневники неофитов-2)"
  "Сатане недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния. Для этого создаётся в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. (Протоиер. Александр Шаргунов)"
  "У многих это стало уже своего рода потребностью – хоть в чем-то осмеять другого. Между тем эта привычка только с виду кажется невинной потехой, в действительности же совмещает в себе злорадство с жестокостью, а ближний ставится вообще ни во что. Если мы испытываем удовольствие в насмешках над другими людьми, то это верный признак высокомерного, неблагоговейного, а в каком-то смысле и враждебного отношения к ближнему. Ведь всякая насмешка уязвляет и унижает другого человека, стало быть, насмехаясь, мы, возможно не задумываясь, вредим ему, делаем зло. Насмехаясь за глаза, мы портим только самих себя, а насмешка, высказанная в присутствии человека, способна ожесточить и озлобить его.
  Насмешничество – признак внутренней нечистоты, когда голос совести уже не слышен, и потому такой человек уязвляет других своей колкой речью... Как вести себя тому, над кем смеются? Не обращать на колкости никакого внимания – это главное оружие против насмешек. Если мы будем хладнокровны к насмешкам, значит, они не достигнут своей цели – и над нами перестанут смеяться. Ведь часто дразнят тех, кто дает здесь слабинку. Отнеситесь к насмешкам равнодушно, и им никто не поверит. (Диак. Валерий Духанин)"

  "Очень помогает угасить взаимный гнев и возможные ссоры умение обратить возникший конфликт в шутку. Чувство юмора, не злого, а доброго, помогает разрядить самую напряженную ситуацию. А вообще, святые отцы учат нас быть сдержанными в упреках даже в тех случаях, когда мы абсолютно правы: правда, сказанная с добром, остается правдой; правда, сказанная с гневом, правдой быть перестает. (Протоиер. Олег Безруких)"
 "Письмо образованной верующей женщине, терпящей насмешки от близких.
  Отвечай на их насмешки улыбкой. Их насмешки исходят из злых сердец; твоя же улыбка да будет беззлобной. Насмешка всегда от незнания, улыбка – от знания. Насмешками они делают твою молитву вечному Судии драгоценнее. Ибо нет для Господа молитвы дороже, чем молитва отважного сердца, окружённого стрелами злобы, ненависти, издёвок и насмешек. Это обоюдоострые стрелы, но притупляются они от твоего мужества и острием возвращаются к стрелкам и наносят им раны. Жена царя Давида однажды посмеялась над вдохновенной молитвой своего мужа. Насмешка эта оскорбила Бога больше, чем царя Давида, и наказал Всевышний дочь Саулову, и не имела она потомков до смерти своей. Кто внимательно наблюдает за человеческими судьбами и событиями, знает, как сурово Господь наказывает насмешников над святынями. 
  Ты скажи насмешникам своим, если считаешь, что слово будет лекарством лучшим, чем молчание, скажи им: «Обманывает ли меня зрение или действительно вижу, как вы каждый день молитесь торговцам, старостам и полицейским о своих нуждах? Отчего же вы насмехаетесь надо мной, когда я молюсь вечному Творцу? Разве молиться немощным не смешно? Разве не безумие – поклоняться праху, а не Жизнодавцу и Господу?»
  Сказано где-то у пророка: проклят всякий надеющийся на человека. Очевидно, что тот, кто полагает упование на смертного человека, на мыльный пузырь, а не на Бога Вседержителя, проклят. И это проклятие, лежащее на нём и доме его, заметно в каждый день его жизни. Ясно также, что проклят всякий человек, молящий только человека и не молящий Того, Кто всё держит и всё может. Но, смотри, иногда молчание полезнее таких слов.
  Первая насмешка смущает молитвенную душу. Но ты уже пережила её и не оставила молитву. А следующая насмешка побуждает к молитве. Ты говоришь, что и сама это испытала. Теперь тебе и Господь ближе, и церковь милее, и молитва слаще. Знай, наступит время, когда насмешки прекратятся, а будет одобрение, удивление и благодарность; но тогда твоя душа окажется в большей опасности, чем теперь. Сейчас ты учишься смирению, а тогда тебе придётся защищаться от гордости. А это уже другое испытание, другое искушение.
  Знай, именно те, кто мучает нас насмешками, наши враги. О них говорил Господь: любите врагов ваших (Мф. 5, 44). Не зная, что делают, они делают нам добро. Огорчая и притесняя нас, они разжигают в нас факел Божественного огня. Ругаясь вслед нам, когда мы идём в храм Божий, они подвигают нас ближе к Богу. Досаждая нам на земле, они делают Небеса более желанными для нас. Мороз и ветер не желают дереву добра, но и невольно приносят ему добро. Так и враги твои. Поэтому прости и благослови их, и молись Богу за них, и люби их как своих величайших после Господа благодетелей, – в этом вершина любви.
  Но, если душа твоя не потерпит этого ничтожного шуршания праха земного, постыдишься тогда пред Христом, тогда Он посмеётся тебе, а не только люди и демоны.
  Чаще посещай дома скорби, посещай кладбища. Думай о Кресте Христовом и прикладывайся к нему чаще. Думай о конце жизни. Всё это поможет тебе укрепиться в молитвенном расположении и одержать победу. Мир тебе и милость Божия. (Свт. Николай Сербский)"
  "Шутка делает человека циничным и наглым. Это порождение гордыни: насмешник стремится унизить ближнего, чтобы показать свое мнимое превосходство. Мы испытываем удовольствие, когда слышим шутки, именно потому, что они дают разрядку потенциалу накопившегося в нас зла. Мы склонны выдавать шутку за благодушие, но ни один шутник не любит, чтобы смеялись над ним. Основа религии – благоговение. Шутки и смех уничтожают благоговение и делают душу мертвой и бесплодной, подобно тому как знойный ветер песков превращает цветущие сады в пустыню. Насмешник также не может размышлять о смерти. (Авва Исаия)"

 
  "Бобик в гостях у Барбоса. Версия монастырская
  Ведь правду говорят, что монахи, как дети!
Одно время келейником у отца наместника был послушник Олег, а монастырским другом у него был инок М. Когда отец наместник куда-либо уезжал, инок М. приходил на чай к Олегу. Это и была акция «Бобик в гостях у Барбоса». Олег доставал разные сладости и угощал гостя. Бывало, гость покажет на наместничий посох, стоящий в углу, и спросит: «А это что такое?». А умилившийся Олег отвечает: «Ах, это? Ну, когда отец наместник провинится, я наказываю его этим посохом».
  Как-то разгружали мы пожертвования, а там в коробках было даже детское питание – сок, яблочное пюре. На одних баночках было написано с 2-х месяцев, а на других с 4-х. Уставшие трудники как дети шутили друг над другом: «Видишь, этот сок можно пить только, кто уже два месяца в монастыре потрудился, а этот только когда уже все четыре!». И все смеялись и радовались.
Где сейчас такое можно встретить в миру? Все какие-то страсти, шутки все почти плотские. Вместо простоты – мода на гордость. А что было бы, если бы все люди на земле стали почти как дети? Жить было бы легко и радостно. И мы все, вроде бы, это почти понимаем, но жить все равно так не хотим. Но живем по законам страстей, а жаль!
  Как-то в интервью один немецкий летчик времен Великой Отечественной войны со спокойствием и цинизмом рассказывал о том, как он встретился в воздухе со смелым и опытным русским летчиком. Герой люфтваффе не стал вести с ним бой, он просто подождал когда у него кончилось топливо, подлетел и расстрелял его. Причем он считал себя ассом и был признан одним из лучших летчиков Германии. Неблагородство - признак низкой души. Что же сказать о тех, кто видя брата своего павшего, попавшего в некрасивое положение или просто слабого, смеётся над ним всем показывая его слабость, доламывает трость надломленную, вместо того, чтобы всё покрыть любовью и благородством, как покрывает нас Бог."





 
"Фейк – новое интернет-явление, странное и ужасающее — шуточка, которая очень похожа на правду. Настоящее дьявольское ухищрение — посмеяться над словом, посмеяться над мыслью, посмеяться над человеком, который перестал думать. Перестал осознавать, что он читает в интернете. Например, фальшивые просьбы о помощи, которые люди делают, чтобы прибавить себе популярности. Вот это страшно. Поэтому в такой фейк в интернете могут превратить любую проповедь. Любое святоотеческое высказывание. Интернет безликий, безответственный, со склонностью к фейку. Сам человек может в нем превратиться в фейк. Очень быстро. И превращается. Сам себя не может найти, все что ни делает, все оказывается ложным и неправильным.
(Протоиер. Алексей Уминский)"

 
 
 


"Не делай зла даже и в шутку; ибо случается, что иной сначала шутя делает злое, а после, и нехотя, им увлекается.
(Прп. Авва Дорофей)"

 
 



"Не слышали вы разве Моего Евангелия, которое говорит: блажени плачущии, яко тии утешатся? Я взывал, а вы не слушали. Я взывал: блажени плачущии, а вы смеялись, переглядывались, разговаривали один с другим и длили празднословие свое и затем звали друг друга на пиры, работая чреву своему. Не говорил ли Я: аще тя кто ударит в ланиту, обрати ему и другую? А из вас одни только смеялись, слушая это, а другие даже и слышать этого не хотели, говоря, как нехорошо и несправедливо Я предписал это. 
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 66-е)"


 
 
 

"Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 



  "Не бойся толков и насмешек о себе людских. Это диавольская боязнь, а помышляй, что речет о тебе Господь Бог, что рекут о тебе Ангелы и святые.
  Из дневника:
  Дух злобный, коварный и лукавый. Теперь я окончательно убедился, что твоё дело — все смущения и страхи мои при Богослужении. Вчера с Божиею помощию, по молитве Пречистой Матери и Предтечи я одолел тебя, твой страх и твое запинание — и вот ты, наглый клеветник, со свойственною тебе хитростию захотел ввести меня во грех кощунства и хулы на Бога чрез смех во время вечерни на какой-то праздник, облекши в священные ризы покойного протоиерея Нектарьевского и диакона Ал. Таратина и поставивши меня с ними экстраординарно, вне службы» быть слушателем и зрителем их беспорядочного, кощунского служения (и это клевета! Протоиерей отличался благоговейным служением, диакон никогда не позволял себе неблагопристойностей при служении), чтобы и меня ввести в грех смеха; видишь, хотел примером высшего и характерного человека удобнее преклонить меня ко греху. Я, грешный, осклаблялся, но потом тотчас образумлялся и приходил в страх пред Богом. О подлая, низкая клевета и хула! Господи! Ополчи меня на врага оружием веры! Не тем, так другим злодей хочет пленить! и отмстить!!! † 
  Диавол то поражает нашу душу смущением и страхом в то время, когда нужно быть бодрым, трезвенным, то расслабляет душу порывами ко смеху, но и в том, и в другом случае — горе для души: она умирает от греха и внутренней тоски или туги сердечной.
  Человек легкомысленный! Где в сердце твоём страх Божий? Как ты смеешь порываться на смех в самых важных обрядах? Внемли себе. Я и смешной, и высокий - во мне крайности удивительным образом меняются. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 
 

 

"Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение. Не смейся над огорченным, не радуйся, видя развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь и не остаться тебе без защиты в день скорби. Кто смеётся над ближним - тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям.

(Прп. Ефрем Сирин)"

 



"Удаляйся смеха и всяких шуток.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 

 
 

"Лучше о себе сказать худое, нежели говорить худо о другом. Если кто, желая позабавить тебя, выставляет другого на посмешище, то воображай себе, что предметом смеха служишь ты сам, и в таком случае слова его всего более огорчат тебя. Не смейся падению ближнего. Сам ходи, сколько можешь, но и лежащему на земле подавай руку. 
(Свт. Григорий Богослов)"

 


 

"Когда мы плачем в молитве и тут же вмешивается смех, то сие есть от диавольской хитрости. Трудно постичь врага нашего тайные и тонкие действия.
(Прп. Серафим Саровский)"

 



"Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха дана нам для того, чтобы мы употребляли ее, когда увидишь какого-нибудь изнуренного и павшего духом, ободрить его улыбкою, а не для того, чтобы хохотать и постоянно смеяться; способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 

 
"Будем внимательны к себе и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, за что смеемся над другими. Не смейся над человеком – и во всю жизнь не потерпишь осмеяния.
(Прп. Нил Синайский)"

 
 
 

 
"Когда не можете сохраниться от шумного общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии. Иные постятся, живут уединённо и нестяжательно, умоляют Бога о обуздании похотений естества своего; но при этом позволяют себе злоречить, укорять, осуждать ближних, насмехаться над ними — и помощь Божия отступает от них; они предоставляются сами себе и не находят сил противостать греховным побуждениям падшей природы. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 

 
 
"Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"


 
 

"Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи (и алкоголя - от авт.), смех-шутки и украшение в одеждах.
(Авва Исаия)"







"Что ты, человече, имеешь в мире сем достойного смеха, радости и веселия? Что имеешь, чем бы мог известно утешаться? Жизнь твоя полна скорби, печали и воздыхания, а ты проводишь время свое в смехах и кощунствах! Жизнь твоя полна плача и рыдания, а ты веселишься и благоденствуешь! Это – дело твоего неразумия: не знаешь, чем имеешь утешаться. Не знаешь, что тебе послужит на пользу и что достойно приобретения на вечное спасение. Не этим утешайся, но Господом, в Котором твое вечное утешение.
(Свт.  Димитрий Ростовский)" 






"Есть много людей, которые только и делают, что зубоскалят, сами смеются и других стараются смешить. Есть даже шуты, профессия которых состоит в том, чтобы смешить других, всегда зубоскалить, всегда говорить пустые слова. А многие праведные и преподобные никогда не смеялись: они пребывали в молчании. Глубокой серьезностью запечатлена была их речь и все существо их. Итак, запомните, что надо уходить оттуда, где люди занимаются зубоскальством, пересмеиванием, где издеваются над ближними своими. Уходите, уходите, когда попадете в такую нечистую среду. Заткните уши ваши и уходите от этих несчастных зубоскалов и смехотворцев.
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"







"Смехотворство порождает ложь.
(Прп. Иоанн Лествичник)"


















  Смешливость злая противостоит смешливости доброй и является одним из внешних/телесных (в данном случае - устных/артикулярных/гласных) проявлений злорадства - т. е. весёлости злой/зловесёлости: 

  "3 Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими – князей. 
  (Ос. 7)"

  Смешливость неправильная (в Св. Писании иногда она сопровождается и свистом/киванием/подмигиванием/рукоплесканием - вспомним аплодисменты современным паяцам/клоунам/скоморохам и пр.) по определению происходит из злолюбия и неотделимых от него своеволия, гордости, сластолюбия и рождающей их всех ненависти...

  "15 Руками всплескивают о тебе все проходящие путём, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: «это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?»
  16 Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!»
  (Пч. 2)"
  "19 Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя? 
  (Нм. 3)"

 
  Смешливость неправильная является обратной стороной (др. крайним проявлением) порока печали:
 
  "22 Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью;
  23 веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие;
  24 люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль,
  25 ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
  (Сир. 30)"
 
  Смешливость – индикатор/проявление/следствие неотделимых друг от друга злолюбия/своеволия/сластолюбия/ и безрассудства… 
  Степени смха у человека могут варьироваться в самом широком диапазоне - от ухмылки до хохота...
  Только любящий зло может радоваться злу и веселитьс от него… 
  И только безрассудный может любить зло, т. к. злолюбие – прямая/столбовая дорога в геенну (хайвэй/автобан)… 
  Конкретными причинами смешливости могут являться любые из известных нам пороков - и тщеславие, и обаяние, и сребролюбие, и блуд, и пр., и пр. ...
  Христос особо отмечал опасность и вред смешливости, когда предупреждал: "Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (в геенне)"… 
  Опасность смешливости в том, что он маскируется под добро (как проявление весёлости - следствия внешней радости) в противовес печали, унынию и отчаянию...
  Как и любой другой порок, смешливость имеет разные степени… 
  Человек может смеяться и внутри (не открывая рта, не изменяясь в лице), а может и только ухмыляться... 
  Человек может и просто смеяться, а может и громко хохотать… 
  Сила эмоций проявляется через громкость и тембр смеха, через мимику и жестикуляцию, являясь характерными индикаторами силы радости от зла… 
  Иногда хохот очень сильно напоминает истошный (истеричный) собачий лай, а смех - надрывный скрипучий кашель (самою своею явною неприятностью обличая свою собственную неправильность)...
  Смешливость чрезвычайно вредна, т. к. не позволяет человеку не только покаяться во зле, но и наоборот - развивает его любовь ко злу… 
  Если внимательно почитать Евангелие, то можно увидеть, что Христос нигде ни разу не смеялся (по крайней мере евангелисты об этом совсем не упоминают)… 
  Это очень даже не случайный факт...
  И это естественно - Иисус непрестанно (всем Своим существом) каялся за все человеческое зло, как за Свое собственное...
  Это относится и к христианам – с какой стати смеяться последователю учения Иисуса, если он видит в себе кучу смертельно опасных болезней, результат которых – не смерть временная телесная, а смерть вечная, духовная (в геенне)… 
  Ну где это видано, чтобы человек, попавший в болотную трясину и стремительно утопающий в зловонной жиже - хохотал при этом, с интересом наблюдая за ползающими вокруг него змеями и прыгающими ему на лицо жабами?...
  А если христианин даже и преуспевает в жизни по заповедям Христовым, то он начинает все больше и сильнее скорбеть о смертельных болезнях (пороках) своих ближних - окружающих его людей… 
  Разве будет добрый человек хохотать в то время, когда он видит вокруг себя множество утопающих в трясине людей?...
  Добрый человек подаст им руку (покается и помолится за них) и вытащит их из трясины (приведет их своим собственным примером к покаянию)... 
  Человек же, смеющийся над другими людьми, подобен жестокому, который вместо помощи утопающим, не протягивает к ним палку, а бьет их ею по голове...
  Человек же, осуждающий других людей, подобен утопающему в болоте, но мнящему о себе, что он стоит на на твердом островке и бросающему камни в таких же как и он сам, реально тонущих вокруг него людей...
  О Христе в Св. Писании сказано, что Он "грех вземляй мира", т. е. принял на Себя грехи всех людей…
  Это - и тайна, и таинство… 
  Святой Богочеловек воспринял зло всех человеков как Свое собственное… 
  Христос восскорбел о грехах всех людей как о своих собственных… 
  Тайна…
  Таинство… 
  Подвиг, который люди на земле пока еще не в состоянии воспринять в полной мере… 
  Только по исходу их душ из тел, им в полной мере будет все это открыто… 
  И тогда им будет совсем не до смеха… 
  Как и Христу во время Его земной жизни… 
  Если человек развивает в себе смешливость, то она может дорасти в нем даже и до уродливых форм - например, до смеха во время истязания животных или людей… 
  Начинается все с малого: "шел-шел человек, поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс"… 
  Всем очень "смешно"... 
  Все несчастные случаи - образы греховных падений...
  Все телесные травмы - образы ран духовных...
  В смешливом человеке постепенно развивается и жестокосердие, и жестокость, и любое другое зло, которое вызывает смех, и которое смехом же и усиливается… 
  Смешливость, соединенная с цинизмом (с презрением морально/нравственных критериев), рождает сарказм...
  Человеку крайне необходимо всеми силами стараться воздерживаться от хохота и смеха, а уж тем более вызывать его в ближних… 
  Допустимы и приличны только сдержанные улыбки радости о добре…
  Необходимо помнить и понимать, что не сами по себе веселье, смех, чувство юмора (как внешние, так и внутренние - ибо смеяться/насмехаться можно и внутри) являются злом, а стремление/любовь к ним как к одному из родов удовольствия (сластолюбия)...
  Св. Писание свидетельствует нам о редких исключениях (лишь подтверждающих правило), в которых смех человеческий сам по себе может являть собою и добрые движения души (как проявление внешней/телесной радости - веселья)...
  Ибо это естественно: ведь смех, как и всё творение Божие (вне всякого исключения) суть добро/талант, предназначенный для утешения человека (для усиления его радостности как лекарство/средство от печали и усталости) и только от самого человека зависит, как он его использует в своей жизни - во вред или для пользы (в погибель или во спасение)...
  Смех злой как и все другие пороки (испорченные первородным грехом добродетели) имеет свою добрую причину/мать - смех до грехопадения, который являлся внешним/телесным проявлением радости от добра/любви...

  Полезно вспомнить и соответствующую народную мудрость, гласящую, что "смех без причины - признак дурачины"...
  В наши последние времена, когда обмирщенное человечество в основной своей массе бодро марширует в вечные гееннские муки (вечно "рыдать/плакать"), нам кажется, что не существует ни одного основательного повода для продолжительного заливистого смеха, а уж тем более для безудержного хохота... 
  "Пиром во время чумы" является безудержный/культивируемый смех в наше время... 
  Всевозможные смехотворцы и пересмешники всех мастей (обращаясь к тому или иному пороку зрителей, играя на нём как на неком гнусном инструменте блуда, чревоугодия, пьянства, тщеславия и пр.) процветают в мире шоубизнеса (на эстраде, в цирке) в кинематографе, в музыке/пении/танцах/театре, в литературе, в телевидении, на радио и в пр. т. н. искусстве, пользуясь в народе небывалой любовью, славой и почётом...
  Культ смеха вместо плача...
  Св. ап. Павел в послании Ефесянам (5 глава, 4 стих) особо выделяет смехотворчество как мерзкий порок - не случайно в церковнославянском языке/переводе оно является синонимом кощунства...
  Народ ныне забыл свою мудрость, ставши безумным - предпочитая смех плачу и миротворцев/миротворчество - смехотворцам/смешливости/кощунству...
  К великому нашему сожалению, смехотворчество не обошло стороной и церковную жизнь...
  Нечасто, но всё же (хотя бы и нехотя/невольно) мы и видим, и слышим (несмотря на то, что стоим всегда как можно дальше от исповедального аналоя) даже во время Таинства Исповеди и шутки, и улыбочки и смех как у самих исповедников, так и у их духовных "пастырей" (иногда даже рассказывающих своим "пасомым" соответствующие/тематические анекдоты)...
  И если уж таковые примеры нередко присутствуют/существуют/проявляются в православной церкви, то что же тогда творится/деется у инославных - у протестантов и иже с ними?...
  Догадаться нетрудно...
  Ниже мы приведём ссылку на соответствующее видео:
  https://vk.com/video206220617_456239472
  Увы - "последние времена"...

   Врачуется смешливость незамедлительным, обязательным покаянием в ней и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и уменьшающей его в злолюбии вообще и в зловесёлости, в частности...

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово о вреде смеха прп. Ефрема Сирина, о благоразумии юмора/шутки свт. Григория Богослова с сайта Святоотеческое наследие, статьи дьякона Павла Сержантова, архиеп. Иоанна (Шаховского), игум. Даниила (Гридченко) с сайта Православие.Ру, песня Саса Михайлова "Страдая, падая, взлетая" и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Логослово...

 




 

 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Пороки | Добавил: samcfv (16 Авг 12)
Просмотров: 1772

Поиск